Статья Овечкиной Надежды Рафаиловны к 85 - летию Ш.А. Амонашвили "Жить одной жизнью с детьми"
статья на тему
Как используют наследие Ш.А.Амонашвили под названием "Гуманно-личностный подход к детям в образовательном процессе" современные педагоги.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_k_85-letiyu_sh.amonashvili.docx | 28.08 КБ |
Предварительный просмотр:
ЖИТЬ ОДНОЙ ЖИЗНЬЮ С ДЕТЬМИ.
Овечкина Надежда Рафаиловна
Россия,
Нижегородская область,
г.о.г Шахунья,
e-mail: ovechkina.nr@yandex.ru
Ребенок, общаясь с воспитателем, должен чувствовать его интерес и доброжелательность. Доброжелательное общение с ребенком. Что это значит? Это значит согласовывать интересы ребенка со своими. А это трудно. Ребенок шалит, требует внимания и заботы, требует, чтобы с ним поиграли. А у воспитателя план работы, целая куча задач, которые нужно решить сегодня и еще двадцать детей, которые тоже требуют своей доли внимания, ласки, помощи. И нельзя отрывать ребенка от того, что называется детством. Надо жить жизнью детей, чтобы быть гуманным педагогом[1]. Надо использовать общение в детско-взрослом сообществе как средство реализации гуманных идей в дошкольном образовании.
Как менялось отношение взрослых к ребенку в истории человечества? Вспомним Спарту, где было узаконено уничтожение слабых или дефективных детей, языческую Исландию в которой нежелательных детей разрешалось оставлять в пустынной местности на съедение диким животным. Даже в XIX веке обычай детоубийства был широко распространен в большинстве архаичных культур. Вы можете спросить – для чего нам смотреть в столь далекое прошлое? Зачем знать историю отношения взрослых к ребенку? Ответ простой: для того, чтобы знать, как долго создавались нравственные ценности, созвучные нашим представлениям о морали, чтобы понять, с каким трудом далось людям то, чем мы сегодня обладаем. Чтобы ценить, беречь и развивать великое достижение человеческой культуры – гуманное отношение к детям [5].
Шалва Александрович Амонашвили, провозгласивший в 60-70-х годах прошлого века новое педагогическое направление под названием «Гуманно-личностный подход к детям в образовательном процессе», заложил прочный фундамент, на котором выстроена новая философия педагогики, получившая название гуманной. Амонашвили называет педагога проводником ребенка в будущее, посредником между ребенком и духовными ценностями прошлых и современных поколений. Он утверждает, что настоящий гуманный педагог безоговорочно признает ценность ребенка как личности, его право на свободу, на развитие и проявление всех способностей и вводит малыша во взрослую жизнь осторожно и неторопливо. Задача педагога - расположить ребенка к себе, сделать его помощником в своем же воспитании [1]. Ребенок должен испытывать радость от совместного познания, совместной игры, труда и отдыха, от совместного общения с педагогом. Общение – суть жизни людей [3].
В настоящее время педагогика Ш.Амонашвили, в основе которой лежат два кита: духовность и гуманность, получает все более широкое распространение. Одновременно усиливаются нападки, обвинения Амонашвили в оккультизме. Но ведь педагог основывал свою систему и на знаниях из Библии. В основу его методик первостепенно заложена любовь и уважение к детям, независимо от веры. При этом Библия — это сокровенное знание и нельзя ее причислять к оккультизму. Такое знание для многих недоступно из-за неготовности сознания. А гуманная педагогика направлена на формирование нового сознания ребенка. Амонашвили выступает в роли Спасателя Детства [6].
Большинство людей понимает, что вера в высшее, любовь к ближнему, совесть, доброта расширяют сознание ребенка, дают опору развивающейся личности, помогают противостоять низшим ценностям [5]. Гуманно-личностная педагогика близка многим педагогам и родителям, потому что дает ответы на вопросы: «Как установить контакт с ребенком? Как правильно оценивать проступки ребенка? Как воспитать из ребенка гуманного человека? Как использовать в воспитании и обучении его природное стремление к развитию и личной свободе? Как стать образцом духовности и проводником в самопознании ребенка [2]?».
Во- первых поменять стиль общения с детьми. Научится общаться с ребенком – значит научиться жить с ним одной жизнью, одними интересами, общими делами. Не мучить детей тем, чем сами мучились в детстве. Приведу несколько примеров общения из педагогической практики воспитателей нашего детского сада, основанной на гуманистической методике Ш. Амонашвили. Например, педагоги групп раннего возраста знакомятся с детьми заочно, получая от родителей фотографии детей и сведения об особенностях каждого ребенка. Когда малыша впервые приводят в детский сад, воспитатель беседует с ним в присутствии родителей: «Сейчас я угадаю, как тебя зовут. А еще я знаю, что ты любишь. Знаю, как зовут твою маму и твоего папу. И с бабушкой твоей знакома. Они тоже знают меня». Так устанавливаются первые личностные контакты, повышается уровень доверия к воспитателю.
Воспитатели старших групп, прежде чем принять детей из групп младшего возраста, часто приходят к малышам, знакомятся с ними, играют, а потом говорят: «Я жду, когда вы подрастете и придете в мою группу. Как вы думаете, чем мы с вами будем заниматься, когда подрастете?». Ожидание чего-то нового, радостного, интересного и загадочного, что пообещал ему взрослый, снимает тревожность ребенка, возникающую при переводе в другую возрастную группу. Каждое утро воспитатели, встречая детей, говорят: «Здравствуй, а я по тебе уже соскучилась. Пойдем скорее в группу, я придумала для тебя новую игру» и т.п. Ребенок должен знать, что его ждут, с ним хотят общаться, что он интересен взрослому, что сегодня он сможет продолжить то, что он не успел закончить вчера, что так ему очень нравится делать.
Во-вторых, надо помнить, что самое главное, о чем хочет знать ребенок, это ОН САМ. Воспитатели постоянно обращаются к детскому опыту, какими бы маленькими не были дети. Они предлагают: «Вспомните, самые смешные случаи из вашей жизни. Вспомните самые важные и радостные события, которые произошли в вашей жизни» и т.д. Смех, положительные эмоции не только стимулируют познавательный интерес, но и являются одними из способов и результатов познания. Смех должен присутствовать и на занятиях, и всегда. Именно смех, а не насмешка! [1].
Воспитатели учитывают тот факт, что дети не считают себя маленькими. Например, четырехлетний малыш важно говорит: «Когда я был маленьким…». Воспитатель заинтересованно: «А что ты еще помнишь? А еще кто-нибудь расскажет, каким он был маленьким?» [1]. Дети с удовольствием рассказывают о себе, потому, что любят себя, принимают себя целиком, потому, что взрослые еще не успели разрушить своей критикой их непосредственность.
Еще один действенный прием, предложенный Амонашвили: робким детям, которые стесняются отвечать на занятии, воспитатель предлагает: «Скажи мне на ушко». И сам шепчет что-то ребенку в ответ. Создается атмосфера близости, взаимопонимания, общей тайны. И нет никакого принудительного диалога.
Воспитатели, следуя рекомендациям Амонашвили, решают проблемы детей только вместе с ними. Проблемы периодически возникают у каждого ребенка. Причиной проблем в детском коллективе может быть то, что дети живут в разных ритмах и у них разные «ритмические потребности» - разные темпераменты [3]. Гуманный педагог не только учитывает индивидуальные ритмические особенности детей, но и старается научить своих воспитанников «слышать» свои ритмы и ритмы окружающих.
Воспитатели учитывают рекомендации Амонашвили, касающиеся озорных детей - нарушителей дисциплины. По мнению Шалвы Александровича шалуны и озорники нужны, т.к. они заставляют педагога думать творчески, искать инновационные подходы, переоценивать ситуации и отношения, развивать индивидуальные способности. Шалуны – это дети с сильными тенденциями к саморазвитию, самодвижению, самостоятельности. Шалости – это ценное качество, только надо научиться им управлять. Как преобразовать шалости? Не надо требовать от детей того, чего мы не смогли внушить им с помощью нашей педагогики. Авторитарное, императивное давление, конечно, поможет педагогу решить многие проблемы, но не позволит ребенку полностью раскрыть свои способности, не поможет процессу формирования полноценной личности [1]. Воспитатели используют по отношению к шалунам метод наблюдения за поведением малышей. На прогулке, спрятавшись в кустах, нарушители дисциплины сразу видят, что те делают правильно, а что нет. Замечают нарушения правил. По сути, воспитатели предлагают ребенку-наблюдателю побыть в роли взрослого. Такие наблюдения и анализ поведения других детей помогают развитию самосознания озорников.
Общаясь с детьми, воспитатели тщательно продумывают вопросы, т.к. точность ответов детей зависит от умения педагога правильно сформулировать вопрос ребенку. Вопрос педагога – почерк его педагогического мастерства [1]. Сложные вопросы надо задавать так, чтобы в них была заложена подсказка ответа или предусмотрена вариативность ответов [7]. Воспитатели учат детей задавать вопросы: «Ну что это такое, я постоянно задаю вам вопросы. А вы хотите задать мне вопросы? Задавайте! Любые, какие хотите, но чтобы они были мне понятны. Только не обещаю, что смогу ответить на все и сразу».
Наши педагоги постоянно совершенствуются в умении создавать атмосферу взаимоприятия, в которой есть место неформальным контактам, стараются работать так, чтобы общение с воспитателем было одним из источников радости малыша. Они не бояться нарушить традиционные приемы обучения и воспитания, ищут новые, которые соответствуют развивающемуся и меняющемуся миру. Поиск нетрадиционных подходов в педагогике – это борьба с собственной педагогической инертностью [3]. Как поступить, если ребенок желает узнать что-то новое, нами не предусмотренное? Готовы ли мы сверяться с ребенком в отборе содержания образования? Можем ли отказаться от своих сеток и расписаний ради его запроса «здесь и сейчас»? Сегодня дети удивляют мир своими способностями, ломают представления ученых о детской психике.
Гуманистическая педагогика продолжает развиваться. Амонашвили считает ребенка особым явлением в земной жизни, носителем своего предназначения – сделать жизнь на Земле лучше. Задача взрослых – помочь ему в этом, или, хотя бы, не мешать.
Библиографический список
- Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети! – М., Просвещение, 1983
- Амонашвили Ш. А. Как живете, дети? — М., 1986
- Аромштам М.С. Ребенок и взрослый в педагогике переживания. – М., ЛИНКА-ПРЕСС, 1998
- Грехнев В.С. Культура педагогического общения. – М., Просвещение, 1990
- Колесникова Т.Ф. Гуманно – личностный подход к детям в образовательном процессе. – г. Алдан, 2015
- Субботский Е.С. Ребенок открывает мир. – М., Просвещение, 1991
- Шелехова Н.И. Техника педагогического общения. – Воронеж, 1998
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация "Семья -это важно,семья-это сложно.но счастливо жить одному невозможно!
Задачи: формировать общее понятие «семья»;расширить знания детей о родственных связях;развивать речь, мышление, восприятие, эмоционально-волевую сферу;воспитывать у детей добрые чувства к родителям....
Конспект мероприятия по образовательной деятельности «Семья — это просто, семья — это сложно, но жить одному без семьи невозможно!»
Конспект НОД...
Аналитический отчет старшего воспитателя МБДОУ детского сада №41 комбинированного вида Овечкиной Надежды Рафаиловны по созданию условий, безопасных для жизни и здоровья детей за 2013-2016 г.
Представлено описание работы по созданию в ДОУ безопасных условий для жизни и здоровья детей....
Развлечение в подготовительной к школе группе№12 ко дню матери «Семья – это важно! Семья – это сложно! Но счастливо жить одному невозможно!»
Конспект развлечения ко Дню Матери....
Открытая организованная образовательная деятельность в младшей группе «Рябинка» Тема: «Семья – это важно, семья – это сложно! Но счастливо жить одному невозможно!»
Открытая организованная образовательная деятельностьв младшей группе «Рябинка»Тема: «Семья – это важно, семья – это сложно!Но счастливо жить одному невозможно!»...
Семья - это важно.Семья - это сложно. Но счастливо жить одному невозможно.
Игровое тематическое мероприятие по формированию семейно-культурных ценностей....