Конспект НОД "До чего хороша русская матрёшка"
план-конспект занятия
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение- «Детский сад №13 п. Владимирский Ровенского района Саратовской области»
Конспект
непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию
на тему: «До чего ж ты хороша, русская матрешка!»
для детей старшей группы.
Апакова Ангелина Александровна- воспитатель
II разновозрастной группы
п. Владимирский
2016 год
Цель: Знакомство детей с народной игрушкой.
Задачи:
Образовательные: Познакомить детей с историей возникновения матрешек на Руси и с отличительными особенностями матрёшек из разных областей России.
Развивающие: Развивать у детей познавательный интерес к истории и культуре России; интерес детей к народному творчеству; творческие способности и фантазию через приобщение к народному творчеству и прикладному искусству. Развивать эмоциональную отзывчивость на музыку народного характера, эстетический и художественный вкус.
Воспитательные: Воспитывать у детей уважение к труду, к человеку – мастеру, любовь к народному искусству и традициям, аккуратность и трудолюбие, формировать желание самим создавать и творить по мотивам русского народного творчества.
Предварительная работа: заучивание стихотворений про матрешек; знакомство детей с изготовлением матрешек.
Приоритетные образовательные области: «Познание», «Коммуникация».
Интеграция образовательных областей: «Социализация», «Коммуникация», «Художественно-эстетическое творчество».
Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная.
Оборудование:
Демонстрационный: Русский народный костюм, игрушка Матрешка, бумажные варианты Загорской, Семеновской и Полхов-Майданской матрешек, презентация, мультфильм.
Раздаточный: бумажные трафареты матрешек, краска гуашь красного, синего, зеленого цветов, салфетки влажные, ватные палочки и кисточки.
Оборудование: мультимедийный проектор
Музыкальное сопровождение: музыкальный центр, аудиокассета с русской народной музыкой.
Ход
Под фонограмму русской народной мелодии «Русская изба» дети входят в зал и садятся на стульчики.
Воспитатель: Здравствуйте ребятишки: девчонки и мальчишки!
Здравствуйте уважаемые гости! Мы рады видеть вас всех на нашем занятии.
И начать наше занятие мне хочется с игрового упражнения «Я дарю тебе улыбку». Возьмитесь за руки, посмотрите в глаза своего соседа и молча, подарите ему самую добрую улыбку (по очереди). А я подарю свою улыбку вам.
Воспитатель: Ребята, какое ваше самое любимое занятие? (Ответы детей)
Воспитатель: Во что вы любите играть? (Ответы детей)
Воспитатель: Как вы думаете, отличаются ли современные игрушки от старинных? Чем? (Ответы детей)
Воспитатель: Ребята, а вы обратили внимание на мой красивый наряд. Кто мне ответит, как он называется? (Ответы детей).
Верно, ребята, это русский народный сарафан, который носили в старину.
Хотелось бы вам сегодня отправиться в прошлое, в старину? (Ответы детей)
Дивное диво я нынче принесла
Диво чудесное, расписное,
А ну, отгадайте. Что это такое?
(загадывает загадку)
В гости к нам пришла игрушка
Не лошадка, не петрушка.
Алый шелковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука в деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может - три, а может, шесть.
Разрумянилась немножко.
Это русская... (Матрёшка)
Воспитатель: Посмотрите, сколько собрано здесь разнообразных матрешек и больших и маленьких. Выточенная из дерева фигурка девушки Матрены в сарафане, с платочком на голове привлекает внимание яркой окраской и вызывает улыбку, пройти мимо нее невозможно. Так выглядит всеми любимая игрушка – матрешка. Посмотрите на эту Матрешку в пестром сарафане, розовощекая, с лукавинкой в глазах. Раскроешь матрешку, а там другая, меньших размеров. И та тоже открывается, и мы видим еще одну и еще и еще…
Ребята, а как вы думаете, откуда появилась на Руси матрешка? (Ответы детей)
Воспитатель: Если вы считаете «русскую матрешку» исконно русской, то вы ошибаетесь. Первая русская матрешка была выточена и расписана в московской игрушечной мастерской только в 90-х годах XIX века, по образцу, привезенному из Японии. Этот японский образец, выполненный с большим юмором, представлял собой множество вставляемых друг в друга фигурок японского мудреца Фукурума - лысоватого старичка с головой вытянутой вверх от многочисленных раздумий. Эта забавная вещица очень понравилась народным русским умельцам. С большим старанием, вручную, изготовил первую матрешку мастер – игрушечных дел Василий Петрович Звездочкин (показывает фото), а художник Сергей Васильевич Малютин ее расписал. Вот так и появилась на свет деревянная фигурка в русском сарафане. Кто-то из художников воскликнул: «Хороша Матрена!» так деревянную фигурку и назвали Матреной, или ласково – Матрешкой.
Ребенок:
1.Мы объехали Россию
Были за границей
И нигде милее нету
Куклы круглолицей.
2.Кукла первая толста – а внутри она пуста
Разнимается она на две половинки
Там живет еще одна – кукла в серединке
Эту куколку открой – будет третья во второй
3.Половинку отвинти плотную, притертую
И сумеешь ты найти – куколку четвертую
Вынь ее да посмотри, кто в ней прячется внутри
Прячется в ней пятая – куколка пузатая
4.А внутри пустая – в ней живет шестая
А в шестой – седьмая, а в седьмой – восьмая
Эта кукла меньше всех – чуть побольше, чем орех
Вот поставленные вряд, сестры – куколки стоят
Воспитатель: «Сколько всех?» - у вас мы спросим
И ответят дети… «Восемь!»
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, из чего делают матрешек? (Ответы детей)
Воспитатель: Из какого дерева делают матрешек? ( Матрешек делают из липового, лиственного или осинового полена, срубленного ранней весной. Мастер тщательно отбирает материал для кукол, чтобы не было ни сучка, ни трещинки. Процесс создания матрешки долгий, ни один человек трудится над ее созданием. Сначала матрешку вытачивают из дерева, этим занимается токарь, начинает он с самой маленькой матрешки, затем больше и больше, потом каждую обрабатывают наждачной бумагой - шлифуют, чтобы она была гладкой. Потом следующий этап «одевание» матрешек, этим занимается художник – их расписывают. Завершающий этап четырехкратное покрытие масленым лаком, сушка и окончательная сборка. И только тогда матрешка готова).
Воспитатель: Матрешка – игрушка особенная. Она живет в больших и малых городах, селах, поселках, деревнях. И в разных районах нашей России. Художники расписывают матрешек, но делают это по-разному. Наиболее известны три вида матрешек: Семеновская, Загорская и Полхов-Майданская. Их название зависит от того места, где их расписывают. Мы предлагаем внимательно рассмотреть все три вида матрешек.
1.Я из тихого, зеленого, городка Семенова
Я в гости к вам пришла
Букет цветов садовых, розовых, бордовых
В подарок принесла.
2.Я из Сергиева Посада. Встрече с вами очень рада
Мне художниками дан яркий, русский сарафан.
Я имею с давних пор, на переднике узор.
Знаменит платочек мой разноцветною каймой.
3.А я подружка из Майдана
Могу я стать звездой экрана
Украшен мой наряд цветами
С сияющими лепестками.
С ягодами разными
Спелыми и красными.
Воспитатель: Сейчас матрешка это не только игрушка, которую любят взрослые и дети, это наш национальный сувенир. Любой приезжающий в Россию из-за границы человек обязательно увезет русскую матрешку с собой. Она стала великой путешественницей. Матрешка украшает и наши дома и квартиры. Ее дарят друзьям на долгую память. Каждая матрешка хороша по-своему, но у них много общего – все игрушки символизируют собой любовь, дружбу, пожелание счастья и благополучия.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, все эти игрушки смастерили какие люди добрые или злые? (Ответы детей)
Воспитатель: Конечно добрые, и их доброта поселилась в каждой игрушке. Поэтому их хочется взять в руки, прикоснуться к ним, почувствовать их теплоту и добро. Любили трудиться люди на Руси. В свою работу русские умельцы вкладывали все свои умения, всю свою душу, поэтому изделия у них получались такие красивые, так радовали глаз. О труде сложили немало пословиц и поговорок. Какие вы знаете?
Дети: Дерево ценят по плодам – а человека по делам.
Каков мастер такова и работа.
Хочешь есть калачи, не сиди на печи.
Кто труда не боится – того и лень сторонится.
Скучен день до вечера, коли делать нечего.
Не будет скуки – коли заняты руки.
Воспитатель:
А сейчас, дорогие ребята каждый из вас сделает свою авторскую матрешку. Пока вы думаете, как будете ее украшать, посмотрите мультфильм
« Матрешки».
Воспитатель: Прежде, чем рисовать
Нужно пальчики размять.
Указательный и средний,
Безымянный и последний
Поздоровались с большим.
А теперь потрем ладошки
Друг о друга мы немножко.
Кулачки разжали – сжали,
Кулачки разжали – сжали.
Вот и пальчики размяли.
Мастера, скорей за дело
Украшай матрешек смело
Составляй любой узор
Чтобы радовал он взор
(Звучит русская народная мелодия «А я по лугу». Дети самостоятельно расписывают Матрешек)
Воспитатель: Вы сделали свою работу.
Подвести итог охота.
Вы матрешек смастерили,
В сарафаны нарядили,
Вы мастерством своим, уменьем,
Подняли людям настроенье.
Вы на занятье не ленились,
И многому здесь научились.
Получилась целая семейка.
Вот они матрешки
Все они милешки
С аленькими щечками
С нарядными платочками
Милые, пригожие
Чуть на вас похожие.
Итог работы:
1. Что послужило прообразом создания русской матрешки?
2. Кто создал первую русскую матрешку?
3. Какая загадка есть в матрешке?
4. Какие матрешки самые известные в России?
5. Что символизирует матрешка?
6. Какое настроение возникает у вас, когда вы видите матрешку?
Воспитатель: Прошло 120 лет, а Матрешка до сих пор – любимая игрушка детей. Ее охотно дарят друзьям на добрую память. Но суть русской Матрешки остается прежней – любовь и дружба. И я вам дарю матрешку на добрую, долгую память.
Дети:Вот игрушки, так игрушки
Нынче в гости к нам пришли
Чтоб поведать нам секреты
Чудной русской красоты
Чтоб ввести нас в мир искусства
В мир преданий и добра
Чтоб сказать, что есть в России
Люди чудо – мастера.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
do_chego_zhe_horosha_russkaya_matreshka_2.docx | 29.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение- «Детский сад №13 п. Владимирский Ровенского района Саратовской области»
Конспект
непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию
на тему: «До чего ж ты хороша, русская матрешка!»
для детей старшей группы.
Апакова Ангелина Александровна- воспитатель
II разновозрастной группы
п. Владимирский
2016 год
Цель: Знакомство детей с народной игрушкой.
Задачи:
Образовательные: Познакомить детей с историей возникновения матрешек на Руси и с отличительными особенностями матрёшек из разных областей России.
Развивающие: Развивать у детей познавательный интерес к истории и культуре России; интерес детей к народному творчеству; творческие способности и фантазию через приобщение к народному творчеству и прикладному искусству. Развивать эмоциональную отзывчивость на музыку народного характера, эстетический и художественный вкус.
Воспитательные: Воспитывать у детей уважение к труду, к человеку – мастеру, любовь к народному искусству и традициям, аккуратность и трудолюбие, формировать желание самим создавать и творить по мотивам русского народного творчества.
Предварительная работа: заучивание стихотворений про матрешек; знакомство детей с изготовлением матрешек.
Приоритетные образовательные области: «Познание», «Коммуникация».
Интеграция образовательных областей: «Социализация», «Коммуникация», «Художественно-эстетическое творчество».
Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная.
Оборудование:
Демонстрационный: Русский народный костюм, игрушка Матрешка, бумажные варианты Загорской, Семеновской и Полхов-Майданской матрешек, презентация, мультфильм.
Раздаточный: бумажные трафареты матрешек, краска гуашь красного, синего, зеленого цветов, салфетки влажные, ватные палочки и кисточки.
Оборудование: мультимедийный проектор
Музыкальное сопровождение: музыкальный центр, аудиокассета с русской народной музыкой.
Ход
Под фонограмму русской народной мелодии «Русская изба» дети входят в зал и садятся на стульчики.
Воспитатель: Здравствуйте ребятишки: девчонки и мальчишки!
Здравствуйте уважаемые гости! Мы рады видеть вас всех на нашем занятии.
И начать наше занятие мне хочется с игрового упражнения «Я дарю тебе улыбку». Возьмитесь за руки, посмотрите в глаза своего соседа и молча, подарите ему самую добрую улыбку (по очереди). А я подарю свою улыбку вам.
Воспитатель: Ребята, какое ваше самое любимое занятие? (Ответы детей)
Воспитатель: Во что вы любите играть? (Ответы детей)
Воспитатель: Как вы думаете, отличаются ли современные игрушки от старинных? Чем? (Ответы детей)
Воспитатель: Ребята, а вы обратили внимание на мой красивый наряд. Кто мне ответит, как он называется? (Ответы детей).
Верно, ребята, это русский народный сарафан, который носили в старину.
Хотелось бы вам сегодня отправиться в прошлое, в старину? (Ответы детей)
Дивное диво я нынче принесла
Диво чудесное, расписное,
А ну, отгадайте. Что это такое?
(загадывает загадку)
В гости к нам пришла игрушка
Не лошадка, не петрушка.
Алый шелковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука в деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может - три, а может, шесть.
Разрумянилась немножко.
Это русская... (Матрёшка)
Воспитатель: Посмотрите, сколько собрано здесь разнообразных матрешек и больших и маленьких. Выточенная из дерева фигурка девушки Матрены в сарафане, с платочком на голове привлекает внимание яркой окраской и вызывает улыбку, пройти мимо нее невозможно. Так выглядит всеми любимая игрушка – матрешка. Посмотрите на эту Матрешку в пестром сарафане, розовощекая, с лукавинкой в глазах. Раскроешь матрешку, а там другая, меньших размеров. И та тоже открывается, и мы видим еще одну и еще и еще…
Ребята, а как вы думаете, откуда появилась на Руси матрешка? (Ответы детей)
Воспитатель: Если вы считаете «русскую матрешку» исконно русской, то вы ошибаетесь. Первая русская матрешка была выточена и расписана в московской игрушечной мастерской только в 90-х годах XIX века, по образцу, привезенному из Японии. Этот японский образец, выполненный с большим юмором, представлял собой множество вставляемых друг в друга фигурок японского мудреца Фукурума - лысоватого старичка с головой вытянутой вверх от многочисленных раздумий. Эта забавная вещица очень понравилась народным русским умельцам. С большим старанием, вручную, изготовил первую матрешку мастер – игрушечных дел Василий Петрович Звездочкин (показывает фото), а художник Сергей Васильевич Малютин ее расписал. Вот так и появилась на свет деревянная фигурка в русском сарафане. Кто-то из художников воскликнул: «Хороша Матрена!» так деревянную фигурку и назвали Матреной, или ласково – Матрешкой.
Ребенок:
1.Мы объехали Россию
Были за границей
И нигде милее нету
Куклы круглолицей.
2.Кукла первая толста – а внутри она пуста
Разнимается она на две половинки
Там живет еще одна – кукла в серединке
Эту куколку открой – будет третья во второй
3.Половинку отвинти плотную, притертую
И сумеешь ты найти – куколку четвертую
Вынь ее да посмотри, кто в ней прячется внутри
Прячется в ней пятая – куколка пузатая
4.А внутри пустая – в ней живет шестая
А в шестой – седьмая, а в седьмой – восьмая
Эта кукла меньше всех – чуть побольше, чем орех
Вот поставленные вряд, сестры – куколки стоят
Воспитатель: «Сколько всех?» - у вас мы спросим
И ответят дети… «Восемь!»
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, из чего делают матрешек? (Ответы детей)
Воспитатель: Из какого дерева делают матрешек? ( Матрешек делают из липового, лиственного или осинового полена, срубленного ранней весной. Мастер тщательно отбирает материал для кукол, чтобы не было ни сучка, ни трещинки. Процесс создания матрешки долгий, ни один человек трудится над ее созданием. Сначала матрешку вытачивают из дерева, этим занимается токарь, начинает он с самой маленькой матрешки, затем больше и больше, потом каждую обрабатывают наждачной бумагой - шлифуют, чтобы она была гладкой. Потом следующий этап «одевание» матрешек, этим занимается художник – их расписывают. Завершающий этап четырехкратное покрытие масленым лаком, сушка и окончательная сборка. И только тогда матрешка готова).
Воспитатель: Матрешка – игрушка особенная. Она живет в больших и малых городах, селах, поселках, деревнях. И в разных районах нашей России. Художники расписывают матрешек, но делают это по-разному. Наиболее известны три вида матрешек: Семеновская, Загорская и Полхов-Майданская. Их название зависит от того места, где их расписывают. Мы предлагаем внимательно рассмотреть все три вида матрешек.
1.Я из тихого, зеленого, городка Семенова
Я в гости к вам пришла
Букет цветов садовых, розовых, бордовых
В подарок принесла.
2.Я из Сергиева Посада. Встрече с вами очень рада
Мне художниками дан яркий, русский сарафан.
Я имею с давних пор, на переднике узор.
Знаменит платочек мой разноцветною каймой.
3.А я подружка из Майдана
Могу я стать звездой экрана
Украшен мой наряд цветами
С сияющими лепестками.
С ягодами разными
Спелыми и красными.
Воспитатель: Сейчас матрешка это не только игрушка, которую любят взрослые и дети, это наш национальный сувенир. Любой приезжающий в Россию из-за границы человек обязательно увезет русскую матрешку с собой. Она стала великой путешественницей. Матрешка украшает и наши дома и квартиры. Ее дарят друзьям на долгую память. Каждая матрешка хороша по-своему, но у них много общего – все игрушки символизируют собой любовь, дружбу, пожелание счастья и благополучия.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, все эти игрушки смастерили какие люди добрые или злые? (Ответы детей)
Воспитатель: Конечно добрые, и их доброта поселилась в каждой игрушке. Поэтому их хочется взять в руки, прикоснуться к ним, почувствовать их теплоту и добро. Любили трудиться люди на Руси. В свою работу русские умельцы вкладывали все свои умения, всю свою душу, поэтому изделия у них получались такие красивые, так радовали глаз. О труде сложили немало пословиц и поговорок. Какие вы знаете?
Дети: Дерево ценят по плодам – а человека по делам.
Каков мастер такова и работа.
Хочешь есть калачи, не сиди на печи.
Кто труда не боится – того и лень сторонится.
Скучен день до вечера, коли делать нечего.
Не будет скуки – коли заняты руки.
Воспитатель:
А сейчас, дорогие ребята каждый из вас сделает свою авторскую матрешку. Пока вы думаете, как будете ее украшать, посмотрите мультфильм
« Матрешки».
Воспитатель: Прежде, чем рисовать
Нужно пальчики размять.
Указательный и средний,
Безымянный и последний
Поздоровались с большим.
А теперь потрем ладошки
Друг о друга мы немножко.
Кулачки разжали – сжали,
Кулачки разжали – сжали.
Вот и пальчики размяли.
Мастера, скорей за дело
Украшай матрешек смело
Составляй любой узор
Чтобы радовал он взор
(Звучит русская народная мелодия «А я по лугу». Дети самостоятельно расписывают Матрешек)
Воспитатель: Вы сделали свою работу.
Подвести итог охота.
Вы матрешек смастерили,
В сарафаны нарядили,
Вы мастерством своим, уменьем,
Подняли людям настроенье.
Вы на занятье не ленились,
И многому здесь научились.
Получилась целая семейка.
Вот они матрешки
Все они милешки
С аленькими щечками
С нарядными платочками
Милые, пригожие
Чуть на вас похожие.
Итог работы:
1. Что послужило прообразом создания русской матрешки?
2. Кто создал первую русскую матрешку?
3. Какая загадка есть в матрешке?
4. Какие матрешки самые известные в России?
5. Что символизирует матрешка?
6. Какое настроение возникает у вас, когда вы видите матрешку?
Воспитатель: Прошло 120 лет, а Матрешка до сих пор – любимая игрушка детей. Ее охотно дарят друзьям на добрую память. Но суть русской Матрешки остается прежней – любовь и дружба. И я вам дарю матрешку на добрую, долгую память.
Дети:Вот игрушки, так игрушки
Нынче в гости к нам пришли
Чтоб поведать нам секреты
Чудной русской красоты
Чтоб ввести нас в мир искусства
В мир преданий и добра
Чтоб сказать, что есть в России
Люди чудо – мастера.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированной ООД в средней группе: "До чего же хороша, русская матрешка!"
Познакомить детей с русской игрушкой-матрешкой, с ее внешним обликом, особенностями росписи матрешек, с историей появления матрешки в России....
Конспект занятия по рисованию «Русская матрёшка»
Конспект занятия по рисованию Тема: «Русская матрёшка»...
Конспект ООД по ознакомлению с окружающим в средней группе детского сада, тема: «До чего ж ты хороша, русская матрёшка!»
Задачи: Образовательные:Познакомить детей с русской народной игрушкой – матрёшкой, с внешним обликом, особенностями росписи матрёшек. Учить детей рисовать матрёшки красками (роспись узора н...
План-конспект занятия по рисованию "Русская матрёшка" в средней группе
Цель: познакомить детей с русской деревянной игрушкой....
Конспект непосредственной образовательной деятельности "До чего же хороша, русская матрешка!"
Открытое занятие...
Конспект НОД по теме «Русская матрёшка» во второй младшей группе
Конспект занятия по рисованию во второй младшей группе...
Конспект НОД по пластилинографии «Русская матрёшка» в средней группе
Конспект НОД по пластилинографии в средней группе. Тема "Русская матрешка"...