Типы семейных взаимоотношений и их роль в формировании характера детей
статья по теме
О стилях семейного воспитания написано множество книг и проведено не меньше исследований. Но я попыталась рассмотреть данный вопрос несколько нетрадиционно...
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stil_semeynogo_vospitaniya.docx | 16.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Типы семейных взаимоотношений и их роль в формировании характера детей
1. Классификация типов семейных отношений
В каждой семье объективно складывается определенная, далеко не всегда осознанная ее членами система воспитания. Здесь имеется в виду и понимание целей воспитания, и формулировка его задач, и более или менее целенаправленное применение методов и приемов воспитания. Могут быть выделены 4 наиболее общих тактики воспитания в семье и отвечающие им 4 типа семейных взаимоотношений: диктат, опека, невмешательство и сотрудничество.
Диктат в семье проявляется в систематическом подавлении одними членами семейства (преимущественно взрослыми) инициативы и чувства собственного достоинства у других его членов. Родители, разумеется, могут и должны предъявлять требования к своему ребенку, исходя из целей воспитания, норм морали, конкретных ситуаций, в которых необходимо принимать педагогически и нравственно оправданные решения. Однако те из них, которые предпочитают всем видам воздействия приказ и насилие, желают утвердить собственное превосходство на ощущении зависимости другого, более слабого существа, сталкиваются с сопротивлением ребенка, который отвечает на нажим, принуждение, угрозы своими контрмерами: лицемерием, обманом, вспышками грубости, а иногда откровенной ненавистью. Но даже если сопротивление оказывается сломленным, вместе с ним оказываются сломленными и многие ценные качества личности: самостоятельность, чувство собственного достоинства, инициативность, вера в себя и в свои возможности. Безоглядная авторитарность родителей, игнорирование интересов и мнений ребенка, подавление, принуждение, а, в случае сопротивления ребенка порой еще и эмоциональное или физическое насилие над ним, издевательство, систематическое лишение его права голоса при решении вопросов, к нему относящихся, - все это гарантия серьезных неудач в формировании его личности.
Опека в семье – это система отношений, при которых родители, обеспечивая своим трудом удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждают его от каких-либо забот, усилий и трудностей, принимая их на себя. Именно такие дети оказываются неприспособленными к жизни в коллективе, у детей отсутствует самостоятельность, инициатива, они так или иначе отстранены от решения общих проблем семьи.
Система межличностных отношений в семье, строящаяся на признании возможности и даже целесообразности независимого существования взрослых от детей может порождаться тактикой «невмешательства». Чаще всего в основе этого типа взаимоотношений лежит пассивность родителей как воспитателей, а порой их эмоциональная холодность, безразличие, неумение и нежелание учиться быть родителями.
Сотрудничество как тип взаимоотношений в семье предполагает опосредованность межличностных отношений в семье общими целями и задачами совместной деятельности, ее организацией и высокими нравственными ценностями. Именно в этой ситуации преодолевается эгоистический индивидуализм ребенка. Такая семья становится группой высокого уровня развития – коллективом.
2. Классификация стилей воспитания
Большое значение в становлении самооценки имеет стиль семейного воспитания, принятые в семье ценности. Психологами выделяется 3 стиля семейного воспитания: демократический, авторитарный, попустительский.
Демократические родители ценят в поведении ребенка и самостоятельность, и дисциплинированность. Они сами предоставляют ему право быть самостоятельным в каких-то областях своей жизни; не ущемляя его прав, одновременно требуют выполнения обязанностей.
Авторитарные родители требуют от ребенка беспрекословного подчинения и не считают, что должны ему объяснять причины своих указаний и запретов. Они жестко контролируют все сферы жизни, причем могут это делать и не вполне корректно. Дети в таких семьях обычно замыкаются, и их общение с родителями нарушается. Еще более тяжелый случай – равнодушные и жестокие родители. Дети из таких семей редко относятся к людям с доверием, испытывают трудности в общении, часто сами жестоки, хотя имеют сильную потребность в любви.
Сочетание безразличного родительского отношения с отсутствием контроля тоже неблагоприятный вариант семейных отношений. Детям позволяется делать все, что им вздумается, их делами никто не интересуется. Поведение становится неконтролируемым.
Гиперопека – излишняя забота о ребенке, чрезмерный контроль за всей его жизнью, основанный на тесном эмоциональном контакте, приводит к пассивности, несамостоятельности, трудностям в общении со сверстниками.
3. Влияние типа воспитания на поведение ребенка, формирование его личностных особенностей
От условий воспитания в семье зависит адекватное и неадекватное поведение ребенка.
Дети, у которых занижена самооценка, недовольны собой. Это происходит в семье, где родители постоянно порицают ребенка, или ставят перед ним завышенные задачи. Ребенок чувствует, что он не соответствует требованиям родителей. Неадекватность также может проявляться с завышенной самооценкой. Это происходит в семье, где ребенка часто хвалят, и за мелочи и достижения дарят подарки. Ребенка наказывают очень редко, система требования очень мягкая.
Для воспитания адекватного представления нужна гибкая система наказания и похвалы ребенка. Исключается восхищение и похвала при нем. Редко дарятся подарки за поступки. Не используются крайние жесткие наказания. В семьях, где растут дети с высокой, но не завышенной самооценкой, внимание к личности ребенка сочетается с достаточной требовательностью.
Личностной особенностью ребенка может стать тревожность. Высокая тревожность приобретает устойчивость при постоянном недовольстве со стороны родителей. Из-за нарастания тревожности и связанной с ней низкой самооценки снижаются учебные достижения, закрепляется неуспех. Неуверенность в себе приводит к ряду других особенностей: желанию бездумно следовать указанию взрослого, действовать только по образцам и шаблонам, боязни проявить инициативу, формальному усвоению знаний и способов действий.
Второй вариант – демонстративность – особенность личности, связанной с повышенной потребностью в успехе и внимании к себе окружающих. Ее источником обычно становится недостаток внимания взрослых к детям, которые чувствуют себя в семье заброшенными, нелюбимыми. Но бывает, что ребенку оказывается достаточное внимание, а оно его не удовлетворяет в силу гипертрофированной потребности в эмоциональных контактах. Завышенные требования к взрослым предъявляются не безнадзорными, а наоборот, наиболее избалованными детьми. Такой ребенок будет добиваться внимания, даже нарушая правила поведения.
Третий вариант – «уход от реальности». Наблюдается в тех случаях, когда у детей демонстративность сочетается с тревожностью. Эти дети тоже имеют сильную потребность во внимании к себе, но реализовать ее не могут из-за своей тревожности. Они мало заметны, опасаются вызвать неодобрение своим поведением, стремятся к выполнению требований взрослых. Неудовлетворенная потребность во внимании приводит к нарастанию еще большей пассивности, незаметности, что затрудняет и так недостаточные контакты.
Статья подготовлена по материалам книги Суоми И. П. «Основы воспитания в семье» Уч. Пособие. – Челябинск: Негосударственное образовательное учреждение «Челябинский гуманитарный институт», 2007.
Автономная Некоммерческая Организация Дошкольного Образования
«Планета детства «Лада»
г.о. Тольятти
СТИЛЬ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ
Консультация для родителей
Подготовил педагог-психолог:
Башаева М.Ю.
2010 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Типы семейных взаимоотношений"
работа с родителями, родительское собрание...
Презентация "Типы семейных взаимоотношений"
Материал для родительского собрания, посвященного воспитанию детей....
Влияние типов семейных взаимоотношений на развитие детей 4-5 лет
Каждому родителю важно знать, как нужно строить свои взаимоотношения с детьми,что нужно для того, чтобы своими методами воспитания не навредить своему чаду!...
Консультация для родителей "Типы семейных взаимоотношений и их роль в формировании характера детей"
Типы семейных взаимоотношений и их роль в формировании характера детей...
Типы семейных взаимоотношений и воспитания
В каждой семье объективно складывается определенная, далеко не всегда осознанная ею система воспитания. Могут быть выделены 4 тактики воспитания в семье и отвечающие им 4 типа семейных взаимоотношений...
Типы семейных взаимоотношений и их влияние на развитие ребенка
В каждой семье объективно складывается определенная, далеко не всегда осознанная ею система воспитания. Здесь имеется в виду и понимание целей воспитания, и формулировка его задач, и более или менее ц...
Консультация для педагогов "Типы семейных взаимоотношений"
Сотрудничество как тип взаимоотношений в семье предполагает опосредствование межличностных отношений в семье общими целями и задачами совместной деятельности, ее организацией и высокими нравственными ...