Педагогический проект, ориентированный на реализацию этнокультурного компонента в рамках ФГОС второго поколения в условиях сельского ДОУ
проект (старшая группа)

Суровцева Е.А.

В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка».

В ФГОС ДОУ говорится, что работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ, повышение культуры педагогической грамотности семьи. Также сформулированы и требования по взаимодействию организации работы с родителями. Подчеркнуто, что одним из принципов дошкольного образования является сотрудничество организации работы с семьёй. Одним из требований к психолого-педагогическим условиям является требование обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми  к нежелательным влияниям, учить их правилам общения, умению жить среди людей, в социуме – главные идеи воспитания духовно-нравственных качеств личности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
ОРИЕНТИРОВАНЫЙ НА  РЕАЛИЗАЦИЮ  ЭТНОКУЛЬТУРНОГО КОМПОНЕНТА В РАМКАХ  ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ В УСЛОВИЯХ СЕЛЬСКОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

191

Гоноховский детский сад, Филиал МБДОУ «Детский сад №189»

с. Гонохово

В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка».

В ФГОС ДОУ говорится, что работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ, повышение культуры педагогической грамотности семьи. Также сформулированы и требования по взаимодействию организации работы с родителями. Подчеркнуто, что одним из принципов дошкольного образования является сотрудничество организации работы с семьёй. Одним из требований к психолого-педагогическим условиям является требование обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми  к нежелательным влияниям, учить их правилам общения, умению жить среди людей, в социуме – главные идеи воспитания духовно-нравственных качеств личности.

В культурно-образовательном пространстве ДОУ дошкольник осваивает систему ценностей, норм, стереотипов общества, у него складывается система внутренних регуляторов, привычных форм поведения. В нем он не просто адаптируется к жизни, к социальной среде, а является творцом своей жизни, преобразует себя.

Одним из средств  нравственно - патриотического,  духовного воспитания дошкольников является устное народное творчество. Только произведения устного народного творчества удивительным образом совмещают в себе глубокую мудрость, легкость осознания и простоту запоминания, соответствующие психофизиологическим особенностям дошкольников.

Реализуя данные задачи, Гоноховский  детский сад  использует различные формы работы по вовлечению родителей в образовательный процесс. Одной из таких форм является проектная деятельность в детском саду. На данный момент на базе нашего детского сада реализуется долгосрочный проект « От поколенья к поколенью душою русской тянем нить». Проект проводится совместно с филиалом МКУК «МБК» с.Гонохово  в лице Портнягиной О.Н.

Цель проекта:
создать систему этнокультурного образования  воспитанников ДОУ внедряя инновационные формы взаимодействия с семьёй  и социумом в рамках реализации ФГОС второго поколения.

 Задачи:

-способствовать расширению и углублению знаний дошкольников о культурном наследии своего народа;

-формировать эмоционально-положительное и толерантное отношение к усвоению этнокультурного наследия;

-развивать умение отражать этнокультурные традиции в разных видах детского творчества (слайд № 1-6)

Теоретическая значимость  данного проекта  (слайд № 7) состоит в том, что в нем определены основные направления и этапы работы по внедрению в практику работы инновационных форм взаимодействия с  социумом и родителями в условиях села  по созданию системы этнокультурного образования.

Данный проект отличается вариативностью и творческой направленностью, является ориентирующей моделью совместной деятельности педагогов, и родителей, инструментом целевого формирования среды этнокультурного образования ребенка в условиях   ДОУ.

          В соответствии с планом реализации данного проекта, на  базе детского сада были проведены различные мероприятия (слайд № 7-9)  

Фольклорный праздник «Коляда, Коляда». 

В течение месяца была проведена большая предварительная работа:

- рассказ воспитателя о традиции колядования, показ  презентации

- народные игры и забавы

-заучивание народных песен, вождение хоровода

-чтение русских народных сказок

-рисование иллюстраций к прочитанным сказкам

- организована выставка-передвижка  "Сказки гуляют по свету"

Следующее прошедшее мероприятие «Я имею право»

( слайд №11-15), целью которого является не только закрепление знаний  о символах нашего государства, но и  о правах и обязанностях детей. В ходе мероприятия закрепили знания о символах государства (гимн, флаг, герб), проведена игра « Я имею право», прослушали выступление учащихся об истории России, просмотр сказки «Заюшкина избушка».

Предварительно была проведена большая совместная работа с родителями (слайд № 14):
- оформление стенда « Мои права»
- сочинение стихов на тему
-выставка рисунков на тему
- оформление уголка и чтение русских народных сказок.

В феврале, на базе МКУК «МБК», проведено следующее мероприятие «Посиделки у русской печки» (слайд № 16-24)

Целью данного мероприятия является знакомство с устным и декоративно-прикладным народным творчеством, с укладом русской избы.

Предварительно я провела:

                      -НОД « В гости в русскую избу», на базе музея детского сада

                  -экскурсия детей в библиотеку, знакомство с музейным уголком

                   - разучивание с детьми потешек, частушек  

                   -разучивание игры "Ручеёк"

                    -рассказ воспитателя о национальном костюме

                    -показ русской народной  сказки "Рукавичка" (Кружок "Смайлики"),

                    -сказочная викторина по прочитанным книгам, представленным в "Корзине сказок".

           В марте проведен большой совместный фольклорный праздник « Как на масленой неделе!» (слайд № 25-32)

Участники мероприятия:  клуб общения "Добрые встречи",  кружок "Смайлики", Гоноховский детский сад, родители воспитанников, неохваченные дети.

По результатам проведенного опроса родителей, все участники получили море позитивных эмоций, дети познакомились с традицией  празднования  масленицы. Установлен  эмоциональный  контакта между педагогами, представителями социума, родителями, детьми.

По подведению предварительных  итогов, под влиянием фольклора совершенствуются познавательные способности, развивается эмоциональная сфера, обогащаются нравственные представления, повышаются наблюдательность и произвольное внимание.

Фольклор в значительной степени способствует формированию личности, он обогащает и развивает речь детей.

Фольклор играет в воспитании детей важную роль. Деление его на жанры позволяет в определенном возрасте ребенка обогащать его духовный мир, развивать патриотизм, уважение к прошлому своего народа, изучение его традиций, усвоение морально-нравственных норм поведения в обществе.

Фольклор является уникальным средством для передачи народной мудрости и воспитании детей на начальном этапе их развития.



Предварительный просмотр:

                       Тематическое планирований занятий в старшей группе

                                 

№ зан.

Тема занятия

Содержание

Место проведения

1

Осенние праздники старины

Покров – батюшка, осенние посиделки. Беседа, реконструкция посиделок, исполнение обрядовых песен, осенние забавы детей

КДЦ

2.

Коляда, коляда

Театрализация  русской народной сказки "Заюшкина избушка"

Народные игры и забавы. Совместное выступление детей и взрослых: исполнение народных песен, вождение хоровода. Выставка-передвижка -"Сказки гуляют по свету"

Библиотека. Спортивная площадка школы

3.

Посиделки у русской печи

Экскурсия детей в библиотеку, знакомство с музейным уголком. Разучивание с детьми потешек, частушек. Показ русской народной  сказки "Рукавичка". Сказочная викторина, по прочитанным книгам, представленным в "Корзине сказок".

Библиотека, открытая площадка, детсад.

4.

Как на масленой неделе!!!

Показ презентации «Масленица»,      НОД по нетрадиционному рисованию «Символ праздника», литературно-музыкальная композиция «Как на масленой неделе!», показ русской народной сказки «Три топора»,  мини-викторина «Сказка ложь, да в ней намек…..»

МКДОУ

Библиотека,

5.

Народные игры и забавы

Презентация «Во что играли наши деды», спортивно-развлекательный праздник «Народные игры и забавы»,  Театрализация русской народной сказки «Битый небитого везет», проведение игры «Сказочные пазлы», по русским народным сказкам.

Библиотека,

МКДОУ

6.

Встречаем Пасху

Книжная выставка «Сказки бывают разные», разучивание пословиц, поговорок, частушек и загадок. Мастер-класс по изготовлению кукол-оберегов.    Развлекательно-познавательный час «Народная мудрость будет жить вечно!». Литературно-музыканая композиция «Встречаем Пасху!».

Библиотека,

МКДОУ,

Открытая площадка

7.

Здраствуй Троица святая!

Рассказ о празднике Великая Троица, конкурс рисунков «Ах березонька, красавица!», разучивание хороводных песен, литературно-музыкальная композиция «Здраствуй Троица святая!», летнее библио-кафе «Сказка под зонтиком»

МКДОУ,

Библиотека,

Открытая площадка

8.

Как на Ивана, на Купалу

Рассказ о истории праздника(беседа-презентация), спортивно-развлекательный праздник «Вода, водица!», фольклорный праздник «Как на Ивана, на Купалу!»

МКДОУ

9.

Яблочный Спас – яблок вкусных припас!

Книжная выставка «Все о меде!», Выставка цветов и поделок из цветов, книжная выставка «Взрасти свой сад», выставка кулинарных блюд «Яблочное угощение», литературно-музыкальная композиция  «Вкуснее мармелада, слаще шоколада, полезнее сахара – мед, мед, мед!!!», фольклорный праздник «Яблочный Спас – яблок вкусных припас!»

Библиотека, МКДОУ,

Открытая площадка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Интегрированный подход в реализации этнокультурного компонента в условиях ДОУ»

В ситуации демократизации гражданского общества, всего полиэтнического пространства России одним из важнейших условий формирования подрастающего человека выступает этнокультурное воспитание. Понять и ...

Этнокультурный компонент в рамках реализации педагогического проекта по экологии для детей старшего дошкольного возраста «От Арктики до Антарктики»

Экологическое образование дошкольников – это формирование у дошкольников экологического сознания, экологической культуры, способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к...

Консультация для педагогов «Интегрированный подход в реализации этнокультурного компонента в условиях ДОУ»

Консультация для педагогов"Интегрированный подход в реализации этнокультурного компонента в условиях ДОУ"В Законе «Об образовании» (ст.7) закреплены два компонента стандарта &nda...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ: «Приобщение дошкольников к татарской народной культуре как одно из направлений реализации регионального компонента в рамках ФГОС»

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ: «Приобщение дошкольников к татарской народной культуре как одно из направлений реализации регионального компонента в рамках ФГОС»...

Педагогическая копилка «Организация театрализованной деятельности дошкольников в условиях реализации дополнительного образования в рамках ФГОС»

Дополнительная кружковая деятельность «Театральная студия» направлена на воспитание творческого человека в процессе театральной деятельности, развитие у него самостоятельности, активности,...

Конспект НОД по реализации этнокультурного компонента во второй младшей группе "Где мы живем?"

Цель: познакомить детей с родным городом его достопримечательностями.Задачи: Образовательные. учить детей узнавать и рассказывать о знакомых им местах города Развивающие. Развивать у детей творче...

ПРОЕКТ "Реализация этнокультурного компонента посредством проектной деятельности"

Основная цель проекта:  Этнокультурное воспитание в дошкольном детстве как важнейший период формирования фундаментальных основ нравственно - патриотического воспитания личности ребенкаЗадачи...