Проект по патриотическому воспитанию
проект (старшая группа) на тему
Разработан для воспитанников старшей группы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_po_patrioticheskomu_vospitaniyu.rar | 23.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект по патриотическому воспитанию
"Знакомство с Калужским краем"
Воспитателя ДВГ «Радуга» МКОУ «СОШ №8»
Селивестровой Натальи Владимировны
«Человеку никак нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца».
К. Паустовский
Актуальность темы:
Сегодня как никогда возрастает роль патриотического воспитания в формировании чувства национальной принадлежности подрастающего поколения. Образы Родины, Малой родины, отчего дома, отца и матери с детских лет должны стать дорогими и близкими каждому дошкольнику, они играют важную роль в становлении личности ребенка. В последние годы идея воспитания патриотизма и гражданственности приобретает все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Большая роль в патриотическом воспитании дошкольников отводится региональному компоненту, акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.
Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями, яркие впечатления, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь формирует у них такие качества, как ответственность, гордость за свою родную землю, помогают им стать патриотом и гражданином своей Родины. Именно это имел в виду поэт К.Симонов в стихотворении “Родина”: “Ты вспоминаешь не страну большую, которую изъездил и узнал.
Ты вспоминаешь Родину такую, какой её ты в детстве увидал”
Чувство любви к нашей стране каждый связывает с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой он ходил в детстве; с двором, где посадил первое деревце.
В погоне за научно-техническим прогрессом, новыми открытиями духовные ценности, проблемы воспитания у подрастающего поколения любви к своей малой Родине в какой то период отошли на второй план. Однако сегодня приоритеты существенно изменились, и это не могло не отразиться на содержании дошкольного образования. Знакомство детей с национальным и региональным культурным наследием и историей страны, родного края становится сегодня одной из задач образовательной деятельности.
Проведенное среди детей и родителей воспитанников анкетирование показывает:
- у 60% дошкольников к 6 годам отсутствует познавательный интерес к истории и культурному наследию города, края;
- у 75 % детей отмечается низкий уровень знаний истории города, края;
- 70 % родителей не имеют возможности посещать культурные учреждения города из-за высокой занятости;
- 40 % родителей затрудняются в знании истории города, края.
Задаче воспитания чувства патриотизма, любви к малой Родине традиционно уделяется внимание, но результаты анкетирования показали необходимость усиления внимания к работе в данном направлении, наполнение ее новым содержанием. Возникла необходимость изменить формы организации педагогического процесса по ознакомлению детей с родным краем. Решением данной проблемы стала реализация проекта: «Знакомство с Калужским краем». Метод проекта позволяет детям усвоить краеведческий материал через совместный поиск информации, ответов на вопросы, тем самым, делая познавательный процесс интересным и увлекательным. Проектная деятельность развивает творческие способности дошкольников, помогает самому педагогу развиваться как творческой личности.
Цель проекта:
Воспитание гражданских чувств, чувства любви к Родине, родному краю; развитие познавательного интереса, практического и умственного экспериментирования, речевое совершенствование.
Задачи проекта:
- Дать дошкольникам знания о родном городе: истории, символике, достопримечательностях, промышленных объектах, флоре и фауне;
- Познакомить с именами известных земляков;
- Воспитывать любовь к родному городу, краю, умение видеть прекрасное, гордиться им.
- Познакомить с культурой и традициями Калужского края.
- Формировать экологическую культуру у детей и их родителей, желание принимать участие в проведении мероприятий по охране окружающей среды.
Направления проектной деятельности:
- Информационный блок: Переработка теоретических материалов, написание познавательных рассказов
- Технологический блок: Разработка конспектов занятий с использованием развивающего обучения
- Организационный блок: Создание предметно – развивающей среды
Вид проекта: познавательный, групповой.
Участники: дети подготовительной к школе группы, родители воспитанников, педагоги группы, музыкальный руководитель.
Сроки реализации: в течение учебного года.
Основной раздел программы: познавательное развитие
Разделы программы, содержание которых включено в проект: речевое развитие, изобразительная деятельность, игровая деятельность, музыкальная деятельность, ознакомление с окружающим миром.
Обеспечение проектной деятельности:
Методическое:
- Л.Н.Коротовских «Методическое сопровождение краеведения в ДОУ. Управление ДОУ 2006 № 8.
- Т.И.Доможакова «Воспитание патриотизма у детей старшего дошкольного возраста». Управление ДОУ 2006 № 8.
- Н.Г.Комратова, Л.Ф.Грибова «Моя малая Родина». Управление ДОУ 2005 №1.
- И.В.Жирякова «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников через музейную педагогику». Управление ДОУ 2008 № 4.
- Материалы Интернет.
Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта:
- подбор произведений русского народного творчества,
- подбор наглядного материала (иллюстрации, фотографии),
- подготовка разного вида бросового материала
- подготовка изобразительного материала для продуктивной деятельности,
- дидактические игры,
- выставки книг, рисунков, поделок,
- создание условий для проведения открытых мероприятий (оформление групповой комнаты, музыкального зала).
Этапы проведения и реализации проекта:
I. Информационно-накопительный (сентябрь-октябрь):
- Изучение интереса детей для определения целей проекта.
- Сбор и анализ литературы для взрослых и детей.
II. Организационно-практический (ноябрь – март)
Проведение познавательных занятий, на темы: “Город Киров – прошлое и настоящее», «Моя Родина – Калужский край!»
Оформление альбомов “Достопримечательности моего города”, «Славные земляки», «Природа родного края»
Оформление дидактических игр по краеведению:
«Знакомая картинка», «Бабушкин сундучок», «Мой край», «Я - фотограф», «Моя улица и дом родной»
Акция «Чистый город» (совместно с родителями)
Продуктивная деятельность «Животные и птицы Калужского края»
Экскурсии по городу
Оформление мини - музея «Русская изба» в русских традициях
III. Презентационно - завершающий (апрель)
Открытое занятие “Моя Родина – Калужский край! ”
Выставка продуктов детской деятельности.
Оценка этапов реализации проекта детьми.
IV. Контрольно-рефлексивный
Подведение итогов.
Беседа “Что мы хотели узнать, что узнали, для чего узнали?”
Необходимые условия реализации проекта:
- интерес детей и родителей;
- методические разработки,
- интеграция со специалистами детского сада.
Предполагаемый результат:
- Итоговым результатом станет активное участие детей в выставках, конкурсах, спортивно-патриотических мероприятиях, других видах деятельности, анкетирование, где отразится повышение интереса и внимания к истории Малой Родины;
- Усвоение доступных знаний об истории родного Отечества.
- Приобретение детьми дошкольного возраста навыков социального общения со взрослыми, умение выражать собственное мнение, анализировать, живо реагировать на происходящее, оказывать посильную помощь.
Гипотеза:
Полученные знания об истории города, символике, достопримечательностях, именах тех, кто основал и прославил город, повысят интерес к судьбе родного города и края, помогут формированию патриотических качеств у дошкольников.
Методы проекта:
- познавательные игровые занятия
- совместные игры,
- анкетирование,
- беседы.
Стратегия осуществления проектной деятельности:
Данный проект был апробирован в рамках дошкольных групп при МКОУ «СОШ №8» в 2014- – 2015 учебном году с детьми подготовительного к школе возраста в специально организованной деятельности; совместной деятельности педагога и ребенка; самостоятельной детской деятельности; деятельности детей и родителей. В ходе реализации проекта был сделан вывод, что занятия, игры, продуктивная деятельность по данной теме объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений.
Близкое и подробное знакомство с культурным наследием города, края помогли раскрыть интеллектуальные и творческие способности детей, сформировать определенные суждения и оценки. Развивающая среда, созданная в группе, помогла осуществить основные направления музейной педагогики. Создание и оформление мини-музея «Русская изба» дали представление детям о жизни людей в прошлом, их семейном укладе, одежде, предметах быта, народных промыслах. Занятия по изобразительному искусству приобщили детей к художественному труду (поделки к праздникам, изготовление кукол, и украшений для них, сувениры и подарки) и способствовали налаживанию коммуникаций со взрослыми и сверстниками на основе совместной деятельности и взаимной помощи. Занятия, построенные на народных играх помогли решать задачи физического развития детей с учетом индивидуальных способностей и нравственных качеств (взаимопомощи, взаимоподдержки)
Достигнутые результаты:
- познавательный интерес и внимание к истории Малой Родины, активность детей повысились на 24 %,
- активное участие детей в выставках, конкурсах, спортивно-патриотических мероприятиях, других видах деятельности;
- получение доступных знаний об истории родного Отечества
- повышение у родителей интереса к участию в делах группы.
В результате проделанной нами работы возникла идея о создании долгосрочного проекта по патриотическому воспитанию, который будет состоять из трех блоков:
- 1 блок «Моя семья»
- 2 блок «Моя малая Родина»
- 3 блок «Россия – Родина моя»
Предложения по возможному распространению проекта:
Проект можно использовать в подготовительной к школе группе детского сада, в кружковой работе, в продленных группах начальной школы.Он поможет детям испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, городу, краю; испытывать гордость и уважение за свою нацию, русскую культуру, язык, традиции, гордиться своим народом, его достижениями, научит любоваться природой, бережно относиться к ней.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект по патриотическому воспитанию «Одежда кубанских и терских казаков» Название проекта «Особенности одежды казаков »
Содержание деятельности:Дать понятие «Казачество» и его значение в роли защитника государстваРассказать об одежде, ее видах и предназначенииПоказать отличия одежды казака – воина и воина армии.А...
ЦЕННОСТНЫЙ ПОДХОД В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА через реализацию проекта по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста
Реализация долгосрочного проекта по патриотическому воспитанию, посвященного 70-летию Победы в Великой Отечественной войне "Никто не забыт, ничто не забыто"...
Воспитание патриотизма и гражданственности у дошкольников в ходе реализации проекта по патриотическому воспитанию «Растим патриота»
В статье преддставлен опыт работы по патритическому воспитанию детей дошкольного возраста....
Педагогический проект по патриотическому воспитанию детей "Духовно-нравственное воспитание детском саду"
Знакомство с Кубанским казачкством....
Педагогический проект по патриотическому воспитанию дошкольников «Значение устного – народного творчества в нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста»
Для дошкольного воспитания особенно актуальны вопросы развития познавательно активной личности, роста ее духовного потенциала. Вот почему важно в жизнь ребенка включать знакомство с разнообразными фор...
Проект по патриотическому воспитанию Формирование основ патриотического воспитания у детей среднего дошкольного возраста. «Любовь к Родине начинается с детства»
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из актуальных проблем является патриотическое воспитание подрастающего поколения....
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ ПО ТРОПИНКАМ НАРОДНЫХ ТРАДИЦИЙ В РАМКАХ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ
Патриотическое воспитание – тема ни для кого не новая, но в настоящее время остро стоит проблема по приобщению подрастающего поколения к культуре и истории своего народа, обсуждение ее на самых ...