Дидактическая игра как средство развития словаря у детей дошкольного возраста
статья по развитию речи на тему

Мамедова Юлия Аркадьевна

Сегодня, как никогда, осознается ответственность общества за воспитание подрастающего поколения.  Преобразования в дошкольном образовании нацеливают на использование всех возможностей, ресурсов   для повышения  эффективности обучения. К таким важным, главным средствам обучения  относится игра.    Игра относится к косвенному методу воздействия: ребенок не ощущает себя объектом   воздействия   взрослого, является   полноправным субъектом деятельности.

          Игра – это ведущая деятельность ребёнка, в  которой формируется    и   обогащается   его внутренний мир.

Игра  подготавливает детей ко взрослой жизни,  каждого, к  продолжению своего дела  , формируя, развивая  в  них  способности  и  качества,  необходимые  для  той деятельности, которую предстоит им выполнить.

 Вопрос о природе и сущности игры волновал и   продолжает привлекать внимание многих исследователей, таких как Гальперин П.Я., Данилова В.Л., Запорожец А.В., Эльконин Д.Б.

Советский педагог В.А. Сухомлинский подчеркивал, что «игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

 Влияние игры во многом зависит от профессионального мастерства педагога, от знания им психологии ребенка, учета его возрастных и индивидуальных особенностей, от правильного методического руководства взаимоотношениями детей, от четкой организации и проведения всевозможных игр.

Очень большое влияние игра оказывает на развитие речи. Игровая ситуация требует от каждого включенного в неё ребёнка определённого уровня развития речевого общения. Необходимость объясниться со сверстниками стимулирует развитие связной речи.

Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания детей.

Правильное формирование словаря дошкольников служит средством полноценного общения и развития личности. Лексика как важнейшая часть языковой системы имеет огромное общеобразовательное и практическое значение. Богатство сформированного словаря дошкольников есть признак высокого развития речи. Л.С. Выготский отмечал: "… Не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций у личности в целом, находится в непосредственной зависимости от речи".

С физиологической точки зрения слово является универсальным средством сигнализации, которое может заменить все возможные для человека раздражители. Усвоение слова есть образование временной нервной связи между ним образом объекта реального мира. Эти связи образуются в коре головного мозга по законам, открытым И.П.Павловым

С психологической точки зрения значение есть обобщение, выражающее понятие. Значение слова есть "единство обобщения и общения, коммуникации и мышления". Именно в значении слова "завязан узел того единства, которое мы называем речевым мышлением. Взгляд на слово определяет роль словарной работы с детьми. Она тесно связана с развитием познавательной деятельности, с накоплением представлений об окружающем мире, с формированием элементов понятийного мышления.

Словарь- лексика, словарный состав языка, словарный запас отдельного человека.

Лингвистические словари по своим целям и способам лексикографического описания разделяются на несколько типов: толковые, словари иностранных слов, орфографические, орфоэпические, синтаксические и др. Особое место занимают толковые словари, задачей которых является объяснение (толкование) значений слов и их употребление в речи.

Активный словарь- это слова, которые говорящий не только понимает, но и употребляет (более или менее часто). Активный словарь во многом определяет богатство и культуру речи.

Пассивный словарь – слова, которые говорящий на данном языке понимает, но сам не употребляет. Пассивный словарь значительно больше активного, сюда относятся слова, о значении которых человек догадывается по контексту, которые всплывают в сознании лишь тогда, когда их слышат.

Перевод слов из пассивного словаря в активный словарь представляет собой специальную педагогическую задачу. Введение в речь детей слов, которые они сами усваивают с трудом, употребляют в искаженном виде, требует педагогических усилий. Данные психологии, языкознания, физиологии помогают определить круг слов, затрудняющих детей на различных возрастных ступенях. Эти слова воспитатель должен вводить в лексикон детей планомерно, систематически.

Таким образом, словарная работа в детском саду направлена на создание лексической основы речи и занимает важное место в общей системе работы по развитию речи детей.

Обогащение словарного запаса происходит в процессе ознакомления с окружающим миром, во всех видах деятельности, повседневной жизни, общении. Работа над словом уточняет представление ребенка, углубляет его чувства, организует социальный опыт. Все это имеет особое значение в дошкольном возрасте, поскольку именно здесь закладываются основы развития мышления и речи, происходит становление социальных контактов, формируется личность.

К активному употреблению речи ребенка побуждает потребность в совместной с взрослым деятельности. Выделяют три периода в становлении коммуникативной функции слова. В первом – главным компонентом ситуации выступает предмет. Во втором периоде главным компонентом ситуации становится взрослый. Ребенок переводит взгляд с предмета на взрослого и останавливается на последнем. Дети стремятся обратить внимание взрослого на свои попытки достать предмет. В третьем периоде центр ситуации переносится на слово. Ребенок смотрит на взрослого, присматривается к артикуляциям. Появляются первые попытки произносительного образа. И малыш произносит требуемое слово – название предмета.

В 3 – 3,5 года слово объединяет несколько групп однородных предметов: мебель, игрушки, одежда. В 4 – 5 лет ребенок использует слова, содержащие итог предыдущих обобщений, например, слово "растение" включает такие группы, как ягоды, деревья, фрукты и прочее. Такое обобщение строится на наиболее ярких признаках, которые ребенок усвоил в собственной практической деятельности. За каждым, словом дошкольника стоит представление о конкретном предмете или ситуации.

Дошкольники обучаются гораздо успешнее в процессе непосредственно-образовательной деятельности по развитию словарного запаса по средствам дидактических игр. Они закрепляют и уточняют словарь, изменения и образования слов, упражняют в составлении высказываний, развивают объяснительную речь. В этих играх ребенок попадает в ситуации, когда он вынужден использовать приобретенные речевые знания и словарь в новых условиях Они проявляются в словах и действиях играющих.

Третий год жизни – период наибольшего увеличения активного словарного запаса. К 4 годам количество слов доходит до 1900, в 5 лет до 2000-2500, а в 6-7 лет до 3500-4000 слов. Индивидуальные различия в словаре наблюдаются и в эти возрастные периоды. По словам Д. Б. Эльконина, различия в словаре "более велики, чем в какой-либо другой сфере психического развития".

Уровень развития словаря определяется количественными и качественными показателями. Важно не только умение детей пользоваться большим количеством слов, но и владеть навыками словообразования. Формирование лексических средств зависит от многих факторов: специальных условий, в которых воспитывается ребенок, его речевого окружения, активной речевой практики, а также особенностей возрастного и психического развития.

Анализируя развитие значения слова, С.Л. Выготский писал: " Речь и значение слов развивались естественным путем, и история того, как психологически развивалось значение слова, помогает осветить до известной степени, как происходит развитие знаков, как у ребенка естественным образом возникает первый знак, как на основе условного рефлекса происходит овладение механизмом обозначения".

 

В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, телевизионные и радиопередачи и т. д. Поэтому дошкольная педагогика рассматривает развитие словаря у детей как одну из важных задач развития речи.

Сегодня принято выделять четыре основные задачи:

Во-первых, обогащение словаря новыми словами, усвоение детьми ранее неизвестных слов, а также новые значения ряда слов, уже имеющихся в их лексиконе. Обогащение словаря происходит, в первую очередь, за счет общеупотребительной лексики (название предметов, признаков и качеств, действий, процессов и др.).

Во- вторых, закрепление и уточнение словаря. Эта задача обусловлена тем, что у детей слово не всегда связано с представлением о предмете. Они часто не знают точного наименования предметов. Поэтому сюда входят углубление понимания уже известных слов, наполнение их конкретным содержанием, на основе точного соотнесения с объектами реального мира, дальнейшего овладения обобщением, которое в них выражено, развитие умения пользоваться общеупотребительными словами.

В- третьих, активизация словаря. Усваиваемые детьми слова делятся на две категории: пассивный словарь (слова, которые ребенок понимает, связывает с определенными представлениями, но не употребляет) и активный словарь (слова, которые ребенок не только понимает, но активно, сознательно при всяком подходящем случае употребляет в речи). В работе с детьми важно, чтобы новое слово вошло в активный словарь. Это происходит только в том случае, если оно будет закреплено и воспроизведено ими в речи. Ребенок должен не только слышать речь воспитателя, но и воспроизводить ее много раз, так как при восприятии участвует, в основном, только слуховой анализатор, а в говорении – еще и мускульно-двигательный и кинетический анализаторы. Новое слово должно войти в словарь в сочетании с другими словами, чтобы дети привыкли употреблять их в нужных случаях.

В-четвертых, устранение из речи детей нелитературных слов (диалектные, просторечные, жаргонные). Это особенно необходимо, когда дети находятся в условиях неблагополучной языковой среды.

На третьем году жизни словарь детей пополняется в процессе освоения более широкого круга предметов домашнего обихода, с которыми действуют и они сами, и взрослые. Дошкольники осваивают названия предметов более далекого окружения, которые видят на улицах, в парках и других местах (названия транспортных средств, построек, растений, животных и т.д.).

Углубление знаний о предметах получает отражения в словаре в виде слов, обозначающих названия частей и деталей предметов, с которыми ребенок действует (ручка, носик, крышка у чайника; рукава, карман, пуговицы у платья и т.п.). Формы предметов (шар, кубик, кирпичик). Вкус овощей и фруктов (сладкий, кислый, вкусный). Вводятся в активный словарь слова, обозначающие величины, и цвета, а также обозначения физических качеств предметов (теплый, гладкий и т.п.) и их свойств.

На четвертом году дети должны точно называть все вещи обихода, предметы обстановки, разные транспортные средства и т.п., т.е. то, с чем они сталкиваются повседневно. Установление связей между предметами, действиями и словами, их обозначающими, в этом возрасте уже не представляет труда.

В современной методике словарная работа рассматривается как целенаправленная педагогическая деятельность, обеспечивающая эффективное освоение словарного состава родного языка. Изучению особенностей усвоения детьми лексики посвящены исследования М.М Алексеевой, В.В. Гербовой, Е.М.Струниной, В.И. Яшиной.

Алексеева М.М., Яшина В.И. выделяют две группы методов: методы накопления содержания детской речи и методы направленные на закрепление и активизации словаря, развитие его смысловой стороны.

Первая группа включает методы:

а) непосредственного ознакомления с окружающим и обогащение словаря: рассматривание и обследование предметов, наблюдение, осмотр помещения детского сада, целевые прогулки и экскурсии;

б) опосредованного ознакомления с окружающим и обогащение словаря:

рассматривание картин с малознакомым содержанием, чтение художественных произведений, показ кино и видеофильмов, просмотр телепередач.

Вторая группа методов используется для закрепления и активизации словаря: рассматривание игрушек, рассматривание картин с хорошо знакомым содержанием, дидактические игры и упражнения.

Большой интерес представляют взгляды на игру Е.И. Тихеевой, она рассматривает игру как одну из форм организации педагогического процесса в детском саду и вместе с тем как одно из важнейших средств воспитательного воздействия на ребенка.

Дидактические игры – это широко распространенный метод словарной работы. Игра является одним из средств умственного воспитания. В ней ребенок отражает окружающую действительность, выявляет свои знания, делится ими с товарищами. Особенно важное место в умственном воспитании занимают дидактические игры, обязательными элементами которых являются познавательное содержание и умственная задача.

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное, педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка. Именно в дидактической игре ребенок получает возможность совершенствовать, обогащать, закреплять, активизировать словарь.

А.В. Запорожец, оценивая роль дидактической игры, пишет, что необходимо добиваться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребенка, служила формированию его способностей.

Методические приёмы делятся на три основные группы: словесные, наглядные и игровые. Широко применяются словесные приёмы. К ним относятся речевой образец, повторное проговаривание, объяснение, указания, вопрос.

1. Речевой образец – правильная, предварительно продуманная речевая деятельность педагога, предназначенная для подражания детьми. Образец должен быть доступным и по содержанию и форме. Он произносится чётко, громко и неторопливо.

2. Повторное проговаривание – преднамеренное многократное повторение одного и того же речевого элемента (звука, слова, фразы) с целью его запоминания.

3. Объяснение – раскрытие сущности некоторых явлений или способов действия. Широко используется для раскрытия значений слов, для объяснения правил и действий в дидактических играх, а так же в процессе наблюдений и обследований предметов.

4. Указания – разъяснение детям способа действия для достижения определённого результата.

5. Вопрос – словесное обращение, требующее ответа. Вопросы разделяются на основные и вспомогательные. Основные могут быть констатирующими – "Кто? Что? Какой? Какая? Где? Куда?" и поисковыми, требующими установления связей и отношений между явлениями – "Почему? Зачем? Чем похожи?" вспомогательные вопросы бывают наводящими и вспомогательными. Вопросы используются во всех методах речевого развития.

Наглядные приёмы – показ иллюстративного материала, картин, предметов, показ образца, способов действия.

Игровые приёмы могут быть словесными и наглядными. Они возбуждают у ребёнка интерес к деятельности, обогащают мотивы речи, создают положительный эмоциональный фон процесса обучения и тем самым повышают речевую активность детей и результативность занятий.

Таким образом, в словарной работе используется совокупность разных методов и приёмов в зависимости от степени овладения детьми слова. Наиболее эффективный метод словарной работы с детьми раннего возраста – дидактические игры.

  От других видов игр и упражнений дидактическую игру отличает определенная структура.

       Как утверждают И.М. Кононова и К.Д. Сергеева, игра, используемая для обучения, должна содержать прежде всего обучающую, дидактическую задачу. Играя, дети решают эту задачу в занимательной форме, которая достигается определенными игровыми действиями. Обязательным компонентом дидактической игры являются и  ее правила.

Особым видом игровой деятельности является дидактическая игра. Она создается взрослым специально в обучающих целях, когда обучение протекает на основе игровой и дидактической задачи. В дидактической игре ребенок не только получает новые знания, но также обобщает и закрепляет их. У дошкольников развиваются познавательные процессы и способности, они усваивают общественно выработанные средства и способы умственной деятельности.

Структуру дидактической игры образуют основные и дополнительные компоненты. К первым следует отнести дидактическую и игровую задачу, игровые действия, правила, результат и дидактический материал. Ко вторым – сюжет и роль. Реализуются игровая и дидактическая задачи в игровых действиях.

Дидактическая задача. Для выбора дидактической игры необходимо знать уровень подготовленности воспитанников, так как в игре они должны оперировать уже имеющимися знаниями, представлениями и умениями. Определяя дидактическую задачу, имеется в виду, какие знания, представления детей должны усваиваться, закрепляться, какие умственные операции в связи с этим должны развиваться, какие качества личности детей можно сформировать средствами игры (честность, скромность, настойчивость в достижении поставленной цели, активность), какие стороны речи развить. В каждой дидактической игре своя обучающая задача, что отличает одну игру от другой.

Игровая задача иногда заложена в самом названии игры: "Узнаем, что в чудесном мешочке", "Кто в каком домике живёт" и т.п. Интерес к ней, стремление выполнить её активизируется игровыми действиями. Чем они разнообразнее и содержательнее, тем интереснее для детей сама игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи.

Игровые правила. Основная цель правил игры- организовать действия детей. Правила могут запрещать, разрешать , предписывать что-либо детям в игре, делать игру занимательной, увлекательной и интересной.

    Используя дидактическую игру в педагогическом процессе, через ее правила и действия у детей формируются корректность, доброжелательность, выдержка.

Правила игры определяются задачей обучения и содержанием игры и, в свою очередь, определяют характер и способ игровых действий, организуют и направляют поведение детей, взаимоотношения между ними и воспитателем. С помощью правил он формирует у детей способность ориентироваться в изменяющихся обстоятельствах, умение сдерживать непосредственные желания, проявлять эмоцианально-волевое усилие. В результате этого развивается способность управлять своими действиями, соотносить их с действиями других играющих.

   Правила игры имеют обучающий, организующий и дисциплинирующий характер. Обучающие правила помогают раскрыть перед детьми, что и как нужно делать: они соотносятся с игровыми действиями, усиливают их роль, уточняют способ выполнения; организующие определяют порядок, последовательность и взаимоотношения детей в игре; дисциплинирующие предупреждают о том, чего и почему нельзя делать.

   Воспитатель должен осторожно пользоваться правилами, не перегружать ими игру, применять лишь необходимые из них. Введение многих правил, выполнение их детьми по принуждению приводит к отрицательным результатам.

Дидактическая игра отличается от игровых упражнений тем, что выполнение в ней игровых правил направляется, контролируется игровыми действиями. Развитие игровых действий зависит от выдумки педагога. Игровые действия могут быть самыми разнообразными: спрятать, искать, закрывать фишкой картинки, подбирать картинки, отвечать на вопросы, выбирать водящего, награждать победителя.

     Игровым действиям детей нужно учить. Лишь при этом условии игра приобретает обучающий характер и становится содержательной. Обучение игровым действиям осуществляется через пробный ход в игре, показ самого действия.   В играх младших детей игровые действия одинаковы для всех участников.

    При распределении детей на группы или при наличии ролей игровые действия различны.

     Различен и объём игровых действий. В младших группах - это чаще всего одно-два повторяющихся действия, в старших уже пять-шесть.

Средством решения дидактической задачи выступает дидактический материал. Результатом дидактической игры является решение игровой и дидактической задач. Решение обеих задач – показатель эффективности игры.

Дидактическая игра выступает одновременно как вид игровой деятельности и форма организации взаимодействия взрослого с ребенком. В этом и состоит ее своеобразие, игровой результат.

Правила игры, устанавливаемые воспитателем, постепенно усваиваются детьми. Ориентируясь на них, они оценивают правильность своих действий и действия товарищей, взаимоотношения в игре.

   Результат дидактической игры - показатель уровня достижения детей в усвоении программного материала, в развитии умственной деятельности, взаимоотношений, а не просто выигрыш, полученный любым путём.

   Игровые задачи, действия, правила, результат игры взаимосвязаны, и отсутствие хотя бы одной из этих составных частей нарушает её целостность, снижает воспитательное воздействие.                    

Некоторые дидактические игры имеют сюжет, требуют разыгрывания ролей. Так, в игре "Магазин игрушек" есть продавец и покупатели. Из дидактических игр с сюжетом следует выделить / игры-инсценировки – показ с помощью игрушек небольших сценок, в которых перед детьми ставится дидактическая задача (угадать, из какой сказки показан эпизод, и продолжить сказку, заметить изменения, которые произошли на сцене).

 

Многие дидактические игры не имеют сюжета и заключаются только в решении определенной задачи. Но и в этих играх содержание черпается из представлений детей об окружающем и связано с задачами речевого развития. Иногда и в бессюжетные игры вводится образ, например загадки, загадывает Петрушка или другой сказочный персонаж.

Когда игровую задачу ставит перед детьми не воспитатель, а например: кукла, повышается умственная и словарная активность малышей. Например, в гости к детям может прийти Андрюша – кукла с лицом привлекательного, живого мальчика. Его появление всегда вызывает радость, ожидание чего-то нового, интересного. Андрюша проводит игры, может быть, и ранее известные детям, например "Что изменилось?", но эти игры приобретают новый смысл, вызывают удивление, заставляют работать воображение. В игровой занимательной форме происходит активизация и обогащение словаря дошкольника.

Словарь дошкольника на четвертом году жизни по-прежнему пополняется названиями предметов, с которыми дети сталкиваются и действуют в быту. Дети затрудняются или допускают ошибки при назывании многих предметов обихода (посуды, мебели, одежды, игрушек, транспортных средств и др.). Эти ошибки вызваны неточностью, не дифференцированностью восприятия и представлений ребенка. Поэтому существенное значение на данном возрастном этапе приобретают ознакомление детей с особенностями предметов и словарная работа в процессе углубления знаний о предметах. Для реализации словарной задачи педагог использует дидактическую игру, как в непосредственно образовательной деятельности, так и в самостоятельной деятельности детей. Рассматривая с детьми предмет, педагог помогает определить и назвать его размер, цвет.

Осуществляя работу по формированию и активизации словаря, педагоги ДОУ эффективно используют дидактические игры: "Чудесный мешочек", "Кто увидит и назовет больше?", "Краски", "Что изменилось" и другие.

Для формирования словаря используются дидактические игры разных видов: игры с предметами (игрушками, природным материалом и пр.), настольные печатные игры и словесные игры. Следует отметить, что все эти игры можно успешно использовать для активизации словаря дошкольников. Игры с предметами наиболее доступны детям, так как они основаны на непосредственном восприятии, соответствуют стремлению ребенка действовать с вещами и таким образом знакомиться с ними, кроме того, ребенок с желанием называет увиденные предметы.

Большая группа игр и упражнений с дидактическими игрушками и материалами (матрешками, башенками, грибками, геометрическими формами и т. д.) характеризуется тем, что обучающее и игровое начало заложено в самих игрушках и материалах, в их специальной конструкции. В играх этого типа имеются свои дидактические задачи (различать величину, форму и т. д.) и цель игры для ребенка (собрать целую игрушку, выполнить задание), разнообразные действия (собирать, складывать, нанизывать) и определенные правила (например, нанизывать кольца по возрастанию величины, раскладывать по форме).

Игры с дидактическими игрушками и материалами предназначены больше для маленьких детей. Они не требуют обязательного взаимодействия с другим ребенком, предполагают характерную для малышей повторность действий. Их ценность не только в том, что дети познают специально выделенные, нарочито подчеркнутые в игрушке, материале свойства — цвет, форму, величину и др. Благодаря заложенному в обучающих игрушках и материалах принципу самоконтроля они позволяют организовать более или менее длительную самостоятельную деятельность маленьких детей, развивать умения занимать себя, играть рядом с другими, не мешая им, а значит, помогают организовать жизнь группы.

В младшем дошкольном возрасте многие игры с игрушками сопровождаются движениями, что соответствует особенностям восприятия и мышления ребенка. Настольные печатные игры, так же как и игры с предметами, основаны на принципе наглядности, но в этих играх детям дается не сам предмет, а его изображение. Содержание настольных игр разнообразно. Некоторые виды лото и парные картинки знакомят детей с отдельными предметами (посуда, мебель), с животными, птицами, овощами, фруктами, их качествами и свойствами. Другие уточняют представления о сезонных явлениях природы (лото "Времена года"), о различных профессиях (игра "Что кому нужно?").[3]

В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать и называть, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. В играх решаются задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности в решении задач.

Дидактические игры – незаменимое средство в формировании словаря детей младшего дошкольного возраста.

В дидактических играх обучение носит игровой характер. Опираясь на непроизвольное внимание детей, взрослые должны активизировать их познавательную деятельность, вызывать интерес к окружающим предметам, совершенствовать их опыт, формировать навыки и умения.

Дидактические игры наряду с подвижными, музыкальными создаются взрослыми как игры с правилами и предлагаются детям в готовом виде. Лишь после того как дети овладеют их содержанием, правилами, они начинают играть в них самостоятельно.

К дидактическим играм относятся собственно обучающие игры с правилами, игры и упражнения с дидактическими игрушками и материалами, словесные  игры-занятия.

Игры с правилами имеют большое организующее значение для ребенка и детского коллектива. Правила в этих играх предлагают детям определенные нормы действия (умственного и физического), определяют, что надо делать, говорить и чего нельзя, как действовать каждому и всем играющим. Важно, что именно в самостоятельных дидактических играх дети привыкают подчиняться требованиям и правилам без прямого участия и подсказок взрослого.

Дидактическая игра с правилами — основной и наиболее характерный вид игровой деятельности детей — имеет определенную структуру, которая включает дидактическую (развитие сенсорных процессов, речи и др.), игровую задачу (отгадать, выиграть соревнование и т. д.) и игровые действия (прятать и находить, кого- то изображать и т. п.), правила игры (действовать по очереди, не повторять сказанного, начинать по сигналу и т. п.). Игровая задача и игровые действия вносят в игру занимательное начало, позволяют ребенку обучаться, играя, непреднамеренно получать знания в интересной для него деятельности. К таким играм можно отнести прежде всего многие настольные игры, словесные и словесно-подвижные .

Еще более важное место занимают словесные дидактические игры (игры-загадки на выделение характерных признаков предметов, сравнение, обобщение и др.), настольно-печатные игры на классификацию предметов, игры-соревнования в быстроте и точности ориентировок. Ценно, что эти игры объединяют не только непосредственных участников, но и «болельщиков», внимательно наблюдающих за игрой и выражающих активное отношение к успехам или неуспехам своих товарищей.

По мере овладения детьми новыми знаниями о предметной среде задания в играх усложняются: ребята упражняются в определении предмета по какому-либо одному качеству, объединяют предметы по этому признаку (цвету, форме, качеству, назначению и др.), что очень важно для развития отвлеченного, логического мышления, обогащения словаря ребенка.

Детям младшей группы дают предметы, резко отличающиеся друг от друга по свойствам, так как малыши еще не могут находить едва заметные различия между предметами. Сравнивая предметы, дети называют одинаковые их части, признаки и отличительные особенности.

Словарь дошкольника на четвертом году жизни по-прежнему пополняется названиями предметов, с которыми дети сталкиваются и действуют в быту. Дети затрудняются или допускают ошибки при назывании многих предметов обихода (посуды, мебели, одежды, игрушек, транспортных средств и др.) Поэтому существенное значение на данном возрастном этапе приобретают ознакомление детей с особенностями предметов и словарная работа в процессе углубления знаний о предметах. Дошкольников знакомят с названиями предметов, с их назначением, особенностями строения. Рассматривая с детьми предмет, педагог помогает определить и назвать его размер, цвет.

Дидактические игры должны развивать любознательность, умение самостоятельно решать умственные задачи, способствовать созданию стойких игровых коллективов, объединенных общими интересами, взаимными симпатиями, товарищескими взаимоотношениями.

Дидактические игры и занятия дадут хороший результат лишь в том, если воспитатели ясно представляют, какие задачи могут быть решены в процессе их проведения и в чем особенности организации этих занятий на ступени младшего дошкольного возраста.

Дидактические игры и занятия очень важны для умственного воспитания маленьких детей. Во время занятий у ребенка вырабатываются важные качества, необходимые для успешного умственного развития.

Развитие сосредоточенности и способности к подражанию – необходимое условие усвоения детьми сведений и умений. Это одна из важных задач, которая должна быть решена во время занятий, тем более что не все дети в равной мере овладевают этими качествами.

Вызывая подражании своим действиям и словам, воспитатель учит детей внимательно присматриваться, вслушиваться, понимать и в меру своих возможностей делать то, что от них требуется.

Привлекая внимание детей, возбуждая их интерес, воспитатель закладывает первое начало в развитии такого важного качества, как любознательность. Получая пищу для своего ума, маленький ребенок охотно участвует в занятиях, ждет их, радуется им. На занятиях ребенок приученный слушать взрослого, смотреть на то, что ему показывают, овладевает определенными  знаниями. Он многое узнает о разных предметах: об их назначении, о внешнем виде, свойствах, таких, как форма, цвет, величина, вес, качество материала, научится их сравнивать, появится интерес к анализу и обобщению. Развиваются и совершенствуются его восприятие и ощущения.

Показывая, рассказывая детям, воспитатель раскрывает перед ними мир доступных для их понимания явлений природы и труда старших, знакомит со  средствами передвижения. Понять все эти явления ребенок не может без поясняющего слова взрослого. Поэтому на занятиях ставится задача – научить детей слушать и понимать обращенную к ним речь и самим пользоваться речью.

Особенно хорошо дети усваивают сведения об окружающих их предметах и явлениях, когда они имеют возможность не только созерцать, но и активно действовать и участвовать в опытно- исследовательской деятельности. Дети постепенно научатся пользоваться моделями, схемами, монограммами, строить из строительного материала лесенки, горки, дома, виды транспорта. В процессе любой  деятельности у детей вырабатываются: целеустремленность, здоровая, разумная активность и некоторая саморегуляция  действий.

Дидактические игры и занятия имеют определенное значение в нравственном воспитании детей. У них постепенно вырабатывается умение действовать в среде сверстников, что вначале дается нелегко. Сначала ребенок приучается делать что-то рядом с другими детьми, не мешая им, не забирая у них игрушек и сам не отвлекаясь. Затем он привлекает к совместной с другими детьми деятельности: вместе рассматривать игрушки, картинки, животных, вместе отвечать, замечать, узнавать, действовать. Зарождается  интерес к действиям другого ребенка, радость общих переживаний.

Во время занятий постепенно формируется некоторая сдержанность, организованность, целенаправленность поведения, достижение результата вызывает чувство радости. У детей формируются навыки осторожного пользования игрушкой, картинкой и бережного отношения ко всему, что его окружает. Начинает формироваться отношение к окружающему, чувства, интерес к действиям и поручениям, желание  участвовать в общей  деятельности, добиваться положительного результата. во время дидактических игр и занятий не должны быть забыты и задачи нравственного воспитания.

Занятия имеют значения и для эстетического воспитания маленьких детей. Подбор и оформление дидактического материала, игрушек, картинок должны служить целям воспитания хорошего вкуса, любви к прекрасному. Содержание некоторых занятий прямо направлено на выполнение задач художественного воспитания: слушание сказок, потешек, стихов, музыки и т.п. Поэтому очень важно, чтобы музыкальный и литературный материал был художественным.

При проведении дидактических игр и занятий воспитателю надо помнить, что нельзя переутомлять детей, всегда необходимо следить за правильной позой ребенка, за его состоянием, восприятием предложенного материала.

Очень важно помнить, что дидактические игры и занятия должны создавать у детей хорошее настроение, вызывать радость: ребенок радуется тому, что узнал что-то новое, радуется своему достижению, результату,  умению произносить слова, фразы, предложения,  радуется первым совместным с другими детьми действиям и переживаниям. Эта радость является залогом успешного развития детей на ступени младшего дошкольного  возраста и имеет большое значение для дальнейшего воспитания.

 Игры на активизацию словаря

 «Давай искать на кухне слова»

Какие слова можно вынуть из борща?  Винегрета? Кухонного шкафа? Плиты? И пр.

 «Угощаю».

Давай вспомним вкусные слова и угостим друг друга.

Ребенок называет «вкусное» слово и «кладет» Вам на ладошку, затем Вы ему, и так до тех пор, пока все не «съедите». Можно поиграть в «сладкие», «кислые», «соленые», «горькие» слова.

          «Приготовим сок».

 «И яблок, сок …(яблочный); из груш… (грушевый); из слив… (сливовый); из вишни.. (вишневый); из моркови, лимона, апельсина и т.п. Справились? А теперь наоборот: апельсиновый сок из чего? И т.д.»

Одна из рубрик «Домашней игротеки» - «По дороге из детского сада (в детский сад).

«Доскажи словечко»

Вы начинаете фразу, а ребенок заканчивает ее. Например: ворона каркает, а воробей… (чирикает). Сова летает, а заяц… (бегает, прыгает). У коровы теленок, а у лошади… (жеребенок) и т.п.

«Лото»

У детей карточки с изображением нескольких предметных картинок. У педагога второй набор разрезных картинок. Ребенок должен узнать на своей карточке названный педагогом предмет и закрыть его.

«Чудесный мешочек»

Ребенок, закрыв глаза, достает предмет из мешочка и называет его.

«Отгадай и назови»

Детям предлагается отгадать слово по его лексическому значению. Побеждает тот, кто больше назовет правильных ответов. Например:

Место, где приготавливают и продают лекарство. (Аптека) Помещение для стоянки и ремонта автомобилей. (Гараж)

         «Объясни, что это»

Детям самим предлагается объяснить смысловое значение слова.

Например, Кнопка: Это предмет, которым прикрепляют бумагу к доске.

         «Выбери правильный ответ»

Игра-шутка, в которой детям предлагается выбрать правильный ответ из нескольких предложенных педагогом. Например: Лопата - это стройное красивое дерево, продукт, который можно кушать, инструмент, которым можно копать.

«Назови части» по картинкам или по представлению

          Педагог показывает картинку или называет слово и просит назвать его части

Например: Что есть у кота? (Тело, голова, лапы, когти, хвост, нос, уши, глаза, усы, шерсть).

          «Отгадай, что это?»

        Детям предлагается узнать предмет по названиям его частей.

Например:

Кузов, кабина, колеса, руль, фары, дверцы (грузовик).

Палуба, каюта, якорь, корма, нос (корабль).       

         «Что забыл нарисовать художник»

На картинках нарисованы предметы с недостающими частям. Детям предлагается назвать, что забыл нарисовать художник. У стула нет ножки. У петуха нет гребешка.

         «Модельное агентство»

Детям предлагаем «демонстрировать» свою одежду, расска­зывают, из какой ткани она сшита, называют детали одежды.

Платье из ситца. У него есть рукава, карманы, воротник, пуго­вицы, лиф и юбка.

         «Кто где живет»

По теме «Дикие и домашние живот­ные»

На картинном материале детям предлагается поселить живот­ных в свои домики и назвать их жилище.

Нора - для лисы и мышки; берлога - для медведя.

         «Что где растет»

Детям предлагается распределить картинки с изображением растений по месту их произрастания.

огурец - на огороде;     роза - на клумбе;

         яблоня - в саду;            васи­лек - в поле.

    «У кого кто?» по темам «Животные» и «Птицы» -

с ис­пользованием наглядного материала.          

Дети помогают мамам найти потерявшихся детенышей. У белки - бельчонок, у лисы - лисенок, у грача - грачата. Или помогают собраться всей семье: лис, лиса, лисенок. «Найди свою маму»

Дети делятся на две группы, надевают маски животных. Все гуляют по комнате. По команде «детеныши» должны найти свою «маму» и соединиться в пары.

         «Кто что любит»

На картинном материале детям предлагается «покормить» животных и птиц.

Зайцу - морковь, трава, капуста.

         «Как назвать того, кто...»

Учить детей понимать и правильно употреблять в самостоя­тельной речи названия профессий. Кто работает на кране? Кто чинит часы? Кто управляет самолетом?

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дидактическая игра как средство развития словаря у детей дошкольного возраста.

  Сегодня, как никогда, осознается ответственность общества за воспитание подрастающего поколения.  Преобразования в дошкольном образовании нацеливают на использование всех возможностей, ресурсов   для повышения  эффективности обучения. К таким важным, главным средствам обучения  относится игра.    Игра относится к косвенному методу воздействия: ребенок не ощущает себя объектом   воздействия   взрослого, является   полноправным субъектом деятельности.

          Игра – это ведущая деятельность ребёнка, в  которой формируется    и   обогащается   его внутренний мир.

Игра  подготавливает детей ко взрослой жизни,  каждого, к  продолжению своего дела  , формируя, развивая  в  них  способности  и  качества,  необходимые  для  той деятельности, которую предстоит им выполнить.

 Вопрос о природе и сущности игры волновал и   продолжает привлекать внимание многих исследователей, таких как Гальперин П.Я., Данилова В.Л., Запорожец А.В., Эльконин Д.Б.

Советский педагог В.А. Сухомлинский подчеркивал, что «игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

 Влияние игры во многом зависит от профессионального мастерства педагога, от знания им психологии ребенка, учета его возрастных и индивидуальных особенностей, от правильного методического руководства взаимоотношениями детей, от четкой организации и проведения всевозможных игр.

Очень большое влияние игра оказывает на развитие речи. Игровая ситуация требует от каждого включенного в неё ребёнка определённого уровня развития речевого общения. Необходимость объясниться со сверстниками стимулирует развитие связной речи.

Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания детей.

Правильное формирование словаря дошкольников служит средством полноценного общения и развития личности. Лексика как важнейшая часть языковой системы имеет огромное общеобразовательное и практическое значение. Богатство сформированного словаря дошкольников есть признак высокого развития речи. Л.С. Выготский отмечал: "… Не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций у личности в целом, находится в непосредственной зависимости от речи".

С физиологической точки зрения слово является универсальным средством сигнализации, которое может заменить все возможные для человека раздражители. Усвоение слова есть образование временной нервной связи между ним образом объекта реального мира. Эти связи образуются в коре головного мозга по законам, открытым И.П.Павловым

С психологической точки зрения значение есть обобщение, выражающее понятие. Значение слова есть "единство обобщения и общения, коммуникации и мышления". Именно в значении слова "завязан узел того единства, которое мы называем речевым мышлением. Взгляд на слово определяет роль словарной работы с детьми. Она тесно связана с развитием познавательной деятельности, с накоплением представлений об окружающем мире, с формированием элементов понятийного мышления.

Словарь- лексика, словарный состав языка, словарный запас отдельного человека.

Лингвистические словари по своим целям и способам лексикографического описания разделяются на несколько типов: толковые, словари иностранных слов, орфографические, орфоэпические, синтаксические и др. Особое место занимают толковые словари, задачей которых является объяснение (толкование) значений слов и их употребление в речи.

Активный словарь- это слова, которые говорящий не только понимает, но и употребляет (более или менее часто). Активный словарь во многом определяет богатство и культуру речи.

Пассивный словарь – слова, которые говорящий на данном языке понимает, но сам не употребляет. Пассивный словарь значительно больше активного, сюда относятся слова, о значении которых человек догадывается по контексту, которые всплывают в сознании лишь тогда, когда их слышат.

Перевод слов из пассивного словаря в активный словарь представляет собой специальную педагогическую задачу. Введение в речь детей слов, которые они сами усваивают с трудом, употребляют в искаженном виде, требует педагогических усилий. Данные психологии, языкознания, физиологии помогают определить круг слов, затрудняющих детей на различных возрастных ступенях. Эти слова воспитатель должен вводить в лексикон детей планомерно, систематически.

Таким образом, словарная работа в детском саду направлена на создание лексической основы речи и занимает важное место в общей системе работы по развитию речи детей.

Обогащение словарного запаса происходит в процессе ознакомления с окружающим миром, во всех видах деятельности, повседневной жизни, общении. Работа над словом уточняет представление ребенка, углубляет его чувства, организует социальный опыт. Все это имеет особое значение в дошкольном возрасте, поскольку именно здесь закладываются основы развития мышления и речи, происходит становление социальных контактов, формируется личность.

К активному употреблению речи ребенка побуждает потребность в совместной с взрослым деятельности. Выделяют три периода в становлении коммуникативной функции слова. В первом – главным компонентом ситуации выступает предмет. Во втором периоде главным компонентом ситуации становится взрослый. Ребенок переводит взгляд с предмета на взрослого и останавливается на последнем. Дети стремятся обратить внимание взрослого на свои попытки достать предмет. В третьем периоде центр ситуации переносится на слово. Ребенок смотрит на взрослого, присматривается к артикуляциям. Появляются первые попытки произносительного образа. И малыш произносит требуемое слово – название предмета.

В 3 – 3,5 года слово объединяет несколько групп однородных предметов: мебель, игрушки, одежда. В 4 – 5 лет ребенок использует слова, содержащие итог предыдущих обобщений, например, слово "растение" включает такие группы, как ягоды, деревья, фрукты и прочее. Такое обобщение строится на наиболее ярких признаках, которые ребенок усвоил в собственной практической деятельности. За каждым, словом дошкольника стоит представление о конкретном предмете или ситуации.

Дошкольники обучаются гораздо успешнее в процессе непосредственно-образовательной деятельности по развитию словарного запаса по средствам дидактических игр. Они закрепляют и уточняют словарь, изменения и образования слов, упражняют в составлении высказываний, развивают объяснительную речь. В этих играх ребенок попадает в ситуации, когда он вынужден использовать приобретенные речевые знания и словарь в новых условиях Они проявляются в словах и действиях играющих.

Третий год жизни – период наибольшего увеличения активного словарного запаса. К 4 годам количество слов доходит до 1900, в 5 лет до 2000-2500, а в 6-7 лет до 3500-4000 слов. Индивидуальные различия в словаре наблюдаются и в эти возрастные периоды. По словам Д. Б. Эльконина, различия в словаре "более велики, чем в какой-либо другой сфере психического развития".

Уровень развития словаря определяется количественными и качественными показателями. Важно не только умение детей пользоваться большим количеством слов, но и владеть навыками словообразования. Формирование лексических средств зависит от многих факторов: специальных условий, в которых воспитывается ребенок, его речевого окружения, активной речевой практики, а также особенностей возрастного и психического развития.

Анализируя развитие значения слова, С.Л. Выготский писал: " Речь и значение слов развивались естественным путем, и история того, как психологически развивалось значение слова, помогает осветить до известной степени, как происходит развитие знаков, как у ребенка естественным образом возникает первый знак, как на основе условного рефлекса происходит овладение механизмом обозначения".

В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, телевизионные и радиопередачи и т. д. Поэтому дошкольная педагогика рассматривает развитие словаря у детей как одну из важных задач развития речи.

Сегодня принято выделять четыре основные задачи:

Во-первых, обогащение словаря новыми словами, усвоение детьми ранее неизвестных слов, а также новые значения ряда слов, уже имеющихся в их лексиконе. Обогащение словаря происходит, в первую очередь, за счет общеупотребительной лексики (название предметов, признаков и качеств, действий, процессов и др.).

Во- вторых, закрепление и уточнение словаря. Эта задача обусловлена тем, что у детей слово не всегда связано с представлением о предмете. Они часто не знают точного наименования предметов. Поэтому сюда входят углубление понимания уже известных слов, наполнение их конкретным содержанием, на основе точного соотнесения с объектами реального мира, дальнейшего овладения обобщением, которое в них выражено, развитие умения пользоваться общеупотребительными словами.

В- третьих, активизация словаря. Усваиваемые детьми слова делятся на две категории: пассивный словарь (слова, которые ребенок понимает, связывает с определенными представлениями, но не употребляет) и активный словарь (слова, которые ребенок не только понимает, но активно, сознательно при всяком подходящем случае употребляет в речи). В работе с детьми важно, чтобы новое слово вошло в активный словарь. Это происходит только в том случае, если оно будет закреплено и воспроизведено ими в речи. Ребенок должен не только слышать речь воспитателя, но и воспроизводить ее много раз, так как при восприятии участвует, в основном, только слуховой анализатор, а в говорении – еще и мускульно-двигательный и кинетический анализаторы. Новое слово должно войти в словарь в сочетании с другими словами, чтобы дети привыкли употреблять их в нужных случаях.

В-четвертых, устранение из речи детей нелитературных слов (диалектные, просторечные, жаргонные). Это особенно необходимо, когда дети находятся в условиях неблагополучной языковой среды.

На третьем году жизни словарь детей пополняется в процессе освоения более широкого круга предметов домашнего обихода, с которыми действуют и они сами, и взрослые. Дошкольники осваивают названия предметов более далекого окружения, которые видят на улицах, в парках и других местах (названия транспортных средств, построек, растений, животных и т.д.).

Углубление знаний о предметах получает отражения в словаре в виде слов, обозначающих названия частей и деталей предметов, с которыми ребенок действует (ручка, носик, крышка у чайника; рукава, карман, пуговицы у платья и т.п.). Формы предметов (шар, кубик, кирпичик). Вкус овощей и фруктов (сладкий, кислый, вкусный). Вводятся в активный словарь слова, обозначающие величины, и цвета, а также обозначения физических качеств предметов (теплый, гладкий и т.п.) и их свойств.

На четвертом году дети должны точно называть все вещи обихода, предметы обстановки, разные транспортные средства и т.п., т.е. то, с чем они сталкиваются повседневно. Установление связей между предметами, действиями и словами, их обозначающими, в этом возрасте уже не представляет труда.

В современной методике словарная работа рассматривается как целенаправленная педагогическая деятельность, обеспечивающая эффективное освоение словарного состава родного языка. Изучению особенностей усвоения детьми лексики посвящены исследования М.М Алексеевой, В.В. Гербовой, Е.М.Струниной, В.И. Яшиной.

Алексеева М.М., Яшина В.И. выделяют две группы методов: методы накопления содержания детской речи и методы направленные на закрепление и активизации словаря, развитие его смысловой стороны.

Первая группа включает методы:

а) непосредственного ознакомления с окружающим и обогащение словаря: рассматривание и обследование предметов, наблюдение, осмотр помещения детского сада, целевые прогулки и экскурсии;

б) опосредованного ознакомления с окружающим и обогащение словаря:

рассматривание картин с малознакомым содержанием, чтение художественных произведений, показ кино и видеофильмов, просмотр телепередач.

Вторая группа методов используется для закрепления и активизации словаря: рассматривание игрушек, рассматривание картин с хорошо знакомым содержанием, дидактические игры и упражнения.

Большой интерес представляют взгляды на игру Е.И. Тихеевой, она рассматривает игру как одну из форм организации педагогического процесса в детском саду и вместе с тем как одно из важнейших средств воспитательного воздействия на ребенка.

Дидактические игры – это широко распространенный метод словарной работы. Игра является одним из средств умственного воспитания. В ней ребенок отражает окружающую действительность, выявляет свои знания, делится ими с товарищами. Особенно важное место в умственном воспитании занимают дидактические игры, обязательными элементами которых являются познавательное содержание и умственная задача.

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное, педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка. Именно в дидактической игре ребенок получает возможность совершенствовать, обогащать, закреплять, активизировать словарь.

А.В. Запорожец, оценивая роль дидактической игры, пишет, что необходимо добиваться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребенка, служила формированию его способностей.

Методические приёмы делятся на три основные группы: словесные, наглядные и игровые. Широко применяются словесные приёмы. К ним относятся речевой образец, повторное проговаривание, объяснение, указания, вопрос.

1. Речевой образец – правильная, предварительно продуманная речевая деятельность педагога, предназначенная для подражания детьми. Образец должен быть доступным и по содержанию и форме. Он произносится чётко, громко и неторопливо.

2. Повторное проговаривание – преднамеренное многократное повторение одного и того же речевого элемента (звука, слова, фразы) с целью его запоминания.

3. Объяснение – раскрытие сущности некоторых явлений или способов действия. Широко используется для раскрытия значений слов, для объяснения правил и действий в дидактических играх, а так же в процессе наблюдений и обследований предметов.

4. Указания – разъяснение детям способа действия для достижения определённого результата.

5. Вопрос – словесное обращение, требующее ответа. Вопросы разделяются на основные и вспомогательные. Основные могут быть констатирующими – "Кто? Что? Какой? Какая? Где? Куда?" и поисковыми, требующими установления связей и отношений между явлениями – "Почему? Зачем? Чем похожи?" вспомогательные вопросы бывают наводящими и вспомогательными. Вопросы используются во всех методах речевого развития.

Наглядные приёмы – показ иллюстративного материала, картин, предметов, показ образца, способов действия.

Игровые приёмы могут быть словесными и наглядными. Они возбуждают у ребёнка интерес к деятельности, обогащают мотивы речи, создают положительный эмоциональный фон процесса обучения и тем самым повышают речевую активность детей и результативность занятий.

Таким образом, в словарной работе используется совокупность разных методов и приёмов в зависимости от степени овладения детьми слова. Наиболее эффективный метод словарной работы с детьми раннего возраста – дидактические игры.

  От других видов игр и упражнений дидактическую игру отличает определенная структура.

       Как утверждают И.М. Кононова и К.Д. Сергеева, игра, используемая для обучения, должна содержать прежде всего обучающую, дидактическую задачу. Играя, дети решают эту задачу в занимательной форме, которая достигается определенными игровыми действиями. Обязательным компонентом дидактической игры являются и  ее правила.

Особым видом игровой деятельности является дидактическая игра. Она создается взрослым специально в обучающих целях, когда обучение протекает на основе игровой и дидактической задачи. В дидактической игре ребенок не только получает новые знания, но также обобщает и закрепляет их. У дошкольников развиваются познавательные процессы и способности, они усваивают общественно выработанные средства и способы умственной деятельности.

Структуру дидактической игры образуют основные и дополнительные компоненты. К первым следует отнести дидактическую и игровую задачу, игровые действия, правила, результат и дидактический материал. Ко вторым – сюжет и роль. Реализуются игровая и дидактическая задачи в игровых действиях.

Дидактическая задача. Для выбора дидактической игры необходимо знать уровень подготовленности воспитанников, так как в игре они должны оперировать уже имеющимися знаниями, представлениями и умениями. Определяя дидактическую задачу, имеется в виду, какие знания, представления детей должны усваиваться, закрепляться, какие умственные операции в связи с этим должны развиваться, какие качества личности детей можно сформировать средствами игры (честность, скромность, настойчивость в достижении поставленной цели, активность), какие стороны речи развить. В каждой дидактической игре своя обучающая задача, что отличает одну игру от другой.

Игровая задача иногда заложена в самом названии игры: "Узнаем, что в чудесном мешочке", "Кто в каком домике живёт" и т.п. Интерес к ней, стремление выполнить её активизируется игровыми действиями. Чем они разнообразнее и содержательнее, тем интереснее для детей сама игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи.

Игровые правила. Основная цель правил игры- организовать действия детей. Правила могут запрещать, разрешать , предписывать что-либо детям в игре, делать игру занимательной, увлекательной и интересной.

    Используя дидактическую игру в педагогическом процессе, через ее правила и действия у детей формируются корректность, доброжелательность, выдержка.

Правила игры определяются задачей обучения и содержанием игры и, в свою очередь, определяют характер и способ игровых действий, организуют и направляют поведение детей, взаимоотношения между ними и воспитателем. С помощью правил он формирует у детей способность ориентироваться в изменяющихся обстоятельствах, умение сдерживать непосредственные желания, проявлять эмоцианально-волевое усилие. В результате этого развивается способность управлять своими действиями, соотносить их с действиями других играющих.

   Правила игры имеют обучающий, организующий и дисциплинирующий характер. Обучающие правила помогают раскрыть перед детьми, что и как нужно делать: они соотносятся с игровыми действиями, усиливают их роль, уточняют способ выполнения; организующие определяют порядок, последовательность и взаимоотношения детей в игре; дисциплинирующие предупреждают о том, чего и почему нельзя делать.

   Воспитатель должен осторожно пользоваться правилами, не перегружать ими игру, применять лишь необходимые из них. Введение многих правил, выполнение их детьми по принуждению приводит к отрицательным результатам.

Дидактическая игра отличается от игровых упражнений тем, что выполнение в ней игровых правил направляется, контролируется игровыми действиями. Развитие игровых действий зависит от выдумки педагога. Игровые действия могут быть самыми разнообразными: спрятать, искать, закрывать фишкой картинки, подбирать картинки, отвечать на вопросы, выбирать водящего, награждать победителя.

     Игровым действиям детей нужно учить. Лишь при этом условии игра приобретает обучающий характер и становится содержательной. Обучение игровым действиям осуществляется через пробный ход в игре, показ самого действия.   В играх младших детей игровые действия одинаковы для всех участников.

    При распределении детей на группы или при наличии ролей игровые действия различны.

     Различен и объём игровых действий. В младших группах - это чаще всего одно-два повторяющихся действия, в старших уже пять-шесть.

Средством решения дидактической задачи выступает дидактический материал. Результатом дидактической игры является решение игровой и дидактической задач. Решение обеих задач – показатель эффективности игры.

Дидактическая игра выступает одновременно как вид игровой деятельности и форма организации взаимодействия взрослого с ребенком. В этом и состоит ее своеобразие, игровой результат.

Правила игры, устанавливаемые воспитателем, постепенно усваиваются детьми. Ориентируясь на них, они оценивают правильность своих действий и действия товарищей, взаимоотношения в игре.

   Результат дидактической игры - показатель уровня достижения детей в усвоении программного материала, в развитии умственной деятельности, взаимоотношений, а не просто выигрыш, полученный любым путём.

   Игровые задачи, действия, правила, результат игры взаимосвязаны, и отсутствие хотя бы одной из этих составных частей нарушает её целостность, снижает воспитательное воздействие.                    

Некоторые дидактические игры имеют сюжет, требуют разыгрывания ролей. Так, в игре "Магазин игрушек" есть продавец и покупатели. Из дидактических игр с сюжетом следует выделить / игры-инсценировки – показ с помощью игрушек небольших сценок, в которых перед детьми ставится дидактическая задача (угадать, из какой сказки показан эпизод, и продолжить сказку, заметить изменения, которые произошли на сцене).

Многие дидактические игры не имеют сюжета и заключаются только в решении определенной задачи. Но и в этих играх содержание черпается из представлений детей об окружающем и связано с задачами речевого развития. Иногда и в бессюжетные игры вводится образ, например загадки, загадывает Петрушка или другой сказочный персонаж.

Когда игровую задачу ставит перед детьми не воспитатель, а например: кукла, повышается умственная и словарная активность малышей. Например, в гости к детям может прийти Андрюша – кукла с лицом привлекательного, живого мальчика. Его появление всегда вызывает радость, ожидание чего-то нового, интересного. Андрюша проводит игры, может быть, и ранее известные детям, например "Что изменилось?", но эти игры приобретают новый смысл, вызывают удивление, заставляют работать воображение. В игровой занимательной форме происходит активизация и обогащение словаря дошкольника.

Словарь дошкольника на четвертом году жизни по-прежнему пополняется названиями предметов, с которыми дети сталкиваются и действуют в быту. Дети затрудняются или допускают ошибки при назывании многих предметов обихода (посуды, мебели, одежды, игрушек, транспортных средств и др.). Эти ошибки вызваны неточностью, не дифференцированностью восприятия и представлений ребенка. Поэтому существенное значение на данном возрастном этапе приобретают ознакомление детей с особенностями предметов и словарная работа в процессе углубления знаний о предметах. Для реализации словарной задачи педагог использует дидактическую игру, как в непосредственно образовательной деятельности, так и в самостоятельной деятельности детей. Рассматривая с детьми предмет, педагог помогает определить и назвать его размер, цвет.

Осуществляя работу по формированию и активизации словаря, педагоги ДОУ эффективно используют дидактические игры: "Чудесный мешочек", "Кто увидит и назовет больше?", "Краски", "Что изменилось" и другие.

Для формирования словаря используются дидактические игры разных видов: игры с предметами (игрушками, природным материалом и пр.), настольные печатные игры и словесные игры. Следует отметить, что все эти игры можно успешно использовать для активизации словаря дошкольников. Игры с предметами наиболее доступны детям, так как они основаны на непосредственном восприятии, соответствуют стремлению ребенка действовать с вещами и таким образом знакомиться с ними, кроме того, ребенок с желанием называет увиденные предметы.

Большая группа игр и упражнений с дидактическими игрушками и материалами (матрешками, башенками, грибками, геометрическими формами и т. д.) характеризуется тем, что обучающее и игровое начало заложено в самих игрушках и материалах, в их специальной конструкции. В играх этого типа имеются свои дидактические задачи (различать величину, форму и т. д.) и цель игры для ребенка (собрать целую игрушку, выполнить задание), разнообразные действия (собирать, складывать, нанизывать) и определенные правила (например, нанизывать кольца по возрастанию величины, раскладывать по форме).

Игры с дидактическими игрушками и материалами предназначены больше для маленьких детей. Они не требуют обязательного взаимодействия с другим ребенком, предполагают характерную для малышей повторность действий. Их ценность не только в том, что дети познают специально выделенные, нарочито подчеркнутые в игрушке, материале свойства — цвет, форму, величину и др. Благодаря заложенному в обучающих игрушках и материалах принципу самоконтроля они позволяют организовать более или менее длительную самостоятельную деятельность маленьких детей, развивать умения занимать себя, играть рядом с другими, не мешая им, а значит, помогают организовать жизнь группы.

В младшем дошкольном возрасте многие игры с игрушками сопровождаются движениями, что соответствует особенностям восприятия и мышления ребенка. Настольные печатные игры, так же как и игры с предметами, основаны на принципе наглядности, но в этих играх детям дается не сам предмет, а его изображение. Содержание настольных игр разнообразно. Некоторые виды лото и парные картинки знакомят детей с отдельными предметами (посуда, мебель), с животными, птицами, овощами, фруктами, их качествами и свойствами. Другие уточняют представления о сезонных явлениях природы (лото "Времена года"), о различных профессиях (игра "Что кому нужно?").[3]

В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать и называть, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. В играх решаются задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности в решении задач.

Дидактические игры – незаменимое средство в формировании словаря детей младшего дошкольного возраста.

В дидактических играх обучение носит игровой характер. Опираясь на непроизвольное внимание детей, взрослые должны активизировать их познавательную деятельность, вызывать интерес к окружающим предметам, совершенствовать их опыт, формировать навыки и умения.

Дидактические игры наряду с подвижными, музыкальными создаются взрослыми как игры с правилами и предлагаются детям в готовом виде. Лишь после того как дети овладеют их содержанием, правилами, они начинают играть в них самостоятельно.

К дидактическим играм относятся собственно обучающие игры с правилами, игры и упражнения с дидактическими игрушками и материалами, словесные  игры-занятия.

Игры с правилами имеют большое организующее значение для ребенка и детского коллектива. Правила в этих играх предлагают детям определенные нормы действия (умственного и физического), определяют, что надо делать, говорить и чего нельзя, как действовать каждому и всем играющим. Важно, что именно в самостоятельных дидактических играх дети привыкают подчиняться требованиям и правилам без прямого участия и подсказок взрослого.

Дидактическая игра с правилами — основной и наиболее характерный вид игровой деятельности детей — имеет определенную структуру, которая включает дидактическую (развитие сенсорных процессов, речи и др.), игровую задачу (отгадать, выиграть соревнование и т. д.) и игровые действия (прятать и находить, кого- то изображать и т. п.), правила игры (действовать по очереди, не повторять сказанного, начинать по сигналу и т. п.). Игровая задача и игровые действия вносят в игру занимательное начало, позволяют ребенку обучаться, играя, непреднамеренно получать знания в интересной для него деятельности. К таким играм можно отнести прежде всего многие настольные игры, словесные и словесно-подвижные .

Еще более важное место занимают словесные дидактические игры (игры-загадки на выделение характерных признаков предметов, сравнение, обобщение и др.), настольно-печатные игры на классификацию предметов, игры-соревнования в быстроте и точности ориентировок. Ценно, что эти игры объединяют не только непосредственных участников, но и «болельщиков», внимательно наблюдающих за игрой и выражающих активное отношение к успехам или неуспехам своих товарищей.

По мере овладения детьми новыми знаниями о предметной среде задания в играх усложняются: ребята упражняются в определении предмета по какому-либо одному качеству, объединяют предметы по этому признаку (цвету, форме, качеству, назначению и др.), что очень важно для развития отвлеченного, логического мышления, обогащения словаря ребенка.

Детям младшей группы дают предметы, резко отличающиеся друг от друга по свойствам, так как малыши еще не могут находить едва заметные различия между предметами. Сравнивая предметы, дети называют одинаковые их части, признаки и отличительные особенности.

Словарь дошкольника на четвертом году жизни по-прежнему пополняется названиями предметов, с которыми дети сталкиваются и действуют в быту. Дети затрудняются или допускают ошибки при назывании многих предметов обихода (посуды, мебели, одежды, игрушек, транспортных средств и др.) Поэтому существенное значение на данном возрастном этапе приобретают ознакомление детей с особенностями предметов и словарная работа в процессе углубления знаний о предметах. Дошкольников знакомят с названиями предметов, с их назначением, особенностями строения. Рассматривая с детьми предмет, педагог помогает определить и назвать его размер, цвет.

Дидактические игры должны развивать любознательность, умение самостоятельно решать умственные задачи, способствовать созданию стойких игровых коллективов, объединенных общими интересами, взаимными симпатиями, товарищескими взаимоотношениями.

Дидактические игры и занятия дадут хороший результат лишь в том, если воспитатели ясно представляют, какие задачи могут быть решены в процессе их проведения и в чем особенности организации этих занятий на ступени младшего дошкольного возраста.

Дидактические игры и занятия очень важны для умственного воспитания маленьких детей. Во время занятий у ребенка вырабатываются важные качества, необходимые для успешного умственного развития.

Развитие сосредоточенности и способности к подражанию – необходимое условие усвоения детьми сведений и умений. Это одна из важных задач, которая должна быть решена во время занятий, тем более что не все дети в равной мере овладевают этими качествами.

Вызывая подражании своим действиям и словам, воспитатель учит детей внимательно присматриваться, вслушиваться, понимать и в меру своих возможностей делать то, что от них требуется.

Привлекая внимание детей, возбуждая их интерес, воспитатель закладывает первое начало в развитии такого важного качества, как любознательность. Получая пищу для своего ума, маленький ребенок охотно участвует в занятиях, ждет их, радуется им. На занятиях ребенок приученный слушать взрослого, смотреть на то, что ему показывают, овладевает определенными  знаниями. Он многое узнает о разных предметах: об их назначении, о внешнем виде, свойствах, таких, как форма, цвет, величина, вес, качество материала, научится их сравнивать, появится интерес к анализу и обобщению. Развиваются и совершенствуются его восприятие и ощущения.

Показывая, рассказывая детям, воспитатель раскрывает перед ними мир доступных для их понимания явлений природы и труда старших, знакомит со  средствами передвижения. Понять все эти явления ребенок не может без поясняющего слова взрослого. Поэтому на занятиях ставится задача – научить детей слушать и понимать обращенную к ним речь и самим пользоваться речью.

Особенно хорошо дети усваивают сведения об окружающих их предметах и явлениях, когда они имеют возможность не только созерцать, но и активно действовать и участвовать в опытно- исследовательской деятельности. Дети постепенно научатся пользоваться моделями, схемами, монограммами, строить из строительного материала лесенки, горки, дома, виды транспорта. В процессе любой  деятельности у детей вырабатываются: целеустремленность, здоровая, разумная активность и некоторая саморегуляция  действий.

Дидактические игры и занятия имеют определенное значение в нравственном воспитании детей. У них постепенно вырабатывается умение действовать в среде сверстников, что вначале дается нелегко. Сначала ребенок приучается делать что-то рядом с другими детьми, не мешая им, не забирая у них игрушек и сам не отвлекаясь. Затем он привлекает к совместной с другими детьми деятельности: вместе рассматривать игрушки, картинки, животных, вместе отвечать, замечать, узнавать, действовать. Зарождается  интерес к действиям другого ребенка, радость общих переживаний.

Во время занятий постепенно формируется некоторая сдержанность, организованность, целенаправленность поведения, достижение результата вызывает чувство радости. У детей формируются навыки осторожного пользования игрушкой, картинкой и бережного отношения ко всему, что его окружает. Начинает формироваться отношение к окружающему, чувства, интерес к действиям и поручениям, желание  участвовать в общей  деятельности, добиваться положительного результата. во время дидактических игр и занятий не должны быть забыты и задачи нравственного воспитания.

Занятия имеют значения и для эстетического воспитания маленьких детей. Подбор и оформление дидактического материала, игрушек, картинок должны служить целям воспитания хорошего вкуса, любви к прекрасному. Содержание некоторых занятий прямо направлено на выполнение задач художественного воспитания: слушание сказок, потешек, стихов, музыки и т.п. Поэтому очень важно, чтобы музыкальный и литературный материал был художественным.

При проведении дидактических игр и занятий воспитателю надо помнить, что нельзя переутомлять детей, всегда необходимо следить за правильной позой ребенка, за его состоянием, восприятием предложенного материала.

Очень важно помнить, что дидактические игры и занятия должны создавать у детей хорошее настроение, вызывать радость: ребенок радуется тому, что узнал что-то новое, радуется своему достижению, результату,  умению произносить слова, фразы, предложения,  радуется первым совместным с другими детьми действиям и переживаниям. Эта радость является залогом успешного развития детей на ступени младшего дошкольного  возраста и имеет большое значение для дальнейшего воспитания.

 Игры на активизацию словаря

 «Давай искать на кухне слова»

Какие слова можно вынуть из борща?  Винегрета? Кухонного шкафа? Плиты? И пр.

 «Угощаю».

Давай вспомним вкусные слова и угостим друг друга.

Ребенок называет «вкусное» слово и «кладет» Вам на ладошку, затем Вы ему, и так до тех пор, пока все не «съедите». Можно поиграть в «сладкие», «кислые», «соленые», «горькие» слова.

          «Приготовим сок».

 «И яблок, сок …(яблочный); из груш… (грушевый); из слив… (сливовый); из вишни.. (вишневый); из моркови, лимона, апельсина и т.п. Справились? А теперь наоборот: апельсиновый сок из чего? И т.д.»

Одна из рубрик «Домашней игротеки» - «По дороге из детского сада (в детский сад).

«Доскажи словечко» 

Вы начинаете фразу, а ребенок заканчивает ее. Например: ворона каркает, а воробей… (чирикает). Сова летает, а заяц… (бегает, прыгает). У коровы теленок, а у лошади… (жеребенок) и т.п.

«Лото»

У детей карточки с изображением нескольких предметных картинок. У педагога второй набор разрезных картинок. Ребенок должен узнать на своей карточке названный педагогом предмет и закрыть его.

«Чудесный мешочек»

Ребенок, закрыв глаза, достает предмет из мешочка и называет его.

«Отгадай и назови»

Детям предлагается отгадать слово по его лексическому значению. Побеждает тот, кто больше назовет правильных ответов. Например:

Место, где приготавливают и продают лекарство. (Аптека) Помещение для стоянки и ремонта автомобилей. (Гараж)

         «Объясни, что это»

Детям самим предлагается объяснить смысловое значение слова.

Например, Кнопка: Это предмет, которым прикрепляют бумагу к доске.

         «Выбери правильный ответ»

Игра-шутка, в которой детям предлагается выбрать правильный ответ из нескольких предложенных педагогом. Например: Лопата - это стройное красивое дерево, продукт, который можно кушать, инструмент, которым можно копать.

«Назови части» по картинкам или по представлению

          Педагог показывает картинку или называет слово и просит назвать его части

Например: Что есть у кота? (Тело, голова, лапы, когти, хвост, нос, уши, глаза, усы, шерсть).

          «Отгадай, что это?»

        Детям предлагается узнать предмет по названиям его частей.

Например:

Кузов, кабина, колеса, руль, фары, дверцы (грузовик).

Палуба, каюта, якорь, корма, нос (корабль).       

         «Что забыл нарисовать художник» 

На картинках нарисованы предметы с недостающими частям. Детям предлагается назвать, что забыл нарисовать художник. У стула нет ножки. У петуха нет гребешка.

         «Модельное агентство»

Детям предлагаем «демонстрировать» свою одежду, рассказывают, из какой ткани она сшита, называют детали одежды.

Платье из ситца. У него есть рукава, карманы, воротник, пуговицы, лиф и юбка.

         «Кто где живет»

По теме «Дикие и домашние животные»

На картинном материале детям предлагается поселить животных в свои домики и назвать их жилище.

Нора - для лисы и мышки; берлога - для медведя.

         «Что где растет»

Детям предлагается распределить картинки с изображением растений по месту их произрастания.

огурец - на огороде;     роза - на клумбе;

         яблоня - в саду;            василек - в поле.

    «У кого кто?» по темам «Животные» и «Птицы» -

с использованием наглядного материала.        

Дети помогают мамам найти потерявшихся детенышей. У белки - бельчонок, у лисы - лисенок, у грача - грачата. Или помогают собраться всей семье: лис, лиса, лисенок. «Найди свою маму»

Дети делятся на две группы, надевают маски животных. Все гуляют по комнате. По команде «детеныши» должны найти свою «маму» и соединиться в пары. 

         «Кто что любит»

На картинном материале детям предлагается «покормить» животных и птиц.

Зайцу - морковь, трава, капуста.

         «Как назвать того, кто...»

Учить детей понимать и правильно употреблять в самостоятельной речи названия профессий. Кто работает на кране? Кто чинит часы? Кто управляет самолетом?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра – как средство развития словаря у детей дошкольного возраста с ОНР.

В данной метатической разработке подробно описано, как дидактическая игра влиет на развитие речи детей....

Дидактическая игра как средство развития познавательного интереса детей дошкольного возраста

Стремление познавать окружающий мир присуще человеку, есть оно и в каждом ребенке. Однако познание - функция не только интеллекта человека. Познание- функция его личности. Оно невозможно без таких кач...

Реферат на тему: «Дидактические игры как средство развития познавательных способностей детей дошкольного возраста».

  В данной работе показанно как дидактические игры влияют на развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста. С помощью игр выявляются индивидуальные особенности детей, пос...

Перспективный план работы по теме "Дидактическая игра как средство развития психических процессов детей дошкольного возраста"

В данной работе представлены дидактические игры, напрвленные на развитие восприятия, памяти, внимания, мышления, а также игры с дидактическим материалом, таким как "Блоки Дьенеша", "Занимательные...

Дидактическая игра как средство формирования словаря у детей дошкольного возраста.

В данной статье я раскрыла дидактическую инру как средство формирования словаря у детей дошкольного возраста. При помощи различных игр дети лучше и быстрее познают мир....