Практикум для педагогов «Эффективное взаимодействие педагогов с детьми»
материал на тему
Взаимодействие педагогов с детьми по ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Практикум "Эффективное общение" | 47.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Практикум для педагогов
«Эффективное взаимодействие педагога с детьми»
Цель: определение условий для наиболее эффективного взаимодействия педагогов с детьми.
Задачи:
• показать влияние на общение с детьми авторитарного, либерального и демократического стиля общения;
• оказать помощь педагогам в осознании влияния этих стилей с помощью организации «проживания» ими роли обучающегося на занятии;
• продемонстрировать и помочь осознать зависимость успешности общения от разных позиций, от умения педагогов понимать, принимать и поддерживать детей;
• выработать условия для эффективного общения с детьми.
1. Приветствие участников практикума. Введение в тему практикума. Важной составляющей современной образовательной среды для дошкольника является характер его взаимодействия со взрослыми и другими детьми, в процессе которого обеспечиваются развитие личности, передача моральных норм и ценностей. Характер взаимодействия во многом определяется тем, в каких условиях оно осуществляется, какие отношения складываются между участниками.
По требованию ФГОС ДОО позиция педагога в организации жизни детей – это партнёр – партнёр.
Партнерство не просто действие – это именно взаимодействие: оно осуществляется между участниками; при этом каждый является носителем активности и предполагает ее в своих партнерах.
Когда два человека общаются, они действуют попеременно и воспринимают воздействия друг друга, тем самым взаимообучаясь и взаимообогащаясь.
2. Основная часть практикума. Характеристики стилей общения. Модели взаимодействия педагогов с детьми.
Авторитарный стиль («разящие стрелы»). Педагог единолично определяет направление деятельности группы, указывает, кто и с кем должен сидеть, работать, пресекает всякую инициативу воспитанников. Основные формы взаимодействия – приказ, указание, инструкция, выговор.
Демократический стиль («возвращающийся бумеранг»). Проявляется в опоре педагога на мнение детского коллектива. Педагог старается донести цель деятельности до сознания каждого ребенка, оптимально распределить нагрузки, учитывая индивидуальные склонности и способности каждого; поощряет активность, развивает инициативу. Основные способы общения – просьба, совет, информация.
Либеральный стиль («плывущий плот»). Педагог старается не вмешиваться в жизнь детского коллектива, не проявляет активности, вопросы рассматривает формально, легко подчиняется другим. Фактически самоустраняется от ответственности за происходящее. Об авторитете тут речи не может быть.
- Выполнение практических заданий.
3.1. Упражнение «Кулачки» (работа в парах).
Участникам предлагается задание: любыми способами разжать кулак партнера.
Вопросы для обсуждения: у кого получилось разжать кулак партнера, а у кого нет? Какой способ взаимодействия принес результат?
Обсуждение:
- Какие чувства вы испытывали, когда к вам применялось насилие (с силой пытались разжать ваш кулачок)?
- Какие чувства испытывали, когда ваш кулачок пытались разжать уговорами, лаской?
Вывод: важным является доброжелательное отношение, установление обратной связи и т.д.
3.2. Упражнение "Слушание в разных позах". Работа в парах – проигрывание ролей «говорящий» и «слушающий».
Цель: демонстрация эффективности общения в зависимости от разных позиций взаимодействующих.
Описание упражнения. Участники разбиваются на пары. Один участник в каждой паре говорящий, второй – слушающий. Участники сидят напротив друг друга и по команде ведущего начинают разговаривать между собой о чем угодно. Через минуту по команде ведущего их взаиморасположение меняется – говорящий встает, слушающий продолжает сидеть. Еще через минуту следует новое изменение – теперь оба участника стоят, повернувшись друг к другу спиной. Потом роли говорящего и слушающего меняются, и упражнение повторяется.
Психологический смысл упражнения. Участники убеждаются, что эффективность слушания и производимое на собеседника впечатление зависят не только от слушания как такового, но и от взаимного расположения собеседников.
Обсуждение. При каком расположении собеседника было легче говорить? А легче слушать? Как вы думаете, почему при изменении взаимного расположения меняется эффективность общения?
Вывод: эффективным является общение на "одном уровне", "глаза в глаза".
3.3. Упражнение "Встреча на узком мостике». Работа в парах.
Цель: установление условий эффективности общения, зависимости от умения понять, поддержать партнера по общению, выработать совместные действия.
Описание упражнения. Двое участников становятся на проведённой на полу линии лицом друг к другу на расстоянии около 3-х метров. Ведущий объясняет ситуацию: «Вы идёте навстречу друг другу по очень узкому мостику, перекинутому над водой. В центре мостика вы встретились, и вам надо разойтись. Мостик – это линия.
Кто поставит ногу за её пределами – упадёт в воду. Постарайтесь разойтись на мостике так, чтобы не упасть».
Обсуждение. Какие чувства участники испытывали при выполнении данного упражнения? Что помогало, а что мешало успешно выполнить его?
Вывод: любая ситуация разрешима при совместных действиях обеих сторон, понимании и поддержке друг друга.
3.4. Упражнение «Я-высказывание».
Цель: обучение использованию «Я-высказывания».
«Я-высказывание» - это прием и способ, с помощью которого взрослый сообщает ребенку о своих чувствах и отрицательных переживаниях, а не о нем и его поведении, которое это переживание вызвало. «Я-высказывание» редко вызывает протест, потому что не содержит обвинения. “Я-высказывание” предполагает в общении с ребенком позицию “на равных”, вместо позиции “сверху”. В этих высказываниях Вы отстаиваете свои интересы, но при этом не оказываете давления на другого человека. («Я думаю что, ты, Кирилл, этому научишься; я – хочу; я – желаю; я бы предпочла, чтобы играли дружно, делились игрушками и помогали друг другу в трудных ситуациях»).
4. Заключительная часть. Подведение итогов, повторение общих выводов по теме.
Общение педагогов с детьми будет эффективным:
- если создана доброжелательная атмосфера и налажена обратная связь;
-общение организовано на одном уровне, «глаза в глаза»;
-стороны общения пытаются понять и поддержать друг друга;
-строится на основе «Я-высказывания».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум для педагогов «Эффективное взаимодействие педагогов с родителями»
Семинар-практикум для педагогов «Эффективное взаимодействие педагогов с родителями» Цель: повысить уровень профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников...
Семинар-практикум на тему: " Эффективное взаимодействие педагога с воспитанниками ДОУ"
Важной составляющей современной образовательной среды для дошкольника является характер его взаимодействия со взрослыми и другими детьми, в процессе которого обеспечиваются развитие личности, передача...
Семинар-практикум «Эффективное взаимодействие педагога с детьми как условие психологической безопасности в ДОУ»
В данной работе рассмотрены аспекты психологической безопасности дошкольников пр взаимодействии с педагогами, описаны возможные техники разрешения различных ситуаций....
Семинар-практикум для педагогов по взаимодействию с гиперактивными детьми в условиях ДОУ
Данный семинар позволит познакомить педагогов с особенностями прояления гиперактивности у детей и разработать совместно практические рекомендации по работе с такими воспитенниками...
Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Взаимодействие с гиперактивными детьми»
Материал представляет собой семинар-практикум, направленный на повышение психологической компетентности педагогов в работе с гиперактивными детьми. В теоретической части педагоги имеют возможность поз...
Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Взаимодействие с гиперактивными детьми»
Представленнный сценарий семинара-практикума прогодится психологам ДОУ в работе с педагогами с целью повышения их психолого-педагогической компетентности при взаимодействии...
Семинар-практикум для педагогов «Особенности взаимодействия педагогов с агрессивными детьми»
Проблема агрессивности на сегодняшний день является очень актуальной, поскольку увеличилось количество детей, характеризующихся агрессивным поведением. Но только последовательное следование устан...