Мастер-класс «Развитие логического мышления дошкольников посредством логико-математических игр»
материал на тему
На каждом возрастном этапе формируются психические функции, важные для перехода к следующему этапу. Таким образом, навыки, умения, приобретенные в дошкольный период, будут служить фундаментом для развития в школьном возрасте. Важнейшим из них является логическое мышление, способность «действовать в уме».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
мастер - класс | 22.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Здравствуйте, уважаемые коллеги! (СЛАЙД)
Представляю вашему вниманию мастер-класс по теме «Развитие логического мышления дошкольников посредством логико-математических игр».
Цель мастер-класса: (СЛАЙД)
- Представление опыта работы по использованию логико-математических игр с детьми дошкольного возраста
В соответствии с ФГОС дошкольного образования в центре внимания педагогов должна быть ориентация образовательного процесса на познавательные возможности дошкольника и на их реализацию в различных видах деятельности.
На каждом возрастном этапе создается как бы определенный «этаж», на котором формируются психические функции, важные для перехода к следующему этапу. Таким образом, навыки, умения, приобретенные в дошкольный период, будут служить фундаментом для развития в школьном возрасте. Важнейшим из них является логическое мышление, способность «действовать в уме».
Игра - один из ведущих видов деятельности ребенка в дошкольном детстве. Согласно ФГОС ДО игра является сквозным механизмом развития ребёнка. Именно поэтому работу по развитию логического мышления я решила построить на игровой деятельности.
С этой целью в группе организован «Уголок занимательной математики». в котором размещены различные настольно – печатные логико-математические игры, авторские развивающие игры («Логические блоки Дьенеша», «Палочки Кюизенера», игровой набор «Дары Фрёбеля», игры Никитиных и др.), динамические раздаточные пособия со шнурком.
Формированию элементов логического мышления дошкольников способствуют также логико-математические игры, основанные на методе Кроссенс.
Сейчас на практике я представлю некоторые из используемых мною логико-математических игр.
- Логико-математические игры с использованием динамических раздаточных пособий со шнурком «Логика» (СЛАЙД)
- У Вас в руках логический блокнот.
При работе с ним необходимо соблюдать некоторые правила:
- Шнуровать нужно весь блокнот целиком, а не отдельную карту.
- Всегда начинайте шнуровать с верхней левой картинки.
- Необходимо найти верный ответ к заданию и соединить с помощью шнурка каждую картинку с верным ответом.
- После выбора правильного ответа, шнурок возвращается снова в левую колонку и переходит к следующей картинке.
- Когда задание выполнено, пропустите шнурок снизу через центральную прорезь.
- Открываем карту №6. (СЛАЙД)
Ваша задача – поочередно рассмотрев все картинки, определить, какой знак пропущен в каждой картинке. При выполнении задания не забываем о правилах.
А теперь, чтобы проверить ответы, поверните блокнот и посмотрите, совпадает ли шнурок с линиями-подсказками на обороте. Если шнурок не совпал с линиями-подсказками на обороте, значит, допущена ошибка. Как Вы видите, все карточки снабжены самопроверкой, что развивает в детях навыки самопроверки, самоконтроля, самооценки.
- Открываем карту № 20. (СЛАЙД)
Ваша задача – поочередно рассмотрев все картинки, определить, какую игрушку выбрал мальчик, если каждый ребёнок выбрал по одной игрушке.
После выполнения проверьте как справился с задание ваш сосед. (Взаимопроверка)
Активное использование динамических раздаточных пособий позволяет ребенку успешно войти в сферу учебной деятельности через игру, способствует формированию математических представлений, развивает логическое мышление и тренирует мелкую моторику рук. Работа с данным пособием может осуществляться, как индивидуально, так и в парах, и в группах.
- Логико-математические игры на основе метода Кроссенс. (СЛАЙД)
Впервые узнали о кроссенсе читатели журнала «Наука и жизнь» в 2002 году от авторов — С.Федина (писателя, математика) и В.Бусленко (доктора технических наук, и философа).
- Кроссенс – это ассоциативная головоломка, соединяющая в себе качества нескольких интеллектуальных развлечений: головоломки, загадки и ребуса.
(СЛАЙД)
Слово «кроссенс» означает «пересечение смыслов» и придумано по аналогии со словом «кроссворд». В отличие от кроссворда¸ где все клетки пусты, в кроссенсе они уже заполнены картинками.
- Кроссенс представляет собой ассоциативную цепочку, замкнутую в поле из девяти квадратов. Объяснить кроссенс - значит объяснить взаимосвязь картинок в нём.
(СЛАЙД)
Алгоритм составления кроссенса представлен на слайде:
- Определение тематики, общей идеи.
- Выделение 8-9 элементов (картинок), имеющих отношение к идее.
- Нахождение ассоциативных связей между элементами, определение последовательности.
- Концентрация смысла в одном элементе (в центральном пятом квадрате).
- Поиск и подбор изображений.
- Читать кроссенс можно одним из следующих способов:
(СЛАЙД) Схема №1 - двигаться необходимо, начиная с первой клетки только вперед и заканчивать на центральном 5 квадрате, таким образом получается цепочка, завернутая по типу «улитки»;
(СЛАЙД) Вторая схема - где все изображения связаны по смыслу с центральным квадратом.
(СЛАЙД) В схеме №3 - необходимо сначала установить связи по периметру между квадратами, а затем по центральному кресту.
- Давайте попробуем.
(СЛАЙД)
1. У каждой группы картинки (5,7) и два пустых поля.
- Перед вами картинки.
- Рассмотрите их и разделите на две группы.
- Объясните, почему вы разделили картинки именно таким образом?
- Да, верно, здесь каждая из картинок связана с цифрой 7 (5).
- Вот два пустых поля. (СЛАЙД)
- Скажите, по какой из схем мы можем заполнить поля в данном случае?
- Заполните поля картинками и объясните, почему именно эту схему вы выбрали?
(СЛАЙД)
- Да, верно, здесь все изображения связаны по смыслу с центральным квадратом.
- Переходим к следующему заданию.
(СЛАЙД)
- У каждой группы заполненное поле (в центре – цифра 3, квадрат).
- Перед Вами заполненное поле.
- Попробуйте объяснить взаимосвязь картинок на поле, используя данную схему. Не забывайте о правиле чтения данной схемы: необходимо сначала установить связи по периметру между квадратами, а затем по центральному кресту.
- Молодцы.
Данную метод можно использовать при проведении непосредственно образовательной деятельности, экспериментальной, познавательной, самостоятельной деятельности с детьми. С помощью кроссенса можно формулировать цель и тему мероприятия, изучение, закрепление и обобщение изученного материала.
Кроссенс - это отличное упражнение для развития логического и творческого мышления.
Как любое творческое задание, кроссенсы повышают инициативность, креативность, развивают воображение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие логического мышления дошкольников посредством логико-математических игр
Проблема развития логического мышления посредством логико-математических игр, рассмотрена не достаточно.Цель моего исследования: Разработать и реализовать на практике комплекс логико-математичеких игр...
Материалы из опыта работы по проблеме «Развитие элементов логического мышления дошкольников посредством логико-математических игр»
В статье представлены материалы из опыта работы...
Презентация «Развитие логического мышления дошкольников посредством логико-математических игр»
Опыт работы по использованию логико-математических игр с детьми дошкольного возраста....
Семинар – практикум «Развитие логического мышления дошкольников посредством логико-математических игр» Тема: Как работать с блоками «Дьенеша»
Использование в совместной деятельности педагога и дошкольников логических блоков Дьенеша имеет большое значение для всестороннего развития детей:1. Блоки Дьенеша знакомят д...
План по самообразованию "Развитие логического мышления дошкольников посредством логико-математических игр".
Перспективный план работы на 2020-2021 по данной теме....
Презентация "Развитие логического мышления детей посредством логико-математических игр"
Презентация...
Мастер-класс «Развитие элементов логического мышления дошкольников посредством логико-математических игр»
laquo;Развитие элементов логического мышления дошкольников посредством логико-математических игр»...