Гражданско - патриотическое воспитание дошкольников
учебно-методический материал (средняя, старшая, подготовительная группа) по теме

Дакалина Елена Григорьевна

В своей работе большое внимание уделяю формированию у детей гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому обществу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл patriotizm.odt943.88 КБ

Предварительный просмотр:

ОКУ «Центр психолого — педагогической помощи семьям с детьми, содействие семейному устройству и постинтернатному сопровождению выпускников «Перспектива»

Сообщение:

«Формирование гражданской компетенции воспитанников»

(гражданско – патриотическое воспитание)

дошкольная группа

Воспитатель: Дакалина Елена Григорьевна

п. Новоандросово

2016г.

"Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предыдущим поколением, может любить Родину, узнавать её, стать подлинным патриотом».

                                                                                                                               С. Михалков

                                                                                                                                                                                                        В настоящее время гражданско — патриотическое и правовое воспитание одно из актуальных направлений государственной политики в образовании. Формирование будущего гражданина должно начинаться с дошкольного возраста, последовательно и систематически: воспитание у ребёнка любви и привязанности к своей семье, дому, дошкольному учреждению, родному городу, селу; расширение представлений о своей стране, знакомство с символами государства; правами и обязанностями граждан России. Таким образом, гражданско — патриотическое и правовое воспитание является одной из важнейших задач дошкольного образовательного учреждения, поэтому важно создать условия для активного познания ребёнком социальной действительности окружающего мира. Прививая основы правового сознания в свободном обществе, развивая чувство ответственности и гордости за свою страну, формируя первичные представления об избирательном праве, мы воспитываем гражданина и патриота, который и во взрослой жизни не останется равнодушным к проблемам страны, своего народа, научится ответственно относиться к праву «избирать и быть избранным». Укрепление российской государственности, возрождение экономической мощи и духовной силы России связано с возрождением традиций гражданско — патриотического и правового воспитания подрастающего поколения. О значимости гражданского и патриотического воспитания молодёжи неоднократно говорилось в Посланиях Президента Р.Ф. В.В. Путина Федеральному собранию Р.Ф. Осуществление работы по данному направлению обусловлено существующей социальной ситуацией и подтверждается нормативно — правовыми документами: Конституцией Р.Ф., федеральных законах, постановлениях Правительства Р.Ф., федеральных программах.

Дошкольное детство является периодом открытости различным социально — нравственным, духовным и педагогическим воздействиям и готовности к их принятию.

Дошкольный возраст, как возраст формирования основ личности, имеет свои потенциальные возможности для формирования высших социальных чувств, к которым относится и чувство патриотизма. Чтобы найти верный путь воспитания многогранного чувства любви к Родине, сначала следует представить, на базе каких чувств эта любовь может сформироваться и без какой эмоционально — познавательной основы она не может появиться. Если патриотизм рассматривать как привязанность, преданность, ответственность по отношению к своей Родине, то ребёнка ещё в дошкольном возрасте учим быть привязанным к чему -  то, кому — то. Прежде, чем человек будет сопереживать бедам и проблемам Родины, он должен приобрести опыт сопереживания как человеческого чувства. Восхищение просторами страны, её красотами и богатствами возникает, если научить ребёнка видеть красоту вокруг себя. Прежде, чем человек сможет трудиться на благо Родины, он должен уметь добросовестно и ответственно выполнять любое дело, за которое берётся.

В детские годы формируются основные качества человека. Особенно важно напитать восприимчивую душу ребёнка возвышенными человеческими ценностями, зародить интерес к истории России.

Базой патриотического воспитания является нравственное, эстетическое, трудовое, умственное воспитание. В процессе такого разностороннего воспитания зарождаются первые ростки гражданско — патриотических чувств.

Методы и приёмы патриотического воспитания используются самые разнообразные, но обязательно учитываются психологические возможности ребёнка. Воспитательная работа связывается с окружающей социальной жизнью и теми ближайшими доступными объектами, которые окружают его.

Работа осуществляется по «Стратегии развития воспитания РФ на период до 2025 года» и по программе воспитания и обучения «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, адаптированной для наших детей.

В своей работе использую такие формы: экскурсии, прогулки, наблюдения, занятия, тематические, экологические, воспитательные часы, беседы, конкурсные программы, семейные чаепития, игры, тренинги, чтение художественной литературы. На прогулках и экскурсиях знакомлю детей с окружающим краем, природой, посёлком, его социально – значимыми объектами. Мы ходим на почту, в магазин, в больницу, в школу, знакомимся с людьми, которые там работают.                                                                 Использую целевые прогулки к ближайшему лесу в разные времена года. Обращаю внимание детей на красоту окружающей природы.

 

Знакомлю детей с великой русской поэзией А. С. Пушкина, А. А. Фета, Ф. И. Тютчева, А.А. Блока, С. А. Есенина. Стараюсь, чтобы ухо ребёнка с ранних лет приучалось к гармонии русского слова, а сердце переполнялось чувством изящного

   Рассматриваем с детьми кукол в национальных костюмах, знакомлю их с традициями и обычаями, бытом и прикладным искусством, фольклором России и других национальностей.

   Разучиваем потешки, пословицы, поговорки, заклички, читаем русские народные сказки, играем в игры. Рассказываю о православных праздниках

   Дети знают адрес своего проживания, страну, в которой живут, могут показать Россию на карте мира. Знакомлю с символами России, столицей нашего государства, могут назвать президента. В групповой комнате оформлен уголок с символикой России, есть карта мира, уголок с символами Курской области.

   Наша страна издавна славится своими защитниками, которые охраняли и охраняют границы земли. Много славных полководцев прославили Россию с древних времён до нашего времени. Детей стараюсь учить быть смелыми, добрыми,уметь отвечать за свои поступки. Провожу спортивные соревнования

Велик и незабываем подвиг нашего народа в годы Великой Отечественной войны. Стараюсь воспитывать в детях гордость за наш народ, уважение к ветеранам. Провожу с детьми беседы, рассматриваем иллюстрации, читаем произведения и заучиваем стихотворения. В День Победы общаемся с ветеранами, возлагаем цветы к памятнику воину – победителю.

Таким образом, в педагогическом аспекте под гражданско — патриотическим воспитанием подразумевается процесс формирования сознательного человека, любящего свою Родину, землю, где он родился и рос, гордящегося  историческими свершениями своего народа и его культурой.

К моменту выхода детей из дошкольного возраста у них должны быть сформированы основы гражданской ответственности, нравственные нормы поведения и моральные качества, развито чувство собственного достоинства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы по гражданско – патриотическому воспитанию дошкольников

Занятие /социальный мир/«Знакомство с соседями» - Занятие /лепка предметная/ «Угостим новых   знакомых оладушками»- Беседа «Дом, в котором ты живешь»- Проект /социально-ориентиров...

Программа гражданско-патриотического воспитания дошкольников "Мой дом - моя страна"

Становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания. Поэтому в настоящее время вопрос о пат...

Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников

Гражданско-патриотическое воспитание сегодня - одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы.Формирование личности ребёнка, его воспитание начинаются с воспитания чувств через мир поло...

Гражданско- патриотическое воспитание дошкольников через приобщение к труду.

Презентация к выступлению и текст выступления ( отдельным файлом)....

ГРАЖДАНСКО- ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С РОДНЫМ ГОРОДОМ .

В последнее время в условиях реформирования современного российского общества проблема гражданского и патриотического воспитания   чрезвычайно актуальна. Важнейший период становле...

Перспективный план работы по гражданско-патриотическому воспитанию дошкольников во второй младшей группе

Перспективный план работы по гражданско-патриотическомувоспитанию дошкольников во второй младшей  группе...

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Гражданско-патриотическому воспитанию дошкольников на тему: « Наш дом - Россия».

Конспект занятия по патриотическому воспитанию .Тема "Наш дом -Россия.Прививаю любовь к родному краю ....