Консультация для педагогов "Система отношений ребенка к миру, к другим людям, к себе".
консультация
Консультация для педагогов "Система отношений ребенка к миру, к другим людям, к себе".
При выявлении сущности "положительного отношения к миру, к другим людям, и самому себе" ребенка дошкольного возраста мы исходим из ряда общих психолого-педагогических положений. Естественно-природный комплекс становления детской личности протекает во взаимодействии со взрослым и социокультурно "заданной " средой, активной и осмысленной деятельностью самого ребенка, а также постигать смысл человеческой деятельности растущей личности помогает рефлексия опыта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 19.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
«Детский сад № 169»
Консультация для педагогов
«Система отношений ребенка к миру, к другим людям, к себе»
воспитатель:
Ткаченко Н. Н.
Консультация для педагогов
«Система отношений ребенка к миру, к другим людям, к себе»
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования в качестве результата образовательной деятельности определяляет, что к 7 годам «ребёнок обладает - установкой положительного отношения к миру, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх».
Данный результат достигается через образовательную область «Социально-коммуникативное развитие», которая предполагает осуществлять взаимодействие воспитателя и ребёнка, целью которого является приобщение воспитанника к социокультурным знаниям, традициям, нормам, что позволяет растущей личности расширять индивидуальный опыт, обеспечивает социально ценный вектор развития.
При выявлении сущности «положительного отношения к миру, другим людям и самому себе» ребёнка дошкольного возраста мы исходим из ряда общих психолого-педагогических положений.
Во-первых, естественно-природный процесс становления детской личности протекает во взаимодействии со значимым взрослым и социокультурно «заданной» средой.
Во-вторых, успешность развития детской личности определяется активной и осмысленной деятельностью самого ребёнка. В основе такой деятельности лежит осознанное и неосознаваемое желание ребёнка углублять свою культуру (быть лучше), овладевать новыми знаниями (знать больше), осуществлять своё развитие (становиться взрослее), налаживать отношения со сверстниками и взрослыми (научиться общаться без конфликтов).
В-третьих, постигать смысл человеческой деятельности растущей личности помогает рефлексия опыта.
Налаживая контакты с людьми, сравнивая себя с ними, сопоставляя результаты своей деятельности с результатами других детей, ребёнок получает новые знания не только о другом человеке, но и о самом себе. Эти знания о мире, других людях, о себе могут быть как положительными, так и отрицательными.
Важное место в формировании положительного отношения к миру, другим людям и самому себе отводится значимо взрослому, который сопровождает развитие дошкольника. Особенность дошкольного детства заключается в том, что ребёнок «включён» в другого человека и через эту включённость развивается как личность. Собственный поиск жизненных установок, освоение образцов и норм деятельности осмысленно соединены у ребёнка со значимым другим: родителем, педагогом, сверстником.
Душевные богатства дошкольников умножаются через душевное богатство взрослого, так как дети средней группы во всём стремятся подражать и копировать того, кто находится рядом с ними. Человеческие отношения: душевная щедрость, чуткость к человеку, понимание его и сострадание - всё это проявляется в личности дошкольника через отношения к нему взрослого и остаётся на всю жизнь.
И главное его дело — целенаправленно влиять на ребёнка, развивая богатство его души, помогать ему в становлении собственного Я, направляя профессионально и с любовью его усилия, корректируя отношения между детьми.
Содержание общения ребёнка с нами, педагогами, составляет его внутренний мир, переживания, чувства, т.е. то, что сознаётся субъектом как индивидуальное психическое Я. Для формирования положительного отношения к людям и самому себе важное место занимает авансирование доверия ребёнку: необходимо ценить его личностную уникальность, особый субъектный мир. «Особенно важно выполнять эту универсалию применительно к ребёнку; важно уважать в нём субъекта не только по заслугам и достижениям, коих почти нет, но безотносительно к заслугам и готовым результатам. Духовно-душевный мир больше любых результатов».
Для ребенка образ взрослого (взрослости как особого качества и состояния) - это не образ другого человека, а образ самого себя, свой будущности. Образ будущего в детском сознании станет перестраиваться, переосмысливаться, уточняться по ходу развития, но, тем не менее, он связан с взрослым, который усиливает возможности ребёнка. Организуя в нашем дошкольном образовательном учреждении адекватное педагогическое взаимодействие, мы должны помочь ребёнку в осознании своих личностных качеств, повлиять на представления об оценках его качеств окружающими, что непременно отразится на поведении ребенка и предупредит многие проблемы, связанные с периодом возрастного кризиса. Постепенно включаясь в разнообразные виды деятельности, накапливая социальный опыт, вступая во взаимодействие с окружающими, ребёнок всё больше начинает осознавать своё Я.
В результате воспитанник приобщается к социокультурным нормам, расширяет свой индивидуальный опыт общения. Ориентация такого плана принципиально значима: целенаправленно осуществляемая педагогическая деятельность помогает ребёнку взрослеть духовно, приобретать новые, перспективные устремления и ценности, необходимые для реальной и будущей жизнедеятельности.
В возрасте 4-5 лет общение ребёнка со сверстниками начинает играть всё более существенную роль в формировании положительного отношения к другим людям.
Взрослый - это недосягаемый эталон, а с ровесниками можно себя сравнивать запросто. При обмене оценочными воздействиями возникает определённое отношение к другим детям и одновременно развивается способность видеть себя их глазами. Умение ребёнка анализировать результаты собственной деятельности прямо зависит от его умения анализировать результаты других детей. Так, в общении со сверстниками складывается способность оценивать другого человека, которая стимулирует возникновение самооценки .
Для положительного отношения к миру и другим людям важным является формирование у ребёнка такого сложного компонента самосознания, как самооценка.
Она возникает на основе знаний и мыслей о себе. Оценка ребенком самого себя во многом зависит от того, как его оценивает взрослый. Заниженные оценки оказывают самое отрицательное воздействие. А завышенные искажают представление детей о своих возможностях в сторону преувеличения результатов, но в то же время играют положительную роль в организации деятельности, мобилизуя силы ребёнка.
Для ребенка признать, что он что-то сделал или делает хуже других детей, значит признать, что он вообще хуже сверстников. Поэтому ребенок, понимая, что поступил или сделал что-то плохо, часто не в состоянии это признать. Он понимает, что хвастать некрасиво, но стремление быть хорошим, выделиться в среде других детей настолько сильно, что он часто идёт на уловки, чтобы косвенно показать своё превосходство .
Наряду с формированием положительного отношения к людям в дошкольном возрасте начинает проявляться и эгоистическая позиция, которая заключается в том, что ребёнку безразличны другие. Такие дети часто допускают в адрес товарища грубость, агрессивность. Обычно ребенок с подобной позицией ничего не знает о своих ровесниках и даже не всегда помнит их имена. Зато игрушки, которые приносят другие, ребёнок замечает всегда. Такая позиция вредна не только для сверстников, но и для самого ребёнка: товарищи его не любят, не хотят с ним играть или дружить, и от этого он становится ещё агрессивнее. Наша задача взрослых - помочь ребёнку в осознании положительных личностных качеств других, предотвратить проявления эгоизма.
Избежать конфликтов помогает воспитатель (или родитель), демонстрирующий образцы искренней радости от успехов того или иного ребёнка, взрослого человека.
В дошкольном детстве начинает складываться ещё один важный показатель развития самосознания - осознание себя во времени. Ребёнок первоначально живёт только настоящим. С накоплением и осознанием своего опыта ему становится доступным понимание своего прошлого. Характерно, что, полностью не осознавая изменений, происходящих в нём самом с течением времени, ребёнок понимает, что раньше он был не таким, как теперь: был маленьким, а сейчас вырос. Его интересует и прошлое близких людей.
У ребенка складывается способность осознать и будущее. Он хочет пойти в школу, освоить какую-то профессию, вырасти, чтобы приобрести определённые преимущества. Осознание своих умений и качеств, представление себя во времени, открытие для себя собственных переживаний - всё это составляет начальную форму осознания ребёнком самого себя, возникновение «личного сознания».
Механизмом формирования положительного отношения дошкольника к другим людям и самому себе является рефлексия - важнейшая способность человека, помогающая переосмыслить его отношения с предметным и социальным миром.
Родителям, так же как педагогам и психологам, необходимо знать, что основы первоначального становления личности, самосознания и индивидуальности ребёнка начинают формироваться в младшем дошкольном возрасте.
Формирование положительного отношения к миру, другим людям и самому себе у ребёнка дошкольного возраста - это процесс сознательного изменения своего Я под влиянием значимого взрослого и сверстников. В целом развитие личности дошкольника связано с целенаправленной педагогической деятельностью, ориентированной на постижение ребёнком личностных смыслов своей активности. Ребёнок дошкольного возраста как сознательное существо стремится понять смысл происходящего, осмыслить увиденное и услышанное. Именно понимание окружающих людей и себя в существующем мире выступает процедурой осмысления, основанной на рефлексивной деятельности; вызывает внутренние изменения в сознании ребёнка, формирование образа Я.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/08/19/picture-602358-1439986434.jpg)
Консультация «Формирование ценностного отношения ребенка к здоровью в семье»
Предлагаю Вашему вниманию консультацию для родителей по формированию ценностного отношения ребенка к здоровью в семье....
![](/sites/default/files/pictures/2018/06/28/picture-816716-1530166933.jpg)
Социализация детства в контексте развития отношений ребенка в мире
Реализация принципов и идей ФГОС определяет необходимость поиска новых путей для изучения феномена детства, поиска ответов на вопросы, связанные с социальным развитие детства, с демократизацией детско...
![](/sites/default/files/pictures/2015/12/12/picture-724425-1449937635.jpg)
Консультация для педагогов «Познание ребенком окружающего мира родного села, Алтайского края посредством игровой деятельности».
«Познание ребенком окружающего мира родного села, Алтайского края посредством игровой деятельности»....
![](/sites/default/files/pictures/2018/06/28/picture-816716-1530166933.jpg)
Социализация современного детства в контексте развития отношений ребенка в мире
Представлен анализ феномена детства, сложного, самостоятельного организма, которое представляет собой неотъемлемую часть общества, выступает как особый обобщенный субъект многоплановых, разнохарактерн...
![](/sites/default/files/pictures/2019/02/12/picture-1116034-1549968303.jpg)
Формирование у дошкольников ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам
Труд. Какое это прекрасное и хорошее слово. Ведь все прекрасное, что создано в нашей стране, создано трудом людей. Ни одно дело не обходится без умелых и крепких рук рабочих.Самое большое счасть...
![](/sites/default/files/pictures/2021/04/20/picture-1330088-1618896949.jpg)
Развиваем способности ребенка в умении слушать других людей
Человечество сегодня испытывает на себе влияние огромного информационного поля. Человеку порой трудно разобраться, что на самом деле говорится или утве...
![](/sites/default/files/pictures/2019/12/17/picture-1187217-1576595047.jpg)
Консультация для родителей "Адаптация ребенка при переходе в другую группу детского сада"
Ваш малыш подрос, позади адаптация к детскому саду, к болезням, ко сну в садике, к еде. Первый год дети ходили в ясли, в одну группу, с одними и теми же воспитателями. Теперь наступило...