Личный опыт педагога по теме самообразования "Личностно-ориентированное взаимодействие педагога с детьми"
статья (старшая, подготовительная группа) по теме

Карапетян Инга Николаевна

Модернизации российского образования предполагает смену традиционной модели взаимодействия воспитателя с детьми на личностно-ориентированную модель. Но действия педагогов,их установки и стереотипы не позволяют перестроить свое педагогическое взаимодействие на высокий уровень партнерской позиции. В статье описан личный опыт педагога,который стремился перейти с учебно-дисциплинарной модели взаимодействия на личностно-ориентированную.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рефлексия собственных профессиональных действий по теме самообразования «Личностно-ориентированное взаимодействие воспитателя с детьми»

Модернизации российского образования предполагает смену традиционной модели взаимодействия воспитателя с детьми на личностно-ориентированную модель. Она подразумевает определённый уровень профессионального сознания, способность педагога рефлексировать по поводу установок, смысла и ценностей собственных профессиональных действий.

Как показывает моя практика, наблюдения за коллегами, анализ современной психолого-педагогической литературы, у нас, педагогов, большие трудности с реализацией задач ФГОС ДО и новых целевых ориентиров. Речь идет о том, что основополагающими задачами ФГОС ДО являются:

1) позитивная социализация

2) индивидуализация развития

3) поддержка детской инициативы

А целевые ориентиры представляют следующие качества: самостоятельность, инициативность, чувство собственного достоинства и, будем говорить, произвольность (способность контролировать, проявлять волевые усилия, принимать собственные решения).

Традиционный подход к обучению и воспитанию вызывает противоречия между потребностями каждого человека в выражении личного достоинства, свободного выбора, индивидуальности и творчества с одной стороны, и ценностями нормативности, обязательности, управляемости, однородности учебно-дисциплинарной модели взаимодействия, - с другой стороны.

Поэтому тема моего самообразования стала «Личностно-ориентированное взаимодействие педагога с детьми».

Моей профессиональной рефлексии способствовало ознакомление с теоретическими положениями и практическими рекомендациями отечественных педагогов и психологов.

Изучая проблему организации личностно-ориентированного взаимодействия, я пришла к выводу, что мои действия, установки и стереотипы не позволяют перестроить свое педагогическое взаимодействие на высокий уровень партнерской позиции, ведь у меня, как у педагога-практика, до сих пор нет четкого представления о целях, задачах, способах и содержании работы с детьми в рамках личностно-ориентированной педагогики.

Решение данной выявленной проблемы определило мою цель- изучить проблемы организации личностно–ориентированного взаимодействия воспитателя и детей.

В своей работе над данной темой я исходила из того, что внедрение в практику дошкольного образования личностно–ориентированного взаимодействия воспитателя с детьми обеспечивается через:

  • изменение мотивационно ценностных установок личности воспитателя;
  •  отказ от учебно–дисциплинарной модели взаимодействия;
  •  применение модели личностно-ориентированного подхода.

Исходя из этого я ставила перед собой следующие задачи:

  • провести теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
  • изучить свои мотивационно – ценностные установки;
  • организовать личностно– ориентированное взаимодействие на основе применения модели личностно-ориентированного подхода.

Исходя из первой задачи, я ознакомилась с трудами таких ученых как: Ш.А. Амонашвили, В.В. Давыдов, В.И. Панов, В.А. Петровский, Е.В. Субботский, В.А. Сухомлинский, И.С. Якиманская. Все они исследовали данную тематику.

 На основе изучения системы формирования личностно-ориентированного подхода к обучению детей Юлии Борисовны Надточий, методов сотрудничества в теории Джона Грея, теории личностных вкладов Вадима Артуровича Петровского, рекомендаций Нинель Яковлевны Михайленко и Натальи Андреевны Коротковой были намечены конкретные ШАГи повышения профессиональной компетентности. Хотелось бы отметить, что в этой не легкой работе над собой мне помогал один замечательный человек, практический психолог, преподаватель МИОО в одном лице. Благодаря ей я смогла систематизировать свои знания и разобраться в последующих действиях.

Итак, 14 практических шагов для перехода на личностно-ориентированную модель взаимодействия.

  1. наблюдение за воспитательно-образовательным процессом, действиями воспитанников, собственными поступками;
  2. самонаблюдение за эмоциональными компонентами действий, поступков, отношений;
  3. ведение «Дневника наблюдений»;
  4. самоанализ реализации правил «3 П» (понимание, принятие, признание);
  5. индивидуализация взаимодействия воспитателя с каждым ребенком через мини-бесед;

6. изменение мотивационно ценностных установок личности воспитателя (ценности, мотив, установки);

7. проведение психолого-педагогических упражнений (на правила «3П» и др.);

8. применение технологии личностно–ориентированного взаимодействия (методы, приемы);

9.  организация нерегламентированных форм познавательной деятельности (использование экспериментов);

10. реализация НОД (непосредственная образовательная деятельность) через организацию различных видов детской деятельности

11. научиться использовать не императивные, а оптативные формы обращения к детям (выражать просьбу, а не требовать и приказывать);

12. применять в своей практике позитивные, а не негативные команды;

13. научиться направлять ребенка в позитивное русло, а не делать негативных замечаний;

14. научиться хвалить детей, используя многообразие выражений.

Работа над собой и своей профессиональной деятельностью включала три направления:

  • повышение своей компетентности в сфере общения и взаимодействия;
  • организация личностно-ориентированного взаимодействия с детьми старшего дошкольного возраста в различных формах организации детской деятельности;
  • повышение компетентности родителей в сфере общения

Первое направление связано с тем, что переориентация связана с воздействие не столько на ребенка, сколько на самого себя. То есть необходимо занять субъектную позицию, позицию активного профессионального самовоспитания и самообразования.

Итак, я стала реализовывать намеченную программу перехода на личностно-ориентированное взаимодействие с детьми, состоящую из 14 ШАГов.

Хочу обратить ваше внимание на то, что когда я говорю о самосовершенствовании, то речь идет не о прямой последовательности шагов, не о том, что следующий ШАГ можно сделать только после того, как выполнен предыдущий. Образно говоря, надо двигаться параллельно по нескольким линиям и одновременно в различных направлениях. В этом и сложность для рефлексии, осуществления самоанализа. Ведь надо успевать и менять себя, и осознавать возможные изменения, и анализировать ошибки.

Одним из ШАГов было ведение «Дневника наблюдения» в электронном варианте.

Он позволил мне откорректировать мысли, уточнить позиции и установки, осознать свои практические действия. Иначе говоря, развить самосознание, в котором я самоизменялась, саморазвивалась, преобразовывала себя, осознавала свои возможности.

Одновременно путем самоанализа я определилась в своих новых педагогических убеждениях.

Главной ценность профессиональной деятельности я выделила для себя личностное развитие ребенка.

Мотивом -  стремление к гуманному взаимодействию с детьми.

А главной установкой: реализацию личностно-ориентированного взаимодействия с детьми.

Мне было трудно удержать новые установки в голове, поэтому перед тем как пойти на работу, я освежала в памяти свою мотивацию. Для этого я прочитывала описанные на листе свои установки, настраивая себя на этот лад. Зрительно представляла себе картину своего нового поведения. Всякий раз, когда мне необходимо было реагировать на поступки, слова детей, эти установки всплывали в моей голове. Например, такие установки как:

  • помни правило 3-х «П»: понять, признать, принять;
  • уважай личность ребенка;
  • будь открытой для общения с ребенком;
  • побуждай, а не понуждай ребенка;
  • развивай в ребенке дух сотрудничества, а не покорности;
  • проси, а не приказывай;
  •  учитывай точку зрения ребенка;
  • развивай, а не подавляй инициативность, самостоятельность в детях, поощряй активность;
  • исходи из интересов ребенка.

Также я напоминала себе почему я отказываюсь от учебно-дисциплинарной модели. Эти причины были у меня всегда перед глазами в прямом и переносном смысле. Под прямым смыслом я подразумеваю лист бумаги, а в переносном - самих детей. Причины следующие:

  • методы воспитания, основанные на страхе, пробуждают в современных детях склонность к саморазрушению;
  • наказания и угрозы перекрывают каналы общения между воспитателем и детьми;
  • методы, призванные приучить детей к подчинению, делают их не уверенными в себе, слабовольными;
  •  дети, подвергающиеся насилию, ненавидят либо окружающих, либо себя;
  • насилие порождает насилие. Дети присвоят себе эту модель поведения и будут относится к другим так, как к ним относились;
  •  послушание, которое считается главным в дисциплинарной модели, не может дать детям те качества, которые помогут успешно конкурировать и преуспевать в современном мире;
  • авторитарное воздействие на детей не оставляет место сотрудничеству, диалогу; не эффективно влияет на познавательное развитие ребенка;
  • снижается социальная инициатива детей в общении со сверстниками;
  • происходит отчуждение взрослого;
  •  развивается импульсивность, подражательность и пассивность у детей;
  • снижается коэффициент благополучия взаимоотношений детей;
  •  излишняя регламентация деятельности детей приводит к тому, что не требуется проявление инициативы, ограничивается самостоятельность. Это формирует негативные стороны личности.

Одновременно я применяла личностно-ориентированные методы и способы, которые ставят в центр всей системы образования и воспитания личность ребенка. Большим подспорьем в моей работе была таблица методов и приемов личностно-ориентированной модели взаимодействия с детьми, позаимствованная из интернет-ресурсов (смотрите приложение).

Сложность была в том, что я не нашла книг, где четко бы говорилось, о конкретных путях перестройки педагогической работы, описание самой технологии личностно-ориентированного взаимодействия. Мне пришлось самой по крупицам собирать, соединять, систематизировать данный материал.

 Таким образом, в ходе работы с помощью психолога, о котором я указывала выше, мне удалось создать индивидуальную технологическую «цепочку» личностно-ориентированной модели с учетом личных особенностей и возможностей меня как воспитателя и детей моей группы.

Индивидуальная технологическая цепочка

Установление причин отказа от учебно-дисциплинарной модели взаимодействия  Определение мотивов, ценностей, установок  Проведение упражнений   Использование методов и приемов   Работа над речью    Контрольный срез по 5 этапам субъектности.

Развивать личностно-ориентированное взаимодействие, невозможно без сформированной субъектности самого педагога, поэтому я оценила насколько у меня уже сформирована субъектная позиция. Для этого сделала анализ по пяти этапам формирования субъектности педагогической деятельности, которые выделил В.И. Панов в своей книге психодидактика образовательных систем: теория и практика.

Параллельно велась системная работа с детьми.

 Я не хочу такой дисциплины, которая обездвиживает детей и делает их молчаливыми. Дисциплины, которая «сковывает детство в гранитные берега». Такой подход  не дисциплинирует детей, а уничтожает как личность. Сама дисциплина обязательно должна быть деятельной, активной. Мне важно было понять насколько я могу ослабить дисциплинарные рамки предоставить свободу выбора при этом, сохраняя контроль. Это было самое трудное в работе.

Я стала больше позволять детям свободно передвигаться по группе в зоне моей видимости, свободно использовать все игрушки, которые они хотят, свободно говорить и на занятиях, и в повседневной жизни, свободно выражать свои чувства, определять собственные желания. Мне хочется, чтобы ребенок жил и радовался этой жизни. Отсюда же возникает развитие! А развитие ребенка, в том числе и личностное, моя главная мотивационно-ценностная установка.

 Скованность – это не детское поведение. Зачем детей строить без конца словно солдат на плацу, ведь их деятельность и без того заорганизована в детском саду. Откуда потом будет исходить самостоятельность, инициатива, активность детей? Я поставила своей целью прекратить эту «муштру» детей. Нужно научиться давать детям достаточно много свободы, сохраняя при этом контроль. Детям можно позволять говорить «нет», но они должны знать, что воспитатель – главный. Из того, что ребенок может сказать «нет» вовсе не значит, что я все буду делать так, как он хочет. Однако его желания и чувства будут услышаны, а это само по себе склоняет детей к сотрудничеству. Контролировать надо не при помощи давления, страха, чувства вины. Такие воспитательные методы направлены на то, чтобы приучить ребенка подчиняться. А моя цель воспитать в ребенке дух сотрудничества, а не покорности, уверенность в себе и отзывчивость. Необходимо развивать его волю, а не ломать ее.

Но я стала замечать, что мои коллеги поглядывают неодобрительно относительно того, что в моей группе очень шумно и дети, по их словам, что хотят то и делают. А я не считаю, что слабая дисциплина – это огромный минус в моей педагогической деятельности. Это результат моих поисков в реализации личностно-ориентированного взаимодействия. Я принципиально не буду направлять все усилия на послушание и дисциплину. Мне надоело быть надзирателем. Я хочу быть помощником. Ведь там, где проживает детство, должен стоять шум и гвалт, радость озорства. Я не хочу усмирять детей, подлаживаясь под коллектив, чтобы быть как все, игнорируя интересы детей.

Никто не спорит, что учить детей говорить спокойно надо, другой вопрос, как и когда. Если ребенок сейчас превратился в самолет и гудит, лучше воспитательные нравоучения оставить на потом, ведь идет игра. Зачем прерывать такую ценность?! При таком свободном поведении ребенка важно, наблюдать воспитателю, чтобы его деятельность была в рамках безопасного поведения, как для себя, так и для окружающих. К тому же есть режимные моменты в детском саду, которые надо соблюдать, и само по себе большое количество детей говорит о том, что без дисциплины нам ни куда. В этом плане работы становится больше, нежели, когда ребенка держишь в «ежовых рукавицах». Еще раз убеждаюсь, что работать в условиях личностно – ориентированного подхода гораздо сложнее, нужно быть более интеллектуально развитым. Приходится читать разные занимательные книжки, ведь чем шире кругозор, тем легче и интереснее работать. Теперь уговаривать надо, прибаутки заучивать, хитрости разные придумывать, убеждать, договариваться. В общем, не терять установленного режима доверия, спокойного, доброжелательного тона. Зато в результате мы имеем личность и ощущение удовлетворенности от того, что работу ты делаешь свою достойно.

Я не тот взрослый, который глубоко убежден, что дети не разумны, несамостоятельны, не способны принимать решения, поэтому их нужно постоянно контролировать. Поэтому моя позиция не выражается в постоянной регламентации всей жизнедеятельности детей и не варьируется от опеки до жестких форм контроля. Если не предоставлять ребенку самостоятельности он никогда не повзрослеет, не приобретет эту самую самостоятельность. Речь не идет о том, чтобы снизить или ослабить контроль, а о том, чтобы применительно к возрасту в соответствии с готовностью ребенка создавать условия для личностного роста ребенка, развития способности самому принимать решения и держать ответ за свои действия и поступки. Другими словами, речь идет об обеспечении свободного выбора. А именно этот аспект является выражением ориентированности педагога на личностную модель взаимодействия с детьми. Значит, я мыслю и действую в правильном направлении.

Я думаю, что в целом смогла осуществить личностно-ориентированное взаимодействие с детьми по следующим аспектам работы:

- организация нерегламентированных форм познавательной деятельности (использование экспериментов);

- реализация ООД (организованной образовательной деятельности) через различные виды детской деятельности;

- использование методов и приемов, применяемых в лично – ориентированном взаимодействии;

- индивидуализация взаимодействия воспитателя с каждым ребенком через серию мини-бесед.

Третье направление работы предусматривало повышение компетентности родителей в сфере общения.

В соответствии с выделенным направлением были организованы разные формы работы с родителями:

  • родительские собрания,

 консультации;

  •  поведенческий тренинг;
  • размещение информации

в родительском уголке;

  • рекомендация книг,
  • совместные досуги

Был размещен материал в информационном уголке «Советы родителям». Например, такие как:

  • Не фиксируйте внимание на неудачах, не делайте замечаний, даже если хотите что-то исправить, кому-то помочь. Избыток внимания или отрицательная оценка способны нарушить эмоциональное благополучие ребенка.
  • Не бывает правильных и неправильных действий, у всех все получается, все проявляют себя, как могут и как хотят, не боясь получить порицание, осуждение.
  • Не сравнивайте детей с кем-либо в невыгодном свете, не ставьте никого в пример. Главное – не результата, а внутренняя свобода, эмоциональное благополучие, из которого последуют свобода мысли, свобода внешних проявлений. Дети сами выберут пример для подражания.
  • Не выражайте симпатии и внимание в избыточной форме, это тоже может навредить. Глобальная оценка, доже похвала, - слишком большая нагрузка для ребенка.
  • Используйте разные формы несловесной поддержки – улыбку, пожатие руки, поглаживание по спине, голове, подмигивание и так далее.
  • Лучше воздействовать на ребенка реже, но обдуманнее.

 Проводился тренинг с родителями «Позиция, дистанция, пространство общения» (смотрите приложение 2)

В результате работы с родителями, я поняла, что очень важно, чтобы родителям и детям хотелось быть вместе, в одном «пространстве», так чтобы чувствовался взаимный контакт, не нарушающий в то же время свободу и равенство позиций. Иными словами, чтобы родители и дети были не рядом и не над, а вместе, т.е. как можно чаще выбирали личностно-ориентированную модель взаимодействия друг с другом.

На мой взгляд намеченная конкретная программа перехода на личностно-ориентированное взаимодействие с детьми, состоящая из 14 ШАГов, оказалась продуктивной. Я оценила, какие шаги удались полностью, какие частично, какие не получаются до сих пор. Это дает понять над чем мне дальше предстоит работать.

У меня получалось:

  • опираться на собственную активность ребенка;
  • вызывать инициативу и поддерживать ее;
  • поощрять самостоятельность;
  • усиливать мотивацию деятельности детей через поощрение, одобрения, развитие рефлексивной деятельности детей
  • предоставлять ребенку свободу творчества на занятиях и в режимных моментах;
  • применять альтернативный обучающий материал, задания на выбор;
  • специально создавать ситуации успеха;
  • поощрять волевые проявления при достижении целей ребенка
  • и другое.

                 

Работа над собой в рамках личностно-ориентированного взаимодействия позволила повысить мою компетентность в сфере общения и взаимодействия. Это проявилось в следующих моментах:

  • поддержала интерес детей;
  •  позволила во время занятия свободно передвигаться;
  •  не сделала замечания, потому что подумала, что надо учесть индивидуальность ребенка, не игнорировать его чувства и эмоции;
  • изменила форму обращения, чаще стала прибегать к мягким, оптативным формам совета, предложения, просьбы. Тон стал более доброжелательным, Сама установка способствовала гибкости и аргументированности в общении;
  •  позитивные оценочные суждения значительно стали преобладать над негативными;
  •  сместила акценты с дисциплинирующих сторон педагогического процесса на организационно-воспитательные.

Таким образом, на практике стала видна эффективность личностно-ориентированного взаимодействия с детьми в отличие от учебно-дисциплинарного.

Поведение детей изменилось. Они лучше стали идти на сотрудничество, взаимоотношения детей стало более дружелюбным. Дети стали проявлять больше самостоятельности, любознательности.

  Воспитатель-партнер          

Наибольшая сложность в изменении себя и своих установок возникла, когда я пробовала применять Правил 3-х «П»: разработанные Вадимом Артуровичем Петровским: «понять, признать, принять». Так же было сложно перестроить свою речь применяя рекомендации Д. Грея, не потому что они не работают, а потому что очень трудно исправлять свои клише и привычки в речи.

Индивидуальная технологическая цепочка позволила

- повысить уровень теоретической грамотности в области использования личностно-ориентированной модели обучения детей и взаимодействия с детьми в рамках этой модели;

- сформировать умения реализации личностно-ориентированной технологии обучения в практике своей работы;

- расширить свои представления об особенностях индивидуального применения такого взаимодействия в своей педагогической деятельности (в зависимости от конкретной ситуации в процессе взаимодействия, индивидуальных и личностных качеств как моих, так и детей).

Я получила представления о дидактических моделях и сумела убедиться в эффективности личностно-ориентированного взаимодействия с детьми в отличие от учебно-дисциплинарного.

В результате создался образ не «абстрактного» (теоретического), а «конкретного» (реального) использования личностно-ориентированного подхода во взаимодействии с детьми.

В ходе работы над собой становилось понятным, что изменение педагогического сознания - процесс длительный, сложный и иногда болезненный. Важно, чтобы воспитатель осознал значительность своей социальной миссии и направлял свои усилия на полноценное воспитание и образование детей, их психологическую защиту.

Я убедилась на собственном опыте, что переход на личностно-ориентированное взаимодействие - это довольно сложный и длительный процесс, что главное здесь - не спешить. Проще и быстрее не получится. Надо искать свой путь решения проблемы организации личностно-ориентированного взаимодействия. Чтобы личностно–ориентированный подход был основой моей личности, для этого нужно время.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагог как активный участник организации взаимодействия с детьми, коллегами и родителями в условиях ФГОС.

Педагог, активно взаимодействующий с другими людьми, умеет произвольно использовать их в построении своего общения с разными партнерами. Если у взрослого человека есть трудности в общении, это означае...

Опыт работы на тему «Инновационные формы взаимодействия с родителями в ДОУ»

СОДЕРЖАНИЕ 1.   Воспитательные функции семьи и ДОУ                  2.   Нетрадиц...

Опыт работы за долгие прекрасные года взаимодействия с детьми

Опыт работы; главные цели и  задачи деятельности; результативность; выводы и направления будущей работы....

Опыт работы по теме: "«Нетрадиционные формы взаимодействия с семьей, направленные на повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей с ОВЗ».

Одним из важных направлений своей работы считаю именно работу с родителями (законными представителями) детей с ОВЗ. Для таких детей, контакт которых с окружающим миром сужен, неизмеримо возрастает рол...