Статья "Развитие отношения ребенка к окружающим людям"
статья
Предварительный просмотр:
Развитие отношения ребенка к окружающим людям
В раннем возрасте общение ребенка со взрослыми протекает на фоне их практического взаимодействия.
Становление предметной деятельности связано с изменением формы общения ребенка со взрослым. Эмоциональные контакты с близкими людьми, составлявшие основное содержание общения младенца, перестают удовлетворять ребенка. На отношения ребенка со взрослым существенное влияние оказывает все возрастающий интерес к предметному миру. Теперь, помимо потребности во внимании и доброжелательности, ребенок испытывает потребность еще и в сотрудничестве со взрослым.
Следует иметь в виду, что сотрудничество со взрослым не сводится к прямой помощи ребенку в действиях с предметами. Малышу требуется соучастие взрослого, одновременная практическая деятельность рядом, выполнение общего дела. Такое сотрудничество обеспечивает малышу не только внимание и доброжелательное отношение со стороны взрослого, но и позволяет достичь практического результата при тех ограниченных возможностях, которыми он располагает.
Теперь взрослый является для малыша не только источником тепла и заботы, но и образцом для построения действий с предметами. Именно взрослый открывает ребенку культурную функцию предмета, общественный способ его использования. Он ставит перед ребенком задачу овладения определенным действием, с помощью слова или показа определяет значение каждого предмета и способы действия с ним. Сначала ребенок выполняет действия в сотрудничестве со взрослым. Постепенно, по мере усвоения назначения предметов и формирования умений в обращении с ними действия малыша становятся все более самостоятельными. При этом взрослый, с одной стороны, является образцом для подражания, а с другой – главным ценителем успехов ребенка. Освоив отдельные действия, ребенок, как правило, начинает противиться помощи взрослого в практических делах. Следует уважительно относиться к проявлениям самостоятельности и инициативы ребенка.
Поощряйте стремление ребенка подражать действиям взрослых. Если он выражает желание вымыть посуду, дайте ему небьющуюся тарелку, чашку, поставьте стульчик перед раковиной. Покажите, как моют посуду.
Поощряйте стремление ребенка к самообслуживанию: предоставляйте ему возможность самостоятельно одеваться, умываться.
Хвалите малыша за успехи. Если у ребенка что-либо не получается, помогите ему справиться с трудностями, поддержите. Однако не следует хвалить малыша за неуспешные действия. Оценка детских достижений должна быть адекватна достигнутому результату. Заслуженная похвала может быть очень эмоциональной, а отрицательная оценка всегда должна быть короткой и сопровождаться утверждением, что неуспех вызван объективными трудностями и может быть преодолен.
Оценивая малыша, не пользуйтесь безличными оценками типа «хорошо», «плохо». Оценка должна быть развернутой, задавать малышу критерии успеха или неуспеха в каждом конкретном деле. Это способствует становлению его самостоятельности и независимости, контроля за собственными действиями.
Взрослые, заботящиеся о ребенке, должны стараться удерживать его поведение в определенных рамках. Иногда родители думают, что любой контроль за действиями ребенка помешает его творческой активности и самостоятельности и потому лишь беспомощно взирают на то, как малыш делает все, что ему заблагорассудится. В другом случае родители убеждены, что маленький ребенок во всем должен вести себя сознательно, как маленький взрослый. Они контролируют и ограничивают его поведение, практически не предоставляют ему самостоятельности. Недостатки подобных крайностей очевидны. Любые указания родителей не должны выходить за рамки здравого смысла. Важно учитывать потребности детей в независимости и творческой активности.
Ваша реакция помогает ребенку понять, как его поступки влияют на окружающих. Малышу нужна обратная связь, чтобы научиться учитывать потребности других людей. Обратная связь может выражаться в похвале за хорошее поведение («Какой молодец, сам убрал игрушки!), или же мягком порицании («Осторожно, так можно сделать больно сестричке»). Основным объектом критики должно быть поведение ребенка, а не он сам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мир в твоих руках 1. Модуль: Отношение к себе и к окружающим людям Тема: Волшебная страна внутри нас.
Головачева Е.А.Модуль: «Отношение к себе и к окружающим людям».Тема: «Волшебная страна внутри нас»Цель: ознакомление с чувствами человека.Задачи: Познакомить детей с тем, какие бывают чувства;Уч...
Самообразование на тему: «Воспитание у ребенка чувства собственного достоинства, уважения к себе и окружающим людям»
СамоуважениеВысокий уровень самоуважения очень важная черта характера ребёнка. Уверенность в своих силах помогает ему справиться с трудностями роста. Самоуважение рождается из признания собственных до...
Непосредственная образовательная деятельность по познанию в старшей группе. Тема: «Ребенок и окружающие его люди»
1.Формирование основ культуры общения и позитивных межличностных отношений в детском коллективе2. Развитие навыков анализа смоделированных ситуаций и примеров собственных поступков. 3. Развитие к...
Статья «Когда загорается красная кнопка?». Воспитание в ребенке уважительного отношения к окружающим людям.
Методическая рекомендация для родителей...
Методическое пособие для родителей «Формирование ценностного отношения ребенка к окружающей действительности»
В последнее десятилетие в нашей стране происходят преобразования в различных сферах жизнедеятельности людей, стремительный темп жизни приводит к изменениям в политической, экономической, образовательн...
Отношение ребенка к окружающим
В наше время в детях трудно воспитывать уважительное отношение к другим. И не только потому, что кого-то целенаправленно дискредитируют. Хотя, конечно, и поэтому тоже. Скажем, в семье, где бабушка с д...
Система отношений ребенка с умственной отсталостью к миру, другим людям, себе самому.
В статье раскрывается специфика социальной ситуации развития умственно отсталого ребенка, обусловленная, с одной стороны, отношением к нему социума, а с другой – его собственным отношением ...