Личностно ориентированные приемы и методики, используемые в младшей группе
материал
Личностно ориентированные приемы и методики, используемые в младшей группе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Личностно ориентированные приемы и методики, используемые в младшей группе | 22.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Личностно ориентированные приемы и методики, используемые в младшей группе воспитателем Заянцевой И.Б.
В практике используются такие приемы как «Гейша», «Расклад», «Эмоциональное поглаживание» и др., разработанные И. С. Зиминой, А. С. Белкиным, Е. В. Закировой, Е. Е. Новожиловой, В. И. Яковлевым. Они наиболее эффективно способствуют реализации заявленных задач.
ПРИЕМ «ГЕЙША»
Цель: помочь воспитателю в осуществлении гуманизации общения с детьми.
Содержание: этот прием является основой общения воспитателя и детей на протяжении всего периода пребывания ребенка в дошкольном учреждении. Он заключает в себе «способность внушить ребенку, что он единственный и неповторимый среди всех других единственных и неповторимых». Он требует от педагога помимо появления творческого начала проявления педагогической доброты, любви, человечности, сочувствия ребенку.
ПРИЕМ «РАСКЛАД»
Цель: помогает осознать необходимость воспитателем знать положительные и отрицательные качества ребенка.
Содержание: суть его в том, что воспитатель должен знать и положительные и отрицательные качества ребенка, но ставку делать только на развитие положительных, «…создавать оптимистическую установку на ребенка, «забыть» о его недостатках, видеть только его перспективные линии развития».
ПРИЕМ «ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ПОГЛАЖИВАНИЕ»
Цель: помогает создать положительное эмоциональное состояние по отношению к ребенку.
Содержание: поглаживание – это лишь наиболее общий термин, который используется для обозначения интимного физического контакта. На практике он может принимать самые разные формы. Иногда ребенка действительно поглаживают, обнимают или похлопывают…Все эти способы общения имеют свои аналоги в разговорной речи. Следует называть «поглаживанием» любой акт, предполагающий признание присутствия другого человека.
ПРИЕМ «ЗАРАЖЕНИЯ»
Цель: коррекция эмоционального состояния детей.
Содержание: заражение – процесс передачи эмоционального состояния одного индивида к другому на психофизическом уровне контакта помимо собственного смыслового воздействия или дополнительно к нему. Дети легко перенимают не только движения воспитателя, но и его настроение. Успех других детей также может быть заразительным для ребенка, он стремиться к успеху такому же и желает испытать такие же чувства.
ПРИЕМ «ОТВЛЕЧЕНИЕ»
Цель: помочь ребенку отвлечься от переживаний, которые его тревожат.
Содержание: ребенка можно отвлечь от горестных переживаний веселой игрой, наблюдением за чем-то необычным. Часто ребенок отвлекается и на обычные вещи или события, если интонация взрослого становится привлекательной для него. Иными словами, воспитатель должен быть еще и артистом, и артистом хорошим, так как дети чувствуют остро любую фальшь в голосе или взгляде педагога.
ПРИЕМ «НАУЧИ МЕНЯ, ПОЖАЛУЙСТА»
Цель: помочь достичь педагогу и ребенку единого осмысления целей.
Алгоритм деятельности педагога при использовании данного приема строится следующим образом:
1. Начать разговор с ребенком, когда он закончит какую-то работу.
2. Отметить, как хорошо это у него получилось.
3. Попросить научить делать так же.
4. Прилежно учиться, если ребенок согласился стать наставником воспитателя.
ПРИЕМ «ВСЕ ВМЕСТЕ»
Цель: помочь детям осознать свою значимость в своей деятельности.
Прием построен на желании ребенка чувствовать свою необходимость и значимость, которое конкретизируется в мотивации общения в условии помощи взрослому.
Алгоритм действий:
1. Сообщаем детям, что собираемся заняться каким-то делом, коротко излагаем суть, говорим, что в одиночку будет сложно или неинтересно, и предлагаем всем желающим принять участие.
2. Даем каждому желающему посильное занятие, показываем или объясняем, как его выполнить, выражаем признательность каждому участнику.
3. Подчеркиваем, что достигнутый результат - практический или интеллектуальный - был получен путем совместных усилий, что к нему пришли все вместе.
ПРИЕМ «ГОРДОСТЬ»
Цель: воспитать желание у ребенка чувствовать себя умеющим, гордым за достигнутое.
Прием основан на желании ребенка чувствовать себя умеющим, компетентным и частично на его личной заинтересованности. Тот факт, что он сделал игрушку сам, является очень значительным и очень приятным для ребенка. Дети искренне гордятся своими произведениями и охотно ими пользуются.
Алгоритм действий:
1. Показываем детям какой-либо предмет и спрашиваем, хотят ли дети иметь такой же.
2. Дождавшись утвердительного ответа, говорим, что они уже большие и смогут сами сделать себе такие вещи.
3. Изготовленная вещь поступает в полное распоряжение ребенка.
Создаем условия для того, чтобы все получилось достаточно привлекательно и ребенок имел основание гордиться своим трудом.
ПРИЕМ «ПОМОГИ»
Цель: создать в группе атмосферу равных прав.
Содержание: полученные от воспитателя яркая ленточка, красивый камушек, такой же, как у всех остальных, показывает ребенку, что здесь его также любят и ценят, как и других, и что у него равные со сверстниками права.
ПРИЕМ «ДЕНЬ ПРОШЕЛ»
Цель: помочь осознать детям значимость каждого дня в их жизни.
Содержание: это осмысленное возвращение к прошедшему дню и рассказывание обо всем хорошем, что за него случилось, как положительно отличился КАЖДЫЙ ребенок.
ПРИЕМ «ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ОБВОЛАКИВАНИЕ»
Цель: помочь ребенку устанавливать положительные эмоциональные контакты с окружающими.
Содержание: прием используется для групп детей, чувствующих себя в коллективе сверстников «белой вороной». Формулу приема можно представить следующим образом: обязательная встреча ребенка с улыбкой, плюс обязательно ласковый, добрый тон, плюс обязательные подбадривания в каждом начинании, плюс подбор соответствующих ролей, плюс публичное подчеркивание результатов, плюс обязательная помощь в выполнении поручений, в соблюдении режимных требований, плюс мажорный тон, выделение оптимистической перспективы при контактах с родителями, плюс выработка с ними единой линии эмоциональных реакций на успех и неудачи ребенка (по мере возможности).
ПРИЕМ «ДАЮ ШАНС»
Цель: помочь ребенку реализовать свои возможности.
Содержание: ребенок получает возможность неожиданно, может быть, впервые раскрыть для самого себя собственные возможности, какую-то сторону если не таланта, то какой-то скрытой возможности. Воспитателю важно не упустить этот шанс.
ПРИЕМ «ИСПОВЕДЬ»
(или когда педагог плачет)
Цель: развивать у детей гуманные чувства.
Содержание: искреннее обращение педагога к лучшим чувствам детей может породить ответный отклик.
ПРИЕМ «ЛЕСТНИЦА»
Цель: коррекция настроения и эмоционального состояния детей.
Прием работает на создание «неожиданной радости». Неожиданной она должна быть у ребенка, для педагога же она запрограммирована.
Алгоритм деятельности педагога при использовании данного приема строится следующим образом:
Шаг первый. «Психологическая атака».
Суть его в том, чтобы переломить состояние психологического напряжения. Создать условия для вхождения в эмоциональный контакт.
Шаг второй. «Эмоциональная блокировка».
Суть его состоит в том, чтобы локализовать, заблокировать состояние обиды, разочарования, потери веры в свои силы. Важно переориентировать ребенка с пессимистической оценки событий на оптимистическую: «неуспех – случаен, успех – закономерен».
Шаг третий. «Выбор главного направления»
Смысл педагогического воздействия состоит в том, чтобы не только установить очаг психологического напряжения личности, но и определить пути его нейтрализации.
Шаг четвертый. «Выбор равных возможностей».
Суть заключена в том, чтобы создать условия, при которых ребенок, для которого создается соответствующая ситуация успеха, имел примерно равные возможности проявить себя по сравнению со сверстниками.
Используются следующие технологии: гуманно-личностные технологии, сотрудничества, игровые, проблемные, информационные, проектные, модульные. Все технологии носят инновационный характер.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию с использованием игровых, здоровьесберегающих, личностно – ориентированных технологий. для детей подготовительной к школе группы по теме: «В морских глубинах».
Конспекторганизованной образовательной деятельностипо речевому развитию с использованием игровых,здоровьесберегающих, личностно – ориентированных технологий.для детей подготовительной к шк...
Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию с использованием игровых, здоровьесберегающих, личностно – ориентированных технологий для детей подготовительной к школе группы по теме: «Счёт до 6. Цифра 6»
Конспекторганизованной образовательной деятельностипо познавательному развитию с использованием игровых, здоровьесберегающих, личностно – ориентированных технологийдля детей подготовительн...
ПЛАН-КОНСПЕКТ образовательной деятельности по социально-коммуникативному развитию с использованием личностно-ориентированной технологии с детьми подготовительной к школе группы. Тема: «Ответственность за поступки»
Задачи:1. Формировать навык выбора способа правильного поведения в различных ситуациях.2. Воспитывать чувство ответственности за своё поведение перед др...
Конспект организованной образовательной деятельности с использованием личностно-ориентированных, игровых и здоровьесберегающих технологий в подготовительной группе «Приключение с Карамелькой»
Конспект организованной образовательной деятельностис использованием личностно-ориентированных, игровых и здоровьесберегающих технологий в подготовительной группе «Приключение с Карамелькой&raqu...
Сообщение (из опыта работы) «Использование личностно – ориентированной технологии в работе с детьми младшего дошкольного возраста»
В сообщении говорится, что при использовании этой технологии происходит раскрытие индивидуальности ребенка, создаются комфортные условия для развития его личности и природных потенциалов...
Использование личностно-ориентированного подхода при проведении коррекционного занятия в группе комбинированной направленности.
На данный момент, одна из важнейших задач, стоящих перед образовательными учреждениями, – это задача обеспечения качества образования. В современной педагогической нау...
Краткосрочный практико-ориентированный проект "Зимние забавы" для второй младшей группы с использованием электронных образовательных ресурсов
Проект «Зимушка-зима» во второй младшей группеВид проекта: практико-ориентированныйПродолжительность проекта: краткосрочныйУчастники проекта: дети 2-младшей группы, воспитатели, родители в...