«Организация работы с детьми раннего возраста с ОВЗ»
материал (младшая группа) на тему

Нестерова Юлия Романовна

                                     Введение

 

Раннее детство – период развития ребенка от 1 года до 3 лет. В  этот период изменяется социальная ситуация развития и ведущая деятельность детей. Основными достижениями, которые определяют развитие психики ребенка в раннем детстве являются: овладение телом и речью, а также развитие предметной деятельности, формируется мышление, появляются первые устойчивые качества личности.

 

Познавательная деятельность детей и их высшие психические функции качественно отличаются от познавательной деятельности взрослого.

Во-первых, они не выделяются как отдельные элементы психического развития человека, а проявляются во всем многообразии действенного освоения окружающего, переплетаясь с другими линиями развития ребенка. Это определяется развитием восприятия, формированием основных движений, совершенствованием действий руки, овладением речью, приобретением первых социальных навыков и т. д.

Во-вторых, взрослый человек способен определить круг собственных интересов и, стремясь познать суть явления, выделить в нем главное и второстепенное, вскрыть причины, следствия, закономерности. Ребенок раннего возраста еще не способен к такой сложной деятельности, но начало уже положено: он проявляет интерес ко всему окружающему. Внимание ребенка привлекает, как правило, все движущееся, яркое, издающее звуки. Он пытается познать мир, который предстает перед его глазами.

Развитие психических функций в раннем возрасте включает в себя развитие внимания, памяти, мышления.

Внимание

Внимание является одной из важных предпосылок всех видов сознательной деятельности, в первую очередь познавательной.

Уровень развития внимания определяется различными характеристиками. К ним относятся объем внимания, концентрация, переключение, устойчивость, распределение. Внимание зависит от возраста ребенка.

В раннем возрасте внимание кратковременное, сосредоточенность слабая. Оно постоянно колеблется, перемещаясь с одного объекта на другой без видимой причины. Маленький ребенок не управляет своим вниманием. Оно имеет непроизвольный характер. Объем внимания узкий, а распределение внимания малышам недоступно.

Развитие внимания в раннем возрасте происходит в процессе освоения ходьбы, предметной деятельности и речи. Внимание ребенка раннего возраста наиболее устойчиво в активной деятельности. Большое влияние на развитие внимания оказывает такой эмоциональный фактор, как интерес.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл сенсорное развитие99.6 КБ

Предварительный просмотр:

«Организация работы с детьми раннего возраста с ОВЗ»

Сенсорное развитие.

                                     Введение

Раннее детство – период развития ребенка от 1 года до 3 лет. В  этот период изменяется социальная ситуация развития и ведущая деятельность детей. Основными достижениями, которые определяют развитие психики ребенка в раннем детстве являются: овладение телом и речью, а также развитие предметной деятельности, формируется мышление, появляются первые устойчивые качества личности.

Познавательная деятельность детей и их высшие психические функции качественно отличаются от познавательной деятельности взрослого.

Во-первых, они не выделяются как отдельные элементы психического развития человека, а проявляются во всем многообразии действенного освоения окружающего, переплетаясь с другими линиями развития ребенка. Это определяется развитием восприятия, формированием основных движений, совершенствованием действий руки, овладением речью, приобретением первых социальных навыков и т. д.

Во-вторых, взрослый человек способен определить круг собственных интересов и, стремясь познать суть явления, выделить в нем главное и второстепенное, вскрыть причины, следствия, закономерности. Ребенок раннего возраста еще не способен к такой сложной деятельности, но начало уже положено: он проявляет интерес ко всему окружающему. Внимание ребенка привлекает, как правило, все движущееся, яркое, издающее звуки. Он пытается познать мир, который предстает перед его глазами.

Развитие психических функций в раннем возрасте включает в себя развитие внимания, памяти, мышления.

Внимание

Внимание является одной из важных предпосылок всех видов сознательной деятельности, в первую очередь познавательной.

Уровень развития внимания определяется различными характеристиками. К ним относятся объем внимания, концентрация, переключение, устойчивость, распределение. Внимание зависит от возраста ребенка.

В раннем возрасте внимание кратковременное, сосредоточенность слабая. Оно постоянно колеблется, перемещаясь с одного объекта на другой без видимой причины. Маленький ребенок не управляет своим вниманием. Оно имеет непроизвольный характер. Объем внимания узкий, а распределение внимания малышам недоступно.

Развитие внимания в раннем возрасте происходит в процессе освоения ходьбы, предметной деятельности и речи. Внимание ребенка раннего возраста наиболее устойчиво в активной деятельности. Большое влияние на развитие внимания оказывает такой эмоциональный фактор, как интерес.

 

Память

Память ребенка раннего возраста всегда связана с его активным восприятием – узнаванием. Она носит непроизвольный характер и теснейшим образом связана с протеканием других психических процессов.

В результате практических действий ребенка, его восприятия, мышления, воображения возникает представление о действиях, свойствах, предметах и т. д. Благодаря очень хорошей памяти ребенок приобретает способность действовать в плане общих представлений.

Ребенок раннего возраста не ставит перед собой цели что-то запомнить или вспомнить и не владеет специальными способами запоминания. Интересные для него события, действия, образы легко запечатлеваются, непроизвольно запоминается и словесный материал, если он вызывает эмоциональный отклик. Ребенок быстро запоминает стихотворения, особенно совершенные по форме: в них важны звучность, ритмичность и смежные рифмы. Запоминаются сказки, рассказы, диалоги из фильмов, когда ребенок сопереживает их героям. Смысловая память развивается наряду с механической.

 

Мышление

В раннем возрасте ведущим видом мышления является наглядно-действенное, которое возникает к концу первого года жизни и является ведущим видом мышления до 3,5-4 лет. Однако кроме наглядно-действенного мышления в 2,5-3 года начинает формироваться и наглядно-образное.

До четырех лет умственное развитие малыша, его познание внешнего мира происходит через практические действия с предметами. Ребенку необходимо обязательно потрогать предмет, чтобы понять его. Действуя с реальными предметами, перемещая их в пространстве, меняя их функциональные зависимости, ребенок получает возможность преодолеть статичность восприятия. К концу раннего возраста складывается мыслительная деятельность, в том числе способность к обобщениям, к переносу приобретенного опыта из первоначальных условий и ситуаций в новые. Формируется умение устанавливать связи между предметами и явлениями путем экспериментирования, запоминать их и использовать при решении задач.

Характерной особенностью мышления ребенка раннего возраста является его синкретизм, т.е. нерасчлененность - ребенок пытается решить задачу, не выделяя в ней отдельные параметры, но воспринимая ситуацию как целостную картинку, все детали которой имеют одинаковое значение.

 

ВПФ у детей раннего возраста с задержкой речевого развития

Основными особенностями познавательной сферы детей с речевыми нарушениями являются: недостаточная концентрация и устойчивость внимания, слабость в развитии моторики, пространственные трудности. Без направленной коррекционной работы эти имеющиеся у детей трудности в дальнейшем могут принять большую выраженность и привести к снижению объема памяти, трудностям в мыслительных операциях.

Указанные особенности в развитии детей требуют специальной работы по их коррекции, учитывающей сильные и слабые стороны развития их психики. Особое внимание при обучении уделяется развитию произвольной, осознанной деятельности, умению контролировать свои действия и достигать требуемого результата.

Так как познавательные процессы существуют и развиваются в тесной взаимосвязи между собой и представляют сложные системные образования, то каждое упражнение, адресованное какому-либо определенному познавательному процессу, одновременно влияет и на другие.

Использование на занятиях различных игр и упражнений, продуктивных видов деятельности, частой смены деятельности ведет к повышению устойчивости внимания и к более раннему переходу от непроизвольного внимания к произвольному. При обучении малыша выделять сюжет сказки, ее основных героев, их взаимоотношения, ключевые моменты ребенок овладевает способами произвольного запоминания. Мышление формируется в плане действия, с опорой на восприятие, развивается в осмысленных целенаправленных предметных действиях.

 

ВПФ у детей раннего возраста с задержкой психического развития

Для детей с задержкой психического развития характерна значительная неоднородность нарушенных и сохранных звеньев психической деятельности, а так же ярко выраженная неравномерность формирования разных сторон психической деятельности.

Существенное место в структуре дефекта умственной деятельности при ЗПР принадлежит нарушениям памяти. Многое из того, что нормально развивающиеся дети запоминают легко, как бы само собой, вызывает значительные усилия у их отстающих сверстников и требует специально организованной работы с ними.

Специфические особенности памяти детей с ЗПР:

1.Снижение объема памяти и скорости запоминания;

2.Непроизвольное запоминание менее продуктивно, чем в норме;

3.Механизм памяти характеризуется снижением продуктивности первых попыток запоминания, но время, необходимое для полного заучивания, близко к норме;

4.Преобладание наглядной памяти над словесной;

5.Снижение произвольной памяти;

6.Нарушение механической памяти.

Для детей раннего возраста с ЗПР характерна низкая концентрация, неустойчивость и узкий объем внимания.

На развитие мышления оказывают влияние все психические процессы. Так, отставание в развитиии восприятия, внимания и памяти приводят к следующим недостаткам мыслительной деятельности детей с ЗПР:

1.  Несформированность познавательной, поисковой мотивации. Дети стремятся избежать любых интеллектуальных усилий, не заинтересованы в результате выполнения задания.

2.  Отсутствие выраженного ориентировочного этапа при решении мыслительных задач. Ребенок не умеет анализировать условия, не понимает значимости ориентировочного этапа, что приводит к появлению множества ошибок. Когда ребенок начинает обучаться, очень важно создать условия для того, чтобы он первоначально думал, анализировал задание.

3.  Низкая мыслительная активность, «бездумный» стиль работы: дети, из-за поспешности, неорганизованности, действуют наугад, не учитывая в полном объеме заданного условия; отсутствует направленный поиск решения, преодоления трудностей.

4.  Стереотипность мышления, его шаблонность.

Дети с ЗПР затрудняются действовать по наглядному образцу из-за нарушений операций анализа, нарушение целостности, целенаправленности, активности восприятия – все это ведет к тому, что ребенок затрудняется проанализировать образец, выделить главные части, установить взаимосвязь между частями и воспроизвести данную структуру в процессе собственной деятельности.

 

ВПФ у детей раннего возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью

Функция внимания является при СДВГ закономерно нарушенной. Это выражается, прежде всего, в трудностях сосредоточения и удержания внимания, что объясняется как повышенной отвлекаемостью (в том числе на незначительные стимулы), так и истощаемостью вследствие церебральной астении и отсутствием достаточной мотивации.

Страдает переключаемость внимания, поэтому быстро сменяющие друг друга виды деятельности осуществляются редуцированно, некачественно и фрагментарно.

Память детей с СДВГ может соответствовать нормативным показателям в соответствии с возрастом. Однако, вследствие неустойчивости внимания наблюдаются пробелы в усвоенном материале. Возможны нарушения кратковременной памяти, выражающиеся в недостаточном объеме запоминания, повышенной тормозимости следов памяти, замедленном запоминании. При этом положительная мотивация и соответствующая возможностям ребенка организация материала дает компенсаторный эффект, что свидетельствует о сохранности корковой функции памяти.

Интеллектуальная деятельность ребенка с СДВГ циклична: произвольная продуктивная работа не превышает 5-15 минут, после чего теряется контроль над дальнейшей умственной активностью, когда в течение 3-7 минут мозг накапливает энергию для следующего рабочего цикла. В период восстановления ребенок перестает понимать, осмысливать и перерабатывать информацию, поэтому ребенок может не помнить, что он в это время делал, и не замечать таких перерывов. Значительное влияние на мышление оказывают задержка речевого развития детей с СДВГ, в особенности, регулирующей функции речи, что затрудняет последовательное выполнение интеллектуальных операций. Ребенок не замечает своих ошибок, забывает поставленную задачу, легко переключается на побочные, несущественные. Отставание в формировании высших психических функций не позволяет нормально переносить интеллектуальные нагрузки.

 

С целью развития и коррекция ВПФ у детей раннего возраста указанных выше категорий можно использовать следующие приемы и упражнения:

  1. Пальчиковая гимнастика – развивает у детей внимание, как произвольное, так и не произвольное; закрепляется механическое запоминание простых словесных форм.
  2. Подвижные игры, как и пальчиковая гимнастика позволяют развивать и коррегировать внимание и память детей раннего возраста.
  3. Упражнения на развитие отдельных психических процессов. Например, упражнение «Где спрятался…?» направлено на развитие и коррекцию процесса запоминания: на начальных этапах работы по данному упражнению у детей задействована механическая память, постепенно развивается произвольный компонент запоминания, расширяется объем памяти.
  4. Продуктивные виды деятельности развивают у ребенка сосредоточение внимания, повышают его концентрацию и работоспособность ребенка, а также способствую формированию наглядно-образного мышления.
  5. Организованная игра развивает произвольное внимание к правилам игры, память

 

ВПФ у детей раннего возраста с аутистическим рисунком поведения

Нарушения развития высших психических функций при детском аутизме являются множественными, всепроникающими. Характерной чертой психического развития при аутизме является противоречивость, неоднозначность его проявлений. Аутичный ребенок может проявить себя умственно отсталым и высокоинтеллектуальным, парциально одаренным в какой-то области, но при этом не имеющим простейших бытовых и социальных навыков.

Однако можно выделить следующие общие особенности данной категории детей:

Внимание ребенка раннего возраста с аутистическим рисунком поведения отличается повышенной отвлекаемостью, низкой концентрацией, узким объемом. При этом характерно патологическое застревание на эмоционально значимых для ребенка объектах, ощущениях и т.п.

Память обычно характеризуется механическим, непроизвольным запоминанием. Объем памяти зависит от эмоциональной значимости предъявляемого материала.

Мышление: при конкретности, буквальности и фрагментарности в понимании окружающего аутичные дети в рамках стереотипной игры могут проявлять способность к выполнению отдельные сложные мыслительных операций. Эти стереотипные интеллектуальные игры могут быть достаточно изощренными, но при этом они не являются настоящим активным взаимодействием со средой. Они служат средством воспроизведения одного и того же приятного впечатления.

Психическое развитие при аутизме происходит в особых условиях, когда нарушена регуляция витального и психического тонуса и снижены пороги аффективной чувствительности. Невозможность адекватного реагирования на окружающую среду приводит к тому, что задачи защиты и саморегуляции становятся для ребенка более важными, чем активная адаптация к миру, а это в свою очередь обусловливает искажение в развитии психических функций.

 

Построение коррекционной работы с детьми раннего возраста с аутистическим рисунком поведения также имеет свои особенности. Использование привычных подвижных игры или специализированных упражнений на развитие определенных процессов невозможно или сильно затруднено.

Все дети данной категории индивидуальны. Поэтому сказать, чем конкретно придётся заниматься с тем или иным ребёнком, не видя его, нельзя. Как правило, любые занятия строятся на такой системе:

  • заинтересовать ребёнка, найти, через что ребёнок идёт на контакт.
  • выработать элементарную систему знаков, слов и понятий, которые покажут, насколько ребёнок понимает то, что вы от него хотите.
  • выработать поведенческие навыки, в том числе и навыки работы за столом, навыки взаимодействия.
  • развивать то, в чём ребёнок отстаёт, опираясь на то, что он уже умеет и понимает.

Методы для достижения поставленной цели можно выбрать различные – кто-то может спокойно заниматься с помощью предметов, кому-то нужна арттерапия или музтерапия.

Так, в коррекционной работе с детьми, принятыми на сопровождение в ОРП, часто используются игры с водой и песком, в которые мы внедряем элементы упражнений на развитие высших психических процессов.

 

Таким образом, основными приемами развития и коррекции ВПФ у детей раннего возраста с ОВЗ являются:

  • пальчиковая гимнастика;
  • подвижные игры;
  • упражнения на развитие отдельных психических функций;
  • продуктивные виды деятельности;
  • организованная игра;
  • нетрадиционные методы коррекции: арт-терапия, игры с водой и песком.

Игры и упражнения для сенсорного развития детей раннего возраста с ОВЗ

Ребенок с ограниченными возможностями здоровья, как и ребенок, не имеющий дефектов, способен под влиянием воспитания успешно развиваться в психическом и личностном отношениях. Рука ребенка в этом возрасте физиологически несовершенна. Как и весь организм, она находится в стадии интенсивного развития. Мелкая моторика развита плохо. Пальцы рук сгибаются и разгибаются синхронно, т.е. действуют все вместе. Движения пальцев слабо дифференцированы, поэтому при сгибании одного пальчика остальные выполняют аналогичное действие. Наблюдается неполная амплитуда движений и быстрая утомляемость. В литературе последних лет описаны приемы работы по развитию мелкой моторики у детей с задержкой речевого развития (Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Фомичева), с моторной алалией (Н.И. Кузьмина, В.И. Рождественская), с дизартрией (Л.В. Лопатина, Н.В. Серебрякова), с заиканием (Л.И. Белякова, Н. А. Рычкова). Все авторы подтверждают факт, что тренировка тонких движений пальцев рук является стимулирующей для общего развития ребенка и для развития речи.

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, величине, положений в пространстве, а так же запахе, вкусе и т.д. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, а с другой – имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе и для многих видов деятельности.

Сенсорное развитие детей раннего и дошкольного возраста тесно связано с сенсорной интеграцией.

Существует несколько понятий сенсорной интеграции:

 

  • это неврологический процесс, который организует ощущения от тела и окружающей среды и дает человеку возможность эффективно функционировать;

  • это обработка сенсорной информации – способ и процесс обнаружения, передачи, распознавания и анализа ощущений в центральной нервной системе, а также интеграции, объединяющей конечную обработку сенсорных стимулов и их осознаниесенсорная интеграция является бессознательным процессом, происходящим в головном мозге; наделяет значением испытываемые нами ощущения, фильтруя информацию и отбирая то, на чем следует сконцентрировать внимание; формирует базу для теоретического обучения и социального поведения;
  • это взаимодействие всех органов чувств; она начинается очень рано, уже в утробе матери; взаимодействие всех органов чувств подразумевает упорядочивание ощущений и раздражителей таким образом, чтобы человек мог адекватно реагировать на определенные стимулы и действовать в соответствии с ситуацией.

У ребенка с ограниченными возможностями здоровья наблюдаются трудности с обработкой сенсорной информации, что подтверждается их измененной реакцией на проприорецептивные, вестибулярные либо тактильные раздражители.

Проприоцептивные ощущения – это бессознательное различие ощущений, приходящих от наших суставов, мышц, сухожилий и связок.

Вестибулярные ощущения – это чувства от гравитации, регистрации движений головы, а также передвижения тела в пространстве.

Тактильные ощущения – это способность ощущать и различать прикосновения.

Проблемы сенсорной интеграции довольно распространены среди детей с такими нарушениями, как аутизм, задержка психического развития, задержка речевого развития, фетальный алкогольный синдром; так же наблюдается у детей, воспитываемых в условиях сенсорной депривации, например, домах ребенка.

Эти проблемы приводят к «нарушению сенсорной интеграции». Данный термин обозначает  комплексное расстройство, при котором дети не правильно интерпретируют повседневную сенсорную информацию , в том числе тактильную, зрительную, слуховую, обонятельную, вкусовую и двигательную, что в свою очередь, приводит к проблемам поведения, обучения, развития речи, общения, координации и т.д.

У детей с нарушениями сенсорной интеграции, чаще всего, одно или несколько чувств недостаточно развиты (гипосензитивность) или наоборот – чрезмерно чувствительны (гиперсинзитивность).

Проявления нарушений сенсорной интеграции у детей.

1. Тактильная дисфункция:

- эмоциональное или негативное реагирование даже на легкое прикосновение;

- уход в себя, если прикосновение кажется ребенку скребущим и неприятным, ребенок начинает тереть то место к которому прикасались;

- сверхреакция на боль (дети делают трагедию из-за малейшей царапины) или очень слабая реакция на боль;

- раздражение на новую одежду, особенно жесткую и колючую, на воротнички рубашки, ремни, шапки, носки и т.д.;

- избегание игр, в которых можно испачкаться (песок, рисование пальцами), или наоборот не обращают внимание на грязь на лице;

- делают больно детям или домашним животным во время игры, не осознавая, что тем больно.

2. Вестибулярная дисфункция:

- медленно и осторожно двигаются, часто просто сидят на месте, или наоборот, испытывают потребность в постоянном движении;

- испытывают дискомфорт в лифте, на эскалаторе, укачиваются при езде в машине;

- боятся упасть, даже если такой угрозы нет;

- пугаются, когда находятся вниз головой.

3. Проприорецептивная дисфункция:

- умышленно врезаются в окружающие предметы и крушат все вокруг;

- шлепают ногами во время ходьбы;

- любят стучать палкой или другими предметами о стену или забор во время ходьбы;

- трут руки о стол, кусают и сосут пальцы, щелкают суставами;

- жуют несъедобные предметы – воротничок рубашки, манжеты, завязки капюшона, карандаши, игрушки;

- трудно понимаю расположение тела в пространстве , поэтому они часто подают;

- трудно поднимаются и спускаются по ступеньками;

- плохо удерживают позу;

- не способны поддержать баланс, стоя на одной ноге.

В целом нарушения сенсорной интеграции вызывают:

  • снижение самооценки,
  • фрустрацию из-за невозможности находиться среди других детей,
  • чувство физической и психологической  небезопасности,
  • трудности в освоении знаний.

Для того, чтобы помочь ребенку с нарушениями сенсорной интеграции, необходимо хорошо организованное пространство: помещение должно быть довольно большое и безопасно (наличие покрытия или мата на полу); имеется оборудование, обеспечивающее сенсорные ощущения (качели, шведские стенки, сухой бассейн);есть оборудование и приспособления для организации детских игр.

При организации коррекционно-развивающей работы с детьми раннего возраста с нарушениями сенсорной интеграции необходимо:

- постараться исключить возможность отвлекаться;

- чтобы помочь ребенку удержать внимание – не давать одновременно больше одного задания;

- если ребенок волнуется, что его могут ударить, найти для него место, где он сможет почувствовать себя в безопасности, например, не в центре группы, а с краю;

- постарайтесь убрать то, что может приводить к зрительной перегрузке (различная информация на стенах, ковровые покрытия с яркими рисунками, игрушки и предметы, которые отражают свет, бликуют и т.д.);

- твердые, гулкие поверхности, шум аквариума, радио, открытое окно, осветительные или обогревательные приборы, которые издают звук, мешают деткам сосредоточится на задании, поэтому, необходимо убрать такие вещи;

- запахи еды, медикаментов, краски  и т.д. могут раздражать детей, необходимо устранить отвлекающие обонятельные раздражители.

В помещении, где находятся дети (игровая комната), должно быть тихое место, где ребенок, который устал или расстроился, может отдохнуть.

Для преодоления сенсорной интеграции используют разные упражнения.

Тактильная дисфункция.

При низкой сенсорной чувствительности необходимо использовать:

- тяжелые одеяла, спальные мешки, массажные коврики, растирание жёсткой мочалкой, развитие мелкой моторики, работа с материалами разной фактуры и плотности.

При высокой сенсорной чувствительности:

- всегда предупреждайте ребенка, что вы собираетесь прикоснуться к нему, приближайтесь к нему только спереди

- помните, что объятия могут быть скорее болезненными, чем утешающими

- постепенно знакомьте ребенка с различными текстурами – приготовьте для этого коробку с материалами (шерсть, шелк, бархатная бумага и т.д.)

- учите ребенка самостоятельным действиям, позволяющим регулировать чувствительность (например, при расчесывании волос и мытье).

Так же можно использовать крепкий массаж, прием «Сендвич» - ребенка кладут между больших подушек, при этом гладят ребенка ладонью, поглаживания должны быть крепкими и растирающими.

Используются игры где необходимо толкать или тянуть что-то, нести умеренно тяжелые предметы, прыгать. Ощупывание руками разных поверхностей, хождение по ним ногами, соприкосновение всем телом с различными материалами (шариками в сухом бассейне, с песком, камешками, крупой, водой разной температуры и т.д.). Если ребенок избегает прикосновения с незнакомыми предметами, целесообразнее использовать знакомые игрушки (предметы),  их можно, например, прятать под одежду ребенка и искать.

Вестибулярная дисфункция.

При низкой сенсорной чувствительности:

- поощряйте занятия, которые способствуют развитию вестибулярной системы – лошади-качалки, качели, карусель и кресла-качалки, иппотерапия.

При высокой сенсорной чувствительности.

- разделяйте деятельность на маленькие шаги, используйте визуальные подсказки для обозначения финишной линии (напр. цветной скотч) или поощрения.

Раскачивания ребенка на качелях, или на коленях взрослого можно проводить с опорой на живот / грудную клетку, так чтобы ноги касались земли.

Прыжки с возвышением, постепенно увеличивая высоту.

Игры с большим мячом: положить ребенка грудью или животом на большой мяч, придерживая сначала за туловище, затем за колени, и потом за голеностопные суставы мягко раскачивая, руки у ребенка, в этом случае, остаются свободные для опоры перед собой.

Можно использовать традиционные игры с потешками, такими как «По кочкам», «Кто на лодочке плывет…» и т.д.

«Падания» на руки взрослого, стоя к нему лицом, затем спиной. Когда ребенок уже будет готов к этому, можно пробовать тоже самое с закрытыми глазами.

Хождения по скамейке, можно использовать игру «Перейди через пропасть».

Игра перелезание через стулья, 2 стула ставятся спинками друг к другу, упражнения хорошо проводятся с двумя детьми, при этом им нужно помогать друг другу.

Качание в гамаке, гамак должен быть подвешен петлей и обхватывать все тело ребенка.

Проприоцептивная дисфункция.

При низкой сенсорной чувствительности.

- размещайте мебель у стены комнаты, чтобы сделать навигацию проще

- обозначайте границы с помощью яркого скотча на полу

- прививайте правило «вытянутой руки» для других людей

При высокой сенсорной чувствительности:

используйте все виды занятий для развития мелкой моторики, любой вид рукоделия, бисероплетение, рисование и раскрашивание. Обязательное изучение материалов различной фактуры.

Так же можно использовать такие упражнения:

- поочередные движения правой и левой руки;

- синхронные движения обоих рук;

- учить детей фиксировать одну руку на предмете, объекте, а другой совершать какие-либо движения;

- учить детей осуществлять не синхронные движения обоих рук для выполнения какого-либо действия.

В работе с детьми используются:

- любые пальчиковые игры;

- игра в мяч (ловить его);

- хлопки в ладоши;

- собирать пирамидки, доставать предметы, нанизывать крупные бусины и колечки;

- рвать бумагу, катать «колбаски» из пластилина;

- застегивать пуговицы.

Основная идея сенсорной интеграции состоит в том, что мозгу для комфорта требуется определенный уровень ответа от рецепторов зрительных, слуховых, вестибулярных, тактильных в коже и проприоцептивных в глубине. Один и тот же человек может любить яркие краски, но не выносить громких звуков. При том любить носки грубой вязки и тяжелые ботинки, но не выносить свитеров и украшений. Т.е. данному человеку для комфортного состояния необходимы довольно узкие требования. Понимание такого влияния сенсорного ответа на самочувствие может помочь человеку в двух направлениях: научить создавать себе комфортные условия в ближайшем будущем и попытаться постепенно снять проблему регулярными упражнениями.

Игры для  сенсорного развития детей раннего возраста

В раннем возрасте детей знакомят со следующими свойствами предметов и явлений, как цвет, форма, величина, количество, положение в пространстве – сенсорное воспитание. Сначала восприятие свойств происходит изолированно (только цвет ...), а когда малыши освоят отдельные свойства предметов и явлений нужно переходить к изучению совокупности их свойств. Предлагаем вам игры на  знакомство с понятиями «свет, цвет», в которые можно играть с ребенком в домашних условиях.

 

Свет

С данным явлением дети сталкиваются постоянно в своей жизни, но делают это неосознанно.

Специально привлекая их внимание к этим явлениям можно обогатить их восприятие новыми впечатлениями.

"День и ночь"

Рекомендуется проводить вечером, когда стемнеет.

Ход игры:

Когда я выключаю свет, становится темно, наступает ночь - и все детки должны спать (лечь на ковёр).

Когда я включаю свет, становится светло, наступает день - и все детки начинают играть, бегать, прыгать

 (выполнять различные действия).

«Солнечные зайчики»

Зеркальцем пускать "зайчиков", малыш пробует их поймать.

Цвет

"Цветные шарики"

Можно заменить на кубики, палочки, любые другие игрушки, отличающиеся по одному признаку - цвету.

Цель: Подбирать пары предметов одинаковых по цвету, сравнивать используя слова "такой же - не такой".

Ход игры:

Рассыпать шарики по ковру, по полу, на подносе ....

Взрослый берёт один шарик и показывает малышу:"Смотри какой я взяла шарик. Найди такой же шарик".

Затем берёт кубик контрастного цвета и прикладывает к выбранному шарику, практически показывая,

что шарики разные.

Таким образом, перебирая шарики, находим шарик, у которого цвет совпадает с нашим.

Все свои действия необходимо проговаривать:"Такой же? Нет, не такой. А этот такой же?

Тоже не такой. а если я возьму вот этот шарик, смотри, он такой же, они одинаковые".

Сначала цвет не называть, но постепенно вводить название: "Возьми такой же, жёлтый, как солнышко"

"Разноцветные коробочки"

Цель: Подбирать предметы по образцу, учитывая цвет.

Ход игры:

Перед малышом стоит одна коробочка (мисочка) жёлтого цвета (в дальнейшем довести количество до четырёх коробочек основных цветов). На подносе, столе, ковре... рассыпана мозаика, пуговицы, элементы "лего", разноцветные небольшие игрушки, кубики.

Предложить ребёнку выбрать и спрятать в коробку предметы определённого цвета, жёлтого, как коробочка. При усложнении, увеличении количества коробочек, малыш должен разложить предметы по коробочкам соответствующего цвета.

 

"Цветы и бабочки"

Цель: Подбирать предметы по образцу, учитывая цвет.

Перед проведением игры необходимо подготовить материал: вырезать из плотного цветного картона контуры цветочков красного, жёлтого, зелёного и синего цвета; и контуры бабочек по 3 - 4 бабочки каждого цвета.

Ход игры:

Гуляя с ребёнком на улице обратить внимание на красивые цветы, растущие на клумбе; бабочек, которые летают вокруг цветов. Когда вернётесь домой, то предложите ребёнку сделать

красивую клумбу из заготовленных заранее цветов.

Вспомните, кто летал вокруг цветов на улице, "превратитесь" в бабочек и полетайте по квартире.

Пока будете "летать" найдите спрятанных под шляпой, заранее подготовленных бабочек.

Они потерялись, помогите им найти дорогу к цветам, посадите бабочек красного цвета на красный цветок, жёлтых бабочек - на жёлтый и т.д.

"Поезд"

Заранее на листе ватмана или картона нарисовать поезд с разноцветными вагонами (цветом обозначен контур), и вырезать из цветного картона отдельно прямоугольники – вагончики, а также вырезать фигурки животных или игрушек.

Цель: соотносить цвета, закрепить знания о цветах.

Ход игры:

Включить или спеть вместе с малышом песенку "Мы едем, едем, едем в далёкие края", обыгрывая её (превратиться в поезд).После путешествия по комнате нужна остановка, на которой предложите ребёнку сделать поезд для папы (бабушки, дедушки).

Сначала рассмотрите нарисованный поезд и его части, затем ребёнок должен наложить подготовленные прямоугольники на контуры вагона определённного цвета (часто используют данную игру, как аппликацию, если ребёнок уже немного знаком с клеем).

Когда поезд станет разноцветным, в него надо посадить животных (фигурки приготовили заранее): "Возьми зайку, он поедет в синем вагоне......).

 «Пальчиковые игры»

Капуста

Цель: развитие подражания движениям рук взрослого; развитие понимания речи.

Ход игры: Прежде чем начинать игру, необходимо уточнить представления детей о том, что такое квашеная капуста, как и из чего ее готовят. Хорошо тут же показать детям квашеную капусту, дать попробовать.

– Кто любит квашеную капусту? Она очень вкусная и полезная. Сейчас мы будем готовить квашеную капусту: я буду говорить стишок и показывать движения, а вы повторяйте за мной!

Мы капусту рубим, рубим!

(руки согнуты в локтях, ладони «лопаткой», движения перед собой вверх и вниз – если левая рука вверху, правая внизу)

Мы капусту солим, солим!

(руки согнуты в локтях прямо перед собой, пальцы – большой, указательный и средний – собираем в щепоть, шевелим пальцами, будто солим)

Мы капусту трём, трём!

(руки перед собой, согнуты в локтях, пальцы складываем в кулак, трем кулачки друг о друга)

Мы капусту жмём, жмём!

(руки перед собой, согнуты в локтях, поочередно то расставляем пальцы в стороны, то собираем в кулак)

– Вот какие мы молодцы – приготовили капустку!

http://lib.rus.ec/i/9/203909/i_007.png

Ёжик

Цель: развитие тонкой моторики пальцев и кистей рук; подражание движениям рук; развитие понимания речи. Ход игры: Предложите малышам поиграть за столом или на полу.

– Давайте поиграем в ёжиков.

Перед началом чтения стихотворения изображаем ёжика: пальцы собраны «в замок» и выпрямлены.

http://lib.rus.ec/i/9/203909/i_071.png

Ёжик маленький замерз,

И в клубок свернулся.

(прижимаем пальцы – убираем «иголки»)

http://lib.rus.ec/i/9/203909/i_072.png

Солнце ёжика согрело —

Ёжик развернулся!

(выпрямляем пальцы – показываем «колючки»)

Моя семья

Цель: развитие тонкой моторики пальцев, развитие движений кистей рук; развитие подражания движениям рук; развитие понимания речи.

Ход игры: Сначала взрослый загибает пальцы на руке у ребенка. После того, как ребенок запомнит движения, можно проводить игру в группе: малыши самостоятельно повторяют движения в такт стихотворению – загибают пальчики на руке, начиная с большого. Загибать пальцы можно при помощи второй руки.

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – я,

Вот и вся моя семья!

Такую игру можно проводить сначала с одной рукой, затем с другой.

Вышли пальчики гулять

Цель: развитие дифференцированных движений пальцев, развитие движений кистей рук; развитие подражания движениям рук взрослого; развитие понимания речи.

Ход игры: Малыши повторяют движения взрослого в такт стихотворению – загибают и разгибают пальцы. В начале игры пальцы сжаты в кулак.

Раз, два, три, четыре, пять —

(поочередное разгибание пальцев из кулаков, начиная с большого)

Вышли пальчики гулять.

(пошевелить пальцами)

Раз, два, три, четыре, пять —

(поочередное сгибание пальцев в кулаки, начиная с мизинца)

В домик спрятались опять.

Игру можно повторить с другой рукой.

Замок

Цель: развитие тонкой моторики пальцев, развитие движений кистей рук, укрепление мышц рук; развитие подражания движениям рук; развитие понимания речи.

Ход игры: Предложите малышам поиграть в новую игру.

– Давайте поиграем! Я буду показывать и рассказывать, а вы повторяйте за мной.

На двери висит замок.

(пальцы рук заплетаем в «замок», крепко прижимаем друг к другу)

Кто его открыть не смог?

Мы замочком постучали,

(движение сомкнутыми в замок руками вперед-назад, можно постучать по столу)

Мы замочек повертели,

(движения сомкнутыми руками в разные стороны, можно делать круговые движения)

Мы замочек покрутили...

(тянем руки в разные стороны)

И открыли!

(«разрываем» пальцы, руки расставляем в стороны)

Игру можно повторить несколько раз. Это упражнение можно использовать, играя в гости.

Апельсин

Цель: развитие тонкой моторики пальцев, развитие движений кистей рук; развитие подражания движениям рук; развитие понимания речи.

Ход игры: Игра проводится за столом.

Мы делили апельсин,

(соединить ладони обеих рук «чашечкой»)

Много нас, а он – один.

(сначала показываем растопыренные пальцы на одной руке, затем один указательный палец на другой руке)

Эта долька – для ежа,

(сжимаем пальцы левой руки в кулак, затем разгибаем по одному пальцу – сначала большой палец)

Эта долька – для стрижа,

(указательный палец)

Эта долька – для утят,

(средний палец)

Эта долька – для котят,

(безымянный палец)

Эта долька – для бобра,

(мизинец)

А для волка... кожура.

(разводим руками)

Он сердит на нас, беда!

(грозим пальчиком)

Разбегайтесь кто куда!

(имитируем бег пальцами по столу)

ЧЕРВЯЧКИ

Ладони лежат на коленях лежат на коленях или столе. Пальцы, сгибаясь, подтягивают к себе ладонь (движение ползущей гусеницы).

Раз, два, три ,четыре, пять,

Червячки пошли гулять.

Раз, два, три, четыре, пять

Червячки пошли гулять.

Вдруг ворона подбегает

Идём по столу указательным и средним пальцами (остальные пальцы поджаты к ладони)

Головой она кивает,

Складываем пальцы щепоткой, качаем ими вверх и вниз

Каркает:"Вот и обед !"

Раскрываем ладонь, отводя большой палец вниз, а остальные ввер

Глядь -

разводим руками

а червячков уж нет!

Сжимаем кулачки, прижимаем их к груди.

 

ВЕТЕР

 Руки стоят на столе, опираясь на локти. Кисти прижаты друг к другу основаниями, пальцы растопырены (крона пальмы). Раскачиваем руками в разные стороны, стараясь не поднимать локти.

Ветер дует, задувает,

Пальму в стороны качает.

Ветер дует, задувает,

Пальму в стороны качает.

Ладони лежат на столе, прижаты друг к другу боковыми частями. Пальцы рук согнуты, растопырены (клешни). Шевелим ими.

А под пальмой краб сидит

и клешнями шевелит,

А под пальмой краб сидит

И клешнями шевелит.

Чайка над водой летает

Ладони соединены большими пальцами, остальные пальцы сжаты, разведены в стороны (крылья). "Машем"ими в воздухе.

И за рыбками ныряет,

Ладони сомкнуты и чуть округлены. Выполняем волнообразные движения.

Чайка над водой летает

И за рыбками ныряет.

А под пальмой...

Под водой на глубине

Крокодил лежит на дне.

Ладони основаниями прижаты друг к другу. Пальцы согнуты (зубы). Лёжа на тыльной стороне одной из рук, "открываем и закрываем рот" крокодила.

Под водой на глубине

Крокодил лежит на дне.

Перевернув руки на другую сторону, повторяем движения.

А под пальмой... 

МАЛЕНЬКАЯ МЫШКА

Маленькая мышка

По городу бежит,

Бежим пальцами обеих рук по столу или коленям.

Глядит ко всем в окошки,

Сложив пальцы рук круглым окошечком, заглядываем в него.

И пальчиком грозит:

Грозим пальчиком

"А кто не лёг в кроватку?

Руки прижаты ладонями друг к другу. Лежат на тыльной стороне одной из рук на столе (коленях).

А кто не хочет спать?

Переворачиваем руки на другой "бок".

Такого непослушного

Я буду щекотать!"

Щекочем пальчиками то одну, то другую ладошку.

 

ПЯТЬ УТЯТ

Одна из рук - "мама утка". Стоит на столе, опираясь на локоть. Пальцы сложены щепоткой.

Вторая рука - утята. Выполняют волнообразные движения по направлению от "мамы-утки" и к ней. Количество разогнутых пальцев соответствует количеству утят (постепенно пальцы загибаются).

Пять утят плывут вперёд,

На берегу их мама ждёт,

"Киваем" кистью руки ("мамой-уткой")

Но только четверо утят

Вернулись к мамочке назад.

Четверо утят плывут...

Трое утят плывут...

Двое утят плывут...

Вот один плывёт вперёд,

На берегу его мама ждёт,

И сразу пятеро утят

Вернулись к мамочке назад.

 

ПАЛЬЧИКИ

В соответствии с текстом, поочерёдно сгибаем и разгибаем один из пальцев, при этом стараясь не шевелить остальными. А затем - сжимаем и разжимаем кулачки.

Вот это самый толстый пальчик у меня,

Сгибаем и разгибаем большой палец

Вместе с ним танцуют все его друзья.

Сжимаем и разжимаем кулачки

Этот самый ловкий пальчик у меня

Указательный палец

И, когда танцует пальчик, с ним танцуют все друзья.

Вот этот самый длинный пальчик у меня,

Средний палец

Вместе с ним танцуют все его друзья,

А вот этот пальчик лодырь у меня,

Безымянный палец

Но, когда танцует пальчик, с ним танцуют все друзья.

А этот пальчик-мальчик лучший у меня,

Мизинец

Вместе с ним танцуют все его друзья.

Все мои пять пальцев дружная семья,

Выполняем движение "фонарики"

И, когда они танцуют, танцую с ними я!

Хлопки в ритме текста.

Игры с песком

«Трудная дорога».

Нужно провести пальцем по песку волнистую линию (трудность в том, что ребенок пальчик не ослабевает, а напрягает и держит крючком).

«Опасный поворот».

Нужно провести по песку пальцем, закручивая в спираль (изображают спиралевидный знак).

«Молния».

Надо пальцем по песку нарисовать кривую линию.

«Чудовище на острове».

Сказочное чудовище спит на острове (поставить или закопать в песок игрушку). Надо обойти чудовище и не коснуться его – может проснуться.

«Радуга».

Четырьмя пальцами нарисовать по песку полукруг – радугу. А потом  добавить солнце.

«Мой веселый звонкий мяч».

Нарисовать насыпью песка мячик (обвести по насыпанному песку), он упругий, веселый по характеру (можно нарисовать ему рожицу и ножки), а другой не совсем круглый, не очень упругий и ленивый (отобразить эмоции), почти не подскакивает.

«Дорожка из песка».

Покажите ребёнку, как набрать в горсть сухой песок и медленно высыпать его, создавая разные формы (дорожку к дому зайчика).

«Песочное рисование» •

Рисуем одновременно двумя руками симметричные предметы;

• рисуем на мокром песке;

• отпечатываем плоскими фигурками, формочками изображения на песке;

• рисуем пальчиком;

 • печатаем на песке ладошками рук;

• рисуем детскими грабельками на песке. Важно вызвать активность и желание овладеть действием.

Известно: умения приобретаются путем неоднократного повторения действий, иногда в течение довольно длительного срока, поэтому нужно их варьировать. Продумывая упражнения, следует помнить, что повторение одних и тех же заданий детям скучно. Всякий раз задачу нужно усложнять, представляя в другом варианте.

Существуют разные виды деятельности, которые либо приводят детей в состояние готовности к занятиям, либо, наоборот, успокаивают. В зависимости от поставленных задач можно использовать  подобные упражнения для того, чтобы активизировать или успокоить детей.

Упражнения, которые помогают настроиться на работу: прыжки на мяче, на батуте или матрасе, прыжки «Руки-ноги вместе и в стороны», поедание хрустящих продуктов (яблоки, сухие хлопья, морковь, орехи и т.д.), лазание по лестнице,  перетягивание каната и т.д.

Упражнения, которые помогают ребенку успокоиться: отталкивание от стены, медленное раскачивание, обнимание людей или больших мягких предметов и игрушек.

Понимание особенностей и потребностей каждого ребенка может помочь в построении эффективной коррекционно-развивающей работы, помочь ребенку наладить контакты, общение со сверстниками и взрослыми, и полноценно развиваться во всех направлениях.

Список литературы

  1. Богданова Л. Полный курс раннего развития ребенка. – СПб.: Лев и Сова, 2007.
  2. Брязгунов И.П., Касатикова Е.В. Непоседливый ребенок, или все о гиперактивных детях. – М.: Изд-во Института Психотерапии, – 2001. – 96 с.
  3. Закревская О.В. Развивайся, малыш!: система работы по профилактике отставания и коррекции отклонений в развитии детей раннего возраста. – М.: ГНОМ и Д, 2007.
  4. Игры и занятия с детьми раннего возраста с психофизическими нарушениями: Методическое пособие / Под ред. Е.А. Стребелевой, Г.А. Мишиной. – 2-е изд. – М.: Издательство «Экзамен», 2006.
  5. Коррекционно-развивающая работа с детьми раннего и младшего дошкольного возраста / Иванова А.Е., Кравец О.Ю., Рыбкина И.А. и др.; Под  ред. Н.В. Серебряковой. – СПб.: КАРО, 2005.
  6. Кулагина И.Ю. Возрастная психология : развитие ребенка от рождения до 17 лет / Ун-т Рос. акад. Образования. - М. : Изд-во УРАО, 1999.
  7. Лебединская К.С. Особенности психического развития детей с аутизмом первых двух лет жизни. // Альманах Института Коррекционной педагогики РАО, №9, 2005.
  8. Печора К.Л. Развитие и воспитание детей раннего и дошкольного возраста. Актуальные проблемы и их решение в условиях ДОУ и семьи. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2006.
  9. Продуктивная деятельность с детьми младшего возраста. Авт.–сост. Е.В.Полозова. – Воронеж, 2007.
  10. Развитие и обучение детей раннего возраста в ДОУ: Учебно-методическое пособие / Сост. Е.С. Демина. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
  11. Сиротюк А.Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Диагностика, коррекция и практические рекомендации родителям и педагогам. – М.: ТЦ Сфера, 2003 –125 с.
  12.  Чупаха И. В., Пужаева И. Ю., Соколова И. Ю. Здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе. – М.: Илекса,  2004. – 400 с
  13. Янушко Е.А. Игры с аутичным ребенком. Установление контакта, способы взаимодействия, развитие речи, психотерапия. – М.: Теревинф, 2004.
  14. http://centr-razvitia.ucoz.ru/publ/7-1-0-12
  15. http://worldofteacher.com/3450-1308.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по организации работы с детьми раннего возраста

Особенности развития детей раннего возраста. Развитие познавательной сферы ребёнка раннего возраста. Анализ комплексных программ дошкольного образования для работы с детьми раннего возраста....

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Дается определение раннему детству, характерные особенности детей данного возраста, развитие познавательной сферы, анализ комплексных программ по работе с детьми раннего возраста. Определены основные ...

Организация работы с детьми раннего возраста с нарушениями в развитии

1. Работа с детьми раннего возраста с ОВЗ2. Игры и упражнения на познавательное развитие при коррекционно педагогической работе с детьми с ОВЗ...

Памятка для воспитателей на тему: «Организация работы с детьми раннего возраста по сенсорному развитию»

Памятка для воспитателей на тему: «Организация работы с детьми раннего возраста по сенсорному развитию»...

Организация работы с детьми раннего возраста с учетом ФГОС ДО.

Материал предназначен для педагогов раннего возраста, в котором указаны целевые ориентиры образования в младшем и раннем дошкольном возрасте с учетом ФГОС ДО....

Доклад «Организация работы с детьми раннего возраста в период адаптации»

Выступление на заседании педагогического салона по теме «Организация работы с детьми раннего возраста в период адаптации» Адаптация детей – очень сложный и серьёзный процес...

Представление опыта работы на ГМО «Особенности организации работы с детьми раннего возраста» по теме «Духовно-нравственное развитие ребенка» 25.10.2017год на базе МАДОУ «Детский сад №98» Васильева С.В.

Представление опыта работы на ГМО «Особенности организации работы с детьми раннего возраста» по теме «Духовно-нравственное развитие ребенка» 25.10.2017год на базе МАДОУ «...