Развитие разговорной речи на занятиях ИЗО для учащихся с нарушениями слуха.
статья ( группа) на тему
Развитие разговорной речи занимает одно из центральных мест в учебном плане глухих учащихся, а также может успешно осуществляться на занятиях ИЗО.
Задачи занятия рисования:
Обучающая: учить глухих детей осваивать коммуникативные языковые, интеллектуальные и художественные способности в процессе рисования.
Развивающая: развивает творческую активность, мышцы кистей рук, поддерживать потребность в самоутверждении.
Коррекционная: развивать слуховое восприятие, работать над произношением развития разговорной и диалогической речи.
Воспитательная: формировать у глухих детей положительно- эмоциональное восприятие окружающего мира, воспитывать художественный вкус, интерес к изобразительному искусству.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
3_doklad_rrr_na_zan_izo.docx | 18.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад на тему: Развитие разговорной речи на занятиях
ИЗО для учащихся с нарушениями слуха.
Лапчар Альбина Григорьевна, воспитатель второй квалификационной категории,
ГБОУ РТ «Школа-интернат для детей с нарушением слуха».
Развитие разговорной речи занимает одно из центральных мест в учебном плане глухих учащихся, а также может успешно осуществляться на занятиях ИЗО.
Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. В процессе рисования у ребенка совершенствуются наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности. Рисуя, ребенок формирует и развивает у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки.
Задачи занятия рисования:
Обучающая: учить глухих детей осваивать коммуникативные языковые, интеллектуальные и художественные способности в процессе рисования.
Развивающая: развивает творческую активность, мышцы кистей рук, поддерживать потребность в самоутверждении.
Коррекционная: развивать слуховое восприятие, работать над произношением развития разговорной и диалогической речи.
Воспитательная: формировать у глухих детей положительно- эмоциональное восприятие окружающего мира, воспитывать художественный вкус, интерес к изобразительному искусству.
Приемы и методы используемые на занятиях ИЗО.
- Эмоциональный настрой: использование музыкальных произведений (использование рисунков в оформлении к праздникам, музыкального оформления для создания настроения и лучшего понимания образа, выражения собственных чувств).
- Практические методы: упражнения
- Словесные методы: рассказы, беседы, художественное слово, педагогическая драматизация.
- Словесные приемы: объяснение, пояснение, педагогическая оценка.
- Наглядные методы и приемы: наблюдения, рассматривание, показ образца, показ способов выполнения и др.
Занятия ИЗО имеет четкую структуру. В каждой структуре занятия ведется работа по развитию разговорной речи.
Один из моих занятий, проведенном во 2-м классе по теме «Ежик».
Цели: - учить рисовать ежика поэтапно; учить понимать середину листа; продолжить закреплять умение определять положение листа в зависимости от формы изображаемого предмета; учить рисовать по образцу.
- работать над произношением, над РСВ.
- воспитывать аккуратность, старательность, усидчивость в работе.
Занятие начинается с определения типа занятия.
- Какое сейчас занятие будет?
- Будет занятие рисования.
- Почему занятие рисования?
Должны доказать, почему занятие рисования.
- Потому, что на столах лежат альбомы, краски, карандаши, резинки.
Далее следует вопрос:
- Как вы думаете, что мы будем делать на занятии?
- Рисовать.
- Почему?
- Потому что приготовлены альбомы, карандаши, краски.
Определили, что будет занятие рисования, потому что на этом занятии будем рисовать.
- Что будем рисовать?
Не отвечая на заданный вопрос, предлагаю детям прочитать загадку: Под березой иль под елкой
Бродит кто-то весь в иголках.
Загадка отгадывается, и дают точный ответ: еж.
- Будем рисовать ежа.
- Где вы видели ежа? (вспоминали экскурсию в музей, еще они видели по телевизору, в магазине). И при этом на занятиях всегда стараюсь подбирать сюжеты так, опираясь на их жизненный опыт. Далее описываем животных, предметов, уточняем части тела, формы, цвет и т.д.
Для развития разговорной речи использую естественные ситуации.
Например: У одного мальчика не было карандаша. Учу обращаться к соседу или товарищу за помощью, или попросить у учителя.
Во время практической работы развивается не только разговорная речь, но и диалогическая речь. Не только делают инструкции, но и отсчитываются о своих действиях.
Использую пальчиковую гимнастику, элементы мнемотехнологии. В качестве « физминутки» использую элементы драматизации, имитационные движения, сопровождаемые комментированной речью.
В конце занятия, когда делают выставки работ, воспитываю в детях эстетические чувства и умение оценивать свою работу и работу товарищей. Для этих целей я задаю им такие вопросы.
-Какая работа тебе понравилась?
- Почему?
-Чья работа лучше?
- Какой рисунок красивый?
Каждое занятие я связываю с другими предметами как «Окружающий мир», «Математика», «Развитие речи», «Физическая культура».
Вывод: В силу и индивидуальных особенностей детей на занятиях изобразительной деятельности, выявляя творческие способности детей, развиваю разговорную речь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Заочная экскурсия «Это должен знать каждый» для учащихся с нарушениями слуха 1-2 классов.
Заочная экскурсия: «Это должен знать каждый» для учащихся с нарушениями слуха 1-2 классов.Цели: 1) научить детей соблюдать правило дорожного движения и поведения на улице; 2) ра...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе детей c нарушением слуха «Зимние забавы».
Цель: 1.Обобщать и систематизировать знания детей о зиме. 2. Закреплять умение составлять рассказ о зиме и о...
Духовно- нравственное и эстетическое воспитание учащихся с нарушением слуха
Статья посвящена одной из важнейших и актуальных тем современной педагогики- духовно- нравственному и эстетическому воспитанию детей младшего школьного возраста с нарушением слуха и речи....
Практико-значимый проект. «Система экскурсий на реку для развития речи и познавательных способностей детей с нарушением слуха старшего дошкольного возраста»
Наши воспитанники имеют нарушения слуха и круглосуточно находятся на территории детского сада, поэтому у них недостаточные, неполные знания и представления об окружающем мире. Вследствие этого не все ...
Программа по развитию диалогической речи у детей 5-8лет с нарушением слуха.
Дефицит слуховой информации порождает различные отклонения в речевом развитии, которое зависит от многих факторов, таких как степень и сроки снижения слуха, уровень общего психического развития, налич...
Образовательная область "Речевое развитие". Развитие разговорной речи и детей младшего дошкольного возраста через театрализованные игры и упражнения.
Развитие разговорной речи и детей младшего дошкольного возраста через театрализованные игры и упражнения....
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе детей c нарушением слуха «Зимние забавы».
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе детей c нарушением слуха «Зимние забавы»....