Тема "Организация познавательно-исследовательской деятельности с детьми в условиях ДОУ"
статья по теме
Элементарная познавательно-исследовательская деятельность детей в детском саду – интеллектуальная деятельность, специально организованная деятельность, позволяющая ребенку под руководством педагога или самостоятельно добывать информацию и овладевать представлениями о том или ином предмете, объекте, физическом или природном явлении.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Организация познавательно-исследовательской деятельности с детьми условиях в ДОУ
Цель современного образования – оказать педагогическую поддержку каждому ребенку на пути его развития, самопознания и самоутверждения в этом мире. Формирование познавательных интересов и познавательных действий детей в различных видах деятельности является одной из задач современного дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО.
В соответствии с ФГОС ДО познавательно-исследовательская деятельность является основным видом деятельности в детском саду наряду с игровой, коммуникативной, музыкальной, двигательной, изобразительной.
Познавательно-исследовательская деятельность — важное средство интеллектуального развития дошкольников.
Элементарная познавательно-исследовательская деятельность детей в детском саду – интеллектуальная деятельность, специально организованная деятельность, позволяющая ребенку под руководством педагога или самостоятельно добывать информацию и овладевать представлениями о том или ином предмете, объекте, физическом или природном явлении.
В процессе формирования у детей дошкольного возраста интеллектуально-познавательных умений педагог решает, в первую очередь, следующие задачи:
- Обучает детей системе исследовательских действий, необходимых для самостоятельного многостороннего анализа предметов.
- Формирует умение сравнивать, группировать, обобщать, классифицировать, анализировать, делать выводы.
Это во многом будет определять успешное обучение ребенка в его дальнейшей жизни и учебе.
При грамотно организованной исследовательской деятельности, у детей уже в детском саду, перед поступлением в 1 класс, будут сформированы интеллектуальные умения.
Этапы формирования интеллектуальных умений дошкольников на основе элементарной исследовательской деятельности:
I этап (3-4 года) – обучение способам сенсорного обследования и элементарным приемам сравнения предметов и объектов ближайшего окружения на основе практических действий, формирование представлений о сенсорных эталонах.
II этап (4-6 лет) – целенаправленное обучение приемам сравнения и группировки, когда дети овладевают следующими умениями:
- Выделять признаки и свойства объекта на основе сопоставления с другими объектами.
- Определять общие и отличительные признаки и свойства сравниваемых объектов.
- Отличать существенные и несущественные признаки предмета (объекта)
- Определять принадлежность конкретного объекта к тому или иному заданному классу, и наоборот, рассматривать заданное, через цепь единичных предметов.
- Объединять предметы на основе выделенных общих признаков и называть образованную группу соответствующим именем (так называемое опережающее обобщение, без применения практических действий) .
III этап (6-7 лет) – развитие познавательной инициативы ребенка, умения группировать, классифицировать, обобщать предметы, объекты и явления, анализировать полученную информацию, делать элементарные выводы посредством:
- умения распределять предметы, объекты по классам на основе установления элементарных родовидовых, причинно-следственных, пространственных и временных отношений.
- классификации и систематизации на уровне символического действия на основе схем, символов, моделей, карт, знаковых систем (цифр и букв).
К 6-7 годам очень важен этот переход от классификации и систематизации на уровне практического действия к уровню символического действия на основе схем, символов, моделей, знаковых систем, так как это является показателем формирования наглядно-образного и логического мышления.
Решая задачи интеллектуального развития, педагог должен наполнить образовательную деятельность содержанием и помнить, что интеллектуальные умения формируются постепенно и систематически в активной повседневной жизни.
Педагогу необходимо активно включать детей в коллективные познавательные игры, учить находить контакт со сверстниками для поиска рациональных способов игровых действий, оказания помощи сверстникам в случае необходимости.
Ведь в современном обществе требуется новый уровень мышления, который основывается на утверждении: «Ум хорошо устроенный, стоит намного больше, чем ум хорошо наполненный».
Подписи к слайдам:
Выделять признаки и свойства объекта на основе сопоставления с другими объектами.Определять общие и отличительные признаки и свойства сравниваемых объектов.Отличать существенные и несущественные признаки предмета (объекта).Определять принадлежность конкретного объекта к тому или иному заданному классу, и наоборот, рассматривать заданное через цепь единичных предметов.Объединять предметы на основе выделенных общих признаков и называть образованную группу соответствующим именем (так называемое опережающее обобщение, без применения практических действий).
умения распределять предметы, объекты по классам на основе установления родовидовых, причинно-следственных, пространственных и временных отношений.классификации и систематизации на уровне символического действия на основе схем, символов, моделей, карт, знаковых систем (цифр и букв).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
музыкальная познавательно-исследовательская совместная деятельность с детьми "Волшебный мир звуков"
Познакомить детей с принципами образования звука, воспитывать интерес к звучащему миру, расширение музыкального кругозора....
Сценарий НОД на конкурс "Воспитатель года 2018" познавательно-исследовательской образовательной деятельности с детьми 5-6 лет «Подарок для Слоненка»
Сценарий НОД на конкурс "Воспитатель года 2018"...
Интегрированная познавательно - исследовательская образовательная деятельность с детьми 6 - 7 лет "Спасатели спешат на помощь"
В занятии представлены варианты использования в образовательной деятельности здоровьесберегающей технологии и нетрадиционного методического пособия – палочек Кюизенера....
Конспект познавательно-исследовательской проектной деятельности с детьми 6-7 лет "Собаки-спасатели"
Конспект познавательно-исследовательской проектной деятельности с детьми 6-7 лет Собаки-спасатели...
Конспект непосредственно – образовательной деятельности (познавательно-исследовательская, игровая деятельность) с детьми старшей группы на тему: «Его Величество Электричество».
Данный материал НОД направлен на развитие познавательных умений детей использовать разные способы проверки предположений через познавательно-исследовательскую деятельность....
Проект по познавательно – исследовательской (экспериментальной) деятельности с детьми младшего дошкольного возраста. Средняя группа с 4-5 лет.
laquo;Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха,тебя невозможно описать, тобою наслаждаются,не ведая, что ты такое. Нельзя сказать что тынеобходима для жизни, ты – сама жизнь…Ты сам...