Консультация для педагогов "Система отношений ребенка к миру, к другим людям, к себе".
консультация

Ткаченко Наталия Николаевна

Консультация для педагогов "Система отношений ребенка к миру, к другим людям, к себе".

При выявлении сущности "положительного отношения к миру, к другим людям, и самому себе" ребенка дошкольного возраста мы исходим из ряда общих психолого-педагогических положений. Естественно-природный комплекс становления детской личности протекает во взаимодействии со взрослым и социокультурно "заданной " средой, активной и осмысленной деятельностью самого ребенка, а также постигать смысл человеческой деятельности растущей личности помогает рефлексия опыта.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistema_otnosheniy_rebenka_k_miru.docx19.72 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

«Детский сад № 169»

Консультация для педагогов

«Система отношений ребенка к миру, к другим людям, к себе»

воспитатель:

Ткаченко Н. Н.

Консультация для педагогов

«Система отношений ребенка к миру, к другим людям, к себе»

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования в качестве результата образовательной деятельности определяляет, что к 7 годам «ребёнок обладает - установкой положительного отношения к миру, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх».

Данный результат достигается через образовательную область «Социально-коммуникативное развитие», которая предполагает осуществлять взаимодействие воспитателя и ребёнка, целью которого является приобщение воспитанника к социокультурным знаниям, традициям, нормам, что позволяет растущей личности расширять индивидуальный опыт, обеспечивает социально ценный вектор развития.

При выявлении сущности «положительного отношения к миру, другим людям и самому себе» ребёнка дошкольного возраста мы исходим из ряда общих психолого-педагогических положений.

Во-первых, естественно-природный процесс становления детской личности протекает во взаимодействии со значимым взрослым и социокультурно «заданной» средой.

Во-вторых, успешность развития детской личности определяется активной и осмысленной деятельностью самого ребёнка. В основе такой деятельности лежит осознанное и неосознаваемое желание ребёнка углублять свою культуру (быть лучше), овладевать новыми знаниями (знать больше), осуществлять своё развитие (становиться взрослее), налаживать отношения со сверстниками и взрослыми (научиться общаться без конфликтов).

В-третьих, постигать смысл человеческой деятельности растущей личности помогает рефлексия опыта.

Налаживая контакты с людьми, сравнивая себя с ними, сопоставляя результаты своей деятельности с результатами других детей, ребёнок получает новые знания не только о другом человеке, но и о самом себе. Эти знания о мире, других людях, о себе могут быть как положительными, так и отрицательными.

Важное место в формировании положительного отношения к миру, другим людям и самому себе отводится значимо взрослому, который сопровождает развитие дошкольника. Особенность дошкольного детства заключается в том, что ребёнок «включён» в другого человека и через эту включённость развивается как личность. Собственный поиск жизненных установок, освоение образцов и норм деятельности осмысленно соединены у ребёнка со значимым другим: родителем, педагогом, сверстником.

Душевные богатства дошкольников умножаются через душевное богатство взрослого, так как дети средней группы во всём стремятся подражать и копировать того, кто находится рядом с ними. Человеческие отношения: душевная щедрость, чуткость к человеку, понимание его и сострадание - всё это проявляется в личности дошкольника через отношения к нему взрослого и остаётся на всю жизнь.

И главное его дело — целенаправленно влиять на ребёнка, развивая богатство его души, помогать ему в становлении собственного Я, направляя профессионально и с любовью его усилия, корректируя отношения между детьми.

Содержание общения ребёнка с нами, педагогами, составляет его внутренний мир, переживания, чувства, т.е. то, что сознаётся субъектом как индивидуальное психическое Я. Для формирования положительного отношения к людям и самому себе важное место занимает авансирование доверия ребёнку: необходимо ценить его личностную уникальность, особый субъектный мир. «Особенно важно выполнять эту универсалию применительно к ребёнку; важно уважать в нём субъекта не только по заслугам и достижениям, коих почти нет, но безотносительно к заслугам и готовым результатам. Духовно-душевный мир больше любых результатов».

Для ребенка образ взрослого (взрослости как особого качества и состояния) - это не образ другого человека, а образ самого себя, свой будущности. Образ будущего в детском сознании станет перестраиваться, переосмысливаться, уточняться по ходу развития, но, тем не менее, он связан с взрослым, который усиливает возможности ребёнка. Организуя в нашем дошкольном образовательном учреждении адекватное педагогическое взаимодействие, мы должны помочь ребёнку в осознании своих личностных качеств, повлиять на представления об оценках его качеств окружающими, что непременно отразится на поведении ребенка и предупредит многие проблемы, связанные с периодом возрастного кризиса. Постепенно включаясь в разнообразные виды деятельности, накапливая социальный опыт, вступая во взаимодействие с окружающими, ребёнок всё больше начинает осознавать своё Я.

В результате воспитанник приобщается к социокультурным нормам, расширяет свой индивидуальный опыт общения. Ориентация такого плана принципиально значима: целенаправленно осуществляемая педагогическая деятельность помогает ребёнку взрослеть духовно, приобретать новые, перспективные устремления и ценности, необходимые для реальной и будущей жизнедеятельности.

В возрасте 4-5 лет общение ребёнка со сверстниками начинает играть всё более существенную роль в формировании положительного отношения к другим людям.

Взрослый - это недосягаемый эталон, а с ровесниками можно себя сравнивать запросто. При обмене оценочными воздействиями возникает определённое отношение к другим детям и одновременно развивается способность видеть себя их глазами. Умение ребёнка анализировать результаты собственной деятельности прямо зависит от его умения анализировать результаты других детей. Так, в общении со сверстниками складывается способность оценивать другого человека, которая стимулирует возникновение самооценки .

Для положительного отношения к миру и другим людям важным является формирование у ребёнка такого сложного компонента самосознания, как самооценка.

Она возникает на основе знаний и мыслей о себе. Оценка ребенком самого себя во многом зависит от того, как его оценивает взрослый. Заниженные оценки оказывают самое отрицательное воздействие. А завышенные искажают представление детей о своих возможностях в сторону преувеличения результатов, но в то же время играют положительную роль в организации деятельности, мобилизуя силы ребёнка.

Для ребенка признать, что он что-то сделал или делает хуже других детей, значит признать, что он вообще хуже сверстников. Поэтому ребенок, понимая, что поступил или сделал что-то плохо, часто не в состоянии это признать. Он понимает, что хвастать некрасиво, но стремление быть хорошим, выделиться в среде других детей настолько сильно, что он часто идёт на уловки, чтобы косвенно показать своё превосходство .

Наряду с формированием положительного отношения к людям в дошкольном возрасте начинает проявляться и эгоистическая позиция, которая заключается в том, что ребёнку безразличны другие. Такие дети часто допускают в адрес товарища грубость, агрессивность. Обычно ребенок с подобной позицией ничего не знает о своих ровесниках и даже не всегда помнит их имена. Зато игрушки, которые приносят другие, ребёнок замечает всегда. Такая позиция вредна не только для сверстников, но и для самого ребёнка: товарищи его не любят, не хотят с ним играть или дружить, и от этого он становится ещё агрессивнее. Наша задача взрослых - помочь ребёнку в осознании положительных личностных качеств других, предотвратить проявления эгоизма.

Избежать конфликтов помогает воспитатель (или родитель), демонстрирующий образцы искренней радости от успехов того или иного ребёнка, взрослого человека.

В дошкольном детстве начинает складываться ещё один важный показатель развития самосознания - осознание себя во времени. Ребёнок первоначально живёт только настоящим. С накоплением и осознанием своего опыта ему становится доступным понимание своего прошлого. Характерно, что, полностью не осознавая изменений, происходящих в нём самом с течением времени, ребёнок понимает, что раньше он был не таким, как теперь: был маленьким, а сейчас вырос. Его интересует и прошлое близких людей.

У ребенка складывается способность осознать и будущее. Он хочет пойти в школу, освоить какую-то профессию, вырасти, чтобы приобрести определённые преимущества. Осознание своих умений и качеств, представление себя во времени, открытие для себя собственных переживаний - всё это составляет начальную форму осознания ребёнком самого себя, возникновение «личного сознания».

Механизмом формирования положительного отношения дошкольника к другим людям и самому себе является рефлексия - важнейшая способность человека, помогающая переосмыслить его отношения с предметным и социальным миром.

Родителям, так же как педагогам и психологам, необходимо знать, что основы первоначального становления личности, самосознания и индивидуальности ребёнка начинают формироваться в младшем дошкольном возрасте.

Формирование положительного отношения к миру, другим людям и самому себе у ребёнка дошкольного возраста - это процесс сознательного изменения своего Я под влиянием значимого взрослого и сверстников. В целом развитие личности дошкольника связано с целенаправленной педагогической деятельностью, ориентированной на постижение ребёнком личностных смыслов своей активности. Ребёнок дошкольного возраста как сознательное существо стремится понять смысл происходящего, осмыслить увиденное и услышанное. Именно понимание окружающих людей и себя в существующем мире выступает процедурой осмысления, основанной на рефлексивной деятельности; вызывает внутренние изменения в сознании ребёнка, формирование образа Я.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация «Формирование ценностного отношения ребенка к здоровью в семье»

Предлагаю Вашему вниманию консультацию для родителей по формированию ценностного отношения ребенка к здоровью в семье....

Социализация детства в контексте развития отношений ребенка в мире

Реализация принципов и идей ФГОС определяет необходимость поиска новых путей для изучения феномена детства, поиска ответов на вопросы, связанные с социальным развитие детства, с демократизацией детско...

Консультация для педагогов «Познание ребенком окружающего мира родного села, Алтайского края посредством игровой деятельности».

«Познание ребенком окружающего мира родного села, Алтайского края посредством игровой деятельности»....

Социализация современного детства в контексте развития отношений ребенка в мире

Представлен анализ феномена детства, сложного, самостоятельного организма, которое представляет собой неотъемлемую часть общества, выступает как особый обобщенный субъект многоплановых, разнохарактерн...

Формирование у дошкольников ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам

Труд.  Какое это прекрасное и хорошее слово. Ведь все прекрасное, что создано в нашей стране, создано трудом людей. Ни одно дело не обходится без умелых и крепких рук рабочих.Самое большое счасть...

Развиваем способности ребенка в умении слушать других людей

            Человечество сегодня испытывает на себе влияние огромного информационного поля. Человеку порой трудно разобраться, что на самом деле говорится или утве...

Консультация для родителей "Адаптация ребенка при переходе в другую группу детского сада"

Ваш малыш подрос, позади адаптация к детскому саду, к болезням, ко сну в садике, к еде. Первый год дети ходили в ясли, в одну группу, с одними и теми же воспитателями. Теперь наступило...