Типы семейных взаимоотношений и их влияние на развитие ребенка
презентация по теме
В каждой семье объективно складывается определенная, далеко не всегда осознанная ею система воспитания. Здесь имеется в виду и понимание целей воспитания, и формулировка его задач, и более или менее целенаправленное применение методов и приемов воспитания, учет того, что можно и чего нельзя допустить в отношении ребенка. Могут быть выделены 4 тактики воспитания в семье и отвечающие им 4 типа семейных взаимоотношений, являющиеся и предпосылкой и результатом их возникновения: диктат, опека, «невмешательство» и сотрудничество.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vzaimootnosheniya.pptx | 1.58 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Ребенок – зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца». В. А. Сухомлинский.
Всестороннее воспитание ребенка, подготовка его к жизни в обществе – главная задача, решаемая обществом и семьей. Родители – первые воспитатели и учителя ребенка, поэтому их роль в формировании его личности огромна. В повседневном общении с родителями малыш учится познавать мир, подражает взрослым, приобретает жизненный опыт, усваивает нормы поведения. В семье ребенок приобретает первый социальный опыт, первое чувство гражданственности. Никакая «мелочь», нарушающая эмоционально-нравственную атмосферу, не может НЕ влиять на ребенка.
Создать высоконравственные внутрисемейные отношения Для лучшего воспитания, родители должны прежде всего Воспитывать самих себя Правильно организовывать жизнь семьи Обеспечить здоровый микроклимат
Семейные отношения - создание и поддержание семейных и родственных отношений, например с ближайшим и расширенным семейным окружением, с воспитывающей и приемной семьей, а также другого более отдаленного уровня родственных отношений, например с троюродными братьями и сестрами, опекунами. 4 тактики воспитания в семье и отвечающие им 4 типа семейных взаимоотношений, являющиеся и предпосылкой и результатом их возникновения : диктат опека «невмешательство» сотрудничество
Диктат в семье проявляется в систематическом подавлении одними членами семейства (преимущественно взрослыми) инициативы и чувства собственного достоинства у других его членов. Безоглядная авторитарность родителей, игнорирование интересов и мнений ребенка, систематическое лишение его права голоса при решении вопросов, к нему относящихся, - все это гарантия серьезных неудач формирования его личности.
Сотрудничество как тип взаимоотношений в семье предполагает опосредованность межличностных отношений в семье общими целями и задачами совместной деятельности, ее организацией и высокими нравственными ценностями. Именно в этой ситуации преодолевается эгоистический индивидуализм ребенка. Семья, где ведущим типом взаимоотношений является сотрудничество, обретает особое качество, становится группой высокого уровня развития – коллективом.
Опека в семье – это система отношений, при которых родители, обеспечивая своим трудом удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждают его от каких-либо забот, усилий и трудностей, принимая их на себя. Родители, по сути, блокируют процесс серьезной подготовки их детей к столкновению с реальностью за порогом родного дома. Именно эти дети оказываются более неприспособленными к жизни в коллективе.
Система межличностных отношений в семье, строящаяся на признании возможности и даже целесообразности независимого существования взрослых от детей, может порождаться тактикой «невмешательства» . Чаще всего в основе этого типа взаимоотношений лежит пассивность родителей как воспитателей . Результат такого воспитания – отчуждение родителей и детей, эмоциональная автономия.
Родители не единственные, кто формирует климат в семье и оказывает влияние на воспитание ребенка. Речь идет о братьях и сестрах либо об их отсутствии. Однако наличие братьев и сестер не означает отсутствие проблем. Если ребенок один – он «царь» в своей семье. Все внимание и забота принадлежит ему. Порой это развивает в нем определенную долю эгоизма и он никогда не поймет истинного значения выражений «братская помощь» и «братская любовь».
На семейный климат также влияют бабушки и дедушки. Их присутствие или их отсутствие вызывает массу споров. Хотя для детей, в большинстве случаев, опыт общения с бабушками и дедушками несет положительный характер. Они разрешают детям практически все, что порой ведет к ссорам с родителями, но при этом они дарят то «дополнительное количество любви», которое уже не могут дать родители. В этом случае родители должны согласовать несколько принципиально важных пунктов с бабушками и дедушками, что они не должны позволять внукам.
Положительное воздействие на личность ребёнка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей – матери, отца, бабушки, дедушки не относятся к ребёнку лучше, не любят его так и не заботятся о нём столько. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Типы семейных взаимоотношений и их роль в формировании характера детей
О стилях семейного воспитания написано множество книг и проведено не меньше исследований. Но я попыталась рассмотреть данный вопрос несколько нетрадиционно......
"Типы семейных взаимоотношений"
работа с родителями, родительское собрание...
Влияние типов семейных взаимоотношений на развитие детей 4-5 лет
Каждому родителю важно знать, как нужно строить свои взаимоотношения с детьми,что нужно для того, чтобы своими методами воспитания не навредить своему чаду!...
Презентация "Типы семейного воспитания и их влияние на формирование личности ребенка"
Вспомогательное пособие к методической разработке...
Родительское собрание «Стили семейного воспитания и их влияние на развитие ребенка»
В рамках данного родительского собрания решались следующие задачи: информирование родителей о существующих стилях воспитания; обращение внимания родителей на важность и значимость семейного воспи...
Семейные взаимоотношения и их влияние на развитие личности ребенка.
Семья является интеллектуальным и посредническим звеном передачи ребенку социально-исторического опыта, и, прежде всего, опыта эмоциональных и демократических взаимоотношений между людьми, опыта отнош...
Семейные взаимоотношения и их влияние на личность ребенка
Консультация для родителей...