Самообразование
методическая разработка (подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №2 «Светлячок»
Отчет по теме самообразования «Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования».
Автор: воспитатель
Степанищева Екатерина Сергеевна
2016 год.
Дошкольники - прирожденные
исследователи. И этому подтверждение
их любознательность, постоянное
стремление к эксперименту, желание
самостоятельно находить решение
в проблемной ситуации. Задача педагога –
не пресекать, а наоборот, активно
помогать.
Н.Н.Поддьяков
В период дошкольного детства у ребёнка возникают первые представления об окружающем мире, формируется умение устанавливать простейшие взаимосвязи и закономерности в явлениях окружающей жизни, а также самостоятельно применять полученные знания в доступной практической деятельности. Любознательность, активность, самостоятельность- качества, которые присущи всем детям. Главное не погасить интереса ребёнка к знаниям, поэтому все занятия кружка составлены с учётом особенностей восприятия знаний детьми дошкольного возраста. Все занятия содержат занимательные задания, игры, игровые упражнения, которые способствуют развитию у детей познавательных психологических процессов, формирование умения рассуждать и отстаивать своё мнение. Метод экспериментирования позволяет детям реализовать заложенную в них программу саморазвития и удовлетворять потребность познания эффективным и доступным для них способом - путем самостоятельного исследования мира. Исследовательская деятельность вызывает у детей огромный интерес. Опыты помогают развивать наблюдательность, мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение), творчество ребенка, активизируют восприятие материала по ознакомлению с природными явлениями, ведут к осознанию причинно-следственных связей. Экспериментирование предоставляет ребёнку возможность самому найти ответы на вопросы «как» и «почему?». Знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго. Метод экспериментирования позволяет ребёнку моделировать в своём сознании картину мира, основанную на собственных опытах, установлении взаимосвязей и закономерностей. Мною был разработан перспективный план по экспериментальной деятельности детей в подготовительной группе. Составлена картотека конспектов ООД с элементами экспериментирования. Презентация: « Человек и песок». Разработана картотека «Опыты -эксперименты в подготовительной группе». Работа с родителями. Довела до сведения родителей на собрании о начале работы по данной теме. Родители приняли активное участие в пополнении необходимого оборудования в детской лаборатории, также в оформлении фотовыставок в приемной .Были предложены консультация на темы „Организация детского экспериментирования в домашних условиях“, „Научите ребенка любить живую природу“. ». Индивидуальные консультации на интересующие темы экспериментирования. Предметно-развивающая среда. В нашей группе мы создали мини - лабораторию (со всем необходимым оборудованием для проведения опытов и экспериментов: лупами, шарами, трубочками, зеркалами, магнитами мыльными пузырями и др.) Постепенно мини-лаборатория пополняется. Наборы мерные стаканы, весы и многое другое оборудование находится в нашем активном пользовании. Все это делалось для поддержания интереса у детей, для возможности воспроизвести опыты самостоятельно. Работа с родителями. Довела до сведения родителей на собрании о начале работы по данной теме. Родители приняли активное участие в пополнении необходимого оборудования в детской лаборатории, также в оформлении фотовыставок в приемной .Были предложены консультация на темы „Организация детского экспериментирования в домашних условиях“, „Научите ребенка любить живую природу“. ». Индивидуальные консультации на интересующие темы экспериментирования. Опыт работы показывает: элементарное экспериментирование доступно уже детям младшего дошкольного возраста. Они с удовольствием исследуют песок, глину, познавая их свойства; плещутся в воде, открывая ее тайны; отправляют в плавание кораблики, ловят ветерок, запускают самолетики, пробуют делать пену, превращать снег в воду, а воду в разноцветные льдинки; надувают мыльные пузыри. Занимаясь с детьми экспериментальной деятельностью я обратила внимание, что познавательный интерес от занятия к занятию вырастает. Таким образом, опытно-экспериментальная работа, проводимая мною привела к большим результатам. Они стали намного внимательными, появился устойчивый интерес к окружающему миру, научились анализировать. делать обобщения, умозаключения .Это- своеобразный «комплекс» для формирования познавательных способностей. |
Работа с детьми.
С детьми проводились беседы на тему «Необходимости и интереса к исследовательской деятельности», об экспериментировании в домашних условиях, с целью поддержки и развития интереса у ребёнка к исследованиям, открытиям. Познакомила детей с оборудованием и материалами для исследовательской деятельности.
В течении учебного года мною проводилась НОД и опыты-эксперименты по темам:
«Почва-что это такое»
«Песок и глина»
«Волшебная вода»
«Воздух-неведимка
«Бумага и её свойства»
«Ткань и её свойства
„Испытание магнита“
„Меня зовут Стеклянчик“
В результате ООД и опытов — экспериментов дети владеют элементарными сведениями о живой и неживой природы Земли и её значения в жизни живых существ. Познакомились с явлениями природы разобрав каждое отдельно (явления погоды, круговорот воды в природе, движения солнца, снегопад), со свойствами почвы, песка и глины. Закрепляли и уточняли знания детей о воде, о ее состояниях; Изучили агрегатное состояние воды (вода основа жизни; как образуется вода через пар, как образуется град, снег, лёд, иней, туман, роса, радуга). Познакомились со свойствами воздуха и его ролью в жизни человека, животных и растений, выяснили способы обнаружения воздуха. Дети получили представления о свойстве бумаги, её возникновении видах (копировальная, гофрированная, картон, и т. д); видах и свойствах ткани: плащевая, костюмная, ситец, мешковина и т. д. Имеют представление о магните и его свойстве .Познакомились со стеклянной посудой, с процессом ее изготовления .Дети с удовольствием высказывают свои предположения и самостоятельно делают выводы. С нетерпением ждут новых и необычных экспериментов. Любят самостоятельно работать в лаборатории, придумывая свои опыты.
Работа с педагогами.
Для педагогов были предложены консультации «Содержание опытно-экспериментальной деятельности».
В заключение хочется привести слова академика К.Е.Тимирязева: «Люди, научившиеся... наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».
Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....
План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Агрессивность у детей дошкольного возраста»
Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для педагогов и психологов, но и для общества в целом. Увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам повед...
План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Нравственное и этическое развитие воспитанников детского дома дошкольного возраста»
Цель: способствовать формированию у детей этических и нравственных норм поведения Задачи:1. воспитание нравственных чувств, привычек, норм;2....
Анализ работы по самообразованию Тема самообразования: Развитие мелкой моторики рук через нетрадиционную аппликацию.
Необходимым элементом подготовки ребенка к школе, к письму является тренировка тонко координированных движений руки, зрительно-моторных координаций. В связи с этим ,эта тема , считается актуальн...
План самообразования по теме «Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И.
План самообразования по теме«Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И....
План работы По самообразованию На 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»
План работыПо самообразованиюНа 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»...
2020-2022 гг: Тема по самообразованию №1 за 2020г; Тема по самообразованию № 2, 3 за 2021 г; тема по самообразованию № 4 за 2022 г.
ГБОУ Школа №1400 8ДКМладшая группа № 2Воспитатель- Фролова Елена Владимировна Тема по самообразованию 2020-2021 уч. год. ...