Программа гражданско-патриотического воспитания дошкольников "Мой дом - моя страна"
методическая разработка (подготовительная группа) по теме

 

Становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания. Поэтому в настоящее время вопрос о патриотическом воспитании в дошкольных учреждениях стал особо актуален, так как сегодня государство стремится возвратить утерянные ценности. Мной разработана программа, целью которой является воспитание гуманной, духовно-нравственной личности, достойного будущего гражданина России, патриота своего Отечества.

Программа разработана и рассчитана на 1 год, на одну возрастную группу с 6 до 7 лет, адресована педагогам и воспитателям детских садов. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_grazhdansko-_patrioticheskogo_vospitaniya.docx30.08 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Белоярского района

«Детский сад «Алёнушка» п. Сосновка»

Программа гражданско-патриотического воспитания дошкольников «Мой дом – моя страна»

(возраст детей от 6 до 7 лет)

Максимова Н.А., воспитатель

п. Сосновка

2012

Программа

гражданско-патриотического воспитания детей

«МОЙ ДОМ – МОЯ СТРАНА»

Как у маленького деревца, поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так учитель должен заботиться о воспитании у своих детей чувства безграничной любви к Родине.

В.А. Сухомлинский

Пояснительная записка

Актуальность проблемы гражданско-патриотического воспитания:

Становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания. Поэтому в настоящее время вопрос о патриотическом воспитании в дошкольных учреждениях стал особо актуален, так как сегодня государство стремится возвратить утерянные ценности.

В последнее время появился термин «новый патриотизм», который включает в себя чувство ответственности перед обществом, чувство глубокой духовной привязанности к семье, дому, Родине, родной природе, толерантное отношение к другим людям.

Формирование личности ребёнка, его воспитание начинаются с воспитания чувств через мир положительных эмоций, через обязательное приобщение к культуре, обеспечение духовной и интеллектуальной пищей, в которой он так нуждается.

Реализация программы должна начинаться с создания для детей теплой, уютной атмосферы. Каждый день ребёнка в детском саду должен быть наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, весёлыми играми. Ведь с воспитания чувства привязанности к родной семье, родному детскому саду, родной улице, начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование – чувство любви к своему Отечеству.

Цель программы:

Воспитание гуманной, духовно-нравственной личности, достойного будущего гражданина России, патриота своего Отечества.

Задачи программы:

1) Формирование духовно-нравственного отношения, чувства сопричастности и любви к семье, поселку, стране, к природе родного края, к культурному наследию своего народа.

2) Воспитание чувства собственного достоинства у ребенка как представителя своего народа.

3) Воспитание толерантного отношения к представителям другой национальности.

4) Формирование представлений о России, как о родной стране, о Москве как о столице России.

5) Воспитание патриотизма, уважения к культурному прошлому России средствами эстетического воспитания: музыка, изобразительная деятельность, чтение художественной литературы.

6) Воспитание гражданско-патриотических чувств через изучение государственной символики России.

Основные принципы программы:

  1. Гражданско-патриотическое воспитание.
  2. Духовно-нравственное воспитание.
  3. Гуманистическая направленность воспитания.
  4. Культуросообразность.

Принципы отбора содержания образования:

  1. Научность и локаничность.
  2. Учет требования типовых программ.

Принципы организации занятий: наглядность, сознательность и активность, доступность и мера, научность, учет возрастных индивидуальных особенностей детей, систематичность и последовательность.

Для реализации программы предлагаем следующие методы:

Наглядный:

  1. чтение педагогом рассказов;
  2. показ сказок (педагогом, детьми);
  3. рассматривание книжных иллюстраций, репродукций, предметов;
  4. проведения дидактических игр;
  5. экскурсии по поселку, целевые прогулки;
  6. моделирование сказок.

Словесный:

  1. чтение литературных произведений воспитателем;
  2. чтение стихотворений детьми, воспитателем;
  3. беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя;
  4. ответы на вопросы педагога, детей;
  5. проведения разнообразных игр (малоподвижные, сюжетно-ролевые, дидактические, игры-драматизации, режиссерские игры и др.);
  6. сообщение дополнительного материала воспитателем;
  7. загадывание загадок;
  8. рассматривание наглядного материала;
  9. рассказы детей по схемам, иллюстрациям;
  10. проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров;

Практический:

  1. организация продуктивной деятельности;
  2. проведение игр различного рода;
  3. организация постановок пьес, сказок, литературных произведений, а так же конкурсов, викторин;
  4. проведение экскурсий различного направления;
  5. организация спортивных, музыкальных и спортивно-музыкальных досугов совместно с родителями;
  6. изготовление с детьми наглядных пособий для занятий.

Формы работы с детьми:

  1. Познавательно-образовательная деятельность, беседы, игры нравственного и гражданско-патриотического содержания.
  2. Просмотр слайд - фильмов, диафильмов, использование аудиозаписей и технических средств обучения.
  3. Экскурсии, целевые прогулки (по поселку, району).
  4. Тематические вечера эстетической направленности (живопись, музыка, поэзия).
  5. Организация выставок рисунков, поделок, семейных фотоальбомов, стенгазет (совместная деятельность детей и родителей).
  6. Постановка музыкальных пьес гражданско-патриотического содержания.
  7. Утренники, досуги, спортивные состязания, музыкально-спортивные праздники.

Предполагаемый результат.

Программа гражданско-патриотического воспитания должна стать фундаментом для воспитания будущего поколения, обладающего духовно-нравственными ценностями и гражданско-патриотическими чувствами, уважающими культурное, историческое прошлое и настоящее России.

Результатом будет являться развитие творческих способностей, осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений, осознание высших ценностей, идеалов, ориентирование на толерантность.

Предлагаемая мной программа включает в себя следующие блоки:

Блок 1. «Я и моя семья».

Цель блока: Мир ребёнка начинается с его семьи, осознания себя. Укрепить знания о гуманном отношении к своим близким, уточнить знания о семейных традициях, историях. Составление семейных альбомов, стенгазет о семье; рисование портретов родных.

Блок 2. «Из прошлого в будущее нашей России».

Цель: Показать образ защитника Родины через образы реально существующих исторических личностей. Изучение геральдики (заключается в осознании смысла знака и символа). Знакомство с промыслами России. Формировать основы гражданско-патриотического чувства: любовь, гордость за свой народ, свою страну; уважение к культуре страны. Приобщение к творчеству всемирно известных людей: поэтов, писателей, композиторов, художников. Знакомство со службой солдат, снаряжением русских воинов. Расширить объем знаний о космосе. Воспитывать чувство патриотизма.

Блок 3. Родной поселок. Родная природа.

Цель: Дети получат сведения о родном поселке, об истории его возникновения, о его промышленности, видах транспорта, сельских зданиях, трудовой деятельности людей.

Учебно-тематический план к программе «Мой дом – моя страна»

Блок 1. «Я и моя семья».

Тема 1: «Ты и твоё имя».

Цель: Познакомить детей с правом на имя, способствовать социально-нравственному развитию; уметь рассуждать, сопоставлять, делать выводы, сопереживать; воспитывать чувства самоуважения и уважения к другим людям.

Тема 2: «Дружная семья».

Цель: Закрепить знания детей о семье; воспитывать чувство  привязанности к членам своей семьи.

Тема 3: «Моя родословная».

Цель: Воспитывать чувство долга и внимания к ближним; раскрыть понятия «род», «родители», «семья»; вызвать интерес к истории своего рода.

Тема 4: «Наши бабушки и дедушки» (мероприятие, посвященное Дню пожилого человека)

 Цель: воспитывать уважение, проявлять заботу, быть внимательными и милосердными в отношении пожилых людей. Отмечаемый во всем мире День пожилых людей станет хорошим поводом для организации праздника в детском саду в знак уважения к бабушкам и дедушкам.

Тема 5: «Моя любимая мама» (мероприятие посвященное празднику Дню Матери)

Цель: Поддержание традиций бережного отношения к матери; закрепление семейных устоев.

Тема 6: «Мой любимый папа!» (мероприятие, посвященное 23 февраля)

Цель: Пропаганда здорового образа жизни; воспитание у детей чувства уважения к Российской армии, любви к Родине; создание атмосферы веселья, доброжелательности, потребности коллективного общения, дружеского состязания и удовольствия.

Тема 7: «В гостях у детства» (мероприятие, посвященное Дню защиты детей)

Цель: Формировать у детей понятия «Право на отдых», «Право на образование»; дать детям элементарные знания и представления о международном празднике «День защиты детей»; воспитывать желание проявлять творческую инициативу, предоставив для этого равные возможности всем детям.

Тема 8: «В семейном кругу» (игра-общение, посвященная Дню семьи)

Цель: популяризация базисных семейных ценностей (супружества, родительства, родства), демонстрация воспитательного потенциала семьи в развитии и самореализации детей и взрослых; чествование семей, ответственного и солидарного родительства.

Блок 2. «Из прошлого в будущее нашей России».

Тема 1: «Русские богатыри».

Цель: Воспитывать в детях гордость за своих предков, дать почувствовать свою причастность к истории нашего великого народа.

Тема 2: «Святой Георгий Победоносец».

Цель: Формировать у детей интерес к истории нашей Родины, рассказать о Святом Георгии Победоносце, дать понятие «Святой».

Тема 3: «Защитник земли русской – Александр Невский».

Цель: Дать детям понятие, что во все времена на защиту нашего Отечества вставали храбрые, смелые войны, что народ с благодарностью чтит память защитников России.

Тема 4: «На поле Куликовском».

Цель: Ознакомить с историей Куликовской битвы, и значении ее для Руси, о мужестве и отваге воинов. Вызвать у детей патриотические чувства, гордость за дела своих предков, интерес к отечественной истории; обогащать словарный запас.

Тема 5: «Москва – город герой. Отечественная война 1812 года. Наши герои».

Цель: Воспитывать любовь к Родине, Москве, героям Отечественной войны 1812 г. Формировать потребность в получении исторических знаний. Развивать любознательность, интерес к истории Москвы.

Тема 6: «Великая Отечественная Война».

Цель: Познакомить детей с историей Великой Отечественной войны, полной примеров величайшего героизма и мужества людей в борьбе за свободу любимой Родины. Показать детям фотоматериалы с изображением орденов и медалей.

Тема 7: «Никто не забыт, ничто не забыто…» (мероприятие, посвященное Дню Победы).

Цель: Продолжать знакомить детей с историческими событиями нашей страны; развивать речь детей, обогащать словарный запас через песни, стихотворения, монологи, диалоги о войне.

Тема 8: «Мир - это главное слово на свете».

Цель: Воспитывать у детей уважение к защитникам нашей Родины, любовь к ней. Ознакомить с пословицами. Рассказать о защитниках Отечества. Развивать речь и мышление детей, способности аргументировать свои высказывания. Развивать мелкую моторику рук, внимание.

Тема 9: «Знакомство со службой пограничников».

Цель: Воспитывать гражданско-патриотические чувства на основе ознакомления с боевыми традициями нашего народа. Воспитывать чувство гордости за воинов – защитников. Познакомить со службой пограничников.

Тема 10: «Во имя жизни на земле».

Цель: Воспитывать у дошкольников чувство любви к Родине, гордости за нее. Формировать представление о героизме. Воспитывать у детей эмоционально-положительное отношение к воинам. Расширять представления о защитниках страны в годы Великой Отечественной войны (Предварительная работа: 1. Чтение детям художественных произведений о Родине и Великой Отечественной войне. 2. Знакомство с творчеством художников военных лет. 3. Рассматривание иллюстраций «Оборона Москвы», «Поле боя», «Труженики тыла». 4. Слушание песен и музыки военных лет).

Тема 11: «Россия – Родина моя» (мероприятие, посвященное дню России)

Цель: Познакомить детей с праздником день России, воспитывать чувство патриотизма к своей стране.

Тема 12: «Что хранит оружейная палата».

Цель: Познакомить детей с воинским снаряжением русских воинов

Тема 13: «Родина моя – бескрайняя Россия».

Цель: Воспитание патриотических чувств – любви к Родине, уважения к флагу, гербу, гимну России.

Тема 14: «Космонавтами мы будем» (игра-досуг, посвященное Дню космонавтики)

Цель: Расширить объем знаний детей о космосе; закрепить двигательные умения, полученные на физкультурных занятиях; развивать ловкость, быстроту, координацию движений; воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине; формировать положительную самооценку, аналитическое отношение к себе и деятельности товарищей.

Блок 3. Родной поселок. Родная природа.

Тема 1: «Беседа о родном крае»

Цель: Формировать у детей представление о малой Родине. Знакомить детей с родным поселком, с коренными жителями севера – ханты и манси, их бытом.

Тема 2: «Где работают ваши родители? Люди, каких профессий живут в нашем поселке».

Цель: Познакомить детей с трудом людей, приехавших работать на север.

Тема 3: «Зима на Севере. Кто живет в седой лесотундре».

Цель: Ознакомить детей с природой родного края, учить беречь природу, поощрять желание больше узнать о ней.

Тема 4: «Народная северная культура, ее богатства и красота».

Цель: Ознакомить с культурными ценностями и традициями северного народа, устным народным творчеством: сказками, былинами, потешками, праздниками, обрядами.

Тема 5: «Ненецкие народные праздники».

Цель: Ознакомить с праздниками весеннего одаривания небесного Бога-Грома, день оленевода.

Тема 6: «Праздники народа ханты».

Цель: Ознакомить с праздниками медвежий праздник, вороний день, проводы лебедя.

Тема 7: «Праздники народа манси».

Цель: Ознакомить с праздниками медвежий праздник, вороний день, праздник трясогузки.

Тема 8: «Декоративно-прикладное искусство Севера».

Цель: Ознакомить с видами декоративно-прикладного творчества: биссероплетение, вышивание национальных узоров на одежде и предметах быта.

Темы образовательной деятельности можно взаимозаменять в зависимости от наступающего праздника, либо поменять местами блоки для удобства работы педагога


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа гражданско-патриотического воспитания детей дошкольного возраста "Наш край – Уральский регион"

В настоящее время согласно Закону РФ «Об образовании» воспитание гражданственности и любви к Родине является одним из главных принципов государственной политики в области образования. Конкретные задач...

Программа гражданско- патриотического воспитания дошкольников "Мой дедушка- моя гордость".

Муниципальное бюджетное  дошкольное образовательное учреждение Бижбулякского районаДетский сад «Дюймовочка» с. Бижбуляк.Программа гражданско-патриотического воспитания дошкольников «Мой дед...

Программа «Гражданско-патриотическое воспитание» «Душа – России»

В настоящее время в российском обществе происходят события, связанные с изменениями всех сфер нашей жизни. Экономические преобразования, расслоение общества, коснувшееся каждой семьи, привели к смене ...

Программа гражданско - патриотического воспитания дошкольников "Я живу в России"

Программа «Я живу в России» предназначена для реализации работы по гражданско-патриотическому воспитанию в условиях дошколь­ного образовательного учреждения. Результатом освоения данной программы явля...

Программа гражданско-патриотического воспитания "Моя Родина"

Программа предназначена для методистов и воспитателей дошкольных учреждений. Программа направлена на формирование основ птриотизма у детей дошкольного возраста ....

Программа гражданско- патриотического воспитания детей и молодежи "Мир, в котором я живу"

Программа предназначена для детей старшего дошкольного возраста. Целью программы- формировать у детей дошкольного возраста патриотические отношения и чувства к своей семье, деревне, к природе, ку...

Программа по патриотическому воспитанию "Юные патриоты своей страны"

Данная программа ориентирована на воспитание достойных граждан России, соотнесена с требованиями  Федеральногого государственого образовательного стандарта. Воспитание гражданиниа страны - одно и...