Методические рекомендации по организации работы с детьми раннего возраста
методическая разработка (младшая группа) на тему
Особенности развития детей раннего возраста.
Развитие познавательной сферы ребёнка раннего возраста.
Анализ комплексных программ дошкольного образования для работы с детьми раннего возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word_2.docx | 33.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации по организации
работы с детьми раннего возраста
Н. Н. Долгова, Н. В. Егорчева
МДОУ ЦРР – ДС № 53
«Ёлочка» г.Тамбов
Раннее детство – период развития ребенка от 1 года до 3 лет. В период с 1 года до 3 лет изменяется социальная ситуация развития и ведущая деятельность детей. Ведущим видом деятельности ребенка раннего возраста становится – предметная, а ситуативно-деловое общение со взрослым становиться формой и средством организации этой предметной деятельности, в которой ребенок осваивает общественно-выбранные способы действия с предметами. Взрослый становится не просто «источником предметов» и помощником в манипуляциях ребенка, но участником его деятельности и образцом для подражания.
1. Особенности развития детей раннего возраста:
Раздел работы | Возраст ребенка | Основные показатели развития | Задачи |
Развитие речи | 1 год – 1 год 6 месяцев | - Является инициатором в общении: знает свое имя, некоторые части тела, общается со взрослыми не только с помощью жестов и мимики, но и с помощью речи. | - Расширять запас понимаемых слов за счет существительных, обозначающих части тела человека и животных, предметы и игрушки, близких людей. - Развивать активную речь. |
1 год 6 месяцев – 2 года | - Понимает слова, обозначающие предметы, некоторые действия и их признаки; - В речи проявляются короткие фразы, простые предложения, звукоподражающие и неполные слова заменяет общеупотребительными. | - Расширять пассивный словарь за счет существительных, обозначающих предметы окружающего мира, глаголов, обозначающих действия, состояния и признаки предметов, прилагательных, наречий; - Развивать диалогическую речь. | |
2 – 3 года | - Умеет говорить внятно - В речи появляются глаголы, наречия, прилагательные - Пользуется речью как средством общения | - Развивать активную речь, обогащая ее прилагательными, глаголами, наречиями, обозначающими цвет, величину, форму, качество, действия и т. п. - Развивать звуковую сторону речи - Совершенствовать грамматический строй речи. | |
Действия с предметами | 1 год – 1 год 6 месяцев | - Активно действует с предметами, добиваясь определенного результата - Способен к более сложным действиям с предметами: собирает матрешку, пирамидку, обследует их, пытается правильно действовать с предметами с помощью взрослого | - Формировать умение различать предметы по величине, цвету, форме - Развивать умение использовать вспомогательные средства для действия с предметами (подтягивать, прокатывать, двигать, дергать и т. д. ) - Знакомить детей с формой и величиной предметов |
1 год 6 месяцев – 2 года | - В деятельности активно использует предметы-орудия: лопатки, совочки и т. д. - Умеет: 1. Находить нужный цвет при выборе из нескольких предложенных 2. Раскладывать однородные предметы по форме и величине 3. Собирать пирамидку, матрешку (из трех колец), делать простейшие постройки. | - Формировать обобщенное представление о предметах: создавать условия для познания предметов, группировать, соотносить по цвету, форме, величине и т. д. - Развивать умение различать четыре основных цвета: красный, желтый, зеленый, синий - Упражнять в овладении простейшими предметами, использовать их по назначению в повседневной жизни | |
2 – 3 года | - Активно изучает предметы, их внешние свойства и использует точно по назначению - Выделять признаки предметов, которые сразу бросаются в глаза - Замечает физические свойства и качества предметов, группирует однородные предметы по одному признаку, знает четыре основных цвета | - Продолжать обогащать ребенка яркими впечатлениями при ознакомлении его с миром предметов - Создавать условия для развития разнообразных действий с предметами в деятельности - Расширять представления о цвете (оранжевый, синий, черный, белый) |
2. Развитие познавательной сферы ребенка раннего возраста.
Познание окружающего мира ребенком начинается через ощущения, которые формируют начальные ощутимые представления о предметном мире. Поэтому важным процессом в развитии познавательной сферы ребенка с 1 года до 3 лет остается развитие процесса восприятия.
К концу 3 года жизни ребенок:
- Различает по образцу геометрические формы: круг, треугольник, квадрат, прямоугольник, овал. Узнает знакомые предметы по форме. Группирует предметы по образцу, сравнивает, прикладывая или накладывая друг на друга;
- Различает основные цвета: красный, желтый, зеленый, синий; узнает знакомые предметы по цвету, группирует их, сравнивает прикладыванием рядом;
- Различает большие и маленькие предметы; группирует по образцу; сравнивает прикладыванием и наложением;
- Практически осваивает близкое пространство, что необходимо для ориентировки и практических действиях; различает далекие и близкие расстояния; различает направления: вверху, внизу, спереди, сзади;
- Различает время суток (день, ночь); различает простые движения, может их повторить вслед за взрослым: поднять руки, помахать ими, присесть, наклонить голову;
- Различает температуру (горячо, холодно); поверхность (колючий, пушистый); плотность (твердый, мягкий); вкус (кислый, сладкий); запах (приятный, неприятный); звуки (знакомых предметов и голоса животных);
- Узнает знакомые предметы по одному свойству или части, различает изображения отдельных предметов, образы героев и их действия и настроение в коротких стихах и рассказах, различает взаимодействия и настроения, выраженные во внешних действиях, различает движения, подражания, звуки.
Не мало важен и процесс развития детской самостоятельности, нормативные показатели становления которой в период с 1 года до 3 лет следующие:
- в 1 – 1, 5 года – пьет из чашки, ест ложкой, начинает ходить, самостоятельно берет нужные игрушки, играет пирамидками, самостоятельно берет интересующие предметы.
- в 1, 5 – 2 года – умеет снимать с себя одежду, просится на горшок, переворачивает страницы (по 2-3 сразу), бросает мяч держит ложку уверено.
- в 2 – 2, 5 года – повторяет бытовые действия (подметание, открывание двери ключом, складывает игрушки в коробку, «звонит» по телефону), самостоятельно ест, может ездить на трехколесном велосипеде.
- в 2, 5 – 3 года – одевается и обувается самостоятельно, но без пуговиц и шнурков, держит в руках карандаш, черкает им, знает несколько стихов и песенок, играет с родителями «в больницу», «магазин», «троллейбус».
3. Анализ комплексных программ дошкольного образования для работы с детьми раннего возраста.
1). Примерная общеобразовательная программа воспитания, обучения и развития детей раннего и дошкольного возраста. Разработана авторским коллективом: Т. И. Алиевой, Т. В. Антоновой, А. Г. Арушановой и др. , под редакцией Л. А. Парамоновой. Цель программы: определить базисное содержание образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях, сбалансированность всех его компонентов. Авторы отмечают, что данная программа является базисной и направлена на разностороннее и полноценное развитие детей от рождения до 7 лет, сохранение их психического и физического здоровья. Программа состоит из взаимосвязанных блоков: в первом содержатся характеристики психологических возрастов детей: младенчества, раннего возраста; второй блок посвящен содержанию обучения, воспитания и развития детей первой группы раннего возраста (первый год жизни), второй группы раннего возраста (второй год жизни) и первой группы младшего дошкольного возраста (третий год жизни), структурирован по четырем основным направлениям: здоровье и физическое развитие, социальное, познавательное, эстетическое; третий блок программы составляют интегральные показатели развития, отражающие основные достижения детей каждого психологического возраста.
2). Программа воспитания и обучения в детском саду. Под ред. : М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. Цель программы: всесторонне развивать психические и физические качества детей от рождения до 7 лет в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями. Главный критерий отбора программного материала – его воспитательная ценность, высокий художественный уровень используемых произведений культуры, возможность развития всесторонних способностей ребенка на каждом этапе дошкольного детства. Ведущие цели программы реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, учебной, художественной, двигательной, элементарно-трудовой. Задачи программы предусматривают своевременную помощь каждому ребенку в формировании ведущих умений, характерных для конкретного возрастного периода жизни малыша и зоны его ближайшего развития. Решение обозначенных в программе целей и задач возможно только при целенаправленном влиянии педагога на ребенка с первых дней его пребывания в дошкольном учреждении.
3). Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду. Авторский коллектив: В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, Н. А. Ноткина и др. Научные редакторы: Т. И. Бабаева, З. А. Михайлова, Л. М. Гурович. Цель программы: обеспечить целостное развитие личности ребенка в период дошкольного детства (интеллектуальное, физическое, эмоционально-нравственное, волевое, социально-личностное). Программа ориентирована на социально-личностное развитие ребенка, воспитание позитивного отношения к окружающему миру. Программа состоит из трех частей, ориентированных на развитие детей с 2 до 7 лет: младший возраст (третий и четвертый годы жизни), средний (пятый год жизни), старший дошкольный возраст (шестой и седьмой годы жизни). Содержание программы разделено по четырем блокам: «Здоровый образ жизни», «Познание», «Гуманное отношение», «Созидание».
4). Программа «Кроха» (воспитание, обучение и развитие детей до 3 лет). Авторский коллектив: сотрудника факультета дошкольного образования Нижегородского института развития образования под руководством Г. Г. Григорьевой. Научный редактор Г. Г. Григорьева. «Кроха» представляет собой целостную научно обоснованную программу и методику последовательного воспитания, обучения и развития детей от рождения до 3 лет. Это первое в России учебно-методическое пособие для родителей и педагогов ДОУ, опубликованное в 1996 г. Цели программы: помочь родителям осознать самоценность и особое значение раннего периода в жизни человека, убедить их в необходимости воспитывать ребенка с учетом знания общих закономерностей его развития и природной индивидуальности, оказывать помощь в понимании собственного ребенка, поиске и выборе адекватных путей, средств, методов воспитания. Авторы отмечают ориентировочный характер программы, необходимость учета индивидуальных темпов, уровня и направленности развития ребенка.
Подводя итог всему вышесказанному, важно помнить, что полноценное, разностороннее развитие ребенка данного возрастного периода зависит от успешного решения субъектами воспитания следующих задач:
- Укрепление здоровья ребенка, закаливание его, повышение работоспособности нервной системы.
- Развитие основных видов движения (ходьба, бег, бросок, ловля, прыжки).
- Обогащение связи малыша с окружающим миром, развитие интереса к доступным его пониманию явлениям этого мира в повседневной жизни и в специально организованной деятельности с ребенком, перенос их в игровую, изобразительную, музыкальную и другую деятельность.
- Расширение запаса понимаемых слов и обогащение активного словаря.
- Разнообразие предметной деятельности малыша: знакомство с предметами ближайшего окружения, их свойствами, назначением и действиями с ними, показ отбора и группировки предметов по свойствам; стимулирование и поддержка положительного эмоционального отклика на выполнение элементарных действий по самообслуживанию (одевание, раздевание, уборка игрушек). Воспитание интереса к трудовым действиям, поощрение желания выполнять их самостоятельно.
- Содействие развитию личности ребенка: создание условий для развития его самостоятельности в разных видах деятельности, самоуважения и чувства собственного достоинства через оценку успехов в деятельности и общении.
- Привитие навыков соблюдения опрятности и чистоты.
- Побуждение ребенка к доброжелательным отношениям со взрослыми и сверстниками.
- Воспитание любви и бережного отношения ко всему живому (животным, растениям) и к миру вещей.
Список рекомендуемой литературы для организации работы с детьми раннего возраста.
- Печора К. Л. и др. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях: Кн. для воспитателя дет. сада/К. Л. Печора, Г. В. Пантюхина, Л. Г. Голубева. – М. : Просвещение, 1986. – 144 с. : ил.
- Воспитание детей раннего возраста в условиях семьи и детского сада. Сборник статей и документов/Под ред. Т. И. Оверчук. – С-Пб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003.
- Теплюк С. Н. , Лямина Г. М. , Зацепина М. Б. Дети раннего возраста в детском саду. Программа и методические рекомендации. – 2-е изд. , испр. и доп. – М. : Мозаика-Синтез, 2007. – 112 с.
- Павлова Л. Н. , Волосова Е. Б, , Пилюгина Э. Г. Раннее детство: познавательное развитие. Методическое пособие. – М. : Мозаика-Синтез, 2006. – 152 с.
- Смирнова Е. О. , Галигузова Л. Н. , Мещерякова С. Ю. Первые шаги. Программа воспитания и развития детей раннего возраста. – М: Мозаика-Синтез, 2007. – 160 с.
- Кроха: Пособие по воспитанию, обучению и развитию детей до трех лет: Учеб. -метод. пособие для дошк. образоват. учреждений и семейн. воспитания / Г. Г. Григорьева и др. – М. : Просвещение, 2003. – 253 с.
Работа с детьми раннего возраста
(рекомендации для дефектологов)
1. Консультирование – это такая форма работы с семьей, где объектом консультативно - просветительского процесса является не только ребенок с нарушениями в развитии, но и его семья.
Родители регулярно и систематически, через определенные отрезки времени (не реже 1-2 раз в месяц), получают целенаправленные задания с методическими рекомендациями по их выполнению для работы со своим ребенком. На консультирование зачисляются, как правило, дети с незначительным отставанием в развитии.
Примерный план работы
I. Беседа с родителями:
- Изменения, произошедшие в развитии ребенка за истекший период (беседа с родителями).
- Возникшие проблемы в работе, пути решения проблем.
- Заполнение карты развития (по необходимости).
II. Работа с ребенком и практическое обучение родителей приемам и методам работы с ним:
- Установление контакта с ребенком (в игровой форме). Так как консультирование проводиться 1-2 раза в месяц, необходимо особое внимание уделить налаживанию контакта с ребенком, установлению доверительной связи между незнакомым взрослым (специалистом) и малышом, при взаимодействии с ребенком необходимо поддерживать радостное настроение, удовлетворять потребности ребенка в доброжелательном внимании. Необходимо войти в доверие к ребенку, а ребенок должен начать взаимодействовать.
- Проведение занятия с ребенком (с комментариями для родителей). Наблюдение матери за проведением индивидуального занятия дефектолога. Наблюдение за занятиями своего ребенка со специалистом, за процессом усвоения им определенных правил поведения, знаний и навыков помогают родителям лучше понять его трудности, оценить адекватность требований и занять более правильную воспитательную позицию в семье.
- Анализ содержания занятия (какие упражнения и игры использовались, их цель, задачи, чего удалось добиться, а какие задания надо повторить еще).
- Анализ педагогических приемов работы с ребенком.
- Наблюдение за совместной деятельностью родителей и ребенка, оценка их сотрудничества (по необходимости).
- Определение перспективы дальнейшей работы с ребенком.
- Проведение консультации по запланированной теме или консультация по интересующим вопросам родителей.
III. Подведение итогов визитирования.
2. Индивидуальное коррекционное занятие, направленное на восстановление или компенсацию нарушенных структур и функций организма, предотвращение и/или устранение ограничений активности. Индивидуальное коррекционное занятие проводиться не реже 2 раз в неделю. На индивидуальных коррекционных занятиях дефектолог работает самостоятельно с ребенком, а маму просит фиксировать весь ход занятия. От родителей требуется повторять дома задания, копировать действия дефектолога и их последовательность.
Требования к организации занятий с детьми раннего возраста
- Учебный (предоставляемый) материал соответствовать программным требованиям (индивидуальной программе), перспективному плану, теме занятия, поставленным задачам.
- Организация игрового пространства и подбор игрушек в соответствии с возрастом ребенка (не должны быть опасны для жизни и здоровья детей). Величина предметов уменьшается с возрастом ребенка.
- Должны соблюдаться санитарно-гигиенические требования: обработка игрушек или использование индивидуальных игрушек. Желательно использовать пластмассовые, резиновые игрушки.
- Использование игровой мотивации на всех занятиях.
- Построение занятия с учетом лексических тем и единой сюжетной линии.
- Построение занятий с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.
- Занятие должно носить интегративный характер, что дает возможность решения нескольких разноплановых задач в рамках одного занятия.
- Построение занятий должно осуществляться так, чтобы на каждом последующем занятии усложнялись задачи работы и в каждом виде деятельности навыки не только закреплялись, но и усложнялись.
- Работа по развитию речи должна прослеживаться на протяжении всего занятия (не только как часть основной структуры занятия, но и на каждом этапе занятия).
- Продолжительность занятия устанавливается в зависимости от степени сложности занятия и от состояния ребенка в данный день, но не более 15 -20 минут (с детьми самостоятельно не передвигающимися, с детьми-инвалидами с детским церебральным параличом возможно проведение индивидуальных занятий продолжительностью 30-45 минут).
- Иногда требуется дополнительная работа по включению ребенка в занятие, что приводит к удлинению занятия (в зависимости от особенностей ребенка).
- Занятие должно быть подчинено обще дидактическим, научным принципам.
- Принцип создания успешности.
- Занятия должны носить предметно-практическую направленность.
Примерная структура занятия с детьми раннего возраста
I.Организационный момент (игры и упражнения на установление эмоционального контакта с ребенком, игры и упражнения направленные на развитие коммуникативных навыков).
II. Основная часть.
1.Упражнения на развитие сенсорного восприятия:
- игры для развития зрительного восприятия;
- игры для развития слухового восприятия.
2. Игры и упражнения по развитию речи.
- артикуляционная, дыхательная гимнастика;
- игры по стимулированию звуковой активности.
3. Игры, направленные на физическое развитие:
- упражнения по развитию движений руки и действий с предметами;
- упражнения по развитию общей моторики;
- развитие ориентировки в пространстве.
III. Подведение итогов занятия.
Примерное содержание работы по повышению уровня компетентности родителей
1. Знакомство с этапами и закономерностями психофизического развития здорового ребенка.
- Роль и формы общения с ребенком на том или ином возрастном этапе.
- Значение ситуативно-делового общения, приводящего к дальнейшему развитию и качественному преобразованию предметной и игровой деятельности детей (к переходу от отдельных действий к процессуальным играм), к возникновению и развитию речи.
- Возникновение и развитие речи.
- Знакомство с понятиями «ведущая деятельность», «зоны актуального и ближайшего развития».
2.Значимость целенаправленных занятий для психофизического развития ребенка.
3. Значение режима дня в жизни ребенка.
- Занятия и отдых малыша в семье.
- Как лучше организовать режим прогулки.
- Как развивать самостоятельные действия ребенка в процессе выполнения режимных моментов.
4. Роль предметно-развивающей среды в развитии ребенка раннего возраста.
- Что такое предметно-развивающая среда.
- Как организовать предметно-развивающую среду в семье.
- Значение игрушки для общения ребенка со взрослым.
- Игрушки: роль, виды, назначение.
- Критерии оценки игрушки при покупке.
- Игра, роль, этапы формирования, виды, организация игры в домашних условиях.
5. Значение общения в жизни и развитии ребенка раннего возраста.
- Виды общения, их роль в психическом развитии ребенка.
- Когда и как организовать общение взрослого с ребенком на прогулке.
- Нужно ли ребенку общение с другими детьми.
6. Развитие навыков самообслуживания у ребенка раннего возраста.
- Приемы формирования навыков самообслуживания и опрятности определенные возрастные периоды.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА
Дается определение раннему детству, характерные особенности детей данного возраста, развитие познавательной сферы, анализ комплексных программ по работе с детьми раннего возраста. Определены основные ...
Методические рекомендации по организации работы с детьми на экологической тропе.
Важное место в системе накопления ребенком личного опыта, правильного взаимодействия с природой ближайшего окружения, безопасного общения с природой, как для ребенка, так и для самой прир...
Методические рекомендации родителям по общению с детьми раннего возраста
Методические рекомендации для родителей по общению с детьми....
Методические рекомендации к организации игр с детьми раннего возраста
Следует помнить, что дети раннего возраста могут отражать в игре только то, что им хорошо знакомо. Поэтому для возникновения игры необходимо создавать полноценную среду развития малышей, обогащать их ...
Методические рекомендации к организации работы с детьми дошкольного возраста по обучению правилам дорожного движения.
Данные методические рекомендации адресованы педагогам дошкольных учреждений с целью обучения основам безопасного поведения на дорогах....
Методические рекомендации к организации игр с детьми раннего возраста
Следует помнить, что дети раннего возраста могут отражать в игре только то, что им хорошо знакомо. Поэтому для возникновения игры необходимо создавать полноценную среду развития малышей, обогащать их ...