Духовно-нравственное воспитание в семье.
консультация (старшая группа) на тему
Духовно-нравственное воспитание – сложный психолого-педагогический процесс перевода объективных требований морали в личные убеждения человека. Стержнем духовно-нравственного воспитания является интериоризация – перевод моральных требований общества, нравственных принципов во внутренние установки человека, которые, став таковыми, служат верным компасом в его повседневной жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
duhovno.docx | 18.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Духовно-нравственное воспитание в семье.
Духовно-нравственное воспитание – сложный психолого-педагогический процесс перевода объективных требований морали в личные убеждения человека. Стержнем духовно-нравственного воспитания является интериоризация – перевод моральных требований общества, нравственных принципов во внутренние установки человека, которые, став таковыми, служат верным компасом в его повседневной жизни.
Духовно- нравственное воспитание – процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формированию у него:
- Нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, патриотизма)
- Нравственного облика (терпения, милосердия)
- Нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению любви, готовности к преодолению жизненных испытаний)
- Нравственного поведения (готовности служения людям и стране, проявления духовной рассудительности, послушания и доброй воли)
Семья существует, воспроизводя традиции, следуя определённым
образцам деятельности, без которых немыслимо само её развитие.
Передаваясь из поколения в поколение, традиции помогают сохранять и воспроизводить ценности, проверенные и утверждённые в культурно – историческом процессе общественных отношений. Традиции непосредственно связаны с духовно- нравственным воспитанием, регулируют и стабилизируют отношения между членами семьи, подготавливают ребёнка к жизни в обществе.
Семья – это целостная структура, в которой каждый её член связан невидимыми эмоциональными и традиционными узами друг с другом. Каждая семья имеет свою историю, к которой вольно или невольно приобщает ребёнка. Через призму истории родных людей в сознание ребёнка входят первые исторические представления о войне и мире, особенностях труда, быта, культуры разных поколений.
В семейном общении человек учится преодолевать свой эгоизм, уступать, сочувствовать и сопереживать, в семье узнаёт, что такое «хорошо и что такое плохо». С близкими людьми в семье он переживает чувства любви, дружбы, долга, ответственности, справедливости.
Таким образом, научные данные свидетельствуют о том, что семья обладает потенциалом духовно-нравственного воспитания детей.
Современные глобальные социально-экономические преобразования, обновление общественных отношений неизбежно повлекли за собой изменение нравственных ориентиров, ценностей, всех форм общественного сознания.
Одной из причин кризиса в духовно-нравственной сфере современного общества является разрушение традиционных устоев семьи. Утрачен традиционный уклад семейной жизни, нарушены родовые и семейные связи между поколениями, традиционные отношения послушания, почитания, уважения старших. Поэтому современная семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Проблема семейного воспитания-это наиболее острая проблема нашего времени.
В связи с этим педагогическая задача состоит в том, чтобы предложить ребёнку качественный образец действия и поведения, создать условия для его собственных действий, помочь перевести оценку окружающих людей в самооценку ребёнка, вызвать у него желание повторных аналогичных действий.
В условиях бедственного положения современной семьи, сложностей преодоления кризисных явлений в семейном воспитании, не помогут разовые меры, необходим системный подход к решению проблемы духовно-нравственного воспитания в семье.
Работая с детьми младшего школьного возраста, считаю работу с семьёй одной из главных.
Работу с семьёй начинала, когда уже был сформирован класс, посещала семьи на дому, чтобы познакомиться со всеми членами семьи, узнать традиции семьи, условия проживания, наладить контакт с семьёй.
Набирая класс ставила перед собой цель:
Создание условий для формирования духовно-нравственного воспитания в семье.
Цель может быть достигнута путём реализации следующих задач:
1. Расширение представлений о возможностях семьи в воспитании младшего школьника.
2. Выявление противоречий и проблем в использовании методов воспитания.
3. Выявление дополнительных возможностей влияния семейных традиций, устоев на формирование понимания ребёнком роли семьи в перспективе жизни человека.
4. Формирование опыта педагогически обоснованных подходов к выбору методов семейного воспитания.
Для реализации данных задач провожу следующую воспитательную работу, наиважнейшим условием которой является сотрудничество преподавателей, детей, родителей.
Использую такие формы работы с родителями по духовно-нравственному воспитанию учащихся:
- родительские собрания на духовно-нравственные темы;
- открытые показы воспитательно-образовательного процесса;
- проведение совместных учебных мероприятий (выставки, конкурсы)
- совместные занятия с родителями: анкетирование и тестирование родителей с целью выявления ошибок и коррекции процесса духовно-нравственного воспитания в семье;
- индивидуальные консультации специалистов;
- наглядные виды работы: информационные стенды для родителей, выставки детских работ;
- экскурсии;
- визиты домой;
- совместные с родителями праздники;
В этом учебном году провела мероприятия совместно с родителями:
- Родительское собрание на тему: «Духовная природа семьи – основа духовно-нравственного воспитания детей»;
- конкурс пословиц о семье, конкурс рисунков и поделок «Семейные радости»;
- сочинение на тему: «Моя семья»;
- классный час «Труд земной» (были приглашены родители, которые рассказали о своих профессиях);
- экскурсии на предприятия к родителям, в музей «Родной край»;
- беседы, классные часы «Спешите делать добро», «Вместе дружная семья», «Я и другие люди», «Что значит быть нужным людям», «Край любимый, край родной», «О честности и умении держать слово», «Что такое доброта»;
- совместно с родителями был организован поход в лес;
- выполняли проекты: «Родной город», «Моя родословная»
- праздники «Здравствуй, осень золотая!», «День именинника», «День матери», «Новогодняя сказка», «Праздник Масленицы»
Работая с родителями необходимо не забывать, что вся эта работа должна быть в системе и родители должны быть непосредственными участниками процесса.
Считаю, что работа с родителями, проводимая в данном направлении, способствует формированию основ духовной культуры личности, отражающей основные признаки культуры мира, необходимой для полного развития человека, как гражданина будущего общества.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План работы ресурсного Центра духовно-нравственного просвещения и поддержки семей с детьми с ограниченными возможностями здоровья
План разработан для работы с детьми с ОВЗ ....
«Взаимодействие семьи и ДОО по формированию у детей духовно-нравственных ценностей, воспитание нравственно-патриотических чувств, уважения к старшему поколению»
Представляю презентацию в которой хочу поделиться опытом своей работы по теме «Взаимодействие семьи и ДОО по формированию у детей духовно-нравственных ценностей, воспитание нравственно-патриотических ...
"Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников"
Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников...
«Взаимодействие семьи и ДОО по формированию у детей духовно-нравственных ценностей, воспитание нравственно-патриотических чувств, уважения к старшему поколению».
Семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обу...
«Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников в ходе организации проектной деятельности с детьми»
В статье представлен опыт работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников в ходе проектной деятельности....
«Организация работы по направлению духовно-нравственного, патриотического воспитания детей дошкольного возраста через приобщение их к культуре народов Крыма»
Детство – время развития всех сил человека, как душевных, так и телесных; приобретения знаний об окружающем мире, образования нравственных навыков и привычек. В дошкольном возрасте п...
Консультация: «Взаимодействие семьи и Детского сада по формированию у детей духовно-нравственных ценностей, воспитание нравственно-патриотических чувств, уважения к старшему поколению».
Консультация:«Взаимодействие семьи и Детского сада по формированию у детей духовно-нравственных ценностей, воспитание нравственно-патриотических чувств, уважения к старшему поколению»...