Статья "Педагогические условия Художественно-эстетического развития дошкольников"
статья

Беляева Ольга Геннадьевна

Статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Статья17.15 КБ

Предварительный просмотр:

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО – ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ.

Беляева О.Г., воспитатель

МБДОУ детский сад№97 г. Иркутска

   Дети дошкольного возраста более податливы к изобразительному искусству, что оказывает самое непосредственное воздействие на художественно-эстетическое развитие. Ведь художественно-эстетическое развитие — это умение понимать эстетические ценности, а значит и виды искусства, вызывать определенные чувства от связи с ними и создавать самим.

Изобразительная деятельность приобщает ребенка к миру красоты, способствует формированию гармоничной личности, развивает творческое начало, ведь на занятиях дети осваивают различные изобразительные средства, используют фантазию, передают свое индивидуальное видение предметов. Изобразительная деятельность, включающая рисование, лепку и аппликацию, имеет большое значение для всестороннего развития детей дошкольного возраста и подготовки их к школе.

 Основные цели и задачи в обучении изобразительного искусства являются формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, эстетического отношения к предметам и явлениям окружающего мира, произведениям искусства и воспитание интереса к художественно – творческой деятельности.

 Развитие эстетических чувств детей, художественного восприятия, воображения, художественно – творческих способностей.

 Развитие детского художественного творчества, интереса к самостоятельной творческой деятельности.

 Изучение детских рисунков свидетельствует о том, что обучению техники рисования в дошкольных учреждениях уделяется мало внимания, хотя каждый педагог понимает, что дети, не освоив способы рисования, чувствуют себя беспомощными. Они не умеют правильно держать инструмент, которым рисуют, не владеют рациональными способами движения руки при рисовании, отчего эти движения часто бывают неуверенными, неточными, скованными, что в свою очередь, вызывает чрезмерное мышечное напряжение руки, приводит к быстрому ее утомлению. Плохое владение инструментом, своей рукой, незнание материалов, способов рисования ими, их выразительных возможностей-все это вызывает затруднение при решении изобразительных задач, мешает ребенку передать в рисунке задуманное. Это, в конце концов, приводит к потере интереса к этой деятельности. Поэтому овладение графической стороной рисование является важным условием, обеспечивающим творческое решение изобразительной задачи, развитие способности к рисованию.

Овладение способами рисования линий разного характера позволяет ребенку использовать их при создании образов предметов и явлений по своему усмотрению. Так, например, Л.Н Толстой, обучая крестьянских ребятишек, предложил одно из возможных решений задачи развития творческих способностей. Этот прием заключался в том, что Толстой и его ученики начинали писать на одну тему «Ну, кто лучше напишет? И я с вами». Итак, первый способ, найденный писателем, выражался в том, чтобы показать детям не только продукт, но и сами процессы писания, рисования и т.д. В результате ученики видели, как это делается. При определении методики обучения детей графическим навыкам нужно исходить из разнообразия рисовальной техники в изобразительном искусстве и учитывать возможности детей дошкольного возраста. Этого можно достигнуть, разнообразя способы уже известными в широкой практике цветными карандашами и красками и используя новые материалы - графитный и угольный карандаши, сангину, акварель, цветные и восковые мелки, а также сочетание в одном рисунке разные материалы и технику.

У большинства дошкольников творчество само по себе не развивается и не проявляется.

Для полноценного эстетического и интеллектуального развития и формирования художественно творческих способностей детей необходимы определенные условия:

- Особое внимание должно быть уделено игре, рисованию, лепке, аппликации это позволяет наполнять жизнь детей интересным содержанием.

- Содержательная составляющая образования должна быть интересной для детей и формировать художественно – творческие способности с использованием различных методов и приемов работы с детьми в этом направлении.

- В детском саду необходимо создать художественно эстетическую среду. Дети вместе с педагогом оформляют выставки используя детские рисунки, аппликации, лепку.

- Немало важно добавлять в педагогический процесс различные игры они способствуют мотивации в обучении и развитию творческих способностей у детей.

- Необходимо разнообразить методы обучения и материалы для занятий.

- Педагогу не стоит навязывать свое представление о решении выбора образа и сюжета работы.

- Абсолютно каждый ребенок заслуживает уважения к своему творчеству и результатам своей работы. Поэтому нужно создавать творческую и доброжелательную атмосферу на каждом занятии и формировать такой же подход к работам детей у их родителей.

- Педагог должен показывать свою веру в ребенка при выполнении им работы.

Просмотр и обсуждение созданного детьми нужно организовывать, не допуская шаблона, иначе это не будет вызывать у детей интереса к творчеству.

 Особое внимание нужно уделить психическим свойствам и качествам личности, которые как раз и необходимы для успешного овладения различными видами художественной деятельности и развития творческих способностей ребенка.

  Любой педагог который занимается воспитанием детей, понимает, что идентичных детей не может быть. Ведь больше всего детская индивидуальность выражается в творческой деятельности. И эту самую индивидуальность надо очень внимательно изучить для того чтобы качественно организовать работу детей.

Литература:

  1. Колдина Д.Н Рисование с детьми 5-6 лет. Сценарии занятий. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016.-112с.
  2. Комарова Т.С Развитие художественных способностей дошкольников. Монография.-М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016.-144с.
  3. Комарова Т.С Детское художественное творчество. Для занятий с детьми2-7 лет.-М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2017-176с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности работы педагогического коллективва по художественно-эстетическому направлению развития дошкольников

В статье представлены основные виды органиации детской деятельности по художесственно- эстетическому развитию, работа педагогов дополнительного образования по изодеятельности, ритмике и в компьютерном...

Инновационная педагогическая технология в художественно – эстетическом направлении развития дошкольников.

Развитие и совершенствование личности ребенка невозможно представить без реализации ее эстетических и творческих потребностей. Этим целям созвучна природа творческого развития в системе эстетического ...

ВКР на тему "Праздники и развлечения как условие художественно-эстетического развития дошкольников".

На современном этапе развития нашего государства, на фоне экономических и политических изменений, целью образовательного процесса в дошкольном образовании является всестороннее развитие ребенка....

СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЁРСТВО ДОУ КАК УСЛОВИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ДОШКОЛЬНИКА

Cоциальное партнёрство позволяет создавать определённый имидж учреждения, наращивать внутренний потенциал педагогов, детей, родителей, и главное -  решить проблему социализации ребенка в обществе...

Представление педагогического опыта Власовой Марины Викторовны, воспитателя МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №6» ТЕМА: «Развивающая предметно-пространственная среда группы как условие художественно-эстетического развития детей дошкольного возра

DВ статье раскрываются особенности организации развивающей предметно-пространственной среды,направленной на художественно-эстетическое развитие детей дошкольноговозраста. Описаны формы, методы, приемы...

Развитие эмоциональной отзывчивости как условие успешного формирования основ художественно-эстетической культуры личности дошкольника

Эмоции играют важную роль в жизни детей. Чувства господствуют буквально над всеми сторонами жизни дошкольника, придавая им особую окраску и выразительность. Эмоции, которые испытывает ребёно...