Основы технологии развития гражданско-патриотических чувств и этнотолерантности у дошкольников
статья на тему
Толерантность, патриотизм, гражданственность и этнотолерантность формируется целенаправленно в педагогическом процессе ДОУ средствами вхождения ребенка в культуру. Для этого необходима разработка интегративного образовательного содержания.
Этапы педагогической технологии:
1этап - прогностический. Включает в себя диагностику (проведение диагностики, количественный и качественный анализ результатов, выявление связей и зависимостей разного характера) и целеполагание (корректировка и конкретизация целей и задач работы с детьми и, при необходимости, с их родителями на основе результатов диагностики) .
2 этап - информационный - предполагает накопление представлений, обогащение эмоционально-чувственного опыта ребенка о жизни города, страны и мира. В ходе работы закладываются основы знаний о своем городе, стране, ее истории, народной культуре, о представителях других рас и национальностей, их культуре, общности нравственно-этических и эстетических ценностей, причинах различий в культурах, правилах и нормах взаимоотношений людей, позитивных способах взаимодействия с людьми разных стран и этносов. На основе этих знаний у детей воспитывается чувство привязанности к родному краю, гордости за историю своей страны, ее народ, культуру. Возникает уважение к обычаям, традициям своего и других народов, интерес к особенностям жизни, проявлениям культуры, традициям людей других стран и этносов.
3 этап - практический - включение ребенка в разные виды детской деятельности, в которых он может выразить свои представления и отношение к особенностям родной страны и людям разных национальностей (игровая, проектная, изобразительная, театрализованная). На этом этапе создаются условия, способствующие актуализации и переносу знаний и умений в различные виды деятельности детей. Поведенческий компонент предполагает накопление опыта ответственного, нравственного поведения в разных ситуациях по отношению к разным людям, их культурам и ценностям.
Итоговый (4 этап) - поведенческий - обеспечивает применение умений следовать правилам толерантного поведения в реальных условиях жизни и общения с разными людьми, развитие начал толерантного и гражданского поведения в процессе участия дошкольников в социальных гуманитарных акциях.
Условия реализации задач и содержания работы с детьми:
1. Повышение межкультурной толерантности и этнотолерантности самих взрослых людей: родителей и педагогов, высокий уровень их гражданственности и патриотизма.
2. Позитивное отношение взрослых (педагогов и родителей) к городу, стране, разным национальностям, их компетентность по проблеме воспитания основ гражданско-патриотических чувств.
3. Готовность педагогов и родителей включать детей в межкультурное взаимодействие. А именно знакомить их с универсалиями и различиями культур разных этносов в процессе приобщения к разным видам искусства, организовывать ситуации общения и совместной деятельности с представителями.
4. В целом социальная среда, выступающая важным фактором освоения дошкольниками универсальных («наднациональных») ценностей и норм.
5. Организация предметно-развивающей среды, инициирующей интерес ребенка, активность в познании социального мира.
Средства образования дошкольников в поликультурном обществе
Ведущими средствами образования выступают средства, предоставляемые разными видами культуры. Наиболее доступными из них для дошкольников являются:
• Народная игровая культура
• Устное народное творчество
• Декоративно-прикладное искусство разных народов
1. Народная игровая культура.
Велико значение народной культуры в становлении национального сознания и развитии личности в целом. Следует учитывать, что понятие «народная культура» имеет собирательный характер, одним из важнейших компонентов которого является игровая культура.
Народная игровая культура является одним из наиболее доступных средств инкультурации и социализации дошкольника. Ребенку понятны и интересны разные формы народной игровой культуры:
• народный праздник как феномен культуры и взаимосвязанная с ним карнавальная культура,
• народный театр,
• народные игры разных видов (подвижные игры и состязания, сюжетные, хороводные, словесные).
2. Устное народное творчество.
Устный фольклор имеет огромную ценность, состоящую в его познавательном, эстетическом и воспитательном значении. Произведения устного народного творчества естественно включаются в разные виды детской деятельности (игровую, изобразительную, театрализованную).
3. Декоративно-прикладное и музыкальное искусство разных народов.
В народном искусстве отражаются традиционные культурные ценности этносов и этнических групп. Возможность не только наблюдать, но и самостоятельно лепить, петь, танцевать, рисовать, импровизировать на основе народных мотивов делает этот процесс увлекательным и полезным для ребенка.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Основы технологии развития гражданско-патриотических чувств и этнотолерантности у дошкольников
Толерантность, патриотизм, гражданственность и этнотолерантность формируется целенаправленно в педагогическом процессе ДОУ средствами вхождения ребенка в культуру. Для этого необходима разработка интегративного образовательного содержания.
Этапы педагогической технологии
1этап - прогностический. Включает в себя диагностику (проведение диагностики, количественный и качественный анализ результатов, выявление связей и зависимостей разного характера) и целеполагание (корректировка и конкретизация целей и задач работы с детьми и, при необходимости, с их родителями на основе результатов диагностики) .
2 этап - информационный - предполагает накопление представлений, обогащение эмоционально-чувственного опыта ребенка о жизни города, страны и мира. В ходе работы закладываются основы знаний о своем городе, стране, ее истории, народной культуре, о представителях других рас и национальностей, их культуре, общности нравственно-этических и эстетических ценностей, причинах различий в культурах, правилах и нормах взаимоотношений людей, позитивных способах взаимодействия с людьми разных стран и этносов. На основе этих знаний у детей воспитывается чувство привязанности к родному краю, гордости за историю своей страны, ее народ, культуру. Возникает уважение к обычаям, традициям своего и других народов, интерес к особенностям жизни, проявлениям культуры, традициям людей других стран и этносов.
3 этап - практический - включение ребенка в разные виды детской деятельности, в которых он может выразить свои представления и отношение к особенностям родной страны и людям разных национальностей (игровая, проектная, изобразительная, театрализованная). На этом этапе создаются условия, способствующие актуализации и переносу знаний и умений в различные виды деятельности детей. Поведенческий компонент предполагает накопление опыта ответственного, нравственного поведения в разных ситуациях по отношению к разным людям, их культурам и ценностям.
Итоговый (4 этап) - поведенческий - обеспечивает применение умений следовать правилам толерантного поведения в реальных условиях жизни и общения с разными людьми, развитие начал толерантного и гражданского поведения в процессе участия дошкольников в социальных гуманитарных акциях.
Условия реализации задач и содержания работы с детьми
1. Повышение межкультурной толерантности и этнотолерантности самих взрослых людей: родителей и педагогов, высокий уровень их гражданственности и патриотизма.
2. Позитивное отношение взрослых (педагогов и родителей) к городу, стране, разным национальностям, их компетентность по проблеме воспитания основ гражданско-патриотических чувств.
3. Готовность педагогов и родителей включать детей в межкультурное взаимодействие. А именно знакомить их с универсалиями и различиями культур разных этносов в процессе приобщения к разным видам искусства, организовывать ситуации общения и совместной деятельности с представителями.
4. В целом социальная среда, выступающая важным фактором освоения дошкольниками универсальных («наднациональных») ценностей и норм.
5. Организация предметно-развивающей среды, инициирующей интерес ребенка, активность в познании социального мира.
Средства образования дошкольников в поликультурном обществе
Ведущими средствами образования выступают средства, предоставляемые разными видами культуры. Наиболее доступными из них для дошкольников являются:
• Народная игровая культура
• Устное народное творчество
• Декоративно-прикладное искусство разных народов
1. Народная игровая культура.
Велико значение народной культуры в становлении национального сознания и развитии личности в целом. Следует учитывать, что понятие «народная культура» имеет собирательный характер, одним из важнейших компонентов которого является игровая культура.
Народная игровая культура является одним из наиболее доступных средств инкультурации и социализации дошкольника. Ребенку понятны и интересны разные формы народной игровой культуры:
• народный праздник как феномен культуры и взаимосвязанная с ним карнавальная культура,
• народный театр,
• народные игры разных видов (подвижные игры и состязания, сюжетные, хороводные, словесные).
2. Устное народное творчество.
Устный фольклор имеет огромную ценность, состоящую в его познавательном, эстетическом и воспитательном значении. Произведения устного народного творчества естественно включаются в разные виды детской деятельности (игровую, изобразительную, театрализованную).
3. Декоративно-прикладное и музыкальное искусство разных народов.
В народном искусстве отражаются традиционные культурные ценности этносов и этнических групп. Возможность не только наблюдать, но и самостоятельно лепить, петь, танцевать, рисовать, импровизировать на основе народных мотивов делает этот процесс увлекательным и полезным для ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие музыкального слуха, чувства ритма, музыкальных способностей дошкольников
Предлагаем вам стихи – песни, которые помогут развивать у детей ритмическое чувство. Их можно использовать на прогулке, в часы досуга. Их можно петь, но можно весело проговаривать. Они сами зада...
Методическая разработка по использованию приемов ТРИЗ на занятиях педагогов дополнительного образования (разработаны на основе технологии развития творческого мышления)
Рекомендации разработаны на основе технологии развития творческого мышления....
Педагогический совет «Организация работы по гражданско-патриотическому воспитанию в ДОО посредством ознакомления дошкольников с родным селом»
Сценарий педагогичексого совета на тему «Организация работы по гражданско-патриотическому воспитанию в ДОО посредством ознакомления дошкольников с родным селом»...
«Использование интерактивных образовательных технологий в гражданско-патриотическом воспитании дошкольников»
laquo;Использование интерактивных образовательных технологий в гражданско-патриотическом воспитании дошкольников...
Мастер – класс для педагогов «Использование инновационных технологий в гражданско-патриотическом воспитании дошкольников».
Любовь к родному городу, гордость за свою страну имеют огромное значение для развития личности ребенка. Без любви к Родине и уважения к её истории и культуре невозможно воспитать гражданина и патриота...
Информационный проект на тему: «Сторисек» как средство развития гражданско-патриотических чувств у детей с ТНР в группе компенсирующей направленности»
Информационный проект на тему: «Сторисек» как средство развития гражданско-патриотических чувств у детей с ТНР в группе компенсирующей направленности»...