Статья на конкурс «Художественно-эстетическое развитие дошкольников ДОУ»
статья ( группа) на тему
Статья на конкурс «Художественно-эстетическое развитие дошкольников ДОУ»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_dlya_konkursa_hudozhestvenno-esteticheskoe_razvitie_doshkolnikov_dou.doc | 88.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Художественно-эстетическое развитие дошкольников ДОУ»
Актуальность.
Детство - пора удивительная и уникальная. В ней всё возможно, всё позволено. Слабый и беззащитный может стать сильным и всемогущим, скучное и неинтересное может оказаться весёлым и занимательным. Можно преодолеть все промахи и неудачи, сделать мир ярким, красочным, добрым. Для этого достаточно всего лишь быть просто ребёнком и чтобы рядом был умный, талантливый, добрый взрослый.
Сегодня дополнительное образование детей - единый, целенаправленный процесс, объединяющий воспитание, обучение и развитие личности. Оно предназначено для свободного выбора и освоения дополнительных образовательных программ независимо от осваиваемой или основной образовательной программы.
Дополнительное образование детей дошкольного возраста является актуальным направлением развития дошкольного учреждения, накоплен определенный положительный опыт его организации, ведется системный мониторинг. Оно по праву рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства, социально востребовано как образование, органично сочетающее в себе воспитание, обучение и развитие личности ребенка, наиболее открыто и свободно от стандартного подхода: постоянно обновляется его содержание, методы и формы работы с детьми, возможна творческая, авторская позиция педагога. Повышается его роль в деятельности дошкольных образовательных учреждений всех типов и видов.
Творческие подходы:
Наша работа по формированию гармонично развитой творческой личности посредством кружковой работы построена на основе следующих подходов:
- Комфортность: атмосфера доброжелательности, вера в силы ребенка, создание для каждого ситуации успеха.
- Погружение каждого ребенка в творческий процесс: реализация творческих задач достигается путем использования в работе активных методов и форм обучения.
- Опора на внутреннюю мотивацию: с учетом опыта ребенка создание эмоциональной вовлеченности его в творческий процесс, что обеспечивает естественное повышение работоспособности.
- Постепенность: переход от совместных действий взрослого и ребенка, ребенка и сверстников к самостоятельным; от самого простого до заключительного, максимально сложного задания; «открытие новых знаний».
- Вариативность: создание условий для самостоятельного выбора ребенком способов работы, типов творческих заданий, материалов, техники и др.
- Индивидуальный подход: создание в творческом процессе раскованной, стимулирующей творческую активность ребенка атмосферы. Учитываются индивидуальные психофизиологические особенности каждого ребенка и группы в целом. В основе лежит комплексное развитие всех психических процессов и свойств личности в процессе совместной (дети - дети, дети - родители, дети - педагог) продуктивно-творческой деятельности, в результате которой ребенок учится вариативно мыслить, запоминать, придумывать новое, решать нестандартные задачи, общаться с разными людьми и многое другое.
- Подход взаимного сотрудничества и доброжелательности: общение с ребенком строится на доброжелательной и доверительной основе.
- Подход интеграции: интегративный характер всех аспектов развития личности ребёнка дошкольного возраста: общекультурных, социально-нравственных, интеллектуальных.
Этапы:
Всю работу мы условно разделили на этапы:
Этап - подготовительный:
Основная задача на этом этапе подготовка и организация работы по данной теме. На этом этапе очень важен выбор не только кружка, но и кто будет им руководить. С первых минут педагогу необходимо найти правильную эмоциональную волну общения с детьми. Это должно быть лёгкое, непринуждённое общение, доставляющее взаимное удовольствие детям и взрослым. Большую роль здесь играет педагогическая интуиция, опыт педагога. Он должен безошибочно "чувствовать" уровень сложности задания, будет ли интерес у детей, будет ли его подъем или спад. Важно учесть, что организация кружков предполагает добровольное (без психологического принуждения) включение детей в деятельность, поэтому помимо подбора интересного содержания, существует ряд конкретных условий:
• организация рабочего пространства, т.е. места за детьми жёстко не закреплены, дети могут свободно перемещаться по комнате, имеют право отказаться от участия на занятиях кружка и т.д.
• возможность ребёнка выбора цели из нескольких, т.е. педагог "предлагает" или дети самостоятельно выбирают, кто и чем будет заниматься, по своим силам и интересам.
• открытый" временной конец занятия, позволяющий каждому ребёнку в любое время закончить работу.
Этап- моделирование системы работы по данной теме:
Педагоги нашего детского сада на этом этапе стремятся достичь конкретных целей при взаимодействии с детьми, используют разнообразные средства, методы и приемы педагогической деятельности.
Этап совершенствование творческого самовыражения:
На этом этапе решаются следующие задачи: развитие и совершенствование специальных качеств и умений, развитие выразительности и артистичности, развитие способностей к самовыражению, творчеству, приобретение опыта выступлений на праздниках, концертах, конкурсах, выставках. Детям предоставляется возможность и условия, позволяющие обрести чувство уверенности в себе в своих способностях, повысить самооценку и самостоятельность. Сотрудничество и сотворчество педагогов и детей построено на основе:
• Понимания всеми участниками смысла деятельности, её конечного результата;
• Наличия умного, творческого педагога, который организует совместную деятельность, умело распределяет обязанности в соответствии с возможностями её участников;
• Чёткой постановки конкретных и понятных целей для занятия;
• Демонстрирования воспитателем образца (эталона) взаимодействия человека с миром природы, искусства, людей, фольклора, рукотворным миром и т.д.;
• Добровольного участия на занятиях кружка;
• Контакта между участниками занятия в кружке, обеспечивающего обмен действиями и информацией;
• Возникновения и проявления в процессе деятельности межличностных отношений, характер и окраска которых влияют на достижение конечного результата;
• Понимания, что взрослый только посредник между ребёнком и миром "большого искусства";
• Игрового характера подачи любого материала;
• Создания взрослым доступных для детей проблемных ситуаций, постановки творческих задач.
Чтобы дети с желанием и охотой, без всякого принуждения, творили, педагоги считают, что необходимо наполнить их жизнь яркими, красивыми, радостными, способными естественно активизировать их изнутри впечатлениями и помочь им разнообразно, в доступной им форме себя выразить. Для этого наши педагоги окружают детей красотой, искусством, природой, рассказывают им об удивительном и великом, способном их восхитить, не оставить равнодушными, дают доступные возрасту средства выражения и непременно все делают и проживают вместе. В совместной творческой деятельности нет слабых и сильных, умелых и неумелых - все мы, как умеем, в едином устремлении, увлеченные самим процессом творчества, рисуем, лепим, играем, помогаем, друг другу, делимся впечатлениями и результатами, радуемся совместным удачам и утешаем друг друга в неудачах.
Активной формой поощрения детей на занятиях кружка служит одобрение их действий, внимание к суждениям, терпение в ожидании результата. Личностно-ориентированный подход к ребенку на занятиях, установка на активизацию его опыта помогает в раскрытии творческого потенциала. В решении проблемы педагоги не навязывают своего мнения детям, а участвуют в совместном поиске истины, выстраивая диалог и подводя каждого участника занятия к самостоятельным действиям, к эмоциональному проживанию информации, к высказыванию своих мыслей.
Кружковая работа в детском саду дарит нашим воспитанникам много ярких, незабываемых впечатлений. Радостные переживания поднимают жизненный тонус, поддерживают бодрое настроение взрослых и детей. Ребенок начинает ценить красивое, а, чувствуя уважение к себе, как равному, постепенно начинает раскрепощаться, и начинает творить.
Педагогами разработаны и успешно внедряются программы дополнительного образования:
- Программа по декоративно-прикладному искусству «ХУДОЖНИКИ - УМЕЛЬЦЫ»
Знакомство детей с основами декоративно-прикладного искусства осуществляется во всех программах воспитания и обучения в дошкольных учреждениях, но методических рекомендаций, которые имеются в программах не достаточно или их очень мало. Необходимость данной программы существует, так как мы живем там, где нет возможности увидеть непосредственный технологический процесс изготовления художественной посуды, предметов быта и игрушек. И у ребят нет возможности соприкоснуться с декоративно-прикладным искусством – подержать в руках изделия с городецкой росписи, дымковскую игрушку, предметы с гжельской росписью. Разработанная программа развития творческих способностей через восприятие народного искусства рассчитана на два года обучения и является попыткой обновления содержания изобразительной деятельности по разделу «Знакомство с народным искусством» в условиях дошкольного образовательного учреждения. Реализация программы происходит в процессе расширенного, углубленного знакомства детей с изделиями народных художественных промыслов, знакомство с символикой русского декоративного искусства и самостоятельным созданием декоративных изделий.
Новизной и отличительной особенностью программы «Художники-умельцы» является то, что она имеет инновационный характер. В системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития детского творчества. Используются самодельные инструменты для рисования. Дети знакомятся шире и глубже с символикой русского декоративного искусства и её значением. Знакомство с орнаментами и орнаментация как самостоятельный вид продуктивной деятельности лежит в основе приобщения дошкольников к декоративно-прикладному искусству.
Целью программы: Формирование и развитие основ художественной культуры ребенка через народное декоративно-прикладное искусство.
Задачи программы:
- Приобщать детей к народному декоративно-прокладному искусству в условиях собственной практической творческой деятельности; воспитывать устойчивый интерес к народному творчеству как эталону красоты;
- Уметь использовать нетрадиционные техники и получать удовольствие от своей работы;
- Развивать эстетическое (эмоционально-оценочное), образное восприятие, эстетические чувства;
- Развивать художественно-творческие способности у детей, привычку вносить элементы прекрасного в жизнь;
- Способствовать знакомству классической закономерности народного декоративно-прикладного искусства (колорит, содержание, чередование, симметрия, асимметрия в узоре, приложимость узора к форме, изобразительные приемы и т.д.);
- На основе освоения художественного опыта народных мастеров развивать индивидуальное творчество детей в орнаментальной деятельности: специальные художественные способности – «чувство» цвета, ритма, композиции, самостоятельность, творческую инициативу.
- Программа нетрадиционной технике рисования с детьми 4-5 лет
«Веселые пальчики»
Искусство в дошкольном возрасте рассматривается как средство освоения, открытия мира в многообразных формах своего проявления. В период дошкольного детства именно изобразительная деятельность наиболее ярко способствует развитию личности ребенка, активному познанию им окружающего мира, воспитанию навыков творчески передавать свои впечатления в художественной форме. В связи с этим основной задачей работы кружка: заложить основы развития личности, ее творческого потенциала. Все дети любят рисовать, но творчество не может существовать под давлением и насилием. Ведь рисование для ребенка - радостный, вдохновенный труд, к которому не надо принуждать, но очень важно стимулировать и поддерживать малыша, постепенно открывая перед ним новые возможности изобразительной деятельности. Осваивая нетрадиционные методы рисования, можно сделать вывод: если тебе нравится, когда глаза твоих детей блестят от восторга, если ты хочешь, чтобы каждое мероприятие было праздником, если ты желаешь смеяться, удивляться и общаться с умными, творчески думающими детьми – нужно больше с ними наблюдать, рисовать и импровизировать Ребенку трудно общаться, но с помощью рисунка он передает свое настроение и благодаря систематической работе к концу дошкольного детства он радует всех своими великолепными произведениями.
Задачи:
1. Воспитывать художественный вкус в умении подбирать красивые сочетания цветов.
2. Стимулировать и поощрять желание выполнять задание по-своему, дополняя выразительными деталями.
- Программа по формированию актерских навыков, творческих способностей с детьми 5-6-7 лет
«Ромашкины забавы»
Большое внимание уделяется физиологическому развитию и укреплению здоровья (здоровьесберегающая технология). В процессе ребенок постоянно находится в движении, совершенствуются общая и мелкая моторика, координация, равновесие; вырабатываются навыки правильного дыхания, укрепляются и развиваются голосовые связки. Активно формируются речевые навыки: артикуляция, речевое интонирование (выразительность речи), расширяется словарный запас. Улучшается механизм сопоставления слова с воспринимаемой действительностью (осмысленность речи). Ребенок учится владеть родным языком, приобщаясь к фольклору и лучшим образцам детской классической литературы. Общение с художественно полноценным материалом, активное оперирование элементами музыкального языка, умение сформировать музыкальную ткань способствуют развитию вкуса, музыкальности, развивают основные музыкальные способности: слух, ритм, музыкальную память, двигательную реакцию на музыку. Занятия способствуют социальной адаптации детей: они учатся взаимодействовать друг с другом, вступать в контакт, вырабатываются такие личностные качества, как толерантность и человеколюбие. Характер занятий должен соответствовать настроениям и потребностям детского возраста. Жизнерадостность, веселье, хорошее самочувствие, сознание своих сил – все, что связано с подъемом душевного настроения, прекрасно влияет на мозговые центры. Каждое занятие должно заключать в себе что-нибудь новое, для того, чтобы внимание учеников не утомлялось и их интерес не иссякал. Таким образом, обращается особое внимание на взаимоотношение физических и интеллектуальных сил, на отношение между временем, которому мы подчинены, и пространством, окружающим нас, и, наконец, на тесную связь между представлением и движением, речью, пением и игрой на музыкальных инструментах.
Цель программы: Обучение элементарному музицированию.
Задачи: 1. Развивать детскую моторику;
2. Вырабатывать двигательную реакцию на ритм, на речевую и вокальную интонации;
3. Развивать речевые умения ребенка
4. Закреплять музыкально-теоретические понятия – метроритм, лад, тональность, музыкальная форма;
5. Развивать эмоциональность;
6. Воспитывать художественный вкус.
Методы и приемы: беседа, индивидуальный подход, самостоятельная работа детей, слушание музыкального произведения, наблюдение, проба, эксперимент, отработка технических элементов, тренинг.
Структурной особенностью программ является блочно - тематическое планирование. Каждый блок представлен работой определенных кружков. Планируя работу кружка, педагог может выбирать для каждой темы различные формы работы, учитывая оснащенность и специфику творческой деятельности.
Организуя работу в рамках дополнительного образования, педагоги учитывают:
- интересы детей к выбору кружка, секции, досуговых мероприятий;
- добровольность выбора их детьми;
- возрастные особенности детей;
- решение воспитательных и образовательных задач в единстве с основной программой детского сада;
- ведущий вид деятельности, и выстраивание на его основе содержания дополнительного образования;
- создание комфортной обстановки, способствующей развитию свободной творческой личности;
- нормы нагрузки на ребенка.
Занятия проводиться в групповой комнате или в специально оборудованном помещении детского сада. Формы работы подвижные, разнообразные и меняются в зависимости от поставленных задач. Кружковая работа проводятся с подгруппой детей (8-10 человек) среднего, старшего дошкольного возраста (с 4 до 7 лет). Длительность работы – 15 - 20 - 30 минут, в вечернее время. Занятия в кружке комплексные, интегрированные, не дублируют ни одно из занятий общей программы. Они являются надпрограммными и закладывают основу успешной деятельности в любой области, в процессе систематических занятий, постепенно, с постоянной сменой задач, материала и т.д. Такой подход дает возможность заинтересовать ребенка и создать мотивацию к продолжению занятий.
Методы, приёмы и формы учебно-воспитательного процесса:
Объяснительно-иллюстративный метод в программе используется при сообщении материала для обеспечения его успешного восприятия. Он раскрывается с помощью таких приемов, как беседа, рассказ, работа с иллюстрациями, демонстрация опыта.
Репродуктивный метод - формирование навыков и умений использования и применения полученных знаний. Суть метода состоит в многократном повторении способа деятельности по заданию педагога.
Частично-поисковый или эвристический. Основное назначение метода - постепенная подготовка обучаемых к самостоятельной постановке и решению проблем.
Немаловажными в работе с детьми являются используемые методы воспитания - методы стимулирования и мотивации: создание ситуации успеха помогает ребенку снять чувство неуверенности, боязни приступить к сложному заданию. Метод поощрения, выражение положительной оценки деятельности ребенка, включает в себя как материальное поощрение (в форме призов) так и моральное (словесное поощрение, вручение грамот, дипломов).
Используемые методы способствуют обеспечению высокого качества учебно-воспитательного процесса и эффективному освоению детей знаний и навыков, развитию творческих способностей.
При планировании образовательного процесса предусматриваются различные формы обучения:
- практические занятия (направлены на отработку умений выполнения различных видов деятельности).
- творческая мастерская (по изготовлению художественных изделий)
- экскурсии
- конкурсы
- выставки
- концерты
Условия для занятий кружков
1. Проходят в оборудованном помещении.
2. Подбор традиционного и нетрадиционного материала и инструментов для творческой деятельности детей.
3. Систематизация литературно-художественного материала: стихи, загадки, пословицы, поговорки — с целью активизации деятельности детей, расширения представлений об окружающем.
4. Изготовление атрибутов к разным видам театров, игр для подготовки руки к работе, расслабления, укрепления мелких мышц руки.
5. Составление фонотеки — подбор классических произведений, детского репертуара для музыкального фона, сопровождающего творческую деятельность детей, (хороводы, песенный репертуар в соответствии с разработанными темами).
6. Подбор развивающих, релаксационных, подвижных игр для работы кружков и секций.
7. Непрерывность, т.е. последовательность цепи задач на протяжении всего процесса овладения творческими умениями и навыками.
В проведении кружковой работы используются разнообразные методы и приемы работы с дошкольниками: детям предоставляется больше свободы и самостоятельной творческой инициативы при доброжелательном и компетентном участии взрослых. Такие методы как игровые, исследовательские, творческие задания, экспериментирование помогают детям творчески реализовываться.
Отслеживание результатов дополнительного образования детей проводится по следующим показателям:
- результативность работы кружка, секции по уровням развития ребенка;
- участие в выставках творческих работ;
- создание банка достижений каждого кружка.
Результат будет качественным, если он соответствует поставленным целям, содержанию, формам организации деятельности и обеспечен необходимым оборудованием и пособиями. Опыт показывает, что дети, занимающиеся в кружках, в дальнейшем хорошо учатся в школе, успешно продолжают обучение в системе дополнительного образования, художественных, музыкальных, спортивных школах.
Таким образом, данные программы могут занять более прочное место в воспитательно-образовательном процессе ДОУ. Они позволяют решать многие проблемы эффективного развития ребенка, т. к. сориентированы на его индивидуальные особенности и позволяют определить перспективы его личностного развития.
Методическое обеспечение
- Наличие утвержденной программы.
- Методические разработки по модулям программы.
- Наглядные пособия, образцы изделий.
- Специальная литература (журналы, книги, пособия, справочная литература).
- Диагностический инструментарий.
Руководители кружков пользуются материалом методических пособий Учебный план рассчитан на 1 год обучения. Занятия проводятся не более 1 раза в неделю для детей средних групп и для детей старших и подготовительных групп во второй половине дня. Продолжительность занятия для детей индивидуален: 4-5 лет - 15 - 20 минут, для детей 6-7 лет 25- 30 минут. Занятия проходят в виде игры. На занятиях, где дети работают с колющими и режущими предметами необходимо строгое соблюдение правил техники безопасности.
Образовательный процесс по кружковому направлению осуществляется в соответствии с основной общеобразовательной программой ДОУ. Курс занятий рассчитан на 8 месяцев (с сентября по апрель). Тема занятий, методы и приемы решения задач, выбор практического материала корректируются, варьируются в зависимости от способностей детей, их интересов и желаний, времени года, выбора темы и т.д.
Ожидаемые результаты:
- Развитие творческих способностей детей.
- Положительно – эмоционального состояния ребенка на занятиях.
- Научить понимать и любить русскую народную культуру.
- Овладение артистическими качествами, раскрытие творческого потенциала детей.
- Создать предпосылки для дальнейшего совершенствования музыкального воспитания детей.
- Овладение техникой изготовления изделий.
- Обогащение активного и пассивного словаря детей.
Формы подведения итогов:
- оформление выставочного стенда в ДОУ;
- участие в областных и региональных выставках и конкурсах;
- выступление на родительских собраниях.
Литература
- Дошкольное воспитание №8/1990г. №11/2009. №7/2002г. № 8/1990г.
- Музыкальный руководитель №1 - №12
- Никитин Б.П. Ступеньки творчества или развивающие игры. – изд. – Просвещение, 1989. – 158с.
- Куцакова Л.В. Конструирование и ручной труд.- М.: Просвещение, 1998. – 203с.
- Комарова Т.С. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию. М.: Просвещение,1991. – 257с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности работы педагогического коллективва по художественно-эстетическому направлению развития дошкольников
В статье представлены основные виды органиации детской деятельности по художесственно- эстетическому развитию, работа педагогов дополнительного образования по изодеятельности, ритмике и в компьютерном...
Инновационная педагогическая технология в художественно – эстетическом направлении развития дошкольников.
Развитие и совершенствование личности ребенка невозможно представить без реализации ее эстетических и творческих потребностей. Этим целям созвучна природа творческого развития в системе эстетического ...
Статья на тему: «Художественно – эстетическое развитие в условия реализации ФГОС ДО» "Использование метода арт-терапия в художественно-эстетическом развитии дошкольников»
Арт-терапия – сочетание психологии и творчества.Это метод воздействия на ребенка с помощью рисования, лепки, пения, музыки, танцев, сказок. Она подходит для работы с детьми, начиная с самого раннего в...
Статья на тему: «Художественно - эстетическое развитие дошкольников»
Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребёнка и тогда, когда мы хотим научить его читать и писать. Да, от того, как...
Статья на тему: "Художественно-эстетическое воспитание дошкольников".
В статье собрана информация о важности художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста, роли педагога в формирование художественно-эстетических взглядо у детей....
Конспект НОД на конкурс «Воспитатель года 2020» по художественной литературе в средней группе Художественно – эстетическая линия развития «Волшебный сундучок»
Конспект нод по художественной литературе Интегрированные образовательные линии развития: познавательное, физическое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, речевое.Цель: фор...