Отчёт воспитателя за межаттестационный период из опыта работы с семьёй ребёнка инвалида.
статья по теме
Работа с родителями детей с ОВЗ
Скачать:
Предварительный просмотр:
В 2009 году, мы, набрали в группу детей в возрасте от 3 до 4 лет в количестве 9 человек(5 девочек и 4мальчика). Все дети были с ОВЗ. С такими диагнозами как: ДЦП, УО, РДА и один ребёнок был со сложной структурой дефекта. Организация жизни детей в группе осуществлялась в соответствии с требованиями основной общеобразовательной «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, программы Мироновой……., проектом программы обучения и воспитания детей с ДЦП дошкольного возраста под редакцией И.В.Симоновой; авторской программой обучения и воспитания детей по ранней профессиональной ориентировке «Все работы хороши», составленную учителем – дефектологом А.А. Шафеевой и преподавателем по труду Г.И.Гришановой. Ведущие цели, которых – создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе.
Нашей главной задачей было адаптировать детей к условиям детского сада. Познакомить их с детским садом как ближайшим социальным окружением ребенка (помещением и оборудованием группы: личный шкафчик, кроватка, игрушки и пр.), способствовать формированию положительных эмоций по отношению к детскому саду, воспитателю, детям. Много внимания уделяли работе с родителями. Мы хотели, чтобы они стали нашими активными помощниками в деле воспитания и обучения детей. Разработали план работы с родителями. Были поставлены цели и задачи:
- научить родителей стать первым и главным педагогом для ребёнка
- Помочь родителям понять состояние своего ребёнка, принять его таким, какой
он есть, и научиться помогать ему.
Результат диагностики детей показал, что у них
- слабая мелкая моторика;
- Низкий уровень развития культурно – гигиенических навыков и навыков самообслуживания;
- у детей нет опыта поведения в среде сверстников;
- продуктивными видами деятельности практически не владеют.
Были поставлены задачи воспитания и обучения:
- укреплять и сохранять здоровье детей
- приучать детей к соблюдению режима дня
- формировать культурно - гигиенические навыки и навыки самообслуживания.
- содействовать детям в объединении для игры в группы по 2-3 человека на основе личных симпатий.
Для решения этих задач были проведены такие мероприятия:
- родительские собрания «Давайте познакомимся», «Растим детей здоровыми, крепкими, жизнерадостными»
- практикум для родителей по методике М.Монтессори «Домашняя школа Монтессори
- психологические тренинги
- анкетирование.
С детьми цикл игр - занятий:
«Чистота – залог здоровья»,
«Солнце, воздух и вода наши лучшие друзья».
Театрализованные инсценировки:
«Маша – растеряша».
Для развития мелкой моторики был разработан комплекс игр с пальчиками на кухне: «Рисуем на манке», «Помогаю маме», «Браслет для мамы» (из макарон),
«Маленький пекарь» (работа с тестом).
На практических тренингах родители имели возможность поиграть в эти игры и затем использовать их дома.
Систематизировали практический материал, которым могли бы воспользоваться родители, занимаясь с детьми.
Вся воспитательно - образовательная работа строилась на принципах дифференцированного и индивидуального подхода во всех видах детской деятельности.
При организации всех режимных моментов учитывали состояние здоровья, индивидуальные особенности развития каждого ребёнка. Соблюдение ортопедического режима, использование здоровьесберегающих технологий, поддержание оптимальных гигиенических условий в группе, своевременное проведение физкультурных пауз, подбор таких методов и приёмов, которые вызывают у детей интерес и положительные эмоции – позволило снизить заболеваемость детей.
При планировании коррекционных занятий, выборе программы обучения с каждым ребёнком или группой детей учитывали возрастные особенности, характер и тяжесть поражения, компенсаторные возможности детей, особенности ситуации.
Вся педагогическая работа в группе строилась в тесном взаимодействии с другими специалистами нашего учреждения: логопедом, психологом, преподавателем по труду, преподавателем по игротерапии, воспитателем по татарскому языку, музыкальным руководителем, медицинскими работниками. Согласованная работа всех специалистов позволяет успешно адаптировать программы воспитания и обучения, найти индивидуальный подход к каждому ребёнку, разработать план индивидуальной реабилитации каждого ребёнка.
Осознанное включение родителей в совместный коррекционный процесс позволил значительно повысить эффективность работы. Цели и задачи, которые мы ставили, в первый год обучения были выполнены. Дети хорошо адаптировались к детскому саду, мелкая моторика, культурно - гигиенические навыки, продуктивные виды деятельности улучшились.
В следующем 2009 – 2010 уч. году мы поставили цель:
повысить уровень овладения необходимыми навыками и умениями по образовательным областям.
Задачи: Развивать интегрированные качества, соблюдать и контролировать выполнение правил в подвижных играх, побуждать детей к самостоятельному проведению подвижных игр, развивать ловкость, гибкость, выносливость, вестибулярный аппарат. Удовлетворять детскую любознательность; обогащать представления об объектах и явлениях природы; привить первые навыки активности и самостоятельности мышления; воспитывать инициативу и самостоятельность в речевом общении; развить связную речь; способствовать развитию умений оперировать свойствами, отношениями объектов, числами; побуждать детей к совместной поисковой деятельности.
Так как в среднем возрасте возросли физические возможности детей, поэтому особенно важным посчитали наладить разумный двигательный режим. Для этого насыщали детскую деятельность детей подвижными играми, физминутками, и др., чередуя их с переключением на более спокойную деятельность. На пятом году активно проявляется стремление детей к общению со сверстниками. Для удовлетворения этой потребности предоставляли возможность самостоятельно вступать в контакты по разному поводу, разрешать конфликты. Одновременно устанавливали определённый порядок поведения в конфликтных ситуациях, показывали пример доброжелательного общения, участвовала в детских играх. Возраст 4-5 лет – возраст «почемучек», поэтому стремились ответить на все вопросы детей. Вместе с детьми искали решения возникающих вопросов, насыщали деятельность детей познавательным общением и т. д. Дети пятого года жизни отличаются активностью, что даёт новые возможности для развития самостоятельности – в течение года помогали устанавливать связь между целью деятельности и её результатом, предоставляя картинки, фотографии, модели.
В этом учебном году были проведены следующие мероприятия.
«Осенний бал» - мероприятие проводилось в форме развлечения, где дети могли показать свои способности в исполнении музыкальных номеров и игр.
«Новогодний бал» утренник – встреча с дедом морозом, ёлкой.
«День смеха» - развлечения, на котором дети учились доброжелательно подшучивать друг над другом.
«Масленица» проводы детьми зимы и встреча весны в игровой форме.
«День 8 марта» - утренник – поздравление мамам и бабушкам.
В течение года вели наблюдение за детьми во время учебной деятельности и вне её. С теми детьми, которые не успевали по программе, проводились индивидуальная работа.
Совместно с родителями и детьми провели занятия и развлечения:
- «Неразлучные друзья – взрослые и дети»
- «Папы разные нужны, папы разные важны».
Родители участвовали в семинаре – практикуме «Малая академия здоровья»;
- в выставках детских работ, изготовленных вместе с родителями:
- «Дары осени», «Увлечения моей семьи»;
- фотовыставка «Моя мама лучше всех»
- родительские собрания: «Мы растём и развиваемся», «Быть родителем не просто»;
В старшей и подготовительной группе дошкольного возраста мы начали подготавливать детей к школьной деятельности. Поэтому наше внимание
и внимание родителей было приковано не только к воспитанию личностных качеств, но и на оттачивание умений и навыков, необходимых для поступления в первый класс.
Основной целью нашей работы являлось создание условий коррекции и реабилитации детей. Для достижения этой цели мы поставили следующие задачи:
1. Формирование навыков учебной деятельности;
2. Развитие и коррекция познавательных процессов;
3. Воспитание навыков культуры поведения, самообслуживания и коммуникативности;
4. Укрепление здоровья, формирование привычки здорового образа жизни;
5. Развитие кругозора и социализации, обогащение игрового опыта.
Воспитательно - образовательная работа в группе строилась на основе создания специальной предметно-развивающей среды, перспективного и календарного планирования
В связи с этим воспитательно - образовательный процесс в группе опирался на новые педагогические технологии, инновационные методики с учётом индивидуально-психологических, физиологических особенностей каждого ребёнка, с использованием здоровьесберегающих технологий.
Планируя воспитательно - образовательную работу в группе, методически грамотно распределяя деятельность детей в течение дня, учитывая возрастные и индивидуальные психологические особенности каждого ребёнка в отдельности, удалось добиться неплохих результатов.
Анализ результатов деятельности показал, что в группе созданы достаточно удовлетворительные условия для всестороннего развития и воспитания детей.
В группе создана обстановка для развития творческих способностей. Дети могут свободно подойти к уголку для изодеятельности и выбрать любой материал для творчества, проявляя самостоятельность и инициативу в оформлении уголка творчества, для изготовления поделок в подарок родителям. Всё это способствовало раскрепощению детей, положительному эмоциональному настрою на весь день.
В группе созданы условия для психологического комфорта в игровом уголке. Много игр для развития коллективизма, коммуникативных навыков. Также старались воспитывать в детях чувство сопереживания другим людям через использование игровых ситуаций. Детям нравилось играть с мелкими игрушками в уголках дорожного движения.
В группе всё оборудование, игры, игрушки находятся в доступном удобном месте, дети могут самостоятельно выбирать вид деятельности.
Мы старались создать детям комфортные условия для игр, для самостоятельной деятельности.
В группе также оформлены: физкультурный уголок, зона по изобразительной деятельности для самостоятельной деятельности и стендом для выставок продуктов детской деятельности; в группе много дидактических и развивающих игр, которые помогают детям играть вместе и индивидуально.
Плодотворной была работа с родителями – они помогали в оформлении групп, в приобретении дидактических и развивающих игр.
В течение года использовались такие формы взаимодействия как: групповые родительские собрания; анкетирование; посещение семьи ребёнка; консультации и беседы; совместное проведение занятий, досугов. Родители ездили с нами на музыкальный конкурс в Набережные Челны.
Создание комфортных условий для специально организованной и самостоятельной деятельности детей в группе и на участке позволили добиться неплохих результатов.
Сравнительный анализ уровня развития детей показал, что:
по развитию ЭМП у детей удалось достичь таких результатов. Самостоятельно объединяют различные группы предметов, имеющих общий признак, в единое множество. Устанавливать связи между целым множеством и различными его частями; находят части целого множества и целое по известным частям. Считать до 10 и дальше. Называть числа в прямом (обратном) порядке до 10, начиная с любого числа натурального ряда (в пределах 10). Составлять, и решают задачи в одно действие на сложение и вычитание, пользоваться цифрами и арифметическими знаками (+, -, =). Определять временные отношения (день-ночь-месяц). Ориентируются в окружающем пространстве и на плоскости (лист, страница, поверхность стола и др.), пользуются знаковыми обозначениями.
по ознакомлению с окружающим миром удалось достичь средних результатов.
Дети знают название некоторых видах деревьев, цветущих травянистых растений, комнатных растений; представителей животного мира: звери, птицы, насекомые, характерные признаки времен года и соотносить с каждым сезоном особенности жизни людей, животных, растений; правила поведения в природе и соблюдении их; устанавливать элементарные причинно-следственные связи между природными явлениями. Умеют выбирать и группировать предметы в соответствии с познавательной задачей, называют главный город страны, имеют представление о родном крае, его достопримечательностях, имеют представление о школе, библиотеке.
Уровень знаний, умений и навыков детей по разделу «Развитие речи» достиг следующих результатов: умеют пересказывать и драматизировать небольшие литературные произведения, составляют по плану и образцу рассказы о предметах, по сюжетной картинке. Различают понятие звук, слог, слово. Находят слова с заданным звуком, определять место звука в слове.
По итогам контрольных срезов выявлено, что уровень знаний, умений и навыков детей по разделу «Трудовое воспитание» на конец учебного года находится на достаточно высоком уровне. Все дети умеют ухаживать за одеждой, устранять непорядок в своем внешнем виде, ответственно выполнять обязанности дежурных по столовой, занятию, проявляют трудолюбие в работе на участке детского сада, планируют свою трудовую деятельность, отбирают материалы, необходимые для занятий, игр
В продуктивных видах деятельности проделана большая работа по воспитанию эмоциональной отзывчивости при восприятии иллюстраций, произведений. В своих работах дети используют различные цветовые гаммы для создания выразительных образов и не замысловатых по содержанию сюжетов. Правильно пользуются карандашами, красками, с удовольствием используют нетрадиционные методы, приемы, формы рисования, аппликации и ручного труда. Без особого затруднения делят пластилин на куски, рассчитывая количество деталей предполагаемой поделки и её размер, но не все дети - в силу своих особых возможностей здоровья.
В конструировании умеют соотносить конструкцию предмета с его назначением, создают различные конструкции одного и того же объекта, создают модели из пластмассового и деревянного конструкторов по рисунку и словесной инструкции взрослого.
Дети любят участвовать и организовывать игры с элементами спорта, подвижные игры.
Дети любят смотреть мультипликационные фильмы, любят, когда им читают сказки, называют, ту сказку, которую им хотелось бы прослушать в данный момент. Умеют различать жанры литературных произведений в ознакомлении с художественной литературой, называют любимые сказки и рассказы, знают 2-3 любимых стихотворения, 2 и более загадки, называют 2-3 авторов, выразительно читают стихотворения.
В сюжетно – ролевых играх дети стали проявлять большую выдумку, развивать сюжет игры привносить какие-то свои интересные новшества, идеи. Объединяются в подгруппы из 3-5человек. Распределяют роли между собой и договариваются об обязанностях в игре. Правильно отбирают атрибуты к играм. В дидактических играх договариваются со сверстниками об очередности ходов, быть терпимыми и доброжелательными партнерами.
Вся логопедическая работа была основана на тесном сотрудничестве с воспитателями, родителями и другими специалистами ДОУ. Мы на коррекционном часе закрепляли знания, полученные детьми на занятиях логопеда, следили за речью детей во время игр и прогулок, вели работу по развитию связной речи и мелкой моторики пальцев рук.
Работа педагога в тесном контакте с родителями, педагогов друг с другом обеспечивала постоянное закрепление изучаемого материала, а это – главное условие успеха в работе с детьми и подготовке их к школе.
Слаженная работа педагогов и родителей принесла отрадные результаты. Воспитанники нашей группы приняли участие:
-в республиканском конкурсе - выставке детского творчества «Золотой ключик» где получили диплом I степени.
-в городской интеллектуальной олимпиаде для детей дошкольного возраста «Умка» при МБОУ ДОД «Центр внешкольной работы» для одарённых детей НМР РТ, где получили дипломы и сертификаты участников.
-в VI республиканском конкурсе музыки и искусств среди детей с ОВЗ «Мы всё можем»;
-муниципальном конкурсе чтецов «Читай стихи Г. Тукая наизусть…» посвящённого 127- летию Габдуллы Тукая и творчеству молодых писателей Татарстана»;
- в городском конкурсе «Люби окружающий мир» приуроченный к году экологии в Татарстане;
- в конкурсе «Художник – математик» в рамках предметной декады математики, информатики, физики «На перекрёстке трёх наук» в МАУО «Надежда»;
-в выставке фотографий и рисунков «Красота вокруг нас»;
- в городских праздничных мероприятиях, посвящённых Дню Учителя, Дню медика
Анализ выполнения требований к содержанию и методам воспитания и обучения, а также анализ усвоения детьми программного материала показал стабильность и позитивную динамику по всем направлениям развития;
В конце 2012-2013уч. года 5детей выпустили в школу МАУО «Надежда», 2 ребёнка остались в детском саду в подготовительной группе и 1ребёнок перешёл для дальнейшего обучения в массовый детский сад.
Моя методическая тема, по которой я работала в межаттестационный период «Использование разнообразных форм работы с семьёй с целью создания единого образовательного пространства»
Цель:
Вовлечение семьи в единое образовательное пространство.
Задачи:
Создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями. Активизация и обогащение воспитательных и образовательных умений родителей.
Реализация единого подхода к воспитанию и обучению детей в семье и детском саду на основе Федеральных государственных требований.
Работу по вовлечению родителей в совместную деятельность ДОУ вела по таким направлениям.
Информационно – аналитическое направление
С целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка начала работу с анкетирования «Сотрудничество детского сада и семьи». Получив реальную картину, на основе собранных данных, проанализировала особенности структуры родственных связей каждого ребенка, специфику семьи и семейного воспитания дошкольника, выработала тактику своего общения с каждым родителем. Это помогло мне лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности. Были разработаны критерии, которые назвала «включенностью» родителей в образовательный процесс.
Познавательное направление
Познавательное направление – это обогащение родителей знаниями в вопросах воспитания детей дошкольного возраста. В нашем детском саду созданы все условия для организации единого пространства развития и воспитания ребенка. Совместная работа специалистов ДОУ (логопед, педагог – психолог, муз.руководитель, инструктор ЛФК, медицинские работники) по реализации образовательной программы обеспечивает педагогическое сопровождение семьи на всех этапах дошкольного детства, делает родителей действительно равно ответственными участниками образовательного процесса.
Активные формы и методы работы с родителями
Я использовала активные формы и методы работы с родителями:
- посещение семей воспитанников на дому;
- родительские собрания «Давайте познакомимся!», «Растим детей здоровыми, крепкими, жизнерадостными», «Малая академия здоровья», «Мы растём и развиваемся», «Быть родителем не просто», «знаете ли вы своего ребёнка?», «Народная кукла – средство приобщения ребёнка к народной культуре» и др.
- консультации «Детская застенчивость», «Характер ребёнка зависит от Вас», «Чем занять ребёнка дома», «Если ребёнок плохо ест», «Воспитание любознательности у детей», «Готовим руку к письму» и др.
- занятия с участием родителей «Неразлучные друзья – взрослые и дети», «Игры с песком и водой», «Игры для больших и маленьких», «Папы разные нужны, папы разные важны»;
- выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями» «Увлечения моей семьи», «Дары осени», «Народная кукла»;
- совместные экскурсии в театр, поездка на музыкальный конкурс в г. Наб. Челны;
- Дни добрых дел: подготовка участка к летнему сезону, группы к новому учебному году, ремонт помещения и оборудования, «Подари книгу детям»;
- Дни открытых дверей;
- участие родителей в подготовке и проведении праздников, досугов;
- оформление фотовыставок: «Моя мама лучше всех», «Самый замечательный папа»;
- совместное создание предметно – развивающей среды;
- работа с родительским комитетом группы;
- беседы с детьми и родителями: «Как правильно одеваться», «Режим дня в выходные дни»;
- родительский уголок.
В результате повысился уровень воспитательно-образовательной деятельности родителей, что способствовало развитию их творческой инициативы.
Большая работа с родителями была проведена при подготовке детей к школе: Были разработаны конспекты совместных занятий «Путешествие в Букволандию», «День знаний» проведены консультации «Факторы успешной подготовки и адаптации детей к школе», «Готовы ли вы отдать своего ребенка в школу», «Определение роли родителей в пред школьной и школьной жизни ребенка». В результате обогатился воспитательный опыт родителей и повысился эффект семейной подготовки к школе. Состоялось родительское собрание на тему «Будущие первоклассники». Совместная подготовка сблизила нас и родителей, родителей и детей, подружила семьи. На собрание были приглашены специалисты: учитель школы, логопед, психолог.
Наглядно – информационное направление
Наглядно–информационное направление включает в себя:
- родительские уголки;
- семейный и групповые альбомы «Наша дружная семья», «Как мы весело живём»;
- фотомонтажи «Из жизни группы», «В кругу семьи»;
- фотовыставки «Моя мама - лучше всех», «Папа, мама, я - дружная семья»;
- картотека « Добрых дел».
Форма работы через родительские уголки является традиционной. В нём мы помещаем практический материал, дающий возможность понять, чем занимается ребенок в детском саду, конкретные игры, в которые можно поиграть, советы, задания. Активность родителей в создании фотогазет, выставок говорит о том, что эти формы работы являются востребованными. Наглядно – информационное направление дает возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности.
Досуговое направление
Досуговое направление в работе с родителями оказалось самым привлекательным, востребованным, полезным, но и самым трудным в организации. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям:
увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях; апробировать разные подходы;
посмотреть, как это делают другие, то есть приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью в целом.
В группе проведены:
- развлечения «Неразлучные друзья – взрослые и дети», «Самый лучший папа на свете», «Супермама », «Наши бабушки»;
- спортивный досуг «Мама, папа, я — спортивная семья», спортивный праздник «За здоровьем всей семьёй»;
- празднование дней рождений;
- совместные походы в « Весту», в цирк. Сценарии праздников и развлечений разрабатывали совместно с родителями, музыкальным руководителем. Чтобы эти мероприятия стали обучающими для детей и родителей, мы разработали определенный алгоритм подготовки к семейным праздникам:
- выделение цели и задач мероприятий для детей, родителей и педагогов;
- консультации для родителей;
- составление плана проведения мероприятия и участия в нем родителей;
- распределение ролей взрослых;
- подготовка отдельных номеров (разучивание стихов, танцев, песен);
- составление памятки – помощницы для родителей и для детей;
- индивидуальные встречи и консультации;
- изготовление атрибутов, пособий.
Проводимая работа позволяет повысить психолого-педагогическую компетентность родителей в вопросах детско-родительских отношений.
Семья и детский сад два воспитательных феномена, каждый из которых по – своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Только в гармоничном взаимодействии детского сада и семьи можно компенсировать и смягчить друг друга. Для меня это стало возможным только благодаря объединению сил и сотрудничеству с родителями. Я не останавливаюсь на достигнутом, продолжаю искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас одна цель – воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек – таков мир, который он создает вокруг себя. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать своих близких.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Аналитический отчёт за межаттестационный период с 2011-2013гг
В данном материале представлен отчет о проделанной работе с детьми за два года....
Аналитический отчёт за межаттестационный период педагогической деятельности воспитателя по обучению татарскому языку на 2011 – 2015 учебный год
Тема по самообразованию: "Современные технологии по обучению русскоязычных детей татарскому языку"...
Аналитический отчёт за межаттестационный период
Аналитический отчет за межаттестационный период...
Аналитический отчёт за межаттестационный период
Аналитический отчёт за межаттестационный период...
Презентация. Отчёт за межаттестационный период.
Отчёт за межаттестационный период на ГМО учителей-дефектологов и воспитателей коррекционных групп....