Педагогический проект, ориентированный на реализацию этнокультурного компонента в рамках ФГОС второго поколения в условиях сельского ДОУ
проект (старшая группа)
В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка».
В ФГОС ДОУ говорится, что работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ, повышение культуры педагогической грамотности семьи. Также сформулированы и требования по взаимодействию организации работы с родителями. Подчеркнуто, что одним из принципов дошкольного образования является сотрудничество организации работы с семьёй. Одним из требований к психолого-педагогическим условиям является требование обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, учить их правилам общения, умению жить среди людей, в социуме – главные идеи воспитания духовно-нравственных качеств личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskiy_proekt_po_etnokulture.docx | 359.67 КБ |
tematicheskoe_planirovanie_zanyatiy.docx | 15.95 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
ОРИЕНТИРОВАНЫЙ НА РЕАЛИЗАЦИЮ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО КОМПОНЕНТА В РАМКАХ ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ В УСЛОВИЯХ СЕЛЬСКОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Гоноховский детский сад, Филиал МБДОУ «Детский сад №189»
с. Гонохово
В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка».
В ФГОС ДОУ говорится, что работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ, повышение культуры педагогической грамотности семьи. Также сформулированы и требования по взаимодействию организации работы с родителями. Подчеркнуто, что одним из принципов дошкольного образования является сотрудничество организации работы с семьёй. Одним из требований к психолого-педагогическим условиям является требование обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, учить их правилам общения, умению жить среди людей, в социуме – главные идеи воспитания духовно-нравственных качеств личности.
В культурно-образовательном пространстве ДОУ дошкольник осваивает систему ценностей, норм, стереотипов общества, у него складывается система внутренних регуляторов, привычных форм поведения. В нем он не просто адаптируется к жизни, к социальной среде, а является творцом своей жизни, преобразует себя.
Одним из средств нравственно - патриотического, духовного воспитания дошкольников является устное народное творчество. Только произведения устного народного творчества удивительным образом совмещают в себе глубокую мудрость, легкость осознания и простоту запоминания, соответствующие психофизиологическим особенностям дошкольников.
Реализуя данные задачи, Гоноховский детский сад использует различные формы работы по вовлечению родителей в образовательный процесс. Одной из таких форм является проектная деятельность в детском саду. На данный момент на базе нашего детского сада реализуется долгосрочный проект « От поколенья к поколенью душою русской тянем нить». Проект проводится совместно с филиалом МКУК «МБК» с.Гонохово в лице Портнягиной О.Н.
Цель проекта:
создать систему этнокультурного образования воспитанников ДОУ внедряя инновационные формы взаимодействия с семьёй и социумом в рамках реализации ФГОС второго поколения.
Задачи:
-способствовать расширению и углублению знаний дошкольников о культурном наследии своего народа;
-формировать эмоционально-положительное и толерантное отношение к усвоению этнокультурного наследия;
-развивать умение отражать этнокультурные традиции в разных видах детского творчества (слайд № 1-6)
Теоретическая значимость данного проекта (слайд № 7) состоит в том, что в нем определены основные направления и этапы работы по внедрению в практику работы инновационных форм взаимодействия с социумом и родителями в условиях села по созданию системы этнокультурного образования.
Данный проект отличается вариативностью и творческой направленностью, является ориентирующей моделью совместной деятельности педагогов, и родителей, инструментом целевого формирования среды этнокультурного образования ребенка в условиях ДОУ.
В соответствии с планом реализации данного проекта, на базе детского сада были проведены различные мероприятия (слайд № 7-9)
Фольклорный праздник «Коляда, Коляда».
В течение месяца была проведена большая предварительная работа:
- рассказ воспитателя о традиции колядования, показ презентации
- народные игры и забавы
-заучивание народных песен, вождение хоровода
-чтение русских народных сказок
-рисование иллюстраций к прочитанным сказкам
- организована выставка-передвижка "Сказки гуляют по свету"
Следующее прошедшее мероприятие «Я имею право»
( слайд №11-15), целью которого является не только закрепление знаний о символах нашего государства, но и о правах и обязанностях детей. В ходе мероприятия закрепили знания о символах государства (гимн, флаг, герб), проведена игра « Я имею право», прослушали выступление учащихся об истории России, просмотр сказки «Заюшкина избушка».
Предварительно была проведена большая совместная работа с родителями (слайд № 14):
- оформление стенда « Мои права»
- сочинение стихов на тему
-выставка рисунков на тему
- оформление уголка и чтение русских народных сказок.
В феврале, на базе МКУК «МБК», проведено следующее мероприятие «Посиделки у русской печки» (слайд № 16-24)
Целью данного мероприятия является знакомство с устным и декоративно-прикладным народным творчеством, с укладом русской избы.
Предварительно я провела:
-НОД « В гости в русскую избу», на базе музея детского сада
-экскурсия детей в библиотеку, знакомство с музейным уголком
- разучивание с детьми потешек, частушек
-разучивание игры "Ручеёк"
-рассказ воспитателя о национальном костюме
-показ русской народной сказки "Рукавичка" (Кружок "Смайлики"),
-сказочная викторина по прочитанным книгам, представленным в "Корзине сказок".
В марте проведен большой совместный фольклорный праздник « Как на масленой неделе!» (слайд № 25-32)
Участники мероприятия: клуб общения "Добрые встречи", кружок "Смайлики", Гоноховский детский сад, родители воспитанников, неохваченные дети.
По результатам проведенного опроса родителей, все участники получили море позитивных эмоций, дети познакомились с традицией празднования масленицы. Установлен эмоциональный контакта между педагогами, представителями социума, родителями, детьми.
По подведению предварительных итогов, под влиянием фольклора совершенствуются познавательные способности, развивается эмоциональная сфера, обогащаются нравственные представления, повышаются наблюдательность и произвольное внимание.
Фольклор в значительной степени способствует формированию личности, он обогащает и развивает речь детей.
Фольклор играет в воспитании детей важную роль. Деление его на жанры позволяет в определенном возрасте ребенка обогащать его духовный мир, развивать патриотизм, уважение к прошлому своего народа, изучение его традиций, усвоение морально-нравственных норм поведения в обществе.
Фольклор является уникальным средством для передачи народной мудрости и воспитании детей на начальном этапе их развития.
Предварительный просмотр:
Тематическое планирований занятий в старшей группе
№ зан. | Тема занятия | Содержание | Место проведения |
1 | Осенние праздники старины | Покров – батюшка, осенние посиделки. Беседа, реконструкция посиделок, исполнение обрядовых песен, осенние забавы детей | КДЦ |
2. | Коляда, коляда | Театрализация русской народной сказки "Заюшкина избушка" Народные игры и забавы. Совместное выступление детей и взрослых: исполнение народных песен, вождение хоровода. Выставка-передвижка -"Сказки гуляют по свету" | Библиотека. Спортивная площадка школы |
3. | Посиделки у русской печи | Экскурсия детей в библиотеку, знакомство с музейным уголком. Разучивание с детьми потешек, частушек. Показ русской народной сказки "Рукавичка". Сказочная викторина, по прочитанным книгам, представленным в "Корзине сказок". | Библиотека, открытая площадка, детсад. |
4. | Как на масленой неделе!!! | Показ презентации «Масленица», НОД по нетрадиционному рисованию «Символ праздника», литературно-музыкальная композиция «Как на масленой неделе!», показ русской народной сказки «Три топора», мини-викторина «Сказка ложь, да в ней намек…..» | МКДОУ Библиотека, |
5. | Народные игры и забавы | Презентация «Во что играли наши деды», спортивно-развлекательный праздник «Народные игры и забавы», Театрализация русской народной сказки «Битый небитого везет», проведение игры «Сказочные пазлы», по русским народным сказкам. | Библиотека, МКДОУ |
6. | Встречаем Пасху | Книжная выставка «Сказки бывают разные», разучивание пословиц, поговорок, частушек и загадок. Мастер-класс по изготовлению кукол-оберегов. Развлекательно-познавательный час «Народная мудрость будет жить вечно!». Литературно-музыканая композиция «Встречаем Пасху!». | Библиотека, МКДОУ, Открытая площадка |
7. | Здраствуй Троица святая! | Рассказ о празднике Великая Троица, конкурс рисунков «Ах березонька, красавица!», разучивание хороводных песен, литературно-музыкальная композиция «Здраствуй Троица святая!», летнее библио-кафе «Сказка под зонтиком» | МКДОУ, Библиотека, Открытая площадка |
8. | Как на Ивана, на Купалу | Рассказ о истории праздника(беседа-презентация), спортивно-развлекательный праздник «Вода, водица!», фольклорный праздник «Как на Ивана, на Купалу!» | МКДОУ |
9. | Яблочный Спас – яблок вкусных припас! | Книжная выставка «Все о меде!», Выставка цветов и поделок из цветов, книжная выставка «Взрасти свой сад», выставка кулинарных блюд «Яблочное угощение», литературно-музыкальная композиция «Вкуснее мармелада, слаще шоколада, полезнее сахара – мед, мед, мед!!!», фольклорный праздник «Яблочный Спас – яблок вкусных припас!» | Библиотека, МКДОУ, Открытая площадка |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов "Интегрированный подход в реализации этнокультурного компонента в условиях ДОУ»
В ситуации демократизации гражданского общества, всего полиэтнического пространства России одним из важнейших условий формирования подрастающего человека выступает этнокультурное воспитание. Понять и ...
Этнокультурный компонент в рамках реализации педагогического проекта по экологии для детей старшего дошкольного возраста «От Арктики до Антарктики»
Экологическое образование дошкольников – это формирование у дошкольников экологического сознания, экологической культуры, способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к...
Консультация для педагогов «Интегрированный подход в реализации этнокультурного компонента в условиях ДОУ»
Консультация для педагогов"Интегрированный подход в реализации этнокультурного компонента в условиях ДОУ"В Законе «Об образовании» (ст.7) закреплены два компонента стандарта &nda...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ: «Приобщение дошкольников к татарской народной культуре как одно из направлений реализации регионального компонента в рамках ФГОС»
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ: «Приобщение дошкольников к татарской народной культуре как одно из направлений реализации регионального компонента в рамках ФГОС»...
Педагогическая копилка «Организация театрализованной деятельности дошкольников в условиях реализации дополнительного образования в рамках ФГОС»
Дополнительная кружковая деятельность «Театральная студия» направлена на воспитание творческого человека в процессе театральной деятельности, развитие у него самостоятельности, активности,...
Конспект НОД по реализации этнокультурного компонента во второй младшей группе "Где мы живем?"
Цель: познакомить детей с родным городом его достопримечательностями.Задачи: Образовательные. учить детей узнавать и рассказывать о знакомых им местах города Развивающие. Развивать у детей творче...
ПРОЕКТ "Реализация этнокультурного компонента посредством проектной деятельности"
Основная цель проекта: Этнокультурное воспитание в дошкольном детстве как важнейший период формирования фундаментальных основ нравственно - патриотического воспитания личности ребенкаЗадачи...