О формировании национальной толерантности детей старшего дошкольного возраста
статья (старшая группа) по теме

 

Актуальность работы. В настоящее время особенно актуальной стала проблема терпимого отношения к людям иной национальности, культуры. Не секрет, что сегодня всё большее распространение среди российского общества получили недоброжелательность, озлобленность, агрессивность. Взаимная нетерпимость и культурный эгоизм через средства массовой информации проникают в семью, детский сад, школу.

Россия – страна многонациональная, многокультурная, многоязычная. Так было всегда. Если проследить историю русского этноса, мы увидим, что, кроме восточных славян, в формировании этого этноса приняли участие финно–угорские, тюркские, балтийские племена и народности. Еще раз подчеркнем: все они внесли вклад именно в русскую национальную культуру.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aktualnost_raboty.docx18.47 КБ

Предварительный просмотр:

Актуальность работы. В настоящее время особенно актуальной стала проблема терпимого отношения к людям иной национальности, культуры. Не секрет, что сегодня всё большее распространение среди российского общества получили недоброжелательность, озлобленность, агрессивность. Взаимная нетерпимость и культурный эгоизм через средства массовой информации проникают в семью, детский сад, школу.

Россия – страна многонациональная, многокультурная, многоязычная. Так было всегда. Если проследить историю русского этноса, мы увидим, что, кроме восточных славян, в формировании этого этноса приняли участие финно–угорские, тюркские, балтийские племена и народности. Еще раз подчеркнем: все они внесли вклад именно в русскую национальную культуру.

В сегодняшней России русская культура не просто сосуществует с культурами других народов, она интенсивно взаимодействует с ними. Кто усомнится в том, что такие писатели, как Фазиль Искандер, Василь Быков, Чабуа Амирэджиби, Геннадий Айги, такие художники, как Таир Салахов, такие артисты и режиссеры, как Резо Габриадзе, Армен Джигарханян, продолжающие работать в своей национальной культурной среде и культурной традиции, в то же время являются и достоянием русской культуры?

Тема толерантности, совместного проживания разных народов для мира, России и в том числе Южного Урала в последнее время стала очень актуальной. Челябинская область многонациональна, на ее территории проживают представители более 30 народов: русские, татары, башкиры, немцы, евреи, азербайджанцы и др. По итогам социологического исследования, проведенного в августе 2008 г. информационно-правозащитным конфликтологическим Центром «Аркаим» в рамках проекта «Защита прав населения и иностранных граждан», Челябинская область не находится в зоне повышенного уровня нетолерантных отношений. Тем не менее, негативные моменты все-таки имеют место. Чтобы отношения между этносами были цивилизованными и гармоничными, они должны знать историю, культуру, обычаи, традиции и заметных личностей своего и других народов, внесших вклад в социально-экономическое, культурное развитие региона, известных в России и мире. Поэтому проблеме воспитания толерантности должно уделяться серьезное внимание.

На сегодняшний день возникает необходимость воспитания толерантности с самых первых дней обучения. Для дошкольно образовательных учреждений проблема воспитания толерантности актуальна сама по себе. На этом жизненном этапе начинает складываться взаимодействие между детьми, пришедшими из разных микросоциумов, с разным жизненным опытом и с несформированностью коммуникативной деятельности. Для плодотворного сотрудничества в группе необходимо свести эти противоречия в процессе взаимодействия к некой общей основе.

Степень разработанности проблемы. В психолого- педагогической литературе освещены различные аспекты данной проблемы. Изучение проблемы толерантности в педагогической, психологической и других науках нашло отражение в работах Гогоберидзе Г.М., Золотухина В.М., Шаповалова В. и др

Методологической основой нашей работы  является идея о диалоге культур (В. С. Библер), что предполагает взаимодействие общечеловеческой и национальной культур, универсального и национального в дошкольном детстве, взаимосвязь культуросообразности (А. Ф. Дистервег) и культурологичности; положение психологов о приобщении личности к культуре в дошкольном возрасте идет через присвоение общественно-исторического опыта, воплощенного в материальных и духовных ценностях, и осваивается в активной, созидательной деятельности (Л.С.Выготский, А. В. Запорожец, А.Н.Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и др.); положение об активной роли взрослого в приобщении личности ребенка к культуре в период ее фактического созревания. Методологическое обоснование объясняет необходимость формирования и развития человека (ребенка) в соответствии с социально-историческими и культурными требованиями современного этапа.

Общие концептуальные подходы проблемы строятся на фундаментальном исследовании академика РАН Г. Н. Волкова, который теоретически обосновал этнопедагогическое образование подрастающего поколения. Для построения концепции нами также использовались научные разработки авторов Г. П. Блинова, В. И. Брудного, Н. П. Денисюк, И. В. Суханова, Д. С.Лихачева, Е. П. Белозерцева, Б. С. Библера, Э. А. Орловой, Э. С. Маркаряна, А. В. Запорожца, А. Н. Леонтьева, Н. Н. Поддьякова, А. В. Петровского, С. А. Козловой, Т. Ю. Купач.

Национальная толерантность детей старшего дошкольного возраста  предполагает учет универсального и национального в дошкольном детстве, т. к. все мы живем в мире взаимозависимости.

Однако при всей безусловности проведенных исследований остаются без внимания вопросы, касающиеся национальной толерантности детей старшего дошкольного возраста в процессе изучения темы: «Культура и традиции народов Южного Урала».Неизученными остаются аспекты, затрагивающие специфику национальной толерантности детей старшего дошкольного возраста и методы и средства применяемые в процессе формирования национальной толерантности детей старшего дошкольного возраста в рамках изучения темы: «Культура и традиции народов Южного Урала».

Таким образом, в педагогической теории и практике сложилась ситуация, которая характеризуется следующими противоречиями:

- между социально-обусловленной необходимостью в обладании детьми старшего дошкольного возраста национальной толерантностью и недостаточным уровнем её проявления в деятельности детей старшего дошкольного возраста;

- между обусловленной необходимостью изучения темы: «Культура и традиции народов Южного Урала» для формирования национальной толерантности детей старшего дошкольного возраста и недостаточной научно-теоретической разработанностью данного вопроса;

- между потребностью педагогической практики в организации формирования национальной толерантности детей старшего дошкольного возраста и слабой разработанностью содержательно-методического обеспечения названного процесса.

Данные противоречия обусловили актуальность исследования, проблема которого заключается в поиске ответа на вопрос, как организовать процесс формирования национальной толерантности детей старшего дошкольного возраста на базе совместной образовательной работы на тему «Культура и традиции народов Южного Урала».

Актуальность рассматриваемой нами проблемы послужила основанием для выбора темы исследования: «Национальная толерантность детей старшего дошкольного возраста в процессе изучения темы: «Культура и традиции народов Южного Урала»

Цель работы: способствовать формированию национальной толерантности детей старшего дошкольного возраста в процессе изучения темы: «Культура и традиции народов Южного Урала».

В соответствии с целью исследования были поставлены и решались следующие задачи:

  1. выявить степень разработанности проблемы в педагогической теории и практике, раскрыть педагогический потенциал формирования национальной толерантности детей старшего дошкольного возраста;
  2. определить содержание, структуру понятия «национальной толерантности детей старшего дошкольного возраста»;
  3. спроектировать систему формирования национальной толерантности детей старшего дошкольного возраста и выявить педагогические условия реализации данной системы;
  4. внедрить систему формирования национальной толерантности детей старшего дошкольного возраста  в образовательный процесс дошкольного учреждения;
  5. экспериментально проверить результативность спроектированной системы и эффективность выделенных педагогических условий.

Исследование проводилось на базе МБДОУ Центр развития ребенка детский сад № 93 г. Челябинска. В исследовании приняли участие 16 детей старшего дошкольного возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВОСПИТАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Современный культурный человек – это не только человек образованный, но и обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Важно формировать  у подрастающего поколения умение строить вза...

ВОСПИТАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Современный культурный человек – это не только человек образованный, но и обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Важно формировать  у подрастающего поколения умение строить вза...

Понятие национальной толерантности детей старшего дошкольного возраста

Национальная толерантность — понятие многоаспектное и может рассматриваться в психологии как с позиций личности, ее установок, ценностей, так и с точки зрения воспитания, развития. Национальная ...

Система формирование национальной толерантности детей старшего дошкольного возраста

национальная толерантность, которая формируется в детском саду, повышает знания об особенностях культуры своего народа, его культурологических основах семейных, социальных, общественных явлений и трад...

Методическая разработка творческо-исследовательского проекта «Формирование предпосылок толерантности детей старшего дошкольного возраста от 5 лет до 6 лет через книгоиздательство»

Современные дети развиваются в многонациональной культурной среде. Воспитание терпимости к другим, чьи вкусы, привычки, взгляды отличаются от собственных, поможет дошкольникам найти общ...

Педагогические условия формирования национальной толерантности детей старшего дошкольного возраста

Приоритет культурной деятельности ЮНЕСКО сосредоточен на стимулировании творческой деятельности человека, изучении культур и охране мирового культурного наследия. Национальный проект «Образование» одн...

Педагогический познавательно-исследовательский проект по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста Тема: «Формирование инициативности у детей старшего дошкольного возраста с помощью экспериментально-исследовательской деятельности»

Ребенок дошкольного возраста неутомимый исследователь, который хочет все знать, все понять, во всем разобраться, у него своеобразное, особое видение окружающего мира, он смотрит вокруг на происходящее...