Методический паспорт проектной деятельности средней группы «Моя семья - моя радость!»
проект (средняя группа) на тему

Литовкина Ольга Владимировна

Данный материал поможет воспитателю в работе по нравственно-патриотическому воспитанию детей среднего дошкольного возраста в рамках проекта "Моя семья-моя радость!"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение  школа№1375 структурное подразделение №3

г. Москвы

Методический паспорт проектной деятельности

средней группы №3

«Моя семья – моя радость!»

                                                                Подготовили воспитатели:

                                                                Литовкина О.В. и Черных Е.С.

Москва 2016

  • «Любовь к Родне начинается с заботы о самых близких тебе людях в домашних условиях»

Тип:  игровой, познавательный, творческий.

Вид проекта: краткосрочный .

Актуальность:  

Семья - это первый социальный институт, с которым ребенок встречается в жизни, частью которого является.  Семья занимает центральное место в воспитании ребёнка, играет основную роль в формировании мировоззрения, нравственных норм поведения, чувств, социально-нравственного облика и позиции малыша. В семье воспитание детей должно строиться на любви, опыте, традициях, личном примере из детства родных и близких. И какую бы сторону развития ребёнка мы не рассматривали, всегда окажется, что главную роль в становлении его личности на разных возрастных этапах играет семья.

           В современных  условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов. А семья для малыша - это мир, в котором закладываются основы морали, отношения к людям. Членов семьи объединяет кровное родство, любовь, общие интересы.

Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка.

          Очень важно в прогрессивную эпоху насыщенную сложными технологиями, информацией, и противоречиями не утратить связь, и ценность поколений. Инстинкт родственности, «голос крови» интенсивно проявляется тогда, когда родители и дети по человечески близки друг другу, связаны узами родословной, и духовной близости. Человек, что дерево, подруби корни, уничтожь живую память – засохнет.

Цель проекта:  Расширять представления детей о своей семье, родословной, семейных традициях.

Задачи проекта: 


1.Совершенствовать качество работы детского сада при взаимодействии с родителями.

2. Формировать у детей представление о семье, о нравственном отношении к семейным традициям, расширять знания о ближнем окружении, учить разбираться в родственных связях.

3. Развивать творческие способности родителей и детей в процессе совместной деятельности.

4.Закреплять знание имён, фамилий родителей, бабушек и дедушек.

5. Воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, показать ценность семьи для каждого человека и проявлять заботу о родных людях.

Участники проекта: воспитатели, дети и родители средней группы.

Ожидаемые результаты:

  • воспитание чувства гордости за свою семью и любви к её членам,
  • знать историю своей семьи, семейные традиции и праздники,
  • повысить педагогическую культуру родителей,
  • установить с ними доверительные и партнёрские отношения.

Этапы реализации:

 1.Подготовительный.

1. Изучение методической литературы по данной теме.

2 Подбор художественной и познавательной литературы по теме «Моя семья».

4. Разработка плана совместной деятельности педагога с детьми, создание условий для  самостоятельной деятельности детей, планирование взаимодействия с родителями   в рамках проекта.

5. Создание развивающей среды для реализации проекта.

6. Подбор материалов для оформления информационного стенда для родителей.

2.Основной

1.Образовательная деятельность

Речевое развитие.

Развитие речи. Тема: Составление рассказа «Моя семья».

Цель: Учить детей подбирать слова для характеристики тех или иных качеств и признаков. Развивать умение составлять небольшие рассказы из личного опыта с опорой на схему, рассказывать связно, полно и выразительно, чётко выстраивать композицию рассказа. Воспитывать чуткое отношение к близким людям, доброты, заботливости, внимания к окружающим.

Развитие речи. Тема: Рассказывание  по картине «Семья»

Цель: учить детей полно и точно отвечать на вопросы по содержанию картины, используя в речи простую распространенную фразу, обогащать и активизировать словарь, работать над развитием силы голоса.

Приобщение к художественной литературе. Тема: Чтение русской народной сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».

Цель: познакомить детей с русской народной сказкой «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».

Познавательное развитие.

ФЦКМ. Тема: «Я и моя семья».

Цель: Закрепить представления детей о семье, родственных отношениях, об обязанностях членов семьи. Развивать связанную речь детей. Воспитывать чувство привязанности к членам своей семьи, любовь и заботливое отношение к членам своей семьи.

ФЦКМ. Тема: «Что такое родовое (генеалогическое) древо».

Цель: Познакомить детей с понятиями «семья», «генеалогическое древо».  Развивать потребность узнавать историю своей семьи. Воспитывать уважение к отцу и матери, родным, чувство ответственности к своей семье.

Художественно-эстетическое развитие.

Рисование. Тема: Дом, в котором ты живешь».

Цель: Учить детей рисовать дома, передавая прямоугольную форму стен и треугольную форму крыш. Активизировать словарь детей: прямоугольный, высокий, низкий, прямая линия. Формировать у детей осознание необходимости дома для каждого. Развивать умение дополнять изображение элементами на основе впечатлений от окружающей жизни.

Рисование. Тема: «Моя мама».

Цель: Продолжать знакомить с портретной живописью, учить через восприятие портрета понимать состояние и настроение человека, учить использовать полученные знания в собственном творчестве.  Воспитывать любовь и трогательное отношение к самому близкому человеку – маме, способствовать возникновению чувства сопереживания к другим людям.

Аппликация. «Прически моих близких».

Цель: Систематизировать элементарные знания дошкольников о различных прическах.

Формировать умение самостоятельно выбирать цветовую гамму, соответствующую радостному настроению. Развивать цветовое восприятие, совершенствовать мелкую моторику пальцев рук и кистей. Вызвать положительный отклик на результаты своего творчества.

Лепка. Тема: «Посуда для моей семьи».

Цель: Познакомить ребят с предметами кухонной утвари,  названия посуды; закрепить приемы лепки – приплющивание. Развивать эстетический вкус.

2.Сюжетно-ролевые игры: «Дом», «Семья», « Детский сад», «Кто работает в детском саду?», «Профессии  моих родителей», «День рождения». «В гости к бабушке», «Папин праздник», «День рождение мамы».

3.Дидактические игры: «Что такое хорошо, что такое плохо?», «Мои хорошие поступки», «Собери семью вместе», «Кто у нас какой?», «Радость или огорчение?» (родителям от поступков детей), «Разложи по порядку»(фигурки человека, с учётом возрастных особенностей). «Как мы живем в детском саду», «Дарю подарки», «Мое имя», «Моя комната», «Найди предметы»,  «Чьи детки?», «Кем быть»,

 4. Создание патриотического уголка. «Моя Россия, Моя Москва, Моя семья»,

5. Создание мини-музея «Старинные вещи моей семьи».

6.Игры-драматизации по сказкам «Три медведя», «Теремок».

7.Инсценировка «Три мамы».

8. Беседы «На кого хочу быть похожим», «Семейные праздники», «Уважай отца и мать – будет в жизни благодать», «Что мы Родиной зовём? Дом, в котором мы живём», «Все мы вместе целый день и трудиться нам не лень»                        

9. Разучивание стихов на тему «Моя семья – моя радость».

10. Чтение:

«Синяя чашка» М. Матвеева

«Теплый хлеб» К. Паустовский

«Сказка об умном мышонке» С. Маршак

«Цветик-семицветик» В. Катаев

«Мамина работа» Е. Пермяк

«Чем пахнут ремесла» Д.Родари

«Мамина дочка» В.Белов

«Косточка» К.Ушинский

«Старый дед и внучек» Л.Толстой

«Как Вовка бабушек выручил» А.Барто

«У бабушки дрожат руки» В.Сухомлинский

«Похищенное имя» Шорыгина Т.А.

11. Русские народные игры: «золотые ворота»,   «горелки», «ручеёк», хороводы.

12. Слушание и разучивание песен по теме проекта.

13. Раскраски по теме проекта.

14. Посещение этнографического парка-музея «Этномир».

15. Просмотр спектакля «Яблоня и мальчик».

16. Участие в мастер-классе «Роспись по дереву» (хохломская роспись).

17.Просмотр презентации «Формирование привычки к здоровому образу жизни».

3. Обобщающий.

1. Досуг с родителями «Моя семья – моя радость!».  Инсценировка «Три мамы».

2. Выставка : «Генеалогическое древо моей семьи».

3. Обогащение предметно-развивающей среды группы.

Промежуточные результаты проекта:

  • Дети получили необходимую информацию о своей семье.

О том, что такое семья, что у семьи есть история и традиции.

  • Дети имеют представление о родственных отношениях.
  • Проявят уважительное отношение и любовь к родным и близким к окружающим людям.
  • Участвовали в досуге «Моя семья – моя радость!»
  • Посетили этнографический парк-музей «Этномир»

  • Повысилась  компетентность родителей    в вопросах семейного воспитания.                                                                              
  • Повысился  уровень родительской активности в организации совместной деятельности по воспитанию детей

Перспективы работы:

  • Продолжать воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи,  ценностями семьи,  проявлять заботу о родных людях.
  • Продолжать способствовать формированию  нравственного отношения к семейным традициям, расширять знания о ближнем окружении, учить разбираться в родственных связях.
  • Организовать совместный с родителями выход на природу для активного отдыха.

Методологическая база проекта:

Литература:

1.Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» Н.Е.Вераксы  М.А.Васильевой. – М.:Мозаика-Синтез, 2010 г.

2.«Знакомим дошкольников с семьей и родословной» Е.К.Ривина. Пособие для педагогов и родителей. М.: Мозаика – синтез,2008г.

3.«Твоя родословная» В.С.Мартышин. Учебное пособие. М.: Школьная пресса,2000г.

4.Журнал Дошкольное воспитание – 2005Г.,№3 «Родовое дерево»

5.«Социально – эмоциональное развитие детей 3-7 лет» Т.Д.Пашкевич. – Волгоград: Учитель, 2012.

6.«Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» 7.А.Я.Ветохина. Методическое пособие для педагогов – СПб.: «ООО  М.: «Детство-пресс», 2010г.

8.«Проекты в работе с семьей» методическое пособие. О.И.Давыдова, А.А.Майер, Л.Г.Богословец. ООО «ТЦ Сфера», 2012г. (Библиотека журнала «Управление ДОУ»)

9.Детско – родительский клуб «Веселая семейка» Л.Н.Попова, М.Н.Гонторевская. Практические материалы- М.:»ТЦ Сфера» 2012г.

Использованные материалы:

1. Русские народные игры: «золотые ворота»,   «горелки»,  «ручеёк», хороводы

2. Песни о семье: «Мама, папа, я», «Моя семья», «Радость моя», «Лучше папы друга нет» и др.

2.Песня -игра  «Вперёд четыре шага».

3. Сценка «Три мамы»  (Автор: Е. Серова)         

4.https://infourok.ru/scenariy-razvlecheniya-dosuga-papa-mama-ya-druzhnaya-semya-763856.html

5. http://nsportal.ru/detskiy-sad/scenarii-prazdnikov/2015/05/16/stsenariy-prazdnika-moya-semya-moya-radost

6.http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2013/10/06/proekt-moya-semya-moya-radost


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методический паспорт проектной деятельности средней группы «Будь здоров!»

Методический паспорт проекта  для детей среднего дошкольного возраста "Будь здоров", поможет воспитателям в работе по достижению одной из самых главных целей: сохранения и укрепления здоровья дет...

Досуг в средней группе "Моя семья-моя радость!"

Это  сценарий досуга для детей среднего дошкольного возраста. В нем прописаны участники, реквизит и ход развлечения. Материал будет полезен для педагогов ДО....

Методический паспорт проектной деятельности старшей группы «Игра-путь к здоровью!»

В методическом паспорте вы найдете цели, задачи и содержание проектной деятельности на тему "Игра - путь к здоровью!"...

Методический паспорт проектной деятельности в младшей группе №2 «Цветная неделька».

Актуальность сенсорного развития  в дошкольном детстве трудно переоценить, именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств. Без обогащения сенсорн...

Методический паспорт проектной деятельности «Будь здоров» 28.07.2020

Методический паспорт проекта "Будь здоров" в средней группе...

Информационная карта проекта Краткосрочный познавательно-творческий проект в средней группе «Моя семья – моя радость»

Участники проекта: воспитатель, дети и родители старшей группыТип проекта: познавательно-творческийПродолжительность проекта: краткосрочный (ноябрь 2020 года)Возраст детей: младший...

Методическая разработка: проектная деятельность в группе среднего дошкольного возраста (годовой проект)

Проектная деятельность группы среднего дошкольного возраста (годовой проект): познавательно – исследовательская деятельность детей среднего дошкольного возраста в период наблюдения за сезон...