Образовательная область "Речевое развитие". Развитие разговорной речи и детей младшего дошкольного возраста через театрализованные игры и упражнения.
материал

Митрофанова Анна Викторовна

Развитие разговорной речи и детей младшего дошкольного возраста через театрализованные игры и упражнения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_2.docx23.94 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие разговорной речи и детей младшего дошкольного возраста через театрализованные игры и упражнения.

     Речь – неотъемлемая часть социального бытия людей, необходимое условие существования человеческого общества. Отклонения в речевом развитии влекут за собой определённые негативные проявления во всех сферах жизни ребёнка. Страдает память, внимание, мышление, задета эмоционально – личностная сфера: недостаточная сформированность дифференциации эмоциональных состояний и саморегуляции; небольшой объём мимических средств, слабость артикуляции. У таких детей неустойчивое внимание, они быстро утомляются, наблюдается повышенная возбудимость, раздражительность, конфликтность, либо полярное поведение: общая заторможенность, многократное смена настроения, - всё это снижает возможность полноценного общения. Ничто, так не помогает ребёнку раскрыть свою индивидуальность, как его участие в театрализованных играх. Игра, это наиболее доступный ребёнку и интересный способ для него переработки и выражение впечатлений, знаний, эмоций.

Наш детский сад работает по примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «Детство», разработанной на кафедре дошкольной педагогики РГПУ им. А.И.Герцена. Театрализованная деятельность детей дошкольного возраста представлена в разделе «Ребёнок в мире художественной литературы, изобразительного искусства и музыки» в контексте развития творческого потенциала дошкольника и в образовательной области «Коммуникация».

     За время моей работы по данной теме, у меня  сложилась оптимальная система планирования и организации театрализованных игр и упражнений. В перспективном плане театрализованные игры и упражнения прописываются в совместной деятельности в вечернее время. В календарном плане в утренние  и вечерние часы, в совместной специально организованной деятельности  я  прописываю пальчиковые упражнения и артикуляционную гимнастику и тд. Всё зафиксировано в циклограмме деятельности. Кроме того я составила план работы по развитию театрализованной деятельности детей младшего дошкольного возраста. Ведущим направлением моей педагогической деятельности является развитие разговорной речи и коммуникативных способностей у детей младшего дошкольного  возраста. В своей работе я опираюсь на принципы, которые считаю действительными для реализации поставленных мною задач:

1. Принцип «спирали» - расположение материала от простого к сложному;

 2. Принцип «доверия» - установление положительного эмоционального контакта между воспитателем и ребёнком;

3. Принцип интересной эмоциональной увлекательной мотивации деятельности;

4. Создание «ситуации успеха» - использование игр драматизации на основе фольклора, литературных произведений соответственно с возрастными особенностями детей, что даёт успешность предлагаемой деятельности, ребёнок испытывает чувства умелости и связанного с ним удовольствия;

5. Принцип положительной оценки взрослого – что повышает настроение, «множит», творческие силы ребёнка;

6. Удовлетворение потребности ребёнка – использование ярких сюжетных, подвижных и хороводных игр, которые заряжают детей энергией, повышают эмоциональный тонус;

7. Принцип взаимодействия родителей и педагога и других специалистов.

    Для реализации  поставленной цели и задач  в группе мною была создана предметно развивающая среда, которая обязательно учитывает следующие правила:

  • баланс между совместной и индивидуальной деятельностью;
  • организация зон «приватности» (уединения);
  • предоставление права выбора (разных видов театра);
  • создание условий для моделирования;
  • возрастная и полоролевая  адресованность.

Раскрою особенности содержания работы по развитию театрально- игровой деятельности в младшей группе  детского сада. Дети младшей группы с удовольствием перевоплощаются в знакомых животных, однако развить и обыграть сюжет пока не могут. Их важно обучить некоторым способам игровых действий по образцу. Образец показывает воспитатель. Проводить игры «Наседка и цыплята», разыгрывать сценки по литературным произведениям «Игрушки» А.Барто, «Котик и козлик» В.Жуковского, использовать потешки: «Кошкин дом», «Расти коса до пояса» и др. Чтобы создать повод   для возникновения самостоятельной игры, можно раздать детям игрушки, предметы. Образец показывает воспитатель.

Формирование интереса к театрализованным играм складывается в процессе просмотра кукольных спектаклей, которые показывает воспитатель, стимулирующий желания ребенка включиться в спектакль, дополняя отдельные фразы в диалогах героев, устойчивые обороты зачина и концовки сказки. Внимание детей фиксируется на том, что в конце куклы кланяются, просят поблагодарить их, похлопать в ладоши. Театрализованные куклы используются на занятиях, в повседневном общении. От их лица я благодарю и хвалю детей, здороваюсь и прощаюсь. В ход занятий, вечеров развлечений я включает фрагменты драматизации, переодеваясь в специальный костюм, меняя голос и интонацию. Я постепенно расширяю игровой опыт за счет освоения разновидностей игры драматизации, что достигается последовательным усложнением игровых заданий, в которые включается ребенок. У детей этого возраста отмечается первичное освоение режиссерской театрализованной игры - настольного театра игрушек, настольного плоскостного театра, плоскостного театра на фланелеграфе, пальчикового театра. Процесс освоения включает мини-постановки по текстам народных и авторских стихов, сказок («Этот пальчик-дедушка...», «Тили-бом»).

Обогащение речевого и игрового опыта возможно только при условии развития специальных умений.

Первая группа умений связана с освоением позиции «зритель» (умение быть доброжелательным зрителем, досмотреть и дослушать до конца, похлопать в ладоши, сказать спасибо «артистам»).

Вторая группа умений обеспечивает первичное становление позиции «артист» (умение использовать некоторые средства выразительности (мимики, жесты, движения, сила и тембр голоса, темп речи) для передачи образа героя, его эмоций и переживаний, правильно держать и «вести» куклу или фигурку героя в режиссерской театрализованной игре).

Третья группа - умение взаимодействовать с другими участниками игры; играть дружно, не ссориться, исполнять привлекательные роли по очереди и т.д.

   Моя деятельность направлена на стимулирование интереса к творчеству и импровизации. Постепенно дети включаются  в процесс игрового общения с театральными куклами, затем в совместные с взрослым импровизации типа «Знакомство», «Оказание помощи», «Разговор животного со своим детенышем» и пр. У детей развивается желание участвовать в игровых драматических миниатюрах на свободные темы.

     За время работы по данному направлению сложилась оптимальная система  проведения специально организованной образовательной деятельности, игр и упражнений по речевому развитию.

Структура деятельности:

  • Разминка – необходима, чтобы разогреть внимание, настроить детей на контакт друг с другом («Кто к тебе прикоснулся», «Кто сегодня самый весёлый, шустрый»);
  • Просмотр различных видов театра (кукольный, теневой, на фланелеграфе), организованный взрослым, и беседа по ним;
  • Разыгрывание сценок, сказок, инсценировок, проблемных ситуаций (совместно с детьми);
  • Упражнения по формированию выразительности исполнения (не вербальные и не вербальные);
  • Упражнения по социально – эмоциональному развитию детей (этюды, логоритмические упражнения);
  • Сочинение историй (начало, зачин даёт воспитатель) и их проигрывание;
  • Заключительная часть – закрепление полученных положительных эмоций, в виде танцевальных, импровизированных движений, хороводного пения, хоровод.

  Чаще всего наши занятия переходят в свободные игры, в которых может продолжиться понравившееся упражнение или продлится использованный сюжет, объединивший детей вокруг какой-то общей проблемы. Что соответствует современным требованиям к обновлению содержания и организации образовательного процесса в ДОУ.  Содержание занятий способствует достижению нескольких целей: развитию речи, положительному эмоциональному тонусу у детей, созданию атмосферы творчества и выработке навыков театрально исполнительской деятельности.

      В индивидуальной работе в совместной деятельности согласно циклограмме специально отведены дни, где мы с малышами отрабатываем, закрепляем, повторяем и дублируем знания и умения, полученные на занятиях. Такие умения со временем обогащают игровой опыт детей, помогает им мирно общаться друг с другом.

Успешность  накопления  речевого опыта детьми младшего дошкольного возраста позволяет отследить педагогическая диагностика, которая проводится 2 раза в год (вводный – в сентябре, итоговый – в мае). Технология проведения диагностического исследования разработана в НИПКиПРО с опорой на методическое пособия: методические советы к программе «Детство» (под общ.ред. Т.И. Бабаевой, Л.М. Клариной, З.А. Михайловой) по разделу «Речевое развитие» образовательной области «Коммуникация» и  научно-методическое пособие  «Мониторинг в детском саду» подготовленное коллективом кафедры дошкольной педагогике Института детства РГПУ им. А.И. Герцена.

Особо важным считаю организацию сотрудничества с семьей. В связи с этим разработан план взаимодействия с родителями, включающий анкетирование, консультации по вопросам социально-личностного развития дошкольников, беседы, оформление наглядной агитации, привлечение к участию в досугах и развлечениях. Считаю, что только при соблюдении активности и заинтересованности родителей, их личный пример – важнейшее условие обеспечение успешности организуемой работы.

На первом этапе я обучала родителей:                            

  • Элементарным пальчиковым играм (петушок);
  • Логоритмическим упражнениям (связь звучащего слова и движения);
  • Приёмам снятия напряжения (игры с водой, песком, материалами разной фактуры)
  • Приглашала понаблюдать за ребенком в вечерние и утренние часы, порадоваться его успехам.

 Родители увидели результаты и стали моими единомышленниками. С их помощью были изготовлены атрибуты к пальчиковым играм и маски, яркие нарядные костюмы; укомплектована костюмерная (элементы костюмов, как для мальчиков, так и для девочек); сделана ширма для разыгрывания различных спектаклей. Родители с удовольствием участвуют в праздничных программах, в театрально-кукольных постановках. 

Проанализировав свой опыт работы по данной теме, я могу сделать вывод, что развитию разговорной речи  младших дошкольников способствует определенным образом организованный педагогический процесс, в основе которого лежит театрализованная деятельность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование логического мышления у детей младшего дошкольного возраста через развивающие игры и упражнения»

«Без игры нет и не может бытьполноценного умственного развития.Игра – это огромное светлое окно,через которое в духовный мир ребёнкавливается живительный потокпредставлений, понятий.Игра – это искра, ...

Взаимодействие с родителями по активизации словаря детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры и упражнения

В работе раскрывается  дидактическая игра представляющая собой многоплановое, сложное, педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой об...

ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА ПО ТЕМЕ «РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ»

ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА ПО ТЕМЕ«РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ»...

Развитие слухового восприятия у детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры и упражнения.

Развитие слухового восприятия у детей младшего дошкольного  возраста через дидактические игры и упражнения....

Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста через пальчиковые игры и упражнения.

Мелкая моторика – развитие мелких мышц пальцев руки, способность выполнять ими тонкие координированные манипуляции, движения малой амплитуды. Проблемой изучения мелкой моторики рук детей с интел...

Методическая разработка для воспитателей Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста через пальчиковые игры и упражнения. Дидактическое пособие "Послушные пальчики"

В методичеких рекомендациях представлено  авторское дидактическое пособия "Послушные пальчики" и упражнения по развитию мелкой моторики и координации движений рук детей младшего дошколь...