Взаимодействие родителей с ДОО. Проблемы и пути их решения.
статья на тему

Запаренко Ирина Анатольевна

В статье говорится о взаимодействии ДОО с родителями, раскрыты  наиболее эффективные формы работы, описаны методы и приемы. А также возможные трудности и как сними справиться. При тесном взаимодействии ДОО с родителями значительно повышается и развивается педагогическая компетентность как у родителей, так и у педагогов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vzaimodeystvie_s_roditelyami.docx24.54 КБ

Предварительный просмотр:

Запаренко Ирина Анатольевна

Научный руководитель: к.п.н., доцент Деркунская В.А

Статья на тему: Взаимодействие родителей с ДОО. Проблемы и пути их решения.

Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена Санкт-Петербурга

Дошкольными организациями накоплен значительный опыт сотрудничества с родителями в целях повышения эффективности нравственного, трудового, умственного, физического, художественного воспитания и развития детей. Совместная работа воспитателей и родителей по формированию личности ребенка с первых лет его жизни имеет не только педагогическое, но и глубоко общественное, социально-педагогическое значение. Ведь речь идет о том, чтобы решить задачи всестороннего развития дошкольников объединенными усилиями педагогов и родителей воспитанников детского сада. Очень важным для формирования личности ребенка являются общественные убеждения взрослых членов семьи, отношения дружбы и взаимоуважения между ними, умение родителей организовать содержательную жизнь и деятельность детей. На этой основе создается педагогически ценное общение взрослых и детей. Именно в семье дети получают первые уроки нравственности, формируется их характер; в семье закладываются жизненные позиции. Поэтому крайне важно, чтобы основной составной частью работы дошкольных организаций была пропаганда педагогических знаний среди родителей.

В современной дошкольной педагогике и  практике дошкольного образования взаимодействие педагогов и родителей является одной из наиболее актуальных и острых проблем. В настоящее время принято говорить о новой траектории взаимодействия семьи и дошкольной организации, в основе которой лежит идея о том, что за воспитание и образование детей несут ответственность именно родители (ФЗ №273 ст.44 п.1), а все другие социальные институты признаны поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность. Признание приоритета семейного воспитания требует и иных линий отношений семьи и дошкольной организации, которые определяются как сотрудничество, взаимодействие, социальное партнерство

Согласуя свои действия с семьей, детский сад старается дополнить домашнее воспитание. Так же очень важно, чтобы условия в семье и в детском саду не отличались друг от друга. Чтобы и дома и в дошкольной организации  ребенок не сталкивался с насилием, в том числе и воспитательно-педагогическим.

Очень важно научить детей общению друг с другом, научить проявлять сочувствие, терпимость, взаимопомощь. И это не  всегда возможно без активного участия семьи.

Современная ситуация, в которой оказалось наше общество, потребовало новой модели общественного воспитания личности и более тесного контакта организации и семьи, которые осуществляются при помощи педагогов и специалистов.

Помощь нужна родителям именно в выполнении ими родительских функций. Родительство – очень важная часть самореализации взрослого человека. Родители видят в детях свое продолжение. Родителей надо тоже формировать и воспитывать, то есть развивать их уровень педагогической компетентности, но с учетом их возрастного и жизненного опыта. Обучать взрослых порой гораздо сложнее, нежели детей, а степень такта, чуткости, терпения и профессионализма должна быть та же самая.

Современные родители – это родители, воспитанные поколением, когда отечественная педагогика делала ставку на познавательное, а не  на эмоциональное развитие, не на развитие внутреннего мира чувств и переживаний. Педагоги сейчас сталкиваются с неразвитой компетентностью родительского поведения. Многие родители не понимают и не принимают своего ребенка таким, какой он есть, как маленькую личность со своими особенностями, что вызывает трудности во взаимоотношениях.

Роль накопленного багажа знаний  и умений в первые годы жизни ребенка гораздо значительнее, чем можно себе представить. Если родители это понимают, они гораздо внимательнее относятся к связи между тем, что делают для ребенка они сами и педагоги, и той огромной работой, которую ребенок совершает самостоятельно, пытаясь чему-либо научиться. В силу незнания многие родители не воспринимают своего ребенка как личность до тех пор, пока он не пойдет в школу, а некоторые – и до ухода его из семьи. Множество семейных проблем – прямой результат педагогической некомпетентности  родителей.

Необходимо осуществлять постоянное взаимодействие с родителями, и не только в виде психолого-педагогической помощи конкретным семьям, но и активного вовлечения родителей в жизнь детского сада, участие их в развивающей образовательной работе с детьми. Задача педагогов состоит в том, чтобы заинтересовать родителей, предлагать им новые формы взаимодействия.

Теоретический анализ подходов к реализации взаимодействия дошкольного учреждения и семьи в работах Бабаевой Т.И., Березиной Т.А. и других показал, что осуществление полноценного взаимодействия современной дошкольной организации  и семьи возможно только при следующих условиях:

- готовность педагогов к взаимодействию с родителями;

- настроенность родителей на совместное с педагогами воспитание своих детей;

- определение значимых для педагогов и родителей, целей и задач, по которым будет осуществляться взаимодействие;

- разработки содержания этого взаимодействия с учетом индивидуальных и возрастных особенностей дошкольников.

Как мы видим, особое значение для реализации взаимодействия имеет позиция субъектов взаимодействия – родителей и педагогов, их готовность сотрудничать.

В настоящее время семья испытывает целый ряд социально-экономических, психологических проблем, которые отвлекают родителей от воспитания детей. В качестве наиболее острых проблем семейного воспитания исследователи выделяют проблемы эмоционального благополучия ребенка в семье. В исследованиях социологов, педагогов, психологов отмечается, что лишь 20% семей дошкольников можно считать благополучными для развития детей, как в аспекте семейных отношений, так и в аспекте материальной обеспеченности семьи, создания необходимых условий для развития дошкольников.

Поэтому деятельность педагога с семьей должна включать три основных составляющих:

- помощь в образовании,

- психологическую помощь,

- посредническую.

Основной составляющей социально-педагогической деятельности является образование родителей. Помощь в обучении направлена на предотвращение возникающих семейных проблем и формирование педагогической компетентности родителей с целью объединения требований к ребенку в воспитании со стороны всех членов семьи.

Именно с такими целями проводится широкое просвещение родителей по тем или иным вопросам в зависимости от категории семьи.

Из существующего множества типологий семьи задачам деятельности педагога отвечает следующая комплексная типология, которая выделяет четыре категории семей, различающихся по уровню социальной адаптации от высокого к среднему, низкому и крайне низкому:

- благополучные семьи,

- семьи группы риска,

- неблагополучные семьи,

- асоциальные семьи.

Благополучные семьи успешно справляются со своими функциями, практически не нуждаются в поддержке педагога, так как за счет адаптивных способностей, которые основываются на материальных, психологических и других внутренних ресурсах, быстрее адаптируются к нуждам своего ребенка и успешно решают задачи его воспитания. В случае возникновения проблем, им достаточно однократной помощи.

Семьи группы риска характеризуются наличием некоторого отклонения от нормы, не позволяющего определить их как благополучные, например, неполная семья, малообеспеченная семья, и снижающего адаптивные способности этих семей. Они справляются с задачами воспитания с напряжением своих сил, поэтому педагогу необходимо наблюдать за состоянием семьи, отслеживать, насколько они компенсированы другими положительными характеристиками. В зависимости от этого педагог подбирает формы и методы педагогической поддержки.

Неблагополучные семьи, имея нужный социальный статус в какой-либо из сфер жизнедеятельности или в нескольких одновременно, не справляются с возложенными на них функциями. Адаптация у таких семей невысокая, процесс семейного воспитания ребенка протекает с большими трудностями, малорезультативен. Для данного типа семьи необходима активная и обычно продолжительная и постоянная педагогическая  поддержка со стороны дошкольной организации.

Асоциальные семьи –  это те, с которыми взаимодействие протекает наиболее трудоемко и состояние которых нуждается в коренных изменениях. В этих семьях, где родители ведут аморальный, противоправный образ жизни, воспитанием детей зачастую никто не занимается, дети оказываются безнадзорными, отстают в развитии, становятся жертвами насилия, не только со стороны родителей. Педагогическая работа с такими семьями должна вестись в тесном контакте с правоохранительными органами.

Из этого следует, что работа с родителями должна вестись регулярно, в зависимости от различий в семейном воспитании, в структуре общения, педагогической и психологической компетентности родителей необходимо применение различных форм работы.

Работа с родителями должна проводиться активно, применяться не в общем, а к каждой категории родителей в отдельности.

Таким образом, можно разделить родителей на две большие группы:

Гармоничные семьи (талантливые, активные семьи, семьи благополучные в психолого-педагогическом отношении)

Проблемные семьи (требующие длительной помощи, семьи групп риска)

Семья сегодня переживает громадные экономические и духовные трудности, отчуждение между родителями и детьми выросло настолько, что стало подлинной национальной проблемой. Ведь далеко не все родители имеют достаточный уровень педагогических знаний, необходимых для воспитания и образования ребенка, а те, которые имеют эти знания и умения, не всегда их применяют к своим детям, в силу разных социальных причин. Вот почему главные усилия педагогов и всего коллектива дошкольных организаций должны быть направлены на:

- улучшение семейного микроклимата;

- формирование положительных взаимоотношений в семье;

- повышение педагогической компетентности родителей;

- формирование совместными усилиями полноценной личности ребенка, подготовка его к школе.

Взаимодействие детского сада и семьи, использование новых форм работы является решающим условием обновления системы дошкольных организаций.

Традиционные формы взаимодействия детского сада и семьи часто не учитывают тенденции развития образовательной системы, социально-экономические изменения, что приводит к неправильной постановке целей участников взаимодействия. Такое взаимодействие еще во многом опирается на авторитарную парадигму.

Организуя работу с семьей, педагог должен понимать, каких результатов он хочет реально достичь в ходе взаимодействия с семьей. Результаты такого взаимодействия могут проявляться в таких аспектах, как улучшение отношений родителей с ребенком, их лучшем взаимопонимании, в создании родителями значимости своей воспитательной деятельности, появление родительской ответственности, в более оптимистичном взгляде родителей на возможности решения проблем воспитания ребенка.

Поэтому,  для взаимодействия с родителями педагогам важно определить, для чего им может быть полезно сотрудничество с ними в их педагогической деятельности. Оно может сделать результаты их труда более эффективными, потребует меньше энергетических и психологических затрат для развития, воспитания и обучения их воспитанников.

Для эффективного решения задач необходимо, чтобы педагог знал особенности семей своих воспитанников, владел методами психолого-педагогической диагностики проблем семейного воспитания. Такая диагностика позволит увидеть своеобразие семейного воспитания каждого ребенка, его особенности  взаимоотношений с близкими и, что особенно важно, потребности в педагогической помощи самих родителей. Результаты проведенной диагностики дадут возможность педагогу увидеть, как эффективней построить сотрудничество с родителями, у которых разный уровень педагогической компетентности.

Изучение семьи воспитанника позволяет педагогу ближе познакомиться с ребенком, понять стиль жизни семьи, ее уклад, духовные ценности, воспитательные возможности, взаимоотношения с родителями.

Но следует помнить, что изучение семьи – дело деликатное, тонкое, требующее от педагога проявления уважения ко всем членам семьи, искренности, желания оказать помощь в воспитании детей.

Для выявления уровня педагогической компетентности и степени участия родителей в воспитании детей можно использовать следующие методы:

Анкетирование родителей

Анкетирование воспитателей

Тестирование родителей

Индивидуальные беседы с родителями

Индивидуальные беседы с детьми

Посещение семьи ребенка

Изучение тестов-рисунков детей типа «Мой дом», «Моя семья»

Наблюдение за ребенком в сюжетно-ролевой игре «Семья»

Наблюдение воспитателем за взаимоотношениями родителей и детей во время приема и ухода детей

Моделирование игровых и проблемных ситуаций.

Организуя непосредственное взаимодействие с родителями педагогу необходимо, прежде всего, заинтересовать их возможностями совместного воспитания своих детей. Для этого ему необходимо научиться использовать такие формы взаимодействия, в которых родители смогут занять активную позицию – дискуссии, круглые столы, родительские конференции, деловые игры, творческие мастерские.

Таким образом, для осуществления индивидуализированного подхода к работе с родителями необходимо соблюдение таких обще - педагогических и специфических условий, как структура семьи, социальное положение, стиль семейных отношений.

В качестве выявления уровня педагогической компетентности  и степени участия родителей в воспитании детей можно использовать следующие социально-педагогические методы:

- анкетирование;

- тестирование;

- индивидуальные беседы;

- наблюдения за детьми и родителями.

Используемые многообразные формы воздействия должны основываться на доверии. Организация взаимодействия должна быть направлена на осуществления педагогического сотрудничества воспитателей и родителей, на повышение профессионального уровня самих воспитателей по работе с родителями, с учетом современных требований педагогической пропаганды.

Проблема взаимодействия педагогов и родителей очень актуальна на сегодняшний момент, так как современная семья нуждается в разнообразных знаниях: медицинских, педагогических, психологических, экономических. Поэтому деятельность педагогического коллектива детского сада не может оставаться в стороне от изменяющейся ситуации в социуме.

Новые знания вводят человека в другую социальную реальность: дарят новое видение проблемы и мира. Воздействие нового знания на личность взрослого идет не просто, требует от него критической переоценки собственного опыта. В связи с этим педагог должен быть терпелив и крайне тактичен, способным грамотно донести желаемую информацию, убедить собеседника.

Работа с семьей должна учитывать современные подходы к этой проблеме. Главная тенденция – обучать родителей самостоятельному решению жизненных задач. Это подразумевает изменения в системе «воспитатель-родитель», требует усилий от педагогического коллектива ДОО.

Включение родителей в развивающее педагогическое пространство как равноправных субъектов, наряду с воспитателями,  как субъектами саморазвития и профессионального самосовершенствования, приводит к изменению всех участников педагогического процесса: ребенка, педагогического коллектива, самих родителей.

Именно поэтому содержание и формы работы семьи в ДОО отличаются разнообразием, и не может быть единого стандарта: жизненные задачи диктуют потребность в тех или иных знаниях. И задача каждого педагогического коллектива – уметь быть чутким к запросам семьи и компетентным в решении своевременных задач воспитания и образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОСТУПНОСТИ И КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

На всех этапах развития общества одной из наиболее актуальных проблем является обеспечение функционирования и преобразования системы образования. Об этом свидетельствует стремление мирового сообщества...

Социальное партнерство дошкольной организации с родителями: проблемы и пути их решений.

Социальное партнерство дошкольной организации с родителями: проблемы и пути их решений.Автор Корчевская Анна Юрьевна Назначение государством преимущества семейного воспитания призывает вместе вза...

Основные проблемы консультирования родителей детей с ОВЗ и пути их решения

Авторитарный типПсихосоматический типНевротический тип  сдерживать свой гнев и раздражение, импульсивность собственных поступков, склонность к ссорам и скандалам;противопоставление себя соци...

Буклет для родителей "Школьные проблемы и пути их решения. 10 ошибок родителей"

Буклет для родителей "Школьные проблемы и пути их решения. 10 ошибок родителей"...

"Инклюзивное образование в ДОУ: трудности, проблемы и пути их решения." Сборник статей "Психология и педагогика детства: инклюзивное образование в ДОУ: трудности, проблемы и пути их решения.

В статье говориться  о проблемах инклюзивного образования, о трудностях в работе с "особенными " детьми, и о способах решения этих проблем....