Программа дополнительных образовательных услуг старшего дошкольного возраста "Юный математик".
рабочая программа (старшая группа) на тему
В данной программе представлен тематический комплекс НОД с детьми старшего возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 43.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Города Нижневартовска детский сад № 37 «Дружная семейка»
Программа
дополнительных образовательных услуг
старшего дошкольного возраста
«Юный математик»
2015-2016 учебный год
Разработала:
Русских О.А.
Пояснительная записка
В настоящее время, а тем более в будущем, математика будет необходима огромному числу людей различных профессий. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их обучения с самого раннего возраста. Дошкольный возраст - самый благоприятный период для интенсивного развития физических и умственных функций детского организма, в том числе и для математического развития. Навыки, умения, приобретённые в дошкольный период, служат фундаментом для получения знаний и развития способностей в старшем возрасте - школе.
Математическое развитие ребенка - это не только умение дошкольника считать и решать арифметические задачи, это и развитие способности видеть в окружающем мире отношения, зависимости, оперировать предметами, знаками, символами. Наша задача - развивать эти способности, дать возможность маленькому человеку познавать мир на каждом этапе его взросления. Но надо помнить, что математическое развитие является длительным и весьма трудоёмким процессом для дошкольников, так как формирование основных приёмов логического познания требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщённых знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности.
Современные требования к дошкольному образованию ориентируют педагогов на развивающее обучение, диктуют необходимость использования новых форм его организации, при которых синтезировались бы элементы познавательного, игрового, поискового и учебного взаимодействия. Реальное прямое обучение происходит как специально организованная познавательная деятельность.
Проблемно-поисковые ситуации, которые используются в реальном обучении, способствуют развитию математических представлений на основе эвристических методов, когда понятия, свойства, связи и зависимости открываются ребенком самостоятельно, когда им самим устанавливаются важнейшие закономерности.
Работа в математическом кружке позволяет приобщать ребенка к игровому взаимодействию, обогащать его математические представления, интеллектуально развивать дошкольника.
В специально организованной деятельности математического кружка больше используются задачи-шутки, загадки, задания на развитие логического мышления и др.
Рабочая программа составлена на основе программ:
Л. Г. Петерсона, Е. Е Кочемасова
Учебно-методический комплекс:
- Рабочая программа по разделу «Формирование элементарных математических представлений» составлена в соответствии с Временными требованиями к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемыми в дошкольных образовательных учреждениях, авторской программой Т. Н. Дороновой «Радуга».
- Методические рекомендации по программе «Радуга», «Математика и логика для дошкольников» Е.В.Соловьевой.
- «Моя математика» Е.В.Соловьева пособие для детей старшего дошкольного возраста.
- Л. Г. Петерсон «Практический курс математики для дошкольников»
- Учимся, играя. Занимательная математика для малышей, в стихах. Кузнецова Е. В. – М.: ИРИАС, 2006.
- Программа-руководство по Развитию интеллектуальных способностей старших дошкольников В. Г. Яфаевой.
Цель: Повышение у детей интереса к математике посредством создания условий для исследовательской деятельности, развитие творческих способностей, навыков и умений детей.
Основные задачи программы:
- Формировать у детей представления о творческой деятельности как способе познания окружающего мира;
- Формировать умения самостоятельно использовать полученные знания, вовлекать сверстников в совместную деятельность;
- . Поддерживать интерес к познанию, созданию нового, необычного;
- Содействовать развитию творческой активности детей и родителей;
- Знакомить детей с геометрическими фигурами, цифрами и разнообразными линиями;
- Через исследовательскую деятельность находить фигуры, тела, цифры, линии в окружающей действительности, в предметах ближайшего окружения, в природе;
- Через развитие речи составлять описательные рассказы, сочинять сказки;
- Через ознакомление с художественной литературой знакомить детей с произведениями, в которых встречаются предметы круглой формы «Колобок», «Цветик – семицветик » и др., определённые цифры «Три медведя», «Волк и семеро козлят» и др.,
- Через физическое воспитание закреплять в подвижных играх и играх – соревнованиях геометрические фигуры, тела, цифры и линии;
Основные принципы программы математического кружка:
- умственное развитие дошкольника;
- индивидуальный подход: максимально учитываются индивидуальные математические способности ребенка и создаются благоприятные условия для их развития;
- гуманность: ребенок рассматривается как активный субъект с педагогом математической деятельности.
Формы подведения итогов работы кружка:
- итоговое занятие
- мониторинг
Ожидаемые результаты:
- Появился стойкий интерес к исследовательской и творческой деятельности;
- Сформировались представления о математических понятиях;
- Дети ставят цель, подбирают средства для её достижения, логически мыслят;
- Выявились одарённые, талантливые дети, обладающие нестандартным мышлением;
- Распознают круг, треугольник, овал, четырехугольник (квадрат, прямоугольник);
- Имеют представление о многоугольнике. Понимают геометрические понятия: линия, точка, прямая, ломаная линия;
- Знают последовательность дней недели, месяцев года;
- Используют полученные знания в быту, игре, при конструировании и в других видах деятельности.
Особенность работы заключается в том, что данная деятельность организуется как интегрированные занятия с применением познавательных игр и требованиями ФГОС, так и в самостоятельной деятельности детей (самостоятельно-исследовательская, индивидуально-творческая деятельность в условиях созданной предметно-развивающей образовательной среды). Новые знания не даются детям в готовом виде, а постигаются ими путем самостоятельного анализа, сравнения, выявления существенных признаков.
Расписание занятий кружка:
Вторник - четверг 16.00-16.20
Количество занятий рассчитано с учетом рождественских каникул и праздничных дней.
В неделю – 2
В месяц – 8
В год - 58
Список воспитанников кружка:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
В процессе НОД используются различные формы:
- Традиционные
- Комбинированные
- Практические
- Игры
Методы:
- Словесный метод обучения (объяснение, беседа, устное изложение, диалог, рассказ)
- Метод игры (дидактические игры, на развитие внимания, памяти, игры-конкурсы)
- Практический (выполнение работ на заданную тему, по инструкции)
- Наглядный (с помощью наглядных материалов: картинок, рисунков, плакатов, фотографий)
- Показ мультимедийных материалов
Методическое обеспечение:
- Цветные счетные палочки
- Мозайка
- Объемные геометрические фигуры
- Шаблоны из геометрических фигур
- Конструкторы
- Раздаточный материал (цифры и математические знаки)
- Цветная бумага
- Крупа (гречка, рис)
- Цветные веревочки
- Пуговицы
- Различные материалы (ткань, металл, пластмасса, стекло, деревья, бумага)
- Сюжетные картинки с изображением частей суток и времён года
- Блоки Дьенеша, палочки Кьюизенера
- Задачи в стихах, поговорки с математическим содержанием
- Модель времён года
Развивающая математическая среда:
- дидактические игры («Какой цифры не стало?», «Живые числа», «Хоккей», «Что сначала, что потом» и др.)
- развивающие игры (блоки Дьенеша, палочки Кьюизенера, игры Никитина «Сложи квадрат», «Сложи узор», игры Воскобовича);
- математические развлечения (игры-головоломки; задачи – шутки; кроссворды; ребусы; головоломки, шашки, математические фокусы).
- Задачи на развитие логического мышления, загадки.
Разделы программы:
- количество и счет;
- ознакомление с геометрическими фигурами;
- определение величины;
- ориентировка во времени, пространстве;
- решение логических задач.
Календарно-тематический план работы
Месяц | Тема занятия | Программное содержание |
Октябрь | 1. «Путешествие в город математиков» Игра: «Составим узор». | Цель: Выявление простейших представлений у детей, умение различать предметы по цвету, форме, расположению. Развитие речи, внимания, наблюдательности. |
2. «Буратино приглашает в гости». Игра – аппликация: «Красивые флажки». | Цель: Уточнение имеющихся у детей представлений о размере, цвете, и числе предметов. Развитие внимания наблюдательности, мелкой моторики рук. | |
3. «Весёлый счёт». | Цель: выявить представления детей о порядковых числительных в пределах 10, учить детей рассуждать, использовать числительные в бытовой и игровой деятельности. Развивать активность у детей | |
4.Декоративная аппликация: изготовление образов цифр способом обрывания бумаги. | Учить детей аккуратно отрывать маленькие кусочки бумаги, развивать мелкую моторику рук, внимание, логическое мышление. | |
5. «Весёлые человечики». | Цель: развивать представления : «толстый», «худой», «высокий», «низкий», «слева», «справа», «левее», «правее», «между». Развитие внимания, речи. | |
6. «Разложи бусинки по цветам». | Цель: закреплять знания детей о материалах, из которых изготовлены предметы, развивать мелкую моторику рук, сенсорное развитие. | |
7. «Неделькины детки»; дидактическая игра «Рассеянный художник» | Цель: закрепление дней недели; развивать внимательность, память. | |
8.Графический диктант «Котёнок» | Цель: упражнять в ориентировке на листе бумаги в клеточку. | |
Ноябрь | 1. «В стране Сообразилии». | Цель: Учить называть геометрические фигуры, их отличительные признаки, находить фигуры в окружающей действительности. |
2. «В стране геометрических фигур». Аппликация ««Веселый человечик» | Цель: предложить детям собрать фигуру из счётных палочек или верёвочек, развивать мелкую моторику рук, мышление, творческое воображение, продолжать учить работать с ножницами. | |
3. Игра с крупой «Разбери гречку и рис». Дид.игра «Назови соседей числа» | Цель: развивать мелкую моторику рук, упражнять в счете в пределах десяти. | |
4. Игра «Архитекторы» | Цель: Учить выбирать необходимый строительный материал, строить здания, пользуясь схемами. | |
5. Игра – путешествие во времени. | Цель: разучить с детьми названия осенних месяцев. Игра: «Что сначала, что потом». | |
6. «Штриховка цифры» | Цель: развивать мелкую моторику рук, учить детей не выходить за контур. | |
7. «Соедини по точкам» | Цель: учить детей последовательно соединять линии, развивать аккуратность, развивать кисть руки. | |
8.В гостях у сказки «Колобок» | Цель: учить детей решать задачи на смекалку, развивать мышление, сообразительность. | |
Декабрь | 1. «Путешествие в страну Сказочных фигур» | Цель: работа с кубиками Никитина, развивать мыслительные процессы. |
2. «Ёлочный шарик» | Цель: предложить детям разукрасить геометрическими узорами ёлочный шарик, используя цветную бумагу, воспитывать аккуратность в работе. | |
3. «Найди предмет по плану» | Цель: ориентировка в пространстве. | |
4. «Ёлочка» | Цель: аппликация из треугольников елочки, продолжать воспитывать аккуратность при работе с ножницами, учить ровно вырезать по шаблону. | |
5. «Где сокровища?» | Цель: ориентировка в групповой комнате, учить детей работать с картой. | |
6. «Измерение длины». | Цель: Продолжать знакомить детей с разными измерительными инструментами (линейка, сантиметровая лента). Учить измерять длину отрезков и предметов разными измерительными инструментами. | |
7. «Цифры собираются на бал» | Цель: на выбор детей украсить цифру узором из пластилина, воспитывать аккуратность, усидчивость, развивать мелкую моторику рук. | |
8. « Повтори – не ошибись» | Цель: предложить детям нарисовать точки в соответствии с образцами, развивать зрительно – моторную интеграцию. | |
Январь | 1. « Пройди лабиринт». Лепка цифр из соленого теста. | Цель: упражнять детей в глазодвигательной гимнастике: движения глазами по четырем основным направлениям (вверх, вниз, налево, направо), развивать мелкую моторику рук. |
2. «Живые цифры». Детское экспериментирование. | Цель: закрепить навыки количественного и порядкового счета, развивать быстроту реакции, внимание, учить взвешивать различные материалы, объяснить, что вес не зависит от размера предмета. | |
3. Весёлая геометрия. «Нарисуй корабль» | Цель: Закрепить представления детей о точке и линии, продолжать учить соединять точки прямыми линиями, воспитывать аккуратность, усидчивость. | |
4. «Волшебные ступеньки». Математический фриз – цифра 5 | Цель: учить определять на ощупь геометрические тела. Закреплять прямой и обратный счет до 10, изготовление фриза. | |
5. Путешествие в город «Юных математиков» | Цель: Продолжать учить детей прямому и обратному счету, называнию «соседей» чисел. Закрепить цвета: серый, темно - зеленый, светло - зеленый, голубой, оранжевый. Развивать логическое мышление, память, воображение. | |
6. «Прямая, кривая, ломанная». Игры – эксперименты с водой. | Цель: продолжать знакомство с разными видами линий. Дидактическая игра «Четвёртый лишний», предложить нарисовать рисунок из разных видов линий. | |
Февраль | 1. «Кто в теремочке живёт?» Игры – эксперименты с водой(в каком сосуде больше воды) | Цель: Учить делить целое на части, упражнять в назывании зимних месяцев года, упражнять в счёте героев сказки, вызвать интерес к экспериментам, развивать мышление. |
2. «Репка» | Цель: Предложить детям рассказать сказку «Репка» «задом наперёд» с опорой на картинки, развивать знания о последовательности, воспитывать уважение к сверстникам. | |
3. «В гостях у братьев месяцев». Математический фриз – цифра 6. | Цель: закреплять счет на примере месяцев года, изготовление фриза. | |
4. «Заколдованные картинки» | Цель: закрепить названия геометрических фигур, предложить детям превратить фигуры в предметы, развивать воображение, логическое мышление. | |
5. «Лужайка загадок» | Цель: развивать внимание, память, речь, интеллект. | |
6. «Жар птица» | Цель: закреплять умение детей рисовать нетрадиционными способами (ватными палочками), учить самостоятельно создавать узор из геометрических фигур, развивать эстетический вкус. | |
7. Игра-головоломка «Пифагор». Создание книжки - малютки по математике (геометрические фигуры) | Цель: Закреплять умения составлять фигуры из частей, развивать мышление, учить работать в коллективе, упражнять в вырезании по шаблону. | |
Март | 1. Игра «Измерь дорожки шагами». | Цель: Учить определять значение цветных палочек, учить устанавливать логические связи и закономерности, развивать зрительный глазомер (палочки Кьюизенера) |
2. «Украсим цифру 8» | Цель: предложить детям раскрасить цифру 8 пластилином, развивать моторику рук. | |
3. «Абстрактное панно» | Цель: составление абстрактного панно из геометрических фигур, развитие воображения. | |
4. «Математический фриз –цифра. Игры –эксперименты (что тонет-что плавает) | Цель: изготовление фриза, воспитывать аккуратность в работе, умение работать в группе, развивать любознательность. | |
5. Сказка «Три медведя» | Цель: упражнять детей в разгадывании лабиринтов, вспомнить с детьми пословицы, поговорки, где встречается число 3, упражнять в решении простейших задач, создать у детей радостное настроение. | |
6. «Страна Соображай-ка». Аппликация «Гараж». | Цель: учить детей осуществлять зрительно – мыслительный анализ, формировать пространственные представления детей, закреплять понятия «сначала», «потом», «после этого», «между», «слева», «справа». «Построим гараж» - закрепление навыков счета кругов, квадратов, треугольников. | |
7.Математические задачки в стихах. | Цель: развивать мыслительные процессы, прививать интерес к математике. | |
8. «Поможем Незнайке». Дидактическая игра « Кто знает-пусть считает дальше» | Цель: учить детей решать простейшие задачи на сложение, развивать мыслительные процессы, упражнять в счете до десяти. | |
Апрель | 1. «Волк и семеро козлят» | Цель: устный счет, решение задач с цифрой 7, развивать мышление. |
2. «Необычные пришельцы». Соедини по точкам «Ракета» | Цель: Упражнять в сравнении двух предметов по длине, ширине с помощью линейки, развивать мелкую моторику рук. | |
3. «В гости к инопланетянам» | Цель: Закреплять умение последовательно называть дни недели, зимние месяцы, продолжать учить названия весенних месяцев. | |
4. «Оживи геометрические фигуры» | Цель: предложить детям превратить фигуры в предметы с помощью цветных карандашей, развивать воображение. | |
5.Рисование пальцем на манке. Математический фриз – цифра 8. | Цель: развивать мелкую моторику рук, воображение, изготовление фриза. | |
6. «Цифровая мастерская». | Цель: Изготовление цифры 9 способом обрывания бумаги. Учить детей аккуратно отрывать маленькие кусочки бумаги, развивать мелкую моторику рук, внимание, логическое мышление. | |
7. «Колобок» | Цель: упражнять в вырезании круглых предметов по шаблону, воспитывать аккуратность при работе с ножницами. | |
8. Графический диктант «Бабочка». | Цель: Развивать графические умения, умения ориентировать на листе бумаги в клеточку. | |
Май | 1. «Поможем Мальвине» | Цель: Закрепить умение сравнивать предметы по толщине. Продолжать учить измерять, пользуясь условной меркой. Игра «Строим дорожку: широкую и узкую». |
2. «Математическое озеро». «Дорисуй узор» | Цель: увеличение и уменьшение числа на единицу, продолжать учить детей чертить ровные линии. | |
3.Составление математической сказки | Цель: продолжать учить детей придумывать сказку с математическим содержанием, развивать мышление, воображение. | |
4. «В гостях у бабушки Загадушки» | Цель: Закрепить знания о цифрах, развивать умение строить простейшие умозаключения. | |
5. «Путешествие в Вычисляндию» | Цель: закрепление количественного счета в пределах десяти с участием зрительного анализатора, решение простейших математических задач. |
Литература:
- З.А. Михайлова. Математика – это интересно. Методическое пособие. Санкт-Петербург, изд. «Детство-Пресс» 2002 г.
- З.А. Михайлова. Математика от трёх до семи. Учебно-методическое пособие. Санкт-Петербург, изд. «Акцидент» 1997 г.
- А.А. Смоленцева. Математика до школы. Н.-Новгород 1996 г.
- В.П. Новикова. Математика в детском саду. Москва. «Мозаика-Синтез» 2000 г.
- В.П. Новикова. Математика в детском саду старший дошкольный возраст. Москва. «Мозаика-Синтез» 2009 г.
- Л.В. Минкевич. Математика в детском саду, старшая группа. Москва, изд. «Скрипторий 2003» 2010 г.
- Е.А. Носова. Логика и математика для дошкольников. 2-е изд. Санкт-Петербург «Детство-Пресс» 2002 г.
- В.П. Новикова. Развивающие игры и занятия с палочками Кьюизинера. Москва. «Мозаика-Синтез» 2008 г.
- З.А. Михайлова. Игровые задачи для дошкольников. Санкт-Петербург, изд. «Детство-Пресс» 1999 г.
- Чего на свете не бывает? Занимательные игры для детей от 3 до 6 лет / Под ред. О.М. Дьяченко. Е.Л. Агаевой. - М., 1991.
- Соловьева Е.В. Математика и логика для дошкольников. Методические рекомендации для воспитателей, работающих по программе «Радуга» - М.. 1999.
- Метлина Л.С. Занятия по математике в детском саду (Формирование у дошкольников элементарных математических представлений) М.. 1985.
- Давайте поиграем. Математические игры для детей 5-6 лет / Под ред. А.А. Столяра. - М., 1991.
Приложение
Мониторинг
- Считает (отсчитывает) в пределах десяти.
- Правильно пользуется количественными и порядковыми числительными, отвечает на вопрос сколько, который по счёту?
- Сравнивает предметы на глаз (по длине, ширине, толщине).
- Размещает предметы различной величины в порядке возрастания, убывания их длины, ширины, высоты.
- Выражает словами местонахождение предмета по отношению к себе, другим предметам.
- Знает характерные особенности знакомых геометрических фигур (количество углов, сторон, равенство и неравенство сторон).
- Называет части суток.
- Называет текущий день недели.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительной образовательной услуги для детей старшего дошкольного возраста "ЗДОРОВИЧОК" (с использованием оздоровительных фитнес-технологий)
Особенностью данного курса является применение оздоровительных фитнес технологий. Детский фитнес – это осмысленное отношение к собственному телу, к его состояниям и...

Рабочая программа дополнительной образовательной услуги "Занимательная математика" на основе комплексной программы "Общеобразовательная программа "Школа 2100 (Детский сад 2100)
Данная программа расчитана для детей 3-4 лет, в неё включена пояснительная записка, перспективное планирование, работа с родителями и многое другое....

Программа дополнительной образовательной услуги "Занимательная математика; для детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет)
Программа направлена на развитие логического мышления у старших дошкольников посредством развивающих игр математического содержания....

Программа дополнительной образовательной услуги для детей старшего дошкольного возраста «Бабушкин сундучок»
Программа дополнительной образовательной услуги "Бабушкин сундучок"...

«ЭРУДИТ» ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УСЛУГИ» ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Разработана на основе парциальной программы «Одарённый ребёнок» Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко
Программа включает в себя 72 занятия, направленных на формирование логического мышления детей через использование занимательного математического материала. Занятия проводятся в игровой зан...

Рабочая программа дополнительной образовательной услуги старшего дошкольного возраста " ПознаваТИКО"
Конструирование в Федеральном государственном стандарте дошкольного образования определено как компонент обязательной части программы, вид деятельности, способствующий развитию исследовательской деяте...

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УСЛУГИ ПО РАЗВИТИЮ ЛОГИКО - МАТЕМАТМИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА»
Цель: Развитие элементарных математических представлений у детей 5-8 лет с учетом закономерностей становления и развития их познавательной деятельности и возрастных возможностей...