Практико-значимый проект. «Система экскурсий на реку для развития речи и познавательных способностей детей с нарушением слуха старшего дошкольного возраста»
проект по окружающему миру (старшая группа)
Наши воспитанники имеют нарушения слуха и круглосуточно находятся на территории детского сада, поэтому у них недостаточные, неполные знания и представления об окружающем мире. Вследствие этого не все дети владеют навыками безопасного поведения на природе. Задачей данной работы является разработка плана проведения экскурсий с детьми старшей группы с целью познакомить их с сезонными изменениями в природе, с правилами поведения на реке и сформировать у них представление о времяпрепровождении на реках.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 794.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
детский сад компенсирующего вида «Лучики»
Практико-значимый проект.
«Система экскурсий на реку для развития речи и познавательных способностей детей с нарушением слуха старшего дошкольного возраста»
По деятельности: познавательный,
исследовательский,
практико-ориентированный.
По количеству участников: групповой.
По продолжительности: долгосрочный.
Заявитель: дети (старшая группа)
Автор проекта: воспитатель ВКК , Карх Е.В.
Коломенский городской округ
Проблема
- Наши воспитанники имеют нарушения слуха и круглосуточно находятся на территории детского сада, поэтому у них недостаточные, неполные знания и представления об окружающем мире.
- Вследствие этого не все дети владеют навыками безопасного поведения на реке. Попав в опасную ситуацию, они не смогут позвать на помощь или помочь друг другу, так как дети не слышат и не все из них могут говорить.
Актуальность проблемы
Дети с недостатками слуха не могут самостоятельно анализировать информацию, поэтому значение любого слова они понимают только после обучения. Для формирования правильного и полного представления о предмете, явлении или слове ребенку с недостатками слуха требуется наглядность: например, использование дидактических материалов.
В данном случае экскурсии также выступают вспомогательным средством обучения. Экскурсия способствует накоплению практического опыта ребенка, позволяет организовать наблюдение и изучение различных предметов и явлений в естественных условиях. Полученный таким образом опыт полезен и необходим ребенку в его самостоятельной жизни
Кроме того, часто у родителей нет достаточных знаний о восприятии окружающего мира ребенком с нарушенным слухом, методике проведения экскурсий и способе подачи информации в процессе обучения. Вследствие этого дети, находясь с родителями в такой же ситуации, получают информацию не в полном объёме. Консультации для родителей способствуют формированию у них умения правильно организовывать со своим ребёнком отдых и наблюдения на природе.
.
Цели
Целью данной работы является:
- формирование у детей представления о сезонных изменениях в природе, а именно, на реке в разное время года;
- формирование у детей правила поведения на реке.
Задачи
Для достижения поставленных целей необходимо выполнить следующие задачи:
- познакомить детей с сезонными изменениями на реке;
- формировать у детей причинно-следственные связи (купаться нельзя, потому что вода холодная; вода холодная, потому что на улице холодно);
- познакомить детей с правилами безопасного поведения на реке;
- воспитывать у детей любовь к природе (умение любоваться рекой);
- воспитывать у детей заботливое отношение к природе (не ломать деревья, не бросать в реку мусор, не обрывать цветы, убирать мусор на берегу);
- показать детям, что можно делать на реке осенью (игры с песком);
- познакомить детей с транспортом на реке;
- расширить словарный запас детей.
План осуществления проекта
В данном проекте выделить четыре основных этапа работы: самостоятельная подготовка педагога к экскурсии, подготовка детей к экскурсии совместно с педагогом, непосредственно экскурсия и последующее обсуждение экскурсии в детском саду. Описание деятельности педагога и деятельности детей на каждом из этапов приведено в таблице 1.
.Каждый из шагов, приведенных в таблице, отвечает поставленным задачам.
Таблица 1. Основные этапы работы
Название этапа | Деятельность педагога | Деятельность детей |
Подготовка педагога к экскурсии. | Определяет цели, задачи и ход экскурсии. Готовит предметы, которые дети будут использовать во время экскурсии (они должны быть удобны для переноски и легкими, чтобы дети быстро не устали). | |
Подготовка детей к экскурсии. | Проводит беседу с детьми, во время которой сообщает, что они поедут на реку. Выясняет объем представлений и знаний имеющихся у детей, о тех объектах и явлениях с которыми они будут знакомиться на экскурсии. | Рассматривают картинки о реке, рассказывают по ним. |
Экскурсия. | Объединяет детей для наблюдений, показывая, не только что наблюдать, но и как. Направляет внимание детей на нужные объекты, следя за тем, чтобы ребята не отвлекались от основной цели наблюдения. | |
Привлекает детей к наблюдению за состоянием воды. Предлагает поработать над вопросом «Почему?». Как это связано с сезонными изменениями на реке (выяснить какое время года). (см. фото из Приложения). | Трогают воду рукой, определяют ее состояние: холодная. Делают вывод: купаться нельзя. | |
Показывает детям схемы и картинки с изображением ситуаций различного поведения на реке. | Выясняют, как можно вести себя на воде, как нельзя и почему. | |
Привлекает детей к наблюдению за транспортом. Инициирует закрепление словаря («пароход плывет по реке», «лодка стоит у берега»). | Смотрят, читают, изображают действие, называют самостоятельно, соотносят увиденное с картинками. | |
Предлагает детям поиграть с песком на речном пляже. | Берут ведерки, лопатки, формочки и делают из песка постройки; рисуют палочками на песке. | |
Обращает внимание детей на красоту окружающей природы, затем приводит детей туда, где лежит мусор, выясняет «Тут красиво?» и почему; предлагает найти выход из этой ситуации. | Говорят, что тут некрасиво, грязно, нужно убрать мусор. Надевают перчатки и вместе с педагогом собирают мусор в мешок. | |
Обобщает увиденное детьми на прогулке; еще раз обращает внимание на красоту окружающей природы, хвалит детей за то, что они помогли ей стать красивой. | ||
Закрепление увиденного на экскурсии (в детском саду) | Помогает детям составить рассказ об увиденном на экскурсии: помогает восстановить последовательность событий, подсказывает оформление фраз. | Делятся своими впечатлениями об экскурсии. |
Предлагает детям сделать книжку-самоделку по впечатлениям об экскурсии. | Договариваются о том, что будут рисовать. | |
Проводит беседу об увиденном на экскурсии по сделанным фотографиям. | Рассказывают, что они увидели и узнали о реке, как нужно вести себя на природе. | |
Организует коллективное рисование по теме экскурсии. | Вспоминают, что они видели на реке, договариваются и рисуют. | |
Проводит дидактические игры:
| Принимают участие в играх. Отвечают на вопросы, использую знания, полученные на экскурсии. | |
Приглашает представителей ОСВОДа, которые показывают детям мультфильм о правилах поведения на реке, учат детей, как нужно поступать в различных ситуациях, рассматривают плакаты с изображением этих ситуаций. | Повторяют выученные на экскурсии правила о поведении на реке. | |
Проводит консультацию с родителями о методике проведения экскурсии на реку. Предлагает родителям сходить с детьми на реку, провести беседу о поведении детей на реке, сделать фотографии, рисунки. |
Результат
В ходе экскурсии, проведенной согласно описанному выше плану:
- Дети научились наблюдать явления в естественных условиях и через наблюдения устанавливать простейшие причинно-следственные связи.
- Дети овладели основами навыков безопасного поведения на реке.
- У детей начали формироваться навыки бережного отношения к окружающей природе.
- Родители познакомились с методикой проведения экскурсии на реку, ее обучающими задачами, способами подачи информации детям.
Литература
- Э.И.Леонгард, Программа «Воспитания и обучение глухих дошкольников в детском саду» — М. : АПН СССР, 1987.
- Э.И.Леонгард, Е.Т. Самсонова, Развитие речи детей с нарушенным слухом в семье — М. : Просвещение, 1991.
- Э.И.Леонгард, Е.Т. Самсонова, Е.А. Иванова, Я не хочу молчать — М. : Просвещение, 1990.
Приложение 1. Пример фотографий, сделанных во время экскурсии для дальнейших бесед с детьми.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация на тему "Праздники" для детей с нарушением слуха старшего дошкольного возраста.
Данная презентация помогает познакомить с таким явлением, как праздник, закрепить названия праздников....
Совершенствование мелкой моторики рук у детей с нарушением слуха старшего дошкольного возраста в процессе обучения техники модульного оригами
Главная цель проекта - широко использовать конструирование из бумаги для гармоничного и всестороннего развития детей, их взаимоотношений. Занятие оригами оказывает положительное влияние на развитие де...
Учебно-методический материал по конструированию, ручному труду (старшая группа) по теме: Совершенствование мелкой моторики рук у детей с нарушением слуха старшего дошкольного возраста в процессе обучения техники модульного оригами Прошина Наталья Юрьевна
«Забавные фигурки»ГДОУ ТО №1Воспитатель группы детей со сложными нарушениями развития: Прошина Н.Ю.Цель – Формирование художественно-творческих способностей через обеспечение эмоционально-...
Проект: Развитие творческих способностей детей с нарушением зрения старшего дошкольного возраста посредством чувашских дидактических игр и упражнений.
в первые годы жизни дошкольник активно входит в природный и рукотворный мир, начинает обретать важнейший социальный опыт, у него формируется отношение к различным вещам и явлениям, что в дальнейшем оп...
Конспект открытого занятия по музыкальной стимуляции у детей с нарушением слуха старшего дошкольного возраста на тему: «Хоровод в музыке и песне. Оркестр как средство развития навыка совместного музицирования и импровизации»
Занятие по музыкальной стимуляции для детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха....
"Весна пришла" Конспект совместной деятельности по развитию речевых коммуникативных навыков у детей с нарушением слуха старшего дошкольного возраста
Уточнение и расширение знаний детей о признаках весны. Развитие устной речи и коммуникативных навыков....
КАРТОТЕКА ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗКУЛЬТУРЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Физическое воспитание является составной частью системы коррекционно - педагогической работы с детьми с нарушенным слухом. Большое значение правильно организованной работы по физическому воспита...