Конспект образовательной ситуации по патриотическому воспитанию в ДОУ "Дети войны"
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

ИринаСоколова

Конспект приурочен к 71-ой годовщине со дня победы в Великой отечественной войне старшей дошкольной группе Детского сада №15 "Чиполино".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл deti_voyny.docx50.05 КБ

Предварительный просмотр:

                              Хотим, чтоб всюду на планете

                              Войны совсем не знали дети!

                                                                                                             Н. НАЙДЕНОВА  

   

  Дети войны

                       Конспект занятия

              Подготовительная к школе группа

Соколова Ирина Викторовна

 МБДОУ №15  воспитатель

                                    2016г.

Задачи.                                                                                                                        Образовательные.                                                                                                           Познакомить с жизнью детей во время Великой Отечественной войны.

Развивающие.      Обогащать лексический запас детей словами разных частей речи; продолжать работать над  развитием связной речи; совершенствовать диалогическую и монологическую речь; закреплять умение отвечать на вопросы.

Воспитательные. Формировать патриотические чувства, интерес к истории России.  Воспитывать симпатию и уважение к детям военных лет.

Предварительная работа.

Цикл занятий  о войне: «Защитники отечества», «Дети-герои  Великой Отечественной войны», праздник, посвященный 70-летию Победы, конкурс рисунков на тему «Салют, Победа»; Чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций.

Оборудование.

Интерактивный экран для демонстрации слайдов и фрагментов фильма по теме, магнитофон.  Листы с предметными картинками, клей, ножницы, посылочный ящик; листы с фразой, записанной в виде точек для «написания» письма.  Оформление на демонстрационной доске по теме «Дети – герои Великой Отечественной войны».

                                                                                                                                         

Введение в ситуацию

Педагог. Приближается всенародный праздник 9 мая - День Победы. Все люди нашей страны отмечают его.                                                                                                – Что вы знаете об этом празднике? ( Ответы детей).                                                     В этот день , 70 лет назад закончилась самая страшная война. В этот день вспоминают солдат, сражавшихся в боях, погибших и живых, тружеников, кто своим нелегким трудом ковал Победу в тылу.  Сегодня я расскажу вам о детях войны.

                                                                                                                              Актуализация знаний.

Звучит фрагмент песни « Священная война»

Педагог. Все люди страны встали на защиту Родины (показывает на экране слайд  - иллюстрацию « Проводы на фронт»). Взрослые мужчины уходили на фронт воевать. Их провожала вся семья. Горестным было расставание: солдаты знали, что не всем суждено вернуться в родной дом. Но нужно было защищать Родину от врага, и мужчины уходили.                                                     Женщины,  оставаясь дома,  работали врачами, медсестрами в госпиталях, шили одежду для воинов, трудились на заводах и фабриках; изготавливали снаряды, военную технику: самолеты, танки, пушки, машины; работали в поле. (Серия слайдов «Труд в тылу»)

В это трудное время люди жили очень скромно: недоедали, а часто и голодали, замерзали, недосыпали. Но они знали, что их труд, их помощь нужны Родине.

- Как вы думаете, чем в это время были заняты дети? (Ответы детей) Дети не оставались в стороне, они помогали взрослым.                                                             Во многих городах были организованы госпитали.                                                                                     - Что такое «госпиталь»? (Ответы детей).                                                                        Правильно, это больница для раненых воинов. В госпиталях ребята с медсестрами и нянечками окружали раненых воинов заботой и вниманием: поправляли постель, приносили пить, убирали помещение, выступали перед ними с концертами – пели песни, танцевали, читали стихи.                                              – Давайте и мы исполним сейчас песню «Катюша», которую все любили в годы войны и любят ее сейчас.                                                                                        Педагог с детьми исполняют под фонограмму (партия аккордеона)  песню                    «Катюша» и читают стихи:

Стелются темные тучи,                                                                                                       Молнии в небе снуют,                                                                                                          В облаке пыли летучей                                                                                                           Трубы тревогу поют.                                                                                                        С ратью фашистов сразиться                                                                                              Смелых Отчизна зовет.                                                                                                         Смелого пуля боится,                                                                                                                                          Смелого штык не берет.

                                     (А. Сурков)

Летней ночью на рассвете,                                                                                                     Когда мирно спали дети,                                                                                                      Гитлер дал войскам приказ!                                                                                                И  послал солдат немецких.                                                                                Против всех людей советских -                                                                                        Это значит -  против нас!

                                     (С.Михалков)

Вставай, народ!                                                                                                                   Услышав клич земли,                                                                                                            На фронт солдаты Родины ушли.                                                                                      С отцами рядом были их сыны.

                                         (В.Губарец)

Педагог. Трудились школьники на заводах: помогали укладывать снаряды в ящики, на станках вытачивали необходимые детали для гранат. Трудились дети наравне с взрослыми, уставали.  Бывало, кто-то засыпал возле станка.  Ребята понимали, что сейчас всем нелегко и их помощь важна для армии. А вечерами школьники вместе с взрослыми патрулировали улицы, смотрели, как затемнены окна, чтобы фашистские самолеты не смогли сбрасывать бомбы на мирных жителей.  А после налетов вражеской авиации гасили на крышах домов зажигательные бомбы, чтобы не было пожаров.  А еще ребята готовили подарки бойцам, отправляли посылки на фронт. Там были мыло, бумага, карандаши для писем. А в холодное время года перчатки, варежки, носки, шарфы, свитера, которые вязали девочки.

Педагог предлагает детям вырезать  по контуру предметные картинки и наклеить их на листок  (среди картинок есть предметы, которые не походят для посылки на фронт).

Аппликация «Собираем посылку на фронт».     Готовые работы демонстрируются и опускаются в «почтовый ящик».

Чем еще могли порадовать дети своих отцов и старших братьев, воевавших на фронте? (Ответы детей). Верно, дети писали письма, рисовали картинки мирной жизни. (Педагог показывает рисунки детей, отражающие мирную жизнь, родной дом, семью).                                                                                             – Как вы думаете, о чем дети могли написать на фронт? (Ответы детей).

Мы сейчас напишем свое письмо.                                                                                     Педагог проводит упражнение на развитие мелкой моторики: предлагает взять листы бумаги, лежащие на столе, и по точкам написать буквы. Когда задание будет выполнено, педагог  предлагает читающим детям прочитать, что получилось: «Желаем победы!»                                                                                                                     А еще дети во время войны помогали партизанам.                                                                 - Вспомните, кто такие партизаны? ( Ответы детей). Правильно, это люди, которые уходили в леса, жили в землянках и воевали с врагом. Фашисты их очень боялись. Партизаны взрывали мосты, разрушали железные дороги, пускали под откос вражеские поезда, уничтожали склады с боеприпасами. Партизаны наносили серьезный урон врагам и очень помогали нашей армии. Педагог показывает слайды о партизанах. Дети, тоже попадая в партизанские отряды, помогали  взрослым: добывали сведения о количестве немецких солдат и офицеров, их вооружении.  Как они это делали? Записывать свои наблюдения юные разведчики не могли, так как было опасно. Вдруг эти записки попадут к врагу? Дети придумали военную хитрость. Дети собирали палочки. Они обозначали немецких солдат и офицеров. Сколько палочек, столько фашистов. Камешки символизировали пушки. Три камешка – три пушки. Шишки, это танки. Пять шишек, это сколько танков?  (Пять).  Командир партизанского отряда знал, какими силами, военной техникой обладают враги.                                                                                                          Ребята, мы с вами знакомились с детьми – героями, которые погибли, помогая партизанам воевать с врагами. Назовите их имена и расскажите, что вы  знаете о них, и о подвигах, которые они совершили.

          Дети рассматривают портреты детей-героев на слайдах на экране,  и, узнавая  их, называют фамилии, то,  что запомнилось из рассказов воспитателя на ранее проведенных занятиях. (Леня Голиков, Зина Портнова, Боря Цариков, Саша Клыпа и других).

Педагог. Чтобы бить врага, нужна сильная армия. Солдат надо было кормить. Дети помогали взрослым и в этом. В деревнях пахали землю, выращивали хлеб, картофель; поливали их, пололи сорняки, убирали урожай. Убирая хлеб, подбирали колоски, чтобы ни одного зернышка не пропало. Ходили в лес за грибами, ягодами, орехами. Трудились ребята от рассвета до заката.                                                                                                                                                      – Как вы понимаете эти слова? Какие вы знаете пословицы о труде?                                                                                   (Ответы детей).                                                                                                                Как вы думаете, дети во время войны учились в школе? (Ответы детей).                   В трудное время дети учились в школе. Тетрадей не было, чернил тоже. Писали дети на старых газетах карандашами и углем. Но все старались учиться хорошо, чтобы не было стыдно перед отцами и старшими братьями, воевавшими с фашистами.                                                                                           Родина не забыла своих героев. За ратные дела воинов и тружеников тыла награждали медалями и орденами, присваивали им почетные звания. Самое высокое звание – Герой Советского Союза.

Педагог называет награды, на экране слайды с орденами и  медалями, уточняет, какими наградами были отмечены дети-герои. 

                                                                                                                                                      - Отгремела война. Пришла долгожданная Победа.

Под песню «День Победы» дети смотрят фрагмент документального фильма о Дне Победы .                                                                                                                     Педагог.                                                                                                                                          Началась мирная жизнь. Но мы все должны знать о том, что нельзя забывать, кто приближал День Победы, кто не пришел домой с войны.                                               На фоне песни «Алеша» на экране слайд  «Памятник неизвестному солдату».

Ребенок читает стихотворение:

                                                                                                                                                                                                                                                  Куда б ни шел, ни ехал ты,                                                                                              Но здесь остановись,                                                                                                         Могиле этой дорогой                                                                                                            Всем сердцем поклонись.                                                                                                         Кто б ни был ты – рыбак, шахтер,                                                                                     Ученый иль пастух, -                                                                                                            Навек запомни: здесь лежит                                                                                                  Твой самый лучший друг.                                                                                                    И для тебя, и для меня                                                                                                       Он сделал все, что мог,                                                                                                         Себя в бою не пожалел,                                                                                                    А Родину сберег.

                                                   (М.Исаковский.)                                                                                                Рефлексия.                                                                                                        Педагог.                                                                                                                         – Ребята, что вы сегодня узнали о детях войны? Когда наша страна отмечает День Победы?  Сколько лет в этом году исполняется со дня Великой Победы?  

Педагог обобщает ответы детей: сегодня вы узнали о жизни детей во время войны. Расскажите своим близким и друзьям о нашем занятии.                          Будьте готовыми защищать нашу любимую Родину и всегда помните о ее героях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект образовательной деятельности по патриотическому воспитанию

Занятие по патриотическому воспитанию в подготовительной группе "Моя Родословная"Цель:Воспитывать у детей чувства любви и уважения к родителям, гордости за свою семью.Задачи:- Учить отвечать на вопрос...

Конспект образовательной деятельности по патриотическому воспитанию в старшей группе "9 Мая - День Победы"

Воспитание духа патриотизма, уважение к народным героям, а также событиям времен Великой Отечественной войны....

Конспект образовательной ситуации по патриотическому воспитанию в подготовительной к школе группе «Наша Родина - матушка Россия»

Конспект образовательной ситуации по патриотическому воспитанию в подготовительной к школе группе «Наша Родина - матушка Россия»....

Конспект образовательной ситуации по патриотическому воспитанию «Детям о Великой Отечественной войне» в старшей группе (ко Дню Победы)

middot;        Познакомить детей с Великой Отечественной войной·        Воспитывать  уважение к Защитникам Родины на ...

Конспект образовательной ситуации по трудовому воспитанию детей 6-7 лет на тему "Спутники жизни"

Конспект поможет воспитателям организовать  в игровой форме совместную деятельность с детьми по актуализации знаний о комнатных растениях и правилах ухода за ними....

Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию "Дети на войне" (Урок в музее)

Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в Воронежском областномкраеведческом музее, посвященное 75-ой годовщине Победы в Великой Отечественной войнеТема: «...

КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ В МЛАДШЕЙ ГРУППЕ ТЕМА: «ПОМОЖЕМ КОТЕНКУ НАЙТИ ДОМ» ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ: «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ»

Духовно-нравственное воспитание – одна из актуальных и сложных проблем. Мы обязаны донести до наших детей моральные принципы и этические нормы, которые дадут им прочную основу для становления в ...