Семинар-практикум "Общение педагогов с детьми"
консультация по теме
Семинар направлен на развитие коммуникативной компетентности педагогов в общении с детьми, включает понятийный аппарат, описание воспитательских позиций по отношению к детям, теста "Проверьте, какой вы педагог" модификация Р.Р. Калининой, буклет для воспитателей "Общаться с ребенком. Как?", презентация "Общение педагогов с детьми"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_dlya_pedagogov.doc | 86 КБ |
prezentatsiya_k_seminaru_obshchenie_pedagogov_s_detmi.ppt | 1.89 МБ |
buklet_dlya_vospitateley_obshchenie.doc | 82.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар-практикум «Общение педагогов с детьми»
Цель: развитие коммуникативной компетентности педагогов в общении с детьми.
Задачи:
1. Помочь педагогам оценить собственные достижения и определить уровень проблем в общении с окружающими.
2. Продолжать совершенствовать умение проявлять педагогический такт в различных условиях работы в детском саду.
3. Обогащать психологическую культуру педагогов в процессе использования вербальных и невербальных средств общения.
4. Формировать способность педагога адекватно воспринимать себя и окружающих.
Ход семинара:
Уважаемы коллеги! Я предлагаю вам выполнить следующее упражнение («Салфетки»): перед вами на столе лежат совершенно одинаковые бумажные салфетки. Возьмите одну салфетку и строго выполняйте мои инструкции:
- разверните салфетку;
- оторвите правый уголок;
- сверните салфетку пополам;
- оторвите правый уголок;
- сверните салфетку пополам;
- оторвите правый уголок;
- сверните салфетку;
- разверните салфетку.
- Посмотрите, что получилось. Все салфетки разные, хотя вы все выполняли одну и ту же инструкцию. Почему же так получилось? Потому что мы с вами разные. Каждый из нас по-своему воспринимает одну и ту же информацию, по-разному выполняет одни и те же действия. В этом есть и «плюс» и «минус». «Минус» в том, что в обращении с нами нужны разные методы и приёмы, а «плюс» - было бы совсем неинтересно жить, если бы мы думали и делали одинаково.
Все это необходимо учитывать как в процессе общения взрослых, так и в ходе взаимодействия с детьми. В общении складывается важная система взаимоотношений между людьми, которая способствует эффективности общения.
Педагогическое общение в обучении и воспитании служит инструментом воздействия на личность обучаемого.
(2 слайд) Педагогическое общение - целостная система (приемы и навыки) социально-психологического взаимодействия педагога и воспитуемых, содержащая в себе обмен информацией, воспитательные воздействия и организацию взаимоотношений с помощью коммуникативных средств.
Каждый из нас решает сам, какую линию поведения выбрать, какой способ общения предпочесть. Мы говорим о детях. И здесь важно понимать, что отношения ребёнка с воспитателем играют сильную роль в формировании его личности, так как ребёнок большую часть времени проводит в ДОУ. Именно в процессе взаимодействия с педагогами дети приобретают представление о взаимоотношениях людей, социализируются.
Диагностика (тест «Проверьте, какой Вы педагог» - модификация Р. Р. Калининой)
- А сейчас, с помощью теста предлагаю вам определить, есть ли трудности в вашей работе, и с чем они связаны.
Инструкция: ответьте, пожалуйста, на приведённые ниже вопросы «да» или «нет».
1. Охотно ли вы берётесь за подготовку занятия по новой теме, не имеющей типовой разработки?
2. Легко ли вам отказаться от тех приёмов воздействия на детей, которые вы успешно применяли раньше?
3. Быстро ли вы перестали с сожалением вспоминать о прошедших школьных и студенческих годах обучения, став педагогом?
4. Решительно ли вы отказываетесь от стандартного поведения в различных жизненных ситуациях?
5. Умеете ли вы дать безошибочную характеристику своим воспитанникам, разделив их на сильных, средних и слабых по умственным способностям и нравственным качествам?
6. Способны ли вы отказаться от личных симпатий и антипатий, работая с детьми?
7. Считаете ли вы, что универсального стиля работы не существует и на разных этапах работы, в разных ситуациях надо уметь применять разные стили?
8. Легче ли вам избежать конфликта с детьми, чем с администрацией дошкольного образовательного учреждения ДОУ?
9. Хочется ли вам решительно отказаться от стереотипов воспитания и обучения, рекомендованных в вузе и культивируемых вашим ДОУ?
10. Часто ли оказывается верным ваше первое интуитивное впечатление о качествах воспитанника?
11. Часто ли вы объясняете неудачи в работе не объективными причинами, а своими собственными недоработками?
12. Вы ощущаете нехватку времени для эффективной работы?
13. Считаете ли вы, что и без вашего присутствия и постоянного контроля дети вашей группы будут адекватно себя вести?
14. Поощряете и наказываете ли вы разных детей по-разному за одинаковые поступки?
(выполнение)
(3-4 слайд)
- А теперь вместе обработаем результаты: в таблице на доске приведены баллы, которые присваиваются в зависимости от ответа на каждый вопрос. Суммируйте количество набранных вами баллов.
№ | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |
«да» | 1 | 0 | 0 | 0 | 2 | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 1 |
«нет» | 0 | 1 | 1 | 2 | 0 | 0 | 0 | 2 | 0 | 0 | 2 | 1 | 2 | 0 |
(выполнение)
- Сейчас я прочитаю характеристику каждой группы по баллам:
0 - 5 баллов. Вы - очень слабый педагог. Вам трудно контактировать с детьми. Необходимо серьёзно работать над собой и овладевать методикой воспитания и обучения.
6 - 10 баллов. У вас много пробелов в подготовке к работе с детским коллективом. Чаще консультируйтесь с коллегами, с опытными педагогами. Регулярно изучайте педагогическую и психологическую литературу.
11 - 15 баллов. Вы - хороший, знающий педагог. Однако подумайте, не стремитесь ли вы к идеальному результату. Предоставляйте детям больше свободы, смотрите на них как на своих помощников, не забывая при этом контролировать выполнение поручений.
16 - 20 баллов. Вы - грамотный опытный педагог. Вы избегаете шаблона в работе. Выполняете свои обязанности творчески. Избегаете излишней категоричности в оценках людей. Обратите внимание на ваши взаимоотношения с коллегами и представителями администрации - не вы ли являетесь причиной напряжённости?
Мини-лекция «Семь воспитательских позиций по отношению к детям»
Существует несколько воспитательских позиций по отношению к детям.
• Карабас-Барабас. В соответствии со своей ролью этот педагог нуждается лишь в чётком и правильном исполнении детьми его спектаклей - постановок. Такое общение в большей степени похоже на дрессировку, на выучку маленьких оловянных солдатиков. Карабас не обучает, а дрессирует, добиваясь определенного успеха: куклы овладевают тем набором знаний, умений и навыков, которые нужны для спектаклей Барабаса. Для достижения своих целей он использует следующие способы воздействия: плетку, окрик, диктат, наказание, наставление. Основой всего воспитания является страх и подчинение воле взрослого, подавляющего естественную активность дошкольников. Куклы боятся дрессировщика, немногие убегают от него, большинство не смеет и убежать. Но и те, и другие в его присутствии не выказывают своих истинных чувств, парализованные страхом перед ним. Поведение ребенка, посещающего группу с таким Карабасом-Барабасом, похоже на пружину, постоянное давление сжимает её, при малейшем ослаблении пружина с огромной силой вырывается вверх и её траектория становится малопредсказуемой, а сила — разрушительной.
Активность детей, освобожденных на некоторое время от давления такого воспитателя (например, на занятиях у других специалистов, направляется на выплеск накопившейся энергии, другими словами, дети не обращают внимания на слова взрослого, пока не устанут. Они быстро привыкают к сильным стимулам (окрик) и перестают реагировать на спокойный голос.
В случае необходимости (открытое занятие, диагностическое обследование) дети в группе Карабаса-Барабаса могут показывать достаточно высокий уровень овладения какими-либо знаниями и умениями, но лишь в условиях искусственно созданного спектакля, так как знания и умения выдрессированы, усвоены автоматически. Стоит немного изменить условия игры, заменить картинки, задать вопрос иначе, и дети уже не смогут воспроизвести то, что усвоили.
Самым печальным последствием такого воспитания является выработка у детей двойной позиции, манипулятивных способностей. Уже дошкольник способен понять, что ложь помогает избежать неприятностей, а лесть — добиться одобрения (это я сделаю, скажу Марии Ивановне, а на самом деле я поступлю, подумаю иначе). Также у детей блокируется развитие способностей. Вместо этого дети овладевают набором задаваемых воспитателем знаний, умений, навыков. И всё это является следствием использования диктаторского стиля и дисциплины как основных мер воздействия.
• Мальвина. Такой педагог чётко знает, что правильно, а что нет, что нужно, а что бесполезно. Она точно знает, что следует мыть руки перед едой, чистить зубы, читать книжки и т.д. Она искренне считает, что все должны следовать этим правилам. Когда же поведение Буратино не укладывается в те нормы, которые она считает единственно правильными, Мальвина сажает непослушного мальчика в чулан. Действия Мальвины укладываются в чёткий и единственно правильный стереотип. Она умна, но может действовать только так, и никак иначе, потому что считает такие действия единственно правильными. Такой подход эффективен в воспитании у детей культурно-гигиенических навыков, предполагающих выработку чётко последовательных действий (сначала откручиваем кран, потом уж намыливаем руки, а не наоборот). Что же касается повседневного общения, естественно возникающих конфликтов, здесь Мальвина действует просто: непонятное ей автоматически становится неправильным.
Позиция воспитателя — Мальвины приводит детей к ограниченной психической активности, воспроизведению стереотипных способов поведения и решения задач. Это происходит потому, что Мальвина предлагает себя детям в качестве единственного образца для подражания, что не способствует формированию у них собственных побудительных мотивов. Немотивированная деятельность отбивает интерес к познавательным задачам, гасит детскую любознательность, тем самым ограничивая развитие способностей.
• Красная Шапочка ведет себя так, как это свойственно ребенку-дошкольнику. Она беспечна, эмоциональна, весела и непослушна и непоследовательна. Вызывает у детей симпатию, основанную на схожести. В своих действиях такой педагог руководствуется сиюминутно возникшими желаниями, не продумывает последствия хотя бы на полшага. В действиях Красной Шапочки отсутствует учёт реальных жизненных обстоятельств. Это опасно для детей, потому что воспитатель — Красная Шапочка в качестве образца задает непродуктивный с точки зрения психического развития вариант. Такая инфантильность приводит к торможению волевой регуляции поведения у детей, к развитию неорганизованности, к трудностям планирования и прогнозирования собственных действий, неумению предвидеть последствия своего поведения.
• Спящая Красавица. Она безразлична и к детям, и к окружающему миру, «присутствуя, отсутствует». Воспитатель, занимающий позицию Спящей красавицы, фактически находится вне ситуации взаимодействия с детьми. В группе её не видно и не слышно, дети предоставлены сами себе. Общение педагога с детьми носит абсолютно формальный характер, деятельность детей никак не регулируется. Дети не могут занять себя, у них отсутствует потребность в новых ощущениях. Для нормального развития детям нужно сравнивать свои действия, способы решения задач с тем, как это делают другие дети и взрослые. Предоставленные самим себе, они «варятся в собственном соку», т.е. перенимают друг у друга как «компетентность», так и «некомпетентность»; как социальные, так и асоциальные формы поведения. Проводя ежедневно по 8 — 9 часов с безразличным воспитателем, дети становятся неорганизованными, разболтанными: занялся одним, не закончил, начал делать другое, схватился за третье. Такое поведение свидетельствует об отсутствии целенаправленной деятельности, являющейся основным показателем психического развития. Воспитатель — Спящая красавица приводит детей к деструктивному поведению, которое, в свою очередь, тормозит психическое развитие. Следствием такой системы воспитания становится безразличие детей к окружающему миру либо расторможенность, основное и любимое занятие - баловство.
• Наседка любит своих детей-цыплят. Заботлива, внимательна, тревожна, повсюду видит опасность, по поводу и без повода «кудахчет», ни на минуту не оставляя детей без внимания и неусыпного контроля. Всё расскажет, всё покажет, разжует и в рот положит. В итоге у детей пропадает необходимость и потребность «махать крыльями» самостоятельно, пропадает желание узнавать, преодолевать трудности. Знаменитый фонвизинский недоросль, воспитанный мамашей-наседкой, заявлял: «Зачем мне география, когда есть извозчики». Неуверенность в своих силах, низкая самооценка, тревожность, лень - вот последствия такой воспитательской позиции.
• Снежная Королева. Красавица, лишённая чувства любви и привязанности к детям. Её главное желание - повелевать маленькими Каями. Добивается она подчинения, манипулируя чувствами, подменяя насыщенную естественную жизнь внешне привлекательным, но, по сути, бесполезным времяпрепровождением (складывать из кусочков льда разные затейливые фигуры («ледяные головоломки»)). Как следствие — эмоциональная бесчувственность, жестокость, безынициативность. Дети (а потом взрослые) становятся покорными исполнителями чужой воли, у них нет стремления сделать что-либо по собственному намерению. «Снежная королева» искусно воспитывает рабов и функционеров.
• Мери Поппинс весьма образованная, разносторонне развитая, эрудированная, тактичная особа, замечательно рассказывающая разные истории, хорошо воспитанная и точно представляющая, как следует себя вести в разных ситуациях (как в сказочных, так и в реальных). С другой стороны, Мери Поппинс прекрасно разбирается в детях: понимает, что они чувствуют, думают, хотят или не хотят, знает закономерности их развития. В общении естественна и эмоциональна, гибко сменяет позиции в различных ситуациях. Она является посредником между миром культуры и миром детей. Мери Поппинс обучает детей так, что они этого не замечают. Она постоянно ставит перед ними новые задачи, создает условия для развития воображения, учит нормам поведения, оптимальным способам разрешения конфликтов, используя игру, проблемные ситуации в повседневной жизни. Мери Поппинс обучает по своей программе, превращая ее при этом в программу ребенка. Главное - любит детей!
Данная классификация раскрывает особенности основных педагогических позиций.
- Встречаются ли такие позиции в чистом виде?
Важно отметить, что, как и чистых типов темперамента, «чистых» педагогических позиций также не бывает, можно выделить лишь способность к той или иной. И, в связи с этим, вопрос: как вы думаете, какая из данных позиций наиболее полно способствует развитию личности ребёнка и почему?
(ответы педагогов)
«Психологическая зарядка» (цель: оказание помощи в овладении приёмами релаксации и концентрации, повышение энергетического потенциала).
- А сейчас я предлагаю вам встать в круг и выполнить зарядку: одновременно делаем движение и произносим фразу - 2-3 раза.
1. Стоя, свести лопатки, улыбнуться, подмигнуть поочерёдно левым, правым глазом: «Очень я собой горжусь, я на многое гожусь».
2. Положить на лоб левую ладонь, затем правую: «Я решаю любые задачи, ведь со мною – любовь и удача».
3. Встать на цыпочки, поднять руки, сомкнуть их над головой в кольцо: «Я согрета солнечным лучиком и достойна самого лучшего».
4. Руки в стороны, кулаки сжать, делать вращения руками: «На моём пути нет преграды, и всё получается так, как надо».
5. Руки на поясе, делать наклоны вправо-влево: «Покой и улыбку всегда берегу, и мне все помогут, и я помогу».
6. Руки на поясе, наклоны вперёд-назад: «Ситуация мне подвластна, мир прекрасен, я прекрасна».
7. Подпрыгивать на правой ноге, затем на левой: «Я бодра и энергична, все дела идут отлично».
8. Сложив руки в замок, сделать глубокий вдох: «Вселенная мне улыбается, всё у меня получается».
- В заключении хочется сказать, что, прежде чем воспитывать в детях какие - либо качества, требовать от них социальных норм поведения, необходимо, чтобы это было в вас самих. Помните об этом. Занимайтесь самовоспитанием, самопрограммированием на позитивное восприятие жизни, реализуйте подсознательные желания.
Обратная связь: На маленьких квадратных листочках нарисуйте свое отношение к семинару: «Было интересно, узнал что-то полезное, новое» - улыбающееся лицо, если «Было скучно, впустую провели время» - грустное лицо. Ваши пожелания к проведению подобных мероприятий.
Я желаю вам всего доброго и до новых встреч!
Приложение 1
Бланк ответов
№ | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |
Ответ |
__________________________________________________________________
№ | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |
Ответ |
__________________________________________________________________
№ | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |
Ответ |
__________________________________________________________________
№ | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |
Ответ |
__________________________________________________________________
№ | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |
Ответ |
__________________________________________________________________
№ | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |
Ответ |
__________________________________________________________________
№ | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |
Ответ |
__________________________________________________________________
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Педагогическое общение - целостная система (приемы и навыки) социально-психологического взаимодействия педагога и воспитуемых, содержащая в себе обмен информацией, воспитательные воздействия и организацию взаимоотношений с помощью коммуникативных средств.
Тест «Проверьте, какой Вы педагог» - модификация Р. Р. Калининой № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 «да» 1 0 0 0 2 1 1 0 1 1 0 0 0 1 «нет» 0 1 1 2 0 0 0 2 0 0 2 1 2 0 Результаты: 0 - 5 баллов. Вы - очень слабый педагог. Вам трудно контактировать с детьми. Необходимо серьёзно работать над собой и овладевать методикой воспитания и обучения.
6 - 10 баллов. У вас много пробелов в подготовке к работе с детским коллективом. Чаще консультируйтесь с коллегами, с опытными педагогами. Регулярно изучайте педагогическую и психологическую литературу. 11 - 15 баллов. Вы - хороший, знающий педагог. Однако подумайте, не стремитесь ли вы к идеальному результату. Предоставляйте детям больше свободы, смотрите на них как на своих помощников, не забывая при этом контролировать выполнение поручений. 16 - 20 баллов. Вы - грамотный опытный педагог. Вы избегаете шаблона в работе. Выполняете свои обязанности творчески. Избегаете излишней категоричности в оценках людей. Обратите внимание на ваши взаимоотношения с коллегами и представителями администрации - не вы ли являетесь причиной напряжённости?
Воспитательские позиции по отношению к детям • Карабас-Барабас. Карабас не обучает, а дрессирует, добиваясь определенного успеха: куклы овладевают тем набором знаний, умений и навыков, которые нужны для спектаклей Барабаса. Для достижения своих целей он использует следующие способы воздействия: плетку, окрик, диктат, наказание, наставление. Основой всего воспитания является страх и подчинение воле взрослого, подавляющего естественную активность дошкольников. Последствия: выработка у детей двойной позиции, манипулятивных способностей. Также у детей блокируется развитие способностей. Вместо этого дети овладевают набором задаваемых воспитателем знаний, умений, навыков.
• Мальвина. Такой педагог чётко знает, что правильно, а что нет, что нужно, а что бесполезно. Действия Мальвины укладываются в чёткий и единственно правильный стереотип. Она умна, но может действовать только так, и никак иначе, потому что считает такие действия единственно правильными. Что же касается повседневного общения, естественно возникающих конфликтов, здесь Мальвина действует просто: непонятное ей автоматически становится неправильным. Позиция воспитателя — Мальвины приводит детей к ограниченной психической активности, воспроизведению стереотипных способов поведения и решения задач.
• Красная Шапочка ведет себя так, как это свойственно ребенку-дошкольнику. Она беспечна, эмоциональна, весела и непослушна и непоследовательна. Вызывает у детей симпатию, основанную на схожести. В своих действиях такой педагог руководствуется сиюминутно возникшими желаниями, не продумывает последствия хотя бы на полшага. В действиях Красной Шапочки отсутствует учёт реальных жизненных обстоятельств. Это опасно для детей, потому что воспитатель — Красная Шапочка в качестве образца задает непродуктивный с точки зрения психического развития вариант. Такая инфантильность приводит к торможению волевой регуляции поведения у детей, к развитию неорганизованности, к трудностям планирования и прогнозирования собственных действий, неумению предвидеть последствия своего поведения.
• Спящая Красавица. Она безразлична и к детям, и к окружающему миру, «присутствуя, отсутствует». Воспитатель, занимающий позицию Спящей красавицы, фактически находится вне ситуации взаимодействия с детьми. В группе её не видно и не слышно, дети предоставлены сами себе. Общение педагога с детьми носит абсолютно формальный характер, деятельность детей никак не регулируется. Дети не могут занять себя, у них отсутствует потребность в новых ощущениях. Для нормального развития детям нужно сравнивать свои действия, способы решения задач с тем, как это делают другие дети и взрослые. Следствием такой системы воспитания становится безразличие детей к окружающему миру либо расторможенность, основное и любимое занятие - баловство.
• Наседка любит своих детей-цыплят. Заботлива, внимательна, тревожна, повсюду видит опасность, по поводу и без повода «кудахчет», ни на минуту не оставляя детей без внимания и неусыпного контроля. Всё расскажет, всё покажет, разжует и в рот положит. В итоге у детей пропадает необходимость и потребность «махать крыльями» самостоятельно, пропадает желание узнавать, преодолевать трудности. Знаменитый фонвизинский недоросль, воспитанный мамашей-наседкой, заявлял: «Зачем мне география, когда есть извозчики». Неуверенность в своих силах, низкая самооценка, тревожность, лень - вот последствия такой воспитательской позиции.
• Снежная Королева. Красавица, лишённая чувства любви и привязанности к детям. Её главное желание - повелевать маленькими Каями. Добивается она подчинения, манипулируя чувствами, подменяя насыщенную естественную жизнь внешне привлекательным, но, по сути, бесполезным времяпрепровождением (складывать из кусочков льда разные затейливые фигуры («ледяные головоломки»)). Как следствие — эмоциональная бесчувственность, жестокость, безынициативность. Дети (а потом взрослые) становятся покорными исполнителями чужой воли, у них нет стремления сделать что-либо по собственному намерению. «Снежная королева» искусно воспитывает рабов и функционеров.
• Мери Поппинс весьма образованная, разносторонне развитая, эрудированная, тактичная особа, замечательно рассказывающая разные истории, хорошо воспитанная и точно представляющая, как следует себя вести в разных ситуациях (как в сказочных, так и в реальных). Мери Поппинс прекрасно разбирается в детях: понимает, что они чувствуют, думают, хотят или не хотят, знает закономерности их развития. В общении естественна и эмоциональна, гибко сменяет позиции в различных ситуациях. Мери Поппинс обучает детей так, что они этого не замечают. Она постоянно ставит перед ними новые задачи, создает условия для развития воображения, учит нормам поведения, оптимальным способам разрешения конфликтов, используя игру, проблемные ситуации в повседневной жизни. Главное - любит детей!
- Ваши пожелания к проведению подобных мероприятий. Обратная связь: «Было интересно, узнал что-то полезное, новое» «Было скучно, впустую провели время» Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Что стоит за «плохим» поведением?
Случается, что ребенок регулярно демонстрирует негативное поведение: показное непослушание, физическую или вербальную агрессивность, жестокость, злоупотребляет своими способностями.
Следует одновременно сделать три вещи:
1. Определить возможные факторы, обусловливающие поведение ребенка, и приступить к их изменению.
2. Создать дома и в группе детского сада атмосферу заботы, понимания, поддержки и поощрения, чтобы у детей отпала необходимость демонстрировать вызывающее поведение.
3. Конструктивно вмешиваться в тех ситуациях, когда дети ведут себя плохо, корректировать такое поведение, обучать навыкам самоконтроля и самоуважению.
Как быть…
- У любого плохого поведения есть причина, хотя порой ее трудно обнаружить.
- Плохое поведение «срабатывает», и ребенок получает то, что он хочет (игрушка, внимание).
- Плохое поведение может быть «нормой» – типичным для того, что ребенок видит дома.
- Плохое поведение может быть способом выражения гнева, страха или других эмоций. Ребенок просто не знает способа правильного выражения.
- Потеря контроля может быть вызвана физическими обстоятельствами: плохим питанием, самочувствием, аллергией, аутизмом или отставанием в развитии.
- Дети чувствуют себя беспомощными, ненужными и утверждают свою силу и правоту.
- Дети не знают другого способа получить то, что они хотят.
Понимание может быть главным способом оказания помощи ребенку.
Эффективной стратегией помощи детям, демонстрирующим негативное поведение, является предоставление им самостоятельности. У детей должна быть возможность самостоятельно делать выбор, принимать на себя лидерство и ответственность. Детям важно, чтобы их принимали всерьез и поручали сложные задания.
Еще один способ профилактики плохого поведения состоит в том, чтобы ясно объяснять детям, чего от них ждут. Следует готовить успех детей, а не подлавливать их на ошибках и воспитывать на отрицании их поведения.
Наименее эффективный способ реагирования – наказание.
Как и за что хвалить ребенка?
Все мы хотим, чтобы нас заметили и похвалили. Чего хочет ребенок, который протягивает вам только что выполненный рисунок и спрашивает: «Красиво?»
Возможно, он чувствует себя незащищенным, или у него низкая самооценка, или он хочет установить контакт, или ищет подтверждения правильности своих действий, или…
Может быть, просто сказать: «Молодец, красиво»? Так чаще всего мы и поступаем. Так чаще всего поступать и не стоит.
Как быть…
Итак, ребенок показывает картинку, которую только что нарисовал.
Вы (рассматривая с искренним интересом, с одобрением в голосе): «Ты нарисовал вот здесь большой дом… из трубы идет густой дым… а внизу я вижу что-то синее, здесь еще пустое место…»
Когда продукты деятельности ребенка встречают такой безоценочный прием, когда проявляется внимание к деталям, ребенок, как правило, забывает исходный вопрос и начинает осознавать свои действия. Можно слышать, как ребенок подхватывает слова взрослого, включается в разговор и комментирует рисунок: «У меня здесь три окна – одно маме, второе папе, а это – для меня и Тузика. А вот здесь у меня речка. Тут будет машина, я еще не успел нарисовать, сейчас нарисую…» Вдумайтесь в эти слова, почувствуйте, как меняется состояние ребенка. Если в самом начале была зависимость от слова взрослого, то в ходе разговора ребенок не только получил желаемое одобрение, но и почувствовал неформальную заинтересованность, утвердился в своих достижениях, включился в общение, увидел перспективу своих действий.
Теперь ребенок свободен и сам оценивает свою работу.
Вам показалось, слишком длинно?
Используйте иногда короткую фразу: «Важно не то, что я считаю красивым, а то, что ты сам думаешь о своем рисунке». «Важно то, что думаешь ты сам».
Еще пример:
– Посмотри, что я делаю.
– Ты играешь с глиной.
– Что мне сделать?
– Ты можешь сделать все, что захочешь.
– Ладно, я сделаю птичку.
Старательно лепит, наконец поднимает руку с вылепленной птичкой.
– Вам нравится?
– Ты очень старался.
В конечном счете важно, что думаем мы сами.
ОБЩАТЬСЯ С РЕБЕНКОМ. КАК?
Памятка для воспитателей
Педагог-психолог
Молькова М.В
Как развивать любознательность ребенка?
На протяжении всего дошкольного возраста окружающие ребенка взрослые должны создавать благоприятные условия для развития у него любознательности, которая затем перерастает в познавательную активность. Если мы не научим ребенка мыслить в детском саду, то учить его этому в школе будет неэффективно, потому что ушел безвозвратно наиболее благоприятный период для развития мышления ребенка.
Как быть…
Много рассказывайте детям об увиденном, побуждайте детей наблюдать, выделять, обсуждать, обследовать и определять свойства, качества и назначение предметов, делитесь воспоминаниями из своего детства.
- Проводите с детьми целенаправленную работу по упорядочиванию их представлений о мире. Собственным примером демонстрируйте бережное, созидательное отношение к окружающим людям, к предметам.
- Поддерживайте интерес к познанию окружающей действительности с помощью постановки проблемных вопросов, наблюдения и экспериментирования.
- Побуждайте детей задавать вопросы об окружающей действительности, об интересующих объектах и явлениях.
- Выводите детей на экскурсии для накопления непосредственных впечатлений.
- Знайте интересы и привязанности ребенка и учитывайте его интересы и пожелания при планировании и проведении познавательно-развлекательных мероприятий.
- Предлагайте детям развивающие игры типа: «Найди отличия», «Составь картинку», «Путаница», «Что было бы, если…», «Какой игрушки не стало?» и др.
- Создавайте в детском саду условия для самостоятельной познавательной деятельности. Например, создайте уголки экспериментирования, внесите песок и воду. Развесьте различные схемы, модели, карты, пиктограммы, позволяющие детям действовать самостоятельно.
- Занимаясь с ребенком, создавайте условия для более эффективного развития отдельных познавательных процессов. Например: развивать воображение в изобразительной деятельности и др.
- Сдерживайте себя! Не стремитесь сделать за ребенка то, что он может сделать сам, не давайте готовых ответов на вопросы детей, побуждайте их думать, рассуждать, высказывать свои предположения. Пусть дети придумывают варианты решений разных ситуаций. Не забывайте при этом предоставлять детям право выбора.
Как помочь ребенку планировать свою деятельность?
Мы говорим: важно воспитать самостоятельность, ответственность; ребенок – субъект своей деятельности; работа с детьми должна строиться с учетом собственной активности ребенка.
Вместе с тем иные воспитатели настолько привыкли продумывать, выстраивать и организовывать каждую минуту жизни детей в детском саду, что доныне пишут в конспектах занятий возможные ответы детей на вопросы воспитателя. Попробуйте спросить детей вашей группы: «Что сейчас будет,
что будет после занятий?» – «Не знаю».
Это истина. И это камень преткновения.
Как быть…
Принять как данность то, что даже маленький, 2-3-летний ребенок НЕ МОЖЕТ БЫТЬ, а ЯВЛЯЕТСЯ субъектом собственной деятельности. Он сам вам об этом заявляет, утверждая и настаивая: «Я сам!»
Твердо знать, что у ребенка есть компетенции, полученные им по праву рождения человеком: действовать, двигаться, общаться, включаться в группы и выходить их них, играть. Это его право.
Чтобы право не превратилось в анархию и беспорядочность, можно и нужно помочь ребенку планировать его деятельность.
Установить обязательное (прежде всего, для вас) время, когда вы все вместе планируете весь день, или только время после сна, или предстоящее всему детскому коллективу дело. Например, это может быть
утро понедельника (утро радостных встреч) или утро каждого дня до/после завтрака.
Коротко расскажите детям, что вы предлагаете им: «Сегодня у нас два занятия. На рисовании я помогу вам научиться рисовать птичку. А на математике мы будем считать до десяти». Это первый шаг, и только о занятиях. Второй и многие другие: «Подумайте и решите, чем бы вы сами хотели сегодня заниматься».
Поддержите ребенка, первым высказавшего свою идею: «Андрюша решил построить дом. Где ты его будешь строить? Какие материалы тебе нужны? С чего ты начнешь? Нужны ли тебе помощники? Кого бы ты хотел пригласить строить вместе с тобой? Что ты поручишь Илюше? И т. д.
Важно, чтобы у детей формировался образ и образец планирования.
Не забывайте о планах детей. Спрашивайте о результатах, успехах и неудачах.
Следует ли включать в планирование сразу всю группу? Это будет зависеть от вас, детей вашей группы и дела, о котором вы хотите поговорить.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организованная образовательная деятельность педагога с детьми раннего возраста с использованием технологии личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми
Материал конспекта учитывает возможность педагога ориентироваться на личностные возможности определенного ребенка для дальнейшего развития данного воспитанника....
Совместная деятельность педагога с детьми на тему : "Мосты Санкт-Петербурга" с детьми старшего возраста
Петербург город мостов. Мосты формируют художественный облик города, придают ему романтическую красоту. Цель нашей совместной деятельности - познакомить детей с мостами нашего города, развивать умение...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности педагога с детьми по познавательному развитию с детьми четвёртого года жизни на тему: « Весеннее путешествие»
Развитие познавательного интереса к математике у детей четвертого года жизни...
Практикум для педагогов «Эффективное взаимодействие педагогов с детьми»
Взаимодействие педагогов с детьми по ФГОС...
Взаимодействие педагогов с детьми как важнейшее условие развития ребенка раннего и дошкольного возраста. Типы взаимодействия педагога с ребенком. Способы личностно-ориентированного взаимодействия педагогов с дошкольниками.
Взаимодействие педагогов с детьми как важнейшее условие развития ребенка раннего и дошкольного возраста. Типы взаимодействия педагога с ребенком. Способы личностно-ориентированного взаимодействия педа...
Личный опыт педагога по теме самообразования "Личностно-ориентированное взаимодействие педагога с детьми"
Модернизации российского образования предполагает смену традиционной модели взаимодействия воспитателя с детьми на личностно-ориентированную модель. Но действия педагогов,их установки и стереотип...
Консультация для педагогов. "Общение педагогов с детьми".
Правила общения педагогов с детьми...