Мастер-класс «Развитие логического мышления дошкольников посредством логико-математических игр»
материал на тему

На каждом возрастном этапе формируются психические функции, важные для перехода к следующему этапу. Таким образом, навыки, умения, приобретенные в дошкольный период, будут служить фундаментом для развития в школьном возрасте. Важнейшим из них является логическое мышление, способность «действовать в уме». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл мастер - класс22.34 КБ

Предварительный просмотр:

        Здравствуйте, уважаемые коллеги! (СЛАЙД)        

        Представляю вашему вниманию мастер-класс по теме «Развитие логического мышления дошкольников посредством логико-математических игр».

        Цель мастер-класса: (СЛАЙД)

  • Представление опыта работы по использованию логико-математических игр с детьми дошкольного возраста

        

        В соответствии с ФГОС дошкольного образования в центре внимания педагогов должна быть ориентация образовательного процесса на познавательные возможности дошкольника и на их реализацию в различных видах деятельности.

        На каждом возрастном этапе создается как бы определенный «этаж», на котором формируются психические функции, важные для перехода к следующему этапу. Таким образом, навыки, умения, приобретенные в дошкольный период, будут служить фундаментом для развития в школьном возрасте. Важнейшим из них является логическое мышление, способность «действовать в уме».

        Игра - один из ведущих видов деятельности ребенка в дошкольном детстве. Согласно ФГОС ДО игра является сквозным механизмом развития ребёнка. Именно поэтому работу по развитию логического мышления я решила построить на игровой деятельности.

        С этой целью в группе организован «Уголок занимательной математики». в котором размещены  различные настольно – печатные логико-математические игры, авторские развивающие игры («Логические блоки Дьенеша», «Палочки Кюизенера», игровой набор «Дары Фрёбеля», игры Никитиных и др.), динамические раздаточные пособия со шнурком.

        Формированию элементов логического мышления дошкольников способствуют также логико-математические игры, основанные на методе Кроссенс.

        Сейчас на практике я представлю некоторые из используемых мною логико-математических игр.

  1. Логико-математические игры с использованием динамических раздаточных пособий со шнурком «Логика» (СЛАЙД)

        - У Вас в руках логический блокнот.

        При работе с ним необходимо соблюдать некоторые правила:

  1. Шнуровать нужно весь блокнот целиком, а не отдельную карту.
  2. Всегда начинайте шнуровать с верхней левой картинки.
  3. Необходимо найти верный ответ к заданию и соединить с помощью шнурка каждую картинку с верным ответом.
  4. После выбора правильного ответа, шнурок возвращается снова в левую колонку и переходит к следующей картинке.
  5. Когда задание выполнено, пропустите шнурок снизу через центральную прорезь.

        - Открываем карту №6. (СЛАЙД) 

        Ваша задача – поочередно рассмотрев все картинки, определить, какой знак пропущен в каждой картинке. При выполнении задания не забываем о правилах.

        А теперь, чтобы проверить ответы, поверните блокнот и посмотрите, совпадает ли шнурок с линиями-подсказками на обороте. Если шнурок не совпал с линиями-подсказками на обороте, значит, допущена ошибка. Как Вы видите, все карточки снабжены самопроверкой, что развивает в детях навыки самопроверки, самоконтроля, самооценки.

        - Открываем карту № 20. (СЛАЙД)

        Ваша задача – поочередно рассмотрев все картинки, определить, какую игрушку выбрал мальчик, если каждый ребёнок выбрал по одной игрушке.

        После выполнения проверьте как справился с задание ваш сосед. (Взаимопроверка)         

        Активное использование динамических раздаточных пособий позволяет ребенку успешно войти в сферу учебной деятельности через игру, способствует формированию математических представлений, развивает логическое мышление и тренирует мелкую моторику рук. Работа с данным пособием может осуществляться, как индивидуально, так и в парах, и в группах.

  1. Логико-математические игры на основе метода Кроссенс. (СЛАЙД)

Впервые узнали о кроссенсе читатели журнала «Наука и жизнь» в 2002 году от авторов — С.Федина (писателя, математика) и В.Бусленко (доктора технических наук, и философа). 

        - Кроссенс – это ассоциативная головоломка, соединяющая в себе качества нескольких интеллектуальных развлечений: головоломки, загадки и ребуса.

        (СЛАЙД)

        Слово «кроссенс» означает «пересечение смыслов» и придумано по аналогии со словом «кроссворд». В отличие от кроссворда¸ где все клетки пусты, в кроссенсе они уже заполнены картинками. 

        - Кроссенс представляет собой ассоциативную цепочку, замкнутую в поле из девяти квадратов. Объяснить кроссенс - значит объяснить взаимосвязь картинок в нём. 

        (СЛАЙД)

        Алгоритм составления кроссенса представлен на слайде:

  1. Определение тематики, общей идеи.
  2. Выделение 8-9 элементов (картинок), имеющих отношение к идее.
  3. Нахождение ассоциативных связей между элементами, определение последовательности.
  4. Концентрация смысла в одном элементе (в центральном пятом квадрате).
  5. Поиск и подбор изображений.

        - Читать кроссенс можно одним из следующих способов: 

(СЛАЙД) Схема №1 - двигаться необходимо, начиная с первой клетки только вперед и заканчивать на центральном 5 квадрате, таким образом получается цепочка, завернутая по типу «улитки»;

(СЛАЙД) Вторая схема - где все изображения связаны по смыслу с центральным квадратом.

(СЛАЙД) В схеме №3 - необходимо сначала установить связи по периметру между квадратами, а затем по центральному кресту.

        - Давайте попробуем.

(СЛАЙД)

1. У каждой группы картинки (5,7) и два пустых поля.        

        - Перед вами картинки.

        - Рассмотрите их и разделите на две группы.

        - Объясните, почему вы разделили картинки именно таким образом?

        - Да, верно, здесь каждая из картинок связана с цифрой 7 (5).

        - Вот два пустых поля. (СЛАЙД)

        - Скажите, по какой из схем мы можем заполнить поля в данном случае?

        - Заполните поля картинками и объясните, почему именно эту схему вы выбрали?

(СЛАЙД)

        - Да, верно, здесь все изображения связаны по смыслу с центральным квадратом.

        

        - Переходим к следующему заданию.

(СЛАЙД)

  1. У каждой группы заполненное поле (в центре – цифра 3, квадрат).

        - Перед Вами заполненное поле.

        - Попробуйте объяснить взаимосвязь картинок на поле, используя данную схему. Не забывайте о правиле чтения данной схемы: необходимо сначала установить связи по периметру между квадратами, а затем по центральному кресту.

        - Молодцы.

        Данную метод можно использовать при проведении непосредственно образовательной деятельности, экспериментальной, познавательной, самостоятельной деятельности с детьми. С помощью кроссенса можно формулировать цель и тему мероприятия, изучение, закрепление и обобщение изученного материала.

        Кроссенс - это отличное упражнение для развития логического и творческого мышления.

        Как любое творческое задание, кроссенсы повышают инициативность, креативность, развивают воображение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие логического мышления дошкольников посредством логико-математических игр

Проблема развития логического мышления посредством логико-математических игр, рассмотрена не достаточно.Цель моего исследования: Разработать и реализовать на практике комплекс логико-математичеких игр...

Презентация «Развитие логического мышления дошкольников посредством логико-математических игр»

Опыт работы по использованию логико-математических игр с детьми дошкольного возраста....

Семинар – практикум «Развитие логического мышления дошкольников посредством логико-математических игр» Тема: Как работать с блоками «Дьенеша»

Использование в совместной деятельности педагога и дошкольников логических блоков Дьенеша имеет большое значение для всестороннего развития детей:1.        Блоки Дьенеша знакомят д...

Мастер-класс «Развитие элементов логического мышления дошкольников посредством логико-математических игр»

laquo;Развитие элементов  логического мышления дошкольников  посредством логико-математических игр»...