Консультация для педагогов "Интегрированный подход в реализации этнокультурного компонента в условиях ДОУ»
консультация ( группа) на тему
В ситуации демократизации гражданского общества, всего полиэтнического пространства России одним из важнейших условий формирования подрастающего человека выступает этнокультурное воспитание. Понять и принять других может лишь тот человек, который уважает и понимает самобытность собственного народа, знаком с историей родного края. Основная общеобразовательная программа предусматривает реализацию регионального компонента в ДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Этнокультурный компонент в работе педагогов ДОУ. | 32.71 КБ |
Презентация этнокультурный компонент в ДОУ в условиях ФГОС | 2.59 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное Общеобразовательное Учреждение
«Ыныргинская средняя общеобразовательная школа»
Детский сад «Солнышко»
«Интегрированный подход в реализации этнокультурного компонента
в условиях ДОУ»
Консультация для педагогов
Подготовила и провела
воспитатель старшей группы:
Мерзлякова Наталья Владимировна
с. Ынырга
2016г.
Цель: определить уровень этнокультурной компетентности педагогов.
В ситуации демократизации гражданского общества, всего полиэтнического пространства России одним из важнейших условий формирования подрастающего человека выступает этнокультурное воспитание. Понять и принять других может лишь тот человек, который уважает и понимает самобытность собственного народа, знаком с историей родного края. Основная общеобразовательная программа предусматривает реализацию регионального компонента в ДОУ.
«Образовательные программы дошкольного образования разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) и с учетом соответствующих примерных образовательных программ дошкольного образования» (часть 6 статьи 12 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).
Образовательная Программа состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации требований ФГОС ДО. Объем обязательной части Программы рекомендуется не менее 60% от её общего объёма; части, формируемой участниками образовательных отношений не более 40%.
В ФГОС ДО определены основные принципы дошкольного образования, одним из которых является приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства, учет этнокультурной ситуации развития детей.
Методические рекомендации к части программы, формируемой участниками образовательных отношений не более 40% (далее – Рекомендации «Росточек») опираются на требования ФГОС ДО, составлены в соответствии с пятью образовательными областями с учетом этнокультурной составляющей и адресованы детям в возрасте с двух лет до поступления в школу. Рекомендации «Росточек» могут использоваться в тесной взаимосвязи при организации образовательной работы по любым образовательным программам, разработанным дошкольными образовательными организациями (далее – ДОО).
Региональный компонент – это часть содержания предметов базисного плана, включающих материалы о регионе.
Этнос – исторически сложившаяся на определённой территории устойчивая совокупность людей, обладающая общими чертами и стабильными особенностями культуры и психологического склада, а также сознанием своего единства и отличия от других подобных образований (самосознанием).
Основные положения этнокультурного компонента:
- в образовательном процессе необходим учет этнокультурной специфики социального окружения;
- важна гармонизация национальных и общечеловеческих моментов в образовательном процессе;
- необходима взаимосвязь семейного и общественного воспитания;
- важно учитывать особенности детского мышления, специфику становления «образа мира» у дошкольников;
- В процессе ознакомления с народными культурами целесообразно использовать принцип сравнительного обобщения (отмечая специфическое, характерное лишь для культуры одного народа, важно подчеркнуть то общее, что объединяет все этносы).
Цель Программы:
создание благоприятных условий для полноценного проживания детства путем реализации ребенком своих сил, интересов, способностей, развития психических и физических качеств соответствующий его возрасту, индивидуальности и успешного освоения социальной жизни в этнокультурном пространстве.
Образовательная программа «Росточек» является комплексной программой Определяет содержание и организацию воспитательно-образовательного процесса для детей с двух лет до поступления в школу и направлена на формирование общей культуры ребенка. Исходя из требований ФГОС, основными образовательными областями являются: физическое, познавательное, речевое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое развитие с учетом региональных и национальных особенностей Республики Алтай.
Задачи социально-коммуникативного развития.
Развитие интереса и эмоционально-положительного отношения ребенка к содержанию социального опыта в этнокультурном пространстве.
Обогащение представлений о нормах и ценностях традиций и обычаев, установленных и передающихся из поколения в поколение в этническом обществе, включая моральные и нравственные ценности семьи: общение и взаимодействие ребенка со взрослыми (почтительное отношение к старшим, обращение к ним на «ВЫ», уступчивости, умения не перебивать их, прислушиваться к советам и т.д.) и сверстниками (взаимопонимание, доброта и забота друг о друге); становление самостоятельности, преодоление в себе негативного поведения (обидчивости, эгоизма, ябедничества); умение находить оптимистическое, позитивное в любой ситуации, целенаправленности и саморегуляции собственных действий.
Отражение полученных представлений в коммуникативной и поведенческой сфере: эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сострадания ко всем живым существам, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, отдачи доброты людям, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, к этносу и к сообществу детей и взрослых; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе, бережного отношения к окружающему миру, положительной мотивации в жизни и стремление к гармонии с самим с собой и миром.
Задачи познавательного развития.
Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации в освоении традиций и обычаев семьи, народа.
Формирование познавательных действий, становление этнического сознания, умение держать в чистоте свои мысли и мотивации (добрые побуждения); развитие воображения и творческой активности в освоении социального опыта «Думать прежде, чем, сказать или действовать»; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях, о непостоянстве всего происходящего и взаимозависимости окружающего мира и др.), представления о малой родине и Отечестве (Алтае и России), о социокультурных ценностях народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы (флоры и фауны), многообразии стран и народов мира.
Отражение полученных знаний в умственной деятельности, оценивание принимаемой информации с позитивной установкой, умение различать плохое от хорошего и принятие оптимизма и мудрости народа как установки к жизни.
Задачи речевого развития
Владение родной речью как средством общения и культуры; стремление к традиционно этническому поведению в речи (умение держать в чистоте свою речь: говорить хорошие и добрые слова, отказываться от обсуждения людей и событий, пустой болтовни, злословия и т.д.; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры родной речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, фольклором, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. Развитие интереса ко второму языку, стремление к толерантному отношению к речи людей другой национальности и желание понимать ее.
Задачи физического развития
Развитие интереса детей к здоровому образу жизни, безопасности жизнедеятельности, ценности жизни любого существа. Эмоционально-положительное отношение к приобретению опыта народа в физическом развитии (выносливости, силы, сноровки) при использовании алтайского, русского, казахского, кумандинского устного народного творчества.
Отражение ценностных установок традиционного воспитания в двигательной деятельности детей, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта в народе (алтай куреш борьба, перетягивание каната и др.), овладение народными подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; овладение элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).
Задачи художественно-эстетического развития.
Развитие интереса и эмоционально-положительного отношения к красоте, понимание красоты и гармонии в окружающем мире.
Развитие ценностно-смыслового восприятия произведений мастеров народного и современного искусства Республики Алтай (словесного, музыкального, изобразительного и пр.), красоты мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру, к своей Родине; формирование элементарных представлений о видах искусства (декоративно-прикладное, современное); восприятие музыки (народной и современной), художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений, произведений устного народного творчества.
Реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
Содержание этнокультурной составляющей в пяти образовательных областях опирается на общие подходы в традиционном воспитании народов, населяющих нашу республику, и исследования психологов и педагогов современной дошкольной педагогики.
Наши дети живут и воспитываются в Республике Алтай, где проживают люди разных национальностей, носителей своеобразной культуры. Основным стержнем, характеризующим этнос, являются его традиции и обычаи, которые передаются из поколения в поколения. Единые природно-климатические, социально-политические условия объединяют людей разной традиционной культуры в стремлении к общечеловеческим духовно-нравственным ценностям, интеллектуальному, эстетическому, физическому развитию.
Чтобы определить единый подход в воспитании детей дошкольного возраста программу сгруппировали в три наиболее важные направления: Три блока Программы:
I. Почитание ребенка как значимой личности и носителя культурного наследия своего народа, уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам, потребностям, интересам и жизнеобеспечения (рождение ребенка – это счастье, его оберегают, заботятся, нарекают именем, любят, ему посвящены колыбельные песни, сказки, прибаутки, потешки, пословицы и поговорки, игры и игрушки).
Данное направление определяется как «Блок - Я» (Мой мир или я и все обо мне), который включает в себя формирование первоначальных представлений ребенка о себе, как носителе культурного наследия своего народа. Понимание любви близких людей к нему, заботы об его здоровье, жизни, принятие этических норм поведения в микросоциуме. В данном блоке ребенок знакомится с обычаями через следующие темы:
- имянаречения («Кто я?»);
- почитания ребенка, как значимой личности («Какой, какая я?»);
- бережного отношения к ребенку и заботы о нем («Что я знаю о своем организме?) - охрана и укрепление его здоровья, физического развития и жизнедеятельности (обереги, одежда, питание), элементарные нормы и правила поведения;
- бережного отношения к играм и игрушкам ребенка («Мои любимые игры и игрушки») - народные игры, игрушки, забавы;
- передачи социальной роли («Мое любимое занятие») через устное народное творчество и произведения современных авторов Республики Алтай.
II. Почитание ребенком своих родителей, близких и других людей, знание своей родословной, родственников. Народ своим примером подводит ребенка к пониманию любви и заботы близких людей. Вовлекает и приучает к выполнению норм и правил поведения в семье (обычаи, связанные с бережным отношением к родному дому, очагу, родителям, к труду в семье, к родным и к родословной). Развивает в ребенке чувство уважения и почитания родных и близких, стремление к взаимопониманию и приобретению первоначальных навыков социального опыта.
Данное направление традиций и обычаев представлен как «Блок «Мы» (Мой мир и мир других людей или Я и окружающие меня люди). Предполагается ознакомление ребенка с традициями и обычаями через следующие темы:
- почитания семьи (освоение ребенком мира близких людей, любовь к ним, знание своих родственников и родословной, привитие взаимоуважения и заботы друг о друге («Наша семья»);
- связанными с бережным отношением к родному дому, очагу, с правилами гостеприимства, с нормами и правилами поведения, этикета в семье, дома - «Наш дом»;
- приобщения к труду в семье, выполнение посильной работы в доме и взаимопомощи «Труд в семье»;
- почтительного отношения к другому человеку, к сверстникам (терпимость, взаимопонимание, сочувствие и сострадание и т.д.) – «Наши друзья», «Наш детский сад.
Приобщение к традициям и обычаям, связанным с семьей предполагает также знакомство с устным народным творчеством, предметами быта, декоративно-прикладного, песенного и танцевального творчества семьи и рода.
III. Почитание ребенком окружающего мира (быта, труда людей, творчества народа, социума и природы) как важных жизнеобеспечивающих явлений. Народные традиции и обычаи, установленные и передающиеся из поколения в поколение, способствуют к приобщению ребенка к ценностям этнического общества, подводят его к необходимости понимания содержания быта и труда в существовании семьи и этноса, понимания значимости предметов быта, объектов природы, каждого живого существа, космоса в жизни людей, тесной взаимосвязи всего окружающего, его изменчивости и непостоянстве. Эти ценности способствуют воспитанию в ребенке терпимости, уважения, доброты и сострадания и стремлению к ответственному отношению к своей жизни, к окружающему социальному, предметному и природному миру, гармонии, ощущения себя частицей большого мира и принятие этих ценностей как своих собственных.
Данное направление определяется как «Блок – ВСЕ», в котором предполагается ознакомление ребенка с традициями и обычаями, связанными с окружающим миром через следующие темы:
- с достопримечательностями и особенностями села (города), его историей – «Наш город (село)»; «Наша улица», «Транспорт»;
- с понятием Алтай, столица город Горно-Алтайск, Россия, столица город Москва – это наша Родина («Наша Родина»);
- с интересными людьми своей Родины, почитаемыми и известными мастерами своего дела, с профессией людей, проживающих в своем селе (городе), в республике - «Окружающие нас люди»; «В мире профессий»;
- с обычаями, связанными с образом жизни и средой обитания людей, проживающих в нашей республике (особенностями создания предметов быта, одежды, пищи и их связь с окружающей природой и космосом): «Предметы быта»; «Наша одежда»; «Пища»;
- с природой Алтая, его флорой и фауной и с традициями и обычаями почитания окружающего мира природы, формирование позитивного и бережного отношения к ним: «Природа и явления»; «Домашние животные»; «Дикие животные», «Рыбы и насекомые»; «Домашние птицы»; «Дикие птицы»; «Лес и деревья»; «Овощи и фрукты», «Травы и цветы, ягоды, грибы»; «Солнце, звезды, луна и земля»»; «Я и все. Кто они?»
Ребенок живет в современном мире, поэтому содержание каждого блока «Я» – «МЫ» – «ВСЕ» и соответственно им темы предполагают освоение окружающей действительности через призму традиционного взгляда с их современной модификацией.
Основная общеобразовательная программа дошкольного образования, которая разрабатывается и утверждается в ДОУ, прежде всего должна быть ориентирована на решение таких важнейших задач, как сохранение здоровья и развитие базовых качеств личности детей – активности, самостоятельности и инициативности.
Программа строиться на основе принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, По мнению многочисленных исследователей, интегрированное обучение способствует формированию у детей целостной картины мира, дает возможность реализовать творческие способности, развивает коммуникативные навыки и умение свободно делиться впечатлениями.
Интеграция – (соединение, восстановление) объединение в единое целое ранее разрозненных частей и элементов системы на основе их взаимозависимости и взаимодополняемости.
Реализация задач происходит через познавательную, музыкальную, изобразительную, театрализованную, продуктивную деятельность, ознакомление детей с художественной литературой, музыкальными произведениями, произведениями изобразительного искусства. Связующим звеном выступает рассматриваемая на занятии тема (образ). Некоторые из них впоследствии становятся началом тематических дней в детском саду.
При подготовке к занятиям большое значение имеет предварительная работа, связанная с накоплением сенсорного опыта: наблюдения на прогулке, беседы, чтение художественной литературы, игры на развитие внимания, зрительной памяти, упражнения на ознакомление с различными свойствами объектов окружающего мира. При сочетании разных видов детской деятельности включаются все системы восприятия детей: зрительная, слуховая, двигательная, что способствует повышению качества продуктивного результата.
Интеграция образовательных областей способствует развитию самостоятельности, творчества умственных способностей, учебных интересов, приводит к более заинтересованному, осмысленному, личностно-значимому восприятию знаний.
Интегрированное занятие соединяет знания из разнообразных образовательных областей, на равноправной основе, дополняя друг друга.
Примерная структура интегрированного занятия:
- Вводная часть (создание мотивации) – разыгрывается ситуация, требующая поиска решения.
- Основная часть (содержание) – детям дается новая информация из разных образовательных областей.
- Заключительная часть (анализ и оценка) – творческая, практическая деятельность, закрепляется информация или изученный материал в любой форме.
Предполагается раскрытие каждой темы на протяжении недели через интеграцию пяти образовательных областей. В течение дня та или иная образовательная деятельность выступает ведущей областью в этой интеграции.
Педагог имеет право менять приоритетность пяти образовательных областей в течение недели, придерживаясь требований СанПиНа.
Образовательная деятельность осуществляется по традиционному планированию режимных моментов: утренний прием, организация утренней гимнастики, непосредственная образовательная деятельность, прогулка, вторая половина дня, вечер и работа с родителями.
Погружение в тему требует не только слаженной работы всех педагогов детского сада, но и организации эффективного взаимодействия с родителями воспитанников. Педагоги дают родителям рекомендации, чем они могут заняться с ребенком в домашних условиях.
Формируя этнокультурную компетентность дошкольников, мы должны делать акцент на приобщение их к красоте и добру, на желание видеть неповторимость родной культуры, природы, участвовать в их сохранении и приумножении. Ведь какими вырастут наши дети, люди нового поколения – всё зависит от нас!
Специфика национально-культурных, климатических и демографических условий нашей республики, комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса позволяет легко вводить в него региональный компонент, согласно ФГОС, который проходит через интеграцию образовательных областей и через все виды детской деятельности. Интегрированность образовательного процесса способствует созданию условий для знакомства с нашей местностью. Так как в детском саду работа с детьми осуществляется во взаимодействии со всеми участниками образовательного процесса, то в процесс знакомства с республикой включены все педагоги, специалисты и родители.
Принцип интеграции является инновационным для дошкольного образования и обязывает дошкольные образовательные учреждения коренным образом перестроить образовательную деятельность на основе синтеза, объединения образовательных областей в единый, целостный процесс, который предполагает формирование интегративных качеств личности дошкольника и его гармоничное вхождение в социум.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Алтай для ребенка – живое существо, живой дух, щедрый богатый исполин- великан. Алтай как общая Родина - живой кормилец, отец несметного народа, несметного зверя, птицы… Туманы – это прозрачные мысли бегут во все страны мира; алтайские озера – это его глаза, смотрящие во Вселенную. Водопады, реки – его речь и песни о жизни, о красоте земли. Г.И.Чорос - Гуркин
«Образовательные программы дошкольного образования разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и с учетом соответствующих примерных образовательных программ дошкольного образования» Образовательная Программа состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений.
Методические рекомендации «Росточек», формируемой участниками образовательных отношений не более 40% , опираются на требования ФГОС ДО Рекомендации «Росточек» могут использоваться в тесной взаимосвязи при организации образовательной работы разработанным дошкольными образовательными организациями
Региональный компонент – это часть содержания предметов базисного плана, включающих материалы о регионе. Этнос – исторически сложившаяся на определённой территории устойчивая совокупность людей, обладающая общими чертами и стабильными особенностями культуры и психологического склада, а также сознанием своего единства и отличия от других подобных образований (самосознанием).
Основные положения этнокультурного компонента: в образовательном процессе необходим учет этнокультурной специфики социального окружения; важна гармонизация национальных и общечеловеческих моментов в образовательном процессе; необходима взаимосвязь семейного и общественного воспитания; важно учитывать особенности детского мышления, специфику становления «образа мира» у дошкольников; В процессе ознакомления с народными культурами целесообразно использовать принцип сравнительного обобщения (отмечая специфическое, характерное лишь для культуры одного народа, важно подчеркнуть то общее, что объединяет все этносы).
Цель Программы : создание благоприятных условий для полноценного проживания детства путем реализации ребенком своих сил, интересов, способностей, развития психических и физических качеств соответствующий его возрасту, индивидуальности и успешного освоения социальной жизни в этнокультурном пространстве.
Образовательная программа «Росточек» является комплексной программой. Определяет содержание и организацию воспитательно-образовательного процесса для детей с двух лет до поступления в школу и направлена на формирование общей культуры ребенка. Исходя из требований ФГОС, основными образовательными областями являются: физическое, познавательное, речевое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое развитие с учетом региональных и национальных особенностей Республики Алтай.
Задачи социально-коммуникативного развития. Развитие интереса ребенка к содержанию социального опыта в этнокультурном пространстве. Обогащение представлений о нормах и ценностях традиций и обычаев, установленных и передающихся из поколения в поколение в этническом обществе. Формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, к сообществу детей и взрослых. Отражение полученных представлений в коммуникативной и поведенческой сфере; Положительной мотивации в жизни и стремление к гармонии с самим с собой и миром.
Задачи познавательного развития. Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации в освоении традиций и обычаев семьи, народа. Формирование познавательных действий, становление этнического сознания, умение держать в чистоте свои мысли и мотивации (добрые побуждения). Представления о малой родине и Отечестве (Алтае и России), о социокультурных ценностях народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы (флоры и фауны), многообразии стран и народов мира.
Задачи речевого развития. Владение родной речью как средством общения и культуры; стремление к традиционно этническому поведению в речи. Развитие звуковой и интонационной культуры родной речи, фонематического слуха. Знакомство с книжной культурой, детской литературой, фольклором, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы Обогащение активного словаря. Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Задачи физического развития. Развитие интереса детей к здоровому образу жизни, безопасности жизнедеятельности, ценности жизни любого существа. Эмоционально-положительное отношение к приобретению опыта народа в физическом развитии при использовании алтайского, русского, казахского, кумандинского устного народного творчества. Отражение ценностных установок традиционного воспитания в двигательной деятельности детей. Овладение народными подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере.
Задачи художественно-эстетического развития. Развитие интереса и эмоционально-положительного отношения к красоте, понимание красоты и гармонии в окружающем мире. Развитие ценностно-смыслового восприятия произведений мастеров народного и современного искусства Республики Алтай красоты мира природы. Становление эстетического отношения к окружающему миру, к своей Родине. Формирование элементарных представлений о видах искусства, восприятие музыки , художественной литературы, фольклора. Реализацию самостоятельной творческой деятельности детей.
Три блока Программы: «Я» (Мой мир или я и все обо мне) «Мы» (Мой мир и мир других людей или Я и окружающие меня люди), «Все» (Я в окружающем мире и мир во мне).
Блок 1 – «Я» (Мой мир или я и все обо мне. Почитание ребенка ) Ф ормирование первоначальных представлений ребенка о себе, как носителе культурного наследия своего народа. Понимание любви близких людей к нему, заботы об его здоровье, жизни, принятие этических норм поведения в микросоциуме. Ребенок знакомится с обычаями.
Темы: - имянаречения («Кто я?»); - почитания ребенка, как значимой личности («Какой, какая я?»); - бережного отношения к ребенку и заботы о нем («Что я знаю о своем организме?) - охрана и укрепление его здоровья, физического развития и жизнедеятельности (обереги, одежда, питание), элементарные нормы и правила поведения; - бережного отношения к играм и игрушкам ребенка («Мои любимые игры и игрушки») - народные игры, игрушки, забавы; - передачи социальной роли («Мое любимое занятие») через устное народное творчество и произведения современных авторов Республики Алтай.
Блок 2 – «Мы» ( Мой мир и мир других людей или Я и окружающие меня люди. Почитание родителей ) Понимание любви и заботы близких людей. Вовлечение и приучение к выполнению норм и правил поведения в семье. Развитие в ребенке чувство уважения и почитания родных и близких, стремление к взаимопониманию и приобретению первоначальных навыков социального опыта. Ознакомление ребенка с традициями и обычаями.
Темы : - почитания семьи, «Наша семья». - связанными с бережным отношением к родному дому, очагу, с правилами гостеприимства, с нормами и правилами поведения, этикета в семье, дома «Наш дом»; - приобщения к труду в семье, выполнение посильной работы в доме и взаимопомощи «Труд в семье»; - почтительного отношения к другому человеку, к сверстникам (терпимость, взаимопонимание, сочувствие и сострадание и т.д.) – «Наши друзья», «Наш детский сад.
Блок 3 – «Все» (Почитание ребенком окружающего мира) Приобщение ребенка к ценностям этнического общества. Воспитание в ребенке терпимости, уважения, доброты и сострадания и стремлению к ответственному отношению к своей жизни, к окружающему социальному, предметному и природному миру, ощущения себя частицей большого мира и принятие этих ценностей как своих собственных. Ознакомление ребенка с традициями и обычаями, связанными с окружающим миром.
Темы : -с достопримечательностями и особенностями села, его историей – «Наше село»; «Наша улица», «Транспорт»; - с понятием Алтай, столица город Горно-Алтайск, Россия, столица город Москва – это наша Родина («Наша Родина»); - с интересными людьми своей Родины, почитаемыми и известными мастерами своего дела, с профессией людей, проживающих в своем селе (городе), в республике «Окружающие нас люди»; «В мире профессий»; - с обычаями, связанными с образом жизни и средой обитания людей, проживающих в нашей республике; - с природой Алтая, его флорой и фауной и с традициями и обычаями почитания окружающего мира природы.
Основная общеобразовательная программа дошкольного образования, которая разрабатывается и утверждается в ДОУ, прежде всего должна быть ориентирована на решение таких важнейших задач, как сохранение здоровья и развитие базовых качеств личности детей – активности, самостоятельности и инициативности. Программа строиться на основе принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей. По мнению многочисленных исследователей, интегрированное обучение способствует формированию у детей целостной картины мира, дает возможность реализовать творческие способности, развивает коммуникативные навыки и умение свободно делиться впечатлениями.
Интеграция – (соединение, восстановление) объединение в единое целое ранее разрозненных частей и элементов системы на основе их взаимозависимости и взаимодополняемости.
Интеграция образовательных областей способствует развитию самостоятельности, творчества умственных способностей, учебных интересов, приводит к более заинтересованному, осмысленному, личностно-значимому восприятию знаний. Интегрированное занятие соединяет знания из разнообразных образовательных областей, на равноправной основе, дополняя друг друга.
Примерная структура интегрированного занятия: Вводная часть (создание мотивации) – разыгрывается ситуация, требующая поиска решения. Основная часть (содержание) – детям дается новая информация из разных образовательных областей. Заключительная часть (анализ и оценка) – творческая, практическая деятельность, закрепляется информация или изученный материал в любой форме.
Принцип интеграции является инновационным для дошкольного образования и обязывает дошкольные образовательные учреждения коренным образом перестроить образовательную деятельность на основе синтеза, объединения образовательных областей в единый, целостный процесс, который предполагает формирование интегративных качеств личности дошкольника и его гармоничное вхождение в социум.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РЕАЛИЗАЦИЯ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО КОМПОНЕНТА НА ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ЗАНЯТИЯХ В ДОУ В СООТВЕТСТВИИ С НОВЫМИ ФЕДЕРАЛЬНЫМИ ТРЕБОВАНИЯМИ
Физкультурные занятия изначально вводились в сетку занятий с целью разностороннего развития детей дошкольного возраста. Новые федеральные требования возвращают нас именно к этой цели. Как говорится, в...
Реализация этнокультурного компонента
Материалы из опыта работы детского сада по реализации этнокультурного компонента....
Методическое пособие по реализации этнокультурного компонента через создание центра коми-уголка
В данной работе представлен опыт работы, отражающий один из главных компонентов реализации ФГОС ДО по созданию условий для реализации ООП....
Планирование деятельности по реализации этнокультурного компонента
Планированиедеятельности по реализации этнокультурного компонентана 2018-2019 учебный год...
Консультация для педагогов «Интегрированный подход в реализации этнокультурного компонента в условиях ДОУ»
Консультация для педагогов"Интегрированный подход в реализации этнокультурного компонента в условиях ДОУ"В Законе «Об образовании» (ст.7) закреплены два компонента стандарта &nda...
Педагогический проект, ориентированный на реализацию этнокультурного компонента в рамках ФГОС второго поколения в условиях сельского ДОУ
В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обе...