Программа по развитию диалогической речи у детей 5-8лет с нарушением слуха.
рабочая программа по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа)
Дефицит слуховой информации порождает различные отклонения в речевом развитии, которое зависит от многих факторов, таких как степень и сроки снижения слуха, уровень общего психического развития, наличие педагогической помощи, речевая среда, в которой находился ребёнок. Главная задача при реабилитации глухого ребенка заключается в том, чтобы с помощью специальных методик, специальной аппаратуры научить его слушать и говорить, научить общаться. Глухие дети не всегда готовы к общению с окружающими в силу того, что у них недостаточно опыта общения в различных бытовых ситуациях, и окружающие далеко не всегда готовы к общению с ними. Встретив такого ребенка, люди не понимают его, потому что он говорит плохо. Отсюда можно сделать выводы, что ограничение возможности у части глухих в устном общении со слышащими, затрудняет их социальную адаптацию в обществе. И ориентирует направленность образовательной работы не только и не столько на приобретение ими знаний, умений и навыков, сколько на их личностное развитие, формирование и активизацию навыков общения и взаимодействия, то есть на социализацию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_razvitiyu_dialogicheskoy_rechi_u_detey_s_narusheniem_sluha.docx | 274.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Модифицированная программа для детей 5-8 лет с нарушением слуха
Направленность: коррекционно - развивающая.
Срок реализации программы: 1 год.
Оглавление
1. Пояснительная записка
1.1. Актуальность Программы
1.2. Цели и задачи Программы
1.3 Образовательные области
1.4.Целевые ориентиры
1.5. Отличительные особенности Программы
1.6. Оценка эффективности реализации программы
2. Содержание программы
2.1.Учебный - план
2.2..Тематический план
2.3.Формы работы
3. Методическое обеспечение
4. Условия реализации Программы
5. Использованная литература
6. Приложение № 1
7. Приложение № 2
1. Пояснительная записка.
1.1. Актуальность
Как и во всем мире, в нашей стране отмечается рост числа людей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей с нарушением слуха. Дефицит слуховой информации порождает различные отклонения в речевом развитии, которое зависит от многих факторов, таких как степень и сроки снижения слуха, уровень общего психического развития, наличие педагогической помощи, речевая среда, в которой находился ребёнок. Главная задача при реабилитации глухого ребенка заключается в том, чтобы с помощью специальных методик, специальной аппаратуры научить его слушать и говорить, научить общаться. Глухие дети не всегда готовы к общению с окружающими в силу того, что у них недостаточно опыта общения в различных бытовых ситуациях, и окружающие далеко не всегда готовы к общению с ними. Встретив такого ребенка, люди не понимают его, потому что он говорит плохо. Отсюда можно сделать выводы, что ограничение возможности у части глухих в устном общении со слышащими, затрудняет их социальную адаптацию в обществе. И ориентирует направленность образовательной работы не только и не столько на приобретение ими знаний, умений и навыков, сколько на их личностное развитие, формирование и активизацию навыков общения и взаимодействия, то есть на социализацию.
В нашем детском саду 1999 года работает группа, которую посещают дети с нарушением слуха, дети из семей неслышащих, воспитывающиеся в депривационных условиях, дети перенесшие операцию по кохлеарной имплантации и дети, имеющие речевую патологию.
Основной формой речевого общения является диалогическая речь. Работая с детьми с нарушением слуха в течение нескольких лет, мы выделили основные трудности у глухих дошкольников при овладении устной речью, как средством общения - диалогической речью.
В диалоге глухие дошкольники испытывают затруднения в понимании смысла реплик, высказанных собеседником в форме краткого сообщения или встречного вопроса. В диалогах отмечается бедность лексики, неточное и неправильное употребление слов, нарушения в построении предложений, характерным является преобладание одних и тех же заученных вопросов и ответов и употребление полных предложений.
В связи с этим, возникла необходимость создать систему по формированию диалогической речи у ребенка с нарушением слуха, для адаптации его в обществе и успешного взаимодействия с окружающими.
Программа ориентирована на детей с нарушением слуха дошкольного возраста (5-8 лет) посещающих разновозрастную группу компенсирующей направленности в дошкольном образовательном учреждении. Программа рассчитана на 1год обучения.
Тематический план программы составлен в соответствии с тематическим планом подготовительной группы, что позволяет расширить кругозор неслышащего ребенка и дополнить знания по темам.
В обучении, прежде всего используем ситуации из тех сфер коммуникации, к участию в которых необходимо подготовить детей: я и моя семья, мои друзья; играем; помогаем маме; прием гостей; общаемся на улице, в транспорте, в магазине; я заболел и др. При выборе коммуникативных ситуаций учитывается их необходимость для общения, соответствие жизненному и эмоциональному опыту детей, содействие их личностному развитию.
В основу методологических подходов положена ведущая деятельность дошкольников - игра. Игровое наполнение совместной деятельности позволяет ребенку с нарушением слуха ощутить себя равноправным членом коллектива, с одной стороны, и с другой стороны, в ходе коррекционных мероприятий, которые проводятся в игровом формате, овладеть теми навыками, использование которых в повседневной жизни обеспечит полноценное проживание ребенком периода детства и успешную дальнейшую социализацию.
Программа утверждена на педагогическом совете и рекомендована к реализации.
1.2. Цель:
Организация системы работы по формированию и развитию навыков диалогической речи, обеспечивающей формирование устной речи как средства общения, для лучшей адаптации и социализации детей с нарушением слуха в обществе.
Задачи:
1.Повышение общего культурного уровня ребенка, расширение кругозора;
2.Развитие коммуникативных умений и навыков;
3.Формирование необходимых лексических, грамматических, произносительных и слуховых умений;
4.Развитие понимания устной речи (на основе накопления словаря и развития грамматических представлений) слухо - зрительно и на слух;
5.Научить переспрашивать, уточнять сказанное, разнообразить палитру высказываний.
1.3 Образовательные области.
Приоритетные образовательные области: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
В интеграции: «Познавательное развитие», «Художественно - эстетическое развитие», «Физическое развитие»
Задачи приоритетной образовательной области «Речевое развитие»:
- формирование умения участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать;
-владение речью как средством общения и культуры;
-обогащение активного словаря;
-развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
- развитие речевого творчества;
- развитие звуковой и интонационной культуры речи;
- формирование письменной речи.
- знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
Задачи приоритетной образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»:
- формирование умения участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать.
- совершенствовать игровое поведение, умение самостоятельно создавать игровую обстановку, договариваться и распределять роли;
- формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к семье и к сообществу детей и взрослых;
- приобщать к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми;
- формирование мотивации к устной речи, речевым контактам с говорящими сверстниками и взрослыми;
Задачи, решаемые в интеграции образовательных областей.
«Физическое развитие» - развитие координации движения, крупной и мелкой моторики;
«Художественно - эстетическое развитие» - восприятие художественной литературы, фольклора; реализация самостоятельной творческой деятельности детей;
«Познавательное развитие» - формирование элементарных представлений об окружающем мире;
1.4.Целевые ориентиры: Слушает и общается со сверстниками, высказывается по теме разговора развёрнутыми фразами, используя новые слова. Владеет средствами диалогической речи.
Проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно - исследовательской деятельности; обладает развитым воображением, разными формами и видами игр, различает условную и реальную ситуации.
Умеет играть как индивидуально, так и в небольших подгруппах; вступать со сверстниками в сюжетно-ролевые отношения (обусловленные сюжетом и содержанием игры); развита крупная и мелкая моторика.
1.5. Отличительные особенности Программы
Отличительной особенностью Программы является то, что, не смотря на
важность поставленных задач:
- игра остается основной формой организации совместной деятельности;
- при выборе коммуникативных ситуаций учитывается их необходимость для общения, соответствие жизненному и эмоциональному опыту детей, содействие их личностному развитию расширению обогащению познавательных интересов;
- при отработке определенных навыков ребенку предоставляется право выбора любимых игровых упражнений,
- родители являются обязательными участниками образовательного процесса.
Данный подход позволяет поддерживать детскую инициативу и дает воспитанникам право выбора, что соответствует требованиям ФГОС ДО.
1.6. Оценка эффективности реализации программы
Оценить достижения ребенка позволяет диагностика. Диагностика (вводная и итоговая) проводится по следующим критериям:
- умение вести диалог на заданную тему или с целью получения информации;
- составление диалога из рассыпного и деформированного текста;
- моделирование ситуации;
- самостоятельное формулирование вопросов;
- ответы на вопросы по содержанию текста;
- понимание речи собеседника;
- восприятие отдельных слов, фраз слухо – зрительно и на слух
Формы | Количество в неделю | Время | Время в неделю. |
НОД коррекционные занятия | 3 | 30 | 1.30 |
Беседа- диалоги | 2 | 15 | 0.30 |
Сюжетно-ролевые игры | 2 | 40 | 1.20 |
Пальчиковые игры | 2 | 15 | 0.30 |
Иллюстрирование книжек | 1 | 25 | 1.25 |
2.Содержание программы.
2.1.Учебный план
2.2.Тематический план
Лексические темы | |
Сентябрь | 1-2 неделя «Будем знакомиться» 3-4 неделя. «Детский сад» |
Октябрь | 1-2 неделя «Моя семья» 3-4неделя. «Мамины помощники» |
Ноябрь | 1-2 неделя. «Адрес» 3-4 неделя «Моя квартира. Мебель» |
Декабрь | 1-2 неделя « Ходим в гости» 3-4неделя. « Новый год» |
Январь | 1 -2неделя. «Транспорт» 3-4неделя. «Просьба о помощи» |
Февраль | 1-2 неделя. «Идем на прогулку» 3-4неделя «Одежда» |
Март | 1-2 неделя. «Магазин» 3-4 неделя «Парикмахерская» |
Апрель | 1-2 неделя «Больница» 3-4неделя. «Ребенок и его здоровье» |
Май | 1-2неделя. «Школа» 3-4неделя. «Школьные принадлежности» |
2.3. Формы работы
3.Методическое обеспечение программы
На занятиях с детьми используются следующие методы и приемы обучения детей:
Методы обучения:
- Объяснительно - иллюстративный метод - в процессе формирования у детей диалогической речи мы сообщаем им необходимые знания, сосредотачивая на этом их восприятие.
- Репродуктивный метод – все способы обучения, помогающие уяснить содержание текста - это подбор картинок, предварительное рассказывание, демонстрация действий, выяснение понимания по вопросам, зарисовки и т.п.
- Проблемный метод – предлагается вставить пропущенные слова, заменить картинки словами, вставить недостающие буквы в словах, заменить слово синонимом и др.
- Творческий метод – детям задаются вопросы для выяснения предшествующих или последующих событий, т.е. для придумывания всего, что может быть за пределами вписанных в текст событий.
Приемы обучения:
Наглядные приемы - использование самих предметов или их изображений (муляжей, макетов, игрушек, картинок, изображений). Демонстрация слайдов, учебных фильмов; демонстрация действий и создание наглядных ситуаций.
Вербальные приемы - передача содержания слова, словосочетания другими, доступными для детей лексико-грамматическими средствами;
Смешанные приемы - используются при объяснении понятий отвлеченного характера. Например, ранняя осень – подбор иллюстраций (наглядный прием) и подбор антонима – поздняя осень (вербальный прием).
Приемы работы над диалогом:
На индивидуальных занятиях учителя-дефектолога по развитию речи, для развития и совершенствования навыков диалога, используются различные формы работы:
- диалоги по изображенной на картинке ситуации, составление диалога из рассыпного текста;
- драматизация по прочитанному тексту, разыгрывание его по
ролям (разыгрывание с фигурками);
- содержание закрытой картинки (определяется спрятанный предмет);
- поручения для выполнения определенной деятельности;
- использование опорных схем диалогов;
- разучивание диалога при формировании произношения;
4.Условия реализации программы.
Кабинет сурдопедагога для проведения индивидуальных занятий (компьютерная программа Speech W и др., компьютер с колонками, магнитная доска, фланелеграф, наборные полотна разного размера, музыкальный центр с набором аудиодисков со звуками живой и неживой природы, корригирующий практический материал, способствующий воспитанию и обучению)
Использование различных видов наглядности, опорные схемы, пособия.
Адаптированный дидактический материал для детей с СНТ.
Музыкальный зал.
Спортивный зал.
Групповое помещение
5.Использованная литература
1. Зыков С.А. Методика обучения глухих детей языку. М., 1977.
2. Кузьмичева Е.П. Методика развития слухового восприятия глухих
учащихся: Пос. для учителя.-М.: Просвещение, 1991.
3. Сурдопедагогика / Под ред. Е.Г. Речицкой. М., 2004.
4. Pay Ф.Ф. Формирование устной речи глухих детей. М.: Педагогика,
1981.
5. Назарова Л.П. Методика развития слухового восприятия у детей с
нарушениями слуха. М.: Гуманит.изд. центр ВЛАДОС, 2001.
6.Инновационная деятельность в обучении и воспитании детей с нарушениями слуха и речи (из опыта работы): сборник материалов / под ред. А.Н. Солодовниковой. - Новокузнецк: МОУ ДПО ИПК, 2007. - 120с.
7.Актуальные вопросы коррекционно-развивающего обучения детей с нарушениями слуха / под ред. Солодовниковой А.Н. - Новокузнецк: ИПК, 2002. - 150 с.
8. Ресурсы интернета.
9. «Воспитание и обучение глухих детей дошкольного возраста (Носкова Л.П., Головчиц Л.А. и др., 1991).
10. Программа «Общение» воспитание и обучение слабослышащих детей дошкольного возраста в детском саду/ под ред.Э.И.Леонгард.- Москва 1997.
6.Приложение №1.
«Диалоги»
«Будем знакомиться», «Детский сад»
Здравствуй, меня зовут Дима.
Мне 6 лет, а тебе сколько? Оля это Коля, Таня… Ольга Николаевна и Наталья Валерьевна.
Чайник с водой стоит на столике, вон там. Когда ты вечером пойдешь домой, не забудь со мной попрощаться. | Привет, меня зовут Оля. Мне 7 лет, я пойду скоро в школу. Дима познакомь меня с детьми. Дима как зовут воспитателей в группе. Дима покажи, где игрушки.
Покажи, где можно попить воды. Дима ты будешь со мной дружить. Мне понравилось в детском саду. Я завтра приду в сад, и мы будем играть. Пока. |
Возьми пластилин на полке. Мы будем играть в дом. Оля будешь играть с нами. Оля иди к нам играть с конструктором. Зачем она тебе нужна. Возьми. Оля идём мыть руки и обедать. Возьми полотенце. На хлеб. Выходи, умывайся, раздевайся, ложись спать. .
| Можно взять пластилин. Я буду лепить. Я буду играть. Можно я буду мамой. Спасибо, иду. Пожалуйста, дайте мне книгу. Я хочу её посмотреть. Спасибо Пошли. Дайте мне полотенце. Спасибо. Передай, пожалуйста, мне хлеб. Я наелась. Можно выйти из-за стола.
|
«Моя семья», «Мамины помощники»
Привет Оля, тебя кто привел в детский сад? А где твой папа. Мою маму зовут Таня, а папу Саша. Я выходные был у бабушки. У меня есть маленькая сестрёнка. Мы летом всей семьёй поедим на море. Когда вечером меня заберут домой, мы пойдём гулять в парк. У моего папы есть машина. Папа очень любит нас. | Меня привела мама. Папа поехал на работу. А моего папу зовут Витя, а мамочку Катя. Моя бабушка живёт в деревне. Мы к ней ездим в гости. А у меня есть старшая сестра и маленький брат. А мы поедим в деревню помогать бабушке. У бабушки очень хорошо. А меня мама с папой поведут кушать мороженое. У нас нет машины, мы ездим на автобусе. Мой папа тоже любит нас, а мы его. |
Сегодня 8 марта. Давай угостим маму пирогом! Я раскатаю тесто. А вот малиновое варенье! Ставим в плиту! Ой! Какой красивый пирог! Когда прихожу домой я помогаю маме. Мне мама разрешает пылесосить ковер. | Давай! Раскатывай. Намазывай тонко-тонко! Все. Пирог готов. Я тоже помогаю маме. Я мою посуду, протираю пыль. Я сам застилаю кровать. |
« Адрес», «Моя квартира. Мебель»,
Добрый день, Оля! Я сегодня приехал в детский сад на автобусе. Я живу далеко, на улице Ленина 6 квартира8. У меня 3 подъезд 7этаж. Я живу высоко. Из окна видно речку. Мне мама сказала, когда я дома один дверь чужим не открывать. Мой дедушка сказал, что мы живем в городе Северск. | Добрый, Дима! А мы с мамой пришли пешком. Мы живем рядом с детским садом.
А я живу на улице Солнечная 3 квартира 9. А я живу в 1 подъезде на 2 этаже. У нас во дворе большая детская площадка Меня дома одну не оставляют. Я люблю гулять по городу. Мне нравится смотреть на здания. |
В моей квартире 2 комнаты Мои родители купили новую мебель на кухню. В моей комнате стоит кровать, стол, где я рисую. Шкаф с игрушками. Какие игрушки у тебя есть? Я помогаю маме наводить порядок в комнате. | А в моей квартире 3 комнаты. У нас много мебели. А я сплю на диване, и в моей комнате есть спортивный уголок. Игрушек у меня много - есть планшет, кроватка, коляска, куклы Я тоже. |
«Ходим в гости», « Новый год»
Привет, Оля. Как дела? У меня тоже все хорошо. Я хотела бы пригласить тебя в гости. Ты свободна в эту субботу? Я буду ждать тебя. Я попрошу маму, испечь пирог. Заходи, пожалуйста. Мам, пап, Оля пришла. Здравствуй, Оля. Как ты? Мы рады видеть тебя. Проходи. Вот наша гостиная. Это самая большая комната в квартире. А это моя комната. Пошли на кухню пить чай с пирогом. | Все отлично, спасибо. А как ты? Да. Я приду. Мне нужно спросить разрешения у родителей До встречи. В субботу днем. Оля: Есть кто-нибудь дома? Спасибо. Мне очень нравится у вас. Мои родители передавали вам привет. Она довольно уютная. Мне нравится твоя комната. Спасибо. Было вкусно. Я приглашаю тебя к себе в гости. Пока. |
У Вас есть игрушки на Новый год? С удовольствием. Я беру и куклу, и пирата. Сколько это будет стоить? Вот, возьмите. Не могли бы Вы упаковать их, пожалуйста? Ёлки продают во дворе магазина. | У нас есть новые хорошие игрушки. Хотите взглянуть? Вам понравятся подарки. Всё вместе получается 35 рублей. Где я могу купить ёлку? Спасибо. С новым годом вас. |
«Транспорт», «Просьба о помощи»
Как доехать до больницы? Сколько остановок до театра? Вы будете садиться? Кому билет? Вы получили сдачу? Какая следующая остановка? Вы выходите на следующей остановке? Разрешите мне пройти вперед. ** Сколько стоит билет до Москвы? А какой поезд идет до Москвы? А когда отправляется поезд? Кто тебя будет встречать? С кем ты поедешь на поезде? |
Надо сесть на автобус № 5, доехать до остановки "Солнечная» 4 остановки. Нет, не буду. Садитесь, пожалуйста. Передайте, пожалуйста, мне билет. Нет, не получил. Площадь Ленина. Да, выхожу. Проходите, пожалуйста. *** 100 рублей. Поезд № 33. В 8 часов. Бабушка дедушкой. С мамой и сестрой. |
Девочка, здравствуй. Помоги мне перейти дорогу. Я не слышу сигнал машины. Я боюсь попасть под колеса. Извините! Помогите мне пройти на улицу Калинина 4. Простите, я заблудилась. Помогите мне. Мне надо на площадь. Большое спасибо. | Здравствуйте! Конечно, я помогу тебе перейти дорогу. Большое спасибо девочка Поверните на втором повороте налево, там улица Калинина 4 Спасибо вам за помощь! Куда вам нужно? Идите прямо на остановку. Садитесь на автобус №2. |
«Идём на прогулку», «Одежда»
Даша ты пойдёшь гулять? Мы пойдём гулять на детскую площадку? Даша мы с тобой на прогулке будем играть вместе. Какая погода? Надо попросить у воспитательницы лопатки. Мы с тобой будем строить снежный дом. Даша я поставлю кормушку. | Я пойду гулять. Да, там есть горка. Да, Саша. Возьми санки-ледянки, будем кататься с горки. Холодно. Надо тепло одеться. Зачем? Хорошо. Саша на прогулке покормим птиц. А, я насыплю семечек. |
Добрый день, Даша! У тебя сегодня красивое платье.
Да, мне сшила бабушка. Даша на улице сегодня холодно, одевайся тепло. Что ты хочешь надеть? Даша у тебя рукавицы или перчатки. А я надену перчатки. | Привет, Оля! Спасибо платье мне купила мама. А у тебя Саша новая рубашка. Я надену теплую шапку, теплые штаны и куртку. Мне обувать валенки или сапоги? Саша у меня рукавицы. Мы тепло оделись, можно идти гулять. |
«Магазин», «Парикмахерская»
Здравствуйте! У вас есть молоко и кефир. Можно мне, пожалуйста, килограмм конфет «Весна» Возьмите, пожалуйста, сто рублей. *** Вы можете мне помочь? Мне нужен костюм. Синего цвета Где примерочная? Хороший костюм, я его покупаю. Сколько он стоит? А где у вас касса? Благодарю Вас. | Кефира нет, он закончился. С вас ровно сто рублей. *** Да, мальчик. В чем дело? Какого цвета? Пройдите сюда. Примерьте этот костюм. Он стоит 50 рублей. Пройдите в кассу. Прямо и направо. Всего доброго |
Где можно раздеться и снять шапку? Какой мастер свободен? Постригите мне волосы , покороче, до сих пор. Можно мне сделать прическу? Хорошо. Сколько платить в кассу. Спасибо, мне нравится моя прическа. | Вон там. Входите, здравствуйте. Садитесь сюда. На это кресло. Вот этот мастер. Как Вас постричь? Да, можно. Я вам предлагаю стрижку каре. Платите 60 рублей Пожалуйста. Приходите ещё. |
«Больница», «Ребёнок и его здоровье»
Больной заходите в кабинет Как зовут вас больной? Что у нас случилось? Бери градусник, меряй температуру. Покажи горло! У тебя температура 37.9 Будешь лечиться дома. Я выпишу тебе лекарство. Возьми рецепт. Купите в аптеки. Вам в таблетках или в ампулах? - Сто рублей пятьдесят копеек. . - Вот ваша сдача и лекарство. Спасибо за покупку! | Можно? Здравствуйте, врач. Меня зовут Оля. Я хожу в детский сад У меня температура, слабость, болит горло. Пожалуйста, посмотрите моё горло. Спасибо. Где купить лекарство. - Здравствуйте, у вас есть лекарство по рецепту? - Мне в таблетках. А сколько стоит -Да, вот возьмите двести рублей и мелочь. - Всего доброго! |
Здравствуй, Оля! Ты где была? Почему тебя в детском саду не было? Что с тобой было? Оля надо беречь горло. Нельзя кушаешь снег на улице. Ты громко кричишь. Горло надо после приёма пищи полоскать. Полоскать можно настоем трав. Купи в аптеке. | Привет, Дима! У меня болело горло. А как беречь? Я не ем снег. Нет. А, чем полоскать горло. Где купить настой травы. Спасибо, я буду беречь своё здоровье и не болеть. |
«Школа», «Школьные принадлежности»»
Я скоро пойду в школу. Я познакомился с учительницей. Мама меня водит в подготовительный класс Оля ты хочешь в школу. Я умею считать, читать и писать Меня записали в школу №45. Поиграем в школу.
- Я дежурный. - У меня нет тетради. - Дай мне тетрадь. -Дайте, мне, пожалуйста, краски. -Что мы будем рисовать? -Помогите мне, пожалуйста. -У меня не получается нарисовать человека. -После занятий мы пойдём на перемену? | Я тоже буду учиться в школе. Я тоже хожу на подготовку к школе. Я хочу в школу. Я узнаю, много нового у меня появятся новые друзья. Я научилась в детском саду считать и решать задачи. Я читаю букварь. А я буду учится в школе№23 рядом с домом. Давай поиграем в школу, я буду учителем. -Кто сегодня дежурный? - Раздай тетради. После выполнения поручения педагог спрашивает: -У кого нет тетради? - Попроси у дежурного Мы сегодня будим рисовать. -Дежурный дай Оле краски. -Мы будем рисовать человека. -Давай помогу. -Я буду на перемене с вами играть. |
А ты собирала книги в ранец? Какие книги ты положила туда? Что еще ты взяла с собой на занятия? Молодец! | Вчера вечером. Азбуку, математику Я взяла ручки, карандаши, резинку и пластилин. Это все, что мне нужно. |
7.Приложение №2.
«Пальчиковая гимнастика»
«Будем знакомиться», Я, Здороваюсь везде. Дома и на улице. Даже, здравствуй! Говорю. Я соседской курице. Повстречал ежонка я. Здравствуй, братец! Как дела? *** С добрым утром, глазки. Вы проснулись? С добрым утром, ушки. Вы проснулись? С добрым утром, ручки. Вы проснулись? С добрым утром, ножки. Вы проснулись? С добрым утром, солнце. Я проснулся? | Кончиком большого пальца правой руки касаться кончика указательного, среднего, безымянного, мизинца. *** Поглаживание частей тела, о чем говорится. Глазки смотрят в бинокль, ушки слушают, ручки хлопают, ножки притопывают, руки к солнышку, голова вверх, улыбнуться. |
«Детский сад» Есть у нас игрушки: Пластмассовые погремушки, Мишка мягкий меховой, Мяч резиновый цветной, Кубик деревянный, Солдатик оловянный, Шарик легкий надувной, Я люблю играть с тобой. *** Дружат в нашей группе Девочки и мальчики. Мы с тобой подружим Маленькие пальчики | Хлопки. Встряхивают кулачки Сжимают и разжимают пальцы. Делают шар из пальцев. Руки сложить в круг перед собой. *** Обхватить правой ладонью левую и покачать в ритме стихотворения. Обхватить левой рукой правую и покачать в ритме стихотворения. |
Моя семья. Знаю я, что у меня *** Этот пальчик - дедушка, Этот пальчик - бабушка, Этот пальчик - папочка, Этот пальчик - мамочка, Этот пальчик - я. Вот и вся моя семья. | Поднять руку ладонью к себе. В соответствии с текстом стиха в определенной последовательности пригибать пальцы, начиная с безымянного, затем мизинец, указательный палец, средний и большой *** С одновременным показом на пальцах правой или левой руки (рука сжата в кулачок, с произнесением каждой строки ребенок разжимает по одному пальчику, начиная с большого; произнося последнюю строчку ребенок хлопает в ладоши). |
Мамины помощники. Раз, два, три, четыре, Мы посуду перемыли: Чайник, чашку, вилку, ложку И большую поварёшку. Мы посуду перемыли: Только чашку мы разбили, Вилку мы погнули, Нос у чайника отбился. Ложку мы сломали, Так мы маме помогали. *** Пылесос, пылесос, Ты куда суёшь свой нос? Я жужжу, я жужжу, Я порядок навожу. | Удары кулачками др. о друга. Одна ладонь скользит по другой. Загибают пальчики, начиная с большого. Одна ладонь скользит по другой, Загибают пальчики, начиная с большого. Удары кулачками др. о друга. *** Ритмичное сгибание пальцев обеих рук(ладони смотрят вперёд) то же, но ладони обращены друг другу. Соприкосновение кончиков пальцев. |
« Адрес» Этот дом – одноэтажный. Этот дом – он двухэтажный. А вот этот – трёхэтажный. Этот дом – он самый важный: Он у нас пятиэтажный. *** Город – это улицы, проспекты и дома, Площади, музеи, парков тишина, Блеск огромных стекол, Праздничных витрин, Быстрое движенье Прохожих и машин | Разгибают пальцы из кулака, начиная с мизинца. *** Ладонь правой руки лежит на столе; производить поочередные постукивания пальцами по столу. Ладонь левой руки лежит на столе; производить поочередные постукивания пальцами по столу. Разводить пальцы в стороны и соединять Круговые движения руками, согнутыми в локтях. Указательные и средние пальцы «бегут» по столу, остальные сжаты в кулак |
«Моя квартира. Мебель» Раз- два- три-четыре! Кто живет в моей квартире? Раз- два-три-четыре- пять! Всех могу пересчитать: Папа, мама, брат, сестрёнка, Кошка Мурка, два котёнка, Две собачки и я – вот и вся моя семья.
*** На кроватке мы поспали, Вещи в шкаф уже убрали. Мы на стуле посидели И за столиком поели. | Хлопки на счет. Поочерёдное загибание пальцев. *** Руки под щёку. Свободно двигаем руками – «убираем вещи». Ладонью одной руки накрываем кулак другой. Вращательные движения рукой с воображаемой ложкой. |
«Ходим в гости» В сахарницу сахар насыпаем, Хлеб и булку в хлебницу кладем. Молоко в молочник наливаем, А в солонку соли наберем. *** Приходили прямо к дому Указательный и средний, Безымянный и последний. Сам мизинчик-малышок Постучался на порог. Вместе пальчики — друзья, Друг без друга им нельзя! | Сгибать одновременно большие пальцы обеих рук. Сгибать одновременно указательные и средние пальцы рук. Сгибать одновременно безымянные пальцы рук Сгибать одновременно мизинцы *** Большой палец отогнут, остальные сжаты в кулак. В соответствии с текстом разгибать поочередно пальцы. Сжать пальцы в кулак и разжать их. |
«Новый год» Мы на ёлке веселились, И плясали, и резвились. Добрый дедушка Мороз Нам подарки принёс. Дал большие пакеты, В них вкусные предметы: Конфеты, орешки, Рядом груша, апельсин, золотистый мандарин. *** Раз, два, три, четыре, пять. Будем елку наряжать Мы повесим шарики, яркие фонарики, Веселого Петрушку и разные игрушки: И мишку-шалунишку, И заиньку-трусишку. | Ритмичные хлопки в ладоши Удары кулачками. «Шагают» средними и указательными пальчиками по столу. « Рисуют» руками большой круг. Ритмичные хлопки в ладоши. Загибают пальчики, начиная с большого. *** Поочередно соединяют подушечки пальцев обеих рук, начиная с большого. Соединяют ладони «домиком» над головой и разводят руки в стороны. Соединяют подушечки пальцев обеих рук, образуя шарик выполняют вращательные движения ладонями вперед-назад Показывают длинный нос. Показывают «Мишкины лапы» и покачиваются из стороны в сторону. Прикладывают раскрытые ладони к голове. |
«Транспорт» Автобус, троллейбус, машина, трамвай – О них ты на улице не забывай. В морях – корабли, ледоколы, суда, Они очень редко заходят сюда. *** Пароход плывет по речке И пыхтит он, словно печка. | Соединение всех пальцев с большим по очереди, начиная с указательного, на каждый ударный слог. Смена рук. *** Обе ладони поставлены на ребро, мизинцы прижаты (как ковшик), а большие пальцы подняты вверх. |
« Просьба о помощи» По шоссе идут машины, По асфальту едут шины По дороге не беги, Я скажу тебе: «Би-би». *** Шла по улице машина, Шла машина без бензина, Шла машина без шофера, Без сигнала светофора, Шла, сама куда не зная, Шла машина заводная | Крутим воображаемый руль. Локти прижаты к туловищу, ладони двигаются параллельно друг другу. Погрозили пальцем. Рука сжата в кулак, большой палец выпрямлен – «сигналим». *** Указательные и средние пальчики «шагают» по столу Кисти рук лежат на столе, поочередно отрываем пальчики от стола. |
«Идём на прогулку» Раз, два, три, четыре, пять- Пошли пальчики гулять, Этот пальчик рыл песок, Этот делал пирожок, Этот с горки катался, Этот в травке валялся, Этот умницей был- Хорошо говорил. *** «Мы во двор пошли гулять» Раз, два, три, четыре, пять, Мы во двор пришли гулять. Бабу снежную лепили, Птичек крошками кормили, С горки мы потом катались, А еще в снегу валялись. Все в снегу домой пришли. Съели суп, и спать легли. | Сжимаются и разжимаются кулачки, затем шевелят ими. Загибают пальчики, начиная с большого. *** Загибают пальчики, начиная с большого. «Идут» по столу указательным и средним пальчиками. «Лепят» комочек двумя ладонями. «Крошат хлебушек» Ведут указательным пальцем правой руки по ладони левой. Кладут ладошки на стол то одной, то другой стороной. Движения воображаемой ложкой. Руки под щеку. |
«Одежда» Оля варежку одела: « Ой, куда я пальчик дела? Нету пальчика, пропал, В свой домик не попал». Оля варежку сняла: « Посмотрите – Я, нашла! Здравствуй пальчик как живешь?» *** Раз, два, три, четыре, пять – Будем вещи мы стирать: Платье, брюки и носочки, Юбку, кофточку, платочки. Шарф и шапку не забудем – Их стирать мы тоже будем. | Сжать пальцы в кулачек. Все пальцы разжать, кроме большого. Разогнуть большой пальчик. Сжать пальцы в кулачек, отделить Большой палец. *** Последовательно соединяют пальцы одной руки с пальцами другой руки. Кулачки имитируют стирку. |
«Магазин» В магазин ходили мы, Много груш там и фурмы, Есть лимоны, апельсины, Дыни, сливы, мандарины, Но купили мы арбуз- Это самый вкусный груз! *** Продавец ребятам рад. В магазине для ребят: Есть матрешки расписные, Есть машины заводные. | Соединение пальцев подушечками, начиная с мизинцев, по одной паре пальцев на каждую стихотворную строчку: При этом ладони не соприкасаются. -мизинцы -безымянные -средние -указательные -большие -пальцы сжимаются в кулак. А большой отводится вверх. *** Ритмично хлопать в ладони, бить кулачек о кулачек, заводить ключом машину. |
«Парикмахерская» Дайте ножницы, расчёску Он вам сделает причёску Мастер непременно Подстрижет вас современно. | Имитируем руками ножницы и расческу по тексту. |
«Больница» У взрослых людей Очень много забот. Мой папа – врач, (загибают пальчики, начиная с большого пальца правой руки) | сжимают, разжимают кулачки «идут» пальчиками по столу |
«Ребенок и его здоровье» Раз, два, три, четыре, пять, *** Эти пальчики щипают, | (поднять кисть правой (левой) руки вверх, широко раздвинуть пальцы; поочерёдно сгибать их в кулачок, начиная с большого) *** |
2.3. Формы работы
месяц | неделя | НОД коррекционные занятия | Беседа - диалог Приложение. №1 | Сюжетно-ролевые игры | Пальчиковые игры Приложение №2 | Иллюстрирование книжек |
сентябрь | 1-2 «Будем Знакомиться | «Новая девочка» Корсунская Б.Д. Чтение рассказа, беседа по содержанию, драматизация | «Здравствуй, меня зовут …»
| «Кукла Маша первый день в детском саду».
| «Я, Здороваюсь везде» «С добрым утром, глазки» | 1.«Это - Я» 2.«Мои друзья» |
3-4«Детский сад | Обогащение словаря новыми словами по теме, составление предложений по картинкам. «Мы строим дом» | «Мы будем играть» | «Утренний прием» «Работа няни - обед» «На физкультурном занятии» | «Есть у нас игрушки» «Дружат в нашей группе» | 3. «Мои любимые игрушки». 4. «Мой день в детском саду» | |
октябрь | 1-2 «Моя семья» | «Большая уборка». Корсунская Б.Д. Читаю сам «Заботливая мама» В ходе игры помочь детям придумать различные ситуации, требующие проявления гостеприимства. | «Привет Оля, тебя кто привел в детский сад?» | «Утро в семье» «Мама укладывает детей спать» | «Дружная семья» «Этот пальчик …» | 1.«Моя семья» 2.»Семейный праздник» |
3-4 «Мамины помощники» | Мамины помощники» Корсунская Б.Д. Читаю сам «Чтение, драматизации, глаголы, действия, .учить отвечая на вопрос, использовать глаголы действия. | «Давай угостим маму пирогом!» | «Помогаем маме стирать белье» «Большая уборка дома» «Папа – хороший хозяин» | «Мы посуду перемыли» «Пылесос» | 3.«Домашняя техника» 4. «Как я помогаю дома» | |
ноябрь | 1-2 «Адрес» | Обогащение словаря новыми словами по теме, составление предложений по картинкам по схеме. | «Я живу далеко, на улице…» | «Экскурсию по городу» «Строим дом» | «Дом» «Город – это…» | 1.«Моя улица, мой дом» 2. «Я гуляю во дворе» |
3-4 «Моя квартира. Мебель» | Составление рассказа по серии сюжетных картин с опорой на схемы, таблички. Закрепление словаря по теме | «В моей квартире…» | «Большая уборка дома» «Переезд на новую квартиру» «Строим мебель из конструктора» | «Кто живет в моей квартире?» «На кроватке мы поспали» | 3. «Квартира - где я живу» 4. «Моя комната» |
месяц | неделя | НОД коррекционные занятия | Беседа - диалог Приложение№1 | Сюжетно-ролевые игры | Пальчиковые игры Приложение№2 | Иллюстрирование книжек |
Декабрь | 1-2 «Ходим в Гости» | «У куклы день рождения» Дать детям представление о том, как нужно принимать гостей и вести себя в гостях. Чтение рассказа, инсценировка. | «Привет, Оля. Как дела?» | «К нам пришли гости». «Собираемся на день рождение» «Навещаем больного друга» | «В сахарницу сахар…» «Вместе пальчики — друзья» | 1«Как мы дома встречаем гостей» 2. «Поехали в гости к бабушке» |
3-4 «Новый год» | «Таня и Ваня встречают Новый год» составление рассказа по плану .Учить отвечать на вопросы. Зарисовки по теме, закрепление словаря. | «У Вас есть игрушки на Новый год?» | «Покупаем игрушки на ёлку» «Наряжаем ёлку и кукольный уголок» «Праздник в семье: Новый год» | «Мы на ёлке веселились» «Раз, два, три, четыре, пять. Будем елку наряжать» | 3. «Мы с мамой купили новогодние украшения и ёлку» 4. «Как мы в семье встречали Новый год» | |
январь | 1-2 «Транспорт» | «На улице играть опасно» Корсунская Б.Д. Читаю сам. Закрепление словаря по теме, драматизация по картинкам. Чтение текста «Светофор» анализ иллюстрации к тексту. | «Как доехать до больницы» «Сколько стоит билет…» | «Учимся водить автобус» «Едем в детский сад» | «Автобус, троллейбус, машина, трамвай» «Пароход» | 1«Транспорт - на чем можно ездить, летать, плавать» 2 «Я еду в автобусе в автобусе» |
3-4 «Просьба о Помощи» | «Воспитывать у детей чувство участия и готовность помочь пожилым людям, добрая внучка» | «Помоги мне перейти дорогу» «Простите, я заблудилась…» | « Прогулка по городу» | «По шоссе идут машины» «Шла по улице машина» | 3. «Как я перехожу улицу» 4. «Дорожные знаки» | |
февраль | 1-2 «Идём на прогулку» | «Кукле холодно» Корсунская Б.Д. Читаю сам «Чтение, драматизации, глаголы, действия, .учить отвечая на вопрос, использовать глаголы действия. | «Мы пойдём гулять на детскую площадку» | «Собираем кукол на прогулку» «На прогулке» | «Раз, два, три, четыре, пять - пошли пальчики гулять» «Мы во двор пошли гулять» | 1 . «Наш участок» 2. «В какие игры я играю зимой» |
3-4 «Одежда» | «Самостоятельная Люся» Корсунская Б.Д. Читаю сам беседа по вопросам | «У тебя сегодня красивое платье» | «Ателье мод» « Наряжаем кукол» | «Оля варежку одела» «Раз, два, три, четыре, пять – будем вещи мы стирать» | 3 «Что я надеваю зимой» 4. «Как я одеваюсь летом» |
месяц | неделя | НОД коррекционные занятия | Беседа-диалог Приложение№1 | Сюжетно-ролевые игры | Пальчиковые игры Приложение№2 | Иллюстрирование книжек |
март | 1-2 «Магазин» | Выполнение поручений, закрепление словаря по теме, | «Здравствуйте! У вас есть …» «Вы можете мне помочь» | «Булочная-кондитерская (хлебный отдел, магазин)» «Магазин одежды» | «В магазин ходили мы» «Продавец ребятам рад» | 1«Что мы с мамой купили в магазине» 2. «Я покупаю продукты для борща» |
3-4 «Парикмахерская» | Составление предложений по картинке, закрепление новых слов, составление рассказа, пересказ по табличкам. | « Постригите меня…» | «Едем в парикмахерскую» | «Дайте ножницы, расчёску» | 3.«Какие принадлежности нужны парикмахеру» 4 « Я пришел в парикмахерскую» | |
апрель | 1-2 «Больница» | «Кукла заболела» Рассматривание картины и ответы на вопросы. Составление описания картины и пересказ. | «На приёме у врача» | «Осмотр врача» «На приеме у врача», «В семье заболел ребенок» «Аптека» | «Мой папа – врач» | 1«У каких врачей я лечился» 2. «Мама меня лечит» |
3-4 «Ребёнок и его здоровье» | Закрепление словаря по теме, составление рассказа из рассыпного текста, | «Почему тебя в детском саду не было? Что с тобой было?» | «Поранили пальчик» «Вызываем врача на дом» «Закаливаем кукол» | «Раз, два, три, четыре, пять, будем пальчики считать» «Эти пальчики щипают» | 3. «Опасные предметы» 4. «Я занимаюсь спортом» | |
май | 1-2 «Школа» | «Как я в школу собирался» Закрепление словаря по теме, драматизация по картинкам. Чтение текста. | «Я скоро пойду в школу» | «Школа» «Урок рисования» «Урок математики» «Перемена» | «Скоро в школу мы пойдём» «В школу осенью пойду» | 1«Учитель и ученики» 2 «Чем я буду заниматься в школе» |
3-4 «Школьные принадлежности» | Закрепление словаря по теме, составление рассказа из рассыпного текста, | «А ты собирала ранец?» | «Собираем портфель в школу» «Построим класс для кукол» | «Семь вещей у нас в портфеле» «Пенал, учебники, тетрадки» | 3«Что я возьму в школу» 4 « Мои впечатления о выпускном» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи детей дошкольного возраста с нарушением слуха. Тема: "Осень. Овощи, фрукты"
Данное занятие по развитию речи продолжает изучение материала по теме: «Осень. Овощи - фрукты». Это занятие включает в себя приемы мнемоте...
«Обучение детей основным движениям с нарушением слуха»
Реферат на тему: «Обучение детей дошкольного возраста основным движениям с нарушением слуха»...
Картотека игр, направленных на развитие психических процессов у детей дошкольного возраста с нарушением слуха
Предлагаемую картотеку игр можно успешно применять в работе с детьми имеющими как нарушение слуха, так и любые другие особенности развития. Данные игры направлены на развитие всех психических п...
Программа "Коррекции и развития познавательных способностей (восприятие, внимание, память, мышление, воображение) для детей дошкольного возраста с нарушениями слуха "
Коррекция и развитие ВПФ (внимания, памяти, мышления, воображения, восприятия, речи) у детей дошкольного возраста, с нарушениями слуха.Программа коррекционно-развивающей работы предусматривает в...
Адаптированная рабочая программа дошкольного образования для детей среднего возраста с нарушениями речи
Адаптированная рабочая программа дошкольного образования коррекционно - развивающей работы для детей среднего возраста с нарушениями речи...
Примерные совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (нарушение слуха) (индивидуальная АОП)
Совмещенные индивидуальный образовательный маршрутииндивидуальная образовательная программа,мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)Ф.И.О. ребенка Дата рождения....