Проект по созданию мини-музея в подготовительной группе "Из бабушкиного сундучка"
проект (подготовительная группа) на тему

Карамышева Наталья Владимировна

Рекомендую, очень хорошая форма работы с родителями по пополнению развивающей среды в группе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Управление образования администрации Юргинского

муниципального района

Кемеровской области МБДОУ «Детский сад Юрга – 2 «Солнышко»

Паспорт мини-музея

Народные тряпичные куклы

«Из бабушкиного сундучка»

D:\Фотографии\2014-2015 учебный год\взаимопросмотры\мини-музей\гномики\P1220685.JPG

Воспитатели:  Н.В. Карамышева

Ю.В. Барабохина

2016 г.


Содержание

Паспортные данные мини-музея                                                                                3

Аспекты музейной деятельности                                                                               4

Характеристика мини-музея                                                                                       6

План работы по созданию мини-музея                                                                      8

Тематический план занятий в мини-музее                                                                8

Перспектива развития мини-музея                                                                            11

Список литературы                                                                                                      11

Приложение                                                                                                                  12

Приложение 1                                                                                                               13

Приложение 2                                                                                                               15

Паспортные данные

«Кто в куклы не играл,

тот счастья не видал» –

Народная мудрость

        Наименование мини-музея: Народных тряпичных кукол «Из бабушкиного сундучка»

        Профиль мини-музея: познавательный.

        Как известно, кукла сопровождала наших предков, особенно женщин, практически в течение всей жизни. Для каждого существовала своя обрядовая кукла, или кукла - обережка.      В нашем музее можно познакомитесь  народными  куклами  трех видов: обереговая, обрядовая и игровая. 

        Отличительная особенность обереговой и обрядовой - отсутствие лица и изготовление без помощи иглы.  При изготовлении игровой куклы изображение лица допускалось, а использование иглы было обязательным условием. 

        В нашем музее можно не только посмотреть на старинных кукол, но и сделать их самостоятельно узнаете, как изготовить кукол, для чего они предназначаются, когда появились впервые. 

        Кукла занимает особое место в воспитании ребенка. Это та игрушка, которая больше всех отвечает потребностям его познавательной деятельности. Являясь образом человека, она позволяет играющему с ней ребенку подражать миру взрослых отношений, закрепляет и расширяет свои представления об окружающем мире.

Настоящий паспорт мини-музея народных тряпичных кукол «Из бабушкиного сундучка» составлен на основании нормативных документов:

  1. Положение о мини – музеях муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения  «Детский сад Юрга – 2 «Солнышко» (Приложение 1);
  2. Положение о проведении смотра-конкурса на лучший мини-музей среди групп МБДОУ «Детский сад Юрга – 2 «Солнышко» (Приложение 2).

         Цель: ознакомление детей с историей страны на примере народной игрушки, воспитывать интерес к народным промыслам, развивать воображение, художественный вкус, моторику рук (пеленание, игры с куклами).

        Задачи:

  • Привлечь родителей к культурно – досуговой деятельности детского сада;
  • Расширить кругозора детей с помощью информационной и экскурсионной деятельности;
  • Обогащение предметно-развивающей среды детского сада;
  • Знакомить  с историей и традициями на Руси; знакомство с особенностями народного быта через игрушку;
  • Включить родителей и детей в поисково-исследовательскую работу, сбор информации по заданной теме; развивать познавательную активность детей;
  • Приобщать дошкольников к общечеловеческим ценностям;
  • Воспитывать у детей интерес к культуре своих предков, культуре предков России и мира;
  • Воспитывать патриотические чувства;
  • Формировать художественно-эстетическое воспитание;
  • Воспитывать у дошкольников основ толерантности;
  • Формировать представления о взаимосвязях разных культур.

        В основу решения этих задач положены следующие принципы:

  • Принцип учёта возрастных особенностей дошкольников;
  • Принцип опоры на интересы ребёнка;
  • Принцип осуществления взаимодействия воспитателя с детьми при руководящей роли взрослого;
  • Принцип наглядности;
  • Принцип последовательности
  • Принцип сотрудничества и взаимоуважения.

        Разделы и экспонаты:

В мини-музее представлены народные тряпичные куклы.

        Совет музея: 3 человека

        Площадь, занятая под экспозицию: мини-музей организован в 2016 году. Под экспозицию сделан трансформируемый многофункциональный вертикальный стенд. Общая площадь экспозиции составляет 3 квадратных метров.

        Руководитель мини-музея: Карамышева Наталья Владимировна и Барабохина Юлия Владимировна – воспитатели подготовительной группы.

        Структура управления музеем:

Руководители мини - музея планируют, координируют, контролируют работу в музее.

Аспекты музейной деятельности

        Всем родителям хочется, чтобы дети выросли отзывчивыми на духовную красоту. Какая радость духовного общения заключена в гармоничном соединении взрослыми своего свободного времени со свободным временем своих детей, своего досуга с их досугом! Но, в отличие от «идеальной», реальная семья вправе рассчитывать сегодня на помощь специалистов в том, чтобы научиться, наилучшим образом объединять свои духовные интересы с интересами детей. Наш опыт показывает, что таким объединяющим средством становится музей.

Творчески мыслящий педагог всегда сможет найти такие формы работы с детьми-дошкольниками, которые позволяют заложить хорошую основу гармоничного развития личности ребёнка, расширить его кругозор, сформировать эстетический вкус. При этом расширение кругозора – одна из сложных задач, стоящих перед педагогом. Широкий кругозор не только облегчает процесс познания, но и активизирует мыслительные процессы, воображение, фантазию, а также развивает творческое отношение к миру. Ни кругозор, ни эстетический вкус не являются врождёнными качествами человека, они складываются и развиваются в процессе воспитания, под влиянием той среды, в которой растёт ребёнок, а также целенаправленной работы педагогов и родителей.

Эти задачи можно успешно решать в рамках музейной педагогики. Термин «музейная педагогика» появился несколько лет назад. Но такое название нового воспитательного направления нам очень нравится. Это такая педагогика, которая позволяет использовать дополнительные помещения, пространства, ресурсы, новые методы для всестороннего развития дошкольников, для расширения кругозора об окружающем мире.

В условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому музеи в детском саду называют «мини-музеями». Часть слова «мини» в нашем случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики. 

Важная особенность мини-музеев — участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею. Они могут: участвовать в обсуждении его тематики, приносить из дома экспонаты, ребята из старших групп проводить экскурсии для младших, пополнять их своими рисунками.

В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей. Содержание, оформление и назначение мини-музея обязательно должны отражать специфику возраста детей данной группы. Мини-музеи постоянно пополняются новыми экспонатами. Здесь же размещаются детские работы, выполненные совместно с взрослыми.

  • музейная педагогика в условиях детского сада позволяет реализовывать комплексные и дополнительные образовательные программы;
  • является действительным модулем развивающей предметной среды, средством индивидуализации образовательного процесса;
  • способствует воспитанию у дошкольников основ музейной культуры, расширяет их кругозор, открывает возможности для самостоятельной исследовательской деятельности;
  • помогает наладить сотрудничество педагогического коллектива дошкольного учреждения с родителями и представителями социума за пределами детского сада;
  • мини-музеи в детском саду играют роль помещения для психологической разгрузки детей, и открывают новые возможности для коррекционной работы с «особыми» детьми.

        Формы деятельности:

- фондовая;

- поисковая;

- научная;

- экспозиционная;

- познавательная.

        Оформление музея: музейные экспонаты собраны в соответствии с возрастом детей. Его помещение визуально составляет одно целое, где на «фоне» русской избы расположены народные тряпичные куклы. Все экспонаты были изготовлены и подарены детскому саду родителями воспитателями группы: Карамышевой Натальей Владимировной, Барабохиной Юлией Владимировной и педагогами ДОУ.

        Особенности использования экспонатов мини-музея.

Экспонаты мини-музея находятся в свободном доступе у детей и используются ими для познавательной, речевой, театрализованной, художественной деятельности и сюжетно-ролевых игр. Игрушки могут быть использованы детьми в разных видах деятельности: в процессе непосредственно образовательной, игровой, совместной и самостоятельной деятельности.

        Коллекция «Сами своими руками».

Экспонаты выполнены родителями в народном стиле. Они могут быть применены для знакомства детей с народно-прикладным искусством.

        Библиотека: здесь собраны загадки, стихи, потешки, песенки о куклах, которые могут быть использованы во всех видах деятельности.

        Выводы: Реализация технологии музейной педагогики в условиях ДОУ дает ребенку шанс стать интеллигентным человеком, с детства приобщенным к истории, культуре и к одному из ее замечательных проявлений – музею.

Музей играет большую познавательную и воспитательную роль для дошкольников, а также способствует укреплению сотрудничества детского сада и семьи. Практика показывает, что создание мини-музеев поспособствовало возникновению интереса, как у детей, так и у взрослых  желания узнать больше.

     Так давайте воспитывать наших детей так, чтобы в будущем они сохранили то, что сберегли для них предки, были способны учиться у других народов тому, что пригодится им для успешного совместного проживания со всеми народами мира в мире и согласии на нашей огромной и в то же время такой маленькой планете Земля!

Характеристика мини-музея

№п\п

Название экспоната

Дата поступления

Постоянное\временное хранение

Ф.И.О. представившего экспонат

1

Кукла «Пеленашка»

Октябрь 2015

Постоянное

Тотымачева Вероника

Тотымачева Елена Николаевна

2

Кукла «Крупеничка»

Октябрь 2015

Постоянное

Рудольф Матвей

Рудольф Людмила Геннадьевна

3

Вепенская кукла

Октябрь 2015

Постоянное

Гричишкин Никита

Гричишкина Светлана Михайловна

4

Барыня с косой

Октябрь 2015

Постоянное

Сафронова Ульяна

Сафронова Надежда Петровна

5

Кукла «Неразлучники»

Октябрь 2015

Постоянное

Клюева Кира

Клюева Ольга Николаевна

6

Кукла «Кувадка»

Октябрь 2015

Постоянное

Ашмарин Никита

Ашмарина Татьяна Владимировна

7

Кукла «Кувадка»

Октябрь 2015

Постоянное

Смольянинов Игнат

Чернякова Ольга Петровна

8

Кукла «Столбушка»

Октябрь 2015

Постоянное

Сидорова София

Сидорова Татьяна Александровна

9

Кукла «Столбушка»

Октябрь 2015

Постоянное

Колесников Миша

Колесникова Марина Викторовна

10

Кукла «Купавка»

Октябрь 2015

Постоянное

Хрищенович Лена

Хрищенович Светлана Вячиславна

11

Кукла «Купавка»

Октябрь 2015

Постоянное

Федоров Артур

Федорова Эльвира Сагитовна

12

Кукла «Масленица»

Октябрь 2015

Постоянное

Воспитатели: Беднер А.В., Богомазова О.П.

13

Кукла «Ангелочек»

Октябрь 2015

Постоянное

Воспитатель: Барабохина Ю.В.

14

Кукла «Зернушка (Крупеничка)»

Октябрь 2015

Постоянное

Воспитатель: Барабохина Ю.В.

15

Кукла «Кубышка – травница»

Октябрь 2015

Постоянное

Воспитатель: Барабохина Ю.В.

16

Кукла «День и ночь»

Октябрь 2015

Постоянное

Воспитатель: Барабохина Ю.В.

17

Кукла «Пеленашка»

Октябрь 2015

Постоянное

Воспитатель: Барабохина Ю.В.

18

Кукла «Колокольчик»

Октябрь 2015

Постоянное

Воспитатель: Барабохина Ю.В.

19

Кукла «Десятиручка»

Октябрь 2015

Постоянное

Воспитатель: Карамышева Н.В.

20

Кукла «Зайчик»

Октябрь 2015

Постоянное

Воспитатель: Карамышева Н.В.

21

Кукла «Птица»

Октябрь 2015

Постоянное

Воспитатель: Карамышева Н.В.

22

Кукла «Коляда»

Октябрь 2015

Постоянное

Воспитатель: Карамышева Н.В.

23

Кукла «Березка»

Октябрь 2015

Постоянное

Воспитатель: Карамышева Н.В.

24

Кукла «Птица Радость»

Октябрь 2015

Постоянное

Воспитатель: Карамышева Н.В.

План работы по созданию мини-музея.

Название этапа

Содержание Работы

Сроки реализации

Ожидаемый результат

1

Подготовительный этап

Родительское собрание «Музейная педагогика, как эффективное средство развития детей дошкольного возраста»

Сентябрь 2015

1.Определение темы и названия музея.

2. Выбор места для размещения экспонатов.

2

Практический этап

1.Сбор экспонатов.

2.Оформление выставки.

3.Индивидуальная работа с детьми.

4. Проведение бесед, игр.

Октябрь 2015-Март 2016

4

Подведение итогов

Презентация работы мини-музея

Март 2016

Выставка экспонатов мини-музея

Тематический план занятий в мини-музее.

1.Экскурсии.

2.Театрализованная деятельность.

3.Игровая деятельность.

4. Мастер-класс.

5. Семинар.

6. Обмен опытом.

7. Работа с родителями.

Месяц

Содержание

Задачи

Участники

Октябрь

Знакомство с народной куклой

Беседа

 «Какие бывают куклы?»

«Почему у куклы такое имя?»

Рассматривание кукол в народном костюме.

Проведение родительского собрания с использованием презентации.

Познакомить с декоративно-прикладным искусством нашего народа, традиционной тряпичной куклой. Содействовать развитию эстетического восприятия образцов народного костюма и русского народного фольклора. Воспитывать чувство уважения к истории русского народа.

Воспитатель. Родители, дети.

Ноябрь

Моя любимая игрушка

Беседа «Моя любимая игрушка-кукла»

Мастер-класс для родителей «Всему можно научиться - важно только не лениться»

Воспитывать интерес к народной игрушке.

Воспитатель, родители, дети

Декабрь

Кукла «Скрутка»

Разучивание русских народных хороводных попевок.

Слушание аудиозаписи русских народных песен.

Учить детей мастерить тряпичную куклу-скрутку.

Воспитывать чувство уважения к обычаям русского народа. Обрядам и традициям наших предков.

Воспитатель, родители, дети

Январь

Рисование «Украсим кукле платье»

Слушание народных песен.

Создание «Библиотеки» (стихи, загадки, потешки о куклах)

Учить детей украшать платье народными узорами (круги, полоски, квадраты и т. д.)

Формировать умение составлять рассказ по модели, развивать активный словарный запас, грамматический строй речи.

Воспитатели, родители, дети.

Февраль

Масленица.

Беседа о празднике - Масленица, традициях и обрядах.

Разучивание прибауток, закличек и песенок.

Аппликация «Украсим кукле сарафан».

Познакомить с народными традициями празднования Масленицы.

Воспитывать аккуратность при выполнении работы с клеем и ножницами.

Воспитатель,

дети

Март

Встреча весны.

Разучивание русских народных игр: «Приехала купаленка…»; «У бабушки Маланьи»; «Платочек»; «Ярмарка»; Жмурки «Ваня» и «Маня»; «Жмурки»; «Сиди, Яша»; «Долгая Арина»; «Как у наших у ворот»

Познакомить с обычаями и традициями русского народа - встреча весны.

Воспитатель,

дети

Апрель

Пасха

Беседа «Праздник Пасха»

Раскрашивание пасхальных яиц.

Изготовление куклы «Пасхальная голубка»

Пополнение мини-музея экспонатами, изготовленными родителями и детьми.

Познакомить детей с народными традициями празднования Пасхи, расширять знания детей о роли кукол на празднике.

Учить детей аккуратно пользоваться стекой, использовать в работе дополнительные материалы.

Воспитатель, родители, дети

Май

18 мая – Международный день музеев. Экскурсия в районный краеведческий музей. Анкетирование родителей.

Отслеживание мнения родителей по данному направлению работы, содействовать развитию эстетического восприятия образцов народной игрушки, способности эмоционально откликаться на воздействие художественного образа.

Руководитель музея, дети.

Перспектива развития мини-музея

-Подбор коллекций по теме «Тряпичные куклы».

-Проведение экскурсий для детей других групп детского сада.

-Пополнение картотеки песнями, потешками, стихотворениями  про куклу.

-Подбор конспектов мероприятий с детьми в мини-музее.

-Проект народные тряпичные куклы «Из бабушкиного сундучка».

Список литературы

Н.Рыжова, Л.Логинова,  А.Данюкова  «Мини-музей в детском саду»

Приложение

Приложение 1

СОГЛАСОВАННО:                                                           УТВЕРЖДАЮ:

председатель профсоюзного                                            заведующая МБДОУ

 комитета МБДОУ                                                             «Детский сад Юрга – 2 «Солнышко»

«Детский сад Юрга – 2 «Солнышко»                             _________________ Е.Н. Столярова                                                            

______________Е.М. Абдулина                                     « ___»     «_____»  2015г.    

Рассмотрено и рекомендовано                                      

к утверждению педсоветом                                            

 МБДОУ

«Детский сад Юрга – 2 «Солнышко»

Протокол №_____                                                                    

 « ___»     «_____»  2015г.                                                                    

ПОЛОЖЕНИЕ

о мини – музеях муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения  «Детский сад Юрга – 2 «Солнышко»  

1.Общие положения.

1.1. Настоящее положение разработано для муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения  «Детский сад Юрга – 2 «Солнышко»   (далее – ДОУ) в соответствии с рекомендациями Н.Рыжовой, Л.Логиновой, А.Данюковой «Мини – музей в детском саду» и регламентирует содержание и порядок работы мини – музея в ДОУ.

1.2. Мини – музей является созданным уголком познавательного развития, в нем соблюдены нормы, отвечающие требованиям безопасности.

1.3. Деятельность мини – музея строится в соответствии с требованиями ФГОС  к развивающей среде в ДОУ и осуществляется в рамках ООП ДО разработанной на основе ПООП «От рождения до школы» под ред. Вероксы и др вошедшей в навигатор ПООП ДО.

1.4. Срок данного положения не ограничен. Положение действует до принятия нового.

2. Цели и задачи создания мини – музея.

2.1. Реализация направления «Музейная педагогика»

2.2. Обогащение предметно-развивающей среды ДОУ.

2.3. Обогащение воспитательно-образовательного пространства новыми формами.

2.4. Формирование у дошкольников представления о музее.

2.5. Расширение кругозора дошкольников.

2.6. Развитие познавательной деятельности и познавательных способностей. 2.7. Развитие творческого и логического мышления, воображения.

2.8. Формирование активной жизненной позиции.

3. Организация мини – музея.

3.1. Создание мини – музея является результатом целенаправленной работы всех заинтересованных лиц. Оно возможно при соблюдении следующих условий:

– наличие помещения (уголок в групповой комнате, спальне или коридоре) и оборудования, позволяющего проводить воспитательно – образовательную работу с детьми.

4. Составляющие компоненты мини – музея.

4.1. Рациональное размещение экспонатов на разных уровнях.

4.2. Использование разных полочек, ширм, стендов.

4.3. Различные экспонаты, собранные с помощью родителей.

4.4. Различная тематика мини – музеев.

5. Формы работы мини – музея.

5.1. Организованные занятия с детьми.

5.2. Индивидуальная работа с детьми.

5.3. Беседы, рассказ воспитателя об экспонатах музея.

5.4. Игры в мини – музее.

5.5. Работа с родителями ДОУ.

6. Ответственные лица за работу мини – музея. 

6.1. Ответственными за работу мини – музея являются воспитатели групп.

Приложение 2

СОГЛАСОВАННО:                                                           УТВЕРЖДАЮ:

председатель профсоюзного                                            заведующая МБДОУ

 комитета МБДОУ                                                             «Детский сад Юрга – 2 «Солнышко»

«Детский сад Юрга – 2 «Солнышко»                             _________________ Е.Н. Столярова                                                            

______________Е.М. Абдулина                                     « ___»     «_____»  2015г.    

Рассмотрено и рекомендовано                                      

к утверждению педсоветом                                            

 МБДОУ

«Детский сад Юрга – 2 «Солнышко»

Протокол №_____                                                                    

 « ___»     «_____»  2015г.                                                                    

ПОЛОЖЕНИЕ

о проведении смотра-конкурса на лучший мини-музей среди групп

МБДОУ «Детский сад Юрга – 2 «Солнышко»

1. Общие положения

1.1. Настоящее положение разработано в целях создания дополнительных условий для организации самостоятельной, совместной работы педагогов и детей, сотрудничества с родителями воспитанников.

1.2.Положение определяет порядок и условия организации смотра-конкурса на лучший мини-музей среди групп в МДОБУ «Детский сад Юрга – 2 «Солнышко».

2. Цели и задачи смотра-конкурса

Основными целями и задачами смотра-конкурса являются:

  • обогащение предметно-развивающей среды групп;
  • формирование у дошкольников представления о музее;
  • содействие укреплению связи ДОУ с семьей.

3. Сроки проведения смотра-конкурса

3.1. Смотр-конкурс проводится с 23 – 27  марта  2015 года.

4. Участники смотра-конкурса

4.1. В смотре – конкурсе  принимают участие воспитатели  и дети всех возрастных групп, родительская общественность,  сотрудники детского сада.

5. Критерии оценки уголков

Жюри оценивает оформление мини-музеев по следующим критериям:

  • требования к оформлению (место расположения; эстетичность, креативность оформления);
  • тематика мини-музея ( оригинальность темы);
  • наличие документации (обозначение цели создания мини-музея, история экспонатов: кто предоставил, рассказ, содержащий интересные факты, связанные с предметом; содержание работы с детьми и родителями в рамках тематики данного мини – музея);
  • разнообразие экспонатов;
  • умение педагога провести экскурсию по своему музею.

6. Результаты смотра-конкурса:

6.1. Все параметры оцениваются по пятибалльной шкале.

6.2. Победители смотра-конкурса определяются по количеству набранных баллов.

6.3. В ходе смотра-конкурса определяются участники, занявшие три первых призовых места.

7. Подведение итогов смотра-конкурса и награждение победителей

7.1. Итоги смотра — конкурса подводятся на педагогическом совете в апреле месяце 2015 г.

7.2. Победители награждаются дипломами и подарками на группу.

7.3. Самые активные родители отмечаются на общей родительской конференции.

8. Состав и регламент работы жюри

8.1. Состав жюри формируется из числа педагогов в количестве 4 человек.

Столярова Е.Н. – заведующий

Давыденко Л.В. – старший воспитатель

Беднер А.В. - воспитатель

Абдулина Е.М. –  председатель профкома

8.2. В своей работе жюри руководствуется настоящим Положением.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по созданию мини-музея в детском саду "Новогодние фантазии".

Здесь представлен проект по созданию мини-музея в детском саду...

Музейное краеведение в ДОУ на примере создания мини-музея "Краевед" в подготовительной группе

В статье представлен опыт работы по созданию краеведческого мини-музея  в подготовительной группе детского сада.  Даны рекомендации по организации работы в мини-музее с детьми дошкольного во...

Проект "Берегиня" (создание мини-музея традиционной народной куклы в ДОУ)

Проект "Берегиня" (создание мини-музея традиционной народной куклы в ДОУ)...

Презентация мини-музея народных тряпичных кукол "Из бабушкиного сундучка"

Презентация мини-музея народных тряпичных кукол "Из бабушкиного сундучка"...

Педагогический проект по созданию мини-музея в детском саду «Русская изба»

Педагогический проект по созданию мини-музея в детском саду     «Русская изба»...

Проект по созданию мини-музея «Тик-так, часики» в подготовительной к школе группе

Человечество придумало приборы для измерения времени одним из первых среди всех изобретений. Часы использовались повсюду и всегда, постоянно сопровождая человека, не позволяя ему "потеряться"...

ПРОЕКТ ПО СОЗДАНИЮ МИНИ-МУЗЕЯ «АЗ БУКИ ВЕДИ» для детей подготовительной группы

Буквы очень важны в нашей жизни. Нет математики без цифр, так и нет чтения без букв. Если бы не было букв, мы не могли бы написать своё имя, фамилию, отчество. Не могли бы сохранить и передать информа...