Конспект образовательной ситуации по патриотическому воспитанию в ДОУ "Дети войны"
план-конспект занятия (старшая группа) на тему
Конспект приурочен к 71-ой годовщине со дня победы в Великой отечественной войне старшей дошкольной группе Детского сада №15 "Чиполино".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
deti_voyny.docx | 50.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Хотим, чтоб всюду на планете
Войны совсем не знали дети!
Н. НАЙДЕНОВА
Дети войны
Конспект занятия
Подготовительная к школе группа
Соколова Ирина Викторовна
МБДОУ №15 воспитатель
2016г.
Задачи. Образовательные. Познакомить с жизнью детей во время Великой Отечественной войны.
Развивающие. Обогащать лексический запас детей словами разных частей речи; продолжать работать над развитием связной речи; совершенствовать диалогическую и монологическую речь; закреплять умение отвечать на вопросы.
Воспитательные. Формировать патриотические чувства, интерес к истории России. Воспитывать симпатию и уважение к детям военных лет.
Предварительная работа.
Цикл занятий о войне: «Защитники отечества», «Дети-герои Великой Отечественной войны», праздник, посвященный 70-летию Победы, конкурс рисунков на тему «Салют, Победа»; Чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций.
Оборудование.
Интерактивный экран для демонстрации слайдов и фрагментов фильма по теме, магнитофон. Листы с предметными картинками, клей, ножницы, посылочный ящик; листы с фразой, записанной в виде точек для «написания» письма. Оформление на демонстрационной доске по теме «Дети – герои Великой Отечественной войны».
Введение в ситуацию
Педагог. Приближается всенародный праздник 9 мая - День Победы. Все люди нашей страны отмечают его. – Что вы знаете об этом празднике? ( Ответы детей). В этот день , 70 лет назад закончилась самая страшная война. В этот день вспоминают солдат, сражавшихся в боях, погибших и живых, тружеников, кто своим нелегким трудом ковал Победу в тылу. Сегодня я расскажу вам о детях войны.
Актуализация знаний.
Звучит фрагмент песни « Священная война»
Педагог. Все люди страны встали на защиту Родины (показывает на экране слайд - иллюстрацию « Проводы на фронт»). Взрослые мужчины уходили на фронт воевать. Их провожала вся семья. Горестным было расставание: солдаты знали, что не всем суждено вернуться в родной дом. Но нужно было защищать Родину от врага, и мужчины уходили. Женщины, оставаясь дома, работали врачами, медсестрами в госпиталях, шили одежду для воинов, трудились на заводах и фабриках; изготавливали снаряды, военную технику: самолеты, танки, пушки, машины; работали в поле. (Серия слайдов «Труд в тылу»)
В это трудное время люди жили очень скромно: недоедали, а часто и голодали, замерзали, недосыпали. Но они знали, что их труд, их помощь нужны Родине.
- Как вы думаете, чем в это время были заняты дети? (Ответы детей) Дети не оставались в стороне, они помогали взрослым. Во многих городах были организованы госпитали. - Что такое «госпиталь»? (Ответы детей). Правильно, это больница для раненых воинов. В госпиталях ребята с медсестрами и нянечками окружали раненых воинов заботой и вниманием: поправляли постель, приносили пить, убирали помещение, выступали перед ними с концертами – пели песни, танцевали, читали стихи. – Давайте и мы исполним сейчас песню «Катюша», которую все любили в годы войны и любят ее сейчас. Педагог с детьми исполняют под фонограмму (партия аккордеона) песню «Катюша» и читают стихи:
Стелются темные тучи, Молнии в небе снуют, В облаке пыли летучей Трубы тревогу поют. С ратью фашистов сразиться Смелых Отчизна зовет. Смелого пуля боится, Смелого штык не берет.
(А. Сурков)
Летней ночью на рассвете, Когда мирно спали дети, Гитлер дал войскам приказ! И послал солдат немецких. Против всех людей советских - Это значит - против нас!
(С.Михалков)
Вставай, народ! Услышав клич земли, На фронт солдаты Родины ушли. С отцами рядом были их сыны.
(В.Губарец)
Педагог. Трудились школьники на заводах: помогали укладывать снаряды в ящики, на станках вытачивали необходимые детали для гранат. Трудились дети наравне с взрослыми, уставали. Бывало, кто-то засыпал возле станка. Ребята понимали, что сейчас всем нелегко и их помощь важна для армии. А вечерами школьники вместе с взрослыми патрулировали улицы, смотрели, как затемнены окна, чтобы фашистские самолеты не смогли сбрасывать бомбы на мирных жителей. А после налетов вражеской авиации гасили на крышах домов зажигательные бомбы, чтобы не было пожаров. А еще ребята готовили подарки бойцам, отправляли посылки на фронт. Там были мыло, бумага, карандаши для писем. А в холодное время года перчатки, варежки, носки, шарфы, свитера, которые вязали девочки.
Педагог предлагает детям вырезать по контуру предметные картинки и наклеить их на листок (среди картинок есть предметы, которые не походят для посылки на фронт).
Аппликация «Собираем посылку на фронт». Готовые работы демонстрируются и опускаются в «почтовый ящик».
Чем еще могли порадовать дети своих отцов и старших братьев, воевавших на фронте? (Ответы детей). Верно, дети писали письма, рисовали картинки мирной жизни. (Педагог показывает рисунки детей, отражающие мирную жизнь, родной дом, семью). – Как вы думаете, о чем дети могли написать на фронт? (Ответы детей).
Мы сейчас напишем свое письмо. Педагог проводит упражнение на развитие мелкой моторики: предлагает взять листы бумаги, лежащие на столе, и по точкам написать буквы. Когда задание будет выполнено, педагог предлагает читающим детям прочитать, что получилось: «Желаем победы!» А еще дети во время войны помогали партизанам. - Вспомните, кто такие партизаны? ( Ответы детей). Правильно, это люди, которые уходили в леса, жили в землянках и воевали с врагом. Фашисты их очень боялись. Партизаны взрывали мосты, разрушали железные дороги, пускали под откос вражеские поезда, уничтожали склады с боеприпасами. Партизаны наносили серьезный урон врагам и очень помогали нашей армии. Педагог показывает слайды о партизанах. Дети, тоже попадая в партизанские отряды, помогали взрослым: добывали сведения о количестве немецких солдат и офицеров, их вооружении. Как они это делали? Записывать свои наблюдения юные разведчики не могли, так как было опасно. Вдруг эти записки попадут к врагу? Дети придумали военную хитрость. Дети собирали палочки. Они обозначали немецких солдат и офицеров. Сколько палочек, столько фашистов. Камешки символизировали пушки. Три камешка – три пушки. Шишки, это танки. Пять шишек, это сколько танков? (Пять). Командир партизанского отряда знал, какими силами, военной техникой обладают враги. Ребята, мы с вами знакомились с детьми – героями, которые погибли, помогая партизанам воевать с врагами. Назовите их имена и расскажите, что вы знаете о них, и о подвигах, которые они совершили.
Дети рассматривают портреты детей-героев на слайдах на экране, и, узнавая их, называют фамилии, то, что запомнилось из рассказов воспитателя на ранее проведенных занятиях. (Леня Голиков, Зина Портнова, Боря Цариков, Саша Клыпа и других).
Педагог. Чтобы бить врага, нужна сильная армия. Солдат надо было кормить. Дети помогали взрослым и в этом. В деревнях пахали землю, выращивали хлеб, картофель; поливали их, пололи сорняки, убирали урожай. Убирая хлеб, подбирали колоски, чтобы ни одного зернышка не пропало. Ходили в лес за грибами, ягодами, орехами. Трудились ребята от рассвета до заката. – Как вы понимаете эти слова? Какие вы знаете пословицы о труде? (Ответы детей). Как вы думаете, дети во время войны учились в школе? (Ответы детей). В трудное время дети учились в школе. Тетрадей не было, чернил тоже. Писали дети на старых газетах карандашами и углем. Но все старались учиться хорошо, чтобы не было стыдно перед отцами и старшими братьями, воевавшими с фашистами. Родина не забыла своих героев. За ратные дела воинов и тружеников тыла награждали медалями и орденами, присваивали им почетные звания. Самое высокое звание – Герой Советского Союза.
Педагог называет награды, на экране слайды с орденами и медалями, уточняет, какими наградами были отмечены дети-герои.
- Отгремела война. Пришла долгожданная Победа.
Под песню «День Победы» дети смотрят фрагмент документального фильма о Дне Победы . Педагог. Началась мирная жизнь. Но мы все должны знать о том, что нельзя забывать, кто приближал День Победы, кто не пришел домой с войны. На фоне песни «Алеша» на экране слайд «Памятник неизвестному солдату».
Ребенок читает стихотворение:
Куда б ни шел, ни ехал ты, Но здесь остановись, Могиле этой дорогой Всем сердцем поклонись. Кто б ни был ты – рыбак, шахтер, Ученый иль пастух, - Навек запомни: здесь лежит Твой самый лучший друг. И для тебя, и для меня Он сделал все, что мог, Себя в бою не пожалел, А Родину сберег.
(М.Исаковский.) Рефлексия. Педагог. – Ребята, что вы сегодня узнали о детях войны? Когда наша страна отмечает День Победы? Сколько лет в этом году исполняется со дня Великой Победы?
Педагог обобщает ответы детей: сегодня вы узнали о жизни детей во время войны. Расскажите своим близким и друзьям о нашем занятии. Будьте готовыми защищать нашу любимую Родину и всегда помните о ее героях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект образовательной деятельности по патриотическому воспитанию
Занятие по патриотическому воспитанию в подготовительной группе "Моя Родословная"Цель:Воспитывать у детей чувства любви и уважения к родителям, гордости за свою семью.Задачи:- Учить отвечать на вопрос...
Конспект образовательной деятельности по патриотическому воспитанию в старшей группе "9 Мая - День Победы"
Воспитание духа патриотизма, уважение к народным героям, а также событиям времен Великой Отечественной войны....
Конспект образовательной ситуации по патриотическому воспитанию в подготовительной к школе группе «Наша Родина - матушка Россия»
Конспект образовательной ситуации по патриотическому воспитанию в подготовительной к школе группе «Наша Родина - матушка Россия»....
Конспект образовательной ситуации по патриотическому воспитанию «Детям о Великой Отечественной войне» в старшей группе (ко Дню Победы)
middot; Познакомить детей с Великой Отечественной войной· Воспитывать уважение к Защитникам Родины на ...
Конспект образовательной ситуации по трудовому воспитанию детей 6-7 лет на тему "Спутники жизни"
Конспект поможет воспитателям организовать в игровой форме совместную деятельность с детьми по актуализации знаний о комнатных растениях и правилах ухода за ними....
Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию "Дети на войне" (Урок в музее)
Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в Воронежском областномкраеведческом музее, посвященное 75-ой годовщине Победы в Великой Отечественной войнеТема: «...
КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ В МЛАДШЕЙ ГРУППЕ ТЕМА: «ПОМОЖЕМ КОТЕНКУ НАЙТИ ДОМ» ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ: «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ»
Духовно-нравственное воспитание – одна из актуальных и сложных проблем. Мы обязаны донести до наших детей моральные принципы и этические нормы, которые дадут им прочную основу для становления в ...