УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ЭФФЕКТИВНОЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
статья (старшая группа)

Людмила Николаевна Пономарева

В статье сформулированы условия организации эффективной познавательной деятельности старших дошкольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ЭФФЕКТИВНОЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Пономарева Л.Н. воспитатель

высшей квалификационной категории

МБДОУ «Детский сад «Улыбка» с. Ливенка

 Красногвардейского р-на Белгородской обл., Россия

Аннотация: в статье сформулированы условия организации эффективной познавательной деятельности старших дошкольников, каковыми являются:

-учет содержания и форм, проектирующих определенный тип сознания и мышления дошкольников;

-материал для исследования должен представлять новое, необычное и контрастное;

-смена разных видов деятельности: исследование, моделирование, проектирование, экспериментирование;

-разнообразные интерактивные формы организации деятельности;

-умелое, организованное взрослым взаимодействие педагога и ребенка. На современном этапе общественного развития важным звеном является система образования в целом, а также дошкольное образование как этап обучения подрастающих членов общества, на котором формируются основные фундаментальные навыки и умения, которые необходимы в дальнейшем обучении. Педагогическая реальность каждый день доказывает, что процесс обучения проходит намного эффективнее, если дошкольник проявляет свою познавательную активность. В последнее время в педагогике, так же, как и во многих других областях науки, происходит перестройка практики и методов работы, в частности, все более широкое распространение получают различного рода игры.

Проблема формирования опыта познавательной деятельности дошкольников на всех этапах развития образования является одной из актуальных, поскольку считается условием интеллектуального развития и исследовалась в разных трудах психологов и педагогов. К.Д. Ушинский, Я.А. Коменский, Д. Локк определяли познавательную деятельность как естественное желание дошкольников к познанию. А.К. Маркова, Г.И Щукина и другие изучали особенности познавательной деятельности и способы ее проявления и формирования у старших дошкольников.

Познавательная деятельность — сознательная деятельность субъекта, направленная на приобретение информации об объектах и явлениях реальной действительности, а также конкретных знаний [1; 23]. Опираясь на исследования А.И. Савенкова, можно выделить ряд умений, которые в процессе организации познавательной деятельности должны сформироваться у старших дошкольников. Сюда относятся такие инструментальные умения, как умение задавать вопросы; видеть, в чем собственно состоит проблема; выдвигать свои гипотезы; делать умозаключения и выводы; проводить опыты и эксперименты; рассуждать по части определения понятий; классифицировать материал [2; 123].

Сопоставляя компоненты информационной, технологической и социальнокоммуникативной компетентностей с инструментальными навыками и умениями, которые формируются в познавательной деятельности у старших дошкольников, можно сделать вывод о том, что освоение этого опыта происходит в одной плоскости. Поэтому организация познавательной деятельности дошкольника должна носить практико-ориентированный характер и при этом быть личностно ориентированной на потребности и интересы конкретного ребенка.

По мнению А. И. Савенкова, «подготовка ребенка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска становится важнейшей задачей современного образования» [2; 178].

Анализ литературы и собственный опыт позволил нам определить педагогические условия формирования ключевых компетентностей детей старшего дошкольного возраста в познавательной деятельности. Первое условие – учет содержания и форм, проектирующих определенный тип сознания и мышления дошкольников. Эмпирическое содержание познавательной деятельности формирует эмпирическое мышление, содержание познавательной деятельности, направленное на усвоение системы научных понятий, формирует теоретическое мышление и основы теоретического сознания. Второе условие – предлагаемый для исследования материал должен представлять нечто новое, необычное, контрастное, входить в противоречие с какими-то представлениями старших дошкольников. Дети старшего дошкольного возраста, как многократно отмечали 50 многие ученые, уже по своей природе исследователи, однако им не хватает опыта, знаний и умений для реального действенного участия в жизненном процессе. Это противоречие – реальная движущая сила, стимул для детей к познанию, к активному участию в исследованиях. В основе исследовательского поведения лежит внимание. Для того чтобы заинтересовать старших дошкольников познавательной деятельностью, необходимо учитывать особенности внимания, которые формируют интерес к объекту исследования. Ребенок дошкольного возраста фокусирует внимание на сигнале только тогда, когда он для него представляет интерес. Интересным, как правило, является то, что составляет контраст по отношению к тому, что мы в этот момент делаем, или переживаем. Третье условие – использование в процессе формирования познавательного интереса смены разных видов деятельности: исследование, моделирование, проектирование, экспериментирование; разнообразные интерактивные формы организации деятельности. Четвертое условие – умелое, организованное взрослым взаимодействие педагога и ребенка. У детей должно быть ощущение, что проблема и способы ее решения выбраны ими самостоятельно. Педагог может подсказать источники информации, а может просто направить мысль ребенка для самостоятельного поиска. Но в результате дети должны самостоятельно и в совместных усилиях решить проблему, применив необходимые знания подчас из разных областей, получить реальный и ощутимый результат.

При планировании познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста необходимо использовать метод проектов, который может охватывать содержание нескольких образовательных областей. Огромные, неограниченные возможности развития человеческой природы, заложенные в ней потенциальными природными силами, не могут раскрыться в силу ограничивающих, обусловливающих, программирующих это развитие условий социальной жизни общества.

Литература:

1. Куликовская И.Э. Педагогические условия становления целостной картины мира дошкольников: Монография / И.Э. Куликовская - М.: Педагогическое общество России, 2002.

2. Савенков А.И. Путь к одаренности: исследовательское поведение дошкольников / А.И. Савенков – СПб.: Питер, 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностика развития и условий для осуществления экспериментальной деятельности старших дошкольников

1 этап: изучение места детского экспериментирования в предпочтениях детей и особенностей данной деятельности у старших дошкольников;2 этап: Выявление уровня развития познавательной активности де...

Описание опыта педагогической деятельности. Организация самостоятельной поисковой деятельности старших дошкольников

Становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания. Поэтому в настоящее время вопрос о патриотич...

. «Организация самостоятельной продуктивной деятельности старших дошкольников в режиме дня» (в условиях ФГОС ДО)

Выступление на ГМО  «Организация самостоятельной продуктивной деятельности старших дошкольников в режиме дня»(в условиях ФГОС ДО)1 слайд Здравствуйте. Тема моей презентации : Система работы ...

Современные подходы к организации проектно-исследовательской деятельности старших дошкольников в рамках реализации национального-регионального компонента дошкольного образования

В дошкольном возрасте во время проведения занятий дети должны получать только положительные эмоции, удовлетворение и чувство самоуважения от достигнутых результатов. Следовательно, нужен особый подход...

Экскурсия как форма организации познавательной деятельности старших дошкольников

На экскурсии более четко прослеживается связь явлений между собой. Дети, подметив эту связь, усваивают её намного прочнее, чем, если бы слышали о ней только от взрослых. Экскурсия является наглядным м...