ГРАЖДАНСКО- ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С РОДНЫМ ГОРОДОМ .
проект (старшая группа) на тему
В последнее время в условиях реформирования современного российского общества проблема гражданского и патриотического воспитания чрезвычайно актуальна.
Важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки формирования и развития личности, обладающей качествами гражданина и патриота, развиваются представления о человеке, обществе, культуре- это дошкольный возраст. Именно в это время с любви к малой Родине, к родным местам, гордости за свой народ, начинается освоения первоначальных представлений социального характера, формируется любовь к Родине большой. Понимая это, решая задачи социально- личностного развития дошкольников, проблему мы определили как- гражданско –патриотическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с родным городом. За основу реализации взяли метод проекта. Участие в проектной деятельности даёт возможность дошкольникам развивать внутреннюю активность, способность выделять проблемы, ставить цели, добывать знания, приходить к результату.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 19.16 КБ |
Предварительный просмотр:
ГРАЖДАНСКО- ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С РОДНЫМ ГОРОДОМ
(информационно-практико-ориентированный
проект «Мы-Кировчане! Нам здесь жить»).
В последнее время в условиях реформирования современного российского общества проблема гражданского и патриотического воспитания чрезвычайно актуальна.
Важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки формирования и развития личности, обладающей качествами гражданина и патриота, развиваются представления о человеке, обществе, культуре- это дошкольный возраст. Именно в это время с любви к малой Родине, к родным местам, гордости за свой народ, начинается освоения первоначальных представлений социального характера, формируется любовь к Родине большой. Понимая это, решая задачи социально- личностного развития дошкольников, проблему мы определили как- гражданско –патриотическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с родным городом. За основу реализации взяли метод проекта. Участие в проектной деятельности даёт возможность дошкольникам развивать внутреннюю активность, способность выделять проблемы, ставить цели, добывать знания, приходить к результату.
Цель проекта: формирование активной, нравственной личности,
обладающей качествами гражданина-патриота, на основе изучения исторического прошлого и настоящего своего города.
Задачи:
1.Воспитывать у дошкольников интерес, любовь к родному городу, его природе, желание активно действовать и добиваться положительных результатов
2.Формировать у детей представления об историческом прошлом города, его современной жизни, достопримечательностях, стремление чувствовать и осознавать себя неотъемлемой частью большого этноса
3.Развивать творческие и интеллектуальные способности детей, их речевую культуру;
4.Совершенствовать формы и методы включения родителей в деятельность по гражданско-патриотическому воспитанию детей.
Все задачи ориентированы не только на приобретение знаний, но и на развитие личностных качеств, которые входят в понятие «патриотизм».
За основу взяли родной город Кировск. Вопрос, на который решили найти ответ в ходе информационно- практико- ориентированного проекта « Мы- Кировчане! Нам – здесь жить!», что мы можем сделать, чтобы город стал лучше.Мы шли от чувств - к отношениям, от отношения – к деятельности!
Подготовительный этап начали с обогащения развивающей среды, разработки конспектов образовательной деятельности, совместного оформления альбомов, фотоматериалов, подборки литературы, целевых прогулок по городу, анкетирования родителей, диагностирования детей .
В начале работы над проектом необходимо было заинтересовать всех участников проекта. Убедить родителей в необходимости патриотического воспитания, о котором, согласно анкетированию, родители имеют смутное представление, но понимают его необходимость; увлечь детей, заинтересовать педагогов.
Ввести детей в проблему помогла игровая ситуация- в группу почтальон принёс письмо, где один из жителей просит помочь дошкольников сделать город ещё лучше, ещё красивее , а что конкретно надо сделать неясно, вторая часть письма оказалась залита водой .
Основной этап работы: разработка и выполнение проекта
Реализация этого этапа включала работу по нескольким направлениям: «Прошлое города», «Здоровье кировчан», «Кировск- город спорта», «Достопримечательности города», «Современный город!», « Родная природа». Какое бы направление не рассматривали, всегда искали ответ на вопрос : что мы можем сделать, чтобы город стал лучше?»
Во время реализации основной части проекта основными формами взаимодействия были: детская игра, проектно- поисковая деятельность взрослых с детьми, художественно – литературное творчество, общение, творческо – продуктивная деятельность. Дети обогащали свои знания посредством образовательной деятельности познавательного цикла: «Кировск- город, где мы живём», « Прошлое города», «Профессии моего города», бесед с людьми старшего поколения. Совершали экскурсии к достопримечательностям города, в выставочный зал ДК. Вместе с родителями и педагогами в субботние дни, ходили музеи, в детскую библиотеку, где были организованы выставки соответственно проблеме. Пробуждая в детях познавательный интерес, мы старались :
1)дать возможность как можно полнее изучить объект (рассматривание на фотографиях, беседы с людьми, целевые экскурсии).
2) вызвать, интерес, доброе чувство к рассматриваемому объекту.
3) наделить объекты города человеческими качествами.
4 )вводить элементы поэзии, фольклора, музыки
5)решать проблемные ситуации « А если бы..»,
6) привлечь детей к собственному исследовательскому поиску.
В этом помогали игры:
«Познаём вместе».
Цель: найти как можно больше интересных объектов в городе, назвать их или описать, а если не знаешь их название, то попытаться найти ответ в книгах.
«Копилка интересных вопросов».
Цель: составить интересный вопрос о городе, его улицах и задать в группе детям. На все вопросы старались вместе с детьми найти правильные ответы.
« Архитектор»
Цель: по макету, плану, рисунку рассказать о городе.
Образовательная деятельность, объединённая одной темой, одной проблемой позволяла интегрировать содержание в различных видах деятельности: речевой, игровой, художественной, творческой, музыкально – театральной, практической и решать много взаимосвязанных задач. Дети собирали коллекции магнитов, открыток о городе, спорте. Составляли творческие рассказы на тему: « Кировск- город необычный», « Я и мой город», оформляли альбом « Кировск вчера и сегодня». Отражали полученные знания в игре. Сюжеты игры о городе стали более разнообразны, содержание включало реальные события.
Большую положительную роль в реализации проекта сыграло вовлечение родителей. Взаимодействие с родителями в рамках проекта способствовало раскрытию индивидуальных возможностей детей, раскрытию творческого потенциала всех участников. В рамках проекта педагоги пытались напитать восприимчивую душу ребенка возвышенными человеческими ценностями, дать опыт сопереживания, восхищения красотами города, а значит зародить действенную любовь к родному городу.
Заключительный этап проекта был представлен в виде:
- праздника «День рождения города»,
- участия в акциях: «Чистый город!», « Поможем растению пережить зиму»
- выставки рисунков «Мой город» (Сотворчество родителей и детей).
- совместной деятельности в форме игры: « Что? Где? Когда?»
- участия в детском фестивале опытно- исследовательской деятельности: « Хочу всё знать»
- презентации: «Мы-Кировчане! Нам – здесь жить!», где дети рассказали о том, что они могут сделать, чтобы город стал лучше. ( Из рассказов детей:«Знать прошлое своего города и делиться с людьми своими знаниями, охранять памятники; беречь и охранять северную природу, заботиться о птицах; стараться, чтобы город был чище; получить хорошие знания и сделать город ещё красивее; укреплять своё здоровье, заниматься спортом, здоровый человек может больше принести пользы; помогать пожилым людям).
Партнерство, соучастие и взаимодействие –были приоритетными формами общения педагога с детьми на протяжении всего проекта.
Систематическая и планомерная работа по воспитанию у детей патриотических чувств с помощью проектной деятельности способствовала обогащению знаний дошкольников. При ознакомлении детей с основными историческими сведениями, современной жизнью города, его достопримечательностями у них формировалось бережноеотношение к истории и культуре родного города, интерес к родной природе. Дети не только получили множество разнообразной информации, но и научилисьгордиться своим городом, своей малой родиной.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы по патриотическому воспитанию детей в процессе ознакомления с родным городом.
современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю....

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с родным краем.»
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром...

Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников в процессе ознакомления с родным городом «Жердевка – город, что сердцу дорог»
Важной задачей воспитания и обучения дошкольников является нравственно-патриотическое воспитание. Данная программа направлена на ознакомление с городом и привитие любви к нему у ст...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с родным краем.» Старшая группа
Конспект занятияпо ознакомлению с окружающим миромна тему: «Нравственно-патриотическоевоспитаниедошкольников в процессе ознакомления с родным краем.» Старшая группа...
Проект «Воспитание любви к малой Родине у дошкольников в процессе ознакомления с родным городом, краем».
Проект раскрывает работу по ознакомлению дошкольников средней группы с любимыи городом....

Реализация проекта для детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет «Патриотическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с историей родного города»
Патриотическое воспитание – одна из главных целей деятельности системы образования. Работа по формированию общегражданской целостности российского общества должна начинаться с дошкольной ступени...
Консультация для педагогов "Патриотическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с родным краем"
За последнее время в нашей стране происходят большие перемены - Россия переживает один из не простых исторических периодов. Идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее...
Комментарии
Данный проект способствует
Данный проект способствует гражданско- патриотическому воспитанию дошкольников.