"Край родной - навек любимый" Нравственное воспитание ребёнка на основе историко-краеведческих знаний и речерукотворной деятельности.
методическая разработка ( группа) на тему
Воспитание - это прежде всего
постоянное духовное общение
взрослого и ребёнка.
И. Д. Ушинский.
Название темы "Край родной - навек любимый"
(Воспитание поколения людей, осознающих себя в непрерывном контексте истории, связанных с прошлым, настоящим и будущим своей культуры на основе историко-краеведческих знаний и речерукотворной деятельности.)
Сама для себя нахожу неиссякаемую кладезь нашего славного прошлого. Без знания прошлого - нет будущего. С болью наблюдаю, как мы всё дальше уходим от наших русских истоков, от знания русского языка, умения общаться и находть радость в сопереживании. С другой стороны, радует, что появились программы, которые возвращают нас к нашим истокам, хотя в этих программах мало жизни настоящей, реальной, а всё больше сказочной, неконкретной. Я считаю, что нет самого главного, тех конкретных исторических событий и личностей, без которых наша Россия не состоялась бы. Поэтому в свою методическую разработку я ввела исторические личности, события, праздники, и всё в сочетании с народными промыслами.
Детям необходимо не только видеть иллюстрации и слушать рассказы "старины глубокой", но и самим принимать участие. Где же можно принимать это участие? В первую очередь в праздниках, в рукотворной деятельности. Дети в моей группе, особенные, с диагнозом "заикание", поэтому им очень важны уроки правильного русского языка (с его напевностью, протяжностью, плавностью). Поэтому в своей работе вместе с рассказом о родном крае, часто использую хороводы, народные игры, пословицы, погопворки и загадки. Все наши праздники: "Осенние посиделки", "Рождественские встречи" - проходят совместно с родителями, с их непосредственным участием. В совместной деятельности дети и родители учатся сопереживать и радоваться друг другу. Нельзя измерить человеческую душу, но то зёрнышко, пусть маленькое, было брошено, и даст свои добрые ростки, т.е. умения и навыки общения пригодятся нашим детям в будущим.
Трепетная любовь к Родине, умение дорожить Отечеством и болеть за него душой, желание служить не за страх, а за совесть - суть те душевные качества, без которых человек не имеет права считать себя личностью.
Дополнительный материал, имеющийся в группе по данной теме.
1. Уголок порукотворной деятельности. 2. "Изба - пособие" по рукотвотно-речевой деятельности. 3. Дидактическая игра: "Расскажем сами своими словами". 4. Карты - алгоритмы по видам деятельнУголок "старины ости: чеканка, выжигание, плетение, пришивание пуговиц, кукла - закрутка, кукла - мулине, лоскутная мозаика. 5. Карты - алгоритмы по пословицам и поговоркам. 6. глубокой"(изделия из глины, дерева, соломы, мочала, металла, плетения из коры ивы). 7. Посбия по развивающей среде, папки: а) пословицы и поговорки; б) загадки; в) быт и культура; г) зодчество; д)исторические личности и события; е) игры-пособия: "Соберём избу сами - своими руками", "Что было до...", "Карта Невской битвы", "Найди ошибки", "Чей колосок", "Ремёсла на Руси". 8. Видеокассеты и магнитофонные записи "Былинные герои", "Богатыри руси" и т.д.
Авторские игры по теме:
Хороводные:
- "Мы с тобой по городу идём" (город)
- "А мы зёрна сеяли, сеяли" (урожай)
Дидактические:
- "За стол сажаем, всех угощаем" (быт)
- "Кому, что надо" (ремёсла на Руси)
- "Что мне нужно для работы" (рукоделие)
- "Не коли мой пальчик, шей сарафанчик" (шитьё)
- "Везде поспело, в охотку мне дело" (быт)
- "Путешествие" (обобщение)
Используемая литература:
1. М.И. Нагибина: "Чудеса из ткани своими руками", "Природные дары для поделок и игры", "Народное искусство в воспитании детей"
2. О.Л. Князева, М.Д. Маханева: "Приобщение детей и истоки русской народной культуры"
3. Г.Д. Дайн: "Русская народная игрушка"
4. Н.Е. Степанов: "Резьбы очарованье"
5. Н.В. Ерзеннова: "Свой дом украшу я сама"
6. А.С. Хворостов, С.Н. Новиков: "Мастерим вместе с папой"
7. Г.П. Дурасов: "Каргопольская глиняная игрушка"
8. Л.Г. Панфилова: "Путешествие в далёкое прошлое нашего края"
9. И.К. Пименова, И.Н. Рассоха, И.А. Соломадина: "Рождение Руси"
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная деятельность в ДОУ - "Край родной, навек любимый"
Данный проект рассчитан для детей старшей группы. Он способствует формированию нравственно-патриотических чувств, взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, бережному отношению к п...
Конспект родительского собрания (совместно с детьми) «КРАЙ РОДНОЙ, НАВЕК ЛЮБИМЫЙ».
Расширить кругозор детей о мире природы...
программа по нравственно - патриотическому воспитанию детей 5-7 лет "Край родной, навек любимый"
Пояснительная записка. « Человеку никак нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца»К. Паустовский....
"Край родной навек любимый".
Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности с дошкольниками в соответствии с Ф.Г.Т....
План-конспект познавательной деятельности в старшей группе №9 на тему:"Край родной, навек любимый."
Программное содержание: Формировать патриотические чувства, гордость за родной город, познакомить с историей города Энгельса. Продолжать знакомить детей с культурой России, приобщать к истокам народно...
модель воспитательно -образовательной деятельности на неделю по теме "Край родной, навек любимый"
разработана модель воспитательно -образовательной деятельности на неделю по теме "Край родной, навек любимый"...
Тематическая непосредственно – образовательная деятельность «Край родной-навек любимый».
Образовательная область: познавательное развитие. Интеграция образовательные областей:познавательное развитие, физическое развитие, социально‑коммуникативное развитие. Вид занятия:игра-...