Проведение педагогической диагностики (мониторинга) в ДОУ в соответствии в ФГОС ДО
статья ( группа) по теме

Проведение педагогической диагностики в ДОУ в соответствии в ФГОС ДО

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проведение педагогической диагностики в ДОУ

в соответствии в ФГОС ДО

Проблема педагогической диагностики остается одной из актуальных – задач теории и методики воспитания детей дошкольного возраста.

Нынешнее поколение людей живет в постоянно и быстро меняющемся мире, что обуславливает необходимость быстрого обновления технологий во всех сферах жизни. Поэтому реформы образования – это не только государственное требование и условие развития общества, но и важнейшее условие выживания каждого человека, страны.

 Педагогическая диагностика регламентируется документами:

- Закон Об Образовании РФ – Вторая глава, статья 11 пункт 3

- Федеральные Государственные Образовательные Стандарты дошкольного образования – статья 3.2.3.

Требования Стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования (п.4.1.ФГОС ДО).

Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей (п.4.3.ФГОС ДО).

При реализации Программы может проводиться оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики. При необходимости используется психологическая диагностика развития детей, которую проводят квалифицированные специалисты (педагоги-психологи, психологи), только с согласия его родителей (законных представителей) (п.3.2.3. ФГОС ДО.).

Педагогическая диагностика – это механизм, позволяющий выявить индивидуальные особенности и перспективы развития ребенка

Педагогическая диагностика – это особый вид деятельности, представляющий собой установление и изучение признаков, характеризующих состояние и результаты процесса обучения, позволяющий корректировать процесс в целях повышения качества обучения.

Педагогическая диагностика неотъемлемая часть образовательной деятельности, направлена на эффективное управление всем учебным процессом и обеспечивает обратную связь в педагогической системе. Выделяются следующие ее функции:

- контрольно-корректировочная функция состоит в получении данных и корректировке процесса воспитания;

- прогностическая означает предвидение, предсказание, прогнозирование изменений в развитии ребенка в будущем;

- воспитывающая функция состоит в том, что в процессе диагностирования и связи с ним педагог имеет возможность оказывать воспитательные воздействия на ребенка.

Педагогическая диагностика рассматривается как оценка индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе дальнейшего планирования.

Основная задача – получение информации об индивидуальных особенностях развития ребенка и построение индивидуальной траектории его развития.

По результатам педагогической диагностики конструируется образовательный процесс, планируется индивидуальная работа по разделам программы с теми детьми, которые требуют усиленного внимания воспитателя и которым необходима педагогическая поддержка.  

Педагогическая диагностика необходима для того, чтобы оказать помощь в выборе для каждого ребенка оптимальных, благоприятных условий для обучения и развития.

Речь идет только о личностных результатах. Мониторинг динамики развития ребенка, нужен для выявления тех способов, с помощью которых педагог может дать ребенку развиться, открыть какие-то способности, преодолеть проблемы.

Понятие «зона ближайшего развития» введено Л.С. Выготским: Существенным является не столько то, чему ребенок уже научился, столько то, чему он способен научиться, а зона ближайшего развития и определяет, каковы возможности ребенка в плане овладения тем, чем он еще не владеет, но может овладеть с помощью и при поддержке взрослого.

В качестве методов педагогической диагностики в условиях ДОУ используются:

- наблюдение (в спонтанной и специально организованной деятельности);

- беседы;

- анализ продуктов деятельности детей.

Наблюдение за ребенком должно осуществляться в естественных ситуациях: в группе, на прогулке, во время прихода в детский сад и ухода из него. Во время беседы важно поддерживать доверительную, доброжелательную атмосферу: не высказывать своего недовольства неправильными действиями детей, не указывать на ошибки, не выносить оценочных суждений, чаще говорить слова: «очень хорошо!», «ты молодец!», «я вижу, у тебя все замечательно получается!».

Карты наблюдений детского развития, позволяют фиксировать индивидуальную динамику и развития каждого ребенка.

Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для индивидуализации образования (построение его образовательной траектории) и оптимизации работы с группой детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Задачи и содержание педагогической диагностики индивидуального развития дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования"

Данный материал может быть использован на совете педагогов, методическом объединении и других мероприятиях....

Организация педагогической диагностики в детском саду в соответствии с ФГОС ДО

  Педагогическая диагностика необходима для того, чтобы оказать помощь в выборе для каждого ребёнка оптимальных благоприятных условий для обучения и развития, то есть педагогическая д...

ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА В ДОУ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДО

Актуальность использования мониторинга в ДОО заключается в: Определении состояния и  направленности образовательного процесса и оценки его развития.Обучении педагогов самоанализу и самооценк...

Организация педагогического мониторинга в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО

Мониторинг система сбора, анализа и предоставления информации....

Электронные пособия как метод педагогической диагностики индивидуального развития детей в соответствии с ФГОС дошкольного образования

Результатом данного педагогического проекта стало создание электронных пособий в виде интерактивных дидактических игр, тестовых заданий, викторин для дошкольников как метода педагогической диагностики...

МОНИТОРИНГ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА в дошкольной ГРУППЕ в соответствии с ФГОС ДО

Предлагаемая диагностика разработана с целью оптимизации образовательного процесса в любом учреждении, работающем с группами детей дошкольного возраста, вне зависимости от приоритетов разработанной пр...