Проект "Берегиня" (создание мини-музея традиционной народной куклы в ДОУ)
материал (подготовительная группа) по теме
Проект "Берегиня" (создание мини-музея традиционной народной куклы в ДОУ)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_bereginya.docx | 24.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Молочкова Светлана Валерьевна
Педагог-психолог МБДОУ детский сад №17 комбинированного вида г.Лысково Нижегородской области
Проект «Берегиня»
(создание мини-музея традиционной народной куклы в ДОУ)
Визитная карточка проекта
«Из всех существующих в мире загадок тайна куклы – самая загадочная; без понимания сущности куклы невозможно понять и человека». М. Е. Салтыков-Щедрин
Название проекта:
«Берегиня» (создание мини-музея традиционной народной куклы в ДОУ)
Участники проекта:
Дети подготовительных групп, родители воспитанников, педагог-психолог, воспитатели подготовительных групп, сотрудники Лысковского государственного краеведческого музея.
Длительность:
Реализация проекта рассчитана на 2013 – 2014, 2014-2015 учебный год.
Возрастная группа:
Подготовительные к школе группы (6-7) лет.
Актуальность:
С недавнего времени увеличилось количество детей, имеющих страхи темноты, сказочных персонажей. И это немудрено. Появилось множество мультфильмов, сказок, в которых есть монстры-убийцы, страшилища. А бывает и такое, что родители просматривают фильмы-ужасы, боевики вместе со своими детьми, а компьютерные игры, в которых присутствуют акты насилия, кровавые сцены- всё это носит разрушительный характер для детской психики. Анализ анкетирования родителей нашего ДОУ показал, что современный ребенок ориентирован на игрушки западных стран и не владеет достаточной информацией о народной кукле. А это ведет к потере культурно-исторических ценностей своего народа.
Дети стали меньше играть в куклы, сюжетно – ролевые игры («Семья», «Дочки – матери» и др.), их все чаще привлекают игры агрессивного характера – «Игра в Монстров», в «Вампиров», компьютерные игры с сюжетом боевиков и т. д. Заигрываясь, дети полностью перевоплощаются в героев этих компьютерных игр, мультфильмов, боевиков, забывая о реальном мире.
Результатом такого воспитательного действия являются эмоциональные нарушения у детей: повышенная агрессивность, высокая тревожность, нарушение межличностных отношений, появление детских страхов, фобий, неблагоприятно влияющих на развитие личности ребенка.
Несомненно, настоящий помощник при этих проблемах – народная кукла. Использование народной куклы в работе с детьми играет важную роль:
- она является близким другом для ребенка,
- в играх с куклами дети учатся общаться, фантазировать, творить, проявлять милосердие,
- главное в этих играх – эмоциональный контакт,
- дети не просто привыкают к куклам – они привязываются к ним как к живым существам и болезненно расстаются с ними.
Кукла – самая древняя и наиболее популярная до сих пор игрушка. Она обязательный и верный спутник детских игр, но одновременно и самое доступное детям произведение искусства. Необычность традиционной народной куклы вызывает интерес у ребенка, а ее простота в изготовлении побуждает желание создать подобную.
Кукла – детская игрушка в виде фигурки человека. Куклы имитируют взрослый мир, тем самым подготавливая ребенка к взрослым отношениям. Поскольку кукла изображает человека, она способна исполнять разные роли и часто становится другом и партнером ребенка. Он действует с ней так, как ему хочется, заставляя ее осуществлять свои, порой тайные мечты и желания. Игра в куклы, таким образом, играет серьезную социальную и психологическую роль, воплощая и формируя определенный идеал, давая выход потаенным эмоциям.
Через куклу девочке силой внушающего воздействия передается идеальный образ (девушки, матери, хозяйки), способный влиять на формирование собственно женского идеала и материнской сферы. Происходит становление таких качеств, как нежность, чуткость, доброта, усидчивость, заботливость, предусмотрительность, смекалка, находчивость, хозяйственность и т.п. Народная игровая кукла способна побудить ребенка к общению.
Традиционная тряпичная кукла – это не только основной источник игр, но и самое доступное и эффективное средство обучения и воспитания детей. А воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа. На современном этапе развития общества традиционная народная кукла приобретает несколько иную воспитательную роль. Расширяется её познавательная и образовательная функция.
Являясь источником развития ребёнка, частью широкого культурного пласта нашей истории, народная кукла несёт в себе образ русского человека, воспитывает и развивает в ребёнке всё самое лучшее, что создал народ за всю историю своего существования.
Возвращение этой рукотворной лоскутной фигурки в дошкольное детство будет способствовать изменению и возникновению нового качества жизни, поможет раскрыть возможности ребёнка, воспитать его, как свободно развитую личность.
Традиционная тряпичная кукла – тот инструмент, который в руках родителей, педагогов, может стать незаменимым помощником в деле воспитания и развития подрастающего поколения.
Цель и задачи проекта:
Цель проекта: Реализация положений ФГОС дошкольного образования по приобщению дошкольников к социокультурным нормам и традициям, воспитание любви к народной культуре через образ традиционной народной куклы.
Задачи проекта:
- Воспитание у дошкольников основ музейной культуры посредством создания экспозиции мини-музея «Берегиня».
- Организация совместной с родителями и воспитанниками разработки мини-музея, его содержания, определение экспозиции, ее эстетической ценности.
- Организация сотрудничества с социумом (Лысковский государственный краеведческий музей).
- Обогащение развивающей предметно-пространственной среды ДОО.
- Индивидуализация образования, реализация личностно-ориентированного подхода в образовании.
- Поддержка инициативы ребёнка, создание условий для развития свободной и творческой личности осознающей свои корни, национальные истоки и способной ориентироваться в современном мире.
- Изучение национальных традиций, традиций устного народного творчества, предметов материальной культуры русского народа.
- Воспитание интереса к народной кукле.
- Развитие и обогащение знаний детей о разнообразии, истории их возникновения, видах и назначении народных кукол.
- Ознакомление детей со способами изготовления некоторых видов кукол самостоятельно и с помощью родителей и педагогов.
- Расширение кругозора дошкольника, развитие его познавательных способностей.
- Формирование проектно-исследовательских умений и навыков.
- Развитие творческого, логического, ассоциативного мышления, воображения.
Социализация ребёнка, облегчение процесса коммуникации для замкнутых, стеснительных или слабо-ориентированных на общение детей.
Повышение личностной ценности дошкольников, содействие формированию позитивной «Я-концепции» и повышению уверенности в себе.
Планируемые результаты:
- повышение интереса детей к народной кукле и народным традициям;
- расширение знаний детей о народной кукле;
- формирование интереса к изготовлению простых кукол;
- создание апробированной системы мероприятий по формированию интереса у детей к народной кукле;
- улучшение взаимодействия с семьями воспитанников в ходе реализации проекта;
- формирование у детей навыков бережного отношения к результатам своего и чужого труда;
облегчение процесса коммуникации для замкнутых, стеснительных или слабо-ориентированных на общение детей;
- создание мини-музея народной куклы «Берегиня»;
- разработка эскизов изготовления кукол;
- оформление паспорта мини-музея «Берегиня»;
- выставка кукол, сделанных руками детей и родителей воспитанников;
- презентация мини-музея «Берегиня»;
- создание Интернет - экскурсии по мини-музею «Берегиня», размещение материалов на сайте МБДОУ детского сада № 17 комбинированного вида.
Критерии оценки результативности проекта:
- опрос-беседа с детьми группы;
- анкетирование родителей;
- фото-, видеоматериалы;
- анализ проведенных мероприятий;
- обобщение опыта.
Описание проекта
Этапы реализации проекта:
I этап: организационно-подготовительный: (сентябрь-декабрь 2013-2014 учебный год)
- Подборка программно-методического обеспечения для реализации проекта.
- Изучение теоретических основ и опыта педагогов.
- Экскурсия в краеведческий музей с целью ознакомления со старинными предметами быта нашей местности.
- Экскурсия в библиотеку с целью поиска материала по созданию народной куклы.
- Выбор места для мини-музея.
- Работа с родителями: анкетирование с целью уточнения знаний родителей по теме проекта, подготовка материалов и изготовление кукол, информация в родительском уголке.
- Подборка художественной литературы (рассказов, стихов, загадок).
2 этап практический (этап реализации проекта) (декабрь-август 2013-2014 учебный год)
- Проведение родительского собрания «Народная кукла в играх современных детей».
- Привлечение родителей к изготовлению народных кукол. Мастер -класс по созданию тряпичной куклы.
- Семинар-практикум для воспитателей по созданию традиционной народной тряпичной куклы.
- Оформление пространства холла для создания мини-музея «Берегиня».
- Создание экспонатов мини-музея «Берегиня».
- Разработка эскизов изготовления кукол.
- Оформление уголка совместной деятельности для детей.
- Занятия, беседы, исследовательская, продуктивная деятельность, развлечения с детьми.
- Составление паспорта мини-музея народной куклы «Берегиня».
- Презентация мини-музея «Берегиня» для педагогов и родителей
3 этап (заключительный, обобщающий) (2014-2015 учебный год)
- Пополнение экспозиции мини-музея.
- Торжественное «официальное» открытие мини-музея с приглашением родителей, детей других групп, сотрудников музея.
- Разработка и проведение экскурсий, занятий, развлечений.
- Выставка детских творческих работ, в которых отразились впечатления от посещения мини-музея «Берегиня».
- Анкетирование детей и родителей, с целью определения достижений поставленных целей и задач проекта.
Дальнейшее развитие проекта:
- Разработка программы кружка по изготовлению традиционной народной куклы.
- Использование рукотворной куклы в игровой деятельности детей.
- Участие в конкурсах, выставках, акциях.
- Публикации.
- Создание совместно с краеведческим музеем г.Лыскова Нижегородской области программы взаимодействия «Я вхожу в мир искусств».
Литература:
- Берстенева, Е. В. «Кукольный сундучок»/ Е.В. Берстенёва, Н.В. Догаева.- М.: Белый город, 2010.-112с.
- Журнал «Цветной мир» Народная игрушка/ под ред. И.А. Лыковой - М.: Карапуз, №1, 2009.- 66 с.
- Лыкова, И. А. «Лоскутные куколки»/ И.А. Лыкова. – М.: Издательский дом Цветной мир, 2011.- 16с.
- Котова И. Н. «Русские обряды и традиции. Народная кукла»/ И.А.Котова, А.С.Котова. - СПб.: Паритет, 2008.- 240 с.
- Рыжова Н.А.«Мини-музей в детском саду как новая форма работы с детьми и родителями»/ Н.А.Рыжова.- М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2010. - 96 c.
- Шайдурова Н. В. «Традиционная тряпичная кукла»/ Н.В.Шайдурова.- Спб.: ООО «Издательство «Детство – Пресс», 2012.- 176 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер класс "Приобщение детей к народной культуре посредством изготовления традиционной народной куклы Веснянка"
Восстановить и передать умение делать национальные куклы, пробудить интерес к народным традициям и обрядам....
Консультация для воспитателей "Традиционная народная кукла. Применение традиционной куклы в совместной деятельности с детьми дошкольного возраста"
Данная консультация для воспитателей содержит информационный материал по традиционной народной кукле и возможности ее использования при работе с детьми....
Мастер - класс "Традиционные народные куклы. Изготовление тряпичной куклы "Отдарок - на - подарок""
В представленном материале можно познакомиться с особенностями и алгоритмом изготовления тряпичной куклы, материалами и пошаговым исполнением....
Мастер класс по теме "Тряпичные куклы. Традиционная народная кукла-оберег".
Цель: Добиться понимания основных художественных качеств народной культуры на примере народной игрушки.Задачи: познакомится с истоками, условиями бытования; технологией изготовления и художе...
Мастер-класс по изготовлению традиционной народной куклы-скрутки "Кукла - берегиня"
расширение кругозора знаний о народных традициях и обучение детей и родителей технологии изготовления тряпичной куклы-скрутки....
Мастер - класс для родителей Тряпичная кукла. Традиционная народная кукла-оберег"
Познакомить с технологией изготовления народной куклы....
Мастер-класс для педагогов в рамках реализации программы «Социокультурные истоки» «Знакомство дошкольников с традиционной народной куклой. Изготовление куклы-скрутки»
Мастер-класс будет интересен для педагогов, реализующих программу "Социокультурные истоки"...