Развитие творческого мышления детей посредством триз-педагогики
статья (старшая группа) на тему

Актуальным становится возвращение в массовую практику дошкольного образования педагогической технологии, основанной на теории решения изобретательских задач. Применение данной технологии поможет решить актуальную проблему для многих педагогов дошкольного образования – это поиск путей и средств формирования ключевых компетентностей у детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл triz_pedagogika.docx18.03 КБ

Предварительный просмотр:

        

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ

ПОСРЕДСТВОМ ТРИЗ-ПЕДАГОГИКИ

В соответствии с ФГОС ДО дошкольное образование должно носить развивающий характер, стимулировать развитие способностей ребенка, его самостоятельности и инициативы, ориентируясь, при этом на зону его ближайшего развития. Данное положение стандарта определяет переход педагогов на использование в образовании детей дошкольного возраста развивающих технологий. Актуальным становится возвращение в массовую практику дошкольного образования педагогической технологии, основанной на теории решения изобретательских задач. Применение данной технологии поможет решить актуальную проблему для многих педагогов дошкольного образования – это поиск путей и средств формирования ключевых компетентностей у детей, определенных ФГОС ДО. С появлением ТРИЗ стало возможным массовое обучение детей технологии творчества.

Идея создания программы ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) принадлежит Г. С. Альтшуллеру. Главная идея теории Г.С. Альтшуллера заключается в том, что техническое изобретательское мышление развивается по определенным законам, которые можно познать и использовать для целенаправленного развития мышления.

ТРИЗ – теория решения изобретательных задач. Цели ТРИЗ – не просто развить фантазию детей, а научить их мыслить системно с пониманием происходящих процессов, дать в руки воспитателям инструмент по конкретному практическому воспитанию у детей качеств творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира, решать свои маленькие проблемы.

ТРИЗ для дошкольников – это система коллективных игр, занятий, призванная не изменять основную программу, а максимально увеличивать ее эффективность.

Основным рабочим механизмом ТРИЗ служит алгоритм решения изобретательских задач (АРИЗ). Овладев алгоритмом, решение любых задач идет планомерно, по четким логическим этапам:

• корректируется первоначальная формулировка задачи; строится модель;

• определяются имеющиеся вещественно – полевые ресурсы; составляется ИКР (идеальный конечный результат);

• выявляются и анализируются физические противоречия; прилагаются к задаче смелые, дерзкие преобразования

Исходным положением ТРИЗ - педагогики является принцип природосообразности обучения, который в основе своей опирается на природу ребенка. Кроме того, эта концепция целиком построена на положении Л. С. Выготского о том, что дошкольник принимает программу обучения в той мере, в какой она становится его собственной.

Главная цель, которую ставят перед собой ТРИЗ - педагоги это - формирование у детей творческого мышления, т. е. воспитание творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности. Методику ТРИЗ можно назвать школой творческой личности, поскольку её девиз - творчество во всем: в постановке вопроса, в приёмах его решения, в подаче материала

Возможности применения элементов ТРИЗ-технологии в работе с детьми дошкольного возраста.

Главным условием развития личности ребенка является наличие привлекательных видов детской деятельности, предоставление ребенку возможности самостоятельно проявить инициативу, творчество. Одним из средств, обеспечивающих не только качественный, но и увлекательный процесс обучения является система творческих заданий на основе методов и приемов ТРИЗ.

Метод «Мозговой штурм» (МШ): предложен американским учёным А. Осборном. Это метод коллективного поиска оригинальных идей. Метод «Синектика» предложен У. Гордоном в 50 годы двадцатого столетия. Термин «синектика» обозначает «объединение разнородных предметов». Автор предложил использовать для развития творческих способностей человека аналогии.

Метод морфологического анализа. Метод каталога был разработан в 20-х годах XX века профессором Берлинского университета Э. Кунце. Метод каталога позволяет в большой степени решить проблему обучения дошкольников творческому рассказыванию. Метод фокальных объектов (МФО) предложен американским психологом Ч. Вайтингом. Суть метода заключается в том, что к определённому объекту «примеряются» свойства и характеристики других, ни чем с ним не связанных объектов. Типовые приёмы фантазирования. Г.С. Альтшуллер в 70 годы двадцатого века предложил использовать для развития творческого воображения типовые приемы фантазирования: увеличение-уменьшение, дробление-объединение, оживление-окаменение, специализация-универсализация, преобразование свойств времени, приём «Наоборот». Этот метод хорошо использовать при обучении детей творческому рассказыванию. Системный оператор. Работа с системным оператором предполагает формирование у ребёнка умение анализировать и описывать систему связей любого объекта материального мира: его назначение, динамику развития в определённый отрезок времени, признаки и строение и др. ММЧ (метод маленьких человечков). Суть методики в том, что дети представляют себе маленьких человечков, которые живут, действуют в окружающих предметах и явлениях. Игра в маленьких человечков позволяет представить фазовые переходы веществ, моделировать строение веществ и процессы, происходящие в них, способствует развитию логического мышления, внимания, наблюдательности, сообразительности, позволяет делать умозаключения.

Этапы работы по использованию элементов ТРИЗ в воспитательно-образовательном процессе дошкольного учреждения.

Работа по системе ТРИЗ с детьми дошкольного возраста должна осуществляться постепенно. Для решения тризовских задач можно выделить следующие этапы работы:

Цель первого этапа – научить ребенка находить и различать противоречия, которые окружают его повсюду. Что общее между цветком и деревом? Что общее между плакатом и дверью? и др.

Цель второго этапа – учить детей фантазировать, изобретать. Например, предложено придумать новый стул, удобный и красивый. Как выжить на необитаемом острове, где есть только коробки со жвачками?

Содержание третьего этапа – решение сказочных задач и придумывание разных сказок с помощью специальных методов ТРИЗ. Например, «Вас поймала баба-яга и хочет съесть. Что делать?».

На четвертом этапе ребенок применяет полученные знания и, используя нестандартные, оригинальные решения проблем, учится находить выход из любой сложной ситуации.

В результате проводимых игр и занятий с использованием элементов ТРИЗ у детей постепенно развивается логика мышления, речевая активность, появляется видение многогранности окружающего мира, его противоречивости, закономерности развития, дети учатся мыслить системно. С пониманием происходящих процессов, появляется проявление творчества, дети становятся любознательнее, активнее в поисках ответов на вопросы.

Также хочется отметить, что использование в работе методов и приемов ТРИЗ позволяет снять психологические барьеры, убрать боязнь перед новым, неизвестным, сформировать восприятие жизненных и учебных проблем не как непреодолимых препятствий, а как очередных задач, которые следует решать.

Список литературы

1. Альтшуллер Г.С. «Найти идею. Введение в теорию решения изобретательских задач» Новосибирск: Наука,1991

2. Березина В. Г., Викентьев И. Л., Модестов С. Ю. Детство творческой личности. - СПб.: издательство Буковского, 1994. 60стр.

4. Венгер Н.Ю. Путь к развитию творчества. - Дошкольное воспитание. -1982 №11. стр. 32-38.

5. Веракса Н.Е. Диалектическое мышление и творчество. - Вопросы психологии. - 1990 №4. стр. 5-9.

6. Выготский Л.Н. Воображение и творчество в дошкольном возрасте. - СПб.: Союз, 1997. 92стр.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД образовательная область коммуникация (связная речь) для детей подготовительной группы с ОНР. Тема: Составление творческого рассказа с опорой на «Теремок сказок» (авторская игровая методика развития творческого мышления Козыревой Н. А.)

Обучение творческому рассказыванию играет важную роль в развитии словесно-логического мышления, предоставляя большие возможности для самостоятельного выражения ребенком своих мыслей, осознанного отраж...

Развитие творческого мышления и творческого потенциала у детей старшего дошкольного возраста.

Развитие творческих возможностей детей всегда рассматривалось как одна из актуальных задач образования. В современном обществе способность творить расценивается выше знаний и умений. Даже для того, чт...

Сообщение на тему: "Развитие творческого мышления и воображения у детей через творческие игры и упражнения"

Сообщение из опыта работы на тему "Развитие творческого мышления и воображения у детей через творческие игры и упражнения"...

Стимулирование творческой активности и развитие творческого мышления старших дошкольников

Как стимулировать творческую активность у старших дошкольников? Какое лучше развивать творческое мышление: дивергентное или конвергентное? Что важнее и почему? И главное как это делать, чтоб было поле...

консультация.Особенности развития творческого мышления и воображения в дошкольном возрасте. Игры на развитие творческого мышления старших дошкольников.7.12.2022

Особенности развития ткреативного мышления старших дошкольников.Игры на развитие творческого мышления ....

Творческий проект: «Развитие творческого мышления у детей старшего дошкольного возраста через создание мультфильма по оригинальной сказке с применением элементов ТРИЗ-технологии»

Детская мультипликация – это особый вид искусства, самостоятельный и самоценный. Мультипликация очень близка миру детства, потому что в ней всегда есть игра, полет фантазии и нет ничего невозмож...