Педагогические условия формирования национальной толерантности детей старшего дошкольного возраста
статья (старшая группа) на тему
Приоритет культурной деятельности ЮНЕСКО сосредоточен на стимулировании творческой деятельности человека, изучении культур и охране мирового культурного наследия. Национальный проект «Образование» одной из задач ставит повышение качества всех ступеней образования и уделяет пристальное внимание сохранению и укреплению национального образования. Современная социально-культурная ситуация в российском обществе характеризуется интенсивным процессом обновления системы образования как по линии наполнения новым содержанием, так и по структурным компонентам. Основной стратегической целью образовательных учреждений становится создание условий для социокультурного становления личности.
Современную эпоху по праву называют эпохой национального возрождения. Усиление роли культуры во всех сферах общественной жизни, включая образование, диктует необходимость сохранения и познания личностью национальных культуры. В современной социокультурной ситуации человек находится на рубеже культур, взаимодействие с которыми требует от него диалогичности, понимания, уважения к культурной идентичности других людей. Единство знаний и культуры в историческом плане означает непрерывность и преемственность межкультурных и межэтнических связей. Только личность может раскрыть для себя общечеловеческие ценности, быть способной к диалогу культур, освоению общемировой и национальных культур.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Педагогические условия формирования национальной толерантности детей старшего дошкольного возраста
Приоритет культурной деятельности ЮНЕСКО сосредоточен на стимулировании творческой деятельности человека, изучении культур и охране мирового культурного наследия. Национальный проект «Образование» одной из задач ставит повышение качества всех ступеней образования и уделяет пристальное внимание сохранению и укреплению национального образования. Современная социально-культурная ситуация в российском обществе характеризуется интенсивным процессом обновления системы образования как по линии наполнения новым содержанием, так и по структурным компонентам. Основной стратегической целью образовательных учреждений становится создание условий для социокультурного становления личности.
Современную эпоху по праву называют эпохой национального возрождения. Усиление роли культуры во всех сферах общественной жизни, включая образование, диктует необходимость сохранения и познания личностью национальных культуры. В современной социокультурной ситуации человек находится на рубеже культур, взаимодействие с которыми требует от него диалогичности, понимания, уважения к культурной идентичности других людей. Единство знаний и культуры в историческом плане означает непрерывность и преемственность межкультурных и межэтнических связей. Только личность может раскрыть для себя общечеловеческие ценности, быть способной к диалогу культур, освоению общемировой и национальных культур.
Проанализировав содержание нормативно-правовых документов и педагогических исследований, мы пришли к выводу: целью национальной толерантности в образовании является воспитание национально толерантной личности, способной к взаимному признанию национально-культурной идентичности, сохраняющей свою национальную культуру и индивидуальность, понимающей многомерность мира, признающей и организующей партнерство представителей различных культур.
Исходя из проблемы нашего исследования, мы предполагаем, что формирование национальной толерантности ребенка дошкольного возраста, возможно, будет успешным при выполнении следующих педагогических условиях:
- приобщение детей к культурам разных национальностей;
- формирование этнотолерантности как важнейшего качества национальной толерантности;
- профессиональная компетентность педагогов ДОУ о разных национальных культурах региона;
- взаимодействие ДОУ, семьи и культурных центров.
Условие - это то, от чего зависит другое (обуславливаемое); существенный компонент комплекса объектов (вещей, состояний, взаимодействий), из наличия которого следует существование данного явления .
Педагогические условия - это целенаправленный отбор и применение элементов содержания, методов, приемов, а также организационных форм обучения для достижения поставленных целей.
Первое условие - приобщение детей к культурам разных национальностей.
Современный детский сад - многонационален. В нем встречаются и взаимодействуют взрослые и дети, которые в свою очередь являются представителями разных национальных культур. Чтобы дети не испытывали трудности при адаптации к новым культурным условиям, нужно, чтобы педагоги дошкольных образовательных учреждений воспитывали в детях. уважение, интерес, терпение, сопереживание к другим национальным культурам. Для приобщения к национальной культуре родного края необходимо использовать разнообразные методы и формы: беседы, встречи, рассказы, национальные праздники, посещение музеев и т. д.
Приобщение детей дошкольного возраста к национальным культурам родного края формирует основы понимания культурного многообразия окружающего мира, культурных различий людей, положительное отношение к людям другой национальности.
Второе условие - формирование этнотолерантности как важнейшего качества национальной толерантности.
Для многонациональной России особое значение имеет формирование установок толерантного сознания и поведения, веротерпимости и миролюбия, профилактика различных видов экстремизма и противодействие им. Отсутствие культуры межнациональных отношений часто приводит к межнациональным, межэтническим и межконфессиональным конфликтам.
В детском саду встречаются и взаимодействуют взрослые и дети, которые в свою очередь являются представителями разных национальных культур. Чтобы адаптация к новым культурным условиям проходила без особых трудностей, нужно, чтобы педагоги ДОУ воспитывали в детях сопереживание, терпение, уважение к другим национальным культурам.
Аккумулируя такие нравственные категории, как ответственность, долг, честь, совесть, терпимость, любовь, сопереживание, потребность в добротворческой, созидательной деятельности и др. Всё это является необходимым условием воспроизводства общества и самоутверждения человека. Народные традиции обеспечивают особую психологическую среду, выступая важнейшим средством воспитания растущих детей (табл. 2).
Таблица 2 - Формы приобщения детей к нравственным ценностям
№ п/п | Ценность | Определение | Формы приобщения детей к данной ценности |
1 | Благодеяние | Действие, имеющее положительное нравственное значение, оцениваемое сознанием как добро | Занятия по ознакомлению с нравственными качествами Поручения |
2. | Гуманность | Направленность на благо других, человеколюбие и отзывчивость Она отражает высокий уровень сознательного отношения человека к людям | Занятия, направленные на изучение нравственности, позитивного отношения к людям, их жизни и деятельности |
3. | Доброжелательность | Отношение к человеку, ориентированное на содействие его благу, на совершение добра | Совместная деятельность воспитателей с детьми |
4. | Милосердие | Нравственное свойство человека, характеризующиеся способностью забывать прошлые обиды, прощать людям их слабости и промахи, давая им шанс исправить допущенное | Совместная деятельность воспитателей с детьми (беседы о нравственных свойствах человека) |
5. | Миролюбие | Ощущение мира в душе человека, чувство внутреннего покоя, которое рождается в состоянии спокойного созерцания окружающей действительности, во время молитвы; источник покоя, способность человека преодолевать свой страх, ощущение уверенности в том, что, в конце концов, все будет хорошо | Совместная деятельность воспитателей с детьми (беседы) |
6 | Огветсгвенност ь | Нравственная характеристика личности, сточки зрения выполнения его нравственных требований, предъявляемых обществом, выражающая степень участия личности и социальных групп как в их собственном нравственном совершенствовании общественных отношений | Совместная деятельность воспитателей с детьми, поручения |
7. | Долг | Общественная необходимость, выраженная в нравственных требованиях в такой форме, в какой они выступают перед определенной личностью, иными словами, это превращение требований нравственности, в равной мере, относящейся ко всем людям, в личную задачу данного конкретного лица, сформулированного применительно к его положению и ситуации в которой он находится в данный момент | Совместная деятельность воспитателей с детьми, поручения (беседы, рассказы) |
8 | Честь | Понятие нравственного сознания и категория этики, тесно связанная и во многом сходная с категорией достоинства | Занятия по ознакомлению с нравственными качествами |
9 | Совесть | Способность человека к нравственному самоконтролю, осознанию своего отношения к нравственным нормам социальной среды, соответствие своих поступков требованиям этих норм | Совместная деятельность воспитателей с детьми, поручения (беседы, рассказы) |
10 | Терпимость | Нравственное качество, характеризующее отношение к интересам, убеждениям, верованиям, привычкам в поведении других людей | Совместная деятельность воспитателей с детьми |
11 | Любовь | Любовь - есть та добродетель, которая отражает смысл самой природы Любовь проявляется в самых различных отношениях человека к окружающему миру | Совместная деятельность воспитателей с детьми Это ежедневное, постоянное общение взрослого с ребенком, в результате и посредством которого формируется такое сложное образование, как чувство любви |
12. | Сострадание | Нравственное свойство личности, выражающееся в сочувственном отношении к тому, кто попал в беду, умение ставить себя на место другого, способность относиться к людям с пониманием [20] | Совместная деятельность воспитателей с детьми |
Всеми выше перечисленными нравственными категориями нужно начинать знакомить детей с детского сада в форме специально организованных занятий, в процессе которых дети получают знания, навыки по изучаемым блокам, в совместной деятельности воспитателей с детьми, так как воспитание чувств — процесс, который невозможно уложить в жесткие рамки расписания занятий. В совместную деятельность можно включать беседы, рассказы, рассматривание иллюстраций, организацию выставок предметов детского творчества. Наиболее эффективно воздействие на ребенка средствами эстетического воспитания, поэтому большая роль в знакомстве с данными нравственными категориями отводится изобразительной деятельности, прослушиванию литературных и музыкальных произведений. Литература и искусство оказывают огромное влияние на нравственное развитие и эмоциональный мир ребенка.
Третье условие - профессиональная компетентность педагогов ДОУ о разных национальных культурах региона.
Этнопедагогические исследования способствуют обогащению современного педагогического опыта. Сегодня ни одно дошкольное образовательное учреждение не обходится без мероприятий, посвященных фольклорным праздникам народов России. В педагогических традициях народа обучение и воспитание осуществляется в гармоническом единстве. Именно эта особенность способствует эффективности учебно-воспитательной работы. Народные этические и педагогические традиции в настоящее время актуальны, но не популярны. Поэтому их творческое возрождение вполне справедливо воспринимается как своего рода инновационный феномен. Их диалектическое приспособление к новым социальным условиям приводит к педагогическим находкам, порою - к неожиданно продуктивным новшествам.
Четвертое условие - при взаимодействии ДОУ, семьи и культурных центров.
Огромная роль в воспитании маленькой личности принадлежит семье и дошкольному учреждению, при условии, если они будут совместно воспитывать (договариваться о требованиях, предъявляемых ребенку, о методах воздействия, способах обучения и т.д.) ребенка, то могут прийти к общей цели.
Развитие личности всегда происходит в социокультурном пространстве жизни своего народа, обладающего своей историей, культурой, своим менталитетом. Ребенок включается в это пространство самим фактом своего рождения. Но для того чтобы произошло становление его личности, формирование его самосознания как субъекта собственной жизнедеятельности, представителя определенной человеческой общности, как продолжателя и носителя национальной культуры, должны действовать два взаимосвязанных механизма. Это отождествление ребенка с социумом, в котором он живет, и обособление в нем индивидуальности. В воспитании ребенка активное участие должны принимать все: семья, дошкольное учреждение и социальная среда.
Основой сотрудничества должна стать духовная культура. В связи с этим необходимо прививать интерес к культуре разных наций, познакомить с традициями разных народов, помочь детям увидеть в культуре каждого народа свою «изюминку».
Таким образом, национальное образование - это образование, направленное на сохранение этнокультурной идентичности личности путем приобщения к родному языку и культуре с одновременным освоением ценностей народов родного края. Главной целью формирования национальной толерантности является создание условий для приобретения детьми дошкольного возраста знаний в области традиционной культуры и социально-исторических ценностей, отражающих характер и психологические особенности, самобытность определенного народа и его культуры; умений и навыков их использования в процессе жизнедеятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
О формировании национальной толерантности детей старшего дошкольного возраста
Актуальность работы. В настоящее время особенно актуальной стала проблема терпимого отношения к людям иной национальности, культуры. Не секрет, что сегодня всё большее распространение среди росс...
Понятие национальной толерантности детей старшего дошкольного возраста
Национальная толерантность — понятие многоаспектное и может рассматриваться в психологии как с позиций личности, ее установок, ценностей, так и с точки зрения воспитания, развития. Национальная ...
Система формирование национальной толерантности детей старшего дошкольного возраста
национальная толерантность, которая формируется в детском саду, повышает знания об особенностях культуры своего народа, его культурологических основах семейных, социальных, общественных явлений и трад...
Проект "ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ"
Представление результата-продукта: 3 систематизированных комплекса игр, направленных на формирование сенсорного, слухового и мотрно-двигательного внимания у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР....
Методическая разработка творческо-исследовательского проекта «Формирование предпосылок толерантности детей старшего дошкольного возраста от 5 лет до 6 лет через книгоиздательство»
Современные дети развиваются в многонациональной культурной среде. Воспитание терпимости к другим, чьи вкусы, привычки, взгляды отличаются от собственных, поможет дошкольникам найти общ...
Психолого-педагогические условия формирования адекватной самооценки детей старшего дошкольного возраста
статья посвящена вопросу выявления уровня самооценки и психолого-педагогическим условиям формирования адекватной самооценки у детей старшего дошкольного возраста....
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ АДЕКВАТНОЙ САМООЦЕНКИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Самооценка детей дошкольного возраста в онтогенезе. Воспитаниеадекватной самооценки у детей старшего дошкольного возраста. Виды и уровни самооценки личности, их особенности. Факторы, влияющие на...