Методики используемые по художесмтвенно-эстетическому воспитанию
статья ( группа) на тему

Татьяна Викторовна Марушева

Образовательная область "Музыка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodiki.docx22.12 КБ

Предварительный просмотр:

Методики используемые по художесмтвенно-эстетическому воспитанию .

 Образовательная область «Музыка»

Методика Н.А.Ветлугиной.

 В период существования СССР большинство дошкольных учреждений страны работало по программе музыкального воспитания в детском саду Н.А.Ветлугиной. В данный период времени существует множество программ по музыкальному воспитанию дошкольников, руководство каждого дошкольного учреждения имеет возможность остановить свой выбор на той программе, которая кажется ему наиболее приемлемой для музыкального воспитания и развития детей. Кратко рассмотрим методику музыкального воспитания дошкольников Н.А Ветлугиной.

 Целью методики является развитие у ребенка общей музыкальности. Это достигается через музыкальную деятельность детей. Ветлугина выделяет 4 вида деятельности: восприятие музыки, исполнительство, творчество, музыкально - образовательная деятельность. В программе выделены 3 формы занятий – фронтальные (со всей группой),индивидуальные, небольшими группами. В каждой форме занятий должны присутствовать все виды исполнительства: пение, музыкально-ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах. Сфера основных видов исполнительства расширяется за счёт включения элементов песенного, игрового, танцевального творчества.

      В работе с детьми возрастных групп решаются одни и те же задачи, которые последовательно усложняются, т.е. используется концентрический способ построения программы.

 Главная задача - овладение действиями, навыками и умениями в области восприятия музыки, пения, движения и игры на музыкальных инструментах.

          Репертуар по слушанию музыки  у Н.А.Ветлугиной строится на произведениях композиторов - классиков. Для более полного восприятия произведения детьми автор рекомендует использовать различные наглядные пособия –литературный текст, условные обозначения, карточки, соответствующие характеру пьесы, движению мелодии. Рекомендуется одно произведение слушать несколько занятий подряд, с каждым прослушиванием акцентируя внимание на форме произведения, средствах выразительности, ритме и т.д.

          В разделе пение на музыкальных  занятиях  акцентируется внимание на использовании попевок - упражнений, многократное повторение которых развивает правильность и чистоту интонирования. Н.А.Ветлугина  считает, что для полноценного восприятия музыки необходимо обучать дошкольников пению по нотам. Методика обучения пению по нотам изложена в «Музыкальном букваре».

          Музыкально-ритмические движения помогают детям наиболее полно воспринять музыкальное произведение, музыкальный образ. Важно на занятиях следить за выразительным исполнением  движений. Для занятий ритмикой используется, в основном народная музыка и музыка, написанная для детей советскими композиторами.

            Для исполнения  оркестром Н.А.Ветлугина рекомендует использовать произведения, выученные ранее из программы по пению, слушанию или ритмике. В процессе игры на музыкальных инструментах формируются элементарные навыки исполнительства, через которые ребёнок мог бы выразить своё настроение, своё чувствование музыки.

Методика под ред. О.П. Радыновой.

       Эта методика музыкального воспитания дошкольников составлена группой авторов: О.П.Радыновой, А.И.Катинене, М.П.Палавандишвили, под редакцией О.П.Радыновой. Это последователи и ученики Н.А.Ветлугиной, поэтому основные принципы музыкального воспитания детей в этих методиках совпадают.

 «Музыкальное воспитание в детском саду - это организованный педагогический процесс, направленный на воспитание музыкальной культуры, развитие музыкальных способностей детей с целью становления творческой личности ребёнка». Всего этого можно достигнуть, считает автор, через развитие восприятия музыки. Получение знаний, умений, навыков не должно являться самоцелью, а должно способствовать формированию предпочтений, интересов, потребностей, вкусов детей, т.е. элементов музыкально-эстетического сознания.

 Авторы методики считают  и доказывают, что в процессе музыкальной деятельности детей (пение, ритмика, слушание, игра на инструментах) формируются и развиваются основные музыкальные способности детей. Программа выстроена таким образом, что все виды музыкальной деятельности детей тесно взаимосвязаны и взаимодополняют друг друга. Так, произведение, которое дети слушали, автор предлагает оркестровать, а что бы лучше прочувствовать музыку, предлагается выучить танцевальные движения, соответствующие характеру музыки.

 Обучая детей игре на музыкальных инструментах, авторы акцентируют внимание на том, что важно привить не только навыки игры на инструментах, а научить ребенка чувствовать выразительные возможности каждого инструмента.

 Авторы вводят в занятия с детьми такое понятие, как «словарь эмоций», т.е. накопление слов, характеризующих характер, чувства, настроения, переданные в музыке.

 Прослеживание «чувственной программы» музыкального произведения предполагает умственные операции - сравнение, анализ, синтез. Формирование у ребёнка образного «словаря эмоций»,позволяющего расширить представления о чувствах человека, выраженных в музыке, связать их с жизнью, возможно именно в процессе различных видов музыкальной деятельности.

 Обязательно использование на занятиях карточек, других музыкально-дидактических пособий, так как у детей преобладает наглядно-образное восприятие.

 Занятия делятся на индивидуальные, по подгруппам, фронтальные. По содержанию занятия могут быть типовые, доминантные, тематические, комплексные.

Методика Железновых.

Методика Железновых используется не только родителями, но и воспитателями в дошкольных учреждениях. Ее достоинством является способность научить фокусировать внимание малыша и лучше совершать контроль над своим поведением. Положительные моменты проявляются в музыкальном развитии, слуховом и речевом формировании, овладении двигательными навыками и чувством ритма.

СУТЬ МЕТОДИКИ «МУЗЫКА С МАМОЙ»

Сергей и Екатерина Железновы являются авторами методики «Музыка с мамой» для развития маленьких детей. Для занятий выпущено немало пособий, дисков, методичной литературы. «Музыка с мамой» запоминается веселыми мелодиями и красивыми стишками. Все это направлено на развитие музыкальных способностей ребенка с грудного возраста. Методика пользуется популярностью среди родителей не только нашей страны, но и за рубежом.

Развивающая методика Сергея Железнова и Екатерины Железновой «Музыка с мамой» является универсальной для всех деток. Она способствует процессу общего развития ребенка, а не одного направления. Благодаря этому может подойти даже годовалому карапузу. Суть методики заключается в зарядке, развивающихся песнях, пальчиковых играх, общении при помощи жестов.

Особенностью методики Железновых является использование музыкального подхода к занятиям. На начальном этапе авторами предпринималась попытка научить деток в возрасте от 3 до 5 лет азам музыкальной грамоты. Эта идея не нашла поддержки у большинства родителей. Занятия видоизменились в развивающие упражнения, основанные на музыкальном сопровождении. Большинство мам и пап стремилось начать развитие собственных деток в раннем возрасте, но готовых материалов по обучению на тот момент не оказалось. Железновы сами сочиняли веселые стишки и песенки, упражнения с музыкой. Их творческая работа привела к созданию методики «Музыка с мамой», которая доступна даже для самых маленьких деток.

ЗНАЧЕНИЕ МЕТОДИКИ ЖЕЛЕЗНОВЫХ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ

Особенностями данного метода для развития деток является подача обучающего материала в игровой форме, комплексность занятий, доступность даже для самой маленькой возрастной категории. Обучение проходит в виде веселой игры мамы с малышом.

«Музыка с мамой» приносит неоцененную пользу в воспитании детей и способствует таким функциям:

  • выработке ритмичности и музыкальных способностей;
  • развитию мелкой моторики;
  • формированию навыков правильной речи;
  • оздоровлению общего состояния малыша;
  • укреплению мышц спинного отдела, формированию правильной осанки;
  • привитию навыков слушать и выполнять указания родителей и воспитателей;
  • налаживанию контактов со взрослыми и одногодками;
  • сближению ребенка с родителями, ведь занятия происходят по принципу «мама и ребенок».

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ С РЕБЕНКОМ

Такие игры Железновых могут заинтересовать и полугодовалого малыша, и ребенка 2-3 лет. Проведение занятия заключается в проведении простого игрового упражнения. Мама выбирает небольшой стишок, который напевает под музыкальное сопровождение. Массажируя малышу пальчики можно выучить стишок вместе с ним. Необходимо показывать на примерах те или иные упражнения, стараться заинтересовать карапуза, чтобы он сам захотел их выполнять. Можно увлечь малыша сказкой, предоставив ему выполнять роль ее персонажа. Вызвав у ребенка интерес, мы получим намного больший эффект от занятий по методике Железновых «Музыка с мамой».

РОЛЬ ПОДВИЖНЫХ ИГР В МЕТОДИКЕ «МУЗЫКА С МАМОЙ»

Подвижные игры в данной программе включают в себя зарядку с музыкальным сопровождением, различные разминки, игры с предметами. Свое применение находят колокольчики, барабаны, бубны, разные игрушки ярких цветов. Методика Железновых подразумевает и коллективное проведение занятий, и индивидуальное. Возможно ежедневное их проведение, для этого желательно приобрести обучающие пособия. План обучения составляется самими родителями или подбирается с похожих уроков. Утром вы можете делать зарядку, которая включает пальчиковые игры и музыкальную гимнастику. Днем заниматься музыкальными упражнениями с песенками, развивать слух. На вечер можно готовить творческие уроки, такие как озвучивание сказок с помощью игрушек, придумывание и слушание различных историй.

Упражнения чередуем, фантазируем, занимаемся импровизацией. Проговаривать стишки и петь песенки желательно с соответствующей интонацией, речь должна звучать четко. Все это поможет малышу быстрее запомнить содержание занятий. Если вы сможете заинтересовать ребенка, то он с нетерпением будет ожидать время проведения упражнений. Для достижения хороших результатов рекомендуется проводить уроки по методике Железновых ежедневно, но только тогда, когда малыш выспался и у него хорошее настроение. Не заставляйте карапуза делать те упражнения, которые ему не нравятся. Настаивая на своем, вы только вызовете у него еще большее сопротивление. Обучение по методике Железновых «Музыка с мамой» должно принести вам с ребенком только радость от совместного общения.

Методика Каплуновой-Новоскольцевой

 «Музыка и чудеса»

Новая методика музыкального воспитания в детском саду. Музыкально-двигательные фантазии включены в раздел «Пляски, игры, хороводы» программы музыкального воспитания детей «Ладушки». Предлагаемый материал направлен на развитие танцевально-двигательного творчества детей под классическую музыку. Слушая классическую музыку, дети учатся воплощать в движении разные образы. Методика предназначена для музыкальных руководителей, воспитателей, логопедов дошкольных учреждений и учителей музыкальных школ. К методике прилагается компакт-диск.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие методики, используемые с ослабленными, частоболеющими детьми

Предлагается одна из оздоровительных методик, используемых в ДОУ...

Диагностические методики, используемые при обследовании детей 3-4 лет

Перечень методик, используемых для диагностики познавательных процессов...

Диагностические методики, используемые при обследовании детей 3-4 лет

Эти методики используются мной при обсдеовании познавательных процессов детей...

Программы и методики, используемые в профессиональной деятельности.

Программы и методики, используемые в профессиональной деятельностиПрограмма «Ладушки», И. Каплуновой, И. Новооскольцевойориентирована на возраст от трех лет. Цель программы – музыкально-творческо...

Перечень программ, технологий, методик используемых с воспитанниками в образовательном процессе/

Список примерных образовательных программ, методической литературы, пособий для реализации ФГОС в ДОУ  ...  ...

Список диагностических комплексов и методик, используемых педагогом-психологом

Список диагностических комплексов и методик, используемых педагогом-психологом1. Диагностический комплект СемагоНазвание методикиОписаниеВозрастЦветные Прогрессивные Матрицы Дж. Равена (ЦПМ)включают 3...

Личностно ориентированные приемы и методики, используемые в младшей группе

Личностно ориентированные приемы и методики, используемые в младшей группе...