Описание опыта педагогической деятельности. Организация самостоятельной поисковой деятельности старших дошкольников
методическая разработка (подготовительная группа) по теме

Акимова Ольга Ивановна

Становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания. Поэтому в настоящее время вопрос о патриотическом воспитании в дошкольных учреждениях стал особо актуален, так как сегодня государство стремиться возвратить утерянные ценности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ped_ideya_na_konkurs.docx26.17 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Инсарский детский сад «Солнышко»

ОПИСАНИЕ ОПЫТА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Организация самостоятельной поисковой деятельности старших дошкольников»

Подготовила: воспитатель

МБДОУ «Инсарский детский сад «Солнышко»

Акимова О. И.


«Нельзя пробудить чувство Родины без восприятия и переживания окружающего мира. Пусть в сердце малыша на всю жизнь останутся воспоминания о маленьком уголке далекого детства. Пусть с этим уголком связывается образ великой Родины».

(В.А. Сухомлинский)

          Становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания. Поэтому в настоящее время вопрос о патриотическом воспитании в дошкольных учреждениях стал особо актуален, так как сегодня государство стремится возвратить утерянные ценности.

В последнее время появился термин «новый патриотизм», который включает в себя чувство ответственности перед обществом, чувство глубокой духовной привязанности к семье, дому, Родине, толерантное отношение к другим людям.

Формирование личности ребёнка, его воспитание начинаются с воспитания чувств через мир положительных эмоций, через обязательное приобщение к культуре, обеспечение духовной и интеллектуальной пищей, в которой он так нуждается.

Каждый день ребёнка в детском саду должен быть наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, весёлыми играми. Ведь с воспитания чувства привязанности к родной семье, родному детскому саду, родной улице, начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование – чувство любви к своему Отечеству.

Исходя из важнейшего положения психологии и педагогики о том, что формирование патриотических чувств дошкольника происходит в процессе совместной деятельности, которая предоставляет им возможность получить новые знания, наиболее результативным средством патриотического воспитания является метод проектов. Основываясь на лично – ориентированном подходе к обучению и воспитанию детей старшего дошкольного возраста он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества; открывает большие возможности в организации совместной поисковой деятельности дошкольников, педагогов, родителей.

Организатором и руководителем детской проектной деятельности выступает воспитатель, который становится для ребенка не только источником информации, консультантом и экспертом, но и партнером, и помощником в его саморазвитии.

Тема Великой Отечественной войны чрезвычайно актуальна в современном обществе, способствует объединению, сплочению нашего народа. Но в то же время Великая Отечественная война для наших детей – далекая история. Если мы, внуки и правнуки воевавших, не передадим своим детям то, что хранится в нашей памяти как свидетельство того, что пережили наши дедушки и бабушки, связь времен, семейная нить прервется. Необходимо попытаться восстановить эту связь, чтобы и наши дети ощутили: они имеют, пусть и опосредованное, отношение к тем далеким военным событиям. Начинать делать это нужно как можно раньше, пока в малыше еще не иссяк естественный  интерес ко всему происходящему в мире. Верно сказано: «Забыл прошлое – потерял будущее».

В нашем детском саду второй год я реализую задачи военно-  патриотического воспитания подрастающего поколения.

Обратив внимание на то, что старшие дошкольники страдают дефицитом знаний об освобождении родной страны от немецко-фашистских захватчиков, участии членов семьи старшего поколения в Великой отечественной войне, был разработан  проект «Прадедушкин Орден».

         Основная цель педагогической идеи:

 Способствовать формированию патриотических чувств через развитие самостоятельной поисковой деятельности детей.

Для достижения поставленной цели я определила ряд задач:

  1. Формирование духовно-нравственного отношения, чувства сопричастности и любви к семье, поселку, стране, к природе родного края, к культурному наследию своего народа.
  2. Формирование патриотических чувств на основе ознакомления с ближайшей средой и боевыми традициями земляков.
  3. Формирование представлений о России, как о родной стране, о Мордовии, как о малой Родине.
  4. Формирование познавательной активности и инициативы, путем организованной деятельности и досуговых мероприятий.
  5. Воспитание чувства собственного достоинства у ребенка как представителя своего народа, гражданина своей страны.
  6. Воспитание гуманной, духовно-нравственной личности, достойного будущего гражданина России, патриота своего Отечества.

        Работу по реализации патриотического проекта веду регулярно и систематически, вовлекая детей в разные виды деятельности.

Работа ведется по блокам:

  1. Я, моя семья, мой детский сад.
  2. История моего города и Отечества.
  3. Самостоятельная поисковая деятельность.
  4. Создание общего проекта «Книга памяти».

Мной была разработана модель реализации проекта.

Заинтересованность - Знания, представления (теория) - Практическое участие - Самостоятельная поисковая деятельность - Общий результат = Патриотические чувства, качества.

  В группе я оборудовала патриотический уголок, где много материала для занятий и игр. В уголке детей встречает кукла Солдатка Катюша, которая в игровой форме рассказывает детям о войне, истории города и Отечества.

         На первом этапе работы проекта, я  создала в группе работу отряда «Патриот», где особое внимание  уделяется заинтересованности детей данным проектом, создание своих родословных, изучение своей семьи, своего «я», а также дети начали заниматься строевой подготовкой - под военные марши.

На втором этапе работы, я знакомила детей  с историей Великой Отечественной войны в ходе непосредственно организованной деятельности через рассказы и произведения  о подвигах русских солдат. Очень увлекательно прошла  экскурсия  в  краеведческий музей, работники которого рассказали  о подвигах наших земляков. Неизгладимое впечатление оказало на воспитанников не просто посещение памятника «Солдату», но и участие в мероприятии «Фронтовые письма», результатом, которого стало возложение цветов героям, погибшим в Великой отечественной войне. Дети с большим удовольствием читали фронтовые письма и почтили погибших минутой молчания.

После каждой экскурсии дети передавали свои впечатления в рисунках. Все работы были представлены на тематической выставке, посвященной Дню Победы.

Самым ярким событием для ребят было участие в военно-спортивной игре «Зарница». Игра проводилась с целью приобщения подрастающего поколения к патриотическим ценностям, формирование детских представлений о военной службе, обязанности каждого мужчины – защищать свою Родину. Длительная и тщательная подготовка к игре сплачивает детей, родителей и педагогов. Родители готовили необходимые атрибуты к этой игре. На занятиях в совместной деятельности дети знакомились с воинскими званиями, изучали художественную литературу на военную тематику. На рисовании отображали свою позицию в рисунках, на музыке разучивали военные песни, учились маршировать. Мною разработаны комплексы утренней и бодрящей гимнастики «Мы - моряки», «Мы – военные», «Мы – будущие защитники», «Силачи», где дети стремились правильно выполнять упражнения, чтобы быть сильными, и ловкими. Все это служило серьезной мотивацией для проведения игры. Юным участникам «Зарницы» предстояло показать свою силу и ловкость в командных заданиях. Перед юными бойцами стояла важная задача – необходимо найти пакет с важными документами, который пропал из штаба. Во время игры,  ребята продемонстрировали не просто свои физические способности, но и логику, организаторские способности и смекалку, а также умение анализировать и достигать поставленные цели.

Результат работы первых двух этапов, был очень высоким: у дошкольников сформировался естественный интерес к истории своей Родины и семьи. Дети самостоятельно приступили к третьему блоку, этапу проекта – опросу родителей о войне и о судьбе своих воевавших родственников. Каждому хотелось «побольше» узнать о причастности членов семьи к освобождению России от врага. Это было начало третьего блока – самостоятельная, поисковая деятельность детей.

В тесном взаимодействии с родителями  была проведена поисковая работа  в кругу семьи. Побеседовав с родителями, бабушками и дедушками, дети приносили имеющиеся фотографии близких, принимавших участие в освобождении нашей Родины. Ребята, приходя в детсад, делились друг с другом тем, что они узнали, приносили в группы фотографии,  рассказы, записанные родителями со слов детей.

Результатом проекта или четвертым этапом, стало создание общего проекта «Книги Памяти». Я стремилась к тому, чтобы дети как можно больше вовлеклись в процесс создания, и занимала  позицию советчика, а не руководителя творческой затеи. Ребята чувствовали свою ответственность за то, что они делали, и испытывали от этого удовольствие.

В процессе создания «Книги Памяти» ребята не только получали  знания о войне, но и развивали свое собственное отношение к ней, вырабатывали свое мнение, делали выводы. По тому, как увлеченно шла работа, видно было понимание детьми ценности своего труда и осознание значимости Великой Отечественной войны.

Заключение

На основе анализа проведенной работы, можно сделать вывод, о том, что детская проектная деятельность имеет огромный развивающий потенциал. В процессе самостоятельной поисковой работы дети не просто развиваются умственно и физически, они получают положительный эмоциональный настрой, представляя себя настоящими историками, исследователями, удовлетворяют тем самым присущую им от природы любознательность.

Работа по военно-патриотическому воспитанию в нашем детском саду продолжается, составленная детьми «Книга памяти» постоянно пополняется все новыми рассказами, фотографиями и иллюстрациями, дети продолжают участвовать в военно-патриотических мероприятиях.

Глядя на наших ребят, можно с уверенностью сказать, что память о героях Великой Отечественной войны не умрет!

Литература

  1. Великой Победе посвящается: Праздники в детском саду/ Сост. Ю.Е. Антонов. 2-е изд.- М.: ТЦ Сфера, 2015.-128с.
  2. Дошкольникам о защитниках отечества / Под. ред. Кондрыкинской

Л.А. - М., 2006.

  1. Зацепина М.Б. Дни воинской славы: Патриотическое воспитание

дошкольников: Для работы с детьми 5-7 лет. – М.; Мозаика – Синтез,

2008 – 112 с.

  1. Инсар: Фотоальбом/ Сост. Т. Н. Кузьмина; Фот. Н. Е. Ревизов.- Саранск: Мордов. кн.изд-во, 1990 – 80с.
  2. Казаков А. П., Шорыгина Т. А. Детям о Великой Победе. М., 2009.
  3. Токмакова  И. Неувядаемая дата / И. Токмакова // Дошкольное воспитание.- 2000.- №5.-4-5.
  4. Шорыгина Т. А. Беседы о детях – героях Великой Отечественной войны. – М.: ТЦ Сфера, 2015.-80с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Интеграция непосредственно организованной образовательной деятельности и самостоятельной коммуникативной деятельности старших дошкольников посредством моделирования»

Тематическое планирование через интеграцию непосредственно организованной образовательной деятельности и самостоятельной коммуникативной деятельности  старших дошкольников посредством модели...

. «Организация самостоятельной продуктивной деятельности старших дошкольников в режиме дня» (в условиях ФГОС ДО)

Выступление на ГМО  «Организация самостоятельной продуктивной деятельности старших дошкольников в режиме дня»(в условиях ФГОС ДО)1 слайд Здравствуйте. Тема моей презентации : Система работы ...

Описание опыта педагогической деятельности «Использование элементов Су – Джок терапии в процесс логопедической работы по коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста»

В настоящее время появилась возможность использования в коррекционно- педагогической работе с детьми дошкольного возраста нетрадиционного Су- Джок метода. Су – Джок терапия является одним из эфф...

Описание опыта педагогической деятельности «Использование игр –головоломок в работе с дошкольниками»

Из опыта работы: В своей работе ,с детьми разновозрастной (старшая и подготовительная) группе , использую интеллектуально –игровую технологию. Познакомила детей играми такими как :  &l...

Описание опыта педагогической деятельности «Нетрадиционные техники рисования в старшей дошкольной группе»

Цель  - развитие у детей творческих способностей, фантазии, воображения средствами нетрадиционного рисования, создание условий для развития    двигательных функций кистей рук &nda...

Описание опыта работы на тему «Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования».

Развитие познавательной активности, интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка путем совершенствования его исследовательских способностей....