Проект по патриотическому воспитанию
проект (старшая группа) на тему

Селивестрова Наталья Владимировна

Разработан для  воспитанников старшей группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_patrioticheskomu_vospitaniyu.rar23.01 КБ

Предварительный просмотр:

Проект по патриотическому воспитанию

"Знакомство с  Калужским краем" 

 Воспитателя   ДВГ «Радуга» МКОУ «СОШ №8»

                                                                    Селивестровой Натальи Владимировны

 «Человеку никак нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца».
К. Паустовский

Актуальность темы:

          Сегодня как никогда возрастает  роль патриотического воспитания в формировании чувства национальной принадлежности подрастающего поколения. Образы Родины, Малой родины, отчего дома, отца и матери с детских лет должны стать дорогими и  близкими каждому дошкольнику, они играют важную роль в становлении личности ребенка.                                     В последние годы идея воспитания патриотизма и гражданственности приобретает все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Большая роль в патриотическом воспитании дошкольников отводится региональному компоненту,  акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.

       Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями, яркие впечатления, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь формирует у них такие качества,  как ответственность, гордость за свою родную землю, помогают им стать патриотом и гражданином своей Родины.  Именно это имел в виду поэт К.Симонов в стихотворении “Родина”:                                                                                                                                                                   “Ты вспоминаешь не страну большую, которую изъездил и узнал.
Ты вспоминаешь Родину такую, какой её ты в детстве увидал”

Чувство любви к нашей стране каждый  связывает  с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой он ходил в детстве; с двором, где посадил первое деревце.

В погоне за научно-техническим прогрессом, новыми открытиями духовные ценности, проблемы воспитания у подрастающего поколения любви к своей малой Родине в какой то период отошли на второй план. Однако сегодня приоритеты существенно изменились,  и это не могло не отразиться на содержании дошкольного образования. Знакомство детей с национальным и региональным культурным наследием и историей страны, родного края становится сегодня одной из задач образовательной деятельности.

Проведенное среди детей и родителей воспитанников  анкетирование показывает:

  1. у 60% дошкольников к 6 годам отсутствует познавательный интерес к истории и культурному наследию города, края;
  2. у 75 % детей отмечается низкий уровень знаний истории города, края;
  3. 70 % родителей не имеют возможности посещать культурные учреждения города из-за высокой занятости;
  4. 40 % родителей затрудняются в знании истории города, края.

    Задаче воспитания чувства патриотизма, любви к малой Родине традиционно уделяется внимание, но результаты анкетирования показали необходимость усиления внимания к работе в данном направлении, наполнение ее новым содержанием. Возникла необходимость изменить формы организации педагогического процесса по ознакомлению детей с родным краем. Решением данной проблемы стала реализация проекта: «Знакомство с Калужским краем».                                                                                                                                                               Метод проекта позволяет детям усвоить краеведческий материал через совместный поиск информации, ответов на вопросы, тем самым, делая познавательный процесс интересным и увлекательным. Проектная деятельность развивает творческие способности дошкольников, помогает самому педагогу развиваться как творческой личности.

Цель проекта:

Воспитание гражданских чувств, чувства любви к Родине, родному краю; развитие познавательного интереса, практического и умственного экспериментирования, речевое совершенствование.

Задачи проекта:

  • Дать дошкольникам знания о родном городе: истории, символике, достопримечательностях, промышленных объектах, флоре и фауне;
  • Познакомить с именами известных земляков;
  • Воспитывать любовь к родному городу, краю, умение видеть прекрасное, гордиться им.
  • Познакомить с культурой и традициями Калужского края.
  • Формировать экологическую культуру у детей и их родителей, желание принимать участие в проведении мероприятий по охране окружающей среды.

Направления проектной деятельности:

  • Информационный блок: Переработка теоретических материалов, написание познавательных рассказов
  • Технологический блок: Разработка конспектов занятий с использованием развивающего обучения
  • Организационный блок: Создание предметно – развивающей среды

Вид проекта: познавательный, групповой.

Участники: дети подготовительной к школе  группы, родители воспитанников, педагоги группы, музыкальный руководитель.

Сроки реализации: в течение учебного года.

Основной раздел программы: познавательное развитие

Разделы программы, содержание которых включено в проект: речевое развитие, изобразительная деятельность, игровая деятельность, музыкальная деятельность, ознакомление с окружающим миром.

Обеспечение проектной деятельности:

Методическое:

  1. Л.Н.Коротовских «Методическое сопровождение краеведения в ДОУ. Управление ДОУ 2006 № 8.
  2. Т.И.Доможакова «Воспитание патриотизма у детей старшего дошкольного возраста». Управление ДОУ 2006 № 8.
  3. Н.Г.Комратова, Л.Ф.Грибова «Моя малая Родина». Управление ДОУ 2005 №1.
  4. И.В.Жирякова «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников через музейную педагогику». Управление ДОУ 2008 № 4.
  5. Материалы Интернет.

Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта:

  1. подбор произведений русского народного творчества,
  2. подбор наглядного материала (иллюстрации, фотографии),
  3. подготовка разного вида бросового материала
  4. подготовка изобразительного материала для продуктивной деятельности,
  5. дидактические игры,
  6. выставки книг, рисунков, поделок,
  7. создание условий для проведения открытых мероприятий (оформление групповой комнаты, музыкального зала).

Этапы проведения и реализации проекта:

I. Информационно-накопительный (сентябрь-октябрь):

  • Изучение интереса детей для определения целей проекта.
  • Сбор и анализ литературы для взрослых и детей.

II. Организационно-практический (ноябрь – март)

Проведение познавательных занятий, на темы: “Город Киров – прошлое и настоящее», «Моя Родина – Калужский край!»

Оформление альбомов “Достопримечательности моего города”, «Славные земляки»,  «Природа родного края»

Оформление дидактических игр по краеведению:
«Знакомая картинка», «Бабушкин сундучок»,  «Мой край», «Я - фотограф», «Моя улица и дом родной»

Акция «Чистый город» (совместно с родителями)

Продуктивная деятельность «Животные и птицы Калужского края»

Экскурсии по городу

Оформление мини - музея «Русская изба» в русских традициях

III. Презентационно - завершающий (апрель)

Открытое занятие “Моя Родина – Калужский край! ”

Выставка продуктов детской деятельности.

Оценка этапов реализации проекта детьми.

IV. Контрольно-рефлексивный

Подведение итогов.

Беседа “Что мы хотели узнать, что узнали, для чего узнали?”

Необходимые условия реализации проекта:

  1. интерес детей и родителей;
  2. методические разработки,
  3. интеграция со специалистами детского сада.

Предполагаемый результат:

  1. Итоговым результатом станет активное участие детей в выставках, конкурсах, спортивно-патриотических мероприятиях, других видах деятельности, анкетирование,  где отразится повышение интереса и внимания к истории Малой Родины;
  2. Усвоение доступных знаний об истории родного Отечества.
  3. Приобретение детьми дошкольного возраста навыков социального общения со взрослыми, умение выражать собственное мнение, анализировать, живо реагировать на происходящее, оказывать посильную помощь.

Гипотеза:

      Полученные  знания об истории города, символике, достопримечательностях, именах тех, кто основал и прославил город, повысят  интерес к судьбе  родного города и края, помогут формированию патриотических качеств у дошкольников.

Методы проекта:

  1. познавательные игровые занятия
  2. совместные игры,
  3. анкетирование,
  4. беседы.

Стратегия осуществления проектной деятельности:

Данный проект был апробирован в рамках дошкольных групп при МКОУ «СОШ №8» в 2014- – 2015 учебном году с детьми подготовительного к школе  возраста в специально организованной деятельности; совместной деятельности педагога и ребенка; самостоятельной детской деятельности; деятельности детей и родителей. В ходе реализации проекта был сделан вывод, что занятия, игры, продуктивная деятельность по данной теме объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений.

     Близкое и подробное знакомство с культурным наследием города, края помогли раскрыть интеллектуальные и творческие способности детей, сформировать определенные  суждения и оценки. Развивающая среда, созданная в группе, помогла осуществить основные направления музейной педагогики. Создание и оформление мини-музея «Русская изба» дали представление детям о жизни людей в прошлом, их семейном укладе, одежде, предметах быта,  народных промыслах. Занятия по изобразительному искусству приобщили детей к художественному труду (поделки к праздникам, изготовление кукол, и украшений для них, сувениры и подарки) и способствовали налаживанию коммуникаций со взрослыми и сверстниками на основе совместной деятельности и взаимной помощи. Занятия, построенные на народных играх помогли решать задачи физического развития детей с учетом индивидуальных способностей и нравственных качеств (взаимопомощи, взаимоподдержки)

Достигнутые результаты:

- познавательный интерес и внимание к истории Малой Родины,  активность детей повысились на 24 %,

- активное участие детей в выставках, конкурсах, спортивно-патриотических мероприятиях, других видах деятельности;

- получение доступных знаний об истории родного Отечества

- повышение у родителей интереса к  участию  в делах группы.

В результате проделанной нами работы возникла идея о создании долгосрочного проекта по патриотическому воспитанию, который будет состоять из трех блоков:

  • 1 блок «Моя семья»
  • 2 блок «Моя малая Родина»
  • 3 блок «Россия – Родина моя»

Предложения по возможному распространению проекта:

Проект можно использовать в подготовительной к школе группе детского сада, в кружковой работе,  в продленных группах начальной школы.Он поможет детям испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, городу, краю; испытывать гордость и уважение за свою нацию, русскую культуру, язык, традиции, гордиться своим народом, его достижениями, научит любоваться природой, бережно относиться к ней.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по патриотическому воспитанию «Одежда кубанских и терских казаков» Название проекта «Особенности одежды казаков »

Содержание деятельности:Дать понятие «Казачество» и его значение в роли защитника государстваРассказать об одежде, ее видах и предназначенииПоказать отличия одежды казака – воина и воина армии.А...

ЦЕННОСТНЫЙ ПОДХОД В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА через реализацию проекта по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста

Реализация долгосрочного проекта по патриотическому воспитанию, посвященного 70-летию Победы в Великой Отечественной войне "Никто не забыт, ничто не забыто"...

Воспитание патриотизма и гражданственности у дошкольников в ходе реализации проекта по патриотическому воспитанию «Растим патриота»

В статье преддставлен опыт работы по патритическому воспитанию детей дошкольного возраста....

Педагогический проект по патриотическому воспитанию дошкольников «Значение устного – народного творчества в нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста»

Для дошкольного воспитания особенно актуальны вопросы развития познавательно активной личности, роста ее духовного потенциала. Вот почему важно в жизнь ребенка включать знакомство с разнообразными фор...

Проект по патриотическому воспитанию Формирование основ патриотического воспитания у детей среднего дошкольного возраста. «Любовь к Родине начинается с детства»

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из актуальных проблем является патриотическое воспитание подрастающего поколения....

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ ПО ТРОПИНКАМ НАРОДНЫХ ТРАДИЦИЙ В РАМКАХ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ

Патриотическое воспитание – тема ни для кого не новая, но в настоящее время остро стоит проблема по приобщению подрастающего поколения к культуре и истории своего народа, обсуждение ее на самых ...