. «Организация самостоятельной продуктивной деятельности старших дошкольников в режиме дня» (в условиях ФГОС ДО)
презентация к уроку (подготовительная группа) на тему
Выступление на ГМО
«Организация самостоятельной продуктивной деятельности старших дошкольников в режиме дня»
(в условиях ФГОС ДО)
1 слайд
Здравствуйте. Тема моей презентации : Система работы по организации самостоятельной продуктивной деятельности в режимных моментах в условиях реализации ФГОС ДО.
2 слайд
Общество всегда давало заявку на формирование самостоятельной, творческой личности: одно дело - формировать человека в качестве потребителя, а другое дело - формировать человека-созидателя, активного строителя жизни своей и общества.
Одной из главных форм в процессе образования и воспитания детей в детском саду является - самостоятельная деятельность детей.
В соответствии с ФГОС ДО данная задача решается посредством таких направлений работы как:
- совместная деятельность детей с педагогом (включая НОД)
- в ходе режимных моментов
- в самостоятельной деятельностей детей
- в совместной деятельности с семьями воспитанников
Самостоятельная продуктивная деятельность обладает большими возможностями в развитии личности ребёнка.
Данное направление работы находит свое отражение в режимных моментах – в вечернее время и в ходе дневной прогулки.
3 слайд
Прежде чем перейти к вопросу организации этой самостоятельной деятельности в условиях ДОУ, я расскажу о том, что же необходимо понимать под самостоятельностью.
Самостоятельность – это постепенно развивающееся качество, высокая степень которого характеризуется стремлением к решению задач деятельности без помощи со стороны других людей, умением поставить цель деятельности, осуществить элементарное планирование, реализовать задуманное и получить результат, адекватный поставленный? цели, а так же способствовать к проявлению инициативы и творчества в решении возникающих задач.
Научные исследования свидетельствуют о том, что в условиях оптимального воспитания и обучения дети могут достичь определенного уровня развития самостоятельности в разных видах деятельности: игровой, коммуникативной, двигательной, познавательно – исследовательской, продуктивной (рисование, лепка, художественный труд), трудовой, музыкальной.
Самостоятельная продуктивная деятельность детей – одна из основных моделей организации образовательного процесса детей дошкольного возраста. Но и она нуждается в руководстве.
4 слайд
Поэтому, исходя из вышесказанного, целью моей системы работы стало: выявить и создать в группе условия, стимулирующие самостоятельную деятельность детей с учетом ФГОС ДО.
Даная цель реализовалась мной через поставленные задачи:
1. Способствовать созданию развивающей предметно-пространственной среды
2. Содействовать обогащению разнообразными яркими жизненными впечатлениями от восприятия окружающего мира и искусства
3. Познакомить детей с нетрадиционными формами воплощения своих замыслов в рисунке
4. Разнообразить формы работы с родителями
5 слайд
Свою работу по руководству данным видом деятельности я строила по-этапно.
1. Организационный
2. Практический
3. Результативный
На организационном этапе мной отводилось особое внимание подбору дидактических и наглядных материалов, литературы для предварительного чтения, пополнении изобразительного уголка разнообразным нетрадиционным материалом для творчества. Данный этап нашел свое отражение в календарно-тематическом планировании.
На практическом этапе проводилась работа по обогащению эмоциональных впечатлений ребенка – НОД, целевые прогулки, наблюдения, показ кукольного театра в вечернее время, чтение художественных произведений, участие детей в праздниках и развлечениях, привлечении родителей в творческих проектах группы: «Огородные фантазии» - создание огорода на подоконнике, изготовление поделок вместе с родителями из урожая с огорода; «Звери в осеннем лесу» - изготовление макета леса в группе, дома с родителями дети изготавливали зверей.
Результативный этап работы включает в себя – организацию и проведение персональных выставок детей. Оформление группы работами детей. Организация выставок совместного творчества детей и родителей.
6 слайд
Любая деятельность имеет свою структуру. И основным побуждающим моментом к продуктивной деятельности является мотивация к ней.
Во первых для ребенка важно, чтобы продуктивная деятельность была интересной и приносила удовольствие. В младшем дошкольном возрасте ребенку доставляет удовольствие сам процесс создания, в старшем дошкольном возрасте для ребенка становится важен и результат своей работы. И если данный результат не удовлетворяет потребностям ребенка, то без участия взрослого ребенок может потерять и сам интерес к деятельности. Именно поэтому я считаю необходимым со своей стороны пополнять изобразительные уголки нетрадиционными материалами и знакомить детей с вариантами их использования, как на занятиях, так и в свободной деятельности детей.
7 слайд
Формы организации самостоятельной продуктивной деятельности:
• подготовка к предстоящему занятию по изобразительности (дети получили задание подумать, о чём они будут рисовать на следующий день на тему: например «Здравствуй осень»);
• упражнение в приобретённых умениях, навыках (обычно после интересных занятий изобразительной деятельностью, наблюдений за аналогичной деятельностью взрослых, детей);
• игра или подготовка к ней (дети выступают в роли художников, помогают другим детям подготовить театрально-творческие игры) ;
• воплощение собственных замыслов ребёнка
8 слайд
Какие же условия необходимо создать в ДОУ для самостоятельной детской деятельности?
1. Построение предметно-развивающей среды взрослыми должно позволять организовать как совместную, так и самостоятельную деятельность детей.
В этом случае среда выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции. Но самое главное - она работает на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.
2. Метод проектирования.
Дидактический смысл проектной деятельности заключается в том, что она помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность детей, приучает действовать самостоятельно, планировать работу, доводить ее до положительного результата, проявлять инициативу и творчество. В проекте дети изучают объект с разных сторон, все его характеристики, то есть формируется целостное видение картины изучаемого объекта.
3. Предоставление достаточного времени для активного присвоения опыта и построения самостоятельной деятельности детей на его основе. 4. Четвертое условие необходимое для формирования самостоятельной детской деятельности, это особая позиция педагогов в рамках реализации педагогического процесса, связанная с переориентацией педагогического процесса с учебно-дисциплинарной модели на личностно-ориентированную.
5. Последнее условие: опора на систему детской деятельности, которая обеспечивает мотивационную связь разных видов деятельности (когда для продолжения одной деятельности ребенок с необходимостью обращается к другой и затем возвращается к исходной); это способствует тому, что деятельность формируется как целостная и единая.
9 слайд
Содержание самостоятельной изобразительной деятельности тесно связано с содержанием соответствующих занятий. Мной было замечено, что дети могут повторять понравившиеся им темы занятий. Этот повторный интерес может быть вызван не столько темой, сколько успехами ребенка на занятии или необычной методикой его проведения. Поэтому я считаю, что увлеченность темой наиболее ценный побудитель самостоятельной продуктивной деятельности. И для меня важно вызвать собственную инициативу ребенка, стремление продолжить рисунок, раскрыть интересные, увлекающие ребенка перспективы улучшения работы, создание более выразительного образа.
Размещение детских поделок и материала на видном месте, позволяет мне обеспечить взаимосвязь между обучением на занятиях и самостоятельной художественной деятельностью, во время которой ребенок выполняет несколько ее видов. Кроме того, ребенок видит значимость своих работ, так как является создателем комфортной среды у себя в группе.
Самостоятельная изобразительная деятельность детей так же связана с играми, подготовкой к праздникам, другими видами деятельности. Недостающие атрибуты, по возможности, дети изготавливают сами вместе с воспитателем, используют их в настольном, пальчиковом, теневом театре.
Самостоятельная деятельность носит индивидуальный характер. Хотя иногда, около рисующих, я наблюдала и других детей, которые по своему желанию меняют для них воду, всматриваются в рисунок, дают советы. И если вначале они наблюдают за процессом рисования, помогают советом, то затем начинают рисовать на этом же листе. Дети становятся не только наблюдателями творческого процесса, но и его соучастниками. Деятельность одного ребенка становится «творческим содружеством» двух-трех детей.
10 слайд
Следует отметить, что самостоятельная изобразительная деятельность является одним из показателей уровня развития детей и обладает большими возможностями для осуществления многих воспитательных задач, развития таких качеств личности, как инициативность, самостоятельность, творческая активность.
Одним из условий успешного развития самостоятельной художественной деятельности детей является умелое руководство со стороны воспитателя, которое должно носить косвенный характер. Поэтому, планируя работу с детьми, воспитатель должен заранее продумать методы руководства самостоятельной деятельностью. Одним из таких методов, является метод Интервью.
11 слайд
Результат самостоятельной деятельности детей самоценен сам по себе. Ребенок, видя свою значимость, обязательно будет творить и дальше. Поэтому работы детей мы используем и для оформления группы, музыкального зала для праздника, для оформления холла. Таким образом , привлекая и внимание родителей к детскому творчеству. В нашем детском саду практикуются коллективные творческие выставки, где мы можем увидеть совместные работы и детей и родителей.
12 слайд
Особое место в педагогическом процессе мной уделяется организации условий для самостоятельной деятельности детей по их выбору и интересам. Именно поэтому в перспективе свой работы – я ставлю задачу - развитие интересов, способностей каждого ребёнка, стимулированием активности, самостоятельности, посредством обогащенной педагогической среды.
Свободная, разнообразная деятельность в условиях развивающей предметно-пространственной среды позволяет ребёнку проявить пытливость, любознательность, познавать окружающее без принуждения, стремиться к творческому отображению познанного. В условиях развивающей среды ребёнок реализует своё право на свободу выбора деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
k_vystupleniyu_lyukmanovoy.pptx | 2.3 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность Самостоятельная продуктивная деятельность обладает большими возможностями в развитии личности ребёнка. В соответствии с целевыми ориентирами которые нам задает ФГОС ДО, ориентируясь на индивидуализацию дошкольного образования, мы должны сформировать инициативную и самостоятельную личность, открытую внешнему миру, обладающую развитым воображением и творческим мышлением. Направления работы Совместная деятельность детей с педагогом (включая НОД) Режимные моменты Самостоятельная деятельность детей Взаимодействие с семьями воспитанников
Понятие «самостоятельность» : Это постепенно развивающееся качество , высокая степень которого характеризуется стремлением к решению задач деятельности без помощи со стороны других людей, умением поставить цель деятельности, осуществить элементарное планирование, реализовать задуманное и получить результат, адекватный поставленный цели, а так же способствовать к проявлению инициативы и творчества в решении возникающих задач. Самостоятельная деятельность - это свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами предметно-развивающей образовательной среды, обеспечивающая выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющая ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально Инициативность – это качество личности, способность добровольно, самостоятельно и активно продвигать начинания, генерировать новые идеи, запускать новые дела, вовлекая туда окружающих людей.
Целью системы работы стало: выявить и создать в группе условия, стимулирующие самостоятельную деятельность детей с учетом ФГОС ДО. Способствовать созданию развивающей предметно-пространственной среды Содействовать обогащению разнообразными яркими жизненными впечатлениями от восприятия окружающего мира и искусства Познакомить детей с нетрадиционными формами воплощения своих замыслов в рисунке Разнообразить формы работы с родителями Задачи:
Этапы организации самостоятельной продуктивной деятельности Организационный Практический Результативный Организация предметно-пространственной среды Эмоциональное обогащение впечатлений ребенка Игры Участие детей в праздниках Осуществление тесного контакта воспитателя с семьями воспитанников в организации условий для их художественно-творческого развития в ДОУ и семье. Использование метода интервью. Организация персональных выставок детей Изготовление детьми пособий для игровой деятельности Продукт самостоятельной деятельности может являться подарком Продукт может использоваться в качестве оформления интерьера группы Подбор наглядных и дидактических материалов Подбор литературы для предварительного чтения Подготовка материалов для организации продуктивной деятельности
Мотивация детей на самостоятельную продуктивную деятельность разнообразные яркие жизненные впечатления от восприятия окружающего мира и искусства (посещение цирка, театра; яркие театральные действия …); потребность закрепить тот художественный опыт, который ребёнок приобрёл на занятиях, в процессе общения с взрослыми и другими детьми; бескорыстное удовольствие от процесса и результата; потребность получить нужный, удовлетворяющий ребёнка результат и отношение к нему: подарить, привлечь внимание других к содержанию
Формы самостоятельной изобразительной деятельности подготовка к предстоящему занятию по изобразительности (дети получили задание подумать, о чём они будут рисовать на следующий день на тему: «Здравствуй осень»); упражнение в приобретённых умениях, навыках (обычно после интересных занятий изобразительной деятельностью, наблюдений за аналогичной деятельностью взрослых, детей); игра или подготовка к ней (дети выступают в роли художников, помогают другим детям подготовить театрально-творческие игры) ; воплощение собственных замыслов ребёнка
Организация развивающей предметно- пространственной среды Метод проектов, как средство стимулирования детской самостоятельной деятельности. Предоставление детям достаточного времени для самостоятельной деятельности. Переориентация педагогического процесса с учебно-дисциплинарной модели на личностно-ориентированную. Опора на систему детской деятельности. Условия для развития самостоятельной деятельности
Планирование самостоятельной продуктивной деятельности в рамках одного дня НОД ОДРМ СДД Взаимодействие с родителями Утро « Т » - РАСТЕНИЯ « З » - КГН « Б » - СИТУАЦИЯ « С » - С-Р ИГРА « М » - ИМПРОВИЗАЦИИ День Прогулка Инд. НОД «Ч » СТИХ. Со всеми детьми: «Ф», «П», «Т», «С-игра» , «К» Вечер Инд. НОД « Х » - РИСОВАНИЕ « К » - СЛОВАРЬ « С » - ИГРЫ ПО З.К.Р « Х » - РАССМАТРИВАНИЕ « Ч » - РАССКАЗ « Р » - ХУД-РЕЧЕВАЯ « Ф » - ОВД
Интеграция в других видах деятельности Конструирование Наблюдения на прогулке Игры Чтение произведений
Работа с родителями Анкетирование родителей Консультация на тему «Понимаете ли вы своего ребенка» Выпуск газеты «Малышок» Выпуск буклетов для родителей «Я сам!», «Как научить ребенка рисовать» Семинар для родителей «Сделай сам или о развитии самостоятельности»
Организация персональной выставки и выставки совместных творческих работ детей и родителей
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация самостоятельной продуктивной деятельности детей старшего дошкольного возраста в соответсвии с ФГТ.
Данная статья содержит описание опыта работы по организации разлиных видов самостоятельной продуктивной деятельности детей и конспект НОД....
Описание опыта педагогической деятельности. Организация самостоятельной поисковой деятельности старших дошкольников
Становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания. Поэтому в настоящее время вопрос о патриотич...
Организация продуктивной деятельности старших дошкольников
Задачи и методика организации продуктивной деятельности старших дошкольников...
Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через организацию самостоятельной продуктивной деятельности
Консультация для воспитателей...
"Организация художественно-эстетической деятельности старших дошкольников с учётом регионального компонента в соответствии с требованиями ФГОС."
В нашем детском саду очень важная роль отводится художественно-эстетическому развитию дошкольников, становлению эстетического отношения к окружающему миру; формированию элементарных представлений о ви...
Стендовый доклад: Организация самостоятельной двигательной деятельности старших дошкольников на основе оздоровительной технологии прыжков «Весёлая резинка»
laquo;Новая» старая игра «резинка»...
УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ЭФФЕКТИВНОЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
В статье сформулированы условия организации эффективной познавательной деятельности старших дошкольников....