УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО КОМПОНЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ Памятные места Коквицкой горы
учебно-методический материал

Любовь Владимировна Козлова

 Каждый раз, когда моя история жизни протекала на Усть - Вымском холме, я погружалась в историю и легенды, как все это было тогда, шесть веков назад. Как давно это было! Как до этого было? Как жили коми люди, мои далекие предки, в те далекие времена. Народ коми, коренное население республики, прошел длительный и сложный путь исторического развития.Заинтересовавшись историей и легендами Коквицкой горы обратилась к музейным документам, архивам, воспоминаниям старожилов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО КОМПОНЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Памятные места Коквицкой горы

1 слайд. Каждый раз, когда моя история жизни протекала на Усть - Вымском холме, я погружалась в историю и легенды, как все это было тогда, шесть веков назад. Как давно это было! Как до этого было? Как жили коми люди, мои далекие предки, в те далекие времена. Народ коми, коренное население республики, прошел длительный и сложный путь исторического развития.

Заинтересовавшись историей и легендами Коквицкой горы обратилась к музейным документам, архивам, воспоминаниям старожилов.

2 слайд. Приглашаю в необычное путешествие по времени по деревням Коквицкой горы: деревня Эжолты, деревня Сюлатуй, деревня Коквицы.

3 слайд. Деревня Эжолты отличается от других селений тем, что располагается на высоком берегу озера Важ Эжва (Старая Вычегда). Впервые деревня упоминается в переписных документах в 1719 году. Было тогда здесь только 3 двора. Место было выбрано удачное – рыбное озеро, заливные луга, богатые дичью, грибами и ягодами и шишкобойными кедровыми лесами. Эти занятия, пользуются популярностью до сих пор. Деревня быстро росла и развивалась.

В 1876 году в Эжолты была построена деревянная церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи, которая до настоящего времени не сохранилась. На 7 июля и 11 сентября в день Ивана жители деревни ходили Крестным ходом. Обходили всю деревню и возвращались к церкви, останавливаясь по пути около Большого камня. Здесь батюшка проводил молебен и освящал камень, людей святой водой.

4 сдайд. По легенде, большой камень – это плот, на котором приплыл Стефан Пермский. Перед каждым церковным праздником местные женщины обмывали камень, при этом обязательно брали воду из озера или ручья. Колодезная вода для этой цели не годилась. Паломничество к камню совершали также жители других деревень Коквицкой горы. Паломники приносили своего рода жертву - клали деньги в углубление на камне. Огромному валуну приписывали силу исцелять от ревматизма, женских болезней, зубной боли, глазных болезней и других недугов. Посмотрите, на поверхности камня отчетливо проступает громадный человеческий след. Считается, что, если взять воду из этого углубления, умыться или выпить ее, отступит любой недуг.

5-6 слайд. Желающие могут посидеть на камне, как делали это в старину, чтобы избавиться от болезней.

Но в первые годы советской власти местные комсомольцы решили уничтожить святыню. Деревянный крест сломали легко, а вот выкопать камень, чтобы сбросить его с обрыва, не смогли - силенок не хватило. Тогда решили обкопать валун со всех сторон, чтобы он ушел под землю. Но чем дольше копали, тем больше камень открывался людям. Зарыли снова. После этого крест убрали, и идущий, скорее всего, еще с языческих времен культ камня прервался. Потихоньку забытый камень врастал в землю.

7 слайд.В 2008 году про древний «плот» Стефана Пермского вспомнили и освятили его снова. По желанию сельчан рядом с камнем в престольный праздник села – День усекновения Главы Иоанна Предтечи – был установлен четырехметровый деревянный крест. Большой камень стал почитаться у местного народа как священный, он породил множество поверий о своей исцеляющей силе - способностью защитить, верить и дать надежду об исцелении прикоснувшегося к нему человека.

8 слайд. Деревня Салютуй известна с 1784 года как небольшой поселок. Сюла «за житом, за хлебом», туй «дорога». Постоянное население составляло 89 человек. По преданию, на деревню Сюлатуй обрушился каменный дождь, от которого жители укрылись в овраге около ручья.

9 слайд. Местные жители падают на колени от ужасов, небо гремит и швыряет в них горящие каменные глыбы, население беспамятстве бежит за спасение в лес, но вековые ели и сосны ломаются в щепки от ревущих пламени полидов (неизвестное место), в темноте люди падают в неизвестный овраг глубиной более десяти метров, а именно здесь, по легенде около трехсот лет назад жители окрестных деревень скрылись от каменного дождя.

10-11 слайд.Вокруг этого места имеются сотни больших ям, так что вполне правдоподобной версии, что это был настоящий метеоритный дождь. Овраг примечателен не только своей нехарактерной глубиной, но и высокими деревьями по краям, которую придавили ему дополнительную защиту.

12 слайд. Сразу два кристально чистых ручья текут по дну оврага и даже вплетаются в один большой, это нечастое явление. Именно благодаря им, люди смогли продержаться здесь необходимое время, пока не закончился этот ужас на верху. Произошло это 28 июля день святых Кирика и Иуллиты. В благодарность за спасение, ручей назвали именем покровителей, в день которых спаслись, - Кирика и Улита.

13 слайд. И сегодня, как в старину, жители Сюлатуя и ближних деревень в день святых Кирика и Иуллиты, в честь своего чудесного спасения, местные жители приходили к этому ручью и дали обет, что каждый год, именно на этом месте, будут отмечать этот праздник и никому нельзя его пропускать. В праздник люди ставили около креста столы с едой и домашним пивом. Вода в этом ручье считалась целебной. Люди умывали в ручье свои раны, брали воду с собой, бросали в ручей монеты. Позже эти монеты собирали и сдавали в церковь. А после того, как на Коквицкой горе все церкви закрыли, деньги отвозили в Кочпонскую церковь.

14 слайд. Работать в этот праздник считалось большим грехом. Вот одна из жительниц (Нефедова З.П., жительница д. Нижние Коквицы, 1931 г.р.). рассказывала: «Мой отец строил дом, торопился быстрее закончить строительство. И когда все пошли на праздник к ручью, он остался работать. Отец сильно поранил топором ногу, и рана долго не заживала. И только после того, как отец покаялся в церкви и дал обет никогда больше не работать в этот праздник, нога его зажила». Большую трудность представляло лечение людей. Антисанитарные бытовые условия, несоблюдение гигиенических требований, нерациональное питание, различные эпидемии являлись главными причинами многочисленных заболеваний 1900-х гг.: эпидемия чесотки повергла народ в отчаяние, но одна старожилка вспомнила про чудесные свойства этого места взяла в охапку больных внуков притащила в овраг умыла в этих ручьях, и они наконец выздоровили, потом и там вылечилась вся деревня.

По воспоминаниям местных жителей, последний крест около ручья был установлен Тихоном Подоровым. Позже это место забылось…

15 слайд. 28 сентября 2013 году уроженец д. Коквиц Яруков Павел установил здесь новый деревянный крест, где состоялся крестный ход к ручью и освящение креста. Приходят люди и по сей день, желающие могут бросить монетки в воду, умыться водой из ручья во имя благо и исцеления.

Подобные примеры не единичны. И именно в действительности многих лечебных средств, даже осмыслявшихся как магические, следует видеть одну из причин столь длительного сохранения способов лечения. Народный опыт лечения расширяет наши представления о традиционной культуре народа в далекие времена.

16 слайд. Коквицы (От) - одно из древнейших поселений Коми края. Эта деревня впервые упоминается в официальных документах 530 лет назад. Начиная с XVII века, Коквицы были центром Коквицкой волости, население которой в 1920 году составляло 6000 человек. В настоящее время на территории центра СП «Кожмудор» проживают меньше 1000 человек.

17 слайд. Сохранилась интересная легенда о «дороге князя» («князь туй»). В 1898 году Коми край посетил великий князь Сергей Александрович Романов. Он приезжал вверх по Вычегде до Усть-Сысольска на пароходе. На обратном пути пароход сделал остановку у деревни Коквицы.

18 слайд. В честь него от пристани до самой церкви расстелили самые лучшие домотканые дорожки, собранные со всего села, чтобы князь поднялся по ним в гору до церкви. Вдоль дорожки стояли солдаты. Но князь будто бы сказал, что не будет топтать такую красоту сапогами, и пошел сбоку по земле. Он посетил Христорождественскую церковь и подарил напрестольный позолоченный крест. А дорогу от пристани до церкви до сих пор называют «княжеской дорогой» (князь туй)».

19 слайд. Первая деревянная церковь была построена в деревне еще в XVII веке. А в 1837 году в Коквицах была построена и освящена двухэтажная каменная Христорождественская церковь. В 1862 году усилиями прихожан была возведена еще одна каменная церковь во имя святой Параскевьи Пятницы. Обе церкви были обнесены оградой с железной решеткой. Недалеко от церквей находилось сельское кладбище, на котором в 1894 году была похоронена Пелагея Васильевна Сорокина, мама П.А. Сорокина, выдающегося социолога с мировым именем.

Судьба Коквицких церквей сложилась трагично. Они были закрыты одними из первых на Коквицкой горе, после того, как священник Борис Петрович Попов и дьякон ушли вместе с белыми в 1919 году на войну.

В 1937 году в колокольню церкви Параскевьи Пятницы ударила молния, и начался пожар, все сгорело церковное имущество (иконы, священнические облачения, книги, утварь) и т.д. Пожар потушили, церковь разобрали. А каменная Христорождественская церковь была продана НКВД (Народный комиссариат внутренних дел) за 50 тысяч рублей. Церковь разобрали на кирпичи, и увезли в Сыктывкар. Остатки растащили местные жители.

20 слайд.В 2013 году на месте утраченных церквей был установлен и освящен поклонный крест.

А сколько закрытых в свое время по всей республике храмов – снесены, переделаны окна, стены обросли пристройками? Сколько их, бесхозных, медленно разрушаются, в том числе и те, что взяты под охрану как памятники истории и культуры? Они нуждаются в нашей заботе, изучении. Но это уже совсем другая история.

21 слайд. Знание истории своей семьи, народа, земли на которой родился и живешь, дает человеку возможность приобщиться к бесконечному потоку истории.

Список литературы:

Родники Пармы. – Сыктывкар: Коми книжное издательство, 1989. – 176 с. ISBN 5-7555-0142-2


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УСЛОВИЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

На современном этапе развития общества становится совершенно очевидным, что человечество должно изменить свое отношение к природе, научиться жить в гармонии с ней. Недаром XXI век объявлен миро...

Система работы по реализации программы дополнительного образования в дошкольном образовательном учреждении

В работе представлена разработка  и реализация программы дополнительного образования по художественному направлению в детском саду....

Этнокультурное образование в дошкольном образовательном учреждении.

методические рекомендации для воспитателей МДОУ...

Этнокультурное образование в дошкольном образовательном учреждении.

Приобщение новых поколений к национальной культуре становится актуальным педагогическим вопросом современности, так как каждый народ не просто хранит исторически сформировавшиеся традиции воспитания и...

УСЛОВИЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

материал представлен в помощь воспитателям д/с , где отражены особенности экологического воспитания в доу...