« Об организации разъяснительной работы с родителями о соблюдении этических норм и правил дорожного движения».
методическая разработка (старшая группа) по теме
Работа по формированию безопасного поведения детей на улицах города может быть эффективной только при тесном взаимодействии детского сада и семьи. Дети дошкольного возраста - особая категория пешеходов и ппассажиров. Ведь для них именно родители являются непосредственным образцом поведения. Цель этих методических рекомендаций - способсьвовать максимальному использованию авторитета семьи в прочном и сознательном усвоении детьми не только правил дорожного движения, но и этических норм поведения на улице на основе двухстороннего взаимодействия.
Скачать:
Предварительный просмотр:
« Об организации разъяснительной работы с родителями о соблюдении этических норм и правил дорожного движения».
Сохранение жизни и здоровья воспитанников является главной задачей дошкольного образовательного учреждения. Обучение правилам дорожного движения (далее – ПДД) является просто жизненно необходимым направлением в работе по формированию основ безопасности собственной жизнедеятельности дошкольников, так как очень часто причиной дорожно- транспортных происшествий становятся именно дети.
Цель работы по ознакомлению дошкольников с ПДД - формирование навыков безопасного поведения детей на дороге, в транспорте, чувства ответственности, сознательного отношения к соблюдению правил дорожного движения.
Работа по формированию безопасного поведения детей на улице может быть эффективной только при взаимодействии детского сада и семьи. Дети дошкольного возраста – особая категория пешеходов и пассажиров. Ведь для них именно родители являются непосредственным образцом поведения. И наша цель – максимально использовать авторитет семьи в прочном и сознательном усвоении детьми не только правил дорожного движения, но и этических норм поведения на улице, с этой целью разнообразить формы работы с родителями на основе двухстороннего взаимодействия, повышающие их личную ответственность за безопасность своих детей.
Задачи:
- Оптимизировать работу с родителями детей дошкольного возраста для закрепления знаний о Правилах дорожного движения;
- Создать условия для формирования социальных навыков и соблюдения этических норм поведения участников дорожного движения на основе совместной деятельности с родителями;
- Сформировать представление о роли личного примера родителей для своего ребёнка как образце, закладывающем основы его безопасного и культурного поведения на улицах города, в общественном и личном транспорте на всю жизнь.
В разъяснительной работе с родителями о соблюдении этических норм и правил дорожного движения используем следующие формы работы:
- консультации, беседы, открытые показы ООД: « Ребёнок на улице», «Самый важный пешеход и пассажир», «Как научить ребёнка не попадать в типичные дорожные «ловушки», «Бег через дорогу – враг, особенно зимой», «Правила перевозки детей в автомобиле»;
- общие и групповые родительские собрания: «Роль родителей в профилактике детского ДТТ», «Безопасность детей на улицах города»;
- памятки и листовки – обращения о необходимости соблюдения ПДД: «Как научить ребёнка безопасному поведению», «Детское автокресло», «Дети на дороге»;
- папки – передвижки, в которых содержится материал о ПДД, необходимый для усвоения, как детьми, так и взрослыми;
- совместное изготовление макетов, атрибутов к сюжетно - ролевым играм, дорожных знаков, моделей светофора;
- конкурсы, викторины и развлечения по ПДД с участием детей и родителей: «Дорога и мы», «Дорожная азбука»;
- выставки рисунков и плакатов по ПДД;
- встречи с инспекторами ГИБДД.
Отдельное внимание уделяем вопросу этики водителя, так как большинство родителей, мамы и папы воспитанников, являются водителями. На тематическом родительском собрании знакомим их с понятиями:
Этика — это система норм поведения человека.
Этика поведения водителя - совокупность моральных правил по отношению к другим участникам движения. Согласно этим правилам недопустимы грубость, агрессивное поведение, невнимательность, пренебрежение к нормам поведения на дороге.
Раздаём родителям – водителям памятки, содержащие свод этических норм поведения на дороге:
«Этика водителя складывается из следующих нравственных отношений:
— уважительное отношение ко всем без исключения участникам движения;
— предупредительный, вежливый стиль езды;
— «рваный» стиль езды, с резким набором скоростей и резким торможением недопустим;
— оптимальный стиль, характеризуемый достаточно плавным троганием, перестроением и торможением, своевременной подачей предупредительных сигналов;
— на дороге недопустимо мщение за ошибки и раздражение по любому поводу и без него;
— помощь другим водителям;
— ответственность за рядом сидящих пассажиров;
— бдительность по отношению к пешеходам, им может быть ребенок, который еще не знает Правил, пожилой человек и т. д.
— использование наиболее безопасных приемов управления своим транспортным средством;
— никогда не садиться за руль в нетрезвом состоянии;
— постоянно следить за техническим состоянием и внешним видом своего транспортного средства.
Помните золотую заповедь: поступайте с другими участниками движения так, как хотите, чтобы они поступали с Вами».
За нарушения этических норм поведения за рулем законодательством не предусмотрены меры наказания, однако сами нарушения являются признаком плохого тона, могут привести к опасным ситуациям на дороге и послужить в будущем плохим примером для детей, находящихся в салоне автомобиля с родителями. Об этом необходимо помнить всегда!
Посвящаем отдельный круглый стол или диспут теме: «Этика пешехода», так как человек может не быть водителем, но каждый человек – пешеход.
Культура движения пешеходов – это, прежде всего, знание и точное соблюдение правил безопасности дорожного движения, внимательность и осторожность на улице и на дороге, это уважение к нелегкому труду водителей.
Уделяем основное внимание в работе с родителями по этой теме тому, что общие обязанности пешеходов, согласно Правилам дорожного движения, несложны, их нетрудно запомнить: знание значения сигналов светофора; переход улицы в специально отведённых местах, по подземному или надземному переходу; начиная переход посмотреть налево и направо. Но кроме Правил следует соблюдать и некоторые другие неписанные правила, которые основаны на нормах поведения и целесообразности. Статистика показывает: из всех дорожно-транспортных происшествий значительную часть составляют наезды на пешеходов, при этом 70% этих ДТП происходит там, где пешеходы появляться не должны или не имеют права, те, по вине самих пешеходов.
Совместно с родителями ищем ответ на вопрос: «Где же выход?». И находим ответ - во взаимопонимании, взаимоуважении, по принципу: улица уважает пешехода, пешеход – улицу. В идеале это выглядит так: водитель, видя пешехода, начавшего переход, пропускает его (останавливается и показывает рукой: проходите спокойно, я подожду). Пешеход же видя, что машина близко, не бросается ей наперерез, а спокойно ждет, когда дорога освободится.
Дошколята быстро растут и становятся взрослыми участниками дорожного движения. Родители наших воспитанников понимают: можно потратить много усилий и времени, чтобы научить ребенка Правилам дорожного движения для пешеходов, научить его включать внимание, воображение, наблюдательность при различных дорожных ситуациях, а потом разом все перечеркнуть, вместе с ребенком хоть один раз перебежав сломя голову улицу, чтобы успеть на отходящий автобус. От взрослого ребенок должен воспринять стиль поведения на проезжей части улицы, стиль, отмеченный сигналом «Внимание», каким бы цветом не горели лампочки светофора.
Работа с родителями по формированию потребности в соблюдении этических норм и правил дорожного движения– сложный и многоплановый процесс, требующий тесного взаимодействия воспитателей с социумом, так как именно поведение взрослых, находящихся рядом с ребёнком, является образцом, закладывающим основы его безопасного и культурного поведения на улицах города, в общественном и личном транспорте на всю жизнь.
Литература.
1. Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность на улицах и дорогах: Методическое пособие для работы с детьми дошкольного возраста. – М.: ООО «Издательство АСТ - ЛТД», 1997.
2. Нам на улице не страшно (воспитание у детей в детском саду и семье навыков дисциплинированного пешехода). Сборник методических рекомендаций для работников детских учреждений и родителей. Под ред. Е.П. Арнаутовой. – М.: «АВИКО ПРЕСС», 2000.
3. Козловская Е.А., Козловский С.А. Азбука пешехода. Методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений и начальной школы. – М.: Издательский дом Третий Рим, 2007.
4. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.akpspb.ru.
5. Электронный ресурс. Режим доступа: ds3-ishim@yandex.ru.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план работы с детьми 1- младшей группы по теме: «Правила дорожного движения»
месяцСодержаниеРазвивающая средаИнтеграция образовательных областейСентябрь- адаптационный периодоктябрь“Улица” : расширять представления детей об улице (дома, дороги, автомобили, пешеходы, дорога для...
Роль родителей в изучении детьми дошкольного возраста правил дорожного движения
Правила дорожного движения – это знания, необходимые каждому человеку, поскольку без соблюдения элементарной их части создается угроза жизни...
Конспект открытого занятия для детей и родителей в средней группе на тему «Правила дорожного движения»
Конспект открытого занятия для детей и родителей в средней группе на тему «Правила дорожного движения»...
Образовательный маршрут для организации совместной деятельности детей и родителей в сети Интернет на тему: «Правила дорожного движения».
Образовательный маршрут для организации совместной деятельностидетей и родителей в сети Интернет на тему:«Правила дорожного движения». Автор: Камалиева Резеда ТалгатовнаВоспитатель МБ...
Рекомендации для родителей по познавательному развитию на тему: "Правила дорожного движения".
Уважаемые родители!!! Предлагаю вам занятие по познавательному развитию на тему: «Правила дорожного движения»....
Рекомендации для родителей средней группы 3 неделя мая "Правила дорожного движения"
В рекомендациях для родителей размещается:Минимальный словарь по теме неделиФормирование слоговой структурыПальчиковая гимнастика Координация речи с движением Лексико-грамматические игры и у...
Перспективный план работы с детьми старшего дошкольного возраста по теме: « Правила дорожного движения»
Данная методическая разработка поможет провести целенаправленную работу по ознакомлению дошкольников с правилами дорожного движения, формированию навыков правильного поведения на ...