Отчёт воспитателя за межаттестационный период из опыта работы с семьёй ребёнка инвалида.
статья по теме
Работа с родителями детей с ОВЗ
Скачать:
Предварительный просмотр:
В 2009 году, мы, набрали в группу детей в возрасте от 3 до 4 лет в количестве 9 человек(5 девочек и 4мальчика). Все дети были с ОВЗ. С такими диагнозами как: ДЦП, УО, РДА и один ребёнок был со сложной структурой дефекта. Организация жизни детей в группе осуществлялась в соответствии с требованиями основной общеобразовательной «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, программы Мироновой……., проектом программы обучения и воспитания детей с ДЦП дошкольного возраста под редакцией И.В.Симоновой; авторской программой обучения и воспитания детей по ранней профессиональной ориентировке «Все работы хороши», составленную учителем – дефектологом А.А. Шафеевой и преподавателем по труду Г.И.Гришановой. Ведущие цели, которых – создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе.
Нашей главной задачей было адаптировать детей к условиям детского сада. Познакомить их с детским садом как ближайшим социальным окружением ребенка (помещением и оборудованием группы: личный шкафчик, кроватка, игрушки и пр.), способствовать формированию положительных эмоций по отношению к детскому саду, воспитателю, детям. Много внимания уделяли работе с родителями. Мы хотели, чтобы они стали нашими активными помощниками в деле воспитания и обучения детей. Разработали план работы с родителями. Были поставлены цели и задачи:
- научить родителей стать первым и главным педагогом для ребёнка
- Помочь родителям понять состояние своего ребёнка, принять его таким, какой
он есть, и научиться помогать ему.
Результат диагностики детей показал, что у них
- слабая мелкая моторика;
- Низкий уровень развития культурно – гигиенических навыков и навыков самообслуживания;
- у детей нет опыта поведения в среде сверстников;
- продуктивными видами деятельности практически не владеют.
Были поставлены задачи воспитания и обучения:
- укреплять и сохранять здоровье детей
- приучать детей к соблюдению режима дня
- формировать культурно - гигиенические навыки и навыки самообслуживания.
- содействовать детям в объединении для игры в группы по 2-3 человека на основе личных симпатий.
Для решения этих задач были проведены такие мероприятия:
- родительские собрания «Давайте познакомимся», «Растим детей здоровыми, крепкими, жизнерадостными»
- практикум для родителей по методике М.Монтессори «Домашняя школа Монтессори
- психологические тренинги
- анкетирование.
С детьми цикл игр - занятий:
«Чистота – залог здоровья»,
«Солнце, воздух и вода наши лучшие друзья».
Театрализованные инсценировки:
«Маша – растеряша».
Для развития мелкой моторики был разработан комплекс игр с пальчиками на кухне: «Рисуем на манке», «Помогаю маме», «Браслет для мамы» (из макарон),
«Маленький пекарь» (работа с тестом).
На практических тренингах родители имели возможность поиграть в эти игры и затем использовать их дома.
Систематизировали практический материал, которым могли бы воспользоваться родители, занимаясь с детьми.
Вся воспитательно - образовательная работа строилась на принципах дифференцированного и индивидуального подхода во всех видах детской деятельности.
При организации всех режимных моментов учитывали состояние здоровья, индивидуальные особенности развития каждого ребёнка. Соблюдение ортопедического режима, использование здоровьесберегающих технологий, поддержание оптимальных гигиенических условий в группе, своевременное проведение физкультурных пауз, подбор таких методов и приёмов, которые вызывают у детей интерес и положительные эмоции – позволило снизить заболеваемость детей.
При планировании коррекционных занятий, выборе программы обучения с каждым ребёнком или группой детей учитывали возрастные особенности, характер и тяжесть поражения, компенсаторные возможности детей, особенности ситуации.
Вся педагогическая работа в группе строилась в тесном взаимодействии с другими специалистами нашего учреждения: логопедом, психологом, преподавателем по труду, преподавателем по игротерапии, воспитателем по татарскому языку, музыкальным руководителем, медицинскими работниками. Согласованная работа всех специалистов позволяет успешно адаптировать программы воспитания и обучения, найти индивидуальный подход к каждому ребёнку, разработать план индивидуальной реабилитации каждого ребёнка.
Осознанное включение родителей в совместный коррекционный процесс позволил значительно повысить эффективность работы. Цели и задачи, которые мы ставили, в первый год обучения были выполнены. Дети хорошо адаптировались к детскому саду, мелкая моторика, культурно - гигиенические навыки, продуктивные виды деятельности улучшились.
В следующем 2009 – 2010 уч. году мы поставили цель:
повысить уровень овладения необходимыми навыками и умениями по образовательным областям.
Задачи: Развивать интегрированные качества, соблюдать и контролировать выполнение правил в подвижных играх, побуждать детей к самостоятельному проведению подвижных игр, развивать ловкость, гибкость, выносливость, вестибулярный аппарат. Удовлетворять детскую любознательность; обогащать представления об объектах и явлениях природы; привить первые навыки активности и самостоятельности мышления; воспитывать инициативу и самостоятельность в речевом общении; развить связную речь; способствовать развитию умений оперировать свойствами, отношениями объектов, числами; побуждать детей к совместной поисковой деятельности.
Так как в среднем возрасте возросли физические возможности детей, поэтому особенно важным посчитали наладить разумный двигательный режим. Для этого насыщали детскую деятельность детей подвижными играми, физминутками, и др., чередуя их с переключением на более спокойную деятельность. На пятом году активно проявляется стремление детей к общению со сверстниками. Для удовлетворения этой потребности предоставляли возможность самостоятельно вступать в контакты по разному поводу, разрешать конфликты. Одновременно устанавливали определённый порядок поведения в конфликтных ситуациях, показывали пример доброжелательного общения, участвовала в детских играх. Возраст 4-5 лет – возраст «почемучек», поэтому стремились ответить на все вопросы детей. Вместе с детьми искали решения возникающих вопросов, насыщали деятельность детей познавательным общением и т. д. Дети пятого года жизни отличаются активностью, что даёт новые возможности для развития самостоятельности – в течение года помогали устанавливать связь между целью деятельности и её результатом, предоставляя картинки, фотографии, модели.
В этом учебном году были проведены следующие мероприятия.
«Осенний бал» - мероприятие проводилось в форме развлечения, где дети могли показать свои способности в исполнении музыкальных номеров и игр.
«Новогодний бал» утренник – встреча с дедом морозом, ёлкой.
«День смеха» - развлечения, на котором дети учились доброжелательно подшучивать друг над другом.
«Масленица» проводы детьми зимы и встреча весны в игровой форме.
«День 8 марта» - утренник – поздравление мамам и бабушкам.
В течение года вели наблюдение за детьми во время учебной деятельности и вне её. С теми детьми, которые не успевали по программе, проводились индивидуальная работа.
Совместно с родителями и детьми провели занятия и развлечения:
- «Неразлучные друзья – взрослые и дети»
- «Папы разные нужны, папы разные важны».
Родители участвовали в семинаре – практикуме «Малая академия здоровья»;
- в выставках детских работ, изготовленных вместе с родителями:
- «Дары осени», «Увлечения моей семьи»;
- фотовыставка «Моя мама лучше всех»
- родительские собрания: «Мы растём и развиваемся», «Быть родителем не просто»;
В старшей и подготовительной группе дошкольного возраста мы начали подготавливать детей к школьной деятельности. Поэтому наше внимание
и внимание родителей было приковано не только к воспитанию личностных качеств, но и на оттачивание умений и навыков, необходимых для поступления в первый класс.
Основной целью нашей работы являлось создание условий коррекции и реабилитации детей. Для достижения этой цели мы поставили следующие задачи:
1. Формирование навыков учебной деятельности;
2. Развитие и коррекция познавательных процессов;
3. Воспитание навыков культуры поведения, самообслуживания и коммуникативности;
4. Укрепление здоровья, формирование привычки здорового образа жизни;
5. Развитие кругозора и социализации, обогащение игрового опыта.
Воспитательно - образовательная работа в группе строилась на основе создания специальной предметно-развивающей среды, перспективного и календарного планирования
В связи с этим воспитательно - образовательный процесс в группе опирался на новые педагогические технологии, инновационные методики с учётом индивидуально-психологических, физиологических особенностей каждого ребёнка, с использованием здоровьесберегающих технологий.
Планируя воспитательно - образовательную работу в группе, методически грамотно распределяя деятельность детей в течение дня, учитывая возрастные и индивидуальные психологические особенности каждого ребёнка в отдельности, удалось добиться неплохих результатов.
Анализ результатов деятельности показал, что в группе созданы достаточно удовлетворительные условия для всестороннего развития и воспитания детей.
В группе создана обстановка для развития творческих способностей. Дети могут свободно подойти к уголку для изодеятельности и выбрать любой материал для творчества, проявляя самостоятельность и инициативу в оформлении уголка творчества, для изготовления поделок в подарок родителям. Всё это способствовало раскрепощению детей, положительному эмоциональному настрою на весь день.
В группе созданы условия для психологического комфорта в игровом уголке. Много игр для развития коллективизма, коммуникативных навыков. Также старались воспитывать в детях чувство сопереживания другим людям через использование игровых ситуаций. Детям нравилось играть с мелкими игрушками в уголках дорожного движения.
В группе всё оборудование, игры, игрушки находятся в доступном удобном месте, дети могут самостоятельно выбирать вид деятельности.
Мы старались создать детям комфортные условия для игр, для самостоятельной деятельности.
В группе также оформлены: физкультурный уголок, зона по изобразительной деятельности для самостоятельной деятельности и стендом для выставок продуктов детской деятельности; в группе много дидактических и развивающих игр, которые помогают детям играть вместе и индивидуально.
Плодотворной была работа с родителями – они помогали в оформлении групп, в приобретении дидактических и развивающих игр.
В течение года использовались такие формы взаимодействия как: групповые родительские собрания; анкетирование; посещение семьи ребёнка; консультации и беседы; совместное проведение занятий, досугов. Родители ездили с нами на музыкальный конкурс в Набережные Челны.
Создание комфортных условий для специально организованной и самостоятельной деятельности детей в группе и на участке позволили добиться неплохих результатов.
Сравнительный анализ уровня развития детей показал, что:
по развитию ЭМП у детей удалось достичь таких результатов. Самостоятельно объединяют различные группы предметов, имеющих общий признак, в единое множество. Устанавливать связи между целым множеством и различными его частями; находят части целого множества и целое по известным частям. Считать до 10 и дальше. Называть числа в прямом (обратном) порядке до 10, начиная с любого числа натурального ряда (в пределах 10). Составлять, и решают задачи в одно действие на сложение и вычитание, пользоваться цифрами и арифметическими знаками (+, -, =). Определять временные отношения (день-ночь-месяц). Ориентируются в окружающем пространстве и на плоскости (лист, страница, поверхность стола и др.), пользуются знаковыми обозначениями.
по ознакомлению с окружающим миром удалось достичь средних результатов.
Дети знают название некоторых видах деревьев, цветущих травянистых растений, комнатных растений; представителей животного мира: звери, птицы, насекомые, характерные признаки времен года и соотносить с каждым сезоном особенности жизни людей, животных, растений; правила поведения в природе и соблюдении их; устанавливать элементарные причинно-следственные связи между природными явлениями. Умеют выбирать и группировать предметы в соответствии с познавательной задачей, называют главный город страны, имеют представление о родном крае, его достопримечательностях, имеют представление о школе, библиотеке.
Уровень знаний, умений и навыков детей по разделу «Развитие речи» достиг следующих результатов: умеют пересказывать и драматизировать небольшие литературные произведения, составляют по плану и образцу рассказы о предметах, по сюжетной картинке. Различают понятие звук, слог, слово. Находят слова с заданным звуком, определять место звука в слове.
По итогам контрольных срезов выявлено, что уровень знаний, умений и навыков детей по разделу «Трудовое воспитание» на конец учебного года находится на достаточно высоком уровне. Все дети умеют ухаживать за одеждой, устранять непорядок в своем внешнем виде, ответственно выполнять обязанности дежурных по столовой, занятию, проявляют трудолюбие в работе на участке детского сада, планируют свою трудовую деятельность, отбирают материалы, необходимые для занятий, игр
В продуктивных видах деятельности проделана большая работа по воспитанию эмоциональной отзывчивости при восприятии иллюстраций, произведений. В своих работах дети используют различные цветовые гаммы для создания выразительных образов и не замысловатых по содержанию сюжетов. Правильно пользуются карандашами, красками, с удовольствием используют нетрадиционные методы, приемы, формы рисования, аппликации и ручного труда. Без особого затруднения делят пластилин на куски, рассчитывая количество деталей предполагаемой поделки и её размер, но не все дети - в силу своих особых возможностей здоровья.
В конструировании умеют соотносить конструкцию предмета с его назначением, создают различные конструкции одного и того же объекта, создают модели из пластмассового и деревянного конструкторов по рисунку и словесной инструкции взрослого.
Дети любят участвовать и организовывать игры с элементами спорта, подвижные игры.
Дети любят смотреть мультипликационные фильмы, любят, когда им читают сказки, называют, ту сказку, которую им хотелось бы прослушать в данный момент. Умеют различать жанры литературных произведений в ознакомлении с художественной литературой, называют любимые сказки и рассказы, знают 2-3 любимых стихотворения, 2 и более загадки, называют 2-3 авторов, выразительно читают стихотворения.
В сюжетно – ролевых играх дети стали проявлять большую выдумку, развивать сюжет игры привносить какие-то свои интересные новшества, идеи. Объединяются в подгруппы из 3-5человек. Распределяют роли между собой и договариваются об обязанностях в игре. Правильно отбирают атрибуты к играм. В дидактических играх договариваются со сверстниками об очередности ходов, быть терпимыми и доброжелательными партнерами.
Вся логопедическая работа была основана на тесном сотрудничестве с воспитателями, родителями и другими специалистами ДОУ. Мы на коррекционном часе закрепляли знания, полученные детьми на занятиях логопеда, следили за речью детей во время игр и прогулок, вели работу по развитию связной речи и мелкой моторики пальцев рук.
Работа педагога в тесном контакте с родителями, педагогов друг с другом обеспечивала постоянное закрепление изучаемого материала, а это – главное условие успеха в работе с детьми и подготовке их к школе.
Слаженная работа педагогов и родителей принесла отрадные результаты. Воспитанники нашей группы приняли участие:
-в республиканском конкурсе - выставке детского творчества «Золотой ключик» где получили диплом I степени.
-в городской интеллектуальной олимпиаде для детей дошкольного возраста «Умка» при МБОУ ДОД «Центр внешкольной работы» для одарённых детей НМР РТ, где получили дипломы и сертификаты участников.
-в VI республиканском конкурсе музыки и искусств среди детей с ОВЗ «Мы всё можем»;
-муниципальном конкурсе чтецов «Читай стихи Г. Тукая наизусть…» посвящённого 127- летию Габдуллы Тукая и творчеству молодых писателей Татарстана»;
- в городском конкурсе «Люби окружающий мир» приуроченный к году экологии в Татарстане;
- в конкурсе «Художник – математик» в рамках предметной декады математики, информатики, физики «На перекрёстке трёх наук» в МАУО «Надежда»;
-в выставке фотографий и рисунков «Красота вокруг нас»;
- в городских праздничных мероприятиях, посвящённых Дню Учителя, Дню медика
Анализ выполнения требований к содержанию и методам воспитания и обучения, а также анализ усвоения детьми программного материала показал стабильность и позитивную динамику по всем направлениям развития;
В конце 2012-2013уч. года 5детей выпустили в школу МАУО «Надежда», 2 ребёнка остались в детском саду в подготовительной группе и 1ребёнок перешёл для дальнейшего обучения в массовый детский сад.
Моя методическая тема, по которой я работала в межаттестационный период «Использование разнообразных форм работы с семьёй с целью создания единого образовательного пространства»
Цель:
Вовлечение семьи в единое образовательное пространство.
Задачи:
Создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями. Активизация и обогащение воспитательных и образовательных умений родителей.
Реализация единого подхода к воспитанию и обучению детей в семье и детском саду на основе Федеральных государственных требований.
Работу по вовлечению родителей в совместную деятельность ДОУ вела по таким направлениям.
Информационно – аналитическое направление
С целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка начала работу с анкетирования «Сотрудничество детского сада и семьи». Получив реальную картину, на основе собранных данных, проанализировала особенности структуры родственных связей каждого ребенка, специфику семьи и семейного воспитания дошкольника, выработала тактику своего общения с каждым родителем. Это помогло мне лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности. Были разработаны критерии, которые назвала «включенностью» родителей в образовательный процесс.
Познавательное направление
Познавательное направление – это обогащение родителей знаниями в вопросах воспитания детей дошкольного возраста. В нашем детском саду созданы все условия для организации единого пространства развития и воспитания ребенка. Совместная работа специалистов ДОУ (логопед, педагог – психолог, муз.руководитель, инструктор ЛФК, медицинские работники) по реализации образовательной программы обеспечивает педагогическое сопровождение семьи на всех этапах дошкольного детства, делает родителей действительно равно ответственными участниками образовательного процесса.
Активные формы и методы работы с родителями
Я использовала активные формы и методы работы с родителями:
- посещение семей воспитанников на дому;
- родительские собрания «Давайте познакомимся!», «Растим детей здоровыми, крепкими, жизнерадостными», «Малая академия здоровья», «Мы растём и развиваемся», «Быть родителем не просто», «знаете ли вы своего ребёнка?», «Народная кукла – средство приобщения ребёнка к народной культуре» и др.
- консультации «Детская застенчивость», «Характер ребёнка зависит от Вас», «Чем занять ребёнка дома», «Если ребёнок плохо ест», «Воспитание любознательности у детей», «Готовим руку к письму» и др.
- занятия с участием родителей «Неразлучные друзья – взрослые и дети», «Игры с песком и водой», «Игры для больших и маленьких», «Папы разные нужны, папы разные важны»;
- выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями» «Увлечения моей семьи», «Дары осени», «Народная кукла»;
- совместные экскурсии в театр, поездка на музыкальный конкурс в г. Наб. Челны;
- Дни добрых дел: подготовка участка к летнему сезону, группы к новому учебному году, ремонт помещения и оборудования, «Подари книгу детям»;
- Дни открытых дверей;
- участие родителей в подготовке и проведении праздников, досугов;
- оформление фотовыставок: «Моя мама лучше всех», «Самый замечательный папа»;
- совместное создание предметно – развивающей среды;
- работа с родительским комитетом группы;
- беседы с детьми и родителями: «Как правильно одеваться», «Режим дня в выходные дни»;
- родительский уголок.
В результате повысился уровень воспитательно-образовательной деятельности родителей, что способствовало развитию их творческой инициативы.
Большая работа с родителями была проведена при подготовке детей к школе: Были разработаны конспекты совместных занятий «Путешествие в Букволандию», «День знаний» проведены консультации «Факторы успешной подготовки и адаптации детей к школе», «Готовы ли вы отдать своего ребенка в школу», «Определение роли родителей в пред школьной и школьной жизни ребенка». В результате обогатился воспитательный опыт родителей и повысился эффект семейной подготовки к школе. Состоялось родительское собрание на тему «Будущие первоклассники». Совместная подготовка сблизила нас и родителей, родителей и детей, подружила семьи. На собрание были приглашены специалисты: учитель школы, логопед, психолог.
Наглядно – информационное направление
Наглядно–информационное направление включает в себя:
- родительские уголки;
- семейный и групповые альбомы «Наша дружная семья», «Как мы весело живём»;
- фотомонтажи «Из жизни группы», «В кругу семьи»;
- фотовыставки «Моя мама - лучше всех», «Папа, мама, я - дружная семья»;
- картотека « Добрых дел».
Форма работы через родительские уголки является традиционной. В нём мы помещаем практический материал, дающий возможность понять, чем занимается ребенок в детском саду, конкретные игры, в которые можно поиграть, советы, задания. Активность родителей в создании фотогазет, выставок говорит о том, что эти формы работы являются востребованными. Наглядно – информационное направление дает возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности.
Досуговое направление
Досуговое направление в работе с родителями оказалось самым привлекательным, востребованным, полезным, но и самым трудным в организации. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям:
увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях; апробировать разные подходы;
посмотреть, как это делают другие, то есть приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью в целом.
В группе проведены:
- развлечения «Неразлучные друзья – взрослые и дети», «Самый лучший папа на свете», «Супермама », «Наши бабушки»;
- спортивный досуг «Мама, папа, я — спортивная семья», спортивный праздник «За здоровьем всей семьёй»;
- празднование дней рождений;
- совместные походы в « Весту», в цирк. Сценарии праздников и развлечений разрабатывали совместно с родителями, музыкальным руководителем. Чтобы эти мероприятия стали обучающими для детей и родителей, мы разработали определенный алгоритм подготовки к семейным праздникам:
- выделение цели и задач мероприятий для детей, родителей и педагогов;
- консультации для родителей;
- составление плана проведения мероприятия и участия в нем родителей;
- распределение ролей взрослых;
- подготовка отдельных номеров (разучивание стихов, танцев, песен);
- составление памятки – помощницы для родителей и для детей;
- индивидуальные встречи и консультации;
- изготовление атрибутов, пособий.
Проводимая работа позволяет повысить психолого-педагогическую компетентность родителей в вопросах детско-родительских отношений.
Семья и детский сад два воспитательных феномена, каждый из которых по – своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Только в гармоничном взаимодействии детского сада и семьи можно компенсировать и смягчить друг друга. Для меня это стало возможным только благодаря объединению сил и сотрудничеству с родителями. Я не останавливаюсь на достигнутом, продолжаю искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас одна цель – воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек – таков мир, который он создает вокруг себя. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать своих близких.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аналитический отчёт за межаттестационный период с 2011-2013гг
В данном материале представлен отчет о проделанной работе с детьми за два года....

Аналитический отчёт за межаттестационный период педагогической деятельности воспитателя по обучению татарскому языку на 2011 – 2015 учебный год
Тема по самообразованию: "Современные технологии по обучению русскоязычных детей татарскому языку"...

Презентация. Отчёт за межаттестационный период.
Отчёт за межаттестационный период на ГМО учителей-дефектологов и воспитателей коррекционных групп....