Программа дополнительной образовательной услуги "Занимательная математика; для детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет)
рабочая программа по математике (подготовительная группа) по теме
Программа направлена на развитие логического мышления у старших дошкольников посредством развивающих игр математического содержания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_zanimatelnaya_matematika.docx | 115.41 КБ |
otchyot_o_rabote_kruzhka_zanimatelnaya_matematika_kornietskaya.docx | 1.23 МБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА № 46
«КОТ В САПОГАХ»
ПРОГРАММА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УСЛУГИ
«ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА»
для детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет)
Разработана на основе парциальной программы «УМКА» - ТРИЗ (Л. М. Курбатова и др.) развивающих игр Б.Никитина.
Руководитель: воспитатель
первой квалификационной
категории Корниецкая А.В.
Нижневартовск, 2014
Оглавление
1.Паспорт программы 3
2.Пояснительная записка 5
3.Возрастные особенности 8
4.Создание развивающей предметно-пространственной среды 8
5.Содержание Программы 9
5.1.Учебно-тематический план 14
5.2.Календарно-тематическое планирование 15
6.Педагогическая диагностика достижения детьми планируемых результатов освоения Программы 36
6.1.Методика и критерии диагностического обследования 36
6.2.Диагностический инструментарий 36
6.3.Протокол педагогического обследования 39
6.4.Качественная характеристика уровней сформированности умений и
навыков детей 40
7.Планируемые результаты освоения детьми Программы 40
8.Механизм реализации Программы 41
9.Список литературы 42
1.Паспорт программы
Наименование Программы | Программа «Занимательная математика» по развитию логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством использования развивающих игр. |
Основание для разработки Программы |
|
Заказчик Программы | Родительская общественность, педагогический коллектив МБДОУ ДСКВ № 46 «Кот в сапогах» |
Составитель Программы | Корниецкая А.В., воспитатель первой квалификационной категории |
Целевая группа | Дети старшего дошкольного возраста, 10 человек |
Срок реализации Программы | 1 год (сентябрь 2014г. – май 2015г.) |
Цель Программы | Развитие познавательных процессов старших дошкольников посредством использования развивающих игр математического содержания. |
Задачи Программы |
|
Ожидаемые результаты реализации Программы | Реализация программы предполагает получение следующих результатов:
|
Координация и контроль реализации Программы | Осуществляется администрацией МБДОУ ДСКВ№ 46 «Кот в сапогах» и родителями (законными представителями) детей старшего дошкольного возраста. Формы предоставления результатов:
|
Краткое содержание Программы | Программа направлена на активизацию у детей мыслительной деятельности на интеллектуальное развитие, способствующее умственному воспитанию ребёнка-дошкольника. |
2. Пояснительная записка
В проекте Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребенка, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности.
Программа дополнительного образования реализуется на базе МБДОУ компенсирующего вида для детей с тяжелыми нарушениями речи. Дошкольное учреждение работает по «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. Основным направлением работы детского сада является организация единого коррекционно-развивающего пространства. В ДОУ функционирует целостная система, создающая оптимальные психолого-педагогические условия для обеспечения равных стартовых возможностей при поступлении детей в школу.
Программа «Занимательная математика» разработана на основе парциальной программы «Умка» - ТРИЗ (Л.М.Курбатова и др.) методических пособий: Никитин Б.П. «Ступеньки творчества или развивающие игры». Основное направление программы – развитие интеллектуальных способностей, познавательной активности, интереса детей к математике и желания творчески применять полученные знания.
Образовательный процесс в детском саду нацелен на личность, способную к саморазвитию, но в нем мало внимания уделяется развитию нестандартного видения мира, творческому решению задач, интеллектуаль-ному развитию, способствующему умственному воспитанию ребёнка-дошкольника.
Проблема речи, которая встает в нашем детском саду, тесно взаимосвязана с развитием математических представлений, где дети учатся культуре общения: логически рассуждать, отстаивать свою точку зрения и аргументировать высказывания; обогащают словарный запас.
Однако, в настоящее время в большинстве своем дети, поступающие в школу, не подготовлены в этом плане, у них слабо сформированы мыслительные операции, необходимые для успешного усвоения знаний в школе. Мышление детей с ТНР находится на низком уровне, а конкретных программ для развития мыслительных операций довольно мало.
Решение этой проблемы осуществляется в поиске новых путей, методов и форм организации процесса воспитания детей в дошкольных учреждениях.
И здесь на первый план выходят логические игры и упражнения, как основной вид деятельности детей дошкольного возраста. Именно с помощью метода использования логических задач и упражнений можно повысить эффективность развития мыслительных операций у дошкольника с ТНР.
В связи с этим, логические задачи и упражнения приобретают особое значение в развитии мыслительных операций дошкольников.
Целью данной программы является развитие познавательных процессов старших дошкольников посредством использования развивающих игр математического содержания
Для её достижения необходимо решение следующих задач:
- Формировать приёмы умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия).
- Формировать общеучебные умения и навыки (умения обдумывать и планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами, проверять результат своих действий и т.д.)
- Развивать речь, умение аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.
В контексте познавательного развития решаются также задачи математического образования детей дошкольного возраста:
1. Углублять представления детей о множестве, числе, величине, форме, пространстве.
2. Закреплять умения и навыки в счете, вычислениях, измерениях.
3. Закреплять знание детьми математической терминологии.
Для начала усвоения программного материала к воспитанникам не предъявляется определенных требований. Важно лишь соответствие общего развития дошкольников своему возрастному периоду. При этом, если ребёнок ранее не посещал кружок, то на любом этапе обучения он может начать посещать его. Программа рассчитана как на слабых в своём развитии детей, так и на одарённых, при этом темпы их движения по программе будут разными.
Реализация программы предполагает получение следующих результатов:
- Овладение приёмами умственных действий, умениями планировать, решать и проверять свои действия.
- Овладение умениями строить простейшие умозаключения
- Овладение навыками счёта, вычислительными измерениями.
- Повышение интереса к развивающим играм
Реализация поставленных задач осуществляется в процессе образовательной деятельности в режиме дня в соответствии с учебным планом.
Учебный план
Дополнительная образовательная услуга | Количество занятий в неделю/месяц | Длительность занятий в неделю (мин) |
Кружок «Занимательная математика» | 2/8 | 60 |
Итого в год: | 72 | 2160 |
3. Возрастные и индивидуальные особенности детей
Старший дошкольный возраст – это период активного познания, творчества, общения. Но самое главное, это период подготовки к новому этапу в жизни – школьному обучению.
У ребенка проявляется познавательный интерес к миру, поэтому его надо ставить в позицию исследователя. Ребенок должен сам анализировать, сопоставлять и делать выводы.
Характерной особенностью данного возраста является так же развитие познавательных и мыслительных психических процессов: внимания, мышления, воображения, памяти, речи.
Мыслительные операции являются инструментом познания человеком окружающей действительности, поэтому, развитие мыслительных операций является важным фактором становления всесторонне развитой личности.
Способность четко, логически мыслить, ясно излагать свои мысли в настоящее время требуется каждому. В этих качествах нуждаются врач и руководитель предприятия, инженер и рабочий, продавец и юрист, и многие другие. Логическое мышление формируется к старшему дошкольному возрасту.
Именно в этом возрасте необходимо уделять больше времени для работы с детьми по развитию у них мыслительных операций. Вот почему вопросы развития мыслительных операций являются основными в подготовке дошкольников к школе.
4. Создание развивающей предметно-пространственной среды.
Для эффективной реализации Программы в группе оборудована развивающая предметно-пространственная среда, обеспечивающая максимальную реализацию образовательного потенциала пространства.
Формируя и развивая среду образовательной области познавательного развития, необходимо обращать внимание на организацию познавательной деятельности ребенка, в результате которой формируются такие качества, как: любознательность, пытливость, самостоятельность, инициативность. Для этого в «Математическом центре» имеются следующие материалы и развивающие математические игры:
1. Цветные счётные палочки.
2. Палочки Кюизенера.
3. Логические блоки Дьенеша.
4. Занимательный и познавательный математический материал.
5. Игры Никитина: «Уникуб», «Сложи узор»; «Кубики для всех»;
«Сложи квадрат», «Точечки», «Внимание», «Внимание – угадай-ка».
6. Игры-головоломки «Танграм», «Пифагор», «Колумбово яйцо».
7. Игры Воскобовича: «Геоконт», «Игровой квадрат», «Домино».
8. Игры-головоломки «Танграм», «Пифагор», «Колумбово яйцо», «Вьетнамская игра».
9. Игры Столяра: «Заполни пустые клетки», «Где какие фигуры лежат», «Найди все дороги», «Где чей домик», «Вычислительные машины»
5. Содержание программы
В основе программы лежит идея о том, что каждый год жизни ребенка является решающим для становления определенных психических новообразований. В соответствии с особенностями познавательной деятельности детей дошкольного возраста, программа главным образом обеспечивает развитие познавательных процессов.
Программа «Занимательная математика» будет способствовать повышению уровня математического развития детей по сравнению с требованиями программы на основе обязательного минимума содержания «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой, с внесенными в нее изменениями (инновационная примерная основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой), и в соответствии с действующим ФГОС ДО.
Особенность обучения: Деятельность носит развивающий характер и, как правило, проходит в игровой форме, с интересным содержанием, творческими, проблемно – поисковыми задачами.
Наряду с традиционными формами работы – «занимательным делом» используются и нетрадиционные:
А) Образовательная деятельность в режиме дня в форме игры.
Для создания положительного эмоционального настроя в данном виде деятельности используются любимые мультипликационные и сказочные герои, сюжеты. Структурно занятия представлены из 4 – 6 взаимосвязанными между собой по содержанию, но разной степени сложности играми, знакомыми и новыми для детей. Большое значение придается созданию непринужденной обстановки: дети выполняют занятия за столом, на ковре, у мольберта.
Б) Образовательная деятельность в режиме дня в форме путешествия.
Строится на последовательном «передвижении» детей от одного пункта назначения к другому. Материал, который широко используется в «путешествиях» (карты придуманной страны, знакомого микрорайона, детской площадки; стрелки, указатели, схемы), направляет внимание ребенка, развивает умения ориентироваться в пространстве, на плоскости, обозначить пространственные отношения на плане, схеме. Такая форма занятия требует от детей организованности, а от взрослого – умение, поддерживать интерес детей, стимулировать активность.
В) Образовательная деятельность в режиме дня в форме беседы.
Предполагает организацию познавательного общения педагога с детьми и детей между собой. Педагогу очень важно создать условия для развития речевой активности ребенка – подобрать вопросы, которые не требуют ответа «да» или «нет», наглядный материал. Познавательное общение предполагает обмен информацией, наблюдениями, впечатлениями, высказывание своего отношения к обсуждаемому. В процессе такого занятия дети учатся диалогу. Занятие – беседа помогает приобрести умения отстаивать свою точку зрения, аргументировать высказывания, формирует культуру общения.
При организации занятий важно педагогически оправданное сочетание сюжетной, игровой и учебно–познавательной линий.
Значимость развивающих игр для развития дошкольников, их многообразие и возрастная адекватность позволяет использовать их для решения указанной проблемы – умственного развития дошкольников. С этой целью разработана программа кружка «Занимательная математика», рассчитанная на детей 6-7 лет. Название кружка отражает основное направление деятельности в нем – использование современных развивающих игр В.В. Воскобовича, Б.П. Никитина, блоки Дьенеша, цветные палочки Х. Кюизенера, лабиринты, головоломки и т.д.
Игры Воскобовича. Основные принципы, заложенные в основу этих игр: интерес, познание, творчество - становятся максимально действенными, так как игра обращается непосредственно к ребенку добрым, самобытным, веселым и грустным языком сказки, интриги, забавного персонажа или приглашения к приключениям. Первые игры Воскобовича появились в начале 90-х. «Геоконт», «Игровой квадрат» (сейчас это «Квадрат Воскобовича»), «Складушки», «Цветовые часы» сразу привлекли к себе внимание. С каждым годом их становилось все больше – «Прозрачный Квадрат», «Прозрачная цифра», «Домино», «Планета умножения», серия «Чудо-головоломки», «Математические корзинки». Появились и первые методические сказки.
Логические блоки Дьенеша (ЛБД) — это набор фигур, отличающихся друг от друга цветом, формой, размером, толщиной. В процессе разнообразных действий с логическими блоками (разбиение, выкладывание по определенным правилам, перестроение и др.) дети овладевают различными мыслительными умениями, важными как в плане предматематической подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального развития. К их числу относятся умения анализа, абстрагирования, сравнения, классификации, обобщения, кодирования-декодирования, а также логические операции «не», «и», «или». В специально разработанных играх и упражнениях с блоками у детей развиваются элементарные навыки алгоритмической культуры мышления, способность производить действия в уме. С помощью логических блоков дети тренируют внимание, память, восприятие.
Наряду с логическими блоками в работе применяются карточки, на которых условно обозначены свойства блоков (цвет, форма, размер, толщина). Использование карточек позволяет развивать у детей способность к замещению и моделированию свойств, умение кодировать и декодировать информацию о них. Эти способности и умения развиваются в процессе выполнения разнообразных предметно-игровых действий. Так, подбирая карточки, которые «рассказывают» о цвете, форме, величине или толщине блоков, дети упражняются в замещении, и кодировании свойств. В процессе поиска блоков со свойствами, указанными на карточках, дети овладевают умением декодировать информацию о них. Выкладывая карточки, которые «рассказывают» о всех свойствах блока, дошкольники создают его своеобразную модель. Карточки-свойства помогают детям перейти от наглядно-образного к наглядно-схематическому мышлению, а карточки с отрицанием свойств, становятся мостиком к словесно-логическому мышлению.
Палочки Х. Кюизенера. С помощью цветных палочек развивается активность и самостоятельность в поиске способов действия с материалом, путей решения мыслительных задач.
Основные особенности этого дидактического материала — абстрактность, универсальность, высокая эффективность. Палочки X. Кюизенера в наибольшей мере отвечают монографическому методу обучения числу и счету.
Как дидактическое средство палочки в полной мере соответствуют специфике и особенностям элементарных математических представлений, формируемых у дошкольников, а также их возрастным возможностям, уровню развития детского мышления, в основном наглядно-действенного и наглядно-образного. В мышлении ребенка отражается, прежде всего, то, что вначале совершается в практических действиях с конкретными предметами. Работа с палочками позволяет перевести практические, внешние действия во внутренний план, создать полное, отчетливое и в то же время достаточно обобщенное представление о понятии.
Игры Никитина. В развивающих творческих играх Никитина удалось объединить один из основных принципов обучения «от простого к сложному» с очень важным принципом творческой деятельности – «самостоятельно по способностям». Этот союз позволил разрешить в игре сразу несколько проблем, связанных с развитием творческих способностей: данные игры всегда создают условия, опережающие развитие способностей; ребенок развивается наиболее успешно, если он каждый раз самостоятельно пытается решить максимально сложные для него задачи; игры Никитина могут быть очень разнообразны по своему содержанию и, кроме того, как и любые игры, они не терпят принуждения и создают атмосферу свободного и радостного творчества.
К развивающим играм Никитина относятся игры «Уникуб», «Сложи квадрат», «Дроби», «Кубики для всех», «Сложи узор».
Игры Михайловой. Смекалки, головоломки и лабиринты вызывают у ребят большой интерес. Дети могут, не отвлекаясь, подолгу упражняться в преобразовании фигур, перекладывая палочки или другие предметы по заданному образцу, по собственному замыслу. Игры-головоломки «Танграм», «Пифагор», «Колумбово яйцо» способствуют развитию логического мышления, внимания и находчивости. В ходе решения задач на смекалку, головоломок дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, догадываться в поисках результата, проявляя при этом творчество.
Игры Столяра насыщены логическим и математическим содержанием и не требуют особых знаний. В них моделируются такие логические и математические конструкции, а в процессе игры решаются такие задачи, которые способствуют ускорению формирования и развития у дошкольников простейших логических структур мышления и математических представлений. Эти игры помогут детям в дальнейшем обучении успешно овладеть основами математики и информатики.
Специфика предлагаемых игр такова, что в большинстве случаев в одну и ту же игру можно играть много раз и это детям не надоедает, так как меняются исходные данные. Поэтому каждое повторение игры включает элементы новизны и решаемая в процессе игры задача меняется.
5.1. Учебно-тематический план
№ п/п | Тематический блок | Количество занятий |
1 | Педагогическая диагностика | 1 |
2 | Блоки Дьенеша | 10 |
3 | Игры Никитина | 19 |
4 | Игры Воскобовича | 8 |
5 | Палочки Кюизенера | 9 |
6 | Игры Столяра | 6 |
7 | Игры Михайловой | 6 |
8 | Головоломки | 6 |
9 | Лабиринты | 6 |
10 | Педагогическая диагностика по итогам года | 1 |
5.2. Календарно-тематическое планирование
Учебная неделя | № занятия | Тема | Программные задачи | Методические приёмы | |||
Сентябрь | |||||||
1 неделя | 1 | Вводная диагностика | Выявление исходного уровня развития познавательных процессов у детей 6 лет. | Индивидуальная работа по выполнению диагностических заданий. | |||
2 | Волшебные фигуры (блоки Дьенеша) | Уточнить представления о геометрических фигурах, упражнять в их группировке. Развивать пространственную ориентировку. | Беседа о геометрических фигурах, знакомство с новыми фигурами (трапеция, ромб), ввести понятие «многоугольник» | ||||
2 неделя | 3 | Раздели фигуры | Развивать умение классифицировать и обобщать геометрические фигуры по признакам. Развивать ориентировку в пространстве, внимание, логическое мышление. | Сюрпризный момент. Предложить детям разделить фигуры между мишкой и зайкой так, чтобы у мишки оказались все красные фигуры. Предложить им ответить на вопросы: - Какие фигуры оказались у мишки? (Все красные). А у зайки? (Все не красные). | |||
4 | Магазин | Развивать умение выявлять и абстрагировать свойства геометрических фигур. Развивать умение рассуждать, аргументировать свой выбор | Дети приходят в магазин, чтобы купить игрушку. У каждого ребенка 3 логические фигуры «денежки». На одну «денежку» можно купить только одну игрушку. Правила покупки: купить можно только такую игрушку, в которой есть хотя бы одно свойство логической фигуры. | ||||
3 неделя | 5 | Логический поезд | Учить детей видоизменять свойства предметов в соответствии со схемой, изображенной на карточке, декодировать (расшифровывать) информацию, изображенную на карточке. Развивать способность к логическим действиям и операциям. | Игровая мотивация. Каждый ребенок берет карточку с числовыми соотношениями, например, находит число, обозначенное * - это 3 , значит его груз «поедет» в желтом поезде («3» входит в номер этого поезда 1 2 3 4). Т. о, все дети распределяются на три команды (везут грузы в желтом, синем и красном поездах). | |||
6 | Угощение для медвежат | Упражнять детей в группировке геометрических фигур. Закреплять понимание слов «разные», «одинаковые» Развивать наблюдательность, внимание, память. | Игровая мотивация. Ребенок выбирает любой блок «печенье» в одну лапу, а во вторую подбирает по правилу, предложенному воспитателем. | ||||
4 неделя | 7 | Игра с двумя обручами | Закрепить знания детей о геометрических фигурах, их признаках и свойствах. Развивать умение размещать блоки в определённой последовательности. Развивать внимание, пространственное мышление. | Сюрпризный момент. Задание: расположить блоки так, чтобы внутри синего обруча оказались все круглые блоки, а внутри красного обруча - все красные. После выполнения практической задачи по расположению блоков дети отвечают на четыре вопроса: - Какие блоки лежат внутри обоих обручей? - Внутри синего, но вне красного обруча? - Внутри красного, но вне синего? - Вне обоих обручей? | |||
8 | Садовник | Развивать представление детей о символическом изображении предметов. Развивать умение классифицировать блоки по трём признакам и умение выделять основные признаки. Развивать пространственное представление, логическое и образное мышление. | Загадывание загадки о дереве. Воспитатель предлагает поиграть в «садовников» и посадить красивые цветы на клумбах. Каждый «Садовник» выбирает себе клумбу – большой цветной круг. Воспитатель даёт задание: посадить 3 больших красных, но не треугольных цветка. | ||||
Октябрь | |||||||
5 неделя | 9 | Художники | Развивать умение анализировать форму предметов, сравнивать их по свойствам. Развивать художественные способности (выбор цвета, фона, расположения, композиции). | Детям предлагается «написать картины» по эскизам. Одну картину могут «писать» сразу несколько человек. Дети выбирают «эскиз» картины, бумагу для фона, детали к будущей картине, необходимые блоки. Если на эскизе деталь только обведена (контур детали) - выбирается тонкий блок, если деталь окрашена - толстый блок. В конце работы художники придумывают название к своим картинам, устраивают выставку картин, а экскурсовод рассказывает посетителям выставки, что изображено на картине. | |||
10 | Логический поезд 2 | Закреплять умение детей видоизменять свойства предметов в соответствии со схемой, изображенной на карточке, декодировать (расшифровывать) информацию, изображенную на карточке. Развивать способность к логическим действиям и операциям. | Воспитатель показывает детям поезд и говорит: «Наш поезд необычный, логический. Грузы перезагружаются из вагона в вагон. В каждом вагоне с ними происходят изменения в соответствии с правилами, изображенными на карточке над вагоном». Последовательность действий: Распределение команд по поездам. - Каждый ребенок берет карточку с числовыми соотношениями, например, 2<*<4, находит число, обозначенное * - это 3, значит его груз «поедет» в желтом поезде (3 входит в номер этого поезда). Т.о. все дети распределяются на три команды. Перевозка груза: - Свой груз надо провезти по всем вагонам в соответствии с правилами (изменение свойств по часовой стрелке). Большой красный треугольник в первом вагоне, во втором стане маленьким красным треугольником. | ||||
6 неделя | 11 | Архитекторы. | Закреплять умение анализировать форму предметов, сравнивать их по свойствам. Развивать художественные способности (выбор цвета, фона, расположения, композиции). | Воспитатель вместе с детьми разрабатывает проект детской площадки. Затем выбирают строительный материал и начинают строительство. Берем блок. К примеру, большой синий толстый треугольник. Начинаем от слова «начало». Следующий вопрос – красный ли – нет, движемся по слову нет… Так выбираем только то, что пройдет, остальное – оставим на заводе, или на свалку. | |||
12 | Сложи узор (цветок, пила, бантик, гусь) (Никитин) | Учить детей из отдельных частей (кубиков) складывать узор по образцу. Развивать способность к анализу и синтезу. | Воспитатель предлагает поиграть в кубики: «Давайте будем складывать узоры». Выложить перед детьми узор «цветок», предложить рассмотреть его и сложить из кубиков точно такой же. Аналогичная работа проводится с другими узорами. Усложнение: если на карточке узор состоит из красно-белых граней, можно предложить сделать такой же, но желто-синий. | ||||
7 неделя | 13 | Сложи узор (гриб, флаг, палатка, катушка) | Учить детей зарисовывать узор, который образуют кубики. Развивать графические способности, внимание, мышление. | Воспитатель показывает детям узор из кубиков (гриб). Дети называют цвета составляющие узор. Педагог предлагает обвести узор по контуру пальцем. Затем дети самостоятельно выбирают карандаши, берут бумагу в клетку и срисовывают узор. | |||
14 | Сложи узор | Учить детей придумывать новые узоры из 9 или 16 кубиков. Развивать творческое мышление, способность к комбинированию. | Воспитатель предлагает детям стать художниками: придумать свой узор и зарисовать его на листе в клетку. Вспомнить, какие узоры дети составляли, подумать и составить свой новый узор. Дети выполняют. По окончании показывают и рассказывают, кто какой узор придумал. | ||||
8 неделя | 15 | Уникуб У – 3. Красный поезд | Учить детей составлять поезд с вагонами в одном цвете со всех сторон. Развивать наглядно-образное мышление, пространственное мышление. | Воспитатель даёт задание: сложить из кубиков поезд для путешествий, как показано на рисунке. Обратить внимание, что и крыша и стены вагонов должны быть одного цвета. По окончании дети обыгрывают свои постройки | |||
16 | Уникуб У – 30. Синяя вокзальная скамейка | Учить создавать постройку по образцу. Развивать наглядно-образное мышление, конструкторские способности. | Воспитатель даёт задание: сложить из кубиков синюю скамейку для пассажиров, ожидающих поезд на вокзале. Обратить внимание, что она со всех сторон окрашена в один цвет кроме дна. Дети приступают к строительству. По окончании обыгрывают свои постройки. | ||||
Ноябрь | |||||||
9 неделя | 17 | Уникуб У 35 Сложи куб красного цвета. | Познакомить детей с трёхмерным пространством. Развивать умение действовать по словесной инструкции, мелкую моторику пальцев. | Задание детям: «Кто быстрее сложит большой куб красного цвета?» Проверить, все ли 6 граней красного цвета. Затем предложить сложить большой синий и большой желтый кубы. Это задание делают на время. На складывание 6-летних детей уходит до 2 минут. «Рекордсмены», работая двумя руками сразу и по определенной системе, могут «выйти из минуты». | |||
18 | Уникуб У 40 Собери двухцветный куб | Закреплять представления о трехмерном пространстве. Развивать пространственное мышление, усидчивость, внимание. | Задание детям: «Кто быстрее сложит большой двухцветный куб?» Нижняя, задняя и верхняя грани синего цвета, а левая передняя и правая — красного Можно использовать и другие сочетания цветов. Выигрывает тот, кто сложит правильно и раньше всех. | ||||
10 неделя | 19 | Уникуб У 41 Высотный дом | Закреплять сенсорные эталоны цвета и формы, соотношение целого и части. Учить разбивать сложные задания на несколько простых. Развивать произвольность действий. | Воспитатель предлагает детям стать строителями и построить высотный дом желтого цвета на 20 квартир. В основании 4 кубика, а высота 5 этажей. Стены, крыша и пол на 1-м этаже желтого цвета. Окраску дома можно делать и красной, и синей. По окончании дети проверяют, правильно ли построены все дома. | |||
20 | Уникуб У 43 Красный крест | Закреплять умение работать по образцу. Развивать комбинаторские способности, зрительную память, способность к анализу | Воспитатель с детьми рассматривают картинку, затем предлагает им сложить красный крест на всех 6 гранях куба. Вершины куба могут быть желтыми или синими. Задание выполняется на время. | ||||
11 неделя | 21 | Сложи квадрат | Закреплять названия геометрических фигур, отбирать части по цвету и по оттенкам цветов. Развивать цветоощущения и сообразительность | Предварительно смешать части разрезанных квадратов (2, 3, 4), сложить все в один пакет. Ребенок сначала должен все рассортировать по цвету, а затем, как обычно, сложить квадраты. Смешать части квадратов вплоть до 15 (1 - 5, 1 - 10 или даже 1 - 15) и предложите ребенку разложить их не только по цвету, но и в порядке номеров. Такое задание могут выполнять те дети, которые считают и знают цифры. | |||
22 | Сложи квадрат | Закреплять названия геометрических фигур, Продолжать учить составлять квадрат из отдельных частей. Развивать пространст венное мышление. | Воспитатель даёт детям задание «на время». По команде «На старт! Внимание! Начали!» ребёнок высыпает кусочки из коробки на стол и начинает сортировку и укладку в квадраты. Побеждает тот, кто первым правильно рассортирует и соберёт квадраты. | ||||
12 неделя | 23 | Внимание В – 1, В – 2, В – 3, В – 4, В – 5 | Развивать у детей способность видеть и запоминать увиденное, умение находить зависимости и закономерности, а также находить ошибки и недостатки. | Воспитатель спрашивает у детей, кто из них умеет играть во «Внимание». - Кто заметил, что я принесла в пакете? (Картинки). _ Но вот какие картинки? Это вы не знаете! Только самые внимательные узнаю, что у меня там и…даже нарисуют эти картинки в своей тетради. - Когда я скажу слово «внимание», я покажу одну картинку, но через 3 секунды спрячу. Кто очень внимательный, тот успеет рассмотреть, что там нарисовано. - Проверим, кто у нас внимательный. (Показывать фигуры следует один раз).По окончании дети сами отмечают, где нарисовали правильно, а где допустили ошибку. | |||
24 | Внимание В – 6, В – 7, В – 8, В – 9, В – 10 | Развивать у детей внимание, зрительную память, умение анализировать выполненное задание, сравнивая с образцом. | Воспитатель спрашивает у детей, понравилась ли им игра «Внимание»? Предлагает поиграть в неё ещё. (Игра проводится аналогично занятию №23). Надо следить только за тем, чтобы не начиналось обычное срисовывание, когда можно посмотреть на образец и 2, и 3 раза, дорисовывая его по частям. | ||||
Декабрь | |||||||
13 неделя | 25 | Точечки | Закреплять навыки счёта в пределах 10. Развивать математическое мышление, внимание, память. | Разложить квадраты по цвету. Для этого высыпать квадраты на стол, а ребёнку сказать: «Давай наведем порядок в квадратах!» (лучше на фоне какой-нибудь сказочной ситуации). Для этого надо: а) перевернуть все квадраты лицевой стороной кверху, чтобы видны были точки; б) собрать вместе квадраты одного цвета, чтобы вышло 4 стопки от 1 до 10; в) разложить их в 4 ряда от 1 до 10 и чтобы каждый ряд был одного цвета. | |||
26 | Точечки | Закреплять навыки счёта в пределах 10. Развивать математическое мышление, внимание, память. | Воспитатель предлагает детям следующие задания: а) разложить все квадраты по порядку: сначала 1 ряд с точками, затем перейти к раскладыванию 2 и 3 рядов одновременно. б) кто найдет быстро, где лежит квадрат с 5-ю (с 6-ю, 7-ю, 8-ю и т. д.) точками? в) кто сумеет положить квадраты с цифрами по порядку? | ||||
14 неделя | 27 | Точечки | Упражнять в счёте до 10. Закреплять умение составлять число из двух меньших чисел. Развивать способность к анализу и синтезу. | Сколько точек в одном ряду квадратов (желтом, красном, зеленом)? Чему равна сумма чисел на квадратах с числами? Какие квадраты сложить по 2 вместе, чтобы получилось в каждой паре квадратов по 10 точек? (0+10, 1+9, 2+8, 3+7, 4+6, 5+5.) Какие квадраты надо сложить по 2, чтобы получилось по 9 точек в каждой паре квадратов? | |||
28 | Внимание – угадай-ка ВУ – 0, ВУ – 1 | Развивать внимание, зрительную память сообразительность, умение сравнивать, анализировать и откры- вать скрытые зависимо сти, последовательнос- ти, связи, логику изменения фигур. | Перед началом игры объяснить правила: а)все фигуры одного роста (одной величины), б)все фигуры в ряд — на одной горизонтальной линии или в колонку — по вертикали в)рисовать их последовательно, т.е. ставить рядышком — около 1-й фигуры — 2-ю, около 2-й — 3-ю и около 3-й 4-ю. Показывать фигуры по одной, а дальше сказать: «А четвертую нарисуйте сами! Кто догадается, какая она?» Показать ее только при проверке, причем для этого положить сразу все 4 фигуры в ряд (или «в колонку»), чтобы закономерность их изменения была видна всем детям. Спросить, какую закономерность они обнаружили, а затем уже приступать к проверке. | ||||
15 неделя | 29 | Внимание – угадай-ка ВУ – 3, ВУ – 4, ВУ - 5 | Продолжать развивать внимание, зрительную память и мышление детей при рассматривании фигур и установлении закономерности изменения фигур. | Воспитатель вместе с детьми вспоминает правила игры. Затем приступают к игре: показывает по очереди только 3 первых фигуры -задания, а 4-ю они должны нарисовать сами, не видя рисунка. Спросить, какую закономерность они обнаружили, а затем уже приступать к проверке. | |||
30 | Внимание – угадай-ка ВУ – 6, ВУ – 7, ВУ - 8 | Продолжать развивать внимание, зрительную память, сообразительность, умение сравнивать, анализировать и открывать скрытые зависимости последовательности, связи, логику изменения фигур | Воспитатель вместе с детьми вспоминает правила игры. Затем приступают к игре: показывает по очереди только 3 первых фигуры -задания, а 4-ю они должны нарисовать сами, не видя рисунка. Спросить, какую закономерность они обнаружили, а затем уже приступать к проверке. | ||||
16 неделя | 31 | Портреты друзей | Развивать умение составлять геометрии- ческие фигуры из частей, понимать соотношения целого и части, внимание, память, воображение, умение анализировать, сравнивать, мелкую моторику рук. | Веснушка рассказывает, что в стране Волшебных игр нет художников и фотографов, поэтому портреты жителей выкладывают из деталей различных игр. Он привез с собой портреты своих друзей. Детям предлагается рассмотреть изображения и, отгадав загадки, назвать, кто изображен. Затем дети рассматривают образцы, рассказывают из каких фигур составлено туловище, голова, лапы и выкладывают изображения животных с опорой на образцы. | |||
32 | Знакомство с игровым квадратом Воскобовича | Развитие мелкой моторики, творческих и конструкторских способностей, пространственного и образного мышления, сенсорных способностей. | Игровая ситуация: Веснушка рассказывает, что в стране Волшебных игр у него есть друг, который умеет превращаться в разные предметы и зверей, а как его зовут, дети узнают, если отгадают загадку (загадка про квадрат). Дети рассматривают квадрат, выясняют, что он состоит из треугольников, квадрат можно складывать, он двух цветов. Воспитатель говорит детям, что квадрат очень любит играть в прятки. В большом квадрате, как в матрешке спрятались квадраты поменьше. Детям предлагается найти все квадраты, которые спрятались в большом квадрате. Детям предлагается сложить квадрат пополам так, чтобы получился треугольник. Затем воспитатель спрашивает: - сколько в нем прячется квадратов - сколько спряталось треугольников - какая еще фигура прячется в большом треугольнике. | ||||
17 неделя | 33 | Змейка-волшебница | Развивать внимание, память, гибкость мышления, сообразительность, пространственное воображение, мелкую моторику рук, творческие способности. | В гости к детям из страны Волшебных игр приезжает подруга Квадратика Змейка со своими сестрами. Она рассказывает, что, так же как и Квадратик умеет превращаться в различные предметы и животных. Дети рассматривают змейку, отмечают, что треугольники разного цвета. С одной стороны зеленые и красные, с другой синие и желтые. Воспитатель говорит, что змейку можно складывать по-разному. Предлагает им сложить змейку разными способами. Затем предлагает рассмотреть змейку и ответить на вопросы: - Сколько красных квадратов? (3) -Сколько зеленых треугольников? (6) - Сколько зеленых квадратов? (0) Аналогичные вопросы задаются после переворачивания змейки на другую сторону. | |||
34 | Поможем жителям Волшебной страны | Развивать у детей абстрактное мышление, навыки моделирования, умение ориентироваться в пространстве, развивать креативный потенциал, усидчиво- сть, память, внимание | Змейка рассказывает, что в Волшебном городе, где она живет, нет названий улиц и номеров на домах, поэтому жители не получают писем. А им так хочется, получать письма от своих друзей. Воспитатель спрашивает детей, как Змейка может помочь своим друзьям (можно сделать дорожки цветными, а на домах разместить различные предметы, сложенные из Змейки). Воспитатель задает вопрос: Сколько улиц может быть в волшебном городе? (Дети складывают разные варианты дорожек). Затем детям предлагается выбрать понравившиеся образцы и сложить различные фигуры (грач, золотая рыбка, панама, мышка, конфета и др.) | ||||
Январь | |||||||
18 неделя | 35 | Загадочные льдинки | Развивать логическое мышление, моторику руки, конструкторских способностей и воображения, Закреплять названия геометрических фигур и их свойства. | В стране Волшебных игр есть необычное озеро Айс. Оно всегда покрыто льдом, и из кусочков этого льда можно выкладывать различные картинки. Из волшебного сундучка Веснушки воспитатель достает игру и образцы. Дети рассматривают «льдинки», отмечают, что они все разные. Предлагается соединить льдинки так, чтобы получился квадрат, треугольник, прямоугольник. Дети выкладывают рисунки с опорой на образцы. В случае затруднения можно предложить выкладывать путем наложения | |||
36 | Провожаем Веснушку | Развивать логическое мышление, моторику руки, конструкторских способностей и воображения, Закреплять названия геометрических фигур и их свойства. | Веснушке пора возвращаться домой, он оставляет в подарок детям свой волшебный сундучок, который помог ему добраться в гости. Но в страну Волшебных игр обычным транспортом нельзя добраться. Детям предлагается вспомнить, что они научились складывать из волшебных нетающих льдинок и на чем Веснушка сможет добраться домой. | ||||
19 неделя | 37 | Математические корзинки | Закреплять счет в пределах 10, состав числа из двух меньших. Учить сравнивать числа. Развивать внимание, логическое мышление. | В стране Волшебных игр есть зверята-цифрята: Ежик-еденица, Зайка-двойка, Мышка-тройка,...Собачка-пятерка и другие, которые любят собирать в лесу грибы. Они собрали много грибов и никак не могут решить, у кого грибов больше. Поэтому просят вас помочь им.Дети пересчитывают грибы и называют, кто набрал грибов больше всех, Затем воспитатель предлагает роделить грибы между всеми зверятами-цифрятами. Предлагает рассказать, как они поделили грибы. В конце игры воспитатель предлагает грибы и корзины обвести, раскрасить и заштриховать. | |||
38 | Волшебный квадрат Воскобовича (пароход) | Развивать творческие и конструкторские способности, пространственное и образное мышление, сенсорные способности. | Воспитатель. Сегодня мы с вами поиграем в игру – путешествие. Скажите на чем можно путешествовать? А первое наше путешествие, вы должны узнать, на чем будет, прослушав загадку: Паровоз без колес! Вот так чудо – паровоз! Не с ума ли он сошел – Прямо по морю пошел? (Пароход) Дети выкладывают кораблик. Воспитатель. Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет, Он бежит себе в волнах на раздутых парусах. Мимо острова крутого… Пушки с пристани палят, кораблю пристать велят! Зверятам очень захотелось покататься на пароходе. Первым прибежал ёжик, затем – мышка, за мышкой – собачка (дети выкладывают из квадрата животных). | ||||
20 неделя | 39 | Подарки для друзей. | Развивать у детей познавательные процессы; расширять представления о геометрических фигурах. | Воспитатель предлагает детям отправить посылку с подарками их друзьям из страны Волшебных игр. Детям раздаются плоскостные детали игры, клей, кисточки, листы тонированной бумаги. Дети составляют изображения сначала на столе, затем приклеивают на листы. После выполнения задания все работы укладываются в коробку (посылку) | |||
40 | Знакомство с палочками Кюизенера | Познакомить детей с эталонами цвета, закрепить названия основных цветов, развивать умение группировать, классифицировать палочки (полоски) по цвету. Развивать внимание, память, мышление. Материал: наборы палочек (полосок) Кюизенера, кукла, коробки разных цветов. | Воспитатель привлекает внимание детей, сообщает, что кукла Катя хочет с ними поиграть с палочками. Дети вместе с воспитателем располагаются за столом. Воспитатель обращает внимание детей на цвет палочек: - Какие палочки по цвету? Покажите красную палочку (синюю, зеленую, желтую). -Возьмите в каждую руку по одной палочке любого цвета, какой нравится, и назовите цвет палочек. Воспитатель вместе с детьми проговаривает название цветов. Затем кукла Катя приносит разноцветные коробочки, предлагает детям разложить палочки в коробочки соответствующего цвета (красную палочку в коробочку красного цвета, синюю в синюю коробку и т.д.). Дети вместе с куклой и воспитателем смотрят правильность выполнения задания, совместно исправляют ошибки. Строим дорожки | ||||
Февраль | |||||||
21 неделя | 41 | Новоселье (палочки Кюизенера) | Закреплять умение сравнивать палочки по длине; соотносить величину предмета с ограниченным пространством. Материал. Цветные счетные палочки | Воспитатель предлагает детям устроить новоселье: «Перед вами квартира (показывает лист картона). Давайте расставим в неё мебель. Когда будете расставлять мебель, помните о том, что в комнате находится несколько предметов, и они должны быть не очень большими. Иначе она не поместится. Далее педагог перечисляет мебель, которая будет стоять в комнате: шкаф, кровать, стол, стул, кресло. После выполнения задания задаёт вопросы: - Какая мебель в комнате? - Что в ней самое высокое? - Какого цвета шкаф? А кровать? - Что выше шкаф или стол? - Где стоит шкаф, кресло, стул? | |||
42 | Ёлка | Упражнять детей в определении длины предмета путём наложения; закреплять умение пользоваться словами: длиннее – короче, самая короткая; закреплять представления об эталонах цвета. Материал. Цветные счетные палочки. | Воспитатель предлагает детям подобрать палочки по длине и положить их на ветки нарисованной ели. Вопросы и задания: - Какого цвета ветки? Назовите их по порядку, начиная сверху. - Какого цвета самые длинные ветки? - Назовите цвет тех веток, которые короче самой длинной. - Сколько самых коротких веток? - По сколько веток одинакового цвета? - Отложите в сторону две любые одинаковые по длине ветки. Какие они по длине? (Одинаковые, равные) | ||||
22 неделя | 43 | Назови число — найди палочку | Упражнять в установлении отношений эквивалентности: цвет — это число, число — цвет. Упражнять в соотношении количества и счета. Материал: наборы палочек Кюизенера (объемный или плоскостной вариант), раздаточный материал (мелкие игрушки). | Воспитатель называет число, дети отсчитывают соответству ющее число предметов, выкладывают на столе. Затем играющие подбирают соответствующую палочку. И, наоборот, ведущий показывает палочку, а дети называют число, которое она обозначает (например, белая — один, розовая — два, голубая - три и т.д.). Далее дети выкладывают нужное количество предметов. | |||
44 | Дорога к дому | Закреплять умение детей измерять с помощью условной мерки; ориентироваться в пространстве на ограниченной площади. Материал. Карточка, цветные счетные палочки. | Педагог предлагает каждому ребенку положить белый кубик в левом верхнем углу карточки, а затем такой же кубик положить в правом нижнем углу. «Это домики, в которых живут Ира и Оля, — говорит воспитатель. — Ира жила в верхнем домике, а Оля в нижнем. Оля решила пойти в гости к Ире поиграть. Сделайте дорогу, по которой она пойдет. Наигравшись с Ирой, она решила вернуться домой, но другой дорогой. Сделайте эту дорогу». Вопросы — По какой дорожке быстрее можно дойти до дома? Объясните почему. — Как можно доказать, какая дорожка длиннее? — Где находится дом Иры? А где дом Оли? Работа парами — Сравните короткие дорожки. У кого дорожка длиннее? Способы сравнения длины различны: с помощью наложения или приложения палочек (дорог) друг к другу, а также с помощью измерения, взяв за основу мерки. | ||||
23 неделя | 45 | Кукла Маша | Учить детей сравнивать предметы подлине, обозначать словами результат сравнения (длиннее, короче, равные подлине); моделировать предмет по словесной инструкции; ориентироваться в пространстве. Материал. Карточка, счетные палочки: 2 голубые, 3 белые, 4 красные, 4 розовые, 1 желтая, 1 фиолетовая, 1 черная, 1 бордовая. | Педагог предлагает детям сделать куклу из палочек, диктуя последовательность: — Положите голубые палочки одну под другой. Это голова куклы. Какие палочки по длине (Одинаковые, равные). Из двух белых палочек сделайте бантики. — Белый кубик — шея куклы. Где он лежит? (Под голубыми.) — Из двух красных палочек сделайте кофточки, положите палочки одну под другой. — А теперь сделайте руки из оставшихся красных палочек. Какие красные палочки по длине? (Равные, одинаковые.) — Из желтой, фиолетовой, черной и бордовой палочек сделайте юбку. Какие палочки по длине? Какая из них самая короткая? А бордовая палочка какая по длине? (Самая длинная.) — Сколько осталось розовых палочек? (Четыре.) Какие все палочки по длине? Сделайте из них ноги и туфельки. — Какое число обозначает розовый цвет? (Число два.) — Получилась красивая кукла Маша. Кого цвета самая длинная палочка в юбке? А самая короткая? — Фиолетовая палочка какая по длине? (Длиннее желтой, но короче черной.) —А черная палочка какая по длине? (Длиннее фиолетовой, но короче бордовой.) — Выше бордовой палочки находятся палочки какого цвета? — Между красной и фиолетовой какого цвета палочка? — Сколько палочек пошло на юбку? А на кофту? | |||
46 | Зайка | Закреплять умение сравнивать предметы по длине и высоте; обозначать словами результат сравнения. Материал. Карточка, цветные счетные палочки: 4 белые, 4 красные, 4 бордовые, 4 голубые, 1 коричневая и 2 розовые. | Прочитать стихотворение А. Барто Зайку бросила хозяйка, Под дождем остался зайка. Со скамейки слезть не смог, Весь до ниточки промок. Воспитатель спрашивает у детей, о ком это стихотворение, предлагает детям выложить зайку из палочек, диктуя последовательность: — Из двух красных палочек сделайте туловище. Какие они по длине? Какое число обозначает этот цвет? — Из белых палочек сделайте голову. Сколько белых кубиков понадобилось для головы? —А теперь сделайте уши. Какие по длине уши? Какое число обозначает голубой цвет? — Из двух голубых сделайте передние лапы. С какой стороны туловища они находятся? — Подумайте, как положить палочки, чтобы зайка сидел? Сколько задних лап у зайца? — Возьмите самую длинную палочку и положите ее под лапки зайца. — Из двух бордовых палочек сделайте ножки для скамейки. —Давайте сделаем еще одну скамейку. Сиденье у нее должно быть такой же длины, как и у первой. Сделайте у этой скамейки ножки из палочек розового цвета. — Что можно сказать о длине скамеек? (Они одинаковые, равные по длине.)— Какой высоты ножки у скамеек? (Равные по высоте.) Воспитатель просит кого-либо ответить на вопрос: — Почему зайка промок под дождем, сидя на этой скамейке? Потому что она была высокая. — С какой скамейки зайке было бы легче спрыгнуть? (Со второй, которая ниже). Что можно сказать об этих скамейках? Какие они? | ||||
24 неделя | 47 | Гости из космоса. | Закрепить знание состава числа 8 из двух меньших. Тренировать в умении конструировать предметы из цветных палочек; Развивать логическое мышление детей. Материал. Цветные счетные палочки. | Воспитатель сообщает: - Ребята, к нам в гости прилетели инопланетяне, просят нашей помощи: отремонтировать звездолет. Вы поможете? - Из цветных палочек нужно выложить корпус корабля: длиной в одну красную палочку (8), высотой в 4 ряда, в каждом ряду по 2 палочки (состав числа 8). - Какие палочки вы выложили во втором ряду? - А теперь назовите числа. Черная палочка – это какое число? (Семь). - А белая? (Это один). - А вместе они составили красную палочку восьмерку. - Молодцы, ребята. А теперь достройте звездолеты из любых подходящих палочек так, чтобы они были готовы к полету. | |||
48 | Как разговаривают числа? | Учить оперировать числовыми значениями цветных палочек, познакомить детей со знаками «>», «<». Учить записывать и читать записи: 3< 4. 4 > 3 Материал. Цветные счетные палочки. | Педагог говорит, что числа умеют разговаривать не словами, а знаками. Предлагает детям взять в левую руку палочку красного цвета, а в правую – голубого цвета. -Какие числа у вас в руках? -Что нужно делать, чтобы сравнивать эти числа? Подводит детей к выводу о том, что для того, чтобы сравнивать эти числа, нужно приложить палочки друг к другу или наложить друг на друга. | ||||
Март | |||||||
25 неделя | 49 | Заполни пустые клетки (А.Столяр) | Закреплять представления детей о геометрических фигурах, умения сопоставлять и сравнивать две группы фигур, находить отличительные признаки. | Каждый игрок должен изучить расположение фигур в таблице, обращая внимание не только на их форму, но и на цвет, найти закономерность в их расположении и заполнить пустые клеточки со знаками вопроса. Выигрывает тот, кто правильно и быстро справится с заданием. Затем игроки могут поменяться табличками. | |||
50 | Где какие фигуры лежат (А.Столяр) | Закреплять умение детей классифицировать фигуры по двум свойствам: цвету и форме. Материал: Набор фигур и карточка с изображением геометрических фигур вверху и цветные изображения предметов слева | Воспитатель, спрашивая детей, выясняет, сколько рядов (строк) и сколько столбцов имеет эта таблица (три строки и четыре столбца). Какие фигуры расположились в верхнем ряду, среднем, нижнем; в левом столбце, во втором справа, в правом столбце. Затем дети раскладывают фигуры в соответствующие клеточки таблицы. Выигрывает тот, кто меньше сделал ошибок | ||||
26 неделя | 51 | Найди все дороги (А.Столяр) | Развивать у детей комбинаторские способности, логическое мышление, сообразительность. Материал: Таблица с 12-ью клетками с нарисованными звёздочками в левом нижнем и правом верхнем углах, круглые фишки, цепочки из букв П и В. | Каждый игрок должен провести фишку из левого нижнего угла в правый верхний, но при одном условии: из каждой клетки можно продвигаться только направо или вверх. Шагом считается переход из одной клетки в другую. Каждая дорожка будет содержать ровно три шага направо и два шага вверх. Чтобы не сбиться в подсчёте, можно каждое продвижение к цели сопровождать цепочкой из букв П и В. Буква П обозначает шаг направо, а буква В – шаг вверх. Побеждает тот, кто найдет все дороги (а их десять). | |||
52 | Где чей домик? (А.Столяр) | Закреплять умение сравнивать числа. Упражнять в умении определять направление движения (направо, налево, прямо). Материал: Набор карточек с числами. | Воспитатель является ведущим. По указанию ребёнка он разводит цифры по домикам. На каждой развилка ребенок должен указать, на какую дорожку – правую или левую – нужно свернуть. Если цифра сворачивает на запрещённую дорожку либо проходит на по той дорожке, где условие выполняется, то ребёнок теряет очко. Ведущий может отметить, что в этом случае цифра заблудилась. Если же развилка пройдена правильно, то игрок получает очко. Ребёнок выигрывает, когда наберёт на менее десяти очков. | ||||
27 неделя | 53 | Вычислительные машины I (А.Столяр) | Формировать навыки устных вычислений, создать предпосылки для подготовки детей к усвоению таких идей информатики, как алгоритм, блок-схема, вычислительные машины. Материал: Карточки с числами. | Вычислительные машины представляют собой блок-схемы с пустым входом и выходом и указанием тех действий, которые они выполняют. Воспитатель объясняет условия игры, определяет задания: простейшая вычислительная машина умеет выполнять одно действие – прибавление единицы. Ведущий подаёт на вход машины (желтый круг) какое-нибудь однозначное число, например, 3, то ребенок должен положить на выход (красный кружок) карточку с результатом, т.е число 4, т.к. 3+1=4. | |||
54 | Вычислительные машины II (А.Столяр) | Упражнять детей в выполнении арифметических действий в пределах десяти, в сравнении чисел. Материал: Карточки с числами. | Воспитатель разъясняет условия игры, определяет задания. Дети выполняют роль вычислительных машин. Организация игры такая же, как и в предыдущем случае. Усложнения: машина последовательно выполняет действие прибавления единицы дважды (1+1 или +2) | ||||
28 не деля | 55 | Загадочный конверт | Познакомить детей с игрой «Танграм», набором фигур к игре. Учить преобразовывать их с целью составления из 2-3 имеющихся новой. | Веснушка приехал в гости из страны Волшебных игр и привез с собой волшебный сундучок. Из него Веснушка достает новую игру, которая называется «Танграм» (детали игры сложены в красочный конверт). При рассматривании игры воспитатель обращает внимание детей на то, что треугольники разных размеров. При складывании игры в рамку, если у детей возникли затруднения, можно использовать вкладыш-подсказку, на котором изображено местонахождение каждой фигуры. | |||
56 | Портреты друзей | Развивать умение анализировать, сравни-вать, умение работать по моделям Развивать навыки объединения предметов на основе общих признаков. Материал: Набор фигур к игре «Танграм». | Веснушка рассказывает, что в стране Волшебных игр нет художников и фотографов, поэтому портреты жителей выкладывают из деталей различных игр. Он привез с собой портреты своих друзей. Детям предлагается рассмотреть изображения и, отгадав загадки, назвать, кто изображен. Затем дети рассматривают образцы, рассказывают из каких фигур составлено туловище, голова, лапы и выкладывают изображения животных с опорой на образцы. | ||||
Апрель | |||||||
29 неделя | 57 | Составление фигуры-силуэта зайца | Учить детей анализировать способ расположения частей, составлять, фигуру-силуэт, ориентируясь на образец. Материал: Набор фигур к игре «Танграм». | Воспитатель показывает детям образец фигуры-силуэта зайца и говорит: - Посмотрите внимательно на зайца и расскажите, как он составлен. - Из каких геометрических фигур составлены туловище, голова, ноги зайца? Надо назвать фигуру и ее величину, так как треугольники, из которых составлен заяц (показывает), разных размеров; предлагает нескольким детям ответить. Теперь посмотрите, какую геометрическую фигуру образуют 2 больших треугольника. Покажите стороны, углы этой фигуры. - Вот мы и рассмотрели, как составлен заяц, из каких фигур составлены туловище, голова, лапы. - А теперь возьмите свои наборы и составляйте. Кто выполнит задание, проверьте, правильно ли составил. После того как фигура составлена, воспитатель просит двоих детей рассказать, как они составили фигуру, т. е. назвать расположение составных частей по порядку. | |||
58 | Волшебный зоопарк (звери) | Учить детей анализировать способ расположения частей, составлять фигуры-силуэты зверей по контурному образцу. Развивать операции анализа и синтеза. Материал: Набор фигур к игре «Танграм». | В группе располагается план зоопарка. Веснушка обращает на него внимание детей, и рассказывает, что такой же зоопарк есть в стране Волшебных игр. Все животные выложены из деталей игры «Танграм». Но неожиданно подул сильный ветер и все изображения перепутались. Веснушка просит детей помочь жителям Волшебной страны, вернуть животных на свои места. Кто где жил подскажут загадки на стенках вольеров. Дети отгадывают загадки и собирают изображения животных. Воспитатель задает проблемный вопрос: А вдруг снова подует сильный ветер? Что можно сделать, чтобы изображения животных больше не рассыпались? Дети собирают, а затем приклеивают понравившееся им животное. | ||||
30 неделя | 59 | Бегущий гусь | Учить детей рассказывать о предполагаемом способе размещения частей в составляемой фигуре, планировать ход действий. Материал: Набор фигур к игре «Танграм». | Воспитатель обращает внимание детей на образец: - Посмотрите внимательно. Фигуру бегущего гуся можно составить из 7 частей игры. Надо сначала рассказать, как это сделать. - Из каких геометрических фигур можно составить туловище, голову, шею, ноги гуся. По окончании работы все дети сверяют составленные ими фигуры с изображением на доске. | |||
60 | Составление фигуры-силуэта домика | Упражнять детей в умении осуществлять зрительно-мысленный анализ возможного способа расположения фигур, проверяя его практически. Материал: Набор фигур к игре «Танграм». | Воспитатель, показывая образец домика, обращается к детям: - Рассмотрите внимательно домик – стены, крышу, трубу. - Расскажите, как бы вы составил его из имеющегося набора фигур. После выполнения задания дети изображают графически мелом на доске способ расположения фигур в силуэте домика. Отмечается, что многие из детей ещё до составления зрительно правильно распределили фигуры. | ||||
31 неделя | 61 | Головоломка «Вьетнамская игра» (Складываем цветочек) | Учить детей обдумы- вать, планировать свои действия. Развивать умственные и творческие способно-сти у детей | Воспитатель читает стихотворение: - -Отчего зацвел цветок?- Мальчик спрашивает мать. -Оттого, что мы цветок Не ленились поливать. Детям раздаются карточки с изображениями фигур, элементы круга состоящие из семи деталей, представленных в натуральную величину. Воспитатель предлагает сложить фигуру-изображение цветка. | |||
62 | Головоломка «Вьетнамская игра» (Собираем собачку) | Развивать логическое, пространственное мышление, внимание, память. | Воспитатель читает стихотворение: Выбирая, не спеши: Все собаки хороши, Все красивы, все умны, Все хозяевам нужны. Лучше всех, однако, У меня собака! Игра проводится аналогично игре №61 | ||||
32 неделя | 63 | Головоломки с палочками Составление треугольников и квадратов. | Учить детей составлять геометрические фигуры из определённого количества палочек, пользуясь приёмом пристроения к одной фигуре, взятой за основу, другой Материал: Счётные палочки | Задание 1. Воспитатель предлагает детям отсчитать по 5 палочек, проверить и положить их перед собой. Затем говорит: - Скажите, сколько потребуется палочек, чтобы составить треугольник, каждая сторона которого будет равна одной палочке? - Сколько потребуется палочек для составления двух таких треугольников? - У вас только 5 палочек, но из них надо составить тоже два равных треугольника. Подумайте, как это можно сделать, и составляйте. После того как большинство детей выполнит задание, воспитатель просит их рассказать, как надо составить два равных треугольника из 5 палочек. Задание 2. Составить 2 равных квадрата из 7 палочек (воспитатель предварительно уточняет, какую геометрическую фигуру можно составить из 4 палочек). Даёт задание: отсчитать 7 палочек и подумать, как из них составить на столе 2 равных квадрата. Задание 3. Составить 3 равных треугольника из 7 палочек. После выполнения задания воспитатель предлагает всем детям составить 3 треугольника в ряд так, чтобы получилась новая фигура – четырёхугольник. Вопросы задаются аналогично как в задании №1 | |||
64 | Головоломки с палочками Составление треугольников и квадратов | Упражнять детей в самостоятельных поисках путей составления фигур на основе предварительного обдумывания хода решения. Материал: Счётные палочки | Воспитатель задаёт детям вопросы: - Из скольких палочек можно составить квадрат, каждая из сторон которого равна одной палочке? 2 квадрата? (из 8 и 7). Задание 1. Отсчитать 10 палочек и составить из них 3 равных квадрата. Подумать, как надо составлять и рассказать. Задание 2. Из 5 палочек составить квадрат и 2 равных треугольника. Сначала рассказать, а затем составлять Воспитатель задаёт вопросы: - Сколько палочек нужно для составления квадрата? - По скольку у вас палочек - Можно ли составить квадрат, пристраивая 1 треугольник к другому? Как составить? С какой фигуры надо начинать? После выполнения задания дети объясняют, как они делали. | ||||
Май | |||||||
33 неделя | 65 | Головоломки с палочками Преобразование фигур | Упражнять детей в умении осуществлять целенаправленные поисковые действия умственного и практического плана, частичном мысленном решении задачи. Материал: Счётные палочки | Воспитатель сообщает детям: - Сегодня будем решать новые, более сложные задачи на смекалку. Составьте из палочек вот такую фигуру (показывает) и расскажите, из каких геометрических фигур она состоит. Задание 1ю Дана фигура из 6 квадратов. Надо убрать 2 палочки, чтобы осталось 4 квадрата. - Подумайте, какие палочки надо убрать, чтобы квадратов стало меньше. | |||
66 | Головоломки с палочками Преобразование фигур | Учить детей планировать в уме полный или частичный ход решения, представлять изменения, которые произойдут в фигуре в результате преобразования, высказывать предположения. Материал: Счётные палочки | Воспитатель предлагает в фигуре, похожей на лампу, переложить 3 палочки так, чтобы стало 4 равных треугольника. Вопросы: - Как вы считаете, какие палочки и куда надо переложить? Что изменится в результате этого? Воспитатель предлагает детям высказать свои предположения и решить задачу. В случае неправильного хода поисков поясняет, что при решении некоторых головоломок геометрические фигуры (треугольники, квадраты) могу находиться на расстоянии одна от другой | ||||
34 неделя | 67 | Решение задач на нахождение признаков отличия одной группы фигур от другой | Упражнять детей в последовательном анализе каждой группы фигур, выделении и обобщении признаков, свойственных фигурам каждой из групп, сопоставлении их, основании найденного решения. Материал: Таблицы с изображенными на них задачами. | Воспитатель предлагает детям рассмотреть таблицу (стр.47, Михайлова) и говорит: - Здесь нарисованы две группы фигур: 6 фигур с правой стороны и 6 фигур с левой стороны. Это условие задачи. - Сначала надо внимательно рассмотреть все фигуры левой стороны, затем все фигуры, нарисованные справа, и найти, чем фигуры левой стороны отличаются от фигур с правой стороны. Это вопрос задачи. - Подумайте и скажите, чем же прямоугольники, нарисованные слева, отличаются от прямоугольников, изображенных справа. | |||
68 | Решение задач на нахождение признаков отличия одной группы фигур от другой | Упражнять детей в самостоятельном решении задач, в умении доказывать его правильность или ошибочность с помощью анализа групп, сопоставления обобщенных признаков одной и другой групп. Материал: Таблицы с изображенными графически задачами | Воспитатель предлагает детям рассмотреть задачу (стр.39, Михайлова).и спрашивает: - Чем все фигуры левой стороны отличаются от фигур правой? - Кто же решил задачу правильно? Правильный ответ такой: слева фигуры из квадратов и кругов пересекаются, справа – нет. | ||||
35 неделя | 69 | Логические задачи | Упражнять детей в самостоятельном решении логических задач. Развивать внимание, мышление, сообразительность. | 1. Жираф, крокодил и бегемот жили в разных домиках. Жираф жил не в красном и не в синем домике. Крокодил жил не в красном и не в оранжевом домике. Догадайся, в каких домиках жили звери? 2.Три рыбки плавали в разных аквариумах. Красная рыбка плавала не в круглом и не в прямоугольном аквариуме. Золотая рыбка - не в квадратном и не в круглом. В каком аквариуме плавала зеленая рыбка? 3. У Миши три тележки разного цвета: Красная, желтая и синяя. Еще у Миши три игрушки: неваляшка, пирамидка и юла. В красной тележке он повезет не юлу и не пирамидку. В желтой - не юлу и не неваляшку. Что повезет Мишка в каждой из тележек? | |||
70 | Логические задачи | Закреплять полученные знания и умения. Углублять математические представления. Активизировать умственную деятельность. | 1. Саша ел яблоко большое и кислое. Коля — большое и сладкое. Что в яблоках одинаковое, что разное? 2. Маша и Нина рассматривали картинки. Одна в журнале, другая в книге. Где рассматривала Нина, если Маша не рассматривала в журнале? 3. Толя и Игорь рисовали. Один — дом, другой — ветку с листьями. Что рисовал Толя, если Игорь не рисовал дом? 4. Алик, Ваня и Вова жили в разных домах. Два дома были в 3 этажа, один в 2 этажа. Алик и Боря жили в разных домах, Боря и Вова тоже в разных домах. Кто где жил? 5. Коля, Ваня и Сережа читали книги. Один о путешествиях, другой о войне, третий о спорте. Кто о чем читал, если Коля не читал о войне и о спорте, а Ваня не читал о спорте? 6. Зина, Лиза и Лариса вышивали. Одна — листочки, другая — птичек, третья — цветочки. Кто что вышивал, если Лиза не вышивала листочки и птичек, а Зина — не листочки? 7. Мальчики Слава, Дима, Петя и Женя сажали плодовые деревья. Один — яблони, второй — груши, третий — сливы, четвертый — вишни. Кто что сажал, если Дима — не сливы, яблони и груши, Петя — не груши и яблони, а Слава — не яблоки? 8. Две девочки сажали деревья, а одна — цветы. Что сажала Таня, если Света с Ларисой и Марина с Таней сажали разные растения? 9. Три девочки нарисовали двух кошек и зайца. Что рисовала Ася, если Катя с Асей и Лена с Асей рисовали разное? 10. Два мальчика купили марки, один — значок и один — открытку. Что купил Коля, если Женя с Толей и Толя с Юрой купили разное, а Миша — значок? 11. Два мальчика жили на одной улице, а два — на другой. Где жили Петя и Коля, если Олег с Петей и Андрей с Петей жили на разных улицах? | ||||
36 неделя | 71 | Веселые задачки Остера | Развивать у детей логическое мышление, сообразительность. | Воспитатель читает детям задачки и просит ответить: - Волк пригласил на свой день рождения 3 поросят, 7 козлят и 1 Красную Шапочку. Сколько аппетитных гостей пригласил Волк на свой день рождения? - Злая колдунья превратилась в Белоснежку и испекла для 7 гномов 7 пирожков с гвоздями. Три гнома отказались от угощения, а остальные разделили пирожки поровну и кинули их в колдунью. Половина пирожков, брошенных каждым гномом, попала в колдунью, а другая половина пролетела мимо нее. Сколько пирожков с гвоздями попало в колдунью? - На столе лежали овощи: репок на 1 меньше, чем огурцов, а огурцов на 1 меньше, чем помидоров. На сколько репок меньше, чем помидоров? - Катится по столу колесо разноцветное: один угол у него красный, другой зеленый, третий желтый. Когда колесо докатится до края стола, какой цвет будет виден? (см.кн. Г.Остер «Веселые задачки»). | |||
72 | Итоговая диагностика | Выявить знания и умения детей на конец года. | Диагностические задания. |
6. Педагогическая диагностика достижения детьми планируемых результатов освоения Программы
6.1. Методика и критерии диагностического обследования
Диагностические задания разработаны в соответствии с методиками Р.Немова, Д.Векслера, Н.Вераксы.
Результативность программы отслеживается в ходе проведения педагогического мониторинга, который предусматривает выявление уровня развития познавательных следующих процессов.
6.2. Диагностический инструментарий (диагностические задания)
Задание №1. Развитие внимания
Ребёнку показывается рисунок с изображением знакомых предметов. По сигналу «Начинай», он по строчкам этого рисунка начнет искать и зачеркивать те предметы, которые назвал педагог. Искать и зачеркивать названные предметы необходимо до тех пор, пока педагог не скажет слово «Стоп». Ребенок работает 2,5 мин, в течение которых пять раз подряд (через каждые 30 сек) ему говорят слова «стоп» и «начинай».
Задание оценивается по трехбалльной системе.
Уровень:
1 балл - критерий не проявляется;
2 балла – критерий проявляется частично;
3 балла – критерий проявляется (согласно норме).
Задание №2. Развитие памяти
Ребенку предлагается рассмотреть 10 картинок или предметов. А затем назвать 5-6 из них.
Задание оценивается по трехбалльной системе.
Уровень:
1 балл - задание не выполнено,
2 балла – задание выполнено с помощью взрослого;
3 балла – задание выполнено правильно и самостоятельно.
Задание №3. Развитие восприятия
Педагог объясняет ребёнку, что ему будут показаны несколько контурных рисунков, в которых как бы «спрятаны» многие известные ему предметы. Далее представляет рисунки по очереди и просит последовательно назвать очертания всех предметов, «спрятанных» в трех его частях: 1, 2 и 3. Время выполнения 25 секунд.
Задание оценивается по трехбалльной системе.
Уровень
1 балл – за время больше 45 сек. ребенок не смог решить задачу по поиску и названию всех 14 предметов, «спрятанных» в трех частях рисунка.
2 балла – ребенок назвал все 14 предметов, затратив на их поиск от 21 до 30 сек.
3 балла – ребенок назвал все 14 предметов, очертания которых имеются на всех трех рисунках, затратив на это меньше чем 20 сек
Задание №4. Развитие воображения
Ребенку предлагается выполнить задание «Дорисуй элемент»,
Задание оценивается по трехбалльной системе.
Уровень:
1 балл - задание не выполнено.
2 балла – задание выполнено с помощью взрослого или не полностью.
3 балла – задание выполнено правильно и самостоятельно.
Задание №5. Развитие мышления
Ребенку предлагается выполнить ряд заданий:
1. «Чего не хватает на рисунке?»
2. «Что лишнее на рисунке?»
3. «Раздели на группы, и назови одним словом»
4. «Сложи картинку»
5. «Что перепутал художник?»
6 «Заплатки к коврикам»
7. «Что сначала, что потом?»
Оценивание проходит по трехбалльной системе.
Уровень:
1 балл - задание не выполнено,
2 балла – задание выполнено с помощью взрослого;
3 балла – задание выполнено правильно и самостоятельно.
Данная диагностика носит рекомендательный характер, позволяет оценить общий уровень развития познавательных процессов дошкольников.
Все результаты заносятся в сводную таблицу в начале и в конце года. Сравнение первоначальных и итоговых результатов позволяет оценить уровень усвоения программного материала на каждом этапе реализации программы.
6.3. Протокол обследования знаний, умений и навыков в решении логических задач у детей старшего дошкольного возраста
№ п/п | Фамилия имя ребенка | Развитие внимания | Развитие памяти | Развитие восприятия | Развитие воображения | Развитие мышления | |||||||||||||||||
№1 | №2 | №3 | №4 | №5 | №6 | №7 | |||||||||||||||||
с | м | с | м | с | м | с | м | с | м | с | м | с | м | с | м | с | м | с | м | с | м | ||
1 | |||||||||||||||||||||||
2 | |||||||||||||||||||||||
3 | |||||||||||||||||||||||
4 | |||||||||||||||||||||||
5 | |||||||||||||||||||||||
6 | |||||||||||||||||||||||
7 | |||||||||||||||||||||||
8 | |||||||||||||||||||||||
9 | |||||||||||||||||||||||
10 |
Высокий уровень: (29-33 балла)
Средний уровень: (от 22 до 28 баллов)
Низкий уровень: (ниже 11 баллов)
6.4. Качественная характеристика уровней сформированности
умений и навыков детей в решении логических задач
Высокий уровень (от 29 до 33 баллов): Дошкольник может концентрировать внимание на одном объекте достаточно продолжительное время, высокий темп выполнения заданий, незначительные ошибки в решении задач. Запоминает и называет 5-6 картинок из 10. Воспринимает и называет очертания всех предметов за определённое время. Самостоятельно изменяет, дорисовывая, предмету недостающий элемент, создавая на этой основе относительно новый образ. Правильно, без ошибок выполняет все задания.
Средний уровень (от 22 до 28 баллов): Ребёнок не удерживает внимание в течение всего выполнения задания, отвлекается. Запоминает и называет 3-4 картинки. Называет очертания всех предметов за 30 сек. Видоизменяет предметы с небольшой помощью взрослого.
Низкий уровень (ниже 11 баллов): Ребёнок не воспринимает инструкции взрослого, не может сконцентрироваться на задании.
7. Планируемые результаты освоения детьми Программы
Ребенок должен: | |
знать |
|
уметь |
|
8. Механизм реализации программы по дополнительной услуге
Координатором Программы по дополнительной образовательной услуге является администрация МБДОУДСКВ №46 «Кот в сапогах».
Исполнителем Программы является Корниецкая А.В., воспитатель первой квалификационной категории.
Координатор:
- разрабатывает перечень показателей для контроля над ходом реализации Программы;
- анализирует ход выполнения плана мероприятий по реализации Программы;
- подготавливает и вносит предложения по совершенствованию и корректировке механизмов реализации Программы;
Исполнитель:
- участвует в реализации мероприятий Программы.
- разрабатывает календарно-тематический план, необходимый для реализации Программы;
- несет ответственность за своевременную, качественную подготовку и реализацию Программы;
- обеспечивает методическое и организационно – техническое сопровождение реализации Программы;
- проводит мониторинг реализации Программы;
Список литературы:
- Воскобович В.А. Развивающие игры. РИВ, 2009.
- Лелявина Н.О., Финкельштейн Б.Б. Давайте вместе поиграем (набор игр с блоками Дьенеша) С-Пб, ООО Корвет, 2001.
- Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. – М.: Просвещение, 1985.
- Никитин Б.П. Ступеньки творчества или развивающие игры – М.: Просвещение, 1990.
- Новикова В.П., Л. И. Тихонова Л.И.Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера. Раздаточный материал от 3 до 7 лет, С-Пб, Детство-Пресс, 2008.
- Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. Игралочка (методические рекомендации). М: Баласс, 2003.
- Столяр А.А. Давайте поиграем: Математические игры для детей 5—6 лет – М.: Просвещение,1991.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительного образования по ритмопластике для детей старшего дошкольного возраста "Непоседы"
Кружок "Непоседы" рассчитан на 17 занятий - 1 раз в две недели...
Программа дополнительного образования "Юный турист" для детей старшего дошкольного возраста
Программа «Юный турист» определяет качественное повышение физического развития и оздоровления детей старших дошкольников посредством использования элементарных форм детского туризма....
Программа дополнительного образования "Юный турист" для детей старшего дошкольного возраста
Программа «Юный турист» определяет качественное повышение физического развития и оздоровления детей старших дошкольников посредством использования элементарных форм детского туризма....
Программа по дополнительной образовательной услуге "Олимп" для детей старшего дошкольного возраста
Здоровье — естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений; состояние полного телесного, душевного и...
Доклад «Программа дополнительного образования «Степ-данс» для детей старшего дошкольного возраста».
Работа в окружной образовательной выставке «Переход на новые стандарты образования: опыт, результаты, проблемы», филиал КГБОУ АКИПКРО в г. Бийске. Доклад «Программа допол...
Презентация «Программа дополнительного образования «Степ-данс» для детей старшего дошкольного возраста».
Работа в окружной образовательной выставке «Переход на новые стандарты образования: опыт, результаты, проблемы», филиал КГБОУ АКИПКРО в г. Бийске. Презентация «Программа ...
Программа дополнительного образования "АБВГДей-ка" (для детей старшего дошкольного возраста)
Программа дополнительного образования «АБВГДей – ка»воспитателя Кальной Татьяны Евгеньевны направлена на интеллектуальное развитие речевого развития детей старшего дошколь...