"Типы семейных взаимоотношений"
презентация по теме
работа с родителями, родительское собрание
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
типы семейных взаимоотношений | 2.79 МБ |
Предварительный просмотр:
Типы семейных взаимоотношений
В каждой семье объективно складывается определенная система воспитания.
Выделяют 4 типа семейных взаимоотношений:
Диктат в семье проявляется в систематическом поведении одними членами семейства (преимущественно взрослыми) инициативы и чувства собственного достоинства у других его членов. Родители, разумеется, могут и должны предъявлять требования к своему ребенку, исходя из целей воспитания, норм морали, конкретных ситуаций, в которых необходимо принимать педагогически и нравственно оправданные решения. Однако те из них, которые предпочитают всем видам воздействия приказ и насилие, сталкиваются с сопротивлением ребенка, который отвечает на нажим, принуждение, угрозы своими контрмерами: лицемерием, обманом, вспышками грубости, а иногда откровенной ненавистью. Но даже если сопротивление оказывается сломленным, вместе с ним оказываются сломленными и многие ценные качества личности: самостоятельность, чувство собственного достоинства, инициативность, вера в себя и в свои возможности. | |||||||
| Безоглядная авторитарность родителей, игнорирование интересов и мнений ребенка, систематическое лишение его права голоса при решении вопросов, к нему относящихся, - все это гарантия серьезных неудач формирование его личности. | ||||||
Опека в семье - система отношений, где родители, обеспечивая своим трудом, удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждают его от каких-либо забот, усилий и трудностей, принимая их на себя. Вопрос об активном формировании личности отходит на второй план. В центре воспитательных воздействий оказывается другая проблема - удовлетворение потребностей ребенка и ограждение его от трудностей. Именно эти дети оказываются неприспособленными к жизни в коллективе. | |||||||
Родители блокируют процесс серьезной подготовки их детей к столкновению с реальностью за порогом родного дома. Именно эта категория детей дает наибольшее число срывов в переходном возрасте. Как раз эти дети, которым, казалось бы, не на что жаловаться, начинают восставать против чрезмерной родительской опеки. Если диктат предполагает насилие, приказ, жесткий авторитаризм, то опека - заботу, ограждение от трудностей. Результат - у детей отсутствует самостоятельность, инициатива, они так или иначе отстранены от решения вопросов, лично их касающихся, а тем более общих проблем семьи. | |||||||
Система межличностных отношений в семье, строящаяся на признании возможности и даже целесообразности независимого существования взрослых от детей, может порождаться тактикой «невмешательства». При этом предполагается, что могут сосуществовать два мира: взрослые и дети, и ни тем, ни другим не следует переходить намеченную таким образом линию. | |||||||
| Чаще всего в основе этого типа взаимоотношений лежит пассивность родителей как воспитателей. | ||||||
Сотрудничество, как тип взаимоотношений в семье, предполагает опосредованность межличностных отношений в семье общими целями и задачами совместной деятельности, ее организацией и высокими нравственными ценностями. Именно в этой ситуации преодолевается эгоистический индивидуализм ребенка. | |||||||
Семья, где ведущим типом взаимоотношений является сотрудничество, обретает особое качество, становится группой высокого уровня развития - коллективом. | |||||||
Отношения родителей и детей с годами складываются в определенные типичные варианты независимо от того, осознаются они или нет. Причем их можно представить в определенной структуре - последовательных стадиях развития. Типы отношений возникают постепенно. Родители же обращаются к педагогу, психологу, как правило, по поводу возникшей «вчера», «неделю назад» тревожной конфликтной ситуации. | |||||||
То есть они видят не процесс развития отношений, не их последовательность и логику, а, как им кажется, внезапный, необъяснимый, удивительный случай. Конфликт в отношениях родителей и детей крайне редко возникает случайно и внезапно. Конфликт - жестокое столкновение, эмоциональная агрессия, болевой синдром отношений. | |||||||
В здоровых семьях родители и дети связаны с естественными повседневными контактами. Слово «контакт» в педагогическом смысле может означать мировоззренческие, нравственные, интеллектуальные, эмоциональные, деловые связи родителей и детей, такое тесное общение между ними, в результате которого возникает душевное единение, согласованность основных, жизненных устремлений и действий. | |||||||
Природную основу таких отношений составляют родственные связи, чувства материнства и отцовства, которые проявляются в родительской любви и заботливой привязанности детей к родителям | |||||||
Существуют следующие стадии отношений родителей и детей:
| |||||||
| Таким образом, для того, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательное влияние семьи на воспитание ребенка необходимо помнить внутрисемейные психологические факторы, имеющие воспитательное значение: | ||||||
| |||||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Типы семейных взаимоотношений и их роль в формировании характера детей
О стилях семейного воспитания написано множество книг и проведено не меньше исследований. Но я попыталась рассмотреть данный вопрос несколько нетрадиционно......
Презентация "Типы семейных взаимоотношений"
Материал для родительского собрания, посвященного воспитанию детей....
Влияние типов семейных взаимоотношений на развитие детей 4-5 лет
Каждому родителю важно знать, как нужно строить свои взаимоотношения с детьми,что нужно для того, чтобы своими методами воспитания не навредить своему чаду!...
Консультация для родителей "Типы семейных взаимоотношений и их роль в формировании характера детей"
Типы семейных взаимоотношений и их роль в формировании характера детей...
Типы семейных взаимоотношений и воспитания
В каждой семье объективно складывается определенная, далеко не всегда осознанная ею система воспитания. Могут быть выделены 4 тактики воспитания в семье и отвечающие им 4 типа семейных взаимоотношений...
Типы семейных взаимоотношений и их влияние на развитие ребенка
В каждой семье объективно складывается определенная, далеко не всегда осознанная ею система воспитания. Здесь имеется в виду и понимание целей воспитания, и формулировка его задач, и более или менее ц...
Консультация для педагогов "Типы семейных взаимоотношений"
Сотрудничество как тип взаимоотношений в семье предполагает опосредствование межличностных отношений в семье общими целями и задачами совместной деятельности, ее организацией и высокими нравственными ...